это что такое, что изучает наука, кратко самое главное, современное состояние психологической отрасли
Что такое психология? Дать однозначный ответ на данный вопрос невероятно сложно. Основополагающие принципы дисциплины были сформулированы в девятнадцатом столетии, однако предпосылки для возникновения психологии как науки возникли задолго до наступления нашей эры. Понимание науки, изучающей мысли, особенности поведения и подсознательные процессы животного и человека, позволяет адаптироваться в современном обществе, раскрыть способности и таланты и добиться признания окружающих.
Содержание:
- 1 Краткая история становления психологии как науки
- 2 Понятие психологии как науки
- 3 Области и структура психологии
- 4 Что изучает психология: особенности дисциплины
- 5 Методы исследования психологии
- 5.1 Наблюдение
- 5.2 Самостоятельное наблюдение
- 5.3 Психологические тесты
- 5.4 Беседы
- 5.5 Внушение
- 5. 6 Другие методы
Краткая история становления психологии как науки
Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.
Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.
Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.
Говоря о психологии как науке кратко, самые главные последующие достижения и ощутимый вклад связаны с такими деятелями, как:
- Дж. Уотсон (основоположник теории бихевиоризма). Разработал концепцию, согласно которой особенности поведения каждого человека формируются в результате ответных реакций на различные внешние стимулы и раздражители.
- Альберт Бандура. Труды этого писателя в шестидесятых годах двадцатого столетия спровоцировали когнитивную революцию в психологии как научной дисциплине. Суть его теории сводится к важности моделирования, подражания и наблюдения в процессе становления характерных черт личности.
- Академик Иван Павлов, российский физиолог и приверженец теории бихевиоризма. Провел огромное количество практических экспериментов, выявив новые эффективные методы, а также провел четкую грань между самоанализом и субъективными оценками.
- Хосбургер Эрик Эриксон, один из первых психоаналитиков и автор теории о различных стадиях становления личности человека, обладающих определенным набором внешних признаков.
- Пиаже Жан. Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.
Зигмунд Фрейд считается основателем научного психоанализа, оказавшего значительное влияние на развитие и формирование таких дисциплин, как: антропология, социология, медицина и психология. Австрийский невролог и психиатр разработал трехкомпонентную структурную модель психики, включающую понятия «Сверх Я», «Я» и «Оно». Фрейд уделял большое внимание толкованию сновидений, методам контр-переноса и переноса, психосексуальному развитию личности, эдипову и прочим комплексам, возникшим в детском и подростковом возрасте. Современный классический психоанализ подразделяется на следующие направления:
- психология аналитического типа;
- глубинная психология.
Швейцарскому педагогу и известному психиатру Карлу Густаву Юнгу принадлежит теория, в которой существует понятие коллективного бессознательного, включающего ряд универсальных архетипов, характерных для самых разных культур. Архетипические образы оказывают серьезное влияние на поступки, мышление и чувства индивида. Юнг полагал, что часть сфер, скрытых в бессознательных областях психики, могут приобретать черты автономного характера и не подчиняться контролю со стороны сознания.
Интересный факт! Гештальт терапия считается гуманистическим направлением психотерапии, основанным на экзистенциальном подходе. Если психоанализ направлен преимущественно на интерпретацию бессознательного, то гештальт терапия предназначена для развития самоосознания. Создателем данного направления является Фредерик Перлс, сумевший развить идеи Фрейда и его последователей.
Понятие психологии как науки
Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.
Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.
Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.
Области и структура психологии
В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:
- Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
- Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
- Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.
Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.
Современная психология представляет собой интенсивно развивающуюся сферу человеческого познания, обладающую тесной связью с рядом других научных дисциплин. Подобно любому развивающемуся явлению, психология постоянно подвергается всевозможным метаморфозам, которые в итоге и приводят к ее эволюции. Отрасли психологии как науки занимаются изучением закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности при условии влияния конкретных обстоятельств и внешних раздражителей.
Что такое психология? Ответить на этот вопрос кратко и понятно непросто, учитывая тот факт, что на текущий момент насчитывается более 100 отраслей дисциплины, претендующих на звание самостоятельных наук. Общая психология считается своеобразным ядром, изучающим основополагающие принципы, механизмы, а также формирование и становление психологического знания. Перед фундаментальной частью психологии стоит задача вывести формулы основных закономерностей, а также обосновать методы и способы общения личности с обществом и повседневной действительностью.
Помимо фундаментальной (или общей) психологии, существует внушительное количество дисциплин, наиболее полно сформировавшимися и содержательными из которых являются:
- Социальная психология, изучающая взаимодействие людей в рамках крупных общностей и целых этносов.
- Педагогическая психология исследует закономерности воспитательного процесса и поиском методов обучения.
- Психофизиология направлена на изучение взаимной связи между физиологическими и психическими проявлениями.
- Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуально-типологические различия между людьми, а также особенности их характера, темперамента и профессиональных наклонностей.
- Возрастная психология занимается исследованием психического онтогенеза и личностных качеств, обусловленных возрастом и резервами развития. Подразделяется на: геронтопсихологию, детскую, подростковую, юношескую и взрослую психологию.
- Медицинская отрасль науки изучает особенности психического развития нездорового человека и пограничные психологические состояния.
Патопсихология и психология, занимающаяся исследованием различных отклонений психической деятельности, рассматривает причины и методы преодоления врожденных либо приобретенных дефектов мозга, нарушений зрения, слуха или речевого аппарата. Существуют прикладные отрасли, сопряженные с той или иной разновидностью деятельности: военная, юридическая, политическая, спортивная, генетическая и даже космическая психология.
Психологические науки базируются на фундаментальной дисциплине, однако варьируются в зависимости от специализации и используемых методов, при помощи которых решаются поставленные конкретные задачи. Практическая психология — это наука, получившая активное развитие в наши дни, и ориентированная на объективное описание и предоставление целостных характеристик личности.
Занимательный факт! Несмотря на обилие отраслей, выдающихся теоретиков и деятелей, на данный момент психология считается относительно молодой и при этом активно развивающейся наукой. Поэтому ее структурное устройство не является константой, и постоянно подвергается всевозможным метаморфозам.
Что изучает психология: особенности дисциплины
Психология — это наука, изучающая волю человека, внимание, сознание, функции памяти и особенности поведения. Память можно назвать аналогом запоминающего устройства, которое может быть как постоянным, так и кратковременным. В модернизированной психологии принято выделять следующие разновидности памяти:
- Эмоциональную. Человеку свойственно на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять воспоминания о пережитых чувствах.
- Образную. Увиденный когда-то образ может всплыть в памяти даже несколько десятков лет спустя.
- Осязаемую, включающую информацию о тактильном контакте.
- Двигательную. С ее помощью водитель транспортного средства доводит до автоматизма управление транспортным средством, а танцор безупречно выполняет заученную однажды последовательность движений.
- Слуховую и зрительную.
Память является сложным тяжелым процессом, который необходим для передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению. Однако в случае болезненных воспоминаний подсознание человека может стереть их с целью свести до минимума влияние стресса. Не менее трудным для понимания является понятие внимания, позволяющего субъекту сосредоточиться на наблюдении либо выполнении требующих особой аккуратности задач.
Посредством длительной аналитической работы и практических экспериментов психологам удалось выявить следующие разновидности внимания:
- Переключаемое (непостоянное внимание).
- Распределенное (позволяющее контролировать несколько процессов одновременно).
- Избирательное (когда присутствует возможность выбрать один из объектов для наблюдения).
Психология — это наука, изучающая причины и факторы, благодаря которым сформировались те или иные паттерны восприятия и шаблоны в поведении человека и животных. Дисциплина отличается весьма обширным спектром интересов, включающих в себя формирование психических процессов личности (когнитивные способности, восприятие на уровне звуков, запахов и цветов), психических свойств (таких, как характер, темперамент, активность), сознательных и бессознательных процессов и законов высшей нервной деятельности.
Методы исследования психологии
Психология — это наука, которая оперирует определенными средствами и приемами, позволяющими не только выстроить научную теорию, но и выработать практические рекомендации. Изначально психология использовала методы, полученные другими точными и естественными научными дисциплинами, а также: умозрительные рассуждения, интроспекцию (самонаблюдение) и наблюдение за особенностями поведения людей и представителей животного мира.
Полученный при помощи подобных методов анализ нельзя было считать объективным, поэтому для расширения категориального аппарата был добавлен ряд исследовательских методов. В результате эксперимента, проводимого в рамках определенных внешних условий, удается выяснить массу полезной информации, касающейся жизнедеятельности испытуемого. Эксперименты бывают пилотажными (пробными), психолого-педагогическими, естественными и лабораторными.
Перед началом эксперимента исследователь должен поставить перед собой конкретную задачу, для поиска решения которой он и переходит от теории к практическим действиям. В результате серии опытов с изменением различных факторов внешней среды и посредством сопоставления полученных данных специалист стремится получить максимально объективную картину.
Наблюдение
Наблюдение является целенаправленным восприятием и фиксацией особенностей поведения испытуемого в памяти исследователя либо на физический носитель. К данному методу прибегают в случаях, когда вмешательство в естественную деятельность невозможно или крайне нежелательно. Наблюдение бывает несистематическим и систематическим, выборочным, сплошным, прямым, лабораторным, полевым, непосредственным и опосредованным.
Для наибольшей эффективности метода наблюдение должно осуществляться группой специалистов и записываться на видеопленку или цифровой носитель. Американская ассоциация психологов разработала своеобразный свод законов этического кодекса, согласно которому существуют определенные правила наблюдения за испытуемыми:
- исследователь сводит к минимуму вторжение в личное пространство испытуемых;
- специалист не должен допускать причинение какого-либо ущерба физическому или психическому здоровью испытуемых;
- конфиденциальная информация об участниках, полученная в результате экспериментов, не подлежит разглашению.
В качестве примера практического использования метода наблюдения можно привести ситуацию с ребенком, которого родители хотят отдать в секцию, но не могут определиться с кружком. В данном случае наилучшим решением будет проследить за малышом, оставив его наедине с кисточками, краской, бумагой, резиновым мячом или конструктором. Если ребенок начнет рисовать, с большой долей вероятности можно предположить, что его заинтересует художественная школа. Выбор в пользу конструктора говорит о техническом складе ума, и юного инженера стоит привести в кружок авто или авиамоделирования. Мячи и ракетки привлекают детей, способных продемонстрировать достойные результаты в различных спортивных дисциплинах.
Самостоятельное наблюдение
Метод представляет собой процесс самостоятельного наблюдения за собственным поведением. Используется для констатации фактов и регистрации в памяти определенных событий, ситуаций и реакций на них. На качество самостоятельного наблюдения влияет самооценка человека. Неуверенные в себе субъекты склонны проявлять гипертрофированное внимание к своим недостаткам и ошибкам, что развивает комплексы и фобии, сложно поддающиеся последующей корректировке. Для адекватного и эффективного самостоятельного наблюдения потребуется:
- личный дневник для регулярных записей и заметок;
- сопоставление наблюдаемых результатов с оценками окружающих;
- избавление от чувства вины, обладающего разрушительным потенциалом.
Для увеличения коэффициента полезного действия в повседневной деятельности стоит взять за правило метод наблюдения, и задействовать его для решения различных задач. К примеру, человеку, желающему отказаться от курения, потребуется в течение дня как можно чаще прибегать к состоянию осознанности. В момент очередного приступа раздражения и злости из-за недостатка никотина стоит задаться вопросом о причинах развития разрушительного пристрастия и способах избавления от него. Первые положительные результаты можно увидеть уже после нескольких недель практики самонаблюдения.
Психологические тесты
Перечисляя существующие методы, использующиеся в данной дисциплине, нельзя не упомянуть о психологическом тестировании. Применяется он часто, поскольку позволяет получить ряд ценных сведений, касающихся личности и поведенческих особенностей индивида. Психологические тесты обязаны быть репрезентативными (соответствовать установленным нормам), достоверными (предоставлять реальные результаты), надежными и валидными. Для создания действительно эффективного теста необходим цикл проб с дальнейшей корректировкой числа вопросов, формулировок и алгоритма вычисления итоговых результатов.
Психологические тесты ориентированы на установление уровня интеллекта человека, его способности выражать вербальным путем усвоенную информацию, а также на получение картины, отображающей поведенческие мотивы, потребности и пути достижения эмоциональной стабильности. На текущий момент многие государственные (муниципальные) и частные работодатели на собеседовании предлагают соискателям пройти тест на профессиональную ориентацию, составленный с учетом специфики предлагаемой вакансии.
Беседы
Психология изучает влияние внешних и внутренних факторов, спровоцировавших формирование той или иной модели поведения. Беседа в письменной либо устной форме считается действенным методом, который относится к разряду наблюдений. Специалист перед общением с испытуемым должен быть вооружен последовательным планом дискуссии и приложить усилия для налаживания контакта. Опрашивающему необходимо следить за формулировкой заданных вопросов, делая их максимально точными и понятными для собеседника.
В задачу исследователя входит фиксация разговора на диктофон или бумагу для дальнейшего анализа. Важно наблюдать реакцию собеседника и делать пометки на полях в случае, если какие-либо вопросы или ответы вызывают выраженную эмоциональную реакцию со стороны опрашиваемого. Для доказательства эффективности беседы в качестве психологического метода можно привести простой пример из повседневной жизни. Многим доводилось, заметив близкого друга или знакомого в состоянии взволнованности и печали, узнать о причине расстройства и поддержать его добрыми словами и практическими рекомендациями. После беседы в теплых тонах опечаленный человек моментально взбадривается и перестает хандрить.
Внушение
Психология — наука, опирающаяся на обширную теоретическую и практическую базу. К методам практической психологии относится внушение. Данным понятием обозначают процесс, в результате которого исследуемый принимает определенные установки на сознательном или подсознательном уровне. Коммуникативное внушение основано на эмоциональном либо вербальном воздействии. Для косвенного внушения необходимы промежуточные раздражители и действия, направленные на достижение и закрепление конкретных поведенческих шаблонов.
Существует отрицательное, положительное, а также намеренное и ненамеренное внушение. К приемам скрытой манипуляции относятся трюизм и предоставление ложной альтернативы. Среди приемов косвенного внушения можно выделить намеки, одобрение и осуждение. На текущий момент метод внушения активно используется для введения человека в состояние транса и в различных гипнотических практиках. На его базе построен принцип неявной манипуляции, задействованный в сфере политики и рекламного бизнеса.
Занимательный факт! Знаменитый эффект Плацебо, когда больной выздоравливает после приема лекарства-пустышки, основан на методе внушения.
Другие методы
К сравнительно-генетическому методу прибегают в случае необходимости сопоставить разные группы, обладающие отличными психологическими критериями. Биографический метод подразумевает анализ продолжительного отрезка жизни испытуемого с выделением факторов, повлиявших на формирование личностных качеств, а также важных факторов и переломных моментов, способствующих изменению поведенческой структуры.
Метод психологического моделирования считается самым безотказным и лучшим способом проверить, как тот или иной человек поведет себя в случае необоснованной критики в свой адрес будет подойти к нему и обвинить его в том, что он не совершал. Однако применять его на практике настоятельно не рекомендуется, если исследователь желает сохранить нормальные отношения с испытуемым.
Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Дисциплина: Психология
Письменное задание (реферат)
По теме: Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией.
Выполнил(а) Борисов Николай Юрьевич
Группа: ААМПТ-37
Руководитель: педагог дополнительного
образования Соколова Ольга Юрьевна
п. Пионерский
2019 г.
План
Введение……………………………………………………………………………3
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики……………………………………………………………….4
Методы исследования в психологии………………………………………. .…..5
Сущность психических явлений…………………………………………..……11
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список литературы……………………………………………………………….16
Введение
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны «с изучением и созданием средств производства и орудии труда». Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.
В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание – этоопосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».
Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.
Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.
Методы исследования в психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
В психологии явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека.
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические.
В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной.
Наряду с математизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Основные методы, которые используются в современной психологии для сбора первичных данных (информация, подлежащая дальнейшему уточнению и обработке):
1. Наблюдение: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.
2. Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.
3. Тесты: тест — опросник, тест — задание, проективный тест.
4. Эксперимент: естественный, лабораторный.
5.Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент). От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено, или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделированиепредполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Сущность психических явлений
Появление и развитие форм психического отражения у животных.
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам – одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.
Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.
Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находится простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуются тем что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость- способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.
Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условно- рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.
Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.
На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачек в развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень парцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. В их деятельности выделяется особая, ориентировочно — исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.
Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения животных друг с другом.
Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем.
Заключение
Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.
Научная психология в целом — это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.
Список литературы
1.Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 367 с.
2. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2013. – 315 с
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб, Питер, 2013. – 732 с.
4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2016. – 480 с.
5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-н-Дону, 2015. – 576 с.
6. А.Г. Маклаков, «Общая психология», Питер, 2014 г.
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с
8. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2011, 512с.
9. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2011.-215с.
10. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 560с.
11. Костин, Валентин Алексеевич. Теория управления :учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. — М. : Гардарики, 2014. — 224с.
12.Теория управления: учеб. пособие / Г. А. Леонов. — СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2016. — 233с.
13. Теория управления: учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2015 .- 558 с.
A Description of Psychology: Exploring the Modern Field
Наиболее точное описание психологии поможет будущим специалистам определить свои карьерные цели. Тем не менее важно признать исторические события, которые эффективно сформировали дисциплину. В то же время они также должны быть в курсе событий, происходящих в настоящее время в этой области, потому что будущее психологии будет основано на сегодняшних исследованиях. Изучая следующие описания психологии — прошлое, настоящее и будущее — начинающие профессионалы могут узнать о текущих и будущих приложениях психологии.
Что такое психология?
В широком смысле психология — это наука о поведении и разуме. В целом научная дисциплина психологии может быть разделена на множество различных специализаций, наиболее заметными из которых являются следующие:
- Клиническая — Применение науки и теории психологии для лечения психических заболеваний и инвалидности
- Когнитивный — Изучение внутренних психических процессов, чтобы понять, как люди думают, учатся и общаются
- Развитие — исследование того, как человеческий разум развивается в течение жизни человека
- Криминалистика — Применение психологии для расследования преступного поведения
- Здоровье — оценка того, как на физическое здоровье влияют определенные психологические факторы
- Профессиональные — Получение информации о том, как профессионалы работают над улучшением методов ведения бизнеса в организации
- Социальные — Изучение того, как люди могут влиять на психологию окружающих
История психологии
Хотя сейчас психология является довольно известной научной дисциплиной, она имеет удивительно скромные корни. Психология стала классифицироваться как настоящая академическая дисциплина только в 1875 году, когда профессор Уильям Джеймс учредил первый формальный курс психологии в Соединенных Штатах в Гарвардском университете. Вскоре после этого, в 1878 г., Дж. Стэнли Холл стал первым американцем, получившим степень доктора психологии. Затем Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году.в Германии, и психология стала изучаться в международном масштабе. До этого психология академически рассматривалась как ментальная философия, а не как собственная лабораторная наука. К 1892 году у Холла было достаточно коллег, чтобы основать Американскую психологическую ассоциацию, профессиональную организацию, предназначенную для облегчения взаимодействия между американскими психологами.
С течением времени специалисты проводили обширные исследования, чтобы раскрыть реальность человеческого поведения и внутреннюю работу человеческого разума. Вот несколько примеров выдающихся психологов и краткие характеристики их профессиональных достижений:
Иван Павлов. Павлову приписывают разработку концепции «классического обусловливания» в 1906 году. Это процесс обучения, в котором используются стимулы окружающей среды и стимулы естественного происхождения, чтобы вызвать специфическую реакцию у человека, даже если только один стимул подарок.
Карл Юнг. Юнг добился большого количества профессиональных достижений за свою карьеру, но в основном известен как основатель аналитической психологии, в которой он обсуждал различия личностей и изучал бессознательное.
Жан Пиаже. Пиаже посвятил свою карьеру изучению когнитивной психологии у детей. Он наиболее известен определением четырех стадий когнитивного развития, теории, используемой для определения общей способности ребенка думать и рассуждать.
Карл Роджерс. Роджерс помог основать множество теорий гуманистической психологии благодаря своему изучению личности, которая включает в себя представления и убеждения, которые делают человека таким, какой он есть.
Абрахам Маслоу. Самая известная теория Маслоу сосредоточена на изучении мотивации человека. В этом исследовании он определил «иерархию потребностей», которая по сути представляет собой список из пяти потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы быть счастливыми.
Как психологи изучают разум?
В наши дни психология признана во всем мире уважаемой областью изучения. Поскольку так много академических институтов, частных организаций и государственных органов работают над тем, чтобы узнать больше о том, как работает человеческий разум, в последние годы было разработано много новых и инновационных методов исследования. Сложный аспект психологии заключается в том, что мысли, воспоминания и сны неосязаемы — их нельзя наблюдать и изучать. Вместо этого психологи должны разрабатывать и проверять свои гипотезы, почти полностью основанные на человеческом поведении, которое они наблюдают.
Вооружившись своими знаниями о человеческом поведении, психологи задают вопросы, собирают данные и создают теории или предлагают определенный образ действий на основе того, что они наблюдали в данных. Результаты этих исследований затем передаются профессиональным организациям. Как только обнаруживается, что процедура часто приводит к положительным изменениям в поведении клиентов, другие психологи могут применять эту процедуру, продвигая практику.
Как выглядит будущее психологии?
Знатоки психологии ожидают, что нейробиология и молекулярная биология станут гораздо более важными для клинической психологии. Хотя сегодняшние психологические исследования могут включать использование технологии нейровизуализации для наблюдения за мозгом, когда он обрабатывает мысли, эта технология еще далеко не полностью реализовала свой потенциал. Хотя неясно, какую именно пользу принесут эти инструменты, будущее психологии, вероятно, будет связано с открытием более практических применений оборудования для нейровизуализации в области психологии, таких как использование нейровизуализации для лучшего понимания когнитивных расстройств.
Глубокая стимуляция мозга — еще один пример передовой технологии, которая в настоящее время имеет мало применений, но может стать важным инструментом для улучшения психического здоровья пациентов. Глубокая стимуляция мозга — это процесс, в котором используются электроды для доставки контролируемых разрядов в определенные области мозга. Исследователи считают, что этот процесс помогает стимулировать выработку различных химических веществ в мозгу, но наука, стоящая за этим, не совсем конкретизирована. Поэтому ожидается, что в будущем стимуляция мозга станет гораздо более точной и эффективной. В целом, будущее психологии, вероятно, будет в большей степени зависеть от передовых технологий, а образованные психологи будут собирать доказательства, подтверждающие ценность многообещающих клинических процедур.
Психология — это постоянно развивающаяся область исследований. Для начинающих профессионалов получение степени бакалавра психологии является наиболее эффективным способом получить глубокие знания о человеческом поведении. По окончании обучения эти специалисты могут быть готовы эффективно использовать исследования и анализ для оценки мышления других людей. Выполнив все требования к образованию и обучению, эти преданные своему делу выпускники могут продолжить изучение различных профессиональных профессий, от клинической психологии до маркетинговых исследований. Узнайте больше о том, как получить онлайн-степень бакалавра психологии в Университете Мэривилля.
Теперь, когда вы лучше понимаете определение современной психологии, узнайте, какие потенциальные карьеры в области психологии доступны для выпускников.
Sources
BBC, What is Psychology
Britannica, William James
Psychology Today, «Неврология — будущее или конец психологии?
Бюро трудовой статистики США, Психологи
Специальность «Психология» // Факультет психологии // Университет Нотр-Дам
В Нотр-Даме специалисты по психологии достигают баланса между основными психологическими принципами, исследовательскими методами и теориями и их применением в прикладных областях, таких как образование и развитие детей, старение и нарушения развития. В учебной программе особое внимание уделяется количественным и исследовательским методам, а студентам предоставляется множество возможностей для тесного участия преподавателей и студентов в исследовательских проектах. Комплексная программа готовит наших специалистов к успеху в их начинаниях выпускников.
Мы также обслуживаем тех студентов, которые интересуются психологией в рамках более широкой программы гуманитарных наук или в дополнение к другим основным интересам. Поскольку большинство профессий связаны с межличностными взаимодействиями и отношениями с клиентами, начальством, подчиненными и коллегами, способность понимать поведение является неотъемлемым инструментом успеха на рабочем месте. Наши студенты приобретают навыки критического мышления, анализа данных и методов исследования, бесценные для всех, кто стремится к профессиональной карьере.
Что такое психология?
Психология, удивительно широкая наука, является научным исследованием человеческого поведения. Основное внимание уделяется следующим аспектам человеческого поведения: физиологическим, сенсорным и перцептивным, когнитивным, обучению и памяти, процессам развития, социальным и личностным процессам.
Психологи используют научные методы, такие как тщательное наблюдение, экспериментирование и анализ, и творчески подходят к применению научных открытий. Они развивают новые подходы на основе устоявшихся знаний для удовлетворения меняющихся потребностей людей и обществ, а также разрабатывают и оценивают теории посредством исследований. Знания, основанные на исследованиях, становятся частью опыта, на который специалисты-практики опираются в своей повседневной работе.
Психология — чрезвычайно разнообразная область. Студенты становятся востребованными профессионалами, потому что они способны понимать свое поведение и поведение других, собирать, анализировать и интерпретировать данные, а также осваивают статистику и планирование экспериментов.
Такие области, как биология и социология, дополняют психологические концепции. Биологи исследуют структуры и функции живых организмов, социологи исследуют то, как группы функционируют в обществе, а психологи изучают отношения между функциями мозга, окружающей средой и поведением.
Карьера
Изучение психологии на уровне бакалавра является отличной подготовкой к любому количеству профессий. На самом деле, исследования показывают, что многие выпускники факультетов психологии не обязательно заинтересованы в карьере психолога.
Выпускники факультета психологии обычно обладают:
- хорошими исследовательскими и письменными навыками
- отличные навыки решения проблем
- хорошо развитые мыслительные способности высокого уровня при анализе, синтезе и оценке информации и
- отличные навыки общения с людьми (понимание своего поведения и поведения других)
По данным Центра карьеры университета, 97% недавних специалистов по психологии в Нотр-Даме нашли работу на полную ставку, поступили в аспирантуру, поступили на программы службы, поступили в армию или запустили независимые проекты в течение шести месяцев после выпуска.
Первые должности: офицер разведки ВВС США, руководитель лаборатории Йельского университета и глобальный сотрудник Google.
Недавние выпускники факультета психологии Нотр-Дама также продолжили участие в элитных программах обслуживания, таких как Корпус мира и Teach for America, а также в лучших аспирантских и профессиональных школах психологии, права, медицины, социальной работы, образования, африканистики, арт-терапии и многого другого. (источник: отчеты Career Center First Destination Reports, 2010–2014 гг.)Студенты, изучающие искусство и литературу всех специальностей, преуспевают в бизнесе, в аспирантуре или в профессиональной школе или работают полный рабочий день. Узнайте больше о карьерных результатах всех наших выпускников, в том числе по специальности «Психология».
Стажировки
Потенциальные карьерные пути для специалистов по психологии Нотр-Дама безграничны, как и возможности стажировки. Недавние летние стажировки проходили в качестве ассистента-исследователя в Медицинской школе Йельского университета, ассистента-психиатра в Мичиганском университете, бизнес-аналитика в Capital One, стажера по цифровому маркетингу в L’Oreal USA и стажировки в Государственном департаменте США.