Что такое когнитивная психология: Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы

Содержание

что это такое и основы когнитивной терапии

За полтора столетия своего существования психология стала не только действительной, но действенной наукой о человеке. Она имеет множество направлений со своим подходом к анализу аспектов сознания и поведения. Когнитивная психология собрала лучшие научные идеи и упаковала их в принципиально новое революционное учение. Она рассматривает человеческое познание по аналогии с компьютером и предлагает описывать познавательные процессы компьютерными терминами.

Эта статья рассказывает о вопросах, которыми занимается данное психологическое направление, а также о техниках и приемах когнитивной психотерапии.

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология — раздел психологической науки, изучающий те процессы, посредством которых мы получаем, обрабатываем, храним и используем знания об окружающем мире. Одно из знаковых достижений этого психологического направления – обнаружение взаимосвязи между мыслительным процессом и нейрофизиологической активностью. По сути, когнитивная психология – это научное исследование мыслящего разума, обращенное к вопросам:

  • Как человек выделяет, отбирает сведения об окружающем мире.
  • Как выстраивает в сознании целостный образ того или иного объекта.
  • Как перерабатывает информацию в знания, формирует понятия, создает ассоциации.
  • Как запоминает, в каком виде хранит полученные данные.
  • Как думает, рассуждает, какими словами выражает свои мысли.
  • Как обобщает, выстраивает категории, принимает решения.
  • Как анализирует связи и отношения между объектами действительности.

Название этого раздела происходит от английского «Cognitive Psychology» и буквально переводится «Психология познавательных процессов». Различают две группы процессов. Первая – поставляет нам сведения из окружающего мира (сенсорные качества). Вторая – перерабатывает, организует, архивирует информацию (мозг и сознание).

В центре когнитивного подхода находятся исследования структуры и организации памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, мышления. То есть полностью охватывается весь спектр психических процессов и сфер поведения. Исследовать все задачи одними знаниями по психологии сложно. Поэтому психология познавательных процессов является частью большой исследовательской области, где задействованы еще пять дисциплин: философия, антропология, лингвистика, нейронаука, компьютерные науки.

Пройти тест на тип восприятия

История.

Кардинальная смена подхода к человеческому сознанию произошла в 30-е годы XX века. До этого психология была условно разделена между двумя течениями: бихевиоризмом, сконцентрированном на поведении, и психоанализом, занимающимся бессознательным. В 1948 году американский необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивная карта». Это некий целостный образ, который формируется на основании предыдущего опыта и влияет на дальнейшее поведение человека.

У когнитивной научной (контр)революции есть официальная дата рождения – 11 сентября 1956 года. Это дата симпозиума, на котором ученые представили первую модель искусственного интеллекта. Благодаря этому революционному прорыву когнитивная психология сошла со страниц научных книг и стала междисциплинарным направлением, применимым в реальной жизни. На ее развитие повлияли три фактора:

  • Во время Второй мировой войны необходимо было обучать военных использовать сложную технику, решать проблему нарушенной концентрации.
  • При разработке искусственного интеллекта (ИИ) нужно было заставить его вести себя осмысленно.
  • Необходимо было начать лингвистические исследования и разработать новый способ анализа структуры языка.

Решить эти проблемы с помощью формулировок бихевиоризма или позитивизма оказалось невозможно. Зато знаковую роль в становлении новой психологической науки сыграла гештальтпсихология. Принципы системности и целостности образа распространили на все уровни познания: от восприятия и мышление до мотивации и общения.

Когнитивный подход в психологии основывается на компьютерной метафоре познания. То есть познавательный феномен человеческого восприятия и мышления сравнивается с компьютером, у которого есть устройство ввода-вывода, кратковременная и долговременная память, центральный процессор, способный обработать ограниченное количество информации. Из предложенной модели вытекает теория о том, что психика обрабатывает информацию поэтапно. То есть информация из внешнего мира становится знанием после сложной цепочки преобразований.

Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением.

В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.

Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.

Пройти тест на тип личности

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

  • Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
  • Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
  • Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
  • Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
  • Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
  • Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
  • Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
  • Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.

КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.

Как проходит консультация у когнитивно-поведенческого психолога?

Из названия становится понятно, что когнитивно-поведенческая психотерапия строится возле двух тем: что думает и как действует клиент.

Психотерапевт фокусируется не на глубинном анализе ощущений клиента, а на том, чтобы обучить его осознанности, сделать ежедневное поведение более результативным. Одно из основных полей работы в рамках терапии – когнитивная уязвимость, которая приводит к стрессу. Поэтому во время сеансов психотерапевт пытается отловить и изменить одну или несколько «поломок» мышления:

  • Автоматические мысли (когниции), которые остаются незамеченными до тех пор, пока пациент не сконцентрируется на них.
  • Необоснованные выводы, сделанные без подтверждающих фактов.
  • Катастрофизация, которая приходит после одного негативного опыта.
  • Сверхобобщения, выведенные на основании нескольких случаев или поступков одного человека.
  • Избирательные обобщения, сделанные на основании вырванных из общего контекста деталей.
  • Преувеличение/преуменьшение или искаженная оценка события (склонность винить себя в поражениях, а успех объяснять простым везением).
  • Эгоцентричное мышление со склонностью видеть в любых словах или поступках окружающих критику в свой адрес.
  • Черно-белое мышление с причислением событий либо к абсолютно плохим, либо к абсолютно хорошим.
  • Тирания долженствования, которая проявляется убеждениями «мне все обязаны», «все должно быть по-моему», «мне обязан весь мир».
  • Сосредоточенность на предполагаемой утрате – смерти близких, крахе надежд, разрыве отношений.

Все это примеры нерационального мышления, с которым будет работать когнитивный терапевт.

Как проходит сеанс КПТ?

Когда речь заходит о сеансах психотерапии, большинство представляет картину: клиент на кушетке рассказывает о проблемах, а мудрый психотерапевт слушает, время от времени записывает что-то в блокноте. Но на сеансе КПТ все происходит иначе. После поисков терапевта, заключения контракта, согласования рабочей темы, обсуждения количества сеансов начинается основная работа.

Психотерапевт – это терпеливый, дружески настроенный партнер, не лишенный эмпатии. Он не просто исследует проблему, но верит, что каждый человек после соответствующей подготовки сумеет взглянуть на проблему иначе. Поэтому во время сеансов психотерапевт:

  • Будет много и подробно объяснять, откуда берутся проблемы, как они устроены, какие действия их провоцируют.
  • Будет давать задания на дом, которые придется выполнять между сессиями (например, вести дневник самонаблюдения).
  • Будет подбирать индивидуальные методы коррекции, эксперименты, тренировки.
  • Обучит пациента самоконтролю, техникам мышечного, дыхательного расслабления.
  • Может заставить клиента кардинально поменять свое поведение (например, клиента с акрофобией после предварительной подготовки поведет на лестницу высотного дома, чтобы вместе с ним преодолеть все этажи).
  • Может выходить с клиентом в город, чтобы помочь клиенту справиться с тревожной или негативной ситуацией (поведенческий эксперимент).
  • Может совмещать техники, заимствованные из других терапевтических направлений (гештальт-подход, транзактный анализ).

Пройти тест на эмпатию

Чего не будет делать психотерапевт, так это рассказывать о том, как устроена психика на самом деле или изъясняться малопонятными научными терминами. Также грамотный терапевт не возьмется за коррекцию тяжелых психических нарушений без предварительной консультации клиента с психиатром.

Что получает клиент после сеансов КПТ?

  • Натренирует мозг обнаруживать свои деструктивные мысли, заменять их более адекватными, конструктивными.
  • Научится чаще общаться с фактами, проверять полученную информацию, опираться на свою логику.
  • Научится менять отношения к проблемным ситуациям, чтобы исправить неадаптивное поведение.
  • Поймет, как научить мозг учиться: извлекать полезную информацию из внешнего мира (а не только из интернета), фильтровать ненужную.
  • Получит уверенность в том, что с переживаниями и фобиями можно справляться в более подходящей форме.
  • Улучшит взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.
  • Улучшит свое психоэмоциональное состояние.
  • Сможет применять полученные знания самостоятельно.

Когнитивная психология не ограничивается отработанными техниками, продолжает год от года расти. Критиков у такого подхода немало, но в 90% случаев для быстрого решения проблемы клиенту порекомендуют именно когнитивно-поведенческого терапевта.

Пройти тест на темперамент

Когнитивная психология Солсо — Что такое когнитивная психология?

Оглавление:

Благодаря развитию новых логических инструментов, широкому внедрению компьютеров, применению научных методов в изучении человеческой психологии и культурных обычаев, а также благодаря более полному и точному знанию природы языка и многим открытиям в области строения и работы нервной системы мы достигли более глубокого понимания вопросов, первоначально сформулированных Платоном, Декартом, Кантом и Дарвином.

Хауард Гарднер

Что такое когнитивная психология?

Каковы основные компоненты когнитивной психологии?

Как когнитивная психология стала одним из самых мощных направлений в психологии?

Что такое когнитивная модель и как когнитивные модели использовались для понимания разума?

Как когнитивная нейронаука повлияла на развитие наук о разуме и какие новые направления в изучении познания могли появиться в результате этого влияния?

Как эволюционная когнитивная психология повлияла на концепции познания?

Что такое когнитивная психология?

Когда вы читаете этот вопрос и думаете о нем, вы включаетесь в процесс познания. Когнитивная психология занимается восприятием информации (вы читаете вопрос), пониманием (вы осмысливаете вопрос), мышлением (вы спрашиваете себя, знаете ли вы ответ), а также формулировками и ответами (вы можете сказать: «Когнитивная психология — это изучение мышления»). Познание затрагивает все части перцептивных, мнемических и мыслительных процессов и является важной характеристикой каждого человека.

Когнитивная психология — это научное изучение мыслящего разума; она касается следующих вопросов:

• Как мы обращаем внимание на информацию о мире и собираем ее?

• Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?

• Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения. Взятый нами курс на понимание природы мыслящего разума является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку поставленная нами задача грандиозна, то и направления исследования будут различны; а так как эта тема предполагает рассмотрение человеческого разума с новых позиций, то, вероятно, ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека могут радикально измениться.

В этой главе мы предлагаем вам ознакомиться с общей картиной когнитивной психологии, ее историей, а также теориями, объясняющими, как знания представлены в уме человека.

Прежде чем мы коснемся технических аспектов когнитивной психологии, будет полезно получить некоторое представление о тех предположениях, которые мы делаем в процессе обработки информации. Чтобы продемонстрировать, как мы интерпретируем информацию, рассмотрим обычную ситуацию: водитель спрашивает у полицейского дорогу. Хотя задействованные в этом случае когнитивные процессы могут показаться простыми, в действительности это далеко не так.

Когнитивная психология сегодня

Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:

• «Неудача» бихевиоризма . Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

• Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.

• Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

• Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

• Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов — искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.

• Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способ-

Необходимо отметить, что бихевиоризм оказал существенное влияние на некоторые типы психотерапии, особенно на тот, который стал известен как «модификация поведения», так же как на экспериментальную психологию и операциональные определения

Одним из известных психологов своего времени был Жан Пиаже, описавший процесс формирования у детей различных понятий в период от младенчества до юности. Такое развитие способностей представляется естественным.

От ранних концепций репрезентации знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Эта тема пришла от древнегреческих философов и ученых эпохи Возрождения к современным когнитивным психологам. Но идентичны ли внутренние репрезентации мира его физическим свойствам? Существует все больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности — это не то же самое, что сама внешняя реальность, то есть они не изоморфны. Работа Толмена с лабораторными животными и эксперименты Бартлетта, проведенные с участием людей, заставляют предположить, что информация, полученная от органов чувств, хранится в виде абстрактных репрезентаций. Кроме того, исследования нервной системы ясно показывают, что мы получаем и храним информацию, приходящую из внешнего мира, с помощью нейрохимического кода.

Несколько более аналитический подход к теме когнитивных карт и внутренних репрезентаций избрали Норман и Румельхарт (Norman & Rumelhart, 1975). В одном из экспериментов они попросили студентов, проживающих в общежитии колледжа, нарисовать план своего жилья сверху. Как и ожидалось, студенты смогли идентифицировать рельефные черты архитектурных деталей — расположение комнат, основных удобств и приспособлений. Но были допущены и упущения, и просто ошибки. Многие изобразили балкон вровень с наружной стороной здания, хотя на самом деле он выступал из нее. Из ошибок, допущенных при изображении схемы здания, мы можем многое узнать о внутреннем представлении информации у человека.  

Роберт Солсо

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Взятый нами курс — курс на понимание природы человеческой мысли — является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку это требует очень широкого круга знаний, то и диапазон изучения будет обширен; а поскольку эта тема предполагает рассмотрение человеческой мысли с новых позиций, то вероятно, что и ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека изменятся радикально.

Эта глава названа «Введение»; однако, в некотором смысле вся эта книга есть введение в когнитивную психологию. В этой главе дана общая картина когнитивной психологии, а также рассмотрена ее история и описаны теории, объясняющие, как знания представлены в уме человека. Прежде чем мы коснемся некоторых технических аспектов когнитивной психологии, будет полезно получить некоторое представление о тех предпосылках, на которых мы, люди, основываемся, когда обрабатываем информацию. Чтобы проиллюстрировать, как мы интерпретируем зрительную информацию, рассмотрим пример обычного события: водитель спрашивает у полицейского дорогу. Хотя участвующий здесь когнитивный процесс может показаться простым, на деле это не так.

Водитель: Я не из этого города; не могли бы вы мне сказать, как попасть в «Плати-Пакуй»? Полицейский: А Вам нужны хозяйственные товары или спортивные? У них тут два разных магазина.

В: А-а, м-м-м…

П: Вообще-то это не важно, поскольку они оба находятся напротив друг друга через улицу.

В: Я собственно ищу сантехнику — новое сиденье для унитаза.

П: Ну тогда это у них в хозяйственном.

В: В хозяйственном.

П: Да, в отделе сантехники. Так что… Вы знаете, где цирк?

В: Это то здание с чем-то вроде конуса или это то, которое…

П: Нет, это там, знаете, — эта самая выставочная площадка; ну, помните, там проходила «Экспо-84».

В: А, да, я знаю, где эта выставка.

П: Ну вот, это там, на месте Экспо. Вообще отсюда туда трудно попасть, но если Вы поедете отсюда вниз, проедете по этой улице один светофор, а потом до сигнальной мачты, повернете направо один квартал до следующего светофора, а затем налево через железнодорожный переезд, мимо озера до следующего светофора рядом со старой фабрикой… Знаете, где старая фабрика? В: Это та улица через мост, где указатель одностороннего движения до старой фабрики?

П: Нет, там двустороннее движение.

В: А, это значит другой мост. Ладно, я знаю, какая улица.

П: Вы можете узнать ее по большому плакату, где написано «Если вы потеряли драгоценность, вы никогда ее не возместите. » Что-то в этом роде. Это реклама ночного депозитного отделения. Я его называю «Бозодеп», потому что это в Бозвелловском банке. Короче, Вы едете мимо старой фабрики — это где железные ворота — и поворачиваете налево — нет, направо — потом один квартал налево и Вы на Благодатной. Благодатную улицу вы не пропустите. Это будет по правой стороне на этой улице. В: Да Вы шутите. Я же остановился в мотеле на Благодатной.

П: Да-а?

В: Я поехал не в ту сторону и теперь я на другом конце города. Подумать только, два квартала от моего мотеля! Я мог туда пешком дойти.

П: А в каком Вы мотеле?

В: В Университетском.

П: Ax в Университетском… Что же, Вы не нашли места поприличней?

В: Нет. Но зато там совершенно замечательная библиотека.

П: Хм-м.

+Весь описанный эпизод занял бы не более двух минут, но то количество информации, которую восприняли и проанализировали эти два человека, просто поражает. Как должен психолог рассматривать такой процесс? Один выход — это просто на языке «стимул-реакция» (S-R): например, светофор (стимул) и поворот налево (реакция). Некоторые психологи, особенно представители традиционного бихевиористского подхода уверены, что всю последовательность событий можно адекватно (и гораздо более детально) описать в таких терминах. Однако, хотя эта позиция и привлекает своей простотой, она не в состоянии описать те когнитивные системы, которые участвуют в подобном обмене информацией. Чтобы это сделать, необходимо определить и проанализировать конкретные компоненты когнитивного процесса и затем объединить их в большую когнитивную модель. Именно с такой позиции исследуют сложные проявления человеческого поведения когнитивные психологи. Какие конкретно компоненты выделил бы когнитивный психолог в вышеприведенном эпизоде и как он стал бы их рассматривать? Мы можем начать с некоторых предположений относительно когнитивных характеристик, которыми обладают полицейский и водитель.

Информационный подход

Приведенные положения можно объединить в более крупную систему, или когнитивную модель. Модель, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется МОДЕЛЬЮ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. С самого начала нашего изучения когнитивных моделей важно понять их ограничения. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, — это эвристические построения, используемые для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. Существует тенденция приписывать моделям большую структурную незыблемость, чем это может быть подтверждено эмпирическими данными.

Модель переработки информации полезна для вышеперечисленных задач; однако, чтобы лучше отразить достижения когнитивной психологии, были разработаны и другие модели. С такими альтернативными моделями я буду знакомить вас по мере необходимости. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией. Предполагается, что реакция на событие (например, ответ: «А, да, я знаю, где эта выставка») является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, воспроизведение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания). На каждый этап поступает информация от предыдущего этапа, и затем над ней выполняются свойственные для данного этапа операции. Поскольку все компоненты модели переработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что вся эта последовательность начинается с поступления внешних стимулов1. Эти стимулы — признаки окружения в нашем примере — не представлены непосредственно в голове полицейского, но они преобразуются в значимые символы, в то, что некоторые когнитологи называют «внутренними репрезентациями». На самом нижнем уровне энергия света (или звука), исходящая от воспринимаемого стимула, преобразуется в нервную энергию, которая в свою очередь обрабатывается на вышеописанных гипотетических этапах с тем, чтобы сформировать «внутреннюю репрезентацию» воспринимаемого объекта. Полицейский понимает эту внутреннюю репрезентацию, которая в сочетании с другой контекстуальной информацией дает основу для ответа на вопрос.

+Модель переработки информации породила два важных вопроса, вызвавших значительные споры среди когнитивных психологов: какие этапы проходит информация при обработке? и в каком виде информация представлена в уме человека? Хотя на эти вопросы нет легкого ответа, данная книга по большей части посвящена им обоим, так что их полезно не упустить из виду. Среди прочего когнитивные психологи пытались ответить на эти вопросы путем включения в свои исследования методов и теорий из конкретных психологических дисциплин; некоторые их них описаны ниже.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Как побороть страх
  2. Виды слушания
  3. Противоречия как движущие силы целостного педагогического процесса
  4. Борьба с противоправным поведением — Социальная психология как инструмент борьбы с преступностью
  5. Взаимосвязь уровня депрессии с нарушениями пищевого поведения — Концепция пищевого поведения и основные типы расстройств пищевого поведения
  6. Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании
  7. Психологические проблемы речи
  8. Развитие речи у детей
  9. Психологические проблемы неуспеваемости школьников
  10. Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей

Когнитивная психология — начало

В конце лета 1956 года в студенческом городке Массачусетского технологического института был проведен симпозиум по теории информации. На нем присутствовали многие из ведущих специалистов по теории коммуникации, которые слушали лекции Ноама Хомски, Джерома Брунера, Аллена Ньюэлла, Герберта Саймона, Джорджа Миллера и др. Встреча произвела неизгладимое впечатление на многих ее участников: по общему мнению, в ее ходе создавалось нечто новое, что значительно изменило понимание психических процессов. Размышляя по поводу этой встречи несколько лет спустя, Джордж Миллер (Miller, 1979) написал: «Я уехал с симпозиума с твердым убеждением, больше интуитивным, чем рациональным, что экспериментальная психология человека, теоретическая лингвистика и компьютерное моделирование когнитивных процессов — это части большого целого и что в будущем мы станем свидетелями прогрессивного развития этих отраслей знания и усиления связи между ними… Я работал в когнитивной науке в течение приблизительно двадцати лет, начав свои исследования прежде, чем я узнал, как называть эту науку».

Изменения в американской психологии во второй половине XX столетия были столь глубоки, что их назвали когнитивной революцией.

Рис . 1.4. Модифицированная когнитивная модель Во и Нормана. Адаптировано из: Waugh & Norman, 1965

Вы можете сделать вывод, что в когнитивной психологии изобретение моделей вышло из-под контроля подобно ученику волшебника. Это не совсем верно, ведь задача настолько обширна — необходимо проанализировать, как информация обнаруживается, представляется, преобразуется в знания и как эти знания используются, — что как бы мы ни ограничивали наши концептуальные метафоры упрощенными моделями, нам все равно не удастся исчерпывающим образом разъяснить всю сложную сферу когнитивной психологии.

Эти модели имеют один общий элемент: они основаны на последовательности событий. Предъявляется стимул, мы обнаруживаем его с помощью сенсорной системы, сохраняем его в памяти и реагируем на него. Модели человеческого познания имеют некоторое сходство с последовательными шагами при обработке информации компьютером; действительно, моделирование обработки информации человеком происходило с использованием компьютерной метафоры.

Хотя еще Паскаль, Декарт и другие мыслители мечтали о вычислительных машинах, они были изобретены лишь около 50 лет назад после появления быстродействующих цифровых компьютеров. Эти машины получили большое признание и теперь используются фактически во всех областях современной жизни. Любопытно, что компьютеры стали важным инструментом ученых, изучающих познание; они повлияли на то, как люди рассматривают собственную психику. Первоначально такие устройства предназначались для быстрого выполнения множества сложных математических операций. Однако вскоре обнаружилось, что они могли выполнять функции, напоминающие решение проблем человеком. Это навело на мысль о создании долгожданного интеллектуального робота, и «прекрасный новый мир Олдоса Хаксли» стал более реален, чем казалось ранее. (Для дальнейшего обсуждения темы мыслящих машин обратитесь к заключительной главе этой книги.)

Аллен Ньюэлл (слева) (1927-1992) и Герберт Саймон.

Пионеры в области искусственного интеллекта и «мыслящих машин»

Резюме

Цель этой главы — подготовить почву для восприятия остальной части книги, введя вас в когнитивную психологию. В этой главе обсуждены многие важные аспекты когнитивной психологии. Приведем некоторые из основных:

1. Когнитивная психология изучает процессы приобретения, преобразования, представления, хранения и извлечения из памяти знания, а также то, как эти знания направляют наше внимание и управляют нашими реакциями.

2. Общепринятая модель обработки информации предполагает, что обработка информации происходит в форме последовательности этапов, на каждом из которых выполняется уникальная функция.

3. Модель обработки информации поднимает два следующих вопроса:

4. В когнитивной психологии используются исследования и теоретические подходы основных областей психологии, включая нейронауку, восприятие, распознавание паттернов, внимание и сознание, память, репрезентацию знаний, воображение, язык, психологию развития, мышление и формирование понятий, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

5. Историческими предшественниками современной когнитивной психологии являются греческая философия, эмпиризм XVIII века, структурализм XIX века и неокогнитивная революция, на которую повлияли новые успехи в теории коммуникации, лингвистике, исследованиях памяти и компьютерной технологии.

6. Основная идея когнитивной революции заключается в том, что внутренние процессы рассматриваются как предмет психологии. Это противоречит положению бихевиоризма о том, что истинный предмет психологии — реакции или поведение.

7. Концептуальная наука — полезная метафора, изобретенная людьми для понимания «действительности». Когнитивные психологи строят концептуальные модели с целью создания системы, отражающей характер человеческого восприятия, мышления и понимания мира.

8. Когнитивные модели основаны на наблюдениях, описывающих структуру и процессы познания. Модель может сделать наблюдения более понятными.

9. Модель обработки информации заняла доминирующее положение в когнитивной психологии, но объединение моделей, использующихся в информатике и нейронауке, с моделями когнитивной психологии привело к образованию когнитивной науки.

10. Параллельная распределенная обработка ( PDP ) — это модель познания, в которой информация, как считается, обрабатывается так же, как в нервных сетях. Это предполагает, что нервная обработка происходит одновременно в различных областях с простыми связями, которые либо усиливаются, либо ослабляются.

11. Эволюционная когнитивная психология — это подход к познанию, использующий эволюционную психологию и биологическую психологию в единой системе знаний.

Как ученые изучают разум

Автор Candina Jordan

В этой статье

  • Чем занимается когнитивный психолог?
  • История когнитивной психологии
  • Примеры когнитивной психологии
  • Когнитивная психология Перспективы на практике
  • Карьера в когнитивной психологии

Когнитивная психология — это раздел психологии, посвященный изучению того, как люди думают. Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

Чем занимается когнитивный психолог?

Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

  • Тревожные расстройства
  • Академическая эффективность
  • расстройства личности
  • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕРСОВОСТИ
  • Депрессивные расстройства
  • Проблемы с отношениями
  • Спектр аутистического спектра
  • . популярность в 1950–1970-х годах, когда исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

    Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

    Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете, существует внутренний процесс.

    Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

    Примеры когнитивной психологии

    Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

    Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

    Кратковременная память. Возможно, ваша кратковременная память намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

    Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

    Перспективы когнитивной психологии на практике

    Перспективы когнитивной психологии можно использовать для улучшения многих областей жизни, в том числе способов обучения детей. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований по когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

    Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. Хотя большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

    Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

    • Практика припоминания, позволяющая быстро вспоминать информацию, которую вы изучаете
    • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

    Карьера в области когнитивной психологии

    Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например:  9

  • Проблемы с памятью
  • Сенсорные проблемы степень. Большинство исследований, проводимых людьми со степенью магистра, контролируются когнитивными психологами с докторскими степенями.

    Как ученые изучают разум

    Автор Кандина Джордан

    В этой статье

    • Чем занимается когнитивный психолог?
    • История когнитивной психологии
    • Примеры когнитивной психологии
    • Когнитивная психология Перспективы на практике
    • Карьера в когнитивной психологии

    Когