Качества личности
Индивидуальные качества личности во многом определяют нашу жизнь и влияют на нее гораздо больше, чем окружающий мир, ведь его мы уже воспринимаем через призму нашего собственного мировоззрения. Несмотря на то, что скептики утверждают, что все люди одинаковые, можно с уверенностью сказать, что существуют большие различия. Качества личности человека в своей совокупности образуют такую сложную систему, что повторить ее крайне трудно. Давайте рассмотрим, что лежит в основе таких различий, и какие качества оказывают сильное влияние на наш жизненный путь.
Психологические основания, определяющие различные качества личности
Структуру личностных качеств можно представить в виде нескольких окружностей, центр которых находится в одной точке.
- Центральный круг представляет собой определяемый наследственностью тип темперамента. Это скорость и сила психических реакций, которые определяются особенностями нервной системы.
- Далее идут особенности психических процессов, большое влияние на которые оказывает не только темперамент, но и воспитание. В раннем детстве особенности нашего восприятия, ощущения, мышления, воображения, чувственная и волевая сфера, развиваются в зависимости от того, чем мы занимаемся, что прививают нам родители.
- Индивидуальный опыт личности – приобретенные знания, умения и навыки взаимодействия с окружающим миром.
- Направленность объединяет в себе качества, определяющие и регулирующие поведение человека: его ценностные ориентации, моральные принципы, социальные установки, интересы, убеждения, взгляды и мировоззрение в целом.
Именно на направленность человека большое влияние оказывает общественность, мы все находимся под влиянием той информации, которую получаем из внешнего мира. Поэтому существует множество моментов сходства с окружающими, но основа все равно неповторима.
Положительные и отрицательные качества личности
А вы знаете, что для успешной работы психологи используют одно знание, которое пригодится любому человеку? У них фактически нет общепринятых понятий хорошо и плохо. Они избегают категоричных оценок и стараются выяснить как определенное событие или качество характера влияет на конкретную личность. Ведь часто бывает такое, что человека считают наглым и грубым, утверждают, что ему нужно избавляться от этих черт, а он именно из-за них добивается успеха в карьере.
Очевидно, что свои положительные и отрицательные качества определяет только сама личность. Если ей что-то мешает жить и осуществлять свои замыслы, над этим можно работать. Но не стоит становиться легкомысленным, если, по мнению кого-то из друзей, вы слишком серьезный.
Но некоторые негативные качества личности едины для всех. Это социально неприемлемые проявления, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье индивида и окружающих. Аналогично можно выделить и то, что находится в почете во все времена.
Деловые качества личности
Есть также определенные особенности, которые помогают в продвижении по карьерной лестнице. Какими качествами обладает и должна обладать успешная личность? Это зависит от специфики профессиональной деятельности.
В описании каждой профессии есть список свойств, которые важны для того, чтобы человек с ней справился. Сюда входят и определенные физиологические характеристики и особенности личностной сферы. Например, хорошему военному необходимы хорошее здоровье и сильные качества личности, такие, как твердость характера, настойчивость, уверенность и т.д. А руководителю крупной компании потребуются развитые лидерские качества личности, которые помогут правильно организовать рабочий процесс и вести за собой десятки людей.
Статьи по теме:
Творческий потенциал личности |
Развитие коммуникативных навыков Вы замечали, что чем общительнее человек, тем желаннее он в кругу людей? Его везде принимают, и он часто является душой компании. Все дело в коммуникативных навыках. Чем они выше — тем больших высот вы сможете добиться. О том, как развить коммуникативные навыки мы с удовольствием поделимся с вами. |
Волевая регуляция поведения Любителей жаловаться на жизнь и окружающих сегодня хоть отбавляй. Многим попросту тяжело понять тот факт что все, что с нами происходит — это результат наших же действий. От нашей воли и характера зависит наше будущее. О том как регулировать свое поведение мы и поговорим далее. | Самовыражение Каждый человек является индивидуальной и неповторимой личностью. С одной стороны с этим сложно поспорить, но с другой — чтобы быть заметным человеку все равно приходится выделяться. Для этого и существует самовыражение. Каждый выбирает свое направление в этом процессе. Мы же решили дать общую информацию о том, зачем людям необходимо самовыражение. |
31. Личность в группе. Социально-психологические качества личности.
Качества личности — это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.
Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т. д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.
В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко различать эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному результату.
виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа.
Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга (Петровская, 1982). Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептивного процесса. В качестве примеров можно привести следующие.
Механизм перцептивной защиты. Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
В социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию. Такая преграда может быть выстроена и в отношении всей группы. В частности, механизмом перцептивной защиты может служить и другой феномен, описанный в социальной психологии — так называемая вера в справедливый мир. Открытый М. Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соответственно человеку трудно верить в несправедливость, т.е. в то, что с ним может случиться что-то неприятное без всякой «вины» с его стороны. Встреча с несправедливостью включает механизм перцептивной защиты: человек отгораживается от информации, разрушающей веру в «справедливый мир». Восприятие другого человека как бы встраивается в эту веру: всякий, несущий ей угрозу, или не воспринимается вообще, или воспринимается избирательно (субъект восприятия видит в нем лишь черты, подтверждающие стабильность и «правильность» окружающего мира и закрывается от восприятия других черт).
Эффект «ожиданий». Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения.
Рождаются ничем не обоснованные представления об обязательном сцеплении тех или иных качеств («все педантичные люди подозрительны», «все веселые люди легкомысленны» и т.п.). Хотя совокупность таких представлений об универсальной, стабильной структуре личности лишь в кавычках может быть названа «теориями», их практическое значение от этого не уменьшается. Особую роль все это приобретает в ситуации общения людей в группе. Здесь сталкиваются «имплицитные теории личности», существующие у разных членов группы, не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу, что может оказать значительное влияние на всю систему взаимоотношений и прежде всего на процессы общения. Восприятие личностью партнера по общению, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению такого дискомфорта, что за ним последует полный отказ от общения. Многократно повторенная аналогичная ошибка будет формировать устойчивое свойство — закрытость в общении, т.е. возникает определенное «коммуникативное качество» личности.
Феномен когнитивной сложности. Имплицитные теории личности представляют собой своеобразные конструкты или «рамки», при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. Под конструктом здесь понимается свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов, как сходных или отличных между собой. Предполагается, что люди различаются между собой по таким признакам, как количество конструктов, входящих в систему, их характер, тип связи между ними. Совокупность этих признаков составляет определенную степень когнитивной сложности человека.
Отмеченное свойство имеет огромное значение в мире межличностных отношений, в общении, когда люди выступают одновременно и
как субъекты, и как объекты восприятия. Характер процесса общения будет во многом определяться тем, каков разброс обозначенного качества у членов группы: каково соотношение «когнитивно сложных» и «когнитивно простых» членов группы. Если в ходе совместной деятельности и общения сталкиваются люди различной когнитивной сложности, понятно, что их взаимопонимание может быть затруднено: один видит все в черно-белом цвете и судит обо всем категорично, другой тоньше чувствует оттенки, многообразие тонов и может не воспринимать оценок первого. При более детальном рассмотрении обнаружено, что сама «сложность» может существовать как бы в двух измерениях: человек может иметь сложный (или простой) внутренний мир и, с другой стороны, воспринимать внешний мир, тоже либо как сложный, либо как простой. Комбинация этих двух оппозиций дает так называемую типологию жизненных миров (Василюк, 1984. С. 88), в которой выделяются четыре типа людей: 1) с внешне легким и внутренне простым жизненным миром; 2) с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; 3) с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; 4) с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Понятно, что в группе могут возникать самые различные сочетания ее членов, относящихся к разным типам. Конфигурация общения и взаимодействия будет зависеть от этих сочетаний. Одновременно возникает вопрос о том, как сама группа (условия совместной деятельности и общения в ней) воздействует (и может ли воздействовать) на формирование такого качества, как когнитивная сложность.
Что означают черты характера? Это зависит от того, кого вы спросите
Черты личности, которые люди используют для описания себя и других, кажутся очевидными, не так ли? Вы, вероятно, часто используете такие термины, как экстраверсия (и ее обратная сторона, интроверсия), наряду со многими другими ярлыками характеристик людей: «Я очень добросовестна на работе» или «Моя мать такая невротичка!» Это бытовые термины.
Неудивительно, что исследователи в области психологии также используют эти термины; они измеряют эти черты все время. Вы даже можете проверить себя в Интернете, чтобы узнать, на каком уровне вы находитесь по многим характеристикам. Большинство психологов сходятся во мнении, что самые важные черты — так называемая «большая пятерка» — это экстраверсия, добросовестность, невротизм, открытость новому опыту и доброжелательность. Когда вы используете эти термины, вы можете предположить, что они имеют согласованные определения.
Это правда лишь отчасти. Одна и та же черта может иметь несколько разные определения в зависимости от того, какое поведение включено в ее измерение. Исследователи-психологи иногда осознают это, иногда нет. Кроме того, оказывается, что исследователи разработали свои различные шкалы личности, основываясь на том, что, по их мнению, означает каждая черта. Таким образом, разные показатели одной и той же черты могут включать в себя несколько разное поведение. Хм, мы задались вопросом: что не-психологов (то есть обычные люди) думают, что означают эти черты?
Задать вопрос было просто. Но, как и во многих разговорах с твоей мамой, потребовалось немало усилий, чтобы разгадать смысловые нюансы. Вместе с коллегами Катей Шлегель, Ванессой Кастро и Митей Бэк мы попросили рассказать нам более 400 человек всех возрастов. Не давая никаких определений, мы спросили, какое поведение заставит их назвать кого-то экстравертным, добросовестным, невротичным, открытым опыту или приятным. Никаких правил не навязывалось; они могли записать все, что хотели.
Затем мы рассортировали их ответы по категориям и ранжировали категории в зависимости от того, как часто назывались те или иные модели поведения. Наконец, мы сравнили категории со способами измерения этих черт в четырех личностных показателях, широко используемых исследователями. Эти меры, созданные исследователями, всегда определяют черту личности с точки зрения набора поведений, которые вместе составляют измеряемую черту.
Категории, которые чаще всего предлагались участниками нашего исследования, действительно улавливали общую нить в измерениях исследователей. Например, наиболее часто используемой категорией экстраверсии была «общительная/социальная». Для приятности это было «дружелюбно/добро/сострадательно»; за добросовестность – «планомерность/ориентированность на детали»; для невротизма — «нервный/тревожный»; и за открытость к опыту, «рискующий / готовый попробовать что-то новое». Эти определения, данные нашими участниками, очень похожи на то, как исследователи измеряют эти черты.
Но иногда наши участники упоминали поведение, которое исследователи не включают в свои измерения черты. Например, измерения исследователей не изображают экстравертов привлекающими внимание, властными или эгоцентричными, как это иногда делали наши участники. Они считали добросовестных людей дружелюбными, добрыми и сострадательными, но показатели исследователей не включают такие элементы. Наши участники считали невротических людей более дисфункциональными и более странными, чем можно было бы подумать, исходя из измерений исследователей. Что касается покладистости, наши участники часто упоминали о своей безвольности и стремлении к одобрению («пустышка»), но шкалы исследователей этого не делают. Наконец, в отношении открытости опыту ряд наших участников упомянули об общительности и общительности, но измерения исследователей не включали эти характеристики как часть открытости.
Мы наблюдали и обратную картину, когда измерения исследователей включали поведение, о котором участники вообще не упоминали или упоминали мало. Исследователи включали отсутствие самоконтроля и импульсивность, а также застенчивость как аспекты невротизма, но наши участники этого не говорили. Исследователи характеризовали приятного человека как доверчивого, а также скромного (честного, смиренного), а наши участники — нет. Наконец, в открытость опыту исследователи включили интенсивные эмоциональные переживания, активное использование воображения и художественные наклонности, но эти понятия никогда не встречались в ответах наших участников.
В чем тут суть? Кто не прав, простые люди или исследователи? Ответ заключается в том, что никто не ошибается. Ярлыки, которые мы используем для черт личности, представляют собой понятий , а не факты. Определения созданы человеком. Мы обнаружили, что разные люди дают разные определения одной и той же черте. Мало того, что люди иногда отличаются от исследователей, но, по всей вероятности, люди отличаются друг от друга, точно так же, как исследователи отличались друг от друга, когда они изобретали элементы, чтобы положить их шкалы личности.
