мечты или научная гипотеза? / Хабр
В наш век биржевого мышления идеи палеонтолога и писателя-фантаста Ивана Ефремова о том, что разумная жизнь может возникнуть на других планетах только в форме красивых людей, вызывают улыбку. Какими только не рисуют фантасты инопланетян: гуманоид с огромной головой и хилым телом считается слишком антропоморфным.
Гораздо правдоподобнее многим кажется двадцатиглазый кожистый чайник с крылышками. Во многом такой взгляд связан с тихогенетическим эволюционным мировоззрением. Если эволюция — результат взаимодействия бесчисленного множества случайностей (вроде игры на бирже), само собой разумеется, что развитие жизни на других планетах может разворачиваться самым непредвиденным образом. Более того, выпускаются фильмы о возможных путях эволюции на Земле в будущем, такие как «Дикий мир будущего» — забавная и совершенно оторванная от реальности фантазия. Чего только стоят «пустынные попрыгунчики», которые, по мнению авторов фильма, могут появиться на Земле через 200 млн. лет.
Отметим время возникновения последних классов в царстве животных. Млекопитающие: конец триасового периода, это более 200 млн. лет назад. Птицы, по традиционным представлениям — юрский период, примерно 170-190 млн. лет назад. Не возникало никаких новых классов (не рыба, не птица, не зверь, а что-то совсем экзотическое) в течение столь продолжительного периода времени. Примерно в середине девона (385 млн. лет назад) сложились условия для освоения суши позвоночными. Первые четвероногие, соответственно, появились несколько позже. Начало эволюционной ветви, породившей рыб, полагается, начинается около 530 млн. лет назад. И рыбы, после появления первых четвероногих, так и не превращались в птиц, несмотря на существование летучих рыб. Вы всё ещё верите в то, что нишу птиц через 200 млн. лет займут некие океанские флиши из «Дикого мира будущего»?
Последний отдел растений, покрытосеменные — конец юры или мел.
У более современных ракообразных число сегментов и ног значительно меньше. У паука всего восемь ног. У насекомых — шесть. Клопу водомерке для прыжков по воде требуются лишь две пары конечностей, передние конечности выполняют хватательную функцию.
Тенденции к оптимизации числа конечностей можно отметить и для четвероногих позвоночных. Птицы пару конечностей предпочли использовать для полёта, а человек — для трудовой деятельности.
Также вы можете сравнить «допотопный дизайн» панцирных рыб и «эргономичный дизайн» костистых рыб.
Конечно, слово «оптимизация» в пространстве доминирующих тихогенетических концепций эволюции (эволюция на основе случайностей) звучит странно. Но тихогенез чаще всего бессилен объяснить макроэволюционные процессы, учёные начинают «плавать» при попытке ответить на острые вопросы, приводя бесчисленное множество гипотез, которые, в общем-то, являются фантазиями, поскольку машиной времени современная наука не располагает, и узнать, что произошло на самом деле, не представляется возможным. О номогенетических идеях, которые разделял Иван Ефремов, я писал тут. И с этой точки зрения вполне логичным представляется, что в процессе эволюции всё лишнее, требующее бессмысленного расхода ресурсов, нивелируется, если это возможно.
Таким образом, у прогрессивной эволюции есть магистральное направление, и вы можете вообразить себе, как оно выглядит. Точёные фигурки.
Поэтому, очень тяжело, должно быть, Громозеке сконцентрироваться на рюмке с четыреста двумя каплями валерьянки. Это какая тяжёлая голова требуется, чтобы координировать движение такого числа рук! Подумайте об этом, прежде чем размышлять о многоруких пришельцах.
Сам Иван Ефремов, говоря о красивых людях на других планетах, апеллирует к принципу конвергенции: в сходной среде организмы в процессе эволюции обретают сходную форму.
Действительно: предки ихтиозавров — наземные рептилии, предки дельфинов — наземные млекопитающие, акула — рыба, но все они приобрели идеальную форму для передвижения в водной среде.
Вот как иногда представляют себе пакицета, предка китообразных. И как они до такой жизни дошли, как у кашалота?
Также Иван Ефремов отмечал, что чем выше уровень метаболизма таксономической группы организмов, тем меньше у неё возможных эволюционных путей, тем меньше возможных разнообразных форм у её представителей. Это как движения канатоходца по лезвию бритвы, полагал писатель: шаг влево, шаг вправо — и провал, а потому гимнаст прекрасен в своих согласованных, единственно верных в каждой точке пространства движениях. Действительно, разнообразие форм зоопланктона поражает. Ниже изображены различные ветвистоусые ракообразные.
Иное дело — птицы… Птица, она и в Африке — птица.
Нам следует признать, что экологическая ниша разумной жизни это очень узкая ниша. Что она из себя представляет? Способность познавать законы природы и создавать на основе познанного технологии, позволяющие, вместо того, чтобы адаптироваться под окружающую среду, как прочие организмы, адаптировать среду под себя (укутаться в пальто в мороз, опуститься в батискафе на дно Марианской впадины, выйти в скафандре в открытый космос). Существование в этой нише подразумевает достаточно развитую нервную систему, соответствующие ей размеры тела, свободные конечности для трудовой деятельности, высокий уровень метаболизма. И всего этого не должно быть слишком много. И всё это должно быть согласовано. А способность осваивать межзвёздные пространства подразумевает, помимо прочего, невероятную концентрацию человеческих ресурсов и рационализацию человеческих отношений (маленькая банановая республика не способна самостоятельно организовать даже орбитальную космическую станцию). Так что, идеи Ивана Ефремова о том, что инопланетяне непременно — красивые люди, создавшие коммунистическое (рационально организованное) общество, представляется более похожей на трезвые размышления учёного мужа, нежели спекулятивные фантазии о «чужих» и «звёздных войнах» с рюмкой валерьянки в тридцати двух щупальцах и тяжёлой-тяжёлой головой.
Автор заметки: Тюлин Д.Ю., канд. биол. наук
Антропоморфный аспект в архитектуре
31 марта 2016 г.
Система архитектурного языка – самый сложно прочитываемый сюжет для любого культуролога, толкователя искусства. С этой точки зрения, архитектура предстает порождаемым образом своей эпохи, наложенным руками человечества. Если внутреннее мироздание человека отображается в архитектурном устройстве, то мы можем говорить о запечатлении образа человека на всем пространстве архитектоники.
Почему же именно человек стал образцом выражения для нового языка архитектурной цивилизации? Как его параметры могут быть соотнесены с тремя пространственными фабулами: антропоморфностью, антропометричностью и антропологичностью? Чтобы ответить на эти вопросы, следует оглянуться к давно минувшей эре, породившей все наше сегодняшнее состояние, – Минойской цивилизации.
Античная глобализация была связана с Великой колонизацией греческих поселений. В процессе борьбы за территории, греками был выработан определенный устой архитектурного идо, который, в случае победы над вражескими племенами, становился неким эталоном для всех народов и сообществ.
Ордер разделялся на дорический и ионический. Дорический олицетворял стержневую часть полиса, а ионический – положение «женственности» и хозяйственного устоя в полисной системе. Дорический ордер одухотворял молодого юношу с прекрасным телосложением, мужественными очертаниями и осанкой.
В архитектуре мы можем видеть дорический ордер в главном храме афинского Акрополя – Парфеноне. Ширина основания храма – 100 греческих футов, а высота – 6 гр. футов, что в метрической современной системе равняется 1,85 м – росту человека. Архитекторы Парфенона – Иктин и Калликрай – стремились приблизить силуэт храма к человеческому телу, где нет прямых линий. Учеными, исследовавшими Парфенон, было доказано, что поверхность храма слегка изогнута, четкие прямые линии отсутствуют, что отсылает нас к аналогии с ногой человека. Архитектор Эжен Виолле-ле Дюк, исследовавший архитектонику Минойской цивилизации, говорил: «Поскольку миноец живет среди людей, человек служит для него мерилой всех вещей».
Переходя к антропомерности, должно сказать, что до сравнительно недавних пор части здания измерялась унитарной абстрактной мерой, а исходной величиной служили размеры человеческого тела. Русский архитектор Иван Свиязев говорил: «Модель не имеет никакого значения относительно к употребительным мерам. Работник не поймет, если ему скажут, что высота колонны должна быть 18 модулей». Образцом метрических единиц являлись и царские особы: в основу английского ярда была взята длина руки Генриха I.
В современном мире можно увидеть две системы архитектоники, «родителем» которых является Человек: православный храм и, так называемые, советские дома-коммуны. Православный храм имеет метрическую систему, обозначенную человеческими параметрами, – верх храма состоит из главы и шеи; фасадная часть церкви обозначается челом; церковь стоит на стопе или двух стопах; у церкви имеются пяты – нижний угол двери.
В советских домах-коммунах или же в малометражных квартирах для посемейного поселения, как еще их называли в 1960-х гг., антропоморфность уже трансформируется в антропологичность. Ле Корбюзье, являющийся одним из основателей домов-коммун, говорил: «Размеры человеческого тела должны диктовать размеры жизни». Здесь мы уже сталкиваемся с тем, как человеческое тело модифицируется в человеческую душу в измерении архитектурного конуса.
Архитектура, как научный массив, как аспект, хранящий в себе всю человеческую информацию бессознательного, должна сейчас поставить перед собой глобальный вопрос: кто есть Человек? Ведь задача архитектуры не состоит в простом: куда поставить окна, какие стены покрасить в тот или иной цвет и какую актуальную проектировку совершить; не в служении чужим идеям и парадигмам, а в том, чтобы уже начать осмыслять тот миф о Человеке, который она уже столько веков оберегает в своем чреве.
Если мы чуть углубимся в архаичный слой антропоморфной архитектоники, мы увидим, что пласт архитектурного языка составляет конструкция архетипов, которая закреплена в том самом мифе и пространственной форме рукотворной области. Образцом архетипического строения в архитектурном пространстве, которое отображало культурные ценности и опыт целых народов, является кольцевая планировка поселения. Архетип близнецов-прародителей (по К. Юнгу), объединенных в единую пару, – символ гармонии противоположностей или, проще говоря, симметрии. По такой конфигурации жили индейские племена Бороров Бразилии.
К. Леви-Стросс, план деревни индейского племени Бороро
Кольцевая система архитектоники являлась символизмом Оси мира и связывалась она с идеей построения древних городов. От оси по четырем разным направлениям брали начало ветви креста главных горизонтальных осей.
Впоследствии, крест приводил к членению пространства на прямоугольные сетки. Планировка улиц по данному подобию складывалась во многих городах: от Древнего Египта до Китая.Трех и четырех частная система золотого сечения, которой пользуются в проектировании и в наши дни, соотносится с символизмом чисел 3 (число Святой Троицы) и 4 (символ евангелистов Луки, Иоанна, Матфея и Марка), сумма которых 7 и производное 12, также играла первостепенную роль в детализации архетипа города.
Углубляться в систему антропоморфных и семиотических соотношений с архитектурой захватывает, прежде всего, невероятным внутренним посылом древности, который формирует весь тот утерянный пласт, на котором последние десятилетия архитектура-наука начинает взращивать свою новую генерацию, новую родословную, которую, может быть, всем нам удастся узреть.
Текст: Шафрановская Ксения
Что такое антропоморфизм?
Антропоморфизм — это литературный прием, изначально «предполагающий приписывание человеческих качеств божественным существам», хотя позднее этот термин также относился к природе и животным. В Писании есть много примеров этого приема, но какова его цель?
Антропоморфизм против персонификации
Приписывание качеств одной вещи другой вещи — обычная черта литературы. Писатели используют персонификацию для описания неодушевленных предметов и животных, как если бы они были людьми. В строке 17 своего стихотворения «Ода соловью» Джон Китс пишет о «мигающих пузырях». Пузыри не мигают, так что это дело персонификация . Путем олицетворения поэты стараются передать в сознании читателя то, что рисуют в своем воображении. Возможно, можно увидеть, как свет танцует на пузырях Китса так, что кажется, что они подмигивают. Письмо Китса не наполняло пузыри новой человеческой личностью или способностью выполнять что-либо, кроме их обычной функции. Поэты оживляют неодушевленные предметы с помощью олицетворения.
Антропоморфизм представляет собой понимание Бога с использованием человеческих дескрипторов. «Когда Господь закончил говорить с Моисеем на горе Синай, Он дал ему две скрижали закона завета, скрижали каменные, начертанные перстом Божьим» (Исход 31:18). Гигантский палец не появился буквально с неба, чтобы выцарапать слова на каменных скрижалях; тем не менее, ни один язык не отражает действия Яхве в достаточной мере. Он — великое «Я есть», чья способность делать или быть чем-либо находится за пределами нашего полного понимания. Даже если бы у Бога было ангельское слово для обозначения того, как Он высек заповеди на камне, люди могли бы его не понять. Его цель состояла в том, чтобы читатели поняли Его волю и повиновались ей, поэтому автору пришлось ограничить свое описание Божьей деятельности, чтобы оно соответствовало форме, которую могли бы распознать люди.
В то время как поэтические приемы, такие как олицетворение, расширяют воображение и дают жизнь вещам, которые не являются живыми, антропоморфизм предает границы воображения и человеческих слов, чтобы изобразить Всемогущего, Который есть жизнь.
Антропоморфизм в Библии
Библеисты делят антропоморфизм на два типа: телесный и личностный. Один тип пытается описать Бога как имеющего руки, ноги, ноздри и т. д. Другой характеризует Его поведение или природу в соответствии с такими чертами, как гнев, кротость и милосердие. Псалом 18 содержит многие из обоих примеров. Есть ссылки на «уши» (стих 6), «ноздри» (стих 8), «дыхание» (стих 15) и его «голос» (стих 13). Он «обрадовался» (стих 19), «милостивый» (стих 25) и «чистый» (стих 26).
Писатели стараются отличать антропоморфизм от теофании, в которой Бог является в телесной форме; где Писание не описывает невидимые элементы Бога тем, что они знают о человеческой внешности, но фактически говорит, что Бог был там. «Божественное обличье в человеческом обличии… не фигура речи», а антропоморфизм именно таков. В Числах 12:7-8 слово Бога говорит, что Моисей «верен во всем доме Моем. С ним я говорю с глазу на глаз, ясно и не загадками; он видит образ Господа». Он также появляется в видениях (Числа 12:6).
Какова цель появления во сне или лицом к лицу? Иногда человеческая форма Бога подразумевается такими терминами, как «Он сошел», как будто Бог ограничен телом и должен перемещаться из одного места в другое в смертном понимании времени. Так зачем же вдохновлять писателей на создание этих образов для будущих читателей? Поскольку Писание приходит по божественному вдохновению, у Бога должна быть цель для каждого слова.
Нужно начать с попытки понять цель или идею, обычно связанные с человеческим самовыражением — например, рука и рука обычно участвуют в каком-то действии, часто от имени других. В то же время разумно следить за возможными текстовыми подсказками в Писании, которые позволяют сделать вывод о том, что метафорически сообщается о Боге по аналогии (Рон Родс, Распознавание и интерпретация антропоморфного языка).
Другими словами, мы можем ассоциировать части тела с действиями и тем самым помнить, что Бог близок, Он реален и Он активен.
Антропоморфизм Психология
Хотя Всевышний «действует с нами в наше время», Он говорит: «Я возвещаю конец от начала, от древних времен, что еще будет» (Исайя 46:10). «Форма Бога [не] распространяется так, чтобы части Его существовали в каждом месте», но «Бог есть дух; У него нет физической формы. Он присутствует везде в том смысле, что все находится непосредственно в Его присутствии. В то же время Он присутствует повсюду во Вселенной. Никто не может спрятаться от Него, и ничто не ускользает от Его внимания» (Дон Стюарт, «Бог везде одновременно?»).
Антропоморфизм удовлетворяет потребность христианина в системе координат. Читатели фильтруют язык через границы экспериментального понимания, узнавая руки, кисти, ноги и их функции. У нас нет другого способа описать Господа, кроме человеческих качеств и поведения. Мы ограничены; Он не.
Что касается второго употребления антропоморфизма, то «человеческая личность может справедливо утверждать, что Бог сродни человеку, потому что Он открыл, что люди созданы по Его собственному образу». Предполагать, что характер Господа непознаваем, не имеет смысла. Такие черты, как «любовь, сострадание, справедливость и прощение», являются «трезвыми описаниями живого и истинного Бога». Мы присоединяем к ним прилагательные в соответствии с тем, как мы распознаем эти черты. Человеческий язык неадекватно отражает широту и глубину личности Бога, но мы распознаем черты, которые были встроены в нас, потому что мы были созданы по Его образу. Верующие также обладают плодами Духа: атрибутами, полученными непосредственно от Духа, которые отражают природу Христа.
Антропоморфный бог?
Сочетание «антропо», означающего «человек», и «морфный», означающего «иметь форму», предполагает, что Бог не Дух, а имеет тело, что неверно. Меняется тело человека. Бог говорит нам, что Он есть «ГОСПОДЬ, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6). Поэтому термин антропоморфизм кажется аномальным, пока верующие не применят его к Иисусу.
Христианские ученые пишут, что «все осуждение идолопоклонства основывается на единообразном учении о духовной природе Бога», имея в виду, что у Него нет частей тела; что «Ветхий Завет нигде не представляет Бога как действительно обладающего телесной формой». У Бога нет «частей», которые можно возложить на алтарь и которым можно поклоняться; нужно поклоняться воскресшему Сыну посредством Святого Духа.
Когда Иисус воплотился, Он, наконец, воплотил в телесной форме образные ограничения, приписываемые Богу в Ветхом Завете. Христос родился от женщины и вырос в мужчину. У Него действительно были ноздри, пальцы и ступни, и Его тело изменилось. Он также открыл природу Бога Своей любовью, милостью, истиной и благодатью. «Во Христе вся полнота Божества живет телесно» (Колоссянам 2:9).
Христос, наш Спаситель
Мерцающий свет свечей заставляет пузырьки на поверхности бокала с шампанским казаться более сложными, чем они есть на самом деле. Изучение Иисуса в свете Писания помогает нам увидеть некоторые из Его многочисленных граней. Их так много, что чье-то воображение не в состоянии воплотить их простыми человеческими словами. Пузыри лопаются; шампанское выпито; фитили свечи сгорают дотла. Мы вдыхаем свой последний вздох на земле, не исследовав до конца глубины природы нашего Спасителя и Его любви; тем не менее, провести всю жизнь, исследуя Христа, — это достойный образ жизни.
©Pixabay/azzy roth
Кэндис Люси — внештатный писатель из Британской Колумбии, Канада, где она живет со своей семьей. Узнайте больше о ней здесь.
АНТРОПОМОРФИЗМ определение | Кембриджский словарь английского языка
Переводы антропоморфизма
на китайский (традиционный)
擬人化,人格化, 擬人觀…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
拟人化,人格化, 拟人观…
Подробнее
на португальском языке
антропоморфизм…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится 9?0055 антропоморфизм ?
Обзорантропологически
антрополог
антропология
антропоморфный
антропоморфизм
антропоморфизировать
анти
против абортов
антивозрастной
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину сейчас
Слово дня
привет
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈhaʊ.di/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈhaʊ.di/
привет
Об этом
Блог
Слово года 2022 по версии Кембриджского словаря