Психофизиология . Что такое «Психофизиология «? Понятие и определение термина «Психофизиология » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Психофизиология – область исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, занимающаяся изучением нейрофизиологических механизмов, присущих психическим процессам, состояниям и поведению.
Психофизиология решает широкий спектр задач: определение роли биологических факторов при выполнении психической деятельности, изучение изменений физиологического и биохимического характера в нервной системе, установление связи между различными аспектами активности (функционирование памяти, регуляция эмоций и так далее). Методы исследований в психофизиологии разнообразны, преимуществом является то, что специалисты в равной степени используют и традиционные, и современные способы.
Так, к традиционным методам можно отнести регистрацию сенсорных, моторных и вегетативных реакций. Современные методы представлены электрофизическими методиками – математические способы фильтрации экспериментальных данных, энцефалография и так далее. В рамках психофизиологии сложились отдельные направления – сенсорная психофизиология, психофизиология организации движений, психофизиология активности и многие другие.
Особое распространение получила дифференциальная психология, которая изучает влияние индивидуальных различий в деятельности мозга на формирование персональных особенностей психики и поведения. Данные, полученные в результате исследований, носящих психофизиологический характер, широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, в прикладных сферах психофизиологии – психофизиологии спорта, труда и так далее.
< Психофизика
Пубертатный период >
Популярные термины
Психофизиология
Психопаты — кто они?
Кто такие психопаты, чем они опасны и почему все же не считаются психически больными людьми? Рассказывает психофизиолог Вадим Ротенберг.
Новости СМИ2
новое на сайте- «Крестная не сообщила о смерти кузена и сама умерла через неделю. А ее брат втихую присвоил наследство и разворовал»
- «Люблю мужа, а вот секс не люблю. Как заставить себя хотеть?»
- Трезво не значит скучно? Почему не стоит выпивать на свиданиях — 2 важные причины
- «Никто не совершенен»: если мучает вина — 5 способов справиться c этим чувством
- 8 продуктов, которые не дадут заснуть, если вы съедите их вечером
- От воздержания до терроризма: кто такие инцелы, где они обитают и чем опасны
- «Выпустить ярость, не причинив вреда»: 6 способов справиться с агрессией
- Книга Надежды: как поддержать себя и родных при страшном диагнозе
- «У меня четверо детей и нелюбимая жена, а я хочу знакомиться с девушками. Как их привлечь?»
- Ксения Собчак: «Йога дрессирует мой ум»
- «Чтобы вызвать ревность парня, я целовалась с другим при нем. Как заставить его забыть об этом?»
- Как стать всеобщим любимчиком: ученые обнаружили проверенный способ
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЛЕТО 2023 №74
Подробнееспецпроекты
что это такое, происхождение и основные теории
Недавно компания Coca-Cola представила «говорящую» рекламу, напечатанную на постерах. Конечно, сами по себе постеры ничего не рассказывают. Но изображают моменты, которые ассоциируются с конкретными звуками. Например, при взгляде на изображение с открывающейся банкой газировки, мозг сам генерирует звук щелчка. И это не фантазии маркетологов. Это один из научных феноменов, которыми занимается наука психофизиология.
Что такое психофизиология?
Психофизиология — научная дисциплина на стыке двух фундаментальных наук: психологии и нейрофизиологии. Первая исследует явления нашего ментального мира: память, восприятие, воображение. Вторая изучает инженерию мозга: как мозг обрабатывает информацию, передает команды органам, контролирует сон.
Эти две сферы тесно связаны. Психофизиология как раз изучает:- Как работа клеток мозга (материи) порождает психические и физиологические процессы?
- Как образуются мысли, новые идеи, фантазии?
- Как создаются, формируются и отмирают нейронные связи?
- Как мы анализируем варианты и принимаем решения?
- Почему одни события вызывают слезы, а другие – улыбку?
- Как мозг управляет мышцами, координирует работу органов, настраивает биологические часы?
- Почему один человек легко выучивает несколько языков, а другой не может научиться читать?
- Наконец, самый главный предмет изучения: как внутри материи мозга образовалось сознание?
Психофизиология – одно из направлений нейронауки, внутри которого
- Дифференциальная – изучает биологические предпосылки для индивидуальных различий.
- Когнитивная – изучает основы познавательной деятельности.
- Профессиональная – изучает конкретные свойства человека, которые пригодятся для профессии.
- Нейронные модели восприятия – изучает кодирования сигналов для передачи по нервам.
- Организации движений – изучает основные виды двигательных функций.
- Пограничных состояний – изучает невротические состояния, связанные с облучением.
- Детская – изучает «детские» синдромы и симптомы методами, приспособленными к детскому возрасту.
Психофизиология использует новейшие методы исследования: функциональное сканирование мозга с помощью высокочувствительной томографии и электроэнцефалографии, регистрацию и анализ движения глаз, электрические колебания мышечной ткани и другие. Но все они исследуют только свойства материи. Можно вставить в мозг электроды или «нашинковать» его на пластины нано-толщины, но это не даст информации о происходящих в нем процессах. Так что сегодня способов узнать: что происходит в голове человека во время мышления, откуда берется музыка или сны, еще не существует.
Пройти тест на тип восприятия
История возникновения.
Изучение мозга сегодня чуть ли не самая модная тема. Но интерес к ней возник еще во времена Античности. Проблема соотношения материи и сознания описана в работах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Декарта. Причем мнения ученых имели довольно широкий диапазон: от «особой духовной реальности» до «высокоорганизованной материи».
Новый виток интереса к науке пришелся на 20-е годы XX века. Но наиболее активно ученые начали изучать работу мозга после двух мировых войн, когда появилось много больных с поражениями головы. Сам термин «психофизилогия» впервые был использован в 1949 году в публикации канадского нейропсихолога Дональда Хебба. Знаковыми для этой области науки считаются работы Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. К. Анохина. Современные результаты исследований сводятся к тому, чтобы попытаться понять, как работает человеческий мозг и создать его машинную аналогию.
Причинно-следственная связь эмоция-действие стала базой для прикладного нейромаркетинга. Эксперты выделили четыре эмоционально-мощных состояния: счастье, грусть, страх, отвращение. Эти базовые эмоции вызывают наиболее предсказуемые физиологические реакции: они побуждают человека сделать вполне ожидаемые действия. Счастье, к примеру, вызывает желание «поделиться», грусть пробуждает сопереживание, а страх повышает лояльность. Этот нейрофизиологический инструментарий крупные компании используют для увеличения продаж.
Но «обратная связь» тело-мозг намного сложнее и прочнее, чем кажется. Так, пациентов после инсульта реабилитируют с помощью экзоскелета. После кровоизлияния в мозг его функции частично нарушаются. Применение экзоскелета дает минимум два преимущества. Во-первых, с его помощью человек может отрабатывать движения, которые у него не получаются. Во-вторых, движения конечностей посылают нервные импульсы в мозг и помогают ему «включиться». Так постепенно может восстановиться речь, координация, положение в пространстве.
Главные теории психофизиологии.
Количество методов и возможностей исследования мозга позволяют ученым регулярно выдавать новые факты о человеке. Одна из шокирующих новостей – опровержение теории Нобелевского лауреата Роджера Сперри об «правополушарных» и «левополушарных» способностях. На самом деле оба полушария задействованы одинаково. Дело не в их «развитости», а в количестве нейронных связей.
Есть и другие теории, которые опровергают устоявшиеся представления о головном мозге. Какие еще интересные факты дает нам нейронаука:
- Нервные клетки на самом деле восстанавливаются – этот процесс называется нейрогенезом.
- Уровень интеллекта не зависит от размера мозга.
- Главное предназначение мозга – обучение.
- Состояние тела влияет на восприятие внешнего мира гораздо сильнее, чем кажется.
- Мозг может фиксировать информацию в обход сознанию.
- Мозг сам принимает решение, а потом «убеждает» нас, что это наш выбор.
- На самом деле мозг использует свой потенциал на 100% (а не на 9-10%, как это считали раньше).
- Развитие мозга в 25 лет не заканчивается, но мыслительные способности зависят от его пластичности.
- Наша память не ухудшается, просто не справляется с таким количеством информации.
- Психика реагирует на словесные оскорбления точно так же, как и на удар палкой по голове.
- Прикладывание ладони к больному месту уменьшает боль примерно в 3 раза.
Один из наиболее показательных психофизиологических процессов – это мотивация. Она управляет поведением человека, придает энергию, усиливает организованность, концентрацию, активность. Один из наиболее удивительных – зеркальные нейроны, управляющие нашей способностью к эмпатии.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Как укрепить зеркальные нейроны и развить эмпатию?
Даже если мы не улыбаемся, мышцы лица реагируют на чужую улыбку – это доказанный факт. Во время исследования, проведенного учеными, человек должен был сжимать в зубах карандаш и наблюдать за другими людьми. Выяснилось, что зафиксированные таким образом мышцы лица не могли реагировать, а человек в результате хуже распознавал чужие эмоции.
Все дело в зеркальных нейронах. Эти особые клетки коры больших полушарий помогают нам «примерить» чужие движения и эмоции. Смысл двигательных зеркальных нейронов в том, чтобы повторять движения другого и учиться самому. Эмоциональные зеркальные нейроны помогают почувствовать то же, что и другой человек.
Эмпатия помогает понимать других людей. Способность сопереживать не передается по наследству и не зависит от уровня интеллекта. Эмпатия – это очень человеческое качество, обусловленное нормами человеческого общежития и нравственными ценностями. Заставить себя сочувствовать невозможно. Конечно, можно сослаться не недостаток зеркальных нейронов. Но можно навык эмпатии развить.
Пройти тест на эмпатию
1. Тренироваться.
Эмпатии можно научиться, читая книги, общаясь, просматривая фильмы или спектакли. Например, просматривать для тренировки психологические фильмы и ставить себя на место главного героя. Можно ставить фильм на паузу в моменты сложного выбора, изменяющихся обстоятельств и подумать, как бы вы поступили в аналогичной ситуации. Это будет полезная тренировка.
2. Искать человека.
Этот прием для обострения эмпатии берет начало в буддийских практиках: проведите день с мыслями о человеке, который приложил руку к вашей повседневности. Наша жизнь напрямую связана с жизнями других, неизвестных людей: продавцами, водителями троллейбусов, мастерами-ремонтниками. Общение с незнакомцами раскрывает эмпатический потенциал. Можно не просто знакомиться с разными людьми, но и преодолевать барьеры: расовые, религиозные, национальные.
3. Учиться слушать.
Это значит не просто присутствовать рядом, а слышать своего собеседника, попытаться понять смысл его суждений. Также полезно «слушать» глазами – обратить внимание на микромимику собеседника. Микровыражения лица длятся мгновения, зато помогают распознать истинные эмоции.
4. Поставить себя на место собеседника.
Этот универсальный прием помогает не только понять собеседника, но реагировать на его слова правильными вопросами и замечаниями. Понимая переживания собеседника, легче ухватить самую суть и реагировать правильно – так, что человеку захочется рассказывать еще больше.
5. Помочь собеседнику чувствовать себя свободно.
В напряженные моменты можно кивнуть собеседнику, сделать подходящий жест, чтобы побудить его говорить дальше. Но при этом устранить любые отвлекающие факторы: не щелкать кнопкой ручки, не шуршать бумагой, выключить звонок телефона.
6. Вслушиваться в общий смысл, а не отдельные слова.
Пожалуй, самое сложное – попытаться уловить общий смысл, а не отвлекаться на отдельные фразы или выражения. Концентрация внимания и отсутствие отвлекающих звуков наверняка помогут увидеть картину целиком.
7. Следить за невербальными сигналами.
Движения глаз, хруст пальцев, нервный смешок, учащенное дыхание – все это внедряется в общий контекст общения. Иногда движения тела могут дать больше информации, чем произнесенные слова. А все потому, что ориентированы на бессознательное и воспринимаются нами на более «тонком» уровне.
8. Сохранять дистанцию.
По мнению З. Фрейда люди с эмпатическими способностями легко пропускают чужие эмоции через себя. Вот здесь нужно быть осторожным. Иногда слишком интенсивное сопереживание подталкивает слушателя к тому, чтобы уберечь собеседника от сильных переживаний. Вместе с переживаниями чужой боли, горя, травмирующих событий это может стать тяжелым испытанием для слушателя.
9. Не перестараться.
Эмпатия, конечно, дело благородное. Но иногда в порыве сопереживания мы забываем спросить собеседника, нужна ли ему активная поддержка. Лучшее, что можно сделать в таком случае – спросить его напрямую. Не давить, не уточнять, не настаивать. И уйти, если другому человеку просто хочется побыть одному.
Психофизиология дает нам много новых фактов относительно того, как мозг устроен. Но в основном – это чрезвычайно занудная работа с цифрами, обработка и анализ хитроумных алгоритмов, перепроверка полученных данных и изобретение новых способов исследования тела человека.
Пройти тест на тип личности
Что такое психофизиология?
Диплом об окончании средней школы/GEDS Some CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Желаемая степеньDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Интересующая программаВсе программыApplied Behavior AnalysisДетский/подростковый психоанализ логияКлиническая психологияПсихология консультированияПсихология развитияСудебная/уголовная психологияПромышленная/организационная психологияБрак и семейная терапияКонсультирование по вопросам психического здоровьяШкольное консультированиеСоциальная работаЗлоупотребление психоактивными веществами /Консультирование наркозависимых
Рекламный контент
Психофизиология — это область нейронауки, которая стремится понять, как психическое состояние человека и физиологические реакции взаимодействуют друг с другом.
Современный интерес к этой области возник еще в середине 19 века, когда Финеас Гейдж, железнодорожный рабочий, получил травму головного мозга, изменившую его личность и поведение. Однако методы, используемые для определения того, как такие инциденты влияют на реакцию людей, могут быть инвазивными, а иногда и вредными. Со временем развились неинвазивные подходы и появились современные практики изучения психофизиологических связей между разумом и телом.
ИНФОГРАФИКА: Удивительные альтернативные методы лечения психических расстройств
Сегодня психофизиологи могут использовать различные неинвазивные методы, чтобы лучше понять человеческое поведение и познание с целью улучшения здоровья.
Психофизиологические оценки
Психофизиологи измеряют физические реакции на стимулы с помощью неинвазивных методов, включая полиграфию, магнитно-резонансную томографию или различные виды сканирования мозга и мышц. Участники могут бодрствовать во время оценки, которая может включать измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений, нервной активности, времени рефлекса, температуры кожи, сексуального возбуждения или реакции испуга, чтобы предоставить информацию о том, как эмоции и познание влияют друг на друга. Психофизиологические оценки, такие как биологическая обратная связь, также могут использоваться для облегчения лечения, помогая пациентам распознавать и облегчать симптомы, связанные с такими состояниями, как мигрень, хроническая боль, дефицит внимания, неврологические нарушения или нарушения сна.
Стать практикующим психофизиологом
Степени психофизиологической специализации предлагаются на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Выпускники со степенью бакалавра могут начать свою карьеру на должностях начального уровня, работая в исследовательских учреждениях или занимаясь частной практикой под наблюдением. Начинающие психофизиологи, заинтересованные в проведении собственных исследований или непосредственном сотрудничестве с пациентами, обычно получают степень магистра или доктора наук в соответствии с требованиями штата по лицензированию практикующих психологов. Аккредитованные программы сочетают в себе современные теории и самые современные технологии в этой области с приложениями, основанными на исследованиях. Бакалавриат дает студентам базовые знания о познании, психологических процессах, памяти, нарушениях мозга, биологических технологиях, нейроанатомии, моделях реагирования и поведении. Аспирантура и докторантура расширяют эти исследования, чтобы дать будущим практикам практические навыки применения в таких областях, как управление болью и стрессом, психофармакология и методы нейробиоуправления.
Ресурс: 50 лучших университетов, в которых можно получить степень психолога
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Сертификаты для психофизиологов
В дополнение к требованиям штата по лицензированию практики, психофизиологам требуются дополнительные сертификаты для работы со стандартными инструментами, используемыми в оценке с и лечения. Эти сертификаты контролируются такими организациями, как Ассоциация прикладной психофизиологии и биологической обратной связи или Международный альянс сертификации биологической обратной связи. Магистранты и докторанты обычно участвуют в лабораторных занятиях, которые соответствуют часовым требованиям сертификационного агентства. Можно получить различные сертификаты, в том числе для общей биологической обратной связи, нейробиоуправления или биологической обратной связи при дисфункции мышц таза.
Польза психофизиологических обследований для лечения симптомов аффективных или поведенческих расстройств распространяется на все группы населения, от молодых до пожилых. Дети с дефицитом внимания могут научиться когнитивно-поведенческим методам контроля импульсивных наклонностей. Подросткам с нарушениями сна могут помочь методы релаксации для нормализации сна. Взрослые могут применять практики для облегчения физических последствий стресса и беспокойства. Всеми этими и другими способами область психофизиологии улучшает жизнь людей, наделяя их знаниями, позволяющими понимать и контролировать свои связи между разумом и телом.
Психофизиология — Психология здоровья — IResearchNet
Психофизиология, дисциплина, уходящая своими корнями в древнегреческое общество, является одной из нескольких научных дисциплин, изучающих отношения между разумом и телом. Психофизиология традиционно определяется как любое исследование, в котором зависимая переменная является физиологической мерой, а независимая (или предикторная) переменная — поведенческой. Исследования, изучающие, как различные стимулы (например, обнаженные фотографии и фотографии жертв несчастных случаев) влияют на физиологические параметры (например, частоту сердечных сокращений и потливость ладоней), точно отражают дисциплину психофизиологии. Психофизиология отличается от смежных дисциплин, таких как физиологическая психология, главным образом тем, что психофизиологические исследования, как правило, проводятся на людях и являются неинвазивными, тогда как физиологическая психология, как правило, проводится на животных и чаще использует инвазивные процедуры.
В последние десятилетия резко возросло количество психофизиологических исследований. Этой тенденции способствовали новые технологии, удобное в использовании оборудование и растущий опыт исследователей. Однако, что более важно, психофизиологические измерения позволили исследователям оценить теоретические конструкции, которые до сих пор оставались гипотетическими.
При этом психофизиологические методы способствовали теоретическим достижениям. К классическим направлениям психофизиологии относятся изучение ориентировки, внимания и защитных рефлексов; когнитивная обработка; беспокойство, стресс и эмоции; и личность.Хотя все интересуются обработкой данных в центральной нервной системе, большинство психофизиологов либо «шея вверх», либо «шея вниз», различие, которое отражает используемые ими меры и, в частности, расположение их сенсоров. Психофизиологи с поднятой шеей, как правило, изучают электрическую активность и потенциалы мозга, тогда как психофизиологи с направленными вниз шеями, как правило, изучают конечные точки активности вегетативной нервной системы (например, частоту сердечных сокращений и кровяное давление) или скелетно-мышечной активности.
Возможно, ни одна область не является лучшим примером психофизиологии, чем изучение стресса, явления, уникально подходящего для психофизиологического исследования из-за его знакомой связи с телесными реакциями.
Психофизиология, связанная со стрессом, сосредоточена на деятельности вегетативной нервной системы (ВНС) в целом и сердечно-сосудистой системы в частности. Действительно, эту область часто называют исследованием сердечно-сосудистой реактивности на стресс (CVR). Исследователи в этой области обычно оценивают текущую сердечно-сосудистую деятельность во время отдыха или исходного периода, а затем в период стресса, когда от участников требуется выполнять арифметические действия в уме, решать сложные задачи, представлять короткую речь или выполнять аналогичные задачи. Сердечно-сосудистая реактивность относится к изменению физиологической активности от уровня покоя до уровня задачи. Общая гипотеза, лежащая в основе этого исследования, заключается в том, что преувеличенная, повторяющаяся или длительная реакция сердечно-сосудистой системы на стресс указывает на повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний и/или гипертонии. Вегетативная реакция, ответственная за сердечно-сосудистые изменения, также ответственна за другие физиологические последствия, включая изменения активности нейроэндокринной и иммунной систем. Вредные для здоровья последствия стресса объясняются активностью симпатической нервной системы (СНС), системы, исторически связанной с реакцией «бей или беги».
Самыми простыми и наиболее широко используемыми показателями сердечного ритма являются частота сердечных сокращений и артериальное давление (т. е. систолическое и диастолическое). Исследователи могут оценить эти меры с минимальным оборудованием и обучением. К сожалению, такие показатели, как частота сердечных сокращений и артериальное давление, не обладают достаточной специфичностью с точки зрения их вегетативного происхождения, поскольку они имеют несколько детерминант ВНС. Возьмем, к примеру, частоту сердечных сокращений, которая контролируется СНС и парасимпатическими (ПНС) ветвями ВНС. Из-за тонического ПНС подавления частоты сердечных сокращений в нормальных условиях увеличение частоты сердечных сокращений от исходного уровня до стресса может быть вызвано (1) снятием нормального парасимпатического ограничения, (2) усилением симпатической активации или (3) некоторой комбинацией этих двух факторов. Таким образом, увеличение частоты сердечных сокращений не обязательно указывает на активность СНС. Более того, то, что может показаться отсутствием изменений в частоте сердечных сокращений, может отражать уравновешивающие парасимпатические и симпатические влияния, которые эффективно компенсируют друг друга. Аналогичная загадка существует для изменений артериального давления, которые могут отражать (1) повышенный сердечный выброс, (2) повышенное периферическое сопротивление, (3) синергетическое сочетание этих двух факторов или (4) компенсирующее их сочетание.
Неспособность этих мер предоставить однозначную информацию об активности SNS побудила к поиску мер, которые могут предоставить такую информацию. Одним из заметных достижений в этом отношении является метод, называемый импедансной кардиографией.
Импедансная кардиография (ЗКГ) — это неинвазивная методика, которая позволяет исследователям оценивать ударный объем сердца на постоянной основе, по каждому удару. Кроме того, форму волны, полученную в результате ЗКГ, можно использовать в сочетании с другими формами волны, такими как электрокардиограмма (ЭКГ), для получения большого объема информации о текущей работе сердца и для более точного определения происхождения такой активности из ВНС.
Вкратце, импедансная кардиография работает, посылая высокочастотный (переменный ток или радио) ток через грудную полость и оценивая электрический импеданс грудной клетки. Небольшие вариации этой активности, увеличенные математически и электронным образом, указывают на дискретные сердечные события, включая начало выброса левого желудочка, пиковую скорость выброса и закрытие аортального клапана, последнее сигнализирует об окончании систолы. Используя специальные уравнения, можно оценить кривую ZCG для оценки ударного объема сердца (SV). Оценки ударного объема, в свою очередь, могут быть объединены с оценками частоты сердечных сокращений для получения сердечного выброса (CO = HR x SV).
В дополнение к ударному объему и сердечному выбросу кривые ЗКГ и ЭКГ можно использовать для оценки нескольких систолических временных интервалов (ИППП), выраженных в миллисекундах. ИППП описывают различные аспекты работы сердца в процессе сокращения. Систола состоит из двух фаз: периода предвыброса (PEP) и времени выброса левого желудочка (LVET). ПКП отражает время от деполяризации желудочковых нервных волокон и мышечной ткани до начала выброса желудочков и отражает, сколько времени требуется сокращающемуся сердцу, чтобы создать достаточную силу для выброса крови в предсердную систему. Сердце, которое сильно бьется (т. е. с большой сократительной силой), будет иметь относительно короткий ПКП, тогда как сердце, которое бьется менее сильно, будет иметь относительно длинный ПКП. Таким образом, ПКП напрямую отражает изменения сократительной способности сердца. Поскольку анатомические исследования показали, что сократительная способность сердца почти полностью контролируется СНС, практически без уравновешивающего влияния ПНС, ПКП обеспечивает относительно однозначную меру симпатического влияния на сердце. Аналог PEP, LVET, отражает время в миллисекундах от начала выброса желудочка до закрытия аортального клапана. Несмотря на то, что он важен для расчета УО, сам по себе LVET не дает уникальной информации о функции ВНС.
Импедансная кардиография также позволяет получить другие полезные показатели, прежде всего общее периферическое сопротивление (ОПС), которое отражает общее состояние артериальной вазоконстрикции и/или вазодилатации. TPR оценивается путем среднего артериального давления (MAP) и вычета изменений сердечного выброса (TPR = MAP/CO * 80). Теоретически после исключения влияния сердечного выброса на изменение артериального давления то, что остается, должно отражать изменения общего периферического сопротивления.
Общее периферическое сопротивление важно для психофизиологов, потому что они могут использовать его вместе с CO для изучения лежащей в основе гемодинамики кровяного давления. Например, повышение систолического артериального давления и диастолического артериального давления может отражать изменение сердечного выброса, изменение периферического сосудистого сопротивления или и то, и другое. Возможно, более важно то, что то, что выглядит как отсутствие изменений артериального давления, может отражать увеличение CO в сочетании с уменьшением TPR, влияния, которые могут нейтрализовать друг друга с точки зрения общего артериального давления.
Показатели, полученные с помощью импедансной кардиографии, могут пролить свет на этот вопрос. Более того, такие расстройства, как остановка сердца и артериальная гипертензия, могут по-разному относиться к сердечным и сосудистым реакциям.
Общее периферическое сопротивление также важно как показатель активности симпатической нервной системы. Это связано с тем, что процессы вазоконстрикции и вазодилятации — источники TPR — контролируются исключительно СНС без уравновешивающего влияния ПНС. Следовательно, увеличение TPR может указывать на усиление активности СНС в плане вазоконстрикции. К сожалению, общая оценка TPR, как это делается в большинстве психофизиологических исследований, может отражать уравновешивающие сосудосуживающие и сосудорасширяющие влияния, первое из которых вызвано нервной стимуляцией СНС, второе — циркулирующим адреналином в первую очередь в сердце, легких и крупных мышцах. Таким образом, отсутствие изменений в TPR может отражать отсутствие измеримой вегетативной активности или может отражать уравновешивающие вазоконстрикцию и сосудорасширяющие эффекты.
Как стресс влияет на эти параметры? На этот вопрос нет однозначного ответа, в первую очередь потому, что конструкт стресса не является единственным. Несмотря на преобладающее мнение об обратном, психофизиологам уже давно известно, что не существует единой формы стресса, а существует несколько форм стресса. Эти формы отличаются различными комбинациями парасимпатической и симпатической активности и паттернами активности в СНС (например, вазоконстрикция по сравнению с вазодилатацией, повышенный сердечный выброс по сравнению с повышенным периферическим сопротивлением, наличие или отсутствие адреналина и кортизола). Ситуация усложняется тем, что исследователи не согласны ни с формой, ни с полезностью конкретных видов стресса, ни с психологическим значением каждого из них. Тем не менее, в этом отношении существует несколько хороших кандидатов. Например, хотя они используют разную номенклатуру, исследователи определили реакцию мобилизации энергии, которая состоит из значительного увеличения сердечной деятельности, увеличения вазодилатации и восприимчивости артерий к кровотоку, а также высвобождения адреналина. Более того, этот сердечно-сосудистый паттерн был связан как с аппетитными (например, вызов), так и с аверсивными аффективными реакциями (например, страх, гнев). Второй хороший кандидат отражает более сдержанную форму стресса и состоит из сильного увеличения периферического сосудистого сопротивления и низкого или сниженного сердечного выброса. Эта форма более однозначно ассоциируется с негативными аффективными состояниями, такими как угроза и бдительность.
Хотя для определения различных типов реакции на стресс требуется дополнительная работа, важный урок заключается в том, что ни одна физиологическая мера не может быть достаточной в качестве индикатора «стресс». Вместо этого исследователи, использующие психофизиологический подход, должны использовать как можно больше показателей вегетативной функции и использовать эти показатели для поиска паттернов физиологической реакции. Кроме того, исследователи также должны позаботиться о том, чтобы дополнить свои физиологические показатели показателями поведенческой активности или производительности и аффективной реакции, чтобы дополнительно определить тип или типы стресса, о которых свидетельствуют участники их исследований.
Ссылки:
- Бласкович, Дж., и Каткин, Е.С. (ред.). (1993). Реакция сердечно-сосудистой системы на психологический стресс и сердечно-сосудистые заболевания: анализ доказательств.