Что такое архетипы: Архетип. Что такое «Архетип»? Понятие и определение термина «Архетип» – Глоссарий

просто о сложном — статья от «Школа семейной грамотности, психологический клуб» — 🎓Education.ua

  • Статьи
  • Профессии
  • Блог учебных заведений
  • Сухорукова Анастасия Андреевна
  • 16 июня 2016
  • ТренингиПсихология, эмоциональный интеллект

Многие понятия психологии, которые употребляют психологи, могут быть непонятными. Давайте остановимся сейчас на понимании такого явления как архетип.

Психотерапевты и психологи часто интегрируют в свою практику техники и знания из разных подходов, да и сами подходы являются синтезом разных направлений. В работе с темой отношений мне часто доводится прибегать к психоаналитическим концепциям для анализа Ваших ситуаций.

Я хочу предложить Вам маленький кусочек одной из самых «вкусных» теорий — концепции Карла Гюстава Юнга и его архетипов. Это важная часть нашей личности, опираясь на которую мы выбираем себе круг общения и даже партнеров по жизни. Возможно, эта статья поможет Вам что-то понять о своих отношениях и о себе. А если Вы хотите проработать их глубже — милости прошу на консультацию.

Как театр начинается с вешалки, так и теория личности со структуры этой самой личности. Психоаналитические теории ценны прежде всего потому, что они первыми стали рассматривать человека как взаимосвязь сознательного и бессознательного.

Эта заслуга принадлежит Зигмунду Фройду. Его ученик, а вскоре и основатель отдельной школы психотерапии — Карл Гюстав Юнг — совершил открытие, которое расширило взгляд на психику. Но обо всем по порядку.

Структура личности у Юнга

Давайте посмотрим на изображение справа, так Юнг видел нашу психическую структуру. Непросто понять, правда же? 🙂 Не бойтесь, сейчас мы во всем разберемся и все поймем. 

Ядро, которое находится в самом центре называется «Я».  по сути «Я» это и есть сознание. Тут находятся все осознаваемые нами чувства, мысли и воспоминания. 

Дальше мы видим примыкающую к «Я» структуру под названием Персона. В Персоне находятся недостаточно важные переживания, чтобы оставить отпечаток в нашем сознании (в «Я»). По разным причинам они были вытеснены, забыты или попросту проигнорированы. Однако, все эти вытесненные переживания могут быть извлечены. Между «Я» и Персоной существует постоянная взаимосвязь. Персона также определяет то, что принято называть социальным образом или имиджем.

Тень — это третий слой «пирога». С нее начинается бессознательная часть личности. Сюда входят те переживания и опыт, которые были вытеснены. Но если в Персоне вытеснение связано с незначимостью переживания, то в Тени оно вытеснено потому, что противоречит нашим глубоким установкам и идеалам. В Тень попадает все, что противоречит Персоне и непереносимо для «Я». Помимо всего, Тень — это личностное бессознательное, в котором содержатся т. н. комплексы.
Комплексы — это эмоционально заряженные переживания, которые могут влиять на наше поведение и, само собой, не осознаются.За Тенью следуют Анима и Анимус. Эти две структуры заслуживают особого внимания.  Анима и Анимус — это коллективное бессознательное, это те самые архетипы. Знанием о них мы обязаны именно Карлу Юнгу. В эту структуру входят идеальные представления о мужчинах и женщинах. Мы унаследовали их от наших предков через фольклор. В частности, сказки, сказания, мифологию и рассказы родных.  

Так в представлении Юнга выглядит наша целостная психика. Все части связаны между собой и при поэтапной, очень аккуратной работе психотерапевта, можно шаг за шагом отработать каждую из подструктур. Именно это качественно меняет жизнь клиентов, находящихся в терапии.

А теперь об Архетипах

В работе с отношениями очень важно понимать, откуда идет потребность, чувство, мысли или поведение в отношениях. Выбор партнера очень часто бывает связан именно с Архетипами и изучение архетипов позволяет определить истинные потребности в отношениях, психологические голоды и идеалы. А работая с ними можно сильно поменять сценарий отношений.
На мой взгляд, самое простое и понятное объяснения сути архетипов это следующее:

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.Иными словами, это совокупность образов и идеалов, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде человека, нам знакомого.
На сегодняшний день архетипом мы называем те подсознательные образы, которые являются:

  • устойчивыми;
  • встречаются у всех народов и во всех временных периодах;
  • всегда удален и обладает набором как положительных, так и отрицательных характеристик;
  • находит отражение в мифах и сказках;
  • влияет на эмоциональное состояние человека;
  • всегда вызывает реакцию у индивида.

В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Описывать его наблюдения — занятие долгое, лучше почитать его работы. Они интересны и понятны. 


Женские архетипы


В продолжение теории Юнга, Шинода Болен стала изучать отдельно архетипы женщин в мифологии. Она выделила 11 архетипов:

  • Артемида — образ женщины, которая способна добиваться своих целей. Она сильная, целеустремленная, не терпящая ограничений.
  • Афина — это мудрая и сильная женщина, которая не поддается на эмоции и способна оставаться собранной в любой ситуации, анализировать и принимать решения.
  • Геста — это воплощение самодостаточности, уверенности  целостности. Образ женщины, прекрасной самим фактом своего существования.
  • Юнона — женщина, смыслом жизни которой являются отношения с мужчиной, но в них она эмоционально нестабильна и ревнива.
  • Деметра — это образ заботливой и теплой женщины, в сердце которой есть место каждому.
  • Персефона — это женщина, которая зависит от мнения окружающих, она удобна всем, кроме себя и поддается любому влиянию.
  • Афродита — чувственный и нежный образ женщины, творческой и глубокой. Этот архетип воплощает в себе суть женского начала.
  • Геба — образ женщины, которая не принимает свой возраст и тщательно избегает малейших признаков зрелости.
  • Тюфе ( она же Фортуна) — этот архетип несет в себе противоречивую натуру, которая стремится все держать под своим контролем, но при этом не прогнозируя и не предусматривая последствия.
  • Немизида — это архетип женщин, для которых принципиальной явлется совесть и честность. Женщинвы с таким архетипам неспособны прощать несправедлаивость.
  • Геката — очень глубокий архетип, который проявляется в потребности мистифицировать все, что происходит в жизни. «Носители» такого архетипа часто уходят в оккультные практики.

Часто мы можем наблюдать сочетание двух-трех архетипов в одной женщине. Иногда они могут «соперничать» за доминирование в сфере бессознательного. Примером такой внутренней конкуренции является потребность иметь счастливую и крепкую семью, наряду со рвением преуспевать в карьере.

Подробнее о вопросе роли женщины в обществе мы говорили в статье «Женщина в сфере труда».

В работе с темой женственности, самореализации и отношений часто является очень уместным поиск доминирующего архетипа и вычленение из него базовых потребностей в отношениях.

Мужские архетипы

Носителями архетипов являются все, кто находится в обществе. На основании архетипов возникает интерес и вырабатывается предпочтительный типаж партнера. Именно поэтому при работе с отношениями анализ архетипов может быть очень полезен.
В данной статье рассматриваются не все системы архетипов. Мы остановились на самых понятных и знакомых всем — божественные персонажи. Шинода Более, которую я упомянула выше, очень понятно пояснила и смысл мужских архетипических образов:

Мужские архетипы несут в себе нагрузку двух ролей — отцовской и сыновьей. 
Отцовские архетипы это:

  • Зевс — отец богов, великий Зевс, является архетипом людей сильных и уверенных в своих успехах на любом поприще — от бизнеса до любовных похождений.
  • Гадес — это архетип мужчин, верящих в свою интуицию и часто уходящих в себя. Они обычно тихи и загадочны, слегка отстраненные и довольно эрудированные.
  • Посейдон — носители этого архетипа склонны к ярким и красивым эмоциям, которые часто подавляются общественным мнением. Иногда «посейдоны» бывают вспыльчивыми.

Далее идут архетипы сыновей:

  • Аполлон — архетип зрелого, сознательного и рационального мужчины. Он несет в себе здравый смысл и всеподавляющую логику.
  • Гермес — носитель этого архетипа очень легок на подъем, он с легкостью включается в идеи и предложения.
  • Гефест — архетип трудолюбивого, сильного человека, принявшего решение быть хорошим специалистом в том, что он делает. Однако при этом он остается очень уязвимой и глубокой личностью.
  • Арес — это «реагирующий» архетип. Это значит, что он склонен поддаваться импульсам и эмоциям, не всегда учитывая последствия.
  • Дионис — архетип, который четко вписывается в высказывание «мужчины как дети». Неконкурентный, неконфликтный увлекающийся тип, который способен с головой уходить в ту деятельность, которая приносит наибольшее удовольствие.


Обычно мужчины являются явными носителями одного архетипа, а остальные периодически «фонят». В выборе партнерш, и даже просто подруг, мужчины опираются на доминирующую потребность своего архетипа.

Взято с сайта: kab-psy.blogspot.com


Что такое архетипы. Архетип Невинного | by Елизавета Черникова | Дизайн-кабак

Интересный инструмент, который помогает установить связь между брендом (рекламным плакатом, видеороликом, каталогом) и покупателем. Благодаря архетипам человек может найти что-то близкое для себя в макете. Или прочувствовать ту эмоцию, которой не хватает ему в жизни. Так покупатель проникается бóльшим сопереживанием и доверием к продукту. В статье я постаралась найти характерные визуальные элементы и принципы верстки для каждого архетипа. Это поможет лучше понимать архетипы и применять этот инструмент более эффективно.

Архетип — это сочетание поступков, мыслей и целей, характерных для персонажа. Эти персонажи знакомы нам по мифам, легендам, сказкам, историям. Например, архетипы Мудреца (Йода, Дамблдор), Бунтаря (Прометей, Арья Старк) или Шута (Чендлер, Тирион Ланистер). Понятие архетипов ввел Карл Юнг в своей теории о коллективном бессознательном. Для того, чтобы побольше узнать об архетипах, можно почитать его труды. А можно почитать книгу «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». В статье я основываюсь на описании архетипов из этой книги.

Для того, чтобы изучение этой темы стало еще более наглядным, я собрала доску на Пинтересте с графдизайновыми примерами для каждого архетипа.

Описание: наивный, простодушный, мечтатель, оптимист, романтик, идеалист, святой. Отличается особым доверием к жизни и нуждается в заботе. Верит в существование идеального мира.

Атрибуты: варежки, кардиган, кудрявые волосы, широко распахнутый взгляд, искренняя улыбка, румянец, одежда в горошек, воздушные шары

Знаки: нимб, ангельские крылья, солнце, полевой цветок (ромашка, одуванчик)

#чистый #честный #счастливый #достойный_доверия #всепрощающий #безобидный #безгрешный #радостный #целомудренный #очаровательный #светлый #милый #семейный #легкий #верующий #солнечный #позитивный #безропотный #хиппи #кроткий #уютный

Невинный архетип надеется на то, что жизнь может быть хорошей и лёгкой, естественной и полной оптимизма, что ей можно наслаждаться здесь и сейчас. И даже если это не так, то скоро серая полоса неудач пройдёт и все наладится. Возможно, не в этой жизни, а в раю. Но все обязательно будет хорошо.

Благодаря такому настрою Невинный может искренне наслаждаться простыми удовольствиями: аромат кофе, приятный пейзаж, теплый день. Невинный архетип помогает людям сохранять или возвращать веру.

Чтобы ярче представить себе этот архетип, подумайте о хлопковой одежде, об аромате свежеиспеченного хлеба, о солнечном дне или о цветущем саде. Можно делать это под музыку из плейлиста Невинного.

Экранные герои с архетипом Невинный

Герои из фильмов и книг помогают лучше представить себе человека с данным архетипом: как бы он мог говорить, во что бы одевался, какие у него были бы желания

Бренды с архетипом Невинный

В зависимости от уровней архетипа элементы графдизайна могут немного отличаться. При этом общее лёгкое позитивное настроение присуще на всех уровнях. При выборе дизайна для элемента можно проверить себя так: если вид этого цвета, формы, графики или текстуры вызывает улыбку и радостное настроение — значит, это то, что нужно.

Примеры макетов с архетипом Невинный на Пинтересте + мои комментарии по каждому пину.

Цвета
Преобладают светлые цветовые гаммы. Насыщенные, сочные сочетания цветов характерны для первого и второго уровня Невинного. Они отражают беззаботность, отсутствие дисциплины, непосредственность, детский нарциссизм, положительный настрой этого архетипа.
Пастельные цвета, спокойные цветовые сочетания с преобладающим белым и одним ярким цветом, помогают раскрыть более сложный уровень Невинного, его духовность, внутреннюю цельность и гармонию, спокойствие, невозмутимость, уравновешенность.

Фигуры
Этот архетип ассоциируется с мягкими, плавными, естественными формами и линиями. Или фигурами с неровными краями, будто вырезанными из бумаги. Геометрические фигуры тоже могут быть, но в игривом контексте, а не с целью придать характер точности и научности. А еще можно использовать иконки: со скругленными углами, мультяшными пропорциями.

Текстуры
Могут быть паттерны из геометрических фигур, простые и легкие, напоминающие простые народные орнаменты. Деревенские паттерны: горошек, мелкий цветочек. Текстуры приятных теплых по ощущениям материалов — хлопка, льна, кашемира, шлифованного дерева, яркого пластика или гладких камешков.

Графика
Фотографии с большим количеством света, яркие и позитивные. Если это натюрморт или портрет — то без излишеств и гламурного эффекта ретуши. Иллюстрации — милые, смешные, наивные, простые. Иллюстрации могут быть в любой технике исполнения, даже созданные вручную с помощью аппликации, пластилина или акварели.

Типографика
Гуманистические гротески. Слегка несовершенные, будто написанные от руки, с открытой апертурой и улыбающейся буквой «е»: Anselm Sans, Noah, Stinger, ALS Schlange Sans, Iskra
Геометрические гротески. Слегка игривые, как детские кубики; с крупными строчными буквами: Qanelas, Montserrat
Рукописные гарнитуры. Неряшливые и несовершенные, слегка небрежные или написанные нетвердой рукой: Pacifico, Maybug MS, Intro Script

Для заголовков и подзаголовков лучше выбирать плотные начертания, чтобы создать ощущение приятной полноты букв и контраста. Преимущественно левая выключка, поскольку она проще для восприятия. Возможна творческая типографика.

Принципы верстки элементов
Архетип Невинного ищет простые удовольствия, простые решения — это стремление может передать Базовая композиция где не много деталей, а структура простая и понятная. Но если уровень архетипа более первозданный и примитивный (если это, например, детская аудитория) — то реакция будет больше на цвет и на форму. Этому нужно будет отдать больший приоритет, нежели простоте и чистоте композиции.
Контрасты лучше делать более явными, чтобы элементы и идея макета считывалась быстро и просто. Не очень приветствуются «изыски» как значительное преобладание воздуха в композиции или высокое насыщение деталями. Простота восприятия, яркий позитивный образ — вот основные задачи композиции для архетипа Невинный.

Графидеи, графсистемы
Что такое графидея и графсистема я рассказываю в этой статье.
Для архетипа Невинный характерны следующие графидеи и графсистемы (подборки макетов для каждой есть на Пинтересте):
Органические формы
Дудлы
Калейдоскоп
Нео Гео
Аниме

Приглашаю подписаться на мой канал в телеграме.
О том, как работать с образами, знаками и символами в графдизайне подробно рассказал Вадим Гранич в этом уроке.

Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.

Storywell — Что такое архетипы?

Происхождение слова «архетип» означает «изначальный отпечаток или слепок». Архетип — это тот первоначальный образец или существенные аспекты вещи, которые определяют ее форму и природу. Думайте об архетипе как о повторяющейся модели человеческого поведения.

Карл Юнг, швейцарский психиатр 20-го века, был первым, кто привнес применение архетипов в современную психологию. Юнг заметил, что люди и жизненные ситуации отмечены первичными паттернами, отраженными в символах, образах и темах, общих для всех культур и всех времен. Мы видим архетипы как повторяющиеся образы в искусстве, литературе, мифах и снах. Мать, Отец, Дом, Незнакомец, Предательство, Гнев, Любовь — все это архетипы, выраженные в характерах, историях, образах и символах во всех культурах и во все времена, и все это универсальные переживания в человеческой жизни.


Определение того, какие архетипы влияют на нашу жизнь, может привести нас к самопознанию, самосознанию, росту и самореализации. Сознательный выбор правильного архетипа для каждой главы нашей жизненной истории может создать более полноценную и успешную жизнь, в которой мы используем наши архетипы, а не контролируем их.

Здесь, на этом веб-сайте Storywell, вы найдете научно подтвержденную оценку: инструмент Pearson-Marr Archetype Indicator®, который измеряет архетипы и доводит их бессознательное влияние до нашего сознания.

PMAI ® Архетипические персонажи

Система архетипов PMAI представляет 12 архетипических персонажей, которые в той или иной форме можно найти в человеческих обществах по всему миру и на протяжении всей истории. Как аспекты нас самих, архетипы могут раскрывать наши самые важные желания и цели. Понимание их выражения в нашем жизненном мифе или истории помогает нам получить доступ к нереализованному потенциалу, понять логику и важность нашей жизни и усилить нашу эмпатию к архетипическим историям, которыми живут другие.

Таким образом, работа с архетипическими историями, воплощенными в вашей личности и жизненных ситуациях, порождает ощущение цели и смысла, потому что вы соприкасаетесь с универсальным, но глубоко личным аспектом своей природы. Архетип «Жизнь Творца», например, выражает ваши более глубокие мотивы и стремление к оригинальности, новаторству и блестящей проницательности, поскольку он связывает вас с универсальной человеческой историей Художника или Изобретателя, который создает то, чего раньше не существовало, сталкиваясь с препятствиями, возникающими в будущем. сюжетная линия творчества, такая как одиночество, вызванное видением, которое другие не могут увидеть и в которое не могут поверить.

Когда архетипический персонаж активен в вашей жизни, он вызывает определенный сюжет истории этого персонажа. Таким образом, активный революционер в вашей жизни замечает, интерпретирует и воздействует на факторы, указывающие на несправедливость, дисбаланс сил или устаревшие процессы, которые препятствуют прогрессу, потому что это ценности и отношения, присущие природе революционера. Активный идеалист будет замечать, интерпретировать и воздействовать на различные факторы. Даже стоя рядом с революционером в той же ситуации, идеалист склонен замечать факторы, указывающие на оптимистичные результаты, позитивные чувства и творческий потенциал.

Вот что мы имеем в виду, когда говорим, что люди живут сюжетными линиями своих архетипов. Сознательно или бессознательно, мы склонны фильтровать опыт через отношения, убеждения, ценности и мотивации одних и тех же архетипических персонажей снова и снова. Эти персонажи, как правило, являются нашими архетипами с высокими баллами, и система PMAI поможет вам использовать их силу, получить доступ к архетипам среднего уровня в вашем внутреннем сундуке с сокровищами и узнать ценность ваших архетипов с самым низким уровнем.

ССЫЛКА скопирована в буфер обмена

архетипы, создатель, шут, Юнг, мудрец, воин, опекун, идеалист, любовник, маг, PMAI, реалист, революционер, правитель, искатель

Что такое архетипы? | ARAS

«Архетип» не поддается простому определению. Слово происходит от греческого соединения arche и tupos.   Arche или «первый принцип» указывает на творческий источник, который нельзя представить или увидеть напрямую. Tupos , или «впечатление», относится к любому из многочисленных проявлений «первого принципа» (Джозеф Хендерсон, из ARAS Vol.1: Archetypal Symbolism p.viii).   Сам Юнг говорил о «неопределенности архетипа с его множественными значениями» ( Собрание сочинений К. Г. Юнга, 16 :497), и на протяжении всей своей профессиональной жизни имел много разных мыслей об архетипах. Точно так же, как в процессе использования этого онлайн-сайта полезно обвести различные значения символа, возможно, было бы полезно обвести вокруг «архетипа», рассмотрев некоторые способы, которыми Юнг описал его в своем собрании работ (том и абзац цитируются).

Способы обозначения архетипа

Содержимое коллективного бессознательного… известно как архетипы (CW9(1):4).

…мы имеем дело с архаическими или, я бы сказал, первичными типами, то есть с универсальными образами, существовавшими с древнейших времен (CW9(1):5).

…архетипы, вероятно, представляют типичные жизненные ситуации (CW8:255).

… качества, которые не приобретаются индивидуально, а передаются по наследству… врожденные формы «интуиции», а именно архетипы восприятия и понимания, которые являются необходимыми априорными детерминантами всех психических процессов (CW8:270).

Мне кажется, их происхождение можно объяснить, только если предположить, что они являются отложениями постоянно повторяющегося опыта человечества (CW7:109).

Как выражает себя архетип

Термин «архетип» часто неправильно понимается как обозначающий некий определенный мифологический образ или мотив… напротив, [это] унаследованная склонность человеческого разума формировать представления мифологических мотивов — представления, которые различаются многое, не теряя своего базового паттерна… Эта унаследованная склонность является инстинктивной, как и специфический импульс строительства гнезда, миграции и т. д. у птиц. Один находит представлений коллективов практически повсеместно, характеризующихся одинаковыми или близкими мотивами. Их нельзя отнести к какому-либо конкретному времени, региону или расе. У них неизвестное происхождение, и они могут воспроизводить себя даже там, где передача путем миграции должна быть исключена (CW 18:523).

…кроме [разума] есть мышление в первообразах — в символах, которые старше исторического человека, которые врождены в нем с древнейших времен и, вечно живя, переживая все поколения, еще составляют основу человеческая психика (CW8:794).

Поскольку продукты воображения всегда в сущности визуальны, их формы должны с самого начала иметь характер образов и, более того, типичных образов, вот почему… я называю их «архетипами» (CW 11:845).

… [Племенные] знания касаются архетипов, которые были модифицированы особым образом. Еще одним известным выражением архетипов являются миф и сказка (CW 9 (1):5,6).

Архетип, по существу, представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется, становясь сознательным и воспринимаемым, и берет свой цвет от индивидуального сознания, в котором оно появляется (CW 9(1:6).

Связь архетипа с жизнью предков

Коллективное бессознательное включает в себя психическую жизнь наших предков с самого начала. Это матрица всех сознательных психических явлений… (CW 8:230)

Архетип подобен старому водотоку, по которому веками текла вода жизни, прокладывая себе глубокий канал (CW10:395).

…ибо содержание коллективного бессознательного — это не только остатки архаичных, специфически человеческих способов функционирования, но и остатки функций [наших] животных предков, продолжительность которых во времени была бесконечно больше, чем относительно короткая эпоха специфически человеческое существование (CW 7:159).

Ценность архетипа

Жить полной жизнью можно только тогда, когда мы находимся в гармонии с этими символами; мудрость — это возвращение к ним (CW8:794).

[Для алхимиков] они были семенами света, рассеянными в хаосе… засевом грядущего мира… Из этих алхимических видений следует заключить, что архетипы обладают определенным сиянием или квазисознанием, и что нуминозность влечет за собой светимость (CW8:388).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *