Что развивает мозг лучше всего: Апгрейд мозга: как развить интеллект и обмануть старость

Содержание

Н. П. Бехтерева — Что лучше всего развивает мозг?

На популярных страничках в интернете часто можно встретить рекомендации для развития мозга — постоянно тренировать память, заучивая массивы различной информации (телефонные номера, номера машин, иностранные слова, даты и тому подобное). Иногда даже полагают, что именно от заучивания разных данных мозг лучше всего и развивается, так как при этом формируются новые нейронные связи.

Не будем спорить с очевидным — нейронные связи при заучивании действительно формируются, и мозг за счёт этого действительно развивается. Однако Наталья Петровна Бехтерева, академик, научный руководитель Института мозга человека РАН, считала, что гораздо более эффективное средство развития мозга — решение сложных нестереотипных творческих задач, в котором участвуют разные психические процессы, ведь в эту деятельность вовлечён весь мозг целиком.

<…> Ещё несколько десятилетий назад известный учёный-физиолог Евгений Николаевич Соколов доказал, что мозг живых существ функционирует по «меченым линиям». Он исследовал низших животных и обнаружил, что работа их мозга запрограммирована. Нейронная сеть у них формируется таким образом, что нервные импульсы в мозге распространяются так, как движутся поезда по рельсам, с остановками в нужных местах. У человека мозг устроен гораздо сложнее, но и у нас есть подобные «меченые линии». Именно по ним «проходят» привычные действия, доведённые до автоматизма: когда мы, входя в комнату, протягиваем руку к выключателю, садимся за стол, берём привычные предметы.

Н. П. Бехтерева: «Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях — простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала “включается” весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере».

Исследования механизмов творчества в Институте мозга человека РАН с применением электроэнцефалограммы (ЭЭГ), позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов показали, что в этих случаях во многих зонах мозга (практически в каждой!) задействуются какие-то участки. Испытуемым-добровольцам задавали специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов) и наблюдали, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, — здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. Таким образом, когда происходит «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью.

Если же человек каждый день стоял за конвейером, потом приходил домой, ложился на диван, смотрел телевизор и делал так всю жизнь, то есть «ходил по меченым линиям» и никак не компенсировал эту «недозагрузку» мозга, то в старости он будет испытывать не только затруднения с памятью и другие интеллектуальные проблемы, но и, скорее всего, проблемы физические.

Н. П. Бехтерева: «Сравните город, в котором живут люди, — действует инфраструктура, горят огни, — и заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложные задачи и не занимается творческой деятельностью, — это и есть заброшенная деревня».

При решении сверхзадач в мозге даже немолодого человека могут образовываться новые связи и образуются, как теперь экспериментально доказано, новые нейроны — нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и не только поддерживают хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме.

<…> Помимо простых и необходимых рутинных действий — учить одно стихотворение в день (для тренировки памяти), читать беллетристику на английском (для поддержания языка), вообще избегать стандартного чтения, постоянно расширять свой кругозор новыми книгами, новыми фильмами, новым общением, — Наталья Петровна сформулировала, пожалуй, наиболее важный рецепт, который подходит для каждого: решать «сверхзадачи».

Н. П. Бехтерева: «Что такое сверхзадача? Это то, что (постепенно или вдруг) стало очень важно; очень нужно; чего безумно хочется; или, наконец, чего не избежать. Но выполнение её нельзя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат. Сверхзадачу можно выполнить, только включив свой творческий потенциал. И далее, по принципу положительной обратной связи, — творческая задача (сверхзадача) — мысль — активирует возможности мозга; мысль развивается, обрастает деталями — мозговой творческий потенциал активируется, и вот уже не сразу, но скоро — думать становится легко и приятно, мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Нерешаемая, невыполнимая вчера задача становится решаемой, выполнимой — такой или почти совсем такой, какими были задачи «раньше», тогда, когда проблемы «быть или не быть» («могу или не могу») не было. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а забитую дверь — в своё возрождение, в свой рабочий возраст. Сверхзадачи иногда (да, в общем, и нередко) ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая вопрос «принять или не принять». И сверхзадачу можно принять — или, зная её потенции, смоделировать; иногда (хотя и нечасто) её нельзя не принять. Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу (матрицы стереотипа нет) — её надо решать заново».

Гениальность состоит в том, что «рецепт» подходит абсолютно всем, не только работникам умственного труда. «Просто надо пробовать нетривиально решать свои проблемы, даже бытовые. В жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставить его придумать нечто неординарное», — объясняла Наталья Петровна окружающим.

Источник

Как развить мозг — 22 способа и Советы психологов

Мозг – единственный орган, работу которого можно улучшать на протяжение всей жизни. Этот факт доказал японский нейрофизиолог и специалист по томографии Рита Кавашима.

В своей книге «Как заставить работать мозг в любом возрасте» автор описывает случай с пожилой женщиной, которая начала учить английский язык в 99 лет. В 101 год она владела языком так хорошо, что уже могла обучать других людей. Этот удивительный пример может служить мотивацией для тысяч людей, которые считают, что начинать заниматься развитием мозга уже поздно.

Развитый мозг, с научной точки зрения – это слаженно и бесперебойно выполняемые когнитивные функции. Это своевременные и качественно проводимые умственные процессы, которые позволяют человеку воспринимать, выбирать, сохранять, сортировать, преобразовывать, систематизировать, восстанавливать информацию, полученную от внешних стимулов.

Гармонично развитые полушария мозга обеспечивают достойное качество и высокую скорость умственной работы, что благоприятно отражается на том, как человек обучается, запоминает данные, решает проблемы, делает выводы, создает новый продукт.

Содержание:

  • Как развить мозг — способы
  • Методы тренировки мозга
  • Упражнения и задачи на логику
  • Полезные книги, развивающие мозг
  • Советы психологов
  • Резюме

Как развить мозг — способы

Заниматься «прокачкой» мозга не только полезно с точки зрения финансовой перспективы, но и необходимо для здоровья. Наш организм устроен так, что после 25 лет мыслительные способности начинают идти на спад. Чтобы не давать своему главному органу расслабляться и деградировать, люди в любом возрасте могут пользоваться различными онлайн-тренажерами, а также прибегать к проверенным веками способам повышения когнитивных способностей и расширения кругозора.

Совершенствование когнитивных функций поможет лучше функционировать во всех аспектах жизни.

  • Улучшение навыков внимания даст возможность целиком сосредоточиться на задаче, не отвлекаться на посторонние стимулы, стать активным собеседником.
  • Развитие логики позволит быстро и верно решать сложные задачи.

Как развить свой мозг взрослому и улучшить умственные способности? Ниже вы найдете готовые способы, которые были подготовлены при помощи Анны Закревской.

Способ 1: раз в неделю делать что-то новое

Каждый раз, загружая руки и голову чем-то новым, мы способствуем образованию сотен нейронных связей в мозгу. Это помогает нам быстрее «переключаться» между разными видами деятельности и каждый раз чувствовать маленькую победу над ленью.

Стоит завести правило каждую неделю посещать новое место (каток, театр, филармонию, парк) или делать непривычное действие (ужин по новому рецепту, сменить маршрут прогулки с домашним питомцем, добавить новое упражнение к тренировке).

Прямо сейчас вы можете пройти тест — возможности мозга.

Способ 2: регулярно читать книги

Именно чтение, а не просмотр фильмов играет ключевую роль в развитии мозга. Просматривая готовую картинку, мы просто получаем информацию, обработка которой требует минимум усилий.

Когда человек читает, он не только расширяет словарный запас, но и сам режиссирует в голове картины образы героев и места действия, прорисовывая в сознании все до мельчайших деталей.

Томографические исследования показали, что люди, регулярно читающие сложную литературу, имеют развитые полушария мозга и быстрее приспосабливаются к новым технологиям.

Способ 3: изучать иностранные языки

Это занятие способствует задействованию тех частей мозга, которые в повседневности «дремлют».

Наивысший уровень «прокачки» мозга – занятие синхронным переводом. Снимок, сделанный во время активной работы переводчика, показал, что при синхронном переводе задействуется наибольшее количество мозговых зон.

Здесь вам поможет раздел полиглот — правила эффективного изучения иностранных языков.

Способ 4: заучивать стихи наизусть

Это занятие способствует развитию культуры речи, а еще при заучивании стихов человек синхронизирует собственный мозг с образом мышления автора.

Увеличивается способность к запоминанию и воспроизведению информации, тренируется чувство ритма, воображение становится ярким и более развитым.

Способ 5: метод Пифагора

Чтобы иметь развитые полушария мозга, можно тренировать себя следующим образом: каждый вечер, ложась спать, тщательно «прокручивайте» в голове все произошедшие за день события.

Ваша задача – вспомнить как можно больше деталей с момента пробуждения и дальше – в хронологической последовательности.

Старайтесь воспроизвести в памяти даже жесты и самые мелкие штрихи. Головной мозг будет учиться обращать внимания на все детали, так развивается наблюдательность и внимание.

Способ 6: выполнять вычисления в уме

Не зря заниматься вычислением заставляют детей даже в начальной школе. Этот вид тренировки очень эффективен, так как при математических действиях особенно активно работает лобная часть мозга, отвечающая за логичность суждений, мышление и движения.

Также обратите внимание на Брейн-фитнес, это поможет раскачать ваши супер способности, о которых вы и не знали.

Способ 7: решать логические задачи и головоломки

Головной мозг будет человеку очень благодарен, если еще с детского возраста последний начнет «подкармливать» его кроссвордами, головоломками и логическими задачками.

Многие люди, которые вынуждены ежедневно нести высокую ответственность и принимать важные решения, в свой повседневный график включают занятие с судокой. Это отличная игра развивать мозги.

Как ни странно, после решения сложных головоломок человек чувствует себя отдохнувшим.

Способ 8: сознательно отключать мозг

Активная мозговая деятельность – это, конечно, хорошо. Но для того, чтобы мозг работал продуктивно целый день, необходимо устраивать для него отдых.

Сразу не думать ни о чем не получится — в голову все равно будут лезть разные мысли. Но ежедневные тренировки с «отключением мозга» со временем дадут результат.

Этот способ позволяет очистить ум от ненужной информации.

Способ 9: слушать сложную музыку

Обследование в функциональном магнитно-резонансном томографе показали, что мозг людей после решения математических задач и после прослушивания классической музыки работает примерно одинаково.

Прослушивание классики способствует созданию огромного количества нейронных связей и развивает пространственное мышление.

Способ 10: техника слепой печати

Техника десятипальцевой печати позволяет сконцентрироваться на одной задачи – формировании и развитии мысли.

Также при слепой печати значительно повышается скорость работы и снижается ментальное утомление.

Способ 11: занятие спортом

При любых физических упражнениях происходит выброс адреналина в кровь, что способствует  улучшению общего самочувствия.

Когда мозг «понимает», что человеку хорошо, он запускает процессы регенерации и стимуляции деятельной активности.

Способ 12: использовать онлайн-тренажеры для мозга

Решение логических задач и регулярная тренировка памяти заставляют мозг человека все чаще испытывать интеллектуальный голод и потребность в сложной умственной работе. Это, в свою очередь, приводит к улучшению общих скоростных и качественных показателей. Ему становится все проще решать сложные задачи.

Проходите развивающие тренажеры, когда захотите убить время, чтобы отдохнуть.

Способ 13: разрабатывать стратегии

Иметь план действий и пару запасных вариантов на любой ответственный случай не помешает никогда. Так человек, планирующий решение сложной задачи, будет не только более сконцентрированным.

Планирование наперед помогает развить мыслительную активность на максимум.

Наличие четкой стратегии позволяет быть более уверенным в себе. На случай, если что-то пойдет не так и придется искать другие варианты решения, мозг быстро переключится на выполнение другого плана, а не «упадет» в стрессовое состояние.

Способ 14: тренировать дикцию

Даже если у вас нет потребности каждую неделю готовиться к публичному выступлению, курсы по тренировке речи принесут большую пользу для мозга.

Мысли есть в голове у каждого человека, и их очень много. Но далеко не все могут ясно излагать их, что в некоторых случаях со стороны может расцениваться как проявление умственной отсталости. Оказывается, это напрямую связано с плохой дикцией.

Способ 15: выбирать стимулирующее общение

Часто общение «ни о чем» приводит к чувству моральной истощенности. Но в то же время разговор с хорошо осведомленным в какой-то области человеком – наоборот, заряжает энергией.

Откуда берется энтузиазм после беседы с умными людьми? Наш мозг просто понимает, что ему есть к чему стремиться и «выбрасывает» энергию для потребления новой информации.

Пример чьих-то серьезных достижений – отличный мотиватор развить мозговую деятельность для достижения личного результата.

Способ 16: «разбавлять» рутинные дела

Для того, чтобы образовывались новые нейронные связи, можно пробовать разбавлять повседневные дела и задачи играми или необычными способами выполнения. Например, выполнение привычной кухонной работы левой рукой или принятие душа (еды) с закрытыми глазами.

Привычный рацион можно разбавить продуктами, содержащими антиоксиданты (вещества, необходимые для улучшения работы мозга). Это отличная игра развивать мозги.

Способ 17: практиковать осознанную медитацию

Именно осознанная медитация полезна тем, что удерживать внимание на одной теме длительное время – довольно сложно. Так вы будете заставлять мозг работать в одном направлении, а значит – более сконцентрировано.

Способ 18: писать рассказы

Это только кажется, что придумать и написать небольшой рассказ – простая задача. Попробуйте ежедневно писать небольшой авторский текст (можно начать с 5-10 предложений).

Натренировав в себе такой навык, вы научите мозг упорядочивать всю информацию и «выдавать2 вам мысли в логической последовательности, а не хаотично. Само собой, это положительно отразится на всех сферах жизни.

Способ 19: заниматься творчеством

Любое творчество развивает мозг. Можно заняться лепкой, рисованием, вышиванием бисером. Отличный способ развить мозг – изучение музыкальной грамоты. Это, по сути, как изучение нового языка, только еще интереснее.

Способ 20: использовать мечты и ассоциативные карты

Выражение «мечтать не вредно» верное в самом прямом смысле. Мечтая, человек позволяет своей фантазии разогнаться до огромных масштабов.

Процесс создания мечты – это эмоциональное погружение в приятную атмосферу, где человек практически на физическом уровне ощущает удовлетворение.

Мозг в таком состоянии работает активнее и способен к генерации новых идей и восприятию сложной информации.

Способ 21. ликвидировать стрессовое состояние

Нейтрализация хронического стресса – основа для нормальной работы мозга. При стрессе миндалевидное тело мозга поднимает тревогу. Воспринимая мир как источник угрозы, способность человека мыслить рационально и последовательно отключается. Когда амигдала переводит организм в режим «бейся или беги», мозгу нет дела до логических рассуждений.

Бесспорно, исключить стрессовые факторы из жизни невозможно и, с научной точки зрения, вредно. Однако необходимо принять меры, чтобы уровень стресса не зашкаливал, то есть был в тех пределах, которым способны противостоять защитные ресурсы психики.

Способ 22. заботиться о теле

Поддержание прекрасной физической формы – способ сохранения и расширения когнитивного потенциала. Для предупреждения соматических болезней, эмоциональных расстройств, умственных «сбоев» соблюдайте простые правила:

  • Сбалансированное питание. Составьте меню из свежих, местных продуктов. Избегайте «химии» – консервантов, стабилизаторов, усилителей вкуса. Кушайте с равным интервалом 4 раза в день. В качестве перекуса ешьте фрукты и орехи.
  • Достаточный сон. Взрослому требуется от шести до восьми часов сна. Отправляйтесь в постель и вставайте в одно время.
  • Умеренные физические нагрузки. Не менее получаса в день выделяйте на тренировки. Отдайте предпочтение плаванию, быстрой ходьбе, гимнастике.
  • Пребывание на свежем воздухе. Получасовая прогулка по парковой зоне способствует укреплению физического и психического здоровья.

Методы тренировки мозга

Головной мозг необходимо тренировать, как и тело. Выполняйте зарядку для ума ежедневно. Улучшить концентрацию внимания, память, мышление можно, активировав работу органов чувств.

Станьте активным наблюдателем. Замечайте мельчайшие детали в течение дня. Фиксируйте на бумаге или проговаривайте вслух произошедшие изменения в природе.

Отмечайте, как выглядят прохожие и сотрудники. Постарайтесь угадать, какое настроение у коллег. Вечером внимательно выслушайте сообщения родных о проведенном дне.

Укрепляйте познавательные способности, взяв в привычку ежедневно:

  • Читать одну научную статью на сложную тему.
  • Пятнадцать минут отвести на изучение иностранного языка.
  • Пятнадцать минут выделить на решение головоломок, логических задач.
  • Выполнить любое действие непривычным образом.
  • Вечером записать «отчет» о прожитом дне.
  • Пятнадцать минут послушать музыку с закрытыми глазами, визуализировать картины, создаваемые мелодией.
  • Пообщаться с домашним питомцем.

Упражнения и задачи на логику

Во время решения задач на логику у человека начинают активно работать оба полушария. Активируется процесс поиска логической связи и интуиция. Если решать такие задачи регулярно, уже через месяц занятий мозг начнет работать по-другому. Он будет требовать больше физической нагрузки и сможет быстро справляться не только с математическими задачками, но и быстрее находить выход с различных жизненных ситуаций.

Регулярное решение задач на логику – ответ на вопрос «как развить мозг на 100%?». Логические задачи могут быть как математического характера, так и иметь в себе каверзные вопросы. И. Г. Песталоцци утверждал: «Счет и вычисление – основы порядка в голове».

Упражнение «Цифровой ряд»

Если есть время порешать вычислительные задания или просто «прокачать» мозг, можно в уме выстраивать цифровой ряд с постепенным увеличением исходного числа. Например, выбрав любую цифру, можно выстроить один цифровой ряд вверх с шагом 2, за тем – второй ряд вниз с шагом 2. Поле этого можно повторить упражнение с тем же числом, но следующий ряд выстраивать вниз и вверх с шагом 3,4,5… Усложнять это задание можно практически бесконечное количество раз. Оно отлично успокаивает нервную систему и перемещает фокус внимания на цифры, когда необходимо срочно успокоиться после стрессовой ситуации.

Цифровой ряд 2

Установите, при помощи какого принципа построения был создан математический ряд «8 2 9 0 1 5 7 3 4 6».

Ответ: Цифры выстроены в последовательности букв алфавитного порядка.

Упражнение «Северный медведь»

Это интересная задача на смекалку, которую вы можете предложить кому-то из знакомых. Звучит она так: «Иван построил дом, все стены которого смотрят на север. Крыша была шиферной, а у входной двери висел колокольчик. Утром Иван увидел на своей веранде медведя. Вопрос: какого цвета медведь?». Правильный ответ – белого. На север могут выходить все стены дома только в том случае, если он построен на Северном полюсе. Там обитают только белые медведи.

Упражнение «Восьмерки»

Запишите число 1000, используя только цифру 8 и выполняя арифметические вычисления.

Ответ: Если сложить 888, 88, 8, 8, 8, в сумме получится 1000.

Упражнение «Стаканы с водой»

На столе стоит шесть стаканов в ряд. Три первые стакана пустые, а следующие – наполненные водой. Как добиться того, чтобы пустые стаканы и стаканы с водой чередовались между собой? Разрешается прикоснуться только к одному стакану.

Ответ: нужно взять пятый стакан и перелить из него воду во второй.

Задача

Детектив расследует преступление. В комнате – повесившийся мужчина. Дверь и окна закрыты изнутри. Стула, с помощью которого парень прицепил бы веревку и совершил суицид, нет. На полу под висящим телом лужа. Детектив фиксирует самоубийство. Как это могло произойти?

Ответ: Самоубийца стал на горку, сделанную из снега или льда, которая потом растаяла.

Выбирая технику, что лучше всего развивает мозг и интеллект, необходимо учитывать естественные возможности организма. Даже самое модное упражнение не принесет пользу при его чрезмерном выполнении. Умственное утомление негативно отразиться на работе мозга, сведя на нет усилия по развитию интеллекта.

Полезные книги, развивающие мозг

Все книги из списка ниже и другие вы сможете найти в этой библиотеке.

  1. Венди Сузуки, Билли Фицпатрик «Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше». В книге рассказывается о том, на сколько огромный потенциал мозга, а также описываются нестандартные способы выхода из жизненных ситуаций. Героиня книги – успешная женщина, признанный специалист в нейробиологии. Когда-то эта женщина была застенчивой девочкой-отличницей, которая добилась успеха при помощи познания скрытых способностей мозга.
  2. Ричард Нисбетт «Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук». В книге собрано огромное количество интеллектуальных инструментов, которые помогают в развитии критического мышления.
  3. Алекс Роулингс «Как заговорить на любом языке». Книга подойдет не только тем, кто уже занимается изучением языков. Издание полезно для людей, которые считают освоение нового языка непосильной задачей.
  4. Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей». В книге рассказано, как развить интеллект и повысить когнитивную гибкость, быстро принимать важные решения и выходить из сложных ситуаций без стресса.
  5. Ольга Кинякина «Мозг на 100%. Интеллект. Память. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей». Тренинги с советами как развить пластичность мозга. Книга подходит представителям всех профессий, так как учит, как правильно выходить из сложных жизненных ситуаций.
  6. Люси Джо Палладино «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления». Умение сосредотачиваться на конкретной задаче и не рассеивать внимание, длительное время сохранять концентрацию – сложность для современного человека. Автор книги знает, как работать над устранением отвлекающих факторов и добиваться успеха в любом деле.
  7. Лоренс К. Кац, Мэннинг Рубин «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга». Сборник элементарных упражнений для улучшения мыслительных способностей, которые можно выполнять в любое время и в любом месте. Подобранные упражнения и задачи способствуют улучшению памяти так, что человек сможет легко заучивать стихи, запоминать имена и генерировать нестандартные решения.
  8. Фрэнк Сесно «Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы». Искусство правильно формулировать вопросы неотделимо от природы человека. Один правильно поставленный вопрос помогает узнать только конкретную, нужную информацию и избежать перегруза информационным мусором.

Советы психологов

Психологи рекомендуют следовать простым правилам, которые улучшат концентрацию внимания, память, владение речью, творческие способности.

Фактор эмоциональной значимости

По словам Курпатова, человек способен лучше запоминать информацию, если перед этим он испытал какое-нибудь эмоциональное потрясение.

В состоянии стресса в организме происходит нейротрофный фактор, стимулирующий рост нервной ткани, то есть нейронных соединений. Использование этого способа – хорошая возможность развить потенциал мозга.

Создайте мощную мотивацию

Многие люди, задающиеся вопросом развития мозга, в поисках действенных способов забывают задать себе главный вопрос: с какой целью и в каком именно направлении в данный период жизни им нужно развить мозг.

Иностранный язык очень сложно выучить, если делать это без определенной цели. Но стоит определить для себя мощный мотивирующий фактор – обучение пойдет на много быстрее.

Постоянно нагружайте мозг

«Мозгу должно быть трудно все время» — так Татьяна Черниговская ответила на вопрос «Как заставить мозг развиваться?». Постоянные интеллектуальные тренировки увеличивают когнитивную пластичность.

Медитируйте

Нейробиолог Джо Диспенза утверждает, что для развития мозга необходимо ежедневно на какое-то время «уходить в себя».

Оставшись наедине, нужно как можно четче создать в представлении картину своего идеального результата. Продумывая каждую деталь, человек максимально концентрируется на том, что хочет получить.

Доктор Диспенза уверен, что между телом и сознанием существует прямая связь. Постоянно продумывая свой успешный результат, человек переводит желание развиться в нужном направлении на уровень подсознания, где оно уже становится прошитой в мозгу установкой. После этого уже даже не нужно развивать мозг специально в направлении конкретной цели. Он сам перестроится и запустит нужные процессы.

Освойте техники визуализации

Визуализация предполагает активное воображение прошлых или будущих событий. Человек в фантазии формирует мысленный визуальный образ, который в воображении дополняется звуками, наделяется переживаниями.

Визуализация позволяет оценить личный опыт и систематизировать информацию. Воображение сцен из будущего помогает рассмотреть возможные пути решения задач, выбрать оптимальную стратегию действий. Визуализация улучшает способность формировать целостные образы и представления.

  • 33 упражнения для Мозга и Памяти (+Приложения, книги и фильмы), Нейропластика для ясности ума
  • Что делать, если нет мечты — Психология желаний
  • Осознанные сны и шифтинг — Как попасть в осознанный сон, сценарии и способы
  • Как найти свое хобби — 83 идеи для хобби
  • Как развить логическое мышление — Способы, Задачи и Игры
Усовершенствуйте круг общения

Взаимодействие с мудрыми, активными, позитивными людьми держит ваш мозг в тонусе. Окружите себя знакомыми, которые увлечены достойным делом. Смело задавайте вопросы на интересующие темы. Устраивайте «здоровые» дебаты. Старайтесь понять точку зрения собеседника. Обращайте внимание на невербальные знаки коммуникации – жесты, мимику, позу.

Развивайте в себе доброжелательность. Избегайте контактов с пессимистичными, скучными, жалующимися люди. Не участвуйте в распространении сплетен. Постарайтесь не быть втянутым в рабочие интриги.

Учитесь и исследуйте мир

Приобретение новых навыков позволяет активировать незадействованные структуры мозга. Выбирайте ниши, отличающиеся от рутинной деятельности. Старайтесь освоить сложные навыки, например, создание композиции из песка.

Развивайте речевые функции. Увеличение словарного запаса – доступный способ тренировки мозга. Для этого прочитайте научную публикацию и посмотрите значение всех неизвестных терминов. Полезно читать словари для подбора синонимов к слову.

Изучение грамматики и лексики иностранного языка укрепляет связи между мозговыми структурами. Вариант тренировки мозга – слушать песни, смотреть видеоролики, читать новости на иностранном языке.

Вывод

Однозначный ответ на вопрос что лучше всего развивает мозг дать сложно. Разные методы развития предусматривают дифференциальность подходов к «прокачке» интеллекта.

Родителям, пытающимся определить, какой метод развития выбрать для ребенка, стоит предложить малышу многообразие вариантов.

Индивидуальные способности каждого человека проявят себя в процессе испытания того или иного метода.

Тем, кто хочет развить мозг для того, чтобы быть эрудированным и интересным человеком, а также быстро адаптироваться к жизненным обстоятельствам, не испытывая острого стресса, можно дать еще один совет. Размышляя над любой задачей, необходимо стараться во всем находить причинно-следственную связь. В лучших университетах мира преподаватели требуют от студентов не так скрупулезности, как понимания общих тенденций. Хорошо разбираясь в причинно-следственных связях и общих процессах, человеку легче вникнуть в любую поставленную задачу и быстро справиться с ней.

Невзирая на объем природных талантов, усовершенствовать умственные способности можно в любом возрасте.

Упражнения для мозга доступны для каждого, просты в выполнении, занимают минимум времени. Активное вовлечение мозга в решении логических задач предотвратит возрастное угасание когнитивных функций.

Заставить мозг работать на полную мощность можно, соблюдая азы здорового образа жизни, достигнув гармонии во внутреннем мире, заботясь о физическом здоровье.

Как развивается мозг вашего ребенка

Как развивается мозг вашего ребенка | Беременность Рождение и ребенок начало содержания

5-минутное чтение

Слушать

Опыт и отношения, которые ваш ребенок имеет в первые годы жизни, помогают сформировать взрослого человека, которым он станет. Создание поддерживающей, любящей среды, наполненной теплым и нежным общением, помогает мозгу вашего ребенка развиваться. Это закладывает основу для будущего развития и обучения вашего ребенка.

Игра – это основной способ обучения и развития вашего ребенка. Это помогает им решать проблемы, исследовать и экспериментировать. Другими факторами, которые могут повлиять на здоровое развитие мозга, являются:

  • здоровье вашего ребенка
  • пища, которую ест ваш ребенок
  • генов
  • качество отношений вашего ребенка с вами и другими опекунами
  • насколько активен ваш ребенок
  • опыт вашего ребенка

В то время как у младенцев навыки развиваются в разное время, у большинства детей развитие происходит в одном и том же порядке. Например, дети учатся ходить раньше, чем учатся бегать.

Развитие мозга вашего ребенка

Мозг вашего ребенка развивается с момента его нахождения в утробе матери. В первом триместре беременности формируются нервные связи, которые позволяют ребенку передвигаться в утробе матери. В то время как во втором триместре формируется больше нервных связей и мозговой ткани.

В третьем триместре кора головного мозга начинает преобладать над стволом головного мозга, подготавливая ребенка к обучению в будущем.

К тому времени, когда ваш ребенок появится на свет, он сможет слышать (он узнает ваш голос!) и немного видит. Затем их мозг будет продолжать расти и развиваться в течение многих лет.

Человеческий мозг состоит из 3 основных частей:

Ствол головного мозга и мозжечок — они соединяют головной мозг со спинным мозгом и контролируют дыхание тела, частоту сердечных сокращений, кровяное давление, равновесие и рефлексы.

Лимбическая система — находится на вершине ствола головного мозга и отвечает за множество различных функций, включая эмоции, жажду, голод, память, обучение и ежедневные ритмы тела.

Кора головного мозга — состоит из левого и правого полушарий и находится на вершине лимбической системы. В коре головного мозга содержится:

  • затылочная доля — для зрения
  • височная доля — для слуха, речи и социального взаимодействия
  • лобная доля — для памяти, саморегуляции, планирования и решения проблем
  • теменная доля — для телесных ощущений, таких как боль, давление, жар и холод

Схема, показывающая различные части мозга.

Любящие отношения и стимулирующие события жизненно важны для развития вашего ребенка, поскольку они дают ему возможность общаться, двигаться и познавать свой мир.

Как вы можете помочь развитию мозга вашего ребенка

Мозг вашего ребенка развивается благодаря использованию — когда ваш ребенок взаимодействует, наблюдает и делает что-то.

Вы можете помочь развитию вашего ребенка, создав интересную среду с различными видами деятельности, которые дадут вашему ребенку возможность играть. Именно благодаря игре ваш ребенок освоит такие важные навыки, как разговор, слушание, движение, мышление, решение проблем и общение.

Играть и проводить время с малышом можно:

  • петь вместе
  • чтение книг
  • говорит о том, что вы делаете и видите
  • играть в такие игры, как прятки
  • дает много объятий

Создание теплой, любящей обстановки поможет вашему малышу почувствовать себя в безопасности и любимым. Это способствует развитию мозга. Повседневные моменты, такие как принятие ванны и прием пищи, — это прекрасная возможность для вас узнать друг друга и построить отношения.

Именно такие моменты помогают мозгу вашего ребенка формировать новые связи. Это, в свою очередь, готовит вашего ребенка к следующему этапу его развития.

Другие вещи, которые нужны вашему ребенку, включают:

  • Здоровое питание , чтобы помочь ему расти. Хорошей пищей для вашего ребенка является грудное молоко (или смесь). Как только ваш ребенок будет готов к твердой пище, важны продукты, богатые железом, и сбалансированная диета, состоящая из свежих овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов и белков (таких как мясо, курица и яйца).
  • Двигаться и быть активным для развития моторики. Это позволяет им исследовать свое окружение, что помогает им думать и учиться.
  • Любовные отношения и взаимодействие с другими. Это улучшит коммуникативные навыки вашего ребенка и понимание окружающего мира.
  • Sleep помогает развитию вашего ребенка. Хотя все дети в разное время спят по-разному, вы можете помочь им заснуть, чтобы помочь их развитию.

Вехи

Вехи — это достижения в развитии, которые помогают отслеживать развитие вашего ребенка. Их можно разделить на 6 категорий:

  1. Крупная моторика — контроль и координация крупных мышц. Например: ходьба, подъем, метание и сидение.
  2. Мелкая моторика — контроль и координация мелких мышц. Например: держать или поднимать предметы.
  3. Видение
  4. Слух
  5. Речь и язык
  6. Социальное и эмоциональное развитие — научиться взаимодействовать с другими людьми, а также понимать и контролировать свои эмоции.

Дополнительную информацию о каждой вехе и о том, когда их ожидать, можно найти в медицинской карте вашего ребенка (Child Health Record Book). В этой книге записывается важная информация о вашем ребенке с самого рождения. Вы также можете поговорить с детской медсестрой.

Где получить помощь и поддержку

Обратитесь к своему врачу или медсестре по уходу за детьми и членами семьи, если:

  • состояние вашего ребенка не соответствует показателям, указанным в его детской медицинской книжке
  • вы считаете, что у вашего ребенка что-то не так со зрением, слухом, общением, поведением, движениями или ростом

Поговорите с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка

Позвоните в отдел беременности, родов и ребенка, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка по телефону 1800 882 436 или по видеосвязи. Доступно с 7 утра до полуночи (AET), 7 дней в неделю.

Источники:
Детский научно-исследовательский институт Мердока (Связь для развития мозга) , Австралийская перепись раннего развития (Развитие мозга у детей) , Акта Педиатрика (Влияние питания на развитие мозга) , Австралийское управление качества образования и ухода за детьми (Вехи развития и Рамки обучения в раннем возрасте и Национальные стандарты качества)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: июнь 2022 г.


Наверх

Связанные страницы

  • Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев

Нужна дополнительная информация?

Вехи развития ребенка | Сеть «Воспитание детей»

Младенцы развиваются через отношения и игру. Вехи развития отслеживают изменения у младенцев по мере того, как они учатся двигаться, видеть, слышать, общаться и взаимодействовать.