Эффективность и «затратность» общения
Стернин И. А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Что такое эффективность коммуникации
Эффективность коммуникации в речевом воздействии рассмат-ривается как достижение говорящим своих целей посредством общения.
21
Какое же общение (коммуникацию) можно считать эффектив-ным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.
Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторон¬них переговорах общение может оказаться эффективным для час¬ти участников.
Само понятие эффективности связано с достижением тех це-лей, которые ставит участник общения в данной коммуникатив-ной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными:
1) информационная — донести свою информацию до собесед-ника, получив подтверждение, что она получена;
2) предметная — что-либо получить, узнать, изменить в пове¬дении собеседника;
3) коммуникативная — сформировать определенные отноше¬ния с собеседником.
Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить кон¬такт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить кон¬такт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.
Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т.д., со-блюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения.
Эффективное речевое воздействие — такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс от-ношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. ос¬таться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.
Коммуникативное равновесие — отведение собеседнику в про-цессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его со-циальной ролью и представлением о его собственном до-стоинстве.
Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В. Е. Гольдин).
Эффективность речевого воздействия определяется двумя вза¬имосвязанными факторами:
1) достижением поставленной цели;
2) сохранением коммуникативного равновесия.
Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками
«+» и «-» обозначены достижение соответствующей цели и недо-стижение ее.
1.— Передайте, пожалуйста, соль! Информационная +
— Пожалуйста! Предметная +
Коммуникативная +
22
2. — Передайте, пожалуйста, соль!
— Простите, здесь соли нет.
Информационная + Предметная Коммуникативная +
3. — Дайте соль!
— А почему так грубо?
Информационная + Предметная Коммуникативная —
4. — Передайте, пожалуйста, соль!
— Что?
Информационная — Предметная Коммуникативная —
5. — Передайте, пожалуйста, соль!
Информационная + Предметная +
Коммуникативная —
— На!
В каких случаях можно считать речевое воздействие эффектив¬ным, в каких — нет?
• Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели (пример 1). Но так бывает не всегда.
• Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсю¬да вывод: надо говорить четко и понятно (пример 4).
• Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздей-ствие также неэффективно, поскольку сохранение коммуника-тивного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия.
• Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объек¬тивным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуника¬тивное равновесие сохранено (пример 2).
• А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5), то определенный результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие назы-вают результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило — коммуникативное равновесие — не со-блюдено).
В остальных случаях недостижение предметной цели свидетель¬ствует о неэффективности речевого воздействия, значит, что-то сделано неправильно: не так попросили, не те приемы использо¬вали, не учли какие-то законы общения и т.д.
Люди, связанные с производством, считают эффективным достижение цели с минимумом затрат. Если цель достигнута, а
23
затраты невелики, значит, деятельность была эффективной. Это подход со стороны себестоимости деятельности. Однако в обще-нии подобный подход оказывается не только неприменимым, но и неверным.
Эффективное общение — это не только такое, которое позво-лило достичь результата, но и такое, при котором между участни¬ками общения сохранилось равновесие отношений. А именно на достижение этого и затрачивается нередко основная часть комму¬никативных усилий говорящего.
IB коммуникации нельзя повышать эффективность, снижая за-траты.
Надо, наоборот, применять весь арсенал вербальных и невер¬бальных средств, соблюдать законы и правила общения, приме¬нять приемы эффективного речевого воздействия и т.д. Только максимум усилий дает желаемый коммуникативный результат — достигается цель общения и сохраняется равновесие отношений между общающимися.
Эффективность коммуникации прямо пропорциональна объе¬му затраченных коммуникативных усилий.
Например, короткие просьбы и распоряжения всегда выпол-няются менее охотно — они обычно воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает особую (и доволь¬но трудоемкую) интонацию, более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т.д. Такие формулы позволяют применить несколь¬ко приемов установления контакта, подать несколько сигналов вежливости, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать и т.п. развернуто — это оказывается более эффективно.
Если же собеседники ставят перед собой чисто коммуникатив¬ные цели — поддержать отношения (светская беседа, чисто риту¬альный вежливый диалог) и при этом соблюдают принятые в об¬ществе каноны светского общения, то такое общение (при отсут¬ствии нарушений в его ходе) всегда оказывается эффективным, так как в этом случае предметная цель совпадает с коммуника¬тивной (поддержать отношения).
Таким образом, общение становится эффективным тогда, ког-да мы достигли результата и сохранили коммуникативное равно-весие.
Известный американский гангстер Аль Капоне говорил: «При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо боль¬шего, чем при помощи одного только доброго слова». Однако цель цивилизованного человека — добиваться успеха добрым словом без револьвера. В этом и заключается искусство эффек¬тивного общения, искусство речевого воздействия на собесед¬ника.
24
Коммуникативное равновесие
Коммуникативное равновесие бывает двух видов: горизонталь¬ное и вертикальное.
Горизонтальное коммуникативное равновесие — это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника — по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др. Достичь горизонтального коммуникативного равновесия — значит оправ¬дать ролевые ожидания равных тебе, говорить с собеседниками в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.
Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблю-дением норм общения, принятых для лиц, находящихся в не-равных отношениях по вертикали: начальник — подчиненный; старший — младший; занимающий более высокое служебное по-ложение — занимающий более низкое служебное положение; стоящий выше в социальной иерархии — стоящий ниже в соци-альной иерархии.
И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникатив¬ном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, началь-ник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважи-телен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено.
studfiles.net
Эффективная коммуникация. Понятие эффективных коммуникаций
Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.
Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.
Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.
Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые , можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.
Начнем с правил.
10 правил эффективной коммуникации
Чтобы после диалога у обоих осталось приятное чувство взаимопонимания, придерживайтесь следующих правил.
Сначала слушайте
Активное слушание включает в себя задание вопросов, а также сосредоточенное усилие, которое требуется, чтобы понять ответы вашего партнера – и в то же время отказаться от их оценки. Когда вы регулярно и умело слушаете других, то поддерживаете связь с их реальностью. Быстро узнаете о достижениях и проблемах собеседника и о том, как он справляется со взлетами и падениями. Кроме того, вы показываете, что то, что важно для него, важно и для вас.
В результате ваше мнение имеет больший вес, ведь основано на реальности – реальности собеседника.
Проявите эмпатию
Когда другие рассказывают вам свою историю, постарайтесь понять их мыслительный процесс и увидеть мир с их точки зрения Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека. Конечно, это не просто. Но сознательное усилие уже лучше, чем обдумывание своего ответа, пока говорит собеседник.
Сосредоточьтесь на позитивном
Жить в негативе – это верный способ «отвернуть» от себя собеседника. Он не станет слушать вас с полным придыханием, потому что ваше появление в его жизни будет связано с жалобами, стенаниями и пессимизмом. Поэтому сосредоточьтесь на положительном. Находите общую точку зрения, даже если вы не согласны. Старайтесь радовать собеседника своим настроением, даже если ситуация к этому не располагает.
Будьте искренни
Когда хвалите собеседника, не нужно льстить или слагать оды в честь его поверхностных качеств. Будьте искренними.
Во время критики или обратной связи не зацикливайтесь на одном негативе, помните, что вы, прежде всего, хотите помочь. Если нужно, извинитесь.
Будьте конкретны
Если вам не нравится что-то в собеседнике, скажите конкретно о том, что именно, и предложите выход.
Уважайте собеседника
Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Признавать людей и показывать уважение можно совершенно простыми и несложными способами:
- кивнуть головой;
- улыбнуться;
- просто поприветствовать.
Избегайте сарказма и резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Говорите с другими так, как вы хотите, чтобы они говорили с вами.
Делайте паузы
Пауза в нашем случае – это просто остановиться и подумать, прежде чем начать говорить. При помощи автоматизма ничему новому научиться нельзя, а вы наверняка читаете эту статью для того, чтобы узнать что-то новое и привить себе полезный навык.
Будьте честны
Как вы себя чувствуете, когда появляется мысль-ощущение: «Он(она) от меня что-то скрывает?». Честность вовсе не означает, что вы должны делиться всем и со всеми.
Честность – это умение придерживаться прозрачности во время диалога. Если говорите на какую-то тему, не стоит вилять.
Знайте, когда нужно уступить
Многие люди не могут удержаться и не начать атаковать любое мнение, которое им было высказано – и часто жалеют об этом.
Помните, чт
iuni.ru
Понятие эффективности коммуникации.
Эффективность коммуникаций — это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации.
Несколько расширяя данное определение, можно отметить, что эффективность коммуникации представляет собой также отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение.
Сложное и многогранное понятие эффективности коммуникации охватывает широкий диапазон различных эффектов и аспектов, а потому исследуется не только с теоретической точки зрения, но и на практике (иными словами — для каждого конкретного уровня и вида осуществляемой коммуникации).
Понятие эффективной коммуникации с точки зрения отправителя предполагает получение информации получателем и ответную реакцию в соответствии с прогнозом отправителя.
Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации – барьеров.
Технические – шумы, отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п. Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.
Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.
Для повышения эффективности всей системы коммуникации необходимо уменьшить помехи, возникающие в процессе коммуникации, то есть учитывать индивидуально – личностные , социальные и культурные фильтры. Эти помехи могут быть изменены за счет дублирования сообщения, изменения самого сообщения в случае необходимости , уменьшения числа посредников в коммуникативном процессе.
Существует три основных типа результатов коммуникации:
а) изменения в знаниях получателя;
б) изменение установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида;
г) изменение поведения получателя обращения.
Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Положительная обратная связь информирует отправителя, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует отправителя, что желаемый результат сообщения достигнут не был. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение , чем положительная. Коммуникации при этом осуществляются с каждой из этих групп по-разному , так как в их основе лежат разные цели , но подчиненные общей цели фирмы.
Позволяет также выявить ключевые условия эффективной коммуникации.
Отметим среди них следующие:
-Цели коммуникации. Отправитель должен четко знать , каких аудиторий он хочет достичь и отклик какого типа получить .
-Подготовка обращения. Необходимо учитывать предшествующий опыт пользователей товара (услуги) и процедуру декодирования сообщений, которой придерживается целевая аудитория .
-Планирование каналов. Отправитель должен передавать свое обращение по каналам, которые эффективно доводят его до целевой аудитории .
-Эффективность обращения. Отправитель должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.
infopedia.su
Эффективность коммуникаций — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эффективность коммуникаций — это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации.
Несколько расширяя данное определение, можно отметить, что эффективность коммуникации представляет собой также отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение.
Сложное и многогранное понятие эффективности коммуникации охватывает широкий диапазон различных эффектов и аспектов, а потому исследуется не только с теоретической точки зрения, но и на практике (иными словами — для каждого конкретного уровня и вида осуществляемой коммуникации).
Эффект коммуникации — это конечный результат осуществлённой коммуникации.
Мнения исследователей относительно того, какие эффекты коммуникации считать основными, разнятся. Так, М. А. Василик[1] к числу эффектов коммуникации относит следующие:
- утилитарный
- эмоциональный
- удовлетворение познавательного интереса
- усиление позиции индивида
- эстетический эффект.
В. Б. Кашкин[2] же среди важнейших эффектов коммуникации перечисляет такие как:
- изменение в знаниях получателя информации
- изменение установок (относительно устойчивых представлений индивида)
- изменение поведения получателя сообщения
- голосование на выборах
- покупка товара или услуги
- выполнение рекомендаций вышестоящего начальника на работе или своевременный приход на работу.
Понятие эффекта коммуникации актуально для различных сфер осуществления коммуникаций.
Эффект коммуникации в организации PR-мероприятий[править | править код]
Эффект коммуникации может быть рассмотрен и изучен не только на личностном уровне, но и на социально-групповом. Иностранные исследователи делят эффекты коммуникации при проведении PR-мероприятий на прямые и косвенные. К прямым эффектам принято относить:
- степень информированности СМИ (также до и после)
- суммарное число контактов с аудиторией
- сравнительная оценка восприятия компании и её продукции (до мероприятия и после него)
- запланированный и фактический объем выручки от благотворительной деятельности в ходе PR-мероприятия
- прирост выручки от прямой реализации продукции.
Среди косвенных эффектов наиболее значимы следующие:
- полное израсходование бюджета скидок, предоставлявшихся в рамках акции
- более стремительное продвижение других брендов предприятия
- рост продаваемости продукции предприятия (по сравнению с конкурентами и в сравнении с аналогами данного предприятия, а также в определенном секторе рынка)
Оценка эффективности коммуникации — это важнейший фактор в управлении коммуникативными процессами. Она осуществляется на основе критериев и показателей эффективности коммуникации; в основе оценки эффективности коммуникации лежит отношение достигнутого результата коммуникации к изначально намеченной цели. Таким образом, напрашивается вывод, что она предполагает минимум два замера (с известным временным интервалом между ними) уровня показателей эффективности коммуникации.
В оценке эффективности на социально-групповом уровне важнейшую роль играет изменение общественного мнения в результате воздействия социальной информации.
ru.wikipedia.org
Эффективная коммуникация приемы и навыки. Понятие эффективных коммуникаций. Условия эффективного общения с помощью технических средств
Ирина Кульга
Понятие эффективной коммуникации, ее слагаемые. Профессиональная коммуникация и манипуляция
1 Понятие эффективной коммуникации, ее слагаемые
Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.
Коммуникация – явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура помогает понять простой механизм коммуникации, разложить все знания по полочкам в области общения и переносить их на любые личностные и деловые коммуникационные ситуации.
В любой коммуникационной ситуации всегда есть как минимум два субъекта – отправитель и получатель. Первый отправляет некое сообщение, второй, соответственно, его получает (адресатов может быть несколько, если взять в качестве примера презентацию, когда один оратор обращается к целой аудитории). Под сообщением понимается вся совокупность информации, которая передается от отправителя к получателю. Это не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный фон, интонации, жестикуляция, пантомимика и т. д. Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации. Канал коммуникации – это своеобразное средство передачи информации. Слова (а если быть совсем точным, то смысл слов и предложений) передаются с помощью вербального канала; звуки, интонация, тон и тембр – с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция, пантомимика и микромимика – с помощью невербального и т. д. Таким образом, с помощью каналов коммуникации отправитель передает сообщение получателю.
В результате на получателя оказывается некое воздействие – эффект. Это может быть обдумывание информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание. Так или иначе, все это выражается в обратной связи – в ответной реакции или сообщении. При этом роли у субъектов меняются. Получатель, давая обратную связь, становится отправителем, а отправитель – получателем. Вообще разделение на отправителя и получателя является достаточно условным, так как любая из сторон попеременно является и тем и другим.
Эффективная коммуникация, несомненно, необходима для успешной реализации целей организации. Искаженные, неправильно трактуемые сообщения часто становятся причиной поражений крупных компаний, армий и народов. Тем не менее многие менеджеры, предприниматели и бизнесмены по-прежнему думают, что коммуникация подразумевает умение давать распоряжения, спорить и оправдываться. Тогда как прежде всего это активное слушание.
Эффективная или неэффективная
Неэффективная коммуникация — это пререкания с окружающими, направленные на защиту своих целей и планов. Она подразумевает наличие победителей и побежденных. Подобный стиль «общения» корнями уходит в философию, делящую мир надвое: на «правильно и неправильно», «победу и поражение» или «хорошо и плохо», не учитывая промежуточн
erfa.ru
что влияет на эффективность коммуникации?
В прошлой статье мы осветили тему теории жизненных стратегий в модели Psychea (авторы: О. Клепиков и А. Муразанов): какие стратегии выживания и развития мы используем и почему. В этой статье поговорим про вторую основу модели Psychea: теорию информации. А также о том, какова задача брендинга и маркетинга в построении высокоточной и эффективной коммуникации.
Что такое коммуникация?
Научное определение: коммуникация — это эффективное синхронное или диахронное взаимодействие, целью которого является передача информации от одного субъекта к другому. Например, вы разговариваете с другом, или читаете письмо от коллеги.
На бытовом уровне: коммуникация — это обсуждение проекта с коллегой, отправка электронного письма, сайт вашей компании, упаковка на полке, реклама на ТВ и многое другое. В любом случае, в коммуникации всегда есть структура «источник -> информация -> человек».
Линейная модель коммуникации, предложенная американским политологом-социологом Гарольдом Лассуэллом:
- Кто сообщает?
- Что сообщает?
- По какому каналу?
- Кому сообщает?
- С каким эффектом?
Кто-то -> что-то -> кому-то доносит -> по какому-то каналу -> и с определенной целью. Если не понятно, кому и с каким эффектом должна быть отправлена информация, то коммуникативный акт не состоится, так как не произойдет никаких изменений в результате этой коммуникации. Как гласит народная мудрость: в одно ухо влетело, в другое вылетело.
Поэтому существует такое понятие как коммуникативный эффект — снижение уровня неопределенности за счет получения нового знания, возбуждение эмоции (гнев, радость, грусть, страх), мотивация к действию, изменение установок и поведения.
Примеры коммуникативных эффектов
Пример 1: Лекция преподавателя
- Кто сообщает: преподаватель.
- Что сообщает: теорему Ферма.
- По какому каналу: по аудиальному (лектор говорит, студент слушает).
- Кому сообщает: студенту.
- С каким эффектом:
- Цель коммуникации достигнута (коммуникация эффективна): студент внимательно слушает лекцию и применяет теорему для решения задач.
- Цель коммуникации не достигнута (коммуникация неэффективна): студент «бьет балду» на лекции и не применяет теорему.
Пример 2: Товар на полке
- Кто сообщает: производитель.
- Что сообщает: покупайте мой товар.
- По какому каналу: упаковка на полке магазина (канал дистрибуции).
- Кому сообщает: покупателю, принимающему решение возле полки.
- С каким эффектом:
- Цель коммуникации достигнута: товар куплен.
- Цель коммуникации не достигнута: куплен соседний товар.
Вы уже видите, что существует такое понятие как «эффективность коммуникации». Давайте разберемся, каким образом вы можете влиять на неё.
От чего зависит эффективность коммуникации?
Структура коммуникации по модели Шеннона-Уивера
Одна из наиболее популярных моделей предложена инженерами и математиками Шенноном и Уивером, в середине 20 века. Каждая коммуникация рассматривается как кодирование и отправка сигнала, который потом декодируется получателем.
В примере про лектора и студента источником сигнала является лектор, где передатчик — его голосовой аппарат. Он рассказывает материал и создает звуковые волны (сигнал), которые по воздуху достигают приемника адресата. Канал в этом случае — воздух в аудитории между лектором и студентом. Приемник — это уши студента.
В примере про товар, источником сигнала является производитель, где передатчик — это упаковка (форма, вес, цвет, символы, цена и т. п.). Канал — полка в магазине. Сигнал — комплексный образ товара в момент контакта. Приемник — глаза покупателя.
Структура коммуникации в этой модели выглядит следующим образом:
- Коммуникатор кодирует сообщение: лектор формулирует мысль в сознании, логику высказывания, подбирает нужные слова, интонацию, интенсивность.
- Передатчик посылает сигнал: голосовой аппарат лектора издает соответствующие звуки, звуковые волны передаются по воздуху
- Помехи канала влияют на сигнал: если лектор далеко от студентов и говорит тихо, то часть информации теряется. Если рядом кто-то из студентов разговаривает, то часть информации от лектора тоже теряется, потому что другой сигнал смешивается с основным.
- Приемник получает переданный сигнал: звуковые волны попадают в слуховой аппарат студента и превращаются в слова и смыслы.
- Приемник декодирует сигнал (восстанавливает сообщение): в сознании студента возникают идеи и установки, связанные с полученной информацией от лектора.
Этап 1. Понятие кодера и декодера в коммуникации: как это происходит
Телепатию еще не изобрели, поэтому чтобы донести сообщение, необходимо использовать системы кодирования информации.
Кодирование — процесс преобразования идеального смысла сообщения, возникшего в сознании коммуникатора (лектор) в форму, необходимую для того, чтобы это сообщение смогло достигнуть реципиента (студент) по заданному каналу.
Декодирование в широком смысле — процесс восстановления исходного смысла сообщения из полученного сигнала. То что студент поймет из лекции преподавателя — это то, что он декодирует.
В схеме Шеннона-Уивера видно, что кодером является источник сигнала — коммуникатор кодирует смыслы и транслирует их адресату. Сигнал попадает в приемник адресата и происходит процесс декодирования. Декодером является адресат.
В примере с лектором кодером является сам лектор, а декодером — студент. Кодер отправляет сигнал в речевой форме, которую интерпретирует декодер, то есть слушатель.
Пример с речью лектора и студентами вполне понятен. Но можно посмотреть на более скрытые примеры кодирования.
Образы в рекламе Coca-Cola
Закодированный сигнал: Лимонад Кока-Кола пьют во время Нового года. Кока-кола — это праздник. Праздник = Кока-Кола.
Key visual из рекламы Pepsi
Закодированный сигнал: Лимонад Пепси-Кола пьют молодые, энергичные, спортивные и популярные люди. Вот и Месси тоже его пьет. Будь как Месси. Лимонад Pepsi = молодость, энергия, спорт.
Key visual из рекламы Mersedes-Benz
Закодированный сигнал: Владелец Мерседес — это Король-Лев. Покупай Мерседес, будешь чувствовать себя Королем. Мерседес = быть королем.
Образ бренд-персонажа ТМ Жирафики
Закодированный сигнал: Жирафик — маленький ребенок (соотношение головы к телу, размеры глаз и пропорции). Мы такие же, как ваш малыш.
Что мы видим?
По сути, кодер здесь — это автор данной коммуникации. Дизайнер (режиссер, оператор, креативщик и т. п.), который упаковал информацию и отправил сигнал в форме телевизионного ролика, плаката или упаковки. Декодером является аудитория, которая получает этот сигнал в том или ином канале (тв, полка в магазине, уличные баннеры и т. п.).
Авторы коммуникации кодируют свои сообщения с помощью системы образов и смыслов, понятных целевой аудитории:
- используя образ «льва», они создают связь с понятием «король»
- подчеркивая ситуацию с Рождеством, формируют устойчивую связь: Coca-Cola — это праздник
- демонстрируя энергию и призыв Месси, создают ощущение статуса и энергии в бренде Pepsi
- транслируя образ маленького ребенка, бренд формирует эмоциональную связь с покупателем
С помощью символов и образов формируется целостный эмоциональный образ-метафора (некий гештальт) бренда в сознании человека. При этом, такое формирование происходит на бессознательном уровне, который не контролируется получателем.
Однако, далеко не вся коммуникация эффективна. Почему одни сообщения достигают целей, а другие уходят впустую?
Этап 2. Понятие «шум» в коммуникации: почему коммуникация обладает разной эффективностью?
Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Идеально всё бывает только в сказках и годовых медиа-стратегиях. В реальном мире всегда есть потери. И в модели Шеннона-Уивера есть ключевые этапы, на которых происходит частичная потеря сигнала. Потери связаны с шумами.
Шум — любой источник искажения объема и смысла сообщения.
Есть 2 вида шумов:
- Механический шум (шум канала, техническая потеря) — обусловлен несовершенством канала, по которому движется сигнал.
- Семантический шум (смысловая потеря, шум источника и получателя) — обусловлен смысловыми искажениями при кодировании и декодировании.
Механические шумы — это помехи в самом канале, связанные с тем, что в процессе передачи сигнала он теряет свою силу и рассеивается. Если вы покажете ролик по телевидению только один раз, то люди быстро забудут о чем шла речь. Если поставить только один наружный щит в большом городе, то сигнал будет слишком слабым, чтобы его заметили. Если ваш товар попадает на полку только в одном магазине из тысячи, то ожидать больших продаж не придется.
Семантические шумы — это непонимание смысла сообщения. То есть кодер отправляет сигнал, который не может быть расшифрован декодером.
Все мы знаем детскую игрушку сортер.
Ребенок учится подбирать подходящие формы объектов для того, чтобы они подходили к отверстиям. Если он подбирает правильную форму, то она легко и без труда проходит в соответствующее отверстие. Если нет, то он будет прикладывать усилия, пытаясь затолкнуть неправильную форму в неподходящую ячейку.
То же самое происходит и в сознании потребителя — если коммуникация бренда соответствует кодам целевой аудитории, то она проходит легко и без сопротивления, достигая нужного эффекта. А если нет — декодирования не происходит, аудитория не понимает смыслов и… продажи падают. Тратятся деньги на рекламу, а эффект отрицательный.
Примеры шумов
Пример 1. Механический шум канала, по которому идет сигнал
Представьте себе, что лектор читает в такой аудитории:
Если в зале нет микрофона, то студенты в дальнем конце ничего не услышат, так как звук будет поглощен воздухом. Лектору не хватит сил докричаться до них.
Еще один пример шума канала — помехи, создаваемые другим источником сигнала. Например, упаковка конкурентов на полке, рядом с которой стоит ваш продукт:
Каждый бренд с полки посылает свой сигнал, который перекрывается соседом.
Тоже самое касается рекламных роликов на ТВ, следующих друг за другом без перерыва, обилия рекламных рассылок, множества сайтов. Сигналы по одному каналу перекрываются и мешают друг другу, теряя в объеме и интенсивности.
Пример 2. Семантический шум кодера и декодера
Представьте, что вам рассказали важнейшую информацию о том, как достичь успеха и найти клад, но сделали это на языке суахили… Если вы знаете суахили, остается только поздравить вас! Но в большинстве случаев эта информация останется бессмысленным набором звуков. Дело в том, что у вас нет системы декодирования сигнала, то есть знания этого языка.
Не зная вашей системы кодов, отправитель закодировал информацию так, что она в принципе не могла быть расшифрована.
Пример семантической ошибки кодирования
Или, например, бренд транслирует ценности, которые не являются приемлемыми в конкретной социокультурной среде. Например, вот такие: в рекламе чая отец говорит дочери — «и в моей жизни был Валера».
На территории Российской Федерации подобное заявление взрослого мужчины, да еще в присутствии своего ребенка, вызовет много вопросов. Сообщение, которое закодировали авторы, будет декодировано ошибочно в подавляющем большинстве случаев. Интересно, как у них обстояли дела с продажами.
Этап 3. Так что же влияет на эффективность коммуникации?
Коммуникация бренда будет эффективна, если вы добьетесь минимальных семантических потерь и сможете преодолеть шум канала. Необходимо изучать психологию потребителя и проектировать коммуникацию, которая будет правильно интерпретирована, потому что использует привычные смыслы и образы.
Говорите со своей аудиторией на одном языке
Чтобы снизить семантический шум, нужно хорошо понимать свою целевую аудиторию. А значит, говорить на понятном ей языке.
Изучая своего потребителя, найдите ответ на вопрос: какова его система кодов, в которой он оперирует? Каковы его социокультурные нормы и установки?
Именно для этого существует этап исследований:
- Анализируя рынок, вы поймете тенденции на уровне социума: потребительские тренды, модели потребления, технологические сдвиги, которые повлияют на рынок в будущем.
- Изучая коммуникацию успешных конкурентов, вы узнаете какие семантические поля они активируют в сознании целевых аудиторий, что они «кодируют» в своих сигналах (продуктах, упаковке, рекламе и т. п.)
- Используя глубинные интервью, наблюдения в точках продаж, когнитивные исследования, вы сможете точно понять, какие смыслы по отношению к вашему бренду и категории можно использовать. Изучив своего потребителя, вы сможете точно идентифицировать какие символы, формы, вербальные и невербальные метафоры нужно использовать, чтобы коммуникация происходила без потерь и достигала желаемых бизнес-результатов.
- Проектируя customer journey map (путь потребителя) вы будете точно знать где, как, в какой момент и что бренд должен транслировать своим покупателям, чтобы стать тем «единственным» top of mind в категории.
- Проводя количественные исследования вы сможете проверять гипотезы и инсайты, полученные от людей и создавать коммуникацию, точную как снайперский выстрел.
Погружаясь на глубинный уровень принятия решений вашей целевой аудитории, вы сможете проектировать архитектуру выбора и управлять тем, что не смогут скопировать конкуренты — потребительским опытом. Создавая коммуникацию такого уровня, вы открываете возможность построить бренд, который выйдет за рамки экономических отношений с потребителем и найдет самый короткий путь к сердцу человека.
Внимательно изучайте особенности канала, в котором работаете
Чтобы эффективно преодолеть шум канала, нужно знать и уметь работать со следующими направлениями:
- путь потребителя: где встречается с вашим продуктом, в каких точках принимает решение, как использует продукт, что происходит на всем пути. Это даст понимание о наиболее эффективных каналах взаимодействия
- специфика канала: охват, релевантность, тип аудитории. Вы будете знать, куда нужно инвестировать средства, чтобы получать максимальные показатели ROI
- возможности восприятия в канале: формат, доступность сигнала по зрительным, аудиальным, кинестетическим каналам восприятия. Вы узнаете, каким образом должен быть выстроен контакт, чтобы достичь целей.
Понимание специфики канала, помогает снизить или минимизировать шумы. Знание того, как, например, «работает полка», помогает правильно выстроить систему шелфтокеров и воблеров, подобрать хорошо различимые шрифты, цвет и образы, добиться правильного размещения и доли на полке и т. д.
Понимание того, как ваша аудитория использует веб-сервис или интернет магазин (устройства, время суток, типичные сценарии и т. п.) позволяет безошибочно проектировать UX-взаимодействие, типы интерфейсов, цвета, пиктограммы и т. п. Знание моделей потребления поможет выстроить эффективную стратегию рассылок и активаций на повторные покупки или upsell.
Выбор канала будет влиять на количество и объем информации: наружная реклама на шоссе должна быть понята за секунды (для проезжающих водителей), а промо-буклет о продукции может содержать много информации (её можно прочитать в спокойном режиме) и т. д.
Изучая специфику канала, в котором бренд встречается с потребителем, вы сможете достичь максимума отдачи от каждой денежной единицы, вложенной в создание и доставку продукта до вашего потребителя.
Роль брендинга и маркетинга в коммуникации
Недостаточно произвести продукт и доставить его до потребителя. Ведь в тот момент, когда он откажется от него в пользу другого, вы потеряете все, что вкладывали в его создание и доставку.
Чтобы этого избежать, необходимо понимать каким должен быть ваш сигнал, чтобы потребитель его понял и полностью осознал. Именно эту задачу решает брендинг.
Роль брендинга в современной коммуникации — преодоление семантических шумов. Брендинг — это не «рисовальдинг», а проектирование смыслов. Семантика вашего сообщения — вот за что отвечает брендинг.
Доставка продукта до потребителя, отправление рекламных сообщений, дистрибьюция — все это работа с каналом, то есть преодоление механических шумов.
Роль маркетинга — это доставка вашего сообщения/сигнала/продукта.
В заключение
Время, которое мы тратим на распознавание рекламных сообщений сокращается стремительно. Сейчас на человека обрушивается поток объемом примерно в 34 гигабайта в день. В течение 20 лет объем потребляемой информации вырастет на 100%. Это говорит о том, что требования к доступности и ёмкости коммуникационных сообщений стремительно растут. То есть любой шум может стать критичным для вашей коммуникации. Поэтому только те бренды, которые опираются на глубокое понимание потребителя и научные подходы к брендингу и маркетингу, смогут выжить и занять лидерские позиции в своих категориях и умах людей.
В следующем материале мы расскажем о третьей основе модели Psychea — онтологии здравого смысла.
Stay tuned!
www.dotorg.ru
Принципы эффективной коммуникации
Подытоживая анализ коммуникационной составляющей реализации программы паблик рилейшнз, следует выделить ряд принципов, соблюдение которых поможет практикующим в сфере связей с общественностью преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути разворачивания коммуникационного процесса. Среди них:
Правдивость. Коммуникация начинается с создания климата доверия. Такой климат должен формироваться благодаря усилиям организации, подчеркивающим ее стремление служить интересам общественности. Люди должны в значительной степени доверять организации или тем, кто выступает в ее поддержку, уважать их как компетентные источники по тому или иному вопросу, о котором идет речь.
Контекст. Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной ситуацией, соответствовать ей. Как бы умело не использовались средства массовой информации, они всего лишь дополняют повседневную жизнь, мнения и действия людей. Контекст ситуации должен предоставлять людям возможность участия в событиях и реагирования на коммуникативные усилия. Сама ситуация, жизненные обстоятельства должны подкреплять сообщения организации, а не противоречить им. То есть эффективная коммуникация требует благоприятного социального климата, в формировании которого принимают участие средства информации.
Содержание. Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает, совпадать с системой их ценностей. Нужно, чтобы оно было релевантным ситуации, в которой находится получатель. Люди преимущественно сосредоточиваются на той информации, которая обещает им наибольшее вознаграждение. Содержание информации детерминирует аудиторию.
Ясность. Сообщения следует подавать в простой форме. Слова и формулировки должны быть одинаково понятны и получающему сообщение, и отправляющему его. Сложные проблемы необходимо вкладывать в простые и ясные темы, лозунги и стереотипы. Чем больший круг людей должен получить сообщение, тем доходчивее оно должно быть. Организации стоит разговаривать с общественностью одним голосом, а не множеством голосов.
Непрерывность и последовательность. Коммуникация — нескончаемый процесс. Она нуждается в повторениях, чтобы проник-
270
нугь к людям. Повторение (в разных вариантах) способствует как обогащению знаний, так и убеждению. Изложение должно быть последовательным.
Каналы. Нужно пользоваться теми существующими каналами коммуникации, к которым обращаются и которым доверяют люди. Создание новых каналов может быть сложным, длительным и дорогостоящим делом. Различные каналы по-разному воздействуют и эффективно работают на разных этапах процесса распространения информации. Когда нужно выйти на целевые группы общественности, необходимо подбирать специальные каналы. Многие каналы коммуникации ассоциируются у людей с разными системами ценностей.
Готовность аудитории. Коммуникацию следует осуществлять с учетом способности аудитории. Общение приносит наибольший результат, когда люди, которым адресовано сообщение, прилагают меньше усилий для его понимания. Это зависит от таких факторов, как возможности, привычки, способность читать и уровень образования.
Разумеется, перечисленные принципы вовсе не исчерпывают условий эффективной коммуникации. Этой проблеме посвящена обширнейшая литература Да и сама система паблик рилейшнз с самого начала своего существования билась и продолжает биться над поиском путей наиболее эффективной коммуникации и общения с общественностью.
И, наконец, сделаем ударение еще на одном: действие и коммуникация ни в коей мере не являются самоцелью для процесса паблик рилейшнз. Конечной целью для пиэрменов всегда выступают результаты, сформулированные в виде целей, которые предусматривалось достичь вследствие реализации ПР-программ. Далее рассмотрим последний, четвертый этап управления процессом паблик рилейшнз.
studfiles.net