Что можно отнести к поддержке индивидуальности и инициативы по фгос в доу – . , — .

Содержание

Консультация на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 17 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Музыкальный руководитель

 I квалификационной категории

Георгиева Татьяна Сергеевна

Инициативность  — это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

В педагогике и психологии выделяют 4 сферы инициатив:

— творческая

— целеполагания и волевого усилия

— коммуникативная

— познавательная 

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Инициатива

Вид деятельности

                                                                                                                             Творческая            

Конструктивная

Музыкальная

Игровая

Художественная

Целеполагания и волевого усилия                                                                          

Трудовая

Коммуникативная    

Общение

Познавательная

Познавательно — исследовательская

Восприятие художественной литературы

Как происходит развитие и поддержание инициативности дошкольников в разных видах деятельности в нашей группе?

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. 

Творческая инициатива.

В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств  самовыражения.

В группе создан уголок творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами используем нетрадиционных техники изображения.

В рисовании:

— ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.

В аппликации: 

— сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги  или бумажных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов — круп, макаронных изделий) 

— Используем прием сотворчества и коллективных работ.

Например,  воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или,  дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участвуют в создания коллективных композиций.

— Приём сочетания рисования и аппликации.

Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.

Проводим с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной инициативности:

  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
  • Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок»).
  • Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»,  «Обведи фигуру»

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Как сделать весёлый гербарий.
  • Поделки из моркови и картошки.
  • Так ли важно рисование в жизни ребёнка.

Коммуникативная инициатива

Существует педагогическая технология О.М. Ельцовой под названием «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.

Мы  используем такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситуации,  различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использованием алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы,  упражнения типа  «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку»,  «Кто об этом скажет по-другому», игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.

При заучивании стихов давно используем методику «Расскажи стихи руками».  Рассказывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие  и способствует скорейшему запоминанию.  

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому  мы стали практиковать  заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т.е. схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Успешно используем в своей работе метод проектов, при котором  учитывается принцип интеграции с другими образовательными областями. Учитывая, что 2015 год объявлен годом литературы, мы  стали использовать интересную и эффективную технологию под названием  флешмоб.

Флешмоб — это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. Так в марте месяце в течение недели, проходившей под названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомились с одинаковой для всех сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома было прочитано 5 сказок. В апреле литературный флешмоб продолжил  своё существование в нашей группе, только теперь запланированную нами сказку родители могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору. Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспитанию интереса к совместному чтению.

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Как научить детей выражать свои мысли?
  • Как заучивать с детьми стихотворения?
  • Как может помочь сказка?

Познавательная инициатива.

Познавательная  активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.  Мы  используем только элементарные опыты и эксперименты. Так, на протяжении учебного года,  познакомились с некоторыми свойствами воды, снега, бумаги и дерева. Начинали с демонстрационного экспериментирования, когда дети были только наблюдателями опытов, затем перешли к фронтальным методам, когда эксперименты проводили сами дети.                                 

В процессе экспериментирования познакомились со многими  сенсорными признаками  и свойствами предметов,  явлений и объектов природы. Это: цвет, форма, величина;  мнётся, рвётся, течёт, ломается, тонет, тает; высоко, низко, далеко;  мягкий, твёрдый, гладкий, холодный, горячий,  тёплый, прозрачный, липкий, мокрый и т.д.

Очень  часто мы применяем ИКТ в образовательном  познавательные и обучающие презентации и ЭОРы.

Использование современных информационных технологий позволяет нам повысить мотивацию детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Чем занять ребёнка в выходной день?
  • Развивающие прогулки с ребёнком.
  • В мире звуков.
  • Как отвечать на детские вопросы вашего ребёнка?
  • Чем занять ребёнка на прогулке весной?
  • Значение детского экспериментирования.

nsportal.ru

Выступление из опыта работы на тему «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности»

Выступление с презентацией по теме

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности» (из опыта работы)

Одна из задач, которую ставит перед нами ФГОС ДО, – создать в группе благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, оказывая при этом грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей. Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам поговорить об одном из способов решения этой задачи, а именно о недирективной помощи как эффективном приёме развития инициативы и самостоятельности детей.

1

«Недирективная помощь как эффективный приём для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Для начала разберемся, что такое недирективная помощь. На слайде вы видите определение. Недирективная помощь – это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв.

Вы со мной согласитесь, насколько важно наличие именно партнерской позиции взрослого по отношению к детям. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают,  они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.

2

Что такое

недирективная помощь

Конечно, в зависимости от ситуации мы сами решаем, нужно помочь ребенку или нет. Но в этом контексте речь идет о «помощи» как о педагогическом воздействии, связанным с передачей знаний, формированием каких-либо навыков.

Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, а именно к разделу Требования к условиям реализации ООП ДО, то в пункте 3.2.5 данного раздела мы увидим, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Из этого можно сделать вывод, что недирективная помощь – это обязательная составляющая успешной социальной ситуации развития детей.

3

Недирективная помощь – требование или выбор педагога?

Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это -характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.

4

Когда ребенку нужна недирективная помощь?

Недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.

Здесь педагоги могут задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Конечно, не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов решения. Если воспитатель будет позиционировать себя в качестве воспитателя-наставника, тьютора, используя в своей работе недирективный подход, то он будет давать ребенку возможность ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. В этом и состоит суть оказания недирективной помощи ребенку.

Слайд № 5

На что направлена недирективная помощь?

Итак, недирективная помощь строится на шести принципах. Рассмотрим их:

1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.

6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Слайд № 6

Шесть принципов,

на которых строится недирективная помощь

Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать педагогическое общение с ребенком.

Сначала нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру).

Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию.

Далее нужно подсказать ему, научить, как самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет, условно обозначает кто, где и с кем хочет играть (деление на подгруппы, мини-группы). Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю (или хотел бы поиграть)». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и т.д.

Слайд № 7

Этапы оказания недирективной помощи и поддержки

Таким образом, когда мы оказываем недирективную помощь, то развиваем у ребенка не только самостоятельность и инициативность, но и имеем возможность предупредить проблемные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.

Слайд № 8

Какие задачи решает воспитатель,

когда оказывает недирективную помощь

Теперь предлагаю вам рассмотреть примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь и попробовать их решить, опираясь на рассмотренные выше этапы, приёмы (возврат к слайду №7). Для решения и обсуждения ситуаций вы можете объединиться в небольшие группы.

Слайд № 7

Этапы оказания недирективной помощи и поддержки

Уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам творческой активности и заинтересованности, потому что только заинтересованный своим делом педагог может взрастить инициативную самостоятельную личность!

infourok.ru

Материал (младшая группа) по теме: Сообщение из опыта работы «Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г.Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(сообщение из опыта работы)

Воспитатель

Прунчак Г. Н.

Инициативность  — это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

В педагогике и психологии выделяют 4 сферы инициатив:

— творческая

— целеполагания и волевого усилия

— коммуникативная

— познавательная 

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Инициатива

Вид деятельности

                                                                                                                             Творческая            

Конструктивная

Музыкальная

Игровая

Художественная

Целеполагания и волевого усилия                                                                          

Трудовая

Коммуникативная    

Общение

Познавательная

Познавательно — исследовательская

Восприятие художественной литературы

Как происходит развитие и поддержание инициативности дошкольников в разных видах деятельности в нашей группе?

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. 

Творческая инициатива.

В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств  самовыражения.

В группе создан уголок творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами используем нетрадиционных техники изображения.

В рисовании:

— ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.

В аппликации: 

— сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги  или бумажных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов — круп, макаронных изделий) 

— Используем прием сотворчества и коллективных работ.

Например,  воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или,  дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участвуют в создания коллективных композиций.

— Приём сочетания рисования и аппликации.

Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.

Проводим с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной инициативности:

  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
  • Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок»).
  • Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»,  «Обведи фигуру»

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Как сделать весёлый гербарий.
  • Поделки из моркови и картошки.
  • Так ли важно рисование в жизни ребёнка.

Коммуникативная инициатива

Существует педагогическая технология О.М. Ельцовой под названием «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.

Мы  используем такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситуации,  различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использованием алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы,  упражнения типа  «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку»,  «Кто об этом скажет по-другому», игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.

При заучивании стихов давно используем методику «Расскажи стихи руками».  Рассказывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие  и способствует скорейшему запоминанию.  

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому  мы стали практиковать  заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т.е. схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Успешно используем в своей работе метод проектов, при котором  учитывается принцип интеграции с другими образовательными областями. Учитывая, что 2015 год объявлен годом литературы, мы  стали использовать интересную и эффективную технологию под названием  флешмоб.

Флешмоб — это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. Так в марте месяце в течение недели, проходившей под названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомились с одинаковой для всех сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома было прочитано 5 сказок. В апреле литературный флешмоб продолжил  своё существование в нашей группе, только теперь запланированную нами сказку родители могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору. Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспитанию интереса к совместному чтению.

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Как научить детей выражать свои мысли?
  • Как заучивать с детьми стихотворения?
  • Как может помочь сказка?

Познавательная инициатива.

Познавательная  активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.  Мы  используем только элементарные опыты и эксперименты. Так, на протяжении учебного года,  познакомились с некоторыми свойствами воды, снега, бумаги и дерева. Начинали с демонстрационного экспериментирования, когда дети были только наблюдателями опытов, затем перешли к фронтальным методам, когда эксперименты проводили сами дети.                                 

В процессе экспериментирования познакомились со многими  сенсорными признаками  и свойствами предметов,  явлений и объектов природы. Это: цвет, форма, величина;  мнётся, рвётся, течёт, ломается, тонет, тает; высоко, низко, далеко;  мягкий, твёрдый, гладкий, холодный, горячий,  тёплый, прозрачный, липкий, мокрый и т.д.

Очень  часто мы применяем ИКТ в образовательном  познавательные и обучающие презентации и ЭОРы.

Использование современных информационных технологий позволяет нам повысить мотивацию детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.

Провели ряд консультаций для родителей 

  • Чем занять ребёнка в выходной день?
  • Развивающие прогулки с ребёнком.
  • В мире звуков.
  • Как отвечать на детские вопросы вашего ребёнка?
  • Чем занять ребёнка на прогулке весной?
  • Значение детского экспериментирования.

nsportal.ru

Презентация «Поддержка детской инициативы в соответствии с ФГОС ДО»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

МБДОУ д/с №8 «Колосок» ФГОС ДО – поддержка детской инициативы Февраль 2017г. Гудкова Е.В. — воспитатель

2 слайд Описание слайда:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:   воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.   

3 слайд Описание слайда:

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявлять способность к волевым условиям; самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; проявлять способность к принятию собственных решений.

4 слайд Описание слайда:

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется: В разных практиках игровая; социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, художественная музыкальная, двигательная, элементарно трудовая; экспериментальная В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — в общей образовательной деятельности — в режимных моментах — в самостоятельной; деятельности;

5 слайд Описание слайда:

Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей 1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей. 2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно. 3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

6 слайд Описание слайда:

Требования ФГОС к РППС Условия к организации инклюзивного образования; Учет национально – культурных, климатических условий; Содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Направлены на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.

7 слайд Описание слайда:

Уникальным средством стимулирования детей к поиску нового, творческой активности является технология проектирования. Проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проблемой является организация проектной технологии в ДОУ таким образом, чтобы она способствовала развитию детской инициативы. Цель – выявить особенности использования проектной технологии, способствующие поддержке детской инициативы. Задачи: Проанализировать литературу по проблеме. Определить понятие детской инициативы. Выявить условия использования проектной технологии, требования к организации в зависимости от возрастных особенностей детей. Определить формы поддержки детской инициативы в проектной деятельности.

8 слайд Описание слайда:

Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях. Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях. Они отвечают за такую организацию учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам открытиям, решению проблем.

9 слайд Описание слайда:

Исследовательский проект «Такой полезный лук»

10 слайд Описание слайда:

Исследовательский проект «Проращивание семени»

11 слайд Описание слайда:

Исследовательский проект «От глиняной таблички к печатной страничке»

12 слайд Описание слайда:

Проект «Как сочиняют сказки»

13 слайд Описание слайда:

Рекомендации педагогам для поддержки детской инициативы Обеспечение благоприятной атмосферы. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. Своевременное изменение развивающей предметно-пространственной среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-418022

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Консультация для родителей «Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание условий».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Крюковский детский сад

Конспект родительского собрания на тему:

«Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание условий».

Содержание

1. Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как условие развития индивидуальности и инициативности детей согласно требованиям ФГОС ДО.

3. Содержание работы с родителями по развитию индивидуальности и инициативности детей.

4.Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности дошкольников .

Вступление

В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Проблема развития индивидуальности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Интерес к данной теме обусловлен гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее, динамичнее и сложнее, что требует от человека не шаблонных, привычных действий, а проявлений креативности мышления в решении задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Именно поэтому идея поддержки индивидуальности и развития инициативности дошкольников является ключевой в ФГОС ДО.

Эти положения находят отражение в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

В дошкольной педагогике развитие индивидуальности и инициативности у детей рассматривалось многими психологами и педагогами-исследователями (Л.С. Выгодский, М.И. Лисина, Н.Е. Веракса, Л.А. Порембская, Ф.В. Изотова, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями индивидуальности и инициативности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.

Но у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован уровень индивидуальности и инициативности.

Для детей дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на поддержку индивидуальности и инициативности детей посредством игровой деятельности.

Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по развитию у детей индивидуальности и инициативности.

Цель: создание психолого — педагогических условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности.

Задачи:

— овладеть современными педагогическими технологиями, способствующими развитию самостоятельности и творчества;

— овладеть формами и методами, способствующими созданию эмоционального благополучия детей;

— совершенствовать предметно – развивающую среду;

— развивать формы взаимодействия с родителями.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагога по поддержке индивидуальности и инициативности детей.

1. Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.

Прежде всего определим, что такое индивидуальность и инициативность.

Индивидуальность —

Инициатива – (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Работа по поддержке детской индивидуальности и инициативности проводится по трем основным направлениям: работа с кадрами (плановое повышение квалификации педагогов, семинары, консультации, методические объединения, мастер-классы, самообразование), создание развивающей предметно-пространственной среды ( соответствующая возрасту, мобильная гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом), сотрудничество с семьей ( консультации, индивидуальные беседы по запросам родителей, организация совместных мероприятий (праздники, развлечения), участие в выставках, конкурсах, мастер-классы).

Необходимым условием развития индивидуальности и инициативности детей является воспитание их в ситуации развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития индивидуальности, позитивной свободы и инициативности ребенка.

Постараемся ответить на вопрос, какими компетенциями должен обладать педагог?

Основными компетенциями являются:

— обеспечение эмоционального благополучия детей,

— поддержка индивидуальности и инициативы,

— установление правил взаимодействия в разных ситуациях,

— построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития,

— взаимодействие с родителями.

Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.

Умения педагогов

Компетенции

Поддержка индивидуальности и инициативности

диагностические

Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:

-затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,

-преобладает исполнительность,

-не способны предложить новые способы выполнения поручений,

-не задают вопросов.

Инициативные дети:

-задают тон в игре,

-неистощимы в придумывании сюжета,

-инициативны в выборе видов и содержания труда,

-демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы,

-способны предложить свои варианты выполнения задания,

-берут на себя лидерские функции.

проектировочные

Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности:

1. Трудовая деятельность:

2. Общение:

3. Игровая деятельность

4. Познавательно- исследовательская деятельность:

5. Конструктивная деятельность:

6. Художественная деятельность:

7. Музыкальная деятельность:

8. Восприятие художественной литературы:

9. Двигательная деятельность:

исполнительские

Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

— Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

— Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

— Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

коммуникативные

Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы:

— Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку.

— поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности.

— проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка.

— чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах.

— в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах.

рефлексивные

Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:

— Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности?

— проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности?

— какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как условие развития индивидуальности и инициативности детей согласно требованиям ФГОС ДО.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Активность детей должна находить свое отражение в разных видах деятельности. А для этого в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

— возрастного состава детей;

— психологической характеристики группы;

— количественного соотношения мальчиков и девочек;

— социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

— окружающей социальной практики.

Вернемся к умениям педагога. Одно из исполнительских умений – это создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности. Его составляющие необходимы для грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды:

— предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;

— образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

— содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей;

— не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь;

— родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности:

— Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

— Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

— Поощрение высказывания оригинальных идей.

— Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

— Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

— Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

— Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

— Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

— Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

— Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

3. Содержание работы с родителями по развитию индивидуальности и инициативности детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями педагог должен строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Эффективности формирования индивидуальности и инициативности у детей будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование инициативности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка, сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности и инициативности у детей. Так как главную роль в формировании индивидуальности и инициативности ребенка занимает семья. Мы обсуждали проблемы формирования индивидуальности и инициативности у детей и способы их решения на родительском собрании. В приемной размещаем информацию для родителей, которая знакомит с актуальными аспектами по данной теме. По желанию родителей были проведены консультации: «Как воспитать инициативность у детей», «Основные принципы при воспитании инициативности и самостоятельности», «Основные принципы игровой деятельности детей дошкольного возраста»,

В нашей группе родители активно участвуют во всех конкурсах, делают работы совместно с детьми, принимают участие в проектах, где основой является инициативность детей.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития индивидуальности и инициативности детей.

4. Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста.

Инициативная личность развивается в деятельности!

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, она обладает огромным развивающим потенциалом. И чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

Разные подходы к детской игре отражены в работах известных психологов и педагогов. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Отсюда — сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие индивидуальности и инициативности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Игра привлекает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра — как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом:

— непосредственно-образовательная деятельность детей будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям;

— образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности;

— свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, индивидуальности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Организовывая работу по поддержке индивидуальности и инициативности детей, воспитатель использует разные виды игр. Но остановим свое внимание на дидактических играх.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:

— игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики;

— дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности;

— методика «Сюжетные картинки», Е.О. Смирновой, Р.Р. Калининой;

— методика «Четвертый лишний»;

— методика «Конструирование» С. Забрамной;

— методика «Разноцветные шары») и т.д.

Но мастерство воспитателя состоит не столько в том, чтобы успешно опробовать готовые формы работы, сколько в том, чтобы придумывать что-то новое, интересное и увлекательное для достижения поставленной цели.

Мне хотелось бы вам рассказать о видоизменениях математических пазлах, которые я использую своей работе. В математических пазлах картинка получается, если собрать по порядку полосочки с цифрами от 1 до 10. В ходе этой игры закрепляются навыки счета от 1 до 10; осуществляется подготовка детей к изучению сложения и вычитания; акцентируется внимание детей на месте числа в ряду других чисел; дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; формируется произвольное внимание, память, навыки самопроверки и самоконтроля. Так же эта игра способствует воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету. Замечательная игра, но минус ее в том, что для полноценного выполнения задания дети должны обладать знаниями о цифрах. В нашем же детском саду дети от 1,5 до 7 лет, играть они любят все вместе. И я задалась вопросом, как же адаптировать эту игру для ребят более младшего возраста. Сначала я стала использовать картинки состоящие не из 10, а только из 4, 5, 6 и т.д. частей. Следующий вариант – задание на закрепление навыков счета (полосочки нужно собрать в порядке возрастания или уменьшения количества кружков на ней). Затем я придумала вариант пазлов, направленных на закрепление цветов спектра и дней недели (цвета располагаются в соответствии с цветами радуги, умения определять количество предметов, знаний о геометрических фигурах (работа с цветовыми схемами, на умения устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты (длины, ширины) и располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, на закрепление знаний о последовательности частей суток, их характерных особенностях и последовательности.

Как мы видим, вариантов этой игры множество, и ребенок сам может выбрать тему и уровень сложности задания, что является отличным способом развития индивидуальности и инициативности детей.

В заключение хочется подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной), партнерская позиция взрослого и продуманный выбор игровых методик способствует интеллектуальному творчеству, формированию индивидуальности и инициативности, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Однако, воспитатель не должен забывать о том, как важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Объединение всех перечисленных выше условий вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.

kopilkaurokov.ru

Материал на тему: Педагогический совет «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в условиях введения ФГОС в ДОУ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Цель:  Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м…

Презентация педагогического совета «Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников»

Презентация, сопровождающая педагогический совет…

Дипломная работа на тему: «Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности»

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов…

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста….

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях семьи.

 Большинство детей добрые и отзывчивые по своей природе. Уже в возрасте 3-4 лет, ребенок считает себя достаточно самостоятельным и «взрослым» и готов выполнять самые разные пор…

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-…

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников….

nsportal.ru

Консультация по теме: Консультация «Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ.»

Создание условий для поддержки детской инициативы.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность —  активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

  1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели,  вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

  1. Оказание недирективной помощи детям.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей — и тех, кто отлично рисует, и тех,  кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают,  они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя — создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть  проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого,  о которых  говорилось  выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

3. Групповой сбор.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора:

— формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

— обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

— формирование мотивации к предстоящей деятельности;

— представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

— осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками,  чтобы дети не отвлекались.  Групповой  сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор — после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий — после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Одним из таких средств является «доска выбора». Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

4.Проектная деятельность

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен отойти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ.  Во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.). Во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *