Что развивает оригами – — . , — .

Искусство оригами для развития ребенка | Рисование, лепка, оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Оригами – слово японское. В переводе оно означает «складывать бумагу». Искусство создания бумажных фигурок является довольно древним, и своими корнями уходит в далекое прошлое. Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.

В отличие от многих других видов творчества, оригами – хобби не затратное. Все, что для него необходимо – это бумага и ножницы. При этом существует огромное разнообразие готовых моделей разной степени сложности и неограниченные просторы для творчества. Дети могут занимать оригами приблизительно с пятилетнего возраста. У малышей еще недостаточно четкая координация движений, им это занятие еще недоступно.

Для занятий оригами с детьми идеально подойдет тонкая белая бумага формата А4. Кроме нее обязательно понадобятся еще и ножницы, а в ряде случаев – клей для бумаги (канцелярский или ПВА). Бумага не обязательно должна быть белой – складывать фигурки из цветной бумаги детям намного интереснее, хотя для родителей этот вариант предполагает увеличение затрат на материалы для творчества. Но если для аппликации подойдет любая цветная бумага, то для оригами годится только двусторонняя, иначе готовые бумажные игрушки будут выглядеть не вполне эстетично.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. Естественно, сложные игрушки, а тем более большие фигуры, составленные из нескольких листов бумаги, детям не по плечу. Обучение оригами начинается с основ и самых простых фигурок, которые по силам любому ребенку. По мере овладения основными приемами, используемыми в оригами, дети обучаются складывать основные (базовые) фигуры, и сложность работ постепенно нарастает.

При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. В ряде случаев при работе необходим клей, и юные мастера отрабатывают умение с ним обращаться, аккуратно намазывать бумагу клеем и убирать его излишки.

Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Все разнообразие известных фигурок оригами основано на шести основных формах, носящих условные названия «треугольник», «шкаф», «блинчик», «книжка», «рожок», «конфета». Для изготовления этих форм не нужно особых навыков, поэтому детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста они вполне по силам.

Для создания базовых форм необходимо умение сгибать лист бумаги пополам (вертикально или по диагонали), а также последовательно сгибать в различных направлениях, в том числе от центра к углам и от углов к центру. В этом нет ничего сложного, и дети отлично справляются с этими задачами.

Освоив простейшие базовые формы, дети приступают к изготовлению наиболее простых поделок. В процессе складывания простых фигурок дети осваивают новые понятия и навыки оригами: вогнуть, согнуть вовнутрь или наружу, перевернуть, повернуть, сделать складку и так далее. Овладев ими, ребенок уже сможет выполнить из бумаги основу для сложных фигур – базовые формы «двойной треугольник» и «двойной квадрат». На основе этих двух базовых форм ребенок сумеет построить игрушку любой сложности по готовому описанию или придумать свою.

Источник — http://www.detskiysad.ru

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Искусство оригами для развития ребенка

Описание

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги

wellness.co.ua

Влияние оригами на развитие психических процессов у детей [1]

Влияние оригами на развитие психических процессов у детей [1]

Велика роль дошкольного образования. Оно закладывает фундамент знаний и умений, отношение к познанию, интерес к разносторонней полезной деятельности. В последние годы значение дошкольного образования стало осознаваться не только специалистами, но и родителями. Раньше подготовка детей к школе нередко сводилась к обучению их счету, письму, чтению. Между тем наибольшие затруднения в школьном обучении испытывают не те дети, которые имеют небольшой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, то есть те, у кого отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать новое, довести начатое дело до конца. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения.

Исследования, проведенные в гимназии № 139 г. Омска, показали, что занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка; дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания — все это стимулирует и развивает память, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Кроме того, оригамские поделки можно включать в ролевые игры, инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Оригами: что это такое и как развивает логическое мышление у детей

Оригами отлично подходит для развития логического мышления через руки. Тонкие и выверенные движение пальцев и кистей в умелых и любящих это хобби руках ведут к созданию удивительных по своему художественному воплощению предметов из обычного в любом доме исходного материала — бумаги. Моторика пальцев кистей рук стимулирует мозг. Дети, увлечённые оригами, становятся успешными в других школьных предметах.

Что же такое оригами? Все, кто учился в школе могут вспомнить, как из тетрадного листа кто-то вдруг начинал складывать голубка или реактивную стрелу и, под восторг одноклассников, запускать их по классу. Ремесло мгновенно подхватывали другие дети. Ассортимент игрушек мог быть дополнен корабликом с треугольным парусом или надувным чёртиком. На пляже или во время домашнего ремонта люди создавали из газет пилотки и треуголки. Вот пожалуй всё, что мне вспомнилось при написании этой статьи. Тогда это не называли оригами, но по сути – это и есть оригами.

Оригами – это способность, достигающая уровня искусства, создавать различные изделия из бумаги. Оригами – это творческий процесс по складыванию фигурок из бумаги, развивающий личность в диапазоне от детской игры, любимого занятия и методики по развитию мышления у детей и взрослых до высочайшего уровня создания мастерами настоящих произведений и шедевров искусства.

При намерении серьёзно освоить искусство оригами и с целью развить способность к логическому мышлению у детей, разнообразие таких бумажных артефактов бесконечно растёт. Это могут быть, выполненные из простой или специальной бумаги животные, зайчики, собачки, лисички, кузнечики, птички, а также снежинки, цветочки, тарелки, вазы, домики, самолётики, и т.д. Фантазия здесь работает безгранично. Лучше всё-таки воспользоваться специальной бумагой для оригами. Она прочнее, лучше гнётся в нужных местах, не протирается на сгибах и не рвётся так легко, как обычная. Для большего сходства с исходным объектом уже изготовленные игрушки оригами разукрашивают красками и карандашами.

Для детей самого широкого возрастного диапазона, от дошкольников до подростков, неограниченные возможности оригами служат хорошей мотивацией к стремлению создать такое и многое другое на что только способна их фантазия и творческий потенциал. Работа рук, движение пальцев, тонких мышц кисти заставляют через различные рецепторы на поверхности кожи и в глубине мышц подавать сигнализацию в ЦНС, побуждая через представительные нейроны кистей рук в головном мозгу активировать большую часть клеток. За счёт внутренних связей возбуждение распространяется на всю или почти всю кору больших полушарий. Активная работа клеток побуждает сосуды в этой области мозга расширяться и доставлять кровь, кислород и глюкозу в усиленном количестве. Увеличивается также вывод продуктов распада питательных веществ, тормозящих работу мозга.

Это благотворно сказывается на мыслительных процессах. Дети находят правильное решение в исполнении сложных комбинации линий сгибов, необходимых для изготовления той или иной фигурки. Это переходить в привычку мыслить и потребность мыслить логично в других ситуациях. В коре головного мозга формируются устойчивые связи между нейронами, осознание собственной личности, ощущение своего Я, гордость за результат своего творчества и труда, развивается и тренируется логическое мышление.

Тренированное мышление в дальнейшем помогает быстро находить правильное и логическое решение не только в данной или аналогичной ситуации в настоящий момент, но и в будущей взрослой жизни. Вряд ли потом, подросшие дети в школах и университетах и взрослые на своих рабочих местах вспомнят, что для решения текущих и насущных задач помогли им занятия оригами – игры, искусства и методики, которая сформировала их логическое мышление ещё в детстве. Для кого-то оригами бывает краткосрочным увлечением, а кому-то сопутствует всю жизнь, поддерживая творческие начала человека.

Имеется ещё одна неоценимая роль и значение оригами для детей с физическими недостатками, например, с детским церебральным параличом в его легкой и средней форме. Оригами для таких детей в комплексе с другими приёмами может служить как способ поддержки, сохранения и развития интеллекта, координации и тренировки правильных движений.

Постоянные и плотные уроки оригами быстро, в течение 3-х или 6-ти месяцев повысят эффективность развития мышления во много раз. Это заметно обнаружится на достижениях ваших детей по другим предметам в школе, особенно там, где требуется использование логики: математики, геометрии, тригонометрии и других. Это увлечение оригами всей семьёй также благотворно скажется не только на подрастающее, но и все поколения взрослых в семье, включая дедушек и бабушек, любящих своих внуков.

Заключая эту статью хотелось бы настойчиво рекомендовать всё большему и большему числу родителей, которые беспокоятся о состоянии логическом мышлении своих детей заняться вместе с ними оригами. На текущий момент нет более эффективной методики по выявлению, активизации, мобилизации из внутренних резервов мозга своих детей и закреплению в ближайшем доступе сознания логического мышления. Родители и дети, старайтесь освоить искусство оригами. Вы никогда не пожалеете о своём затраченного времени и творческих усилиях.

www.american-personal-doctor.com

Оригами в развитии ребенка

Искусство оригами родом из Японии. Имеет ли создание бумажных моделей отношение к раннему развитию, что оно может дать нашим детям? Или это просто влияние моды и подражание восточной культуре?

 

Постараемся рассказать о достоинствах и важности процесса  оригами в раннем развитии ребенка.

 

Дети любят работать с бумагой, они с удовольствием ее режут ножницами, рвут на кусочки, сминают. Она легко склеивается и сворачивается.  При создании поделок из бумаги ребенок учится работать руками, а, следовательно, развивается мелкая моторика, которая положительно влияет на формирование речи. Особым плюсом в процессе складывания оригами считается, что работают обе руки, ведь большинство из нас способны работать только правой рукой, что приводит к непропорциональному развитию полушарий головного мозга. Существуют даже специальные упражнения для разработки левой руки — писать, рисовать левой рукой или рисовать картинку сразу двумя руками.
Оригами оказывает большое влияние на развитие ребенка, а в частности на развитие конструктивного мышления и воображения. Ведь нужно иметь хорошее воображение, чтобы сначала увидеть в геометрических формах, например, зайчика, а потом сложить его из бумаги. Моделирование из бумаги знакомит детей с основными геометрическими формами и понятиями, развивает глазомер, способствует концентрации внимания и повышает усидчивость, так как необходимо сосредотачиваться на  процессе изготовления, для достижения наилучшего результата. То, что мы перечислили —  это далеко не все достоинства оригами для детей.

 

Оригами для детей
На занятиях с детьми лучше соединять оригами с веселой игрой. Складывая поделки животных можно потом разыгрывать небольшие театральные сценки, рассказывать и придумывать сказки, играть в ролевые игры.
А есть модели, которые работают как настоящие игрушки. Например, самолетики — по настоящему летают. Лодочки могут по настоящему плавать. Вертушки — вертятся, хлопушки — хлопают, лягушки — прыгают.

 

•    Есть совсем простые модели, которые под силу сложить даже трехлетнему малышу. Например,  загибая уголочки разной величины у четырехугольника можно сложить озеро, а потом пустить туда бумажных рыбок.

•    Для ребят постарше, которые уже знакомы с диагоналями и делением листа пополам, можно предложить легкие схемы ёлочек и грибочков. Несмотря на небольшое количество сгибов, поделки получаются интересными и узнаваемыми.

•    Есть отличные схемы оригами для школьников. Большинство родителей помнят эти поделки из бумаги еще со своего детства: самолетики, лодочки, кораблики, водяные бомбочки, гадалочки.

 

Похожие статьи:

Оригами для детей — Коллекция схем оригами для детей, мастер-классы, пошаговые руководство с фото

www.babylessons.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *