Кто знает, что нас ждет после смерти?
42 979
Познать себя
Статистик по профессии, она была атеистом с научным складом ума и считала, что впереди нас могут ждать лишь «тьма и пустота, которые продлятся вечно». По ночам эти образы мучили ее, вызывая приступы острой тревоги. Друзья пытались ее успокоить, говоря, что две трети населения планеты не разделяют ее нигилизма, веря, что душа продолжает свой путь, воплощаясь в последующих жизнях. В ответ Карина возражала, что те же две трети верят, что вправе бить своих жен…
Я смог сказать ей в утешение лишь одно: только очень самонадеянный человек станет утверждать, будто знает, что ждет нас после смерти. Впрочем, у каждого врача бывали в жизни удивительные встречи с людьми, пережившими клиническую смерть (их электроэнцефалограмма оставалась абсолютно ровной в течение нескольких минут) и вернувшимися к жизни… И хотя я не интересовался этим вопросом специально, несколько пациентов рассказали мне о подобном опыте.
Каждый из них осознавал, что умер, оказался по ту сторону бытия. Они видели сияние, которое принимало их, излучая огромную любовь и доброту. Нередко они встречали давно умерших людей. Те обращались с ними очень нежно, говоря им, что их время еще не пришло и что надо вернуться.
Многие возвращались с сожалением и отчетливо помнили боль в момент воссоединения со своим измученным телом. Этот опыт полностью менял переживших его: они начинали лучше выражать эмоции словами, становились более открытыми, учились радоваться тому, что вокруг них — жизнь. И, главное, уже не боялись того, что может ждать их после смерти.
Раз мы не знаем наверняка, каждый имеет право сам выбирать, во что ему верить: в пугающую тьму или обнадеживающий покой
Детали этих признаний можно найти во всех культурах, на протяжении всей истории человечества. Яркое сияние, чувство неописуемого восторга и легкости, ощущение тела, плывущего по туннелю, — все эти признаки встречаются в подобных рассказах так часто, что можно заподозрить галлюцинации, спровоцированные нехваткой кислорода.
Но как тогда объяснить, что пациенты, по их словам, парившие над головами реанимировавших их тело медиков, подробно описывали происходившее в палате и даже повторяли сказанные там слова?
Можно ли сравнивать обычные галлюцинации, вызванные временной асфиксией мозга, с опытом, который полностью преображает тех, кто его пережил? В рамках одного поразительного исследования голландские ученые опросили 344 человек, вернувшихся к жизни после остановки сердца.
12% опрошенных пережили состояние, строго отвечающее критериям клинической смерти. Четверть из них рассказала, что парила над собственным телом. Один мужчина, по всем объективным критериям находившийся без сознания, даже смог подсказать озадаченной медсестре, куда она положила его вставную челюсть, вынув ее перед интубацией.
Людей с научным складом ума — таких, как мы с Кариной, — подобные наблюдения ставят перед серьезной дилеммой.
С одной стороны, мы привыкли объяснять любые явления на основании научных принципов и знаний. Но научный подход слабо совместим с вероятностью сознательной жизни после смерти…
С другой стороны, научный склад ума обязывает нас не отбрасывать достоверные наблюдения только потому, что они не находят объяснения в рамках наших теорий. А между тем случаи клинической смерти встречаются часто, и их описания вполне достоверны.
После нашего разговора Карина осталась в замешательстве. Но потом, спустя несколько месяцев, принесла мне кассету с документальным фильмом, снятым американским психиатром Реймондом Моуди, пионером в области изучения клинической смерти в США. В этом фильме восемь «вернувшихся» рассказывают, как то, что они пережили, навеки избавило их от страха смерти. По лицу Карины я видел, что и у нее на душе стало спокойнее. Тогда я не стал продолжать с ней разговор на эту тему.
В конце концов, раз мы не можем знать наверняка, каждый имеет право сам выбирать, во что ему верить, — будь то пугающие нас тьма и пустота или обнадеживающие свет и покой.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Видимся с парнем раз в один-два месяца: карьера для него важнее отношений»
Секс без обязательств: большой разбор с психологами — изучите все плюсы и минусы
«Один раз на всю жизнь»: как выбрать супруга и гарантировать счастье — мнение психолога
Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей
Тест: О ком вы больше думаете — о себе или других?
«Будущий зять странно себя ведет. Что мне делать, если мы работаем вместе?»
Манипуляция — это нормально. Как обращаться с теми, кто вами манипулирует
Психосоматика насморка: какая эмоция может провоцировать заложенность носа?
Что ожидает нас после смерти?
После смерти тела человек:
Перестает существовать
Продолжает существовать душой
Перевоплощается в новое тело
После выхода из тела душа:
Переходит к страданию или блаженству
Блуждает по земле до Страшного суда
Души праведников и грешников находятся:
В одном месте
В разных местах
Блаженство и мучение душ:
Переживается немедленно во всей полноте
Не является полным до воскресения тела
Изменение участи души после смерти возможно благодаря:
Покаянию
Очищению огнем Чистилища
Молитвам и добрым делам живых
Невозможно
После смерти в ад попадают
Только некрещеные и нераскаянные грешники
Все души, чье духовно-нравственное состояние не соответствует состоянию обитателей Царства Небесного
Степени блаженства и наказания:
Одинаковы
Различны
Мучения грешников будут:
Только внутренними
Внешними и внутренними
Посмертное воздаяние человека определяется:
Самим человеком
Богом, на основании прожитой человеком жизни
Человек продолжает существовать душой.
1) Слово Божие свидетельствует о том, что жизнь души продолжается после смерти тела (Еккл.12:7; Прем.3:1).
2) Человек состоит из души и тела. Душа в отличии от тела – проста и неразложима на элементы.
3) Церковь учит, что души умерших продолжают существовать и пребывать в сознании после смерти тела (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 28).
См. подробнее: Тайная
жизнь души после телесной смерти.
Человек продолжает существовать душой.
1) Представление о перевоплощении душ противоречит библейскому учению о единственности человеческой жизни (Евр.9:27).
2) Это лжеучение сталкивается с рядом неразрешимых проблем.
3) Церковь учит, что души умерших продолжают существовать после смерти тела и пребывать в сознании (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 28).
См. подробнее: Реинкарнация.
Душа переходит к страданию или блаженству.
1) Слово Божие опровергает представление о посмертном блуждании душ (Еккл. 12:7; Лк.16:22-23).
2) Церковь учит, что души умерших, по выходе из тела, переходят к радости или страданию (Послание восточных патриархов, член 18).
3) Видения блуждающих привидений, по словам свт. Иоанна Златоуста, можно объяснить демоническим действием. Иногда же такие видения могут быть интерпретированы как иллюзии или галлюцинации.
Они находятся в разных местах.
1) Рай и ад в православном вероучении считаются разными местами (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 61).
2) Хотя земное понятие пространства неприложимо к реальности духовного мира, несомненно, что места обитания душ различаются в силу их разграниченности.
См. подробнее: Рай и ад: два места или два состояния?
Оно не является полным до воскресения тела.
1) Поскольку человек живет в теле, он должен получать свою награду вместе с ним (2Кор.5:10).2) Предварительный характер посмертного воздаяния делает возможным молитвы и добрые дела в память об умерших, для улучшения их участи.
См. подробнее: О суде
Благодаря молитвам и добрым делам живых.
1) Согласно библейскому учению покаяние после смерти невозможно, человек будет отвечать перед Богом за то, что он совершил при жизни (Лк.13:25-27; Рим.2:6).
2) По словам прп. Иоанна Дамаскина, «человек получил раскаяние по причине немощи тела».3) Согласно учению Церкви, в достижении блаженного воскресения душам умерших в вере помогают молитвы и добрые дела живых.
См. подробнее: О ходатайстве живых за умерших.
Благодаря молитвам и добрым делам живых.
1) Учение о посмертном очищении душ с помощью огня не имеет основания в Священном Писании и не основано на согласном учении святых отцов.
2) «Душа после смерти не может снова стать причастницей Таинств Церкви. Если бы она могла что-нибудь сделать в удовлетворение за свои грехи, то могла бы там принимать участие и в Таинстве Покаяния» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 66).
3) Учение о Чистилище осуждено Православной Церковью в 17 веке. Догматически определено, что в достижении блаженного воскресения душам умерших в вере помогают молитвы и добрые дела живых.
См. подробнее: Десять аргументов, показывающих, что не существует очистительного огня.
Благодаря молитвам и добрым делам живых.
1) Вера в возможность изменения участи усопших содержится в вероучении и практике Церкви с древнейших времен.
2) Согласно учению Церкви, в достижении блаженного воскресения душам умерших в вере могут помочь молитвы и добрые дела живых.
См. подробнее: Опровержение возражений против поминовения усопших.
В ад попадают все души, чье духовно-нравственное состояние не соответствует состоянию обитателей Царства Небесного.
1) Именно для освобождения душ христиан, не успевших загладить смертные грехи покаянием, Церковь совершает их поминовение (Послание восточных патриархов, член 18).
2) Пребывание многих несовершенных христианских душ в аду, является временным, и их освобождение по милости Божией и ходатайству Церкви состоится.
См. подробнее: Слово первое об очистительном огне.
Они различны.
1) Каждый человек умирает в неодинаковом состоянии и с не одинаковой мерой ответственности. Равное для всех воздаяние было бы несправедливым.
2) В Слове Божием содержится указание о различии степеней воздаяния (Лк.12:47-48; Ин.14:2).
Они будут внешними и внутренними.
1) Муки гееннского огня, как замечает об этом свт. Филарет Черниговский, не означают «только внутренние мучения грешника – естественное следствие грехов. Положительного значения казней грешников никак нельзя исключить из Св. Писания. Так оно ясно и определенно выражено там: огонь, огонь гееннский, озеро огня так часто представляются отдельно от мучений совести, что не допускать в Писании положительных мук означало бы только преступный произвол».
2) На основании Священного Писания и учения святых отцов можно выделить два источника мучений обитателей ада – действие правосудия Божия и их внутреннее субъективное состояние. При этом, строго говоря, оба источника являются различными формами одного и того же Божественного воздаяния.
См. подробнее: Что такое огонь неугасающий и червь неумирающий?
Оно определяется Богом, на основании прожитой человеком жизни.
1) В Священном Писании Бог называется праведным Судией, Который воздаст каждому по его делам (2Тим.4:8; Рим.2:6).
2) Святые отцы подчеркивают, что именно Бог праведно воздает людям за их поступки. Так, свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что Сам Бог «геенну уготовал для того, чтобы страх наказания и нестерпимая тяжесть мучений побуждали нас (стремиться) к царствию».
См. подробнее: Святые отцы Церкви о наказании Божием.
Вы успешно прошли квиз.
Преподобный Исаак Сирин: «Нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно нескончаемо. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».
- 1.6 тыс. 0
- 1
Что вас ждет после смерти?
Мы уверены, говорю я, и предпочли бы быть вдали от тела и дома с Господом .
—2 Коринфянам 5:8
Это смерть? Ведь это блаженство. . . Земля отступает; Небеса открываются; Бог зовет. Я должен идти
.— Дуайт Л. Муди, незадолго до своей смерти
Мои глаза затрепетали. Они открылись и изо всех сил пытались сосредоточиться. Мой разум боролся с замешательством. Я лежал на спине, растянувшись на твердой поверхности под ярким светом. В поле зрения появилось лицо, смотрящее на меня — врач в сдвинутой хирургической маске.
— Ты в одном шаге от комы, — сказал он. «В двух шагах от смерти».
Мои веки сомкнулись. Я снова потерял сознание — долгожданное облегчение от гротескных галлюцинаций, мучивших меня.
Подпишитесь, чтобы получать бесплатную рассылку новостей по электронной почте, Исследование веры с Ли Стробелем
В такие моменты, как сейчас, зависая над туманной границей между жизнью и смертью, загробная жизнь перестает быть просто академической темой для исследования, проанализированы и обсуждены. Рай и ад, наше загробное существование становятся крайне актуальными. Они все имеют значение.
Я знаю, о чем вы думаете: Бедняга; он чуть не умер . Но вот что Я думаю: Только подожди, пока с тобой не случится!
Потому что так и будет. Так или иначе, на следующей неделе или через десятилетия вы подползете к разделительной черте между настоящим и вечностью. Когда ты ускользнешь из этого мира, что ты найдешь? Пустота небытия? Темное царство сожалений и взаимных обвинений? Или реальность более яркая, более волнующая, более полезная, более настоящий , чем все, что вы когда-либо знали? В этот момент, посреди этого экзистенциального перехода, не будет ничего более важного. И если тогда это будет иметь такое большое значение, не стоит ли заняться расследованием сейчас?
Когда я был атеистом, я думал, что знаю, что меня ждет после того, как мое сердце перестанет биться, а мозговые волны сгладятся. Ничего . Мое существование прекратится. Деятельность в мире будет продолжаться, но я буду отсутствовать. Это было трудно — и смущало — представить.
После того, как моя жена объявила, что стала последовательницей Иисуса, я использовал свое журналистское и юридическое образование, чтобы выяснить, можно ли доверять христианству или любой другой религии. Спустя почти два года я пришел к выводу, что существуют убедительные доказательства того, что Иисус действительно является уникальным Сыном Бога. В конце концов я оставил свою газетную карьеру, чтобы рассказать другим, чему я научился.
Конечно, христианская вера дала мне совсем другое представление о вечности. Библия говорит о ярком посмертном царстве. Хотя это встроено в общую христианскую теологию, я никогда по-настоящему не изучал, существуют ли конкретные доказательства или убедительная логика в поддержку этого небесного видения. По сути, я отложил большую часть проблемы на некоторое время. Ведь я был молод и здоров.
Затем наступил тот четверг вечером лета 2011 года, когда Лесли нашла меня без сознания на полу нашей спальни. Скорая помощь отвезла меня в больницу в соседнем Паркере, штат Колорадо, где врач отделения неотложной помощи сообщил мне ужасную новость о том, что я на грани смерти.
Выяснилось, что у меня было редкое заболевание, называемое гипонатриемия , пугающе резкое падение уровня натрия в крови, из-за которого мой мозг раздувался и угрожало свести на нет мое существование. Внезапно стало недостаточно иметь несколько зачаточных предположений о мире грядущем. Недостаточно цепляться за какие-то антисептические доктрины, которые никогда должным образом не изучались. Мне нужно было точно знать, что происходит, когда я закрываю глаза в последний раз в этом мире.
Оправившись от медицинской травмы, я решил отправиться на поиски ответов о загробной жизни, чтобы удовлетворить свое сердце и душу. Я побывал в Саут-Бенде, штат Индиана, и в Портленде, штат Орегон, в Сан-Антонио, Денвере, Чикаго и других местах, где я встречался с учеными, чтобы расспросить их о том, откуда они знают то, что знают об этом чрезвычайно важном вопросе.
Я говорил с ними о Небесах, но не только. Может ли нейронаука сказать нам, есть ли у нас душа, способная пережить смерть нашего тела? Могут ли интригующие рассказы об околосмертных переживаниях рассказать что-то о нашем будущем? Какие выводы о нашем существовании за пределами этого мира могут дать физика, история и философия? А как насчет Иисуса, того, кто был мертв и ушел, но, как сообщается, через несколько дней был найден живым? Какой свет он может пролить на эту тему?
Я хотел знать, есть ли смысл вечно проводить время в блаженном раю. И кто вообще попадет в рай? Некоторые христиане считают, что билет в рай выигрывает каждый, даже наши домашние собаки. А как насчет ужасной реальности этого «другого места» — не было бы более гуманным для Бога быстро уничтожить людей, направляющихся в ад, а не обрекать их на вечные страдания? Все больше и больше пасторов говорят об этом.
Я также изучал альтернативы христианскому мировоззрению, например реинкарнацию. Разве мы не должны слушать людей, которые говорят, что жили прошлым? Может быть, жизнь циклична, как учат восточные религии, — рождение и смерть сменяют друг друга, пока мы, в конце концов, не растворимся в Абсолюте. Миллионы людей
считаю, что это правда.
Посмотрим правде в глаза, существует много споров о жизни после смерти, и иногда религиозные лидеры не очень помогают. Когда репортер спросил президента Объединенной теологической семинарии Серен Джонс, что происходит, когда мы умираем, ее первыми словами были: «Я не знаю! Может быть что-то, может быть ничего».
Задайте тот же вопрос нескольким американцам, и каждый шестой пожмет плечами. Они понятия не имеют, что происходит после смерти. Лишь незначительное большинство (54%) верят, что попадут в рай.
Что касается атеистов, я подозреваю, что многие из них думают о смерти чаще, чем некоторые из них признают. По крайней мере, так было, когда я был духовным скептиком, глядя в потолок посреди ночи и содрогаясь от перспективы своей окончательной кончины.
«Для меня страх смерти, безусловно, самый непосредственный и сложный аспект моего атеизма», — сказал один гуманист The Atlantic . «Смерть сильно влияет на меня». Даже Барт Эрман, ученый-агностик, изучающий Новый Завет, однажды признал: «Страх смерти одолевал меня годами, и до сих пор бывают моменты, когда я просыпаюсь ночью в холодном поту».
Многие люди доживают до последних минут своей жизни — часто времени тоски и крайнего страха — без какой-либо уверенности в том, чего ожидать дальше. Один автор рассказывает, как спросил 31-летнего друга, который был на смертном одре, каково это умирать. — Не знаю, — ответил мужчина. «Я действительно не знаю. Иногда мне кажется, что какая-то чернота приближается ко мне. И иногда это ни на что не похоже».
Это не поэтично, но честно. Он искренне не знал, что произойдет в эти роковые моменты. Что скрывается внутри этой зловещей надвигающейся тьмы? Почувствует ли он что-нибудь после своего последнего вздоха?
Действительно, что может быть важнее ответов на подобные вопросы? Не лучше ли заняться этими вопросами сейчас, чем мучиться ими на смертном одре? Подумайте о том, как ваша жизнь может измениться сегодня — ваши приоритеты, решения и мировоззрение — когда вы с уверенностью узнаете, что вас ждет в конце вашего пребывания в этом мире. В конце концов, если загробная жизнь действительно существует, вы проведете там гораздо больше времени, чем здесь.
________
Взято из Дело о рае: журналист исследует доказательства существования жизни после смерти Ли Стробеля. Щелкните здесь , чтобы узнать больше об этой книге.
Автор бестселлеров и отмеченный наградами Ли Стробель берет интервью у экспертов о доказательствах загробной жизни и предлагает достоверные ответы на самые провокационные вопросы о том, что происходит, когда мы умираем, околосмертных переживаниях, рае и аде.
Все мы хотим знать, что нас ждет по ту сторону смерти, но есть ли достоверные доказательства того, что есть жизнь после смерти? Автор-расследователь Ли Стробель предлагает живое и убедительное исследование одной из самых провокационных тем наших дней.
В увлекательных беседах с уважаемыми учеными и экспертами — нейробиологом из Кембриджского университета, исследователем, проанализировавшим тысячи описаний околосмертных переживаний, и атеистом, ставшим христианином-философом, — Стробель приводит убедительные доводы в пользу того, почему смерть не является конец нашего существования, но переход в захватывающий грядущий мир. Глядя на библейские рассказы, Стробель рассказывает, что нас ждет после того, как мы сделаем последний вздох, и отвечает на такие вопросы, как:
- Есть ли загробная жизнь?
- Что такое рай?
- Как мы будем проводить там время?
- А что значит видеть Бога лицом к лицу?
Со сбалансированным подходом Стробель исследует альтернативу Ада и логику проклятия, а также подробно рассматривает реинкарнацию, универсализм, исключительность притязаний Христа и другие вопросы, связанные с темой жизни после смерти. С уязвимостью Стробел делится опытом того, как он чуть не умер много лет назад, и как реальность смерти может изменить нашу жизнь и веру.
Следуйте за Штробелем в этом путешествии, полном открытий совершенно достоверной, правдоподобной и волнующей жизни будущего.
Ли Стробел , атеист, ставший христианином, бывший отмеченный наградами юридический редактор The Chicago Tribune и New York Times автор бестселлеров, более сорока книг и учебных программ, которые были проданы четырнадцать миллионов экземпляров. В газете Washington Post он был описан как «один из самых популярных апологетов евангелического сообщества». В настоящее время он возглавляет Центр евангелизации и прикладной апологетики Ли Стробеля в Христианском университете Колорадо. Ли и его жена Лесли женаты почти пятьдесят лет. Посетите его на LeeStrobel.com.
Ищите фильм «Дело о рае» в кинотеатрах 4, 5 и 6 апреля 2022
youtube.com/embed/Y5GDnLfxBWs» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Что нас ждет после смерти? Слова не могут описать
Психиатр Элизабет Кюблер-Росс в своих исследованиях неизлечимо больных пациентов предположила, что умирающие проходят пять различных стадий горя, предшествующих их смерти – отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
В результате ее исследований была написана книга под названием «О смерти и умирании», в которой запрещенная тема неизлечимой болезни была вынесена на публичный дискурс о конце жизни.
Это привело к развитию хосписной помощи как средства помощи пациентам в их последние дни, чтобы умереть с достоинством.
Кюблер-Росс переехала в Аризону в середине 1990-х после того, как после серии инсультов ее частично парализовало.
Когда она умерла в 2004 году в возрасте 78 лет, ее сын заметил: «Для нее смерть не была поводом для страха. Это было похоже на выпускной».
Она жила готовой к смерти. В 2002 году в интервью The Arizona Republic она сказала, что готова умереть, шутя, что Бог был прокрастинатором.
В последние дни своей жизни она писала: «Смерть — это просто сбрасывание физического тела, подобно тому, как бабочка сбрасывает свой кокон. Это переход к более высокому состоянию сознания, в котором вы продолжаете воспринимать, понимать, смеяться и иметь возможность расти».
Ее бывший научный сотрудник Деннис Класс сказал: «Эта тихая, с железной волей, иногда сумасшедшая, межличностная маленькая женщина объехала мир и изменила то, как люди думают о себе и своих семьях, и как они думают о жизни. и смерть».
Ожидание смерти не было для нее таким испытанием, сообщил ее сын. «Ее единственной проблемой при встрече со смертью было терпение. Она с нетерпением ждала возможности танцевать со звездами».
Что не за горами? В основном мы не знаем.
Даже Библия не дает нам много работы, кроме нескольких тайн, которые она не знает, как описать. Заявление Павла о том, что он видит «сквозь тусклое стекло», не является намеком (см. 1 Коринфянам 13:12).
Как пастор я пришел к пониманию, что все в Библии о рае или аде обязательно метафорично, и никто не знает гораздо большего, чем то, о чем следует догадываться.
В одном из последних эпизодов телесериала «Западное крыло» первая леди Эбби Бартлетт помогла президенту Джеду Бартлетту одеться, наклонившись, чтобы помочь ему натянуть штаны.
Он постоянно становился инвалидом из-за рассеянного склероза и просто не мог подтянуть собственные штаны.
Когда она наклонилась перед ним, чтобы спустить каждую ногу в штанину, он прошептал: «Как тело из духа медленно раскручивается, пока в конце мы не станем чистым духом».
«Значит, сейчас ты собираешься цитировать мне стихи?» — сказала она ему.
— Да, — ответил он с легкой улыбкой.
«Это то, что имеется в виду, когда мы говорим «к лучшему или к худшему»?» она спросила.
— Да, — сказал он ей.
Религия и богословие не столько дают ответы, сколько стоят на границе между временем и вечностью и свидетельствуют метафорами, историями и поэзией о том, чего мы больше не можем сказать.
В старости Эйнштейна спросили, что он думает о жизни после смерти.