Что такое чувства что такое эмоции: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций в психологии

зачем человеку эмоции? — T&P

Что такое эмоции? Каковы их механизмы? Чем отличаются эмоции от чувств или настроений? Об этом рассказал психофизиолог Илья Захаров на лекции в DI Telegraph. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция — более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции — результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера — Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое — обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое — о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое — отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай — через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

Чувства и эмоции в жизни человека | Статья на тему:

 

                                       Чувства и эмоции

 Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния

          Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
           Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
         Физиологической основой чувств, прежде всего, являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
         Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
«Удовольствие — неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства.
«Напряжение — разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
«Возбуждение — успокоение». Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
         Различают также стенические (греч. «стенос» — сила) и астенические (греч. «астенос» — слабость, бессилие) эмоции.

             Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.

         Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
           Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
         Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
   Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
     Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство красивого и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического.
         Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Так, иногда чувства возникают очень быстро, например в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно («не сразу обрадовался»). Существуют эмоциональные переживания, скорость возникновения которых определить трудно или совсем невозможно (большинство наших настроений). Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств — это прежде всего сила переживания приятного или неприятного («очень приятно», «малоприятно»). Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание продолжается в течение длительного периода.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
         Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
        Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
       Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

         Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
      Стресс (англ. stress — напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г. Селье (1907—1982). Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
       Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

                   Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
          Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
           Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
        Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
       Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
        Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
          В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция

            Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних — чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.
Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.
Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.
          Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.
Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.
Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе — все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.
            В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.
         Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы: различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др. Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально яркой, оптимально использовать энергию эмоций для достижения своих целей.

Как выглядит сознательное переживание эмоций?

Создайте свой собственный опрос пользователей

Эмоции могут возникать сверху (доверие) и ниже (угроза) линии. Я могу злиться из-за черты и из-за черты. То же самое верно и для печали, страха и радости.

Большинство людей большую часть времени испытывают эмоции ниже черты. Они по влиянию чувства. С ними происходит . Причина эмоции за их пределами; кто-то или что-то заставляет их чувствовать то, что они делают. Я злюсь, потому что ты был груб. Я счастлив, потому что получил повышение. Я боюсь, потому что моя мама больна. Кроме того, эмоции ниже линии являются частью когнитивно-эмотивной петли. Чувства продолжают повторяться и часто превращаются в настроения и позы.

Помните, эмоции ниже черты естественны и нормальны.

Это просто биохимическая, психологическая реакция на переживание угрозы и недостатка. Они являются необходимой частью человека.

Чувство выше черты встречается редко и требует практики.

И эмоции над чертой восхитительны, живительны, информативны, мудры и связаны с отношениями. Они являются неотъемлемой частью бодрствования, сознательного лидерства и осознанных отношений.

Какие эмоции выше черты?


Набор физических ощущений, которые приветствуются (даже доставляют удовольствие), которые имеют короткий период полураспада (минуты и секунды, а не часы и дни), которые предлагают информацию для умелой жизни и обеспечивают путь для связи с другими.

Давайте рассмотрим три ключевые части этого определения.

1. Эмоции — это набор физических ощущений, которые приветствуются и имеют короткий период полураспада

Сознательные лидеры знают по опыту, что эмоция — это просто набор ощущений, движущихся в теле и в нем. Одним из навыков, которыми они овладевают, является навык внимания и движения внимания. Когда возникает эмоция, они обращают все свое внимание на ощущения в теле, на чувство. Они замечают точное местонахождение чувства; кишечник, шея, грудь, челюсть, глаза, тазовое дно и т. д. Затем они сосредоточивают свое внимание на ощущениях, наблюдая, как ощущения делают то, что они делают (скручиваются, горят, пульсируют, расширяются, пузырятся, тают и т. д.). Они позволяют телу в полной мере испытать свой опыт. Они не укорачивают, не приглушают и не уменьшают ощущения. Они чувствуют их в полной мере; иногда ощущения довольно интенсивны.

Это движение внимания от вверх и от к вниз и в является первым ключом к ощущению чувств над чертой. Когда бессознательные лидеры чувствуют, что они поднимаются на вверх и выходят на . Они лезут в свои головы и пытаются понять почему у них возникают эмоции, и они обращаются к тому, что, по их мнению, вызывает эмоцию, чтобы либо попытаться остановить ее, либо, в случае того, что они считают положительные эмоции, они пытаются понять, как сохранить их или получить больше.

Бессознательные лидеры спрашивают: «Почему я так себя чувствую?» Они спрашивают, потому что ошибочно верят, что действительно могут понять, почему возникает то или иное чувство, и потому, что они верят, что если смогут понять, почему они чувствуют именно так, как они это делают, то смогут контролировать то, что они чувствуют, когда и как долго. Сознательные лидеры знают, что это пустая трата времени.

Таким образом, ключевое различие между чувствами выше и ниже линии заключается в роли ума. Сверху линии ум и мышление отпадают (или отступают на дальний план), а телесные ощущения выходят на передний план. Из-под линии разум ищет «почему» эмоции.

Из-под черты чувства становятся проблемами, которые нужно решить. Сверху линии они являются переживаниями, которые нужно испытать в теле.

Из-под линии чувства выглядят следующим образом:

  • Гнев становится праведным, осуждающим, осуждающим и критическим
  • Печаль становится бессильной, инвалидизирующей и плаксивой
  • 90 074 Страх становится парализующим, изнурительным и тревожным производство

Первый навык для ощущения эмоций выше линии — внимание . Уделение внимания телу, а не мыслящему уму.

Следующий навык — это умение позволять, принимать и даже приветствовать физические ощущения, возникающие вместе с эмоциями.

Сознательные лидеры обращают внимание на свои чувства и отвлекают внимание от мыслящего ума.

Осознание и принятие чувственных ощущений требует практики.

Каждый день я намеренно провожу время, замечая, на чем сосредоточено мое внимание, перемещая его и удерживая на том, на чем я хочу его удерживать. Это одна из целей медитации и одна из причин, по которой я предлагаю людям ежедневно практиковать медитацию. Я также ежедневно трачу время на то, чтобы замечать телесные ощущения (находить и обозначать их), а затем позволять и принимать их. Я обнаружил, что если я делаю это в течение нескольких минут каждый день, когда ощущения не особенно интенсивны, я готовлюсь к более интенсивным ощущениям-эмоциям, когда они возникают.

Сопоставление опыта с выражением
Люди, которые чувствуют чувства выше черты, узнают ценность сопоставления своего опыта с их выражением. Для этого они начинают сознательно дышать более длинными и медленными вдохами, чтобы у ощущений было место для движения. Когда люди находятся ниже линии чувств, они сокращают дыхание, что является частью схемы выживания «борьба, замирание, бегство». Они также делают это, чтобы попытаться заблокировать или остановить чувство.

Сознательные лидеры поступают как раз наоборот. Они переживают эмоции как ощущения. По мере переживания они проверяют, требуют ли ощущения выражения. Выражение — это просто звук или движение. Звук или движение могут быть очень тонкими или очень большими. Цель состоит не в том, чтобы иметь большое выражение, а в том, чтобы соответствовать тону, вибрации и интенсивности чувства. Это, наряду с дыханием, поддерживает эмоцию, чтобы двигаться через тело в нужное время. Мы не пытаемся избавиться от ощущения, а скорее просто переживаем и выражаем его.

Когда эмоцией является гнев, это выражение может выглядеть как издание громкого звука или рычание или движение тела, сжимая кулаки, кусая челюсть или ударяя по подушке. С грустью соответствие может выглядеть как слезы, текущие или разрушающие тело. Страх часто связан с каким-то сотрясением.

Ключ в том, чтобы просто следовать за телом, за ощущениями. Позвольте им показать вам, как они хотят быть выражены. Большинство взрослых забыли, как это делать, но дети и животные делают это инстинктивно. Наблюдайте за ними, учитесь у них и присоединяйтесь к ним.

Когда ощущения приветствуются и сочетаются с выражением, они проходят через тело за очень короткий промежуток времени. Обычно это минуты, а не часы и уж точно не дни.

Еще один урок, который происходит с сознательными лидерами, которые чувствуют чувства выше черты, заключается в том, что они с нетерпением ждут ощущений, сопровождающих эмоции. Они учатся любить и ценить чувства печали, страха, гнева и радости. Когда мне было за 30, я верил в то, во что верят многие: эмоции болезненны и опасны. Я боялась, что если позволю себе почувствовать свою печаль, свое разбитое сердце, то никогда не перестану плакать. Я думал, что если позволю своему гневу, то причиню боль кому-то другому или себе. Я верил, что чувство страха парализует меня.

Теперь я могу сказать вам на основании своего собственного опыта и обучения тысяч других людей, что эти убеждения — просто наше эго-отождествление, пытающееся контролировать переживания нашего тела. Ум боится позволить телу почувствовать то, что оно чувствует. На самом деле тело прекрасно способно позаботиться о себе, а также чувствовать и высвобождать энергию эмоций. Как только вы перестанете бояться, что вас захлестнут эмоции, вы сможете расслабиться, просто переживая их, и обнаружите, что они придают столько живости и богатства.

Одно предостережение ко всему этому заключается в том, что если у вас есть серьезная травма, вам следует обратиться за поддержкой к квалифицированному специалисту в начале вашего пути, позволяющего телу чувствовать свои чувства. Такой человек поможет вам титровать опыт так, чтобы он был дружелюбным и не подавляющим. В CLG мы большие поклонники терапии соматических переживаний , основанной на работе Питера Левина. Некоторые из наших тренеров обучены этой работе и предлагают прекрасную поддержку.

2. Эмоции дают информацию для умелой жизни

Второй аспект ощущения чувств над чертой — открыться мудрости чувства. Заметьте, это второй аспект, а не первый. Во-первых, это ощущение ощущений в теле до конца. Во-вторых, обретение мудрости.

Как только чувство прольется через тело, сознательные лидеры остановятся и зададутся вопросом с открытым любопытством: «Что это за чувство здесь, чтобы показать мне?»

Чувства — это информация. В некоторых контекстах мы предполагаем, что они представляют собой набор данных, точно так же, как мысли и числа.

Обратите внимание на разницу. Бессознательные лидеры, которые чувствуют чувства из-под черты, спрашивают: «Почему я так себя чувствую?» «Что я могу сделать, чтобы избавиться от этого чувства или сохранить его?» «Кто или что вызвало мое чувство?» Сознательные лидеры спрашивают: «Что вы здесь чувствуете, чтобы показать мне, научить меня и/или сообщить мне?» Они просят с открытым умом, сердцем и телом; — спрашивают они с удивлением и любопытством.

Мы уже писали об основной информации — мудрости — предлагает каждое чувство:

  • Гнев: что-то не работает. Что-то нужно остановить. Граница должна быть установлена ​​или соблюдаться. Что-то нужно разрушить, чтобы можно было создать что-то новое.
  • Страх: с чем-то нужно столкнуться лицом к лицу или обратить на это внимание. Проснуться!
  • Печаль: что-то нужно огорчить, отпустить, доделать. Сердце должно разбиться, чтобы через него могло пролиться еще больше любви, могло произойти еще больше связи.
  • Радость: нужно что-то отпраздновать

Помимо основ, существует гораздо больше.

3. Эмоции над чертой обеспечивают возможность связи с другими.

Наконец, когда эмоции выходят за рамки, в отношениях возникает драма. Один человек обвиняет другого в своих чувствах или один человек отчаянно пытается помочь другому человеку справиться со своими чувствами. Если связь вообще возникает, то это псевдосвязь, поскольку один человек испытывает жалость к другому человеку и чувствам, которые он испытывает.

Возможно реальное подключение сверху линии. Это соединение происходит в обоих направлениях. Человек, испытывающий это чувство, имеет опыт полного свидетеля, полностью захваченного, с ним ходят, держат и видят. Это потому, что тот, кто наблюдает, не пытается исправить, помочь, исправить, решить, спасти или обвинить того, у кого есть чувство. Они просто с ними. С-НЕССИНГ им. Это присутствие создает невероятно мощную связь, когда кто-то просто удерживает для нас пространство, дышит вместе с нами, чувствует свои чувства в собственном теле, а мы чувствуем свои в своих телах. Вот что такое настоящая эмпатия.

Для человека, который видит, как кто-то испытывает чувство, связь также возможна, потому что это связь за пределами разума (почему ты так себя чувствуешь?, чем я могу помочь?). Скорее это соединение сердца и тела (я вижу тебя. Я понимаю тебя. Я чувствую тебя) и ощущение другого человека, вхождение в его опыт через собственный опыт — одна из характеристик близости.

Да, чтобы быть с чувствами выше черты, нужны приверженность и практика, и результаты того стоят. Ощущение эмоций над линией создает живость, мудрость и связь.

Idioticon — Эмоции и чувства

Это определение было включено в электронное письмо Triarchy Idioticon в январе 2016 года. Среди ответов были следующие:
==================
Эллин Кринсли
написала, чтобы напомнить нам о нашей культурной предвзятости:
«Моя первоначальная реакция на определение, которое вы представляете, заключается в том, что оно основано на Западе и исходит именно из индивидуального, человеческого взгляда, который излучает понимание из человеческого взгляда на мир.
 …Более сложное или иначе окрашенное определение, которое я понимаю, состоит в том, что в спектакле возможен обмен чувствами между исполнителем и аудиторией, более нюансированный, более тонкий, чем просто грубые эмоции, то есть радость, гнев. Обмен — это возможность трансформации
И хотя человек может испытывать страх, восторг  в ответ на океан, океан как сам океан, отдельный от человека (отдельный для цели выражения этой концепции), состоит в том, что сам океан имеет чувство.
Просторы океана источают качество чувств».
===================
Ян Эшли написал, чтобы согласиться с определениями и сказать, что «Они резонируют с двойным циклом обучения (Крис Аргирис)».
====================
Теренс Лав написал, что мы исказили Дамасио и его определения чувств и эмоций. Он указал нам на статью, которую он написал, резюмируя определения Дамасио. В ключевом разделе этой статьи Теренс Лав пишет: « Эмоции
Дамасио использует техническое определение эмоций. Эмоции состоят из множества небольших изменений в физиологии человека (например, артериального давления, мышечного тонуса, внешнего вида), которые могут быть вызваны и выполнены без ведома человека. В эмоциях нет ничего особенно необычного или человеческого — многие животные проявляют эмоциональные реакции, особенно на изменения в окружающей их среде — например, кошка встает дыбом, выгибает спину и плюется, когда ей угрожают…

Следуя традиции, Дамасио разделяет эмоции на разные типы: первичные (универсальные) эмоции, состоящие из счастья, печали, страха, гнева, удивления и отвращения; фоновые эмоции, такие как благополучие, недомогание, спокойствие и напряжение; и вторичные (социальные) эмоции, такие как смущение, ревность, вина и гордость.

Чувства
Чувство эмоции относится к генерации неврологического образа (образ относится к репрезентативному неврологическому паттерну), представляющего внутри человеческого организма это эмоциональное состояние. При этом различают телесность эмоции как совокупность телесных изменений и отдельное внутреннее представление этой эмоции — чувство. Мы не обязательно осознаем любой из этих феноменов.

Ощущение собственного переживания эмоции
Сознательное ощущение эмоции требует дополнительного шага: ощущение себя как личности (ощущение себя), у которого есть это чувство и эта эмоция. Возможно, одно из самых важных открытий Дамасио состоит в том, что «чувство себя» необходимо для аффективных процессов. В литературе, посвященной аффекту и аффективному познанию, этому ощущению себя, сознания и той роли, которую они играют в чувствах и эмоциях, уделяется значительное внимание. Дамасио обращает внимание на важность понимания сложных взаимозависимостей между механизмами сознания и механизмами чувств и эмоций, чтобы понять любую их роль в функционировании человека.

…Эмоции можно рассматривать как компоненты более высокого уровня гомеостатических процессов регуляции жизни (регуляция метаболизма, простые рефлексы, мотивация, биология удовольствия и боли и т. д.), которые вызывают стереотипно подходящее поведение, подходящее для выживания (P54). Относительные отношения показаны [ниже]. Сознание возникает как раз над границей между чувствами и высоким разумом.

Высокая причина: Сложные индивидуальные планы реагирования формулируются в сознательном разуме и могут выполняться как поведение
Чувства: Сенсорные паттерны, сигнализирующие о боли, удовольствии и эмоциях, которые могут стать «образами».
====================
Пэм Вудс написала, чтобы напомнить нам о разнице между ощущениями и ощущениями. Это еще одно важное различие, даже если последующее определение «эмоциональных чувств» расходится с нашим собственным определением, приведенным выше:

«В контексте танца (перформанса) Валери Престон-Данлоп (Verve, 1998, «Взгляд на танцы», стр.

41) предлагает:
 
[Ощущение и чувство иногда путают
Потому что слова для них
Неадекватны и
Ощущения возникают из наших сенсорных каналов
Наши глаза, уши, нос, кожа, мышцы и многое другое.]
Чувства разные.
Они возникают из нашей реакции на то, что с нами происходит
Они являются вариантами эмоциональных переживаний,
аффективные чувства и состояния чувств,
все, что испытывают и используют танцоры.»
=======================

Мэри Букер написала, чтобы напомнить нам, что Карл Юнг использует термин «чувство» и идею «функции чувства», чтобы указать на оценочный подход к миру, который склонен оценивать опыт и поведение с точки зрения хорошего и плохого, правильного и неправильного. Это является причиной большого непонимания Юнга и важным напоминанием.Однако его использование «чувства» явно отличается от обычного использования чувства/эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *