Что такое качества личности: Качества личности — Психологос

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА | Интересная начальная школа

«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром». 

Франсуа Вольтер

Профессия педагога – одна из самых важных во всём мире, педагог появляется в жизни ребёнка уже в самом детстве, в детском саду, затем в школе, в среднем профессиональном учреждении, в высшем учебном заведении, на различных курсах, вебинары и т.д. Учитель, педагог сопровождает человека на протяжении всей его жизни, ко всему к этому он учится и сам.

Важной проблемой в современном образовании является, формирование у учителей таких качеств личности, как доброта, жизнерадостность, уравновешенность, ответственность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, честность, саморазвитие. Все эти качества являются важной составляющей в формировании педагога.

Данная проблема охватывает огромную часть образовательного хода. Она затрагивает самое важное звено – педагога. На просторах интернета можно с лёгкостью найти большое количество статей на данную тему. Многие научные деятели в области педагогики изучали и изучают эту тему и сегодня.  

Педагог в Педагогическом терминологическом словаре – (от греч. paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области.

Каждый человек является личностью, у каждого есть, как социальные, так и нравственные права. Педагог – это тоже личность, этот фактор очень важен в становлении человека, как преподавателя. Учитель должен понимать, что на него ложиться большая ответственность не только за свои собственные действия, но и за действия обучающихся детей, подростков.

Качества личности – это особый набор черт, присущих человеку, который выражает психологическое своеобразное состояние, этот человек разносторонняя личность. Качества человека всегда являются индивидуальными.

Личностные качества всегда являются частью человека, они влияют на жизненный строй, мировоззрение, характер и т.д.

Основные качества личности, которые должны быть в каждом человеке: интеллект, трудолюбие, независимость, целеустремленность, адекватность самооценки, смелость, ответственность, инициативность, стрессоустойчивость и коммуникабельность.

  • Интеллект – это способность запоминать различного рода информацию, готовность к обучению и созданию чего-либо. Люди с повышенным интеллектом достаточно умные и саморазвитые.
  • Независимость – это возможность действовать самостоятельно, без помощи других.
  • Целеустремлённость – это способность ставить перед собой цели, идти и работать над собой и над чем-либо, достигать своих целей.  
  • Адекватность самооценки – это способность адекватно оценить себя. Быть «независимым жюри» для самого себя.
  • Смелость – это в нужный момент проявить себя, не бояться действовать, не смотря ни на что.
  • Ответственность – это способность принимать решения, брать на себя ответственность за это решение и его последствия.
  • Инициативность – это проявление себя в социуме, в том или ином роде деятельности.
  • Стрессоустойчивость – это способность переживать стрессовые ситуации, проблемы, конфликты и т.д. и т.п. более спокойно.
  • Коммуникабельность – это способность быстро реагировать на ситуацию, быть подвижным, не сидеть на одном месте.

Я считаю, что все эти качества, которые я описала должны быть у любого человека, а у педагога должны быть в большей степени.

Педагог – это личность, как уже было сказано ранее, должна иметь определённые качества. Наряду с добротой, любви к детям, отзывчивостью, стоят качества, которыми в большей степени должен обладать учитель. Эти такие качества как интеллектуальность, целеустремлённость, ответственность, инициатива, стрессоустойчивость. 

Так же отдельно нужно выделить память и речь педагога, это важные факторы в работе.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения…

Развитие личностных качеств происходит ещё в детстве, в этом возрасте формируются основные качества, а так же характер. В уже более взрослом возрасте качества личности воспитываются и формируются по-другому, ведь у младенца они только появляются, а взрослому человеку их нужно пополнять и совершенствовать.

Критериями успешности формирования профессионально значимых личностных качеств педагога являются: повышение профессиональной компетентности, мотивация профессионального самосовершенствования в сфере своей профессиональной деятельности.

В связи с современной работой образовательных учреждений, есть несколько путей формирования личностных качеств, это исследовательская и инновационная деятельность, использование в работе новых технологий. А так же непосредственная воспитательная и образовательная работа с обучающимися.

Чтобы развить в себе все те, качества личности, которые были представлены выше, нужно для начала вести здоровый образ жизни, чтобы тело было здорово, а мысли чисты. Для самосовершенствования нужно участвовать в различных семинарах, практикумах, конкурсах, читать книги, развиваться в разных направлениях.

Педагог всегда берёт ответственность за обучающихся, их жизнь и здоровье, за их обучение, согласно образовательному стандарту. К тому же, учитель должен подходить с большой ответственностью к подготовке занятий, уроков и т.д. Педагог учит, воспитывает и преподаёт, это его важные функции, он берёт ответственность за это, когда идёт работать учителем, когда учится учить совсем маленьких деток.

Учитель должен ставить определённые цели в своей работе. Например: участие в педагогическом конкурсе высокого уровня, это не только будет развивать целеустремлённость педагога, а к тому же станет новым местом приобретения знаний.

Речь и память учителя очень важны в работе. Для улучшения речи стоит проговаривать скороговорки, заняться ораторским искусством и поработать над громкостью звука, чтобы она была достаточной. Для улучшения памяти стоит заучивать стихотворения наизусть, проходить различные тесты для улучшения памяти.

Проблема развития личностных качеств преподавателей всегда была, задача каждого учителя, наставника развиваться, становиться лучше, образованнее, толерантнее, грамотнее. Со своей точки зрения я описала процесс того, какими качествами личности должен обладать педагог, а главное что он должен сделать, чтобы данные качества развить в себе и самосовершенствоваться.

Педагог – это наставник, который подаёт пример каждому подрастающему поколению, чтобы подать хороший пример, нужно быть честным человеком и профессионалом своей деятельности.

1.2.1. Качества личности и их взаимосвязь

Опыт свидетельствует о том, что от 60 до 90 % травм в быту и на производстве происходит по вине пострадавших.

Человек и его качества можно расценивать с нескольких точек зрения.

Во-первых, человек, как любая другая живая система, может рассматриваться как индивид, т.е. целостная неделимая биологическая особь.

С другой стороны, человека можно рассматривать как личность.

Личность – это человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности.

Среди качеств человека имеются такие, которые способствуют успешному и безопасному труду и такие, которые этому мешают.

Способность человека противостоять опасности характеризуется следующими психофизиологическими факторами: психобиологическим, психофизиологического качества (память, мышление), социального качества (мотивы трудовой деятельности), социально-демографического качества (стаж работы, возраст).

Психобиологический фактор – вытекает из природных свойств психики человека и проявляется в бессознательной регуляции. Действие этого фактора связано с биологическими ритмами в жизнедеятельности человека, изменяющими его биологическую активность. Изменение работоспособности человека за различные промежутки времени показаны на рис.1.2.1.

а)

б)

Рис.1.2.1. Изменение работоспособности человека

а) в течение суток,

б) в течение года.

Успешному и безотказному труду также способствует психофизиологическое качество личности. Установлено, что травмированным работникам присущи более низкие показатели по скорости и точности действий, по сенсомоторной (от латинского sensus – чувства, ощущения) координации, по способности распределения и координации внимания, по наблюдательности и т.д.

Психофизиологическое качество личности определяется и психическим состоянием, которое зависит от состояния здоровья, степени утомления, а также воздействия стресса (от английского stress – давление, напряжение).

1.2.2. Мотивы и цели деятельности

1.

2.2.1. Закон Иеркса-Додсона

Под стрессом понимается состояние психической напряженности, вызываемое трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи.

Закон Иеркса-Додсона – эти законом определяется зависимость продуктивности человека от активности нервной системы.

Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активности нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как в дальнейшем с ростом активности она начинает падать.

Так была установлена закономерность между уровнем активности нервной системы и продуктивностью (W), получившая название инвертированной U-образной кривой, рис.1.3.

а) б) в)

Рис.1.2.2. Зависимость продуктивности от активности нервной системы

а) общий вид,

б) W1 – повышение продуктивности,

в) W2 – снижение продуктивности (хотя a1 = a2).

Как следует из рис. 1.2.2.а стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока не превышает определенного критического уровня.

1.2.2.2. Cоциальное качество личности

К фактору, определяющему способность человека избежать опасности относится социальное качество личности. Оно определяется, прежде всего, отношением к работе, мотивам трудовой деятельности, социально-психологическими характеристиками. Основными мотивами трудовой деятельности являются: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование в трудовом коллективе.

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается материальная выгода (заработная плата, премиальные) и социальная (самоутверждение, престиж, профессиональная гордость).

Мотив безопасности заключаются в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, угрожающих здоровью и жизни, но и материальная опасность (лишение премии, уменьшение заработков, понижение в должности), а также опасности социального порядка (административное наказание, потеря авторитета и др. ).

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно оказываются не те, которые объективно являются самыми простыми, а те, для выполнения которых у человека выработаны навыки.

Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результатов и процесса труда. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует направленности человека, представляется ему престижной.

Мотив «нивелирования» проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной группе работников, – в стремлении быть не хуже других.

Роль и удельный вес каждого из мотивов в общей мотивации деятельности у разных людей не одинаковы. На силу мотива оказывает влияние и навык.

З-н Дж. Аткинсона

Дж. Аткинсон вывел ряд закономерностей, определяющих связь между уровнем мотивации субъекта к выполнению задачи и степенью ее трудности (рис. 1.2.3.).

Люди выбирают задание той или иной трудности исходя главным образом из мотивационной диспозиции: устремленности к успеху ( ) или же избежанию неудачи ( ).

На горизонтальной оси графика отложен показатель вероятности недостижения цели ( ), символизирующий степень трудности решаемых задач, а по вертикальной – уровень мотивации к их решению (причем, мотивация может быть и положительной +М и отрицательной – М).

Верхняя кривая построена для случая, когда диспозиция, устремленная к успеху преобладает над диспозицией избежания неудачи ( > ), а нижняя наоборот для < . Как следует из графика, люди с преобладающей диспозицией к успеху наиболее мотивированы к решению задач средней сложности (где = 0.5). Их не привлекают простые задачи (в которых близка к 0), а также чрезмерно сложные (где близка к 1).

Мотивация же тех, кто в своей деятельности более устремлен к избежанию неудачи ( < ) подчинена другой закономерности. Диспозиция к избежанию неудачи связана лишь с отрицательной мотивацией к выполнению деятельности.

При возникновении простых задач (где мала) отрицательное воздействие мотивации невелико. Это означает, что люди с подобной диспозицией предпочитают задачи малой степени трудности. Отрицательная мотивация к решению трудных задач тоже невелика. Объяснить это можно тем, что в задачах с высокой трудностью неудача не является постыдной, она не грозит репутации человека.

Рис.1.2.3. Зависимость мотивации к деятельности M от доминирования диспозиции к достижению успеха или диспозиции избежания неудачи

В приведенных зависимостях не учитывается степень опасности при неудачах. В реальных условиях трудовой деятельности неудачи в труде чреваты многими отрицательными последствиями. Поэтому вопросы мотивации к деятельности должны рассматриваться не только исходя из трудности решаемых задач, но и с учетом степени опасности в них неудач.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

ТВА Консалтс

ТВА Консалтс

Бизнес-психология и коучинг

Опубликовано 21 мая 2019 г.

+ Подписаться

Что такое личность?

Черты характера отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Черты личности подразумевают постоянство и стабильность: от человека с высокими показателями по определенной черте, такой как экстраверсия, ожидается, что он будет общительным в различных ситуациях и в течение долгого времени. Таким образом, психология черт основывается на идее, что люди отличаются друг от друга с точки зрения того, на каком уровне они находятся, в наборе базовых параметров черт, которые сохраняются с течением времени и в разных ситуациях. Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает в себя пять общих черт, которые можно запомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН.

Что делает человека таким, какой он есть? У каждого человека есть представление о своем типе личности — игривый он или сдержанный, чувствительный или толстокожий. Психологи, пытающиеся открыть науку о том, кто мы есть, определяют личность как индивидуальные различия в том, как люди склонны думать, чувствовать и вести себя.

Черты Большой пятерки:

1. Открытость

2. Добросовестность

3. Экстраверсия

4. Доброжелательность

5. Нейротизм.

«Большая пятерка» была разработана в 1970-х годах двумя исследовательскими группами. По данным Scientific American, эти группы возглавляли Пол Коста и Роберт Р. Маккрей из Национальных институтов здравоохранения, а также Уоррен Норман и Льюис Голдберг из Мичиганского университета в Анн-Арборе и Орегонского университета.

Большая пятерка — это составляющие личности каждого человека. У человека может быть немного открытости, много добросовестности, средняя степень экстраверсии, много приятности и почти полное отсутствие невротизма. Или кто-то может быть неприятным, невротичным, замкнутым, добросовестным и едва открытым. Вот что влечет за собой каждая черта:

Открытость

Открытость — это сокращение от «открытости опыту». Люди с высоким уровнем открытости любят приключения. Они любопытны и ценят искусство, воображение и новые вещи. Девизом открытого человека могло бы быть «Разнообразие — приправа к жизни».

Люди с низким уровнем открытости прямо противоположны: они предпочитают придерживаться своих привычек, избегают новых впечатлений и, вероятно, не самые предприимчивые едоки. Изменение личности обычно считается трудным процессом, но открытость — это черта личности, которая, как было показано, может меняться во взрослом возрасте. В исследовании 2011 года люди, которые принимали псилоцибин, или галлюциногенные «волшебные грибы», после этого опыта становились более открытыми. Эффект длился не менее года, что позволяет предположить, что он может быть постоянным.

Кстати, об экспериментальном употреблении наркотиков. Калифорнийская культура «пробовать что угодно» — не миф. Исследование личностных качеств в Соединенных Штатах, опубликованное в 2013 году, показало, что открытость наиболее распространена на Западном побережье.

Добросовестность

Добросовестные люди организованы и обладают сильным чувством долга. Они надежны, дисциплинированы и ориентированы на достижения. Вы не найдете добросовестных людей, отправляющихся в кругосветное путешествие только с рюкзаком; они планировщики.

Люди с низким уровнем совести более спонтанны и свободны. Они могут быть склонны к небрежности. Добросовестность — полезная черта, поскольку она связана с достижениями в школе и на работе.

ИСТОЧНИК:

https://www.livescience.com/41313-personality-traits.html

Черты личности — IResearchNet

Черты личности могут составлять наиболее легко узнаваемый компонент личности. Очень простые в своей основе черты описывают, на что похожи люди, часто с помощью отдельных слов, таких как авантюрный или добрый. Хотя черты широко используются как в повседневной жизни, так и в исследованиях, на удивление мало известно о том, как они работают или как они влияют на поведение. Вместо этого в психологии господствовал 70-летний скептицизм в отношении того, что черты влияют на поведение, или, если уж на то пошло, в то, что черты вообще существуют. Наконец, после многих лет эмпирических исследований психологи теперь знают, что черты на самом деле связаны с последовательным поведением, хотя это постоянство нелегко различить в поведении в каждом конкретном случае. Кроме того, личностные психологи обнаружили, как черты могут быть организованы, что черты предсказывают множество важных жизненных результатов и что черты становятся более стабильными от подросткового возраста до взрослой жизни.

Черты характера являются важной концепцией психологического консультирования по меньшей мере по трем причинам. Во-первых, личность клиентов влияет на процесс консультирования, а черты составляют главный компонент личности. Во-вторых, черты имеют непосредственное отношение к жизненному успеху, адаптации, аффективным и личностным расстройствам. В-третьих, черты представляют собой полезный путь к пониманию клиентов и клиентов к пониманию самих себя.

Что такое черты личности?

Пока еще не было проведено достаточно исследований, чтобы определить природу признаков или лежащие в их основе механизмы, то есть то, как они работают. Психологи личности исходят из здравого смысла и повседневных способов, которыми люди описывают друг друга. Оттуда они расходятся, и все еще существует множество конкурирующих определений черт и теорий о том, как они работают.

Согласие о том, что такое черты личности

Несмотря на эти разногласия, есть как минимум пять вопросов, по которым большинство теорий черт сходятся. Во-первых, черты описывают людей и подчеркивают стиль или манеру, в которой люди действуют, думают и чувствуют. Например, более смелые люди действуют, думают и чувствуют смелее. Во-вторых, черты – это характеристики, по которым люди отличаются друг от друга. Например, некоторые люди смелее других. В-третьих, люди, скорее всего, различаются не тем, обладают ли они чертой или нет, а скорее тем, в какой степени они ею обладают. Например, хотя может быть удобно говорить о смелых и робких людях, более вероятно, что люди различаются по непрерывному измерению смелости.

В-четвертых, черты сохраняются, по крайней мере, какое-то продолжительное время. Например, описание кого-то как смелого человека будет более точным, если этот человек будет смелым больше, чем на мгновение. Наконец, черты — это общие описания некоторой регулярности, общности или согласованности в поведении, мыслях и чувствах. Эта общность может относиться к тому, как люди действуют в разных ситуациях, к тому, как они действуют в значимых, определяющих ситуациях, или к широкому спектру способов, которыми они действуют. Например, более смелые люди совершают различные смелые действия, такие как выражение мнений, принятие рисков и принятие решений.

В целом теории черт сходятся в том, что черты описывают различия между людьми в их стилях поведения, мышления и чувств в непрерывных измерениях, демонстрирующих по крайней мере некоторую устойчивую стабильность и широкую общность. Назвать кого-то смелым означает сказать, что он или она ведет себя, думает и чувствует смелее, чем другие, и что он или она поступали так в течение некоторого периода времени в различных ситуациях с различными действиями.

Три фокуса теорий о природе черт личности

Теории, рассматривающие природу черт, обычно сосредотачиваются на одном из трех аспектов черт. Первый тип теории фокусируется на основных причинных силах, составляющих черты, чтобы объяснить поведение, связанное с чертами. Например, Гордон У. Олпорт предложил одну из первых и известных теорий причинных сил, лежащих в основе черт. Он утверждал, что черты — это нейрокогнитивные структуры, которые заставляют людей интерпретировать ряд ситуаций как эквивалентные друг другу и имеющие отношение к черте. Хотя последующие теории предлагали другие причинные силы, еще не было проведено достаточно исследований, чтобы объяснить, как черты вызывают поведение. Нерешенные вопросы включают в себя количество причин, лежащих в основе признаков, и относительную силу этих причин. Также неизвестно, оказывает ли данная черта один и тот же эффект в каждой ситуации или имеет разные эффекты в разных ситуациях в зависимости от уникальных особенностей этой ситуации.

Теория второго типа не обязательно отрицает наличие объяснительных каузальных сил, а скорее фокусирует внимание на моделях поведения, являющихся результатом черт. Например, подход, основанный на распределении плотности, характеризует черту человека по его или ее полному распределению релевантного для черты поведения, а не только по его или ее наиболее частому или типичному способу действия. Эта теория показывает, что большинство людей регулярно и рутинно проявляют почти все уровни большинства черт в своем повседневном поведении. Например, у большинства людей есть нормальное распределение смелости их поведения, которое колеблется от очень робкого до очень смелого.

Вместо того, чтобы пытаться объяснить или описать поведение, последний тип теории фокусируется на том, как различные черты соотносятся друг с другом у людей. Одна известная такая теория, теория Большой пятерки, касается того, какие черты в какой степени встречаются у одних и тех же людей. Например, смелость и авантюрность сосуществуют у одних и тех же людей, но не часто сочетаются со спокойствием и безопасностью.

Какие черты следует использовать для описания людей?

Поиск черт — это поиск описаний людей, указывающих на стили действий, мышления и чувств. Эти стили должны присутствовать во многих формах поведения одного и того же человека, но в разной степени у разных людей. Получается, что таких кандидатов переизбыток. Английский язык содержит более 18 000 потенциальных слов для обозначения черт (например, одна только буква а означает едкий, ангельский, активный, авантюрный, склонный к спорам, приятный, анальный, трудолюбивый, пылкий, способный, глупый, отчужденный, приветливый, любезный и многие другие) . Добавление фраз, состоящих из нескольких слов, таких как «может выдать, но не может принять», раскрывает потенциально бесконечное количество черт. Этот переизбыток делает исчерпывающее описание человека практически невозможным. Кроме того, существование черт с разными названиями, которые на самом деле могут означать что-то похожее (например, добрый, милосердный, милосердный и гуманный), приводит к напрасным усилиям. Таким образом, возникла необходимость организовать черты в управляемую структуру.

Рэймонд Б. Кеттелл и другие применили творческое решение в начале 20-го века. Они использовали статистический метод факторного анализа для выявления избыточных черт, то есть тех черт, которые обычно встречаются у людей одновременно. Например, если каждый человек имеет такой же уровень смелости, как и авантюризм, то эти две черты избыточны. Эта техника позволила сделать поразительный вывод: устранение избыточности уменьшило количество черт с 18 000 до всего лишь 5. Например, такие черты, как смелость, напористость, предприимчивость, болтливость, доминантность и многие другие, могут быть отнесены к черте экстраверсии. Пять составляющих черт, называемых Большой пятеркой, — это экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность (которая также известна как ее противоположность — невротизм) и интеллект. Последующие исследования показали, что большинство других теоретически выведенных черт также вписываются в «Большую пятерку».

Существуют и другие важные теоретические утверждения о том, какие черты являются наиболее важными. Ганс Дж. Айзенк предположил, что психотизм, экстраверсия и невротизм являются тремя наиболее важными чертами. Джек Блок предположил, что Эго-Контроль и Эго-Устойчивость — это две черты, которые играют центральную роль в функционировании и адаптации человека. Модель межличностного циркумплекса предполагает, что две черты доминирования и доброжелательности являются наиболее важными чертами межличностного общения.

Реальны ли черты характера?

В течение почти 70 лет психологи спорили о том, имеют ли черты большое значение в поведении людей. Некоторые утверждали, что черты являются настолько слабыми детерминантами поведения по отношению к непосредственной ситуации, что данный индивидуум будет действовать совершенно по-разному от случая к случаю. Другие возражали, что черты являются настолько мощными детерминантами поведения, что каждый человек будет действовать одинаково от случая к случаю. Когда сходство поведения в различных случаях было окончательно оценено, оказалось, что поведение каждого человека действительно сильно различается от момента к моменту, так же как настроение меняется в зависимости от случая и больше, чем люди отличаются друг от друга. Например, типичный человек быстро менялся от интроверта к экстраверту всего за 2 недели. Эти данные свидетельствуют о том, что ситуации очень сильно определяют сиюминутное поведение. Повседневная интуиция людей о том, что черты действительно существуют и обладают силой, может основываться на том факте, что они видят людей, которых знают, в ограниченном диапазоне ситуаций. Затем люди чрезмерно обобщают те немногие случаи поведения, свидетелями которых они являются.

Однако оказывается, что у каждого человека есть средний или средний образ действий, вокруг которого он или она варьируется. Кроме того, измерение среднего значения каждого человека в последующие недели показало, что эти средние значения почти полностью совпадают от недели к неделе. Например, средний уровень экстраверсии человека обычно одинаков неделя за неделей.

Таким образом, две позиции могут быть объединены: у каждого человека есть свой собственный, отличный от других и очень стабильный средний показатель, относительно которого он или она довольно сильно колеблется от случая к случаю. Стабильные средние значения раскрывают индивидуальные черты, а изменчивость средних значений показывает их реакцию на ситуации. Интересно, что люди также различаются по тому, насколько они отличаются от среднего, и это тоже стабильно от недели к неделе.

Эти результаты показывают, что люди обладают огромной гибкостью в том, как они действуют, думают и чувствуют в данный момент, но при этом имеют устойчивые поведенческие тенденции (то есть черты). Отдельные действия не определяют человека, и некоторые люди более изменчивы, чем другие.

Имеют ли значение черты характера?

В то время как бушевали дебаты о том, существуют ли черты, корреляционные исследования незаметно накапливали доказательства того, что черты имеют большое и разнообразное отношение ко многим важным результатам в жизни, включая счастье, объективные события и даже смерть.

Независимо от того, как определяется счастье или психологическое благополучие, оно во многом определяется чертами Большой пятерки. Счастье, определяемое как положительный аффект (например, волнение и энтузиазм), предсказывается экстраверсией в большей степени, чем любой другой переменной, включая здоровье, деньги и отношения. Счастье, определяемое как отсутствие отрицательного аффекта (например, небольшое беспокойство или стресс), предсказывается эмоциональной стабильностью в большей степени, чем любой другой переменной. Счастье, определяемое как удовлетворенность жизнью, когнитивное суждение об общем качестве жизни, предсказывается всеми пятью характеристиками.

Черты также предсказывают объективные результаты. Производительность работы на всех уровнях сложности определяется Добросовестностью. Качество брака, конфликты, жестокое обращение и, в конечном счете, расторжение брака — все это в значительной степени определяется эмоциональной стабильностью и доброжелательностью. Психические расстройства связаны со всеми чертами Большой пятерки. Даже продолжительность жизни предсказывается Добросовестностью так же эффективно, как ее предсказывают высокое кровяное давление и высокий уровень холестерина. Люди с более высоким уровнем Сознания могут жить на 5 лет дольше, чем люди с более низким уровнем Сознания. Это потенциально очень важное открытие вызвало множество недавних исследований, в которых пытались проверить его и определить причинные механизмы, лежащие в основе отношения личности к продолжительности жизни.

Могут ли измениться черты личности?

Учитывая, что черты имеют такие важные жизненные последствия, крайне важно определить, можно ли изменить черты. Исследования установили, что существует, по крайней мере, некоторое генетическое влияние на уровень индивидуальных черт. Однако важно не путать генетическое влияние с неспособностью к изменению.

Исследователи накопили обширные данные о естественном изменении черт характера. Продольные исследования измеряют черты участников в одном возрасте, а затем годы или десятилетия спустя снова измеряют черты тех же участников. Эти исследования сошлись на двух общих выводах. Во-первых, есть данные о незначительных изменениях общего среднего уровня от подросткового возраста к более взрослому. Небольшое снижение наблюдается в эмоциональной стабильности (или невротизме), экстраверсии и интеллекте, а небольшое увеличение происходит в доброжелательности и добросовестности, эго-контроле, задержке удовлетворения и эго-устойчивости. Во-вторых, в подростковом и взрослом возрасте происходит существенное изменение относительной позиции людей в отношении личностных качеств. Изменения относительного положения — это изменения, когда одни особи увеличиваются по признаку, а другие уменьшаются, меняя свое положение относительно друг друга. Например, многие подростки становятся менее невротичными, когда им исполняется 20 лет, но некоторые становятся более невротичными. Однако по мере того, как люди становятся старше, изменения относительного положения становятся все меньше.

Эти описательные исследования показывают только естественные изменения в развитии, которые происходят в чертах. Было предпринято несколько систематических усилий по изменению черт, поэтому неясно, что произойдет, если будут предприняты систематические усилия, например, для изменения уровня эмоциональной стабильности человека. Однако большая изменчивость в поведении типичных людей, связанном с чертой характера, предполагает, что изменения возможны. Большинство людей уже рутинно и регулярно действуют на большинстве уровней большинства черт, предполагая, что у них есть по крайней мере некоторая способность выражать черты на разных уровнях.

Направления будущего

Несколько нерешенных вопросов о чертах имеют важное значение для личности и качества жизни. Во-первых, необходимо определить характер признаков. Этот вопрос касается причинно-следственных сил, лежащих в основе черт, моделей поведения, которые связаны со статусом черт, и того, как черты связаны с другими компонентами личности, такими как мотивы и убеждения. Во-вторых, необходимо углубить понимание организации признаков. Межкультурная обобщаемость организационных схем, их пригодность для всех людей и включение еще не открытых черт — все это требует дополнительных исследований. В-третьих, необходимо определить причинно-следственные механизмы, лежащие в основе влияния черт на результаты жизни, чтобы предоставить более эффективные возможности для вмешательства. Наконец, следует определить возможности и средства изменения черт личности с учетом значимости черт в жизни.

Ссылки:

  1. Allport, GW (1937). Личность: психологическая интерпретация. Нью-Йорк: Генри Холт.
  2. Блок, Дж. (1971). Живет во времени. Беркли, Калифорния: Бэнкрофт.
  3. Кеттелл, РБ (1973). Личность и настроение по анкете. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
  4. Эпштейн, С. (1979). Стабильность поведения: на предсказании большинства людей большую часть времени. Журнал личности и социальной психологии, 37, 1097-1126.
  5. Флисон, В. (2001). На пути к интегрированному в структуру и процесс взгляду на личность: черты как плотность распределения состояний. Журнал личности и социальной психологии, 80, 1011-1027.
  6. МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т., младший (2005).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *