Что такое качество личности: Качества личности — Психологос

Свойства и качества личности

Студенты зачастую путают свойства и качества личности. В литературе детально эти понятия не разведены и поэтому смутно воспринимаются. В обучении психологов, как и в любом другом профессиональном обучении, предметы и явления жизни раскладываются на более простые элементы и, чем проще элемент, тем понятнее о чем идет разговор.

При обучении психологии, мы сначала начинаем различать психику и психические явления, которые включают в себя психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психические процессы раскладываем на познавательные психические процессы и эмоционально-волевые. Первые состоят из ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, представлений, воображений. Особняком стоит такой психический познавательный процесс, как внимание. С одной стороны, внимание может быть самостоятельным процессом, а с другой внимание является катализатором других познавательных процессов. Эмоционально-волевые психические процессы представлены аффектами, эмоциями, настроением, чувствами и волей.

Психические состояния включают в себя состояние сознания человека в определенный момент времени, которое проявляется в триаде: 1. мышление, 2. эмоция, 3. поведение (тело). Подробнее здесь

И. наконец, психические свойства личности, с чего мы и начали разговор.

Свойство личности — это индивидуальная особенность личности, выражающаяся в отношении к какой-либо сфере жизни.

Качество личности — это уровень развития свойства. Подробнее здесь

Например, свойство личности «общительность» можно разбить на такие качества, начиная с низкого уровня развития этого качества у человека до высокого.

1. Замкнутый

2. Молчаливый

3. Общительный

4. Разговорчивый

5. Болтливый

После такого примера становится более понятно, как охарактеризовать человека. В этом случае мы можем показать его отношения к основным сферам человеческой жизни:

К труду:

1. Ленивый

2. Медлительный

3. Рациональный

4. Трудолюбивый

5. Трудоголик

К семье:

1. Равнодушный

2. Эгоистичный

3. Хороший семьянин

4. Заботливый

5. Альтруистичный

К себе:

1. Неряха

2. Простой

3. Уверенный

4. Самолюбивый

5. Нарциссический

Из приведенных примеров видно, что в каждом свойстве личности есть своя качественная «золотая середина», которая является «нормальной», «адекватной», но в то же время это отношение претерпевает субъективные влияния. Например, для самолюбивого человека простой человек покажется неряхой, а для неряхи уверенный будет восприниматься, как самолюбивый, для равнодушного семьянина хороший семьянин будет восприниматься, как альтруистичный, а для трудолюбивого работника медлительный будет казаться ленивым. Так что индивидуальные личностные качества дают уникальный неповторимый узор личности, который прекрасен в своем несовершенстве и красив в своем совершенном проявлении одновременно.

Постепенно, по мере изучения психологии, мы проникаем все глубже во все психические явления и нам становится все более понятным поведение человека, как результат сложных био-социо-психических взаимодействий.

Иван Котва, психолог

Качества личности как основа самоопределения старшеклассника

Аннотация. В статье осмысляются теоретические вопросы, касающиеся проблемы самоопределения старшеклассников как основы, способствующей осознанному выбору будущей профессии. Предлагаются подходы к организации профессиональной ориентации с учетом изменений в образовательной системе.


Ключевые слова: самоопределение,профессиональная ориентация, структура, качества, направленность, деятельность личности, мотивация, потребность, эмоционально-волевая сфера.

Изменение социально-экономических условий, рост безработицы оказывают неблагоприятное воздействие на процесс социализации растущего человека. В данной ситуации наиболее социально не защищены выпускники общеобразовательных учреждений, поскольку рынок труда предъявляет повышенные требования к уровню образовательной и профессиональной подготовки специалистов.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема самоопределения старшеклассников как основы, способствующей осознанному выбору будущей профессии. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной  ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе республики: появление новых видов общеобразовательных учреждений, реализация профильного обучения, разноуровневых образовательных программ, вариативности образования. При этом требуется принять во внимание этнорегиональные особенности республики, этнопедагогические традиции обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях Крайнего Севера, специфику сельских общеобразовательных учреждений.

Личность старшеклассника школы проявляется не столько в достижении конкретных предметных результатов, а прежде всего в выборе и предпочтении поступка, будущей профессии, в самостоятельности при принятии жизненно важных решений. Самоопределение —  сложное качество  личности, требующее  владения другими важными качествами – решимостью осуществить выбранное. И в этой связи рассмотрим основу личности, которую  составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Поэтому основанием для выявления структуры личности должны быть иерархия деятельностей личности и лежащая за ней иерархия мотивов и соответствующих потребностей.

В теории существуют различные подходы к выделению структурных компонентов личности. Наиболее детальную картину мы находим у К.К. Платонова, выделяющего в структуре личности четыре основные подструктуры: биологически обусловленную, психологическую, социальную и подструктуру направленности [4]. Подструктура направленности объединяет моральные черты личности, ее нравственные и эстетические отношения, интересы, идеалы, стремления, убеждения и мировоззрение. По мнению автора, направленность личности определяет отношение человека к действительности. Действительно, анализируя мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности, можно выделить наиболее значимые интегральные образования, представляющие собой своего рода системообразующее начало, ядро личности.

Именно таким образованием является направленность личности. В повседневной жизни, когда имеют в виду направленность личности и ее проявления в поведении человека, говорят о “внутреннем стержне личности”, “главной внутренней тенденции”, “смысле жизни человека”.

Личная направленность характеризуется личным мотивом, который ориентирован на достижение субъектных целей.  Мотивы человека, как осознаваемые, так и неосознаваемые им, являются формой проявления его потребностей. Другими словами, потребности  человека конкретизируются и проявляются в мотивах.          Таким образом,  определяющим  в характеристике направленности личности является мотив деятельности, имеющий направляющие и смыслообразующие функции. Он представлен как генерализованное, стержневое свойство индивида, представляющее начало, ядро личности. Многие авторы рассматривают направленность личности как результат наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы [1, 2.].

Следующей существенной характеристикой направленности личности является то, что это система отношений человека к действительности. Интересна трактовка С.Л. Рубинштейна, который определяет направленность как систему побуждений или мотивов, влияющих на ее деятельность. Автор считает, что направленность является важнейшей стороной личности, определяющей ее социальную и нравственную ценность [3].

Из вышеизложенного следует, что направленность личности представляет собой сложное психологическое, системно-генерализованное образование, отношение человека к миру, себе, системное свойство личности, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора действий с заданной целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека.  Именно  так и появляется новая деятельность, и  рождаются новые  отношения человека к  действительности. Таким образом, можно утверждать, что качества личности являются основой для самоопределения  личности старшеклассника.

Литература

  1. Леонтьев А.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М.: Смысл, 1992. — 17 с.121.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е — М.: Политиздат, 1977.- 201 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1989.- Т.2. — Ч.5. — 485 с.
  4. Платонов К.К., Адаскин  Б.И. Об изучении и  формировании личности учащихся. — М.: Высш. шк., 1966.- 221 с.

Разница между личностью и чертами

Личность и черты
 

Личность и черты, имеющие определенное различие между собой, относятся к двум разным словам. Следовательно, два понятия, личность и черты, не могут использоваться взаимозаменяемо, даже если они взаимосвязаны. В психологии личности психологи были очарованы различиями и уникальностью человеческой личности и чертами, которые можно увидеть в людях. Не только психологи, даже неспециалисты занимаются оценкой личности других людей в различных социальных ситуациях. Во-первых, давайте определим слово личность. Личность относится к различным характеристикам, которые способствуют тому, чтобы сделать человека уникальным. Это влияет на мысли, поведение и эмоции человека. Проще говоря, личность можно понимать как то, кто мы есть. Личность состоит из множества элементов. Их можно рассматривать как черты. Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности. В этом основное отличие личности от черты. В этой статье делается попытка прояснить эту разницу.

Что такое личность?

Как упоминалось выше, личность включает в себя различные характеристики и модели, влияющие на наши эмоции, мысли и поведение . Обычно это уникально для человека . Например, то, как человек ведет себя, реагирует, думает и чувствует в конкретной ситуации, может полностью отличаться от того, как другой человек реагирует на ту же ситуацию. Это связано с различиями в характере.

Психологи утверждают, что человеческая личность в основном последовательна. Вот почему поведение или реакция человека на подобные ситуации остаются прежними. Наша личность сильно влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Однако когда мы говорим о личности, это не ограничивается нашим поведением, а выходит за его пределы. Личность влияет на наши отношения, наши мысли и то, как мы подходим к вещам. Вот почему личность следует понимать как психологический и физиологический конструкт.

В психологии личности существует ряд теорий о человеческой личности. Теория типов, теория черт, гуманистические теории, психодинамические теории, поведенческие теории — вот некоторые из таких примеров.

Личность — это то, кто мы есть как личность

Что такое Черта?

Как было сказано ранее, личность относится к совокупности характеристик, которые делают человека уникальным. Однако черта относится не к этой совокупности, а к этим индивидуальным характеристикам, которые способствуют созданию личности 9.0005 . Например, все мы состоим из различных черт, таких как общительность, доброта, вспыльчивость, агрессивность, жесткость и т. д. Именно совокупность черт составляет личность.

В психологии личности одной из самых известных теорий является «Большая пятерка ». Согласно этой теории, личность состоит из пяти элементов или черт. Это экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта играет ключевую роль в построении личности.

Гордон Олпорт также представил теорию черт. По его словам, черты в основном можно разделить на три категории. Они есть,

  • Кардинальные черты – Честный, самоотверженный, фрейдистский, безжалостный, самовлюбленный
  • Центральные черты – умный, дружелюбный, щедрый, чувствительный
  • Второстепенные черты – тревога, страх

Кардинальные черты доминируют в личности и известны этим. Центральные черты закладывают основу личности. Они могут не быть доминирующими как основные черты, но являются важными характеристиками. Вторичные черты – это те, которые могут проявляться в определенных ситуациях. Это подчеркивает, что личность и черты относятся к двум разным вещам, и их не следует путать.

Интеллект — главная черта

В чем разница между личностью и чертами?

• Определения личности и черт:

• Личность относится к различным характеристикам, которые делают человека уникальным.

• Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности.

• Ссылка:

• Личность относится к совокупности характеристик.

• Черты относятся к индивидуальным характеристикам, которые создают личность.

• Постоянство:

• Личность остается неизменной на протяжении всей жизни человека.

• Все черты могут не совпадать на протяжении всей жизни человека. В разных ситуациях могут доминировать разные черты.

• Природа:

• У личности могут быть определенные черты, которые проявляются только в определенных ситуациях, например, тревожность.

 

Изображения предоставлены:

  1. Глядя в зеркало через Wikicommons (Public Domain)
  2. Интеллектуальный через Pixabay (общественное достояние)

Что такое ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ? определение ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (Словарь по психологии)

Подход к описанию личности, разработанный Рэймондом Б. Кеттеллом, основанный на анализе характеристик на поверхностные и исходные черты. Черта — это достаточно последовательная характеристика личности, которая может быть использована, чтобы отличить человека от других. Названия черт на самом деле представляют собой форму стенографии, каждая из которых подразумевает определенную модель поведения — например, если мы говорим, что девочка застенчива, мы можем предсказать, что она не будет проявлять нормального интереса к противоположному полу для кого-то ее возраста, будет неохотно высказываться в группе или рассказывать о своей личной жизни и т. д. Таким образом, имена черт характера являются исчерпывающими способами характеристики людей. Полный словарь содержит около четырех тысяч названий черт характера (прямолинейность, скромность, шумность и т. д.), а также около восемнадцати тысяч прилагательных, используемых для описания того, как люди думают, воспринимают и действуют (Олпорт и Одберт, 19).36). Исследователи, занимающиеся описанием личности с точки зрения черт, разрабатывают тесты или шкалы, чтобы определить степень, в которой тот или иной человек обладает определенной чертой или набором черт. Их главная проблема состоит в том, чтобы решить, какую из огромного количества черт выбрать. В 1946 году Кеттелл попытался решить эту проблему, сначала исключив синонимичные или почти синонимичные элементы и объединив те, которые оказались тесно связанными. Эта процедура сократила список до 171 черты, которую он назвал «сферой личности», поскольку считал, что это все, что нам нужно для полного описания личности. Затем он объединил в единый кластер черты, которые были сильно коррелированы у одного и того же человека. Это уменьшило число кластеров до тридцати пяти — например, теплота и отчужденность включают отзывчивость и безразличие, нежность и холодность, уравновешенность и чувствительность. Кеттел назвал эти тридцать пять черт «поверхностными чертами», поскольку они были обнаружены с помощью анализе, и этот процесс просто показывает, что они были обнаружены вместе, подобно тому как группа симптомов образует синдром в медицинской диагностике. Чтобы еще больше сократить число, он попросил судей оценить группы испытуемых по каждому из признаков, а затем провел факторный анализ результатов. Таким образом, он обнаружил двенадцать основных факторов, или «исходных черт», по которым можно было предсказать оценку человека по каждой из тридцати пяти поверхностных черт. Каждое из них является обобщающим обозначением группы признаков: например, человек, имеющий исходный признак «циклотимия», будет эмоционально экспрессивным и изменчивым, а «шизотимия» подразумевает, что человек тревожен, замкнут, и сдержанный, а «богемная беззаботность» означает, что человек эксцентричен, нестандартен и подвержен истерическим расстройствам. Кеттелл полагал, что они происходят из основных, единых влияний, которые он описал как «физиологические факторы, факторы темперамента, степени динамической интеграции и воздействие социальных институтов». Эти влияния, однако, никогда не были разъяснены. Кроме того, хотя черты были получены различными способами — с помощью объективных тестов, самооценки, оценок жизни, — они неизбежно были несколько субъективными. По этой причине некоторые описания признаков кажутся натянутыми, и список в целом можно считать лишь предварительным (Анастази, 19 лет). 61). Кеттелл и его коллеги разработали ряд личностных характеристик на основе этих исследований. Самый полный опросник «Шестнадцать личностных факторов» для лиц в возрасте 16 лет и старше дает шестнадцать баллов по таким характеристикам, как отчужденность или теплота, покорность и доминирование, угрюмость и восторженность, эмоциональность и спокойствие. Этот инструмент не оказался надежным из-за краткости подтестов. Подобные опросники были созданы для возрастов от восьми до двенадцати и от двенадцати до восемнадцати лет, а также отдельные инструменты для таких характеристик личности, как тревожность, интроверсия-экстраверсия и невротизм. К последним относятся шкала тревожности IPAT, тест контактного личностного фактора и тест невротического личностного фактора IPAT. Все они считаются экспериментальными, поскольку недостаточно стандартизированы и проверены. Анализ черт подвергался критике по ряду причин. По сути, это атомистический подход к личности. Он дает конкретные оценки подчеркнутых черт, но эти оценки, как правило, ограничиваются конкретными людьми в конкретных обстоятельствах и не могут быть распространены на других людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *