Что называют психикой: 1Что называют психикой?2как вы понимаете. что такое иллюзии восприятия?3привидите пример

PSY- инфо: как устроена психика

Среди ваших друзей вряд ли найдутся двое человек с одинаковыми характерами. Но все же это разнообразие можно разделить на довольно небольшое количество типажей.

Характер — это сочетание устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к окружающим людям и миру вокруг. Это «сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения», как выразилась популяризатор психологии Юлия Гиппенрейтер.

Характер формируется в процессе жизни на основе темперамента.

Темперамент — это фундамент личности, те свойства нервной системы и психики, с которыми мы родились, и которые «воспитали» нас не хуже, чем наши родители!

Мозг новорожденного — вовсе не чистый лист. В возрасте нескольких недель уже можно заметить различия между младенцами: среди них есть активные и спокойные, плаксивые и улыбчивые. Их нервные системы различаются на физиологическом уровне.

Люди с рождения отличаются друг от друга:

  • По силе процессов возбуждения и торможения в нервной системе;
  • По уравновешенности этих процессов;
  • По подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения.

Все разнообразие темпераментов — это сочетания этих свойств, выраженных в разной степени. Ученый Иван Павлов, к примеру, так написал флегматичный темперамент в терминах физиологии: «сильный, уравновешенный, инертный».

Нетрудно догадаться, что от темперамента зависят многие черты характера: например, тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность, стремление к новизне, или, напротив, консерватизм. Изменить базовые свойства темперамента невозможно. Медлительный ребенок не сможет стать быстрым и шустрым, а легковозбудимый — тихим и спокойным. Но можно научиться жить в согласии со своим темпераментом, использовать во благо те качества, которые у вас есть, и сгладить слишком резкие особенности.

Классификации характеров

Люди издревле увлекались классификацией характеров. Вы, конечно, слышали о четырех типах темперамента — сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Эту классификацию предложил древнегреческий врач Гиппократ почти две с половиной тысячи лет назад, и она стала самой известной в мире.

Но в современной науке эта классификация не используется, ведь в ее основе лежат античные представления о влиянии крови и желчи на наше поведение, а не объективные исследования работы нервной системы.

Современные психологи разных школ предлагают несколько классификаций характеров. Мы расскажем о наиболее известных.

Экстраверты и интроверты

Психоаналитик Карл Юнг в 1920-е годы предложил делить людей на экстравертов (ориентированных на внешний мир, общительных людей) и интровертов (более замкнутых, сосредоточенных на собственном внутреннем мире). Эта классификация не потеряла своей актуальности до сих пор.

Менее известна классификация характеров Юнга по ведущей психической функции: мышление, чувствование или интуиция.

Эту классификацию позже использовали для создания соционики — классификации характеров, в которой типажи названы по сходству с известными личностями, например, «Гюго», «Гамлет», «Наполеон». Читать такие описания очень увлекательно. Но соционика считается всевдонаучной, потому что доказать ее положения так и не удалось.

Шизоиды, нарциссы и истерики

Прихоаналитики разработали и применяют собственную классификацию характеров.

Доктор философии Нэнси Мак-Вильямс предложила называть их по сходству с психическими расстройствами: психопатический, нарциссический, шизоидный, маниакальный, депрессивный, параноидальный, обсессивно-компульсивный, мaзохистичекий и истерический. Эти названия не означают, что люди с такими характерами больны. С позиций психоанализа, каждый тип может быть выражен в разной степени, от нормального до психотического.

Соответственно, нарциссическим характером может обладать психически здоровый человек, которому свойственны амбициозность, максимализм и нестабильная самооценка.

Ярко и подробно эти типы характера описаны в книге Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика».

Такие разные характеры

Чтобы добавить наглядности, разберем подробнее классификацию характеров, предложенную Юлией Гиппенрейтер, которая более всего соответствует современным научным представлениям.

Гипертимы (они почти полностью копируют сангвиников Гиппократа). Подвижные, энергичные, обращенные к миру люди. У них обычно приподнятое настроение, здоровый сон, хороший аппетит. Они отлично ладят с другими людьми, но при этом могут быть легкомысленными, поверхностными и безответственными.

Замкнутые (в других классификациях — шизоиды). Полная противоположность гипертимов: закрытые и отстраненные, сосредоточенные на собственных мыслях и переживаниях люди. Для них мир мыслей и идей намного интереснее социальных игр.

Напряженно-аффективные. Амбициозные, волевые, но при этом медлительные личности. Если они чем-то увлекаются, то всерьез и надолго, и мало что остановит их на пути к цели. С другой стороны, такие люди подолгу копят негативные эмоции, и в конце концов рискуют разразиться взрывом.

Тревожные. Это люди с чувствительной и ранимой психикой, которым свойственны боязливость и нерешительность. Они нуждаются в доверительных отношениях с близкими и их защите.

Демонстративные (психоаналитики называют таких людей «истерическими»). Им необходимо быть в центре внимания, они чаще всего думают и говорят о себе и собственных интересах. Зато часто бывают яркими и творческими.

Эмоционально-лабильные. Люди настроения, чувствительные и эмпатичные, для которых важнее всего отношения с близкими и уютный домашний мир.

Неустойчивые (другие авторы менее лояльно называют этот характер антисоциальным или вовсе психопатическим). Таких людей ведет тяга к удовольствиям, ради которых они готовы переступать нормы общества. Их поведение эгоистично, а чувства поверхностны. При отсутствии внешних рамок и четкой системы ценностей, они нередко оказываются в преступной среде.

Конформные. Люди, которые стремятся быть «как все», и жить тем, что важно для окружающего их сообщества. Они легко подстраиваются под других, но не способны выносить одиночество и необходимость принимать решения самостоятельно.

Наглядное описание всех основных типов характера, их сильных и слабых черт, можно прочитать в книге Юлии Гиппенрейтер «У нас разные характеры… Как быть?»

Тем не менее, и эта классификация весьма условна, ведь в каждом человеке чаще всего сочетаются несколько черт, немножко от одного, немножко от другого типа.

Акцентуации характера

Различия характеров особенно ярко видны, когда они выражены в крайней степени. Такие яркие черты, преобладающие над всеми другими, называют акцентуациями.

Самую известную и часто используемую. классификацию акцентуаций характера разработал немецкий психиатр Карл Леонгард. Леонгард считал акцентуацию пограничным состоянием психики между нормой и патологией.

Возможно, вы слышали эти названия: гипертимый, дистимный, циклоидный, эмотивный характер и другие.

Для определения акцентуации характера у взрослых чаще всего используют тест Шмишека, основанный на классификации Леонгарда.
Пройти тест на акцентуации характера.

Трудный характер или психическое расстройство?

Границу между особенностью характера (акцентуацией) и болезнью в ее относительно легкой форме нельзя провести четко и однозначно. Дело в том, что одна и та же черта может быть выражена в разной степени, и в каких-то ситуациях это будет нормой, а в каких-то — нет.

Возьмем для примера тревожность. Волноваться перед экзаменом или собеседованием на работе, представляя себе все, что может пойти не так — совершенно нормально. Но если тревога вас не мотивирует хорошенько подготовиться, а парализует, вы от ужаса теряете способность говорить, и такое с вами случилось не один раз, а происходит довольно часто — это может быть признаком тревожного расстройства.

Кроме того, важны условия, в которых проявляются крайности. При сильном стрессе, в непривычной и трудной ситуации, или когда организм ослаблен, многих людей может «вынести» в неадекватное поведение, в комфортной обстановке им совершенно не свойственное. Но если вас «выносит» регулярно, от любого напряжения — это тоже может быть признаком психических проблем.

Психика — Психологос

Коллеги, спустя сорок лет работы психологом я перестал пользоваться понятием «психика» за отсутствием у него содержания. «Психика» — неопределенное понятие, используемое психологами для обоснования предмета их деятельности. «Мы изучаем психику, ее зарождение в животном мире, ее развитие у ребенка, ее функционирование у взрослого человека, работу психических функций», — говорят психологи, и всем кажется, что все понятно. Это не так. Все, что пытаются изучать психологи, является предметом либо физиологии, либо социальных наук и явлений. При этом к «психике» чаще относят то в человеке, что более похоже на врожденное и то, что не является продуктом его разумной деятельности. Когда человек подумал и поступил разумно, мы о его «психике» не говорим. А вот когда в уличной стычке парни лезут в драку, а девочки верещат и ищут куда бы убежать, мы полагаем, что такие особенности поведения связаны с особенностями психики этих молодых людей и девушек. Если же пытаться говорить более предметно, то, как правило, оказывается, что все особенности психики, наши психологические особенности — это либо наша биология, либо культура как результат нашего воспитания. Можно сказать другими словами: то, что люди называют своей психикой, сводится либо к их телу, либо к их разуму, либо к их привычкам. Привычка радоваться или расстраиваться, привычка на что обижаться или программа в кого-то влюбиться – это не изначальная данность, не «природа нашей психики», а усвоенные нами привычки и социальные программы.

Та или иная «психика ребенка» конструируется его родителями, формируется под влиянием окружения, корректируется его телом и сочиняется самим ребенком.

О чем говорят родители и педагоги, говоря о ребенке: «У него такая психика»? — Они говорят об особенностях его поведения, которые делают его поведение достаточно адекватным, хотя еще и не вполне разумным. Если с человеком вопрос можно обсудить разумно и человек после этого разумно поступит, тут о его «психике» никто не говорит. Тут «психологии» нет. Разговоры о «психике» и «психологии человека» начинаются там и тогда, когда человек ведет себя в принципе адекватно, но им управляет не разум, а что-то еще: усвоенные привычки, гормональный фон, влияние окружающих. Если же человек ведет себя совсем неадекватно, говорят, что он «повредился психикой». Так же, на «психику» люди ссылаются, когда хотят оправдать свое проблемное поведение: «У меня уже психика не выдерживала, прямо в волосы вцепиться ему хотела!».

По наблюдениям, о своей «психике» чаще говорят клиенты в позиции Жертвы, снимая с себя ответственность. «У меня такая психика»…

Психика в традиционном понимании

Психика — внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание — все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется. Смотри Организация собственной жизни внешними средствами

В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики — это то, что называют личностью в естественонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.

Сохранная и развитая психика

Сохранная и развитая психика — то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым.

Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов — памяти, мышления, речи, внимания — позволяет человеку быть более успешным и творческим. Смотри Психическое здоровье

Психика, сознание, воля

Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля – это инструмент, который согласовывает психику и сознание. Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает – эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется… Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение. Какое? См.→

Психика и тело

Психика влияет на тело (соматику), тело — на психику. Смотри Психосоматика

Развитие психики

Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно — специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц — все согласны. Есть ли она у червей — сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Взгляды на психику других интересных исследователей

По взглядам Ф.Е.Василюка, в типологии жизненных миров психика — это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире. От психики следует отличать сознание — орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире. Смотри Типология жизненных миров

По взглядам О.И.Моткова, психика — орган и система функций живого существа, отвечающие за целостное построение его оптимального поведения по удовлетворению изначально встроенных в него жизненных целей. Смотри Подробнее

Критерий наличия психики для бихевиористов — возможность научения. Если червяк способен к научению — у него есть психика. Соответственно, по результатам экспериментов, у червяков психика есть, но маленькая — научаются они слабо, долго и не надолго. Еще меньше психики у растений…

Ид, Эго и Суперэго Фрейда: определение и примеры

Теория личности Фрейда

Возможно, единственной наиболее устойчивой и важной идеей Фрейда было то, что человеческая психика (личность) имеет более одного аспекта.

Теория личности Фрейда (1923) рассматривала психику, структурированную на три части (т. е. трехчастную): Ид, Эго и Супер-Эго, которые развиваются на разных этапах нашей жизни. Это системы, а не части мозга или каким-либо образом физические.

Согласно психоаналитической теории Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — это реалистическая часть, которая является посредником между желания ид и супер-эго.

Хотя каждая часть личности обладает уникальными чертами, они взаимодействуют, образуя единое целое, и каждая часть вносит относительный вклад в поведение человека.

Содержание

Что такое id?

Ид — это примитивный и инстинктивный компонент личности.

Ид — это часть бессознательного, которая содержит все побуждения и импульсы, включая то, что называется либидо, своего рода обобщенная сексуальная энергия, которая используется для всего, от инстинктов выживания до оценки искусства.

Ид также довольно упрям, поскольку реагирует только на то, что Фрейд называл принципом удовольствия (если это приятно, делай это), и ни на что другое.

Он состоит из всех унаследованных (т. е. биологических) компонентов личности, присутствующих при рождении, включая половой (жизненный) инстинкт — Эрос (который содержит либидо) и агрессивный (смертельный) инстинкт — Танатос.

Ид — это импульсивная (и бессознательная) часть нашей психики, которая прямо и немедленно реагирует на основные побуждения, потребности и желания. Личность новорожденного полностью состоит из Ид, и только позже у него развиваются Эго и Супер-Эго.

Ид остается инфантильным в своей функции на протяжении всей жизни человека и не меняется ни со временем, ни с опытом, так как не соприкасается с внешним миром.

Ид не зависит от реальности, логики или повседневного мира, поскольку он действует в бессознательной части разума.

Ид действует на основе принципа удовольствия (Фрейд, 1920), который заключается в том, что каждое желаемое желание должно быть удовлетворено немедленно, независимо от последствий.

Когда Ид выполняет свои требования, мы испытываем удовольствие, когда ему отказывают, мы испытываем «неудовольствие» или напряжение.

Ид участвует в первичном процессуальном мышлении, примитивном, нелогичном, иррациональном и ориентированном на фантазии. Эта форма процессного мышления не имеет понимания объективной реальности и по своей природе эгоистична и исполнена желаемого за действительное.

Что такое Эго?

Эго — это «та часть Ид, которая была изменена прямым влиянием внешнего мира».

(Фрейд, 1923, стр. 25)

Эго — единственная часть сознательной личности. Это то, что человек осознает, когда думает о себе, и это то, что он обычно пытается проецировать на других.

Эго развивается, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром. Это компонент принятия решений личности. В идеале эго действует по разуму, тогда как Ид хаотично и неразумно.

Эго действует в соответствии с принципом реальности, разрабатывая реалистичные способы удовлетворения требований Ид, часто компрометируя или откладывая удовлетворение, чтобы избежать негативных последствий общества.

Эго принимает во внимание социальные реалии и нормы, этикет и правила, решая, как себя вести.

Подобно Ид, Эго ищет удовольствия (т. е. снижения напряжения) и избегает боли, но, в отличие от Ид, Эго занимается разработкой реалистичной стратегии для получения удовольствия.

Эго не имеет представления о правильном или неправильном; что-то хорошо просто в том случае, если оно достигает цели удовлетворения, не причиняя вреда себе или Ид.

Часто эго слабо по сравнению с упрямым Ид, и лучшее, что может сделать эго, — это оставаться, указывая Ид в правильном направлении и требуя в конце какой-то похвалы, как если бы действие было его собственным.

Фрейд провел аналогию с Ид в качестве лошади, а Эго — всадником. Эго «похоже на человека верхом на лошади, который должен сдерживать превосходящую силу лошади».

(Фрейд, 1923, стр. 15)

Если эго терпит неудачу в своей попытке использовать принцип реальности и возникает тревога, задействуются бессознательные защитные механизмы, помогающие отвратить неприятные чувства (т. е. тревогу) или улучшить для человека приятные вещи.

Эго вовлекается во вторичное процессное мышление, рациональное, реалистичное и ориентированное на решение проблем. Если план действий не работает, то он продумывается заново, пока не будет найдено решение. Это известно как проверка реальности и позволяет человеку контролировать свои импульсы и демонстрировать самоконтроль за счет овладения эго.

Важной особенностью клинической и социальной работы является усиление функционирования эго и помощь клиенту в проверке реальности путем помощи клиенту в обдумывании своих вариантов.

По мнению фрейдистов, некоторые виды ненормального воспитания (особенно при наличии холодной, отвергающей «шизогенной» матери) могут привести к слабому и хрупкому эго, чья способность сдерживать желания Ид ограничена.

Это может привести к тому, что эго будет «расколото» своей попыткой сдержать Ид, оставив Ид в полном контроле над психикой.

Что такое суперэго?

Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым человек научился у своих родителей и других людей. Развивается в возрасте 3-5 лет на фаллической стадии психосексуального развития.

Суперэго рассматривается как поставщик наград (чувств гордости и удовлетворения) и наказаний (чувств стыда и вины) в зависимости от того, какая часть (эго-сделка или сознание) активирована.

Суперэго — часть бессознательного, голос совести (поступающий правильно) и источник самокритики.

Оно в какой-то степени отражает моральные ценности общества, и человек иногда осознает свою мораль и этику, но суперэго содержит огромное количество кодов или запретов, которые издаются в основном бессознательно в виде команд или «не заявления «т».

Функция Суперэго заключается в контроле импульсов Ид, особенно тех, которые запрещены обществом, таких как секс и агрессия. У него также есть функция убеждать эго обратиться к моралистическим целям, а не просто к реалистическим, и стремиться к совершенству.

Суперэго состоит из двух систем: совести и идеального я.

  • совесть — это наш «внутренний голос», который говорит нам, когда мы сделали что-то не так.

Совесть может наказать эго, вызывая чувство вины. Например, если эго уступает требованиям Ид, суперэго может заставить человека чувствовать себя плохо из-за вины.

Суперэго также несколько коварно, поскольку оно пытается изобразить то, что оно хочет от человека, в грандиозных, восторженных выражениях, то, что Фрейд назвал эго-идеалом, возникающим из первой большой любовной привязанности человека (обычно родитель).

  • идеальное я (или эго-идеал) представляет собой воображаемую картину того, каким вы должны быть, и представляет карьерные устремления, как относиться к другим людям и как вести себя как член общества.

Предполагается, что дети, воспитанные родителями, испытывают любовь условно (когда они делают что-то правильно), и ребенок усваивает этот опыт в виде серии реальных или воображаемых суждений.

Поведение, не соответствующее идеальному я, может быть наказано Суперэго через чувство вины. Супер-эго также может вознаграждать нас через идеальное «я», когда мы ведем себя «правильно», вызывая чувство гордости.

Чувство вины — очень распространенная проблема из-за всех побуждений и побуждений, исходящих от Ид, и всех запретов и кодов Суперэго. Есть множество способов, которыми человек справляется с чувством вины, и они называются защитными механизмами.

Если идеальное «я» человека является слишком высоким стандартом, то все, что он делает, будет представлять собой неудачу. Идеальное Я и совесть во многом определяются в детстве родительскими ценностями и тем, как вас воспитывали.

Каталожные номера

Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Психея? Какая Психея? — Терапия внутреннего мира

Психика — это общий термин, используемый в области психологии и массовой культуры. Но что такое психика? Это помогает взглянуть на фактическое слово psyche. Префикс psych образует корень многих слов, таких как: психология, психиатрия, психоделический, психосоматический и физический. Психея имеет греческое происхождение и часто переводится как «душа» и «сознание». Psyche также имеет лингвистическую связь с греческим pneuma, , что переводится как «дыхание». В этом контексте psyche примерно переводится как «дыхание, поддерживающее жизнь». В другом древнем языке есть слово, выражающее подобное явление: санскритское слово прана . В йогических системах дыхание считается жизненной силой, которая поддерживает как человеческое тело, так и сознание, и может быть использовано с помощью дыхательных техник, называемых 9.0131 пранаяма . Тогда становится ясно, если взглянуть на историю и происхождение слова «психика», что этот конкретный аспект человеческого опыта указывает на нечто невыразимое, на что-то внутри, что соединяет нас с чем-то большим снаружи. Он проникает в некую сущность внутри нас, которая ищет и нуждается в смысле и в своего рода пропитании, не связанном с материей.

Еще одна ассоциация греческой психики — «бабочка». Теперь это увлекательно, поскольку бабочки являются распространенным символом трансформации во многих культурах, поскольку они так конкретно воплощают это явление через изменение, которое они испытывают от гусеницы, привязанной к земле, к бабочке, летающей по воздуху. Таким образом, мы начинаем понимать, какую роль играет психика в способности расти, развиваться и преобразовывать элементы того, кто мы есть, а также как мы.

Одно из лучших описаний психики, которое помогло мне более полно оценить ее функцию и ее поддающееся проверке (хотя и неосязаемое) присутствие в нашем индивидуальном и коллективном опыте, было дано юнгианским аналитиком доктором Уорреном Сиблиа. Доктор Сиблиа очень прямо заявил, что психика является органом символа. Точно так же, как центральную нервную систему можно рассматривать как орган нервной коммуникации, а эндокринную систему — как орган гормональной коммуникации, психика — это орган, который функционирует и общается посредством символа. Нам не нужно далеко ходить, чтобы узнать, какую мощную роль играет символ в нашей жизни. Символ лежит в основе любой сущности или структуры, будь то коммерческой, религиозной, политической или реляционной. Наши ритуалы (в том числе обыденный, повседневный ритуал утреннего кофе, религиозный ритуал, свадьба, спортивное мероприятие) вращаются вокруг признанных или непризнанных символических компонентов, составляющих структуру преднамеренного действия или шаблонную систему поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *