Что ожидает нас после смерти: Кто знает, что нас ждет после смерти?

Кто знает, что нас ждет после смерти?

42 979

Познать себя

Статистик по профессии, она была атеистом с научным складом ума и считала, что впереди нас могут ждать лишь «тьма и пустота, которые продлятся вечно». По ночам эти образы мучили ее, вызывая приступы острой тревоги. Друзья пытались ее успокоить, говоря, что две трети населения планеты не разделяют ее нигилизма, веря, что душа продолжает свой путь, воплощаясь в последующих жизнях. В ответ Карина возражала, что те же две трети верят, что вправе бить своих жен…

Я смог сказать ей в утешение лишь одно: только очень самонадеянный человек станет утверждать, будто знает, что ждет нас после смерти. Впрочем, у каждого врача бывали в жизни удивительные встречи с людьми, пережившими клиническую смерть (их электроэнцефалограмма оставалась абсолютно ровной в течение нескольких минут) и вернувшимися к жизни… И хотя я не интересовался этим вопросом специально, несколько пациентов рассказали мне о подобном опыте.

Каждый из них осознавал, что умер, оказался по ту сторону бытия. Они видели сияние, которое принимало их, излучая огромную любовь и доброту. Нередко они встречали давно умерших людей. Те обращались с ними очень нежно, говоря им, что их время еще не пришло и что надо вернуться.

Многие возвращались с сожалением и отчетливо помнили боль в момент воссоединения со своим измученным телом. Этот опыт полностью менял переживших его: они начинали лучше выражать эмоции словами, становились более открытыми, учились радоваться тому, что вокруг них — жизнь. И, главное, уже не боялись того, что может ждать их после смерти.

Раз мы не знаем наверняка, каждый имеет право сам выбирать, во что ему верить: в пугающую тьму или обнадеживающий покой

Детали этих признаний можно найти во всех культурах, на протяжении всей истории человечества. Яркое сияние, чувство неописуемого восторга и легкости, ощущение тела, плывущего по туннелю, — все эти признаки встречаются в подобных рассказах так часто, что можно заподозрить галлюцинации, спровоцированные нехваткой кислорода.

Но как тогда объяснить, что пациенты, по их словам, парившие над головами реанимировавших их тело медиков, подробно описывали происходившее в палате и даже повторяли сказанные там слова?

Можно ли сравнивать обычные галлюцинации, вызванные временной асфиксией мозга, с опытом, который полностью преображает тех, кто его пережил? В рамках одного поразительного исследования голландские ученые опросили 344 человек, вернувшихся к жизни после остановки сердца.

12% опрошенных пережили состояние, строго отвечающее критериям клинической смерти. Четверть из них рассказала, что парила над собственным телом. Один мужчина, по всем объективным критериям находившийся без сознания, даже смог подсказать озадаченной медсестре, куда она положила его вставную челюсть, вынув ее перед интубацией.

Людей с научным складом ума — таких, как мы с Кариной, — подобные наблюдения ставят перед серьезной дилеммой.

С одной стороны, мы привыкли объяснять любые явления на основании научных принципов и знаний. Но научный подход слабо совместим с вероятностью сознательной жизни после смерти…

С другой стороны, научный склад ума обязывает нас не отбрасывать достоверные наблюдения только потому, что они не находят объяснения в рамках наших теорий. А между тем случаи клинической смерти встречаются часто, и их описания вполне достоверны.

После нашего разговора Карина осталась в замешательстве. Но потом, спустя несколько месяцев, принесла мне кассету с документальным фильмом, снятым американским психиатром Реймондом Моуди, пионером в области изучения клинической смерти в США. В этом фильме восемь «вернувшихся» рассказывают, как то, что они пережили, навеки избавило их от страха смерти. По лицу Карины я видел, что и у нее на душе стало спокойнее. Тогда я не стал продолжать с ней разговор на эту тему.

В конце концов, раз мы не можем знать наверняка, каждый имеет право сам выбирать, во что ему верить, — будь то пугающие нас тьма и пустота или обнадеживающие свет и покой.

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Видимся с парнем раз в один-два месяца: карьера для него важнее отношений»

Секс без обязательств: большой разбор с психологами — изучите все плюсы и минусы

«Один раз на всю жизнь»: как выбрать супруга и гарантировать счастье — мнение психолога

Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей

Тест: О ком вы больше думаете — о себе или других?

«Будущий зять странно себя ведет. Что мне делать, если мы работаем вместе?»

Манипуляция — это нормально. Как обращаться с теми, кто вами манипулирует

Психосоматика насморка: какая эмоция может провоцировать заложенность носа?

Что ожидает нас после смерти?

После смер­ти тела человек:

Пере­ста­ет существовать

Про­дол­жа­ет суще­ство­вать душой

Пере­во­пло­ща­ет­ся в новое тело

После выхо­да из тела душа:

Пере­хо­дит к стра­да­нию или блаженству

Блуж­да­ет по зем­ле до Страш­но­го суда

Души пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков находятся:

В одном месте

В раз­ных местах

Бла­жен­ство и муче­ние душ:

Пере­жи­ва­ет­ся немед­лен­но во всей полноте

Не явля­ет­ся пол­ным до вос­кре­се­ния тела

Изме­не­ние уча­сти души после смер­ти воз­мож­но благодаря:

Пока­я­нию

Очи­ще­нию огнем Чистилища

Молит­вам и доб­рым делам живых

Невоз­мож­но

После смер­ти в ад попадают

Толь­ко некре­ще­ные и нерас­ка­ян­ные грешники

Все души, чье духо­в­­но-нрав­ствен­­ное состо­я­ние не соот­вет­ству­ет состо­я­нию оби­та­те­лей Цар­ства Небесного

Сте­пе­ни бла­жен­ства и наказания:

Оди­на­ко­вы

Раз­лич­ны

Муче­ния греш­ни­ков будут:

Толь­ко внутренними

Внеш­ни­ми и внутренними

Посмерт­ное воз­да­я­ние чело­ве­ка определяется:

Самим чело­ве­ком

Богом, на осно­ва­нии про­жи­той чело­ве­ком жизни

Чело­век про­дол­жа­ет суще­ство­вать душой.

1) Сло­во Божие сви­де­тель­ству­ет о том, что жизнь души про­дол­жа­ет­ся после смер­ти тела (Еккл.12:7; Прем.3:1).
2) Чело­век состо­ит из души и тела. Душа в отли­чии от тела – про­ста и нераз­ло­жи­ма на эле­мен­ты.
3) Цер­ковь учит, что души умер­ших про­дол­жа­ют суще­ство­вать и пре­бы­вать в созна­нии после смер­ти тела (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 28).

См. подроб­нее: Тай­ная
жизнь души после телес­ной смер­ти.

Чело­век про­дол­жа­ет суще­ство­вать душой.

1) Пред­став­ле­ние о пере­во­пло­ще­нии душ про­ти­во­ре­чит биб­лей­ско­му уче­нию о един­ствен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни (Евр.9:27).
2) Это лже­уче­ние стал­ки­ва­ет­ся с рядом нераз­ре­ши­мых про­блем.
3) Цер­ковь учит, что души умер­ших про­дол­жа­ют суще­ство­вать после смер­ти тела и пре­бы­вать в созна­нии (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 28).

См. подроб­нее: Реин­кар­на­ция.

Душа пере­хо­дит к стра­да­нию или блаженству.

1) Сло­во Божие опро­вер­га­ет пред­став­ле­ние о посмерт­ном блуж­да­нии душ (Еккл. 12:7; Лк.16:22-23).
2) Цер­ковь учит, что души умер­ших, по выхо­де из тела, пере­хо­дят к радо­сти или стра­да­нию (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18).
3) Виде­ния блуж­да­ю­щих при­ви­де­ний, по сло­вам свт. Иоан­на Зла­то­уста, мож­но объ­яс­нить демо­ни­че­ским дей­стви­ем. Ино­гда же такие виде­ния могут быть интер­пре­ти­ро­ва­ны как иллю­зии или галлюцинации.

Они нахо­дят­ся в раз­ных местах.

1) Рай и ад в пра­во­слав­ном веро­уче­нии счи­та­ют­ся раз­ны­ми места­ми (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 61).
2) Хотя зем­ное поня­тие про­стран­ства непри­ло­жи­мо к реаль­но­сти духов­но­го мира, несо­мнен­но, что места оби­та­ния душ раз­ли­ча­ют­ся в силу их разграниченности.

См. подроб­нее: Рай и ад: два места или два состояния?

Оно не явля­ет­ся пол­ным до вос­кре­се­ния тела.

1) Посколь­ку чело­век живет в теле, он дол­жен полу­чать свою награ­ду вме­сте с ним (2Кор.5:10).2) Пред­ва­ри­тель­ный харак­тер посмерт­но­го воз­да­я­ния дела­ет воз­мож­ным молит­вы и доб­рые дела в память об умер­ших, для улуч­ше­ния их участи.

См. подроб­нее: О суде

Бла­го­да­ря молит­вам и доб­рым делам живых.

1) Соглас­но биб­лей­ско­му уче­нию пока­я­ние после смер­ти невоз­мож­но, чело­век будет отве­чать перед Богом за то, что он совер­шил при жиз­ни (Лк.13:25-27; Рим.2:6).
2) По сло­вам прп. Иоан­на Дамас­ки­на, «чело­век полу­чил рас­ка­я­ние по при­чине немо­щи тела».3) Соглас­но уче­нию Церк­ви, в дости­же­нии бла­жен­но­го вос­кре­се­ния душам умер­ших в вере помо­га­ют молит­вы и доб­рые дела живых.

См. подроб­нее: О хода­тай­стве живых за умер­ших.

Бла­го­да­ря молит­вам и доб­рым делам живых.

1) Уче­ние о посмерт­ном очи­ще­нии душ с помо­щью огня не име­ет осно­ва­ния в Свя­щен­ном Писа­нии и не осно­ва­но на соглас­ном уче­нии свя­тых отцов.
2) «Душа после смер­ти не может сно­ва стать при­част­ни­цей Таинств Церк­ви. Если бы она мог­ла что-нибудь сде­лать в удо­вле­тво­ре­ние за свои гре­хи, то мог­ла бы там при­ни­мать уча­стие и в Таин­стве Пока­я­ния» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 66).
3) Уче­ние о Чисти­ли­ще осуж­де­но Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в 17 веке. Дог­ма­ти­че­ски опре­де­ле­но, что в дости­же­нии бла­жен­но­го вос­кре­се­ния душам умер­ших в вере помо­га­ют молит­вы и доб­рые дела живых.

См. подроб­нее: Десять аргу­мен­тов, пока­зы­ва­ю­щих, что не суще­ству­ет очи­сти­тель­но­го огня.

Бла­го­да­ря молит­вам и доб­рым делам живых.
1) Вера в воз­мож­ность изме­не­ния уча­сти усоп­ших содер­жит­ся в веро­уче­нии и прак­ти­ке Церк­ви с древ­ней­ших вре­мен.
2) Соглас­но уче­нию Церк­ви, в дости­же­нии бла­жен­но­го вос­кре­се­ния душам умер­ших в вере могут помочь молит­вы и доб­рые дела живых.

См. подроб­нее: Опро­вер­же­ние воз­ра­же­ний про­тив поми­но­ве­ния усоп­ших.

В ад попа­да­ют все души, чье духо­в­­но-нрав­ствен­­ное состо­я­ние не соот­вет­ству­ет состо­я­нию оби­та­те­лей Цар­ства Небес­но­го.
1) Имен­но для осво­бож­де­ния душ хри­сти­ан, не успев­ших загла­дить смерт­ные гре­хи пока­я­ни­ем, Цер­ковь совер­ша­ет их поми­но­ве­ние (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18).
2) Пре­бы­ва­ние мно­гих несо­вер­шен­ных хри­сти­ан­ских душ в аду, явля­ет­ся вре­мен­ным, и их осво­бож­де­ние по мило­сти Божи­ей и хода­тай­ству Церк­ви состоится.

См. подроб­нее: Сло­во пер­вое об очи­сти­тель­ном огне.

Они раз­лич­ны.

1) Каж­дый чело­век уми­ра­ет в неоди­на­ко­вом состо­я­нии и с не оди­на­ко­вой мерой ответ­ствен­но­сти. Рав­ное для всех воз­да­я­ние было бы неспра­вед­ли­вым.
2) В Сло­ве Божи­ем содер­жит­ся ука­за­ние о раз­ли­чии сте­пе­ней воз­да­я­ния (Лк.12:47-48; Ин.14:2).

Они будут внеш­ни­ми и внутренними.

1) Муки геенн­ско­го огня, как заме­ча­ет об этом свт. Фила­рет Чер­ни­гов­ский, не озна­ча­ют «толь­ко внут­рен­ние муче­ния греш­ни­ка – есте­ствен­ное след­ствие гре­хов. Поло­жи­тель­но­го зна­че­ния каз­ней греш­ни­ков никак нель­зя исклю­чить из Св. Писа­ния. Так оно ясно и опре­де­лен­но выра­же­но там: огонь, огонь геенн­ский, озе­ро огня так часто пред­став­ля­ют­ся отдель­но от муче­ний сове­сти, что не допус­кать в Писа­нии поло­жи­тель­ных мук озна­ча­ло бы толь­ко пре­ступ­ный про­из­вол».


2) На осно­ва­нии Свя­щен­но­го Писа­ния и уче­ния свя­тых отцов мож­но выде­лить два источ­ни­ка муче­ний оби­та­те­лей ада – дей­ствие пра­во­су­дия Божия и их внут­рен­нее субъ­ек­тив­ное состо­я­ние. При этом, стро­го гово­ря, оба источ­ни­ка явля­ют­ся раз­лич­ны­ми фор­ма­ми одно­го и того же Боже­ствен­но­го воздаяния.

См. подроб­нее: Что такое огонь неуга­са­ю­щий и червь неуми­ра­ю­щий? 

Оно опре­де­ля­ет­ся Богом, на осно­ва­нии про­жи­той чело­ве­ком жизни.

1) В Свя­щен­ном Писа­нии Бог назы­ва­ет­ся пра­вед­ным Суди­ей, Кото­рый воз­даст каж­до­му по его делам (2Тим.4:8; Рим.2:6).
2) Свя­тые отцы под­чер­ки­ва­ют, что имен­но Бог пра­вед­но воз­да­ет людям за их поступ­ки. Так, свт. Иоанн Зла­то­уст гово­рит о том, что Сам Бог «геен­ну уго­то­вал для того, что­бы страх нака­за­ния и нестер­пи­мая тяжесть муче­ний побуж­да­ли нас (стре­мить­ся) к цар­ствию».

3) Чело­ве­че­ский суд нико­гда не может быть пол­но­стью объ­ек­ти­вен, учи­ты­вать все воз­мож­ные обсто­я­тель­ства жиз­ни и рас­по­ло­же­ния сердца.

См. подроб­нее: Свя­тые отцы Церк­ви о нака­за­нии Божи­ем.

Вы успеш­но про­шли квиз. 

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

  • 1.6 тыс. 0