Алчность
Что такое алчность
Алчность – неуемная, неумеренная склонность человека к получению материальных благ, стремление заполучить как можно больше; жадность, скупость, склонность к накопительству.
xapaktep.net
Причина алчности заключается в подмене понятий жизненных ценностей. Алчный человек, провоцируемый массовой культурой сверхпотребления, ставит знак равенства между деньгами и счастьем. Алчность — порождение человеческого «эго». Движимый стремлением восполнить жажду утверждения своей значимости сребролюбец пытается заглушить свою неудовлетворенность, чувство внутренней пустоты накоплением материальных благ.
Алчность имеет много общего с корыстолюбием, жадностью и скупостью. Игнорируя духовную часть жизни, алчность порождает зависть, замкнутость, злобу, страх потери богатства, практически сводя человека с ума. Корень алчности часто лежит в детстве: если родители подменяют свою любовь и внимание дорогими подарками, во взрослой жизни ребенок также будет мерить духовные ценности денежной мерой.
Чтобы избавиться от проявлений алчности в характере, человеку нужно сменить ошибочные ориентиры на правильные, осознав, что любовь, признание, уважение могут доставаться бесплатно, если научиться делиться ими с окружающими.
- Алчность — это не поддающаяся утолению жажда материальных благ.
- Алчность — это «идолопоклонство» деньгам, сочтение их главной жизненной ценностью.
- Алчность — это подмена духовных благ материальными.
- Алчность — это доведенная до крайности жадность в квадрате, умноженная на помешательство.
- Алчность — это один из семи смертных грехов.
Недостатки алчности
- Алчность не знает границ между своим и чужим.
- Алчность заставляет человека совершать преступления.
- Алчность делает челавека завистливым и беспринципным.
- Алчность порождает постоянный страх потерять добро — больший, чем радость от его обладания.
- Алчность приводит к деградации, разрушению личности, не способной на великодушие и сострадание.
Проявления алчности в повседневной жизни
- Религия. Алчность (сребролюбие) — второй смертный грех в христианстве из семи. Священники считают, что регулярное злоупотребление мелкими грехами, которые были названы «смертными», приводит к гибели бессмертной души. Так человек, совершивший убийство, может глубоко раскаяться и после смерти обрести вечный покой, а постоянно грешивший «малым» грехом и не раскаявшийся — разрушить свою душу и попасть в Ад.
- Плюшкинизм. Корень алчности лежит в психологическом расстройстве под названием силлогомания или «плюшкинизм» — склонность собирать и хранить ненужные вещи. Заболевание может служить следствием недостатка материального внимания в детстве или чувства патологической ненужности другим людям, которую «плюшкин» стремится восполнить обладанием вещами.
- Шопоголизм. Неуемное, сродни наркотическому, удовольствие делать покупки является пагубным проявлением алчности и приводит к психологической зависимости. Быстро превращаясь в болезнь, жажда получения новых ощущений через шопинг приводит к росту потребительских кредитов, нужде, распаду и деградации личности.
- Фильм «Алчность». Фильм, посвященный теме алчности, стал классикой мирового кинематографа. Включен в Национальный реестр важнейших фильмов. Лента повествует о том, как любовь к деньгам разрушила и дружбу старых друзей, и любовь супругов, и в конечном итоге привела к бедности и смерти главных героев.
Как преодолеть алчность
- Преодолейте неуверенность в себе. Алчность часто является упакованным в дорогую обертку комплексом неполноценности. Накоплением богатства человек пытается повысить свою важность в глазах окружающих, не имея возможности сделать это другими способами. Однако обладание материальными благами никогда не сможет восполнить его внутреннюю жажду к признанию. Усмирить ее может только сам человек, осознав, что может являться значимой единицей и без внешней атрибутики.
- Стремитесь к духовному. Сребролюбец — человек, который отказался от духовного развития в пользу материального, ошибочно полагая, что обладание деньгами и вещами сможет заглушить его стремление к счастью. Научитесь получать удовольствие от духовных ценностей: любви к себе и окружающим, заботы о близких, сострадания, помощи другим людям, духовных практик, искусства. Истинное счастье — в балансе материи и духа.
- Будьте щедрыми. Необходимость делиться с другими накопленным «добром» для алчного человека болезненна и бессмысленна. Научитесь получать удовольствие, делясь с окружающими не только материальными вещами, но и своими временем, энергией, знаниями. Не заглушайте свои внутренние порывы к щедрости, воплощая в жизнь каждый из них.
- Смените мировоззрение. Алчный человек считает деньги абсолютной ценностью, полагая, что только количество материальных благ определяет величину его счастья. Однако ценность денег заключается только в количестве духовных благ, которые можно приобрести с их помощью. Осознайте, что деньги являются значимыми, только если тратятся на благие цели.
Золотая середина
Алчность
Щедрость
Чрезмерный альтруизм
Крылатые выражения об алчности
- Людей охватила такая страсть к наживе, что, по-видимому, они больше находятся под властью своего имущества, чем сами владеют им.
- — Плиний Младший —
- Двое алчущих никогда не насытятся: алчущий знания и алчущий благ земных.
- — Ибн Абд Раббихи —
- Алчность богача есть добровольная нищета.
- — Публилий Сир —
- Алчность есть род близорукости.
- — Г. Форд —
Что почитать?
- Елена Львовна Исаева / Семь смертных грехов. Наказание и покаяние
- Автор дает подробные описания семи смертных грехов с точки зрения христианства, в том числе и алчности, и дает рекомендации, как, покаявшись, избежать влияния греха сребролюбия на свою душу.
- Валерий Синельников / Путь к богатству. Как стать и богатым, и счастливым
- Психолог и гомеопат Валерий Синельников учит, как добиться баланса между материальным и духовным и добиться благополучия, не позволяя любви к деньгам превратиться в поклонение им.
Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».
Не стремитесь к абсолютному совершенству.
Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.
Доверяйте своей интуиции.
Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.
Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.
Каждый день бюрократы столичные
Получают в конвертах наличные.
А за что их несут,
Выяснять будет суд,
Если судьи найдутся приличные.
Poverty wants some, luxury many, and avarice all things. Lucius Annaeus Seneca
Алчность — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Алчность свт. Григорий Богослов
- Наказанная алчность к наживе прот. Виктор Гурьев
- Сребролюбие свт. Иоанн Златоуст
- Сребролюбие прп. Амвросий Оптинский
- О сребролюбии Агапий Ланд(ос), инок Критский
- О сребролюбии свящ. Даниил Сысоев
- Наказанная алчность к наживе Пролог в поучениях
А́лчность — чрезвычайная жадность, высшая степень корыстолюбия.
Чем алчность мешает спасению?
Алчность, как крайняя степень жадности, корыстолюбия является одной из наиболее разрушительных греховных страстей.
О том, насколько алчность губительна для спасаемого, можно судить по высказыванию Спасителя, противопоставившего служение Богу служению маммоне (богатству): «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).
Почему же служение Богу противопоставляется служению богатству? Почему два этих служения несовместимы? — Для алчного человека богатство представляет своего рода идола или кумира. Занимая в его сердце и разуме то место, которое, в идеале, должно было бы принадлежать Богу, богатство становится центром его упований, желаний, стремлений, «любви» и надежд (как для праведника центром всей его жизни является Господь).
Как праведник, живя жизнью о Господе, жизнью во Христе, при содействии благодати постепенно преобразуется в христоликого человека, так алчный человек, направляя свои таланты и силы на реализацию гнездящейся в его душе страсти, по мере развития алчных стремлений всё больше и больше обезображивает свой Божественный образ.
И дело здесь не в одной только алчности: развитие алчности способствует развитию многих других греховных страстей и пороков, таких, например, как эгоизм, эгоцентризм, гордость, нелюбовь к ближним (пренебрежение интересами ближних). Кроме того алчность может служить благоприятной почвой для взращивания в сердце коварства, лукавства и хитрости.
Заметим, что богатство, как таковое, не столько препятствует человеку войти в Царство Божье, как алчность. Несмотря на то, что богачам бывает труднее войти в Царство Божье, чем верблюду пройти сквозь игольные уши (Мф.19:24), нам известно множество состоятельных людей, прославленных Церковью в лике святых (среди них цари и князья).
Состоятельные (и даже очень состоятельные люди) далеко не всегда являются алчными: не все из них относятся к богатству как к идолу, не все пребывают в рабстве у страсти корыстолюбия и наживы. Алчность же бывает свойственна как богатым, так и бедным. И именно алчные люди уподобляются идолопоклонникам. Истинный Бог, Царь Небесный, отступает для них на задний план, а вместе с тем отступают и шансы наследования Царства Небесного (что, впрочем, можно изменить, покаявшись и вновь обратившись ко Господу).
Цитаты об алчности
«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
1Тим.6:6-11
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
ЦветаЦвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройкиЧто такое жадность?
Майкл Дуглас в роли Гордона Гекко в «Уолл-Стрит». Предоставлено компанией 20th Century Fox.Дело в том, дамы и господа, что жадность — за неимением лучшего слова — это хорошо. Жадность права. Жадность работает. Жадность проясняет, прорезает и улавливает сущность эволюционного духа. Жадность во всех ее формах — жадность к жизни, к деньгам, к любви, к знаниям — ознаменовала подъем человечества.
– Гордон Гекко, 9 лет.0006 Уолл Стрит (1987)
Разглагольствования Гордона Гекко о достоинствах жадности в фильме Оливера Стоуна 1987 года «, Уолл-Стрит, » стали знаковым пробным камнем в нашем культурном образе бизнеса.
За последние 30 лет средства массовой информации много сделали для продвижения идеи о том, что основными качествами системы свободного рынка являются поощрение жадности и предоставление недобросовестным бизнесменам средства набивать свои карманы за счет других.
Конечно, было много реальных событий, поддерживающих этот стереотип:
- Обвинение и осуждение биржевого трейдера Мишеля Милкена по 98 пунктам обвинения в рэкете и мошенничестве с ценными бумагами в 1989 году.
- Банкротство и скандал вокруг энергетического гиганта Enron Corporation в 2001 году.
- Кризис субстандартного ипотечного кредитования в США, который привел к финансовому кризису конца 2000-х годов.
В отличие от Гордона Гекко, жадность нехороша. Это чрезвычайно разрушительно.
Прежде чем мы углубимся в вопрос о жадности и рынке, важно дать определение жадности.
Общие определения жадности
Словарь Вебстера определяет жадность как эгоистичное и чрезмерное желание чего-то большего, чем необходимо. WordNet, проект Принстонского университета, определяет жадность как «чрезмерное желание приобрести или иметь больше, чем нужно или заслуживает».
Хотя большинство людей, в том числе многие христиане, принимают это определение, где мы проводим черту в отношении «больше чего-то, чем необходимо» или чего я «заслуживаю»? Жадно ли ездить на «Мерседесе», когда менее дорогой автомобиль может с таким же успехом доставить меня к месту назначения?
Этот тип мышления привел некоторых христианских ученых к предположению, что один процент самых богатых людей в Соединенных Штатах жаден, потому что, по любому определению, у них всего больше, чем необходимо.
Это релятивистское определение жадности. Кто решает не только то, что нужно, но и когда у кого-то более чем достаточно? Как мы узнаем, когда слишком много слишком много? Кто решает, что человеку нужно и что он заслуживает? Эти определения не ясны по этим вопросам.
К счастью, у нас, христиан, есть лучший источник, чем Словарь Вебстера , который поможет нам понять проблему жадности.
В Библии много говорится о жадности, и ее определение отличается от того, которое используется большей частью нашей культуры сегодня.
К библейскому определению жадности
Греческое слово pleonexia, происходящее от греческого πλεονεξια , чаще всего переводится в Новом Завете как жадность или алчность (см. Колоссянам 3:1– 11; от Луки 12:13–21; 1 Фессалоникийцам 2:5; 2 Петра 2:3).
Библейский комментатор Джон Ритенбо описывает это как «безжалостное своекорыстие и высокомерное предположение, что другие и вещи существуют для собственной выгоды». Это слово также встречается в трудах Платона и Аристотеля и строго определяется как «ненасытное желание иметь то, что по праву принадлежит другим».
Греческий исследователь Нового Завета Уильям Барклай описывает плеонексию как «проклятую любовь к обладанию», которая «будет преследовать свои собственные интересы с полным пренебрежением к правам других и даже к соображениям обычного человечества». Он называет это агрессивным пороком, действующим в трех сферах жизни:
- В материальной сфере это означает «цепляться за деньги и добро, невзирая на честь и честность».
- В этической сфере это «честолюбие, которое попирает других, чтобы получить что-то, что не предназначено для этого».
- В моральной сфере это «необузданная похоть, которая находит удовольствие там, где не имеет права».
Отсутствующий компонент
Через эти библейские определения проходит важная нить, которая отсутствует в типичных определениях жадности. Это идея о том, что жадность способствует захвату чего-то, что не принадлежит нам по праву. Нынешнее релятивистское определение жадности в нашей культуре не касается этого компонента.
В нашей постмодернистской культуре, где концепции правильного, неправильного и абсолютной истины переживают тяжелые времена, легко понять, почему даже в христианских кругах мы неуместно изменили определение жадности, чтобы устранить все, что связано с объективной моральной истиной. .
Тем не менее, как христиане, мы призваны к гораздо более высоким стандартам. В Священном Писании нам дан моральный кодекс, по которому мы призваны жить во всех сферах нашей жизни.
Существует много недоразумений относительно понятия жадности, бизнеса и той роли, которую мы призваны играть как христиане на рабочем месте. У нас будет больше, чтобы сказать об этой теме в будущих сообщениях.
Что вы думаете? Каково определение жадности? Оставляйте свои комментарии здесь.
Твиттер Фейсбук LinkedIn Электронная почта Подписаться Распечатать
Хью Велчел
Хью Велчел — старший научный сотрудник и основатель Института веры, труда и экономики, автор книги «Как нам тогда работать?» Новое открытие библейского учения о работе . Хью имеет степень магистра искусств в области религии и более 30 лет разнообразного опыта в бизнесе.© 2023 Институт веры, труда и экономики. Все права защищены. Напечатано с http://tifwe.org/how-to-be-productive-in-2014/. Для получения разрешения на перепечатку обращайтесь по адресу [email protected].
Получайте наш последний контент прямо на ваш почтовый ящик!
Отправить →
- На работе
- Экономика 101
- Теология 101
«Рисковать ради Божьего — это правильно». Так начинается проповедь Джона Пайпера на тему…
- На работе
- Экономика 101
- Теология 101
Вы когда-нибудь слышали аргумент, что Иисус был социалистом? У меня часто. Поскольку я изучал экономику…
Получайте наш последний контент прямо на ваш почтовый ящик!
Отправить →
Что такое жадность?
27 февраля 2023 г.
Christian LivingLife Issues
Адриэль Санчес Чтение за 4 минутыВозможно, вы слышали о спрятанном сокровище Форреста Фенна. В 2010 году миллионер Фенн припрятал сундук с ценностями на сумму около 1 миллиона долларов. Сотни тысяч людей искали зарытый клад, который не был обнаружен до июня 2020 года студентом-медиком по имени Джек Стьюф. Какой бы волнующей ни казалась мне охота за сокровищами, квест Фенн также оказался смертельным. Пять человек погибли в процессе поиска клада, один из них даже был пастором.
Когда стремление к мирским благам рассматривается как высшее, оно становится всепоглощающей раковой опухолью. Мудрость говорит, что жадность к неправедной наживе отнимает жизнь у того, кто ею обладает (Притчи 1:19). Наш Господь Иисус перечислил жадность среди осквернений человеческого сердца, наряду с убийством и прелюбодеянием (Марка 7:21–22). В Луки Он предваряет притчу о юродивом, говоря: «Берегитесь и берегитесь всякой любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия имения его» (Луки 12:15). Исходное слово, стоящее за алчностью, — это то же слово, которое используется для обозначения жадности в Марка 7:22. Это греческое слово pleonexia , которое определяется как «состояние желания иметь больше, чем должно», 1 или «сильное желание приобретать все больше и больше материальных благ или владеть большим количеством вещей, чем есть у других людей, независимо от потребности ». 2 Фома Аквинский просто определил алчность или жадность как «неумеренную любовь к обладанию». 3
Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-нибудь признавался в жадности? Возможно, что еще более важно, просили ли вы когда-нибудь Бога простить вас за жадность? Судя по тому, как редко упоминается этот конкретный грех, создается впечатление, что неумеренная любовь к обладанию — это то, с чем мы редко, если вообще когда-либо, боремся. Это удивило бы апостола Павла, который, вдохновленный Святым Духом, написал, что в последние дни люди будут сребролюбивы (2 Тим. 3:2). Возможно, дело не в том, что мы менее жадны, чем предыдущие поколения; мы просто меньше осознаем свой грех как общества.
Презираю ли я Божий хлеб насущный, цепляясь жадно [и часто с тревогой] за что-то большее?
Иисус часто проповедовал о любви к деньгам и имуществу, потому что Он знал, насколько ослепляющей может быть жадность. Это неизлечимая болезнь, так что человек, который ею болеет, редко, если вообще когда-либо, действительно знает, что он болен. К сожалению, этот молчаливый убийца также является одним из самых разрушительных пороков. Грех жадности разрушает наше «я», поскольку он расстраивает наши чувства. Он губит наших ближних, так как избыток богатства часто происходит за счет бедных, и это прямой грех против Бога, потому что по жадности мы «пренебрегаем вечным ради временного». 4 Следовательно, жадность — это обман, а — проклятый порок. Поэтому Иисус призывает нас молиться против этого каждый день.
Скорее всего, вы уже это делаете, просто еще не подключились. В прошениях, которым Иисус научил Своих учеников молиться, содержится просьба о хлебе насущном: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11). Часто, думая об этой просьбе, мы сосредотачиваемся на том факте, что наши мирские блага зависят от Бога. Хотя это правда, в четвертом прошении есть нечто большее, чем земное обеспечение — есть также умеренность. Мы могли бы даже назвать это молитвой против неумеренного обладания, поскольку речь идет не о жизненных лакомствах, а о жизненных потребностях. В истории толкования молитвы «Отче наш» от отцов церкви до реформаторов, таких как Жан Кальвин, отмечена скромность этой просьбы. Так, Кальвин отмечает:
Но те, которые не довольствуются хлебом насущным, но томятся о бесчисленных вещах с необузданным желанием, или насыщаются их изобилием, или беспечны в своих накопленных богатствах, взывают к Богу с этой молитвой, только насмехаются над Ним. Ибо [они] просят у Него того, чего не желают получить, того, что им совершенно гнусно, а именно одного хлеба насущного, — и по возможности прикрывают перед Богом свою склонность к жадности, тогда как истинная молитва должна изливаться пред Ним. весь сам ум и все, что скрыто внутри. 5
Каждый из нас должен спросить себя: «Презираю ли я Божий хлеб насущный, цепляясь жадно [и часто с тревогой] за что-то большее?» Конечно, это не означает, что земные богатства изначально греховны (см. 1 Тим. 6:17–19). Мы должны, однако, признать, что маниакальное стремление к ним является симптомом более глубокого недовольства нашей божественной участью. Мы хорошо поступаем, если бодрствуем и помним слова Иисуса: «Большее блаженство — давать, нежели получать» (Деяния 20:35). Вместо того, чтобы заблудиться в охоте за сокровищами, которая продолжает уносить бесчисленное количество душ, мы должны позволить Евангелию формировать нас, пока мы не станем щедрыми людьми. Мы искуплены не тленными вещами, такими как серебро и золото, но божественной кровью Бога-Сына (1 Петра 1:18–19).). То, что Иисус добровольно отдал то, что дороже всех сокровищ на земле, должно рассматривать вещи в перспективе. Пусть Бог убьет нашу жадность и даст нам хлеб насущный каждый день.