Суть в том, чтобы всегда глубже вникать в то, что люди имеют в виду, когда говорят о личности. В следующий раз, когда ваш друг будет использовать термин характеристики, вы можете добавить: «Что именно вы имеете в виду?» Это может спровоцировать поучительный разговор.
Для дальнейшего чтения:
Холл, Дж. А., Шлегель, К., Кастро, В. Л., и Бэк, М. (2019). Что непрофессионалы думают, что означают ярлыки черт Большой пятерки. Журнал исследований личности, 78, 268-285.
Джудит Холл — заслуженный профессор психологии Северо-восточного университета в Бостоне, Массачусетс. Она работает на границе социального и личного, изучая невербальное общение, межличностную точность и концепцию эмпатии.
Черты характера связаны с продвижением по службе, высокими зарплатами
Pixelfit | Е+ | Getty Images
Красота любого рабочего места часто заключается в широком спектре типов личности и стилей работы. Но, согласно недавним исследованиям, некоторые черты характера лучше подходят для продвижения по службе, чем другие.
В частности, у экстравертов больше шансов быстро подняться по карьерной лестнице, а у невротиков больше шансов остаться там, где они есть. В отчете, опубликованном веб-сайтом по поиску работы Joblist в прошлом месяце, были опрошены 1011 американских рабочих об их личности и опыте работы, и было обнаружено, что 25% опрошенных с общительными личностями получили продвижение по службе в прошлом году — это самый высокий процент среди всех изученных групп личностей.
С другой стороны, 30% участников с высоким уровнем невротизма — людей, которые могут легко перегружаться и выражать такие эмоции, как гнев, тревога, застенчивость или раздражительность на работе — сказали, что они никогда не получали повышения. Точно так же это был самый высокий процент среди всех изученных групп личности.
Респондентов опроса попросили оценить себя по «большой пятерке» личностных качеств: открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Эти черты взяты из пятифакторной модели, которая сегодня широко используется среди психологов. В отчете отмечается, что его результаты имеют «определенные ограничения», поскольку данные основаны на самоотчетах участников.
Тем не менее, многие выводы интригуют. Например, ваша личность — или, по крайней мере, ваша собственная оценка своей личности — может повлиять на вашу годовую зарплату. Те, кто идентифицировал себя как добросовестные, с большей вероятностью зарабатывали не менее 75 000 долларов в год, в то время как «сильно невротические люди» чаще всего зарабатывали 34,9 доллара.99 или менее ежегодно.
Невротики также реже занимали высокие или руководящие должности. «Это может быть связано с тем, что эта черта личности связана с более высокой восприимчивостью к негативным эмоциям, раздражительностью и общей неудовлетворенностью, что делает людей, определяемых ею, маловероятными для того, чтобы стать лучшими лидерами», — пишут авторы отчета.
Опрос даже отметил высокую корреляцию между личностными качествами и успешным выбором карьеры: 83% респондентов, которые высоко оценили себя в плане приятности, сказали, что их работа соответствует их предполагаемой карьере, в то время как 70% невротиков сказали, что их работа не соответствует.
Тогда неудивительно, что в группу невротиков входило больше всего людей, уволившихся хотя бы с одной работы за предыдущие два года, и больше всего людей, которые собирались искать новую работу в ближайшие три-шесть месяцев. «Люди с высоким уровнем невротики обычно преуспевают в среде, которая предлагает безопасность, безопасность и возможность самовыражения», — отмечается в отчете, предлагая такие области, как «письмо, искусство и дизайн», как идеальные для них.
Высокие баллы по другим личностным характеристикам также означали потенциальные ловушки на рабочем месте: люди, которые идентифицировали себя как очень открытые, например, были «склонны к низкой удовлетворенности работой и проблемам с балансом между работой и личной жизнью и психическим здоровьем из-за их склонности к более высокому уровень эмоциональной чувствительности, чем у других типов личности», — пишут авторы доклада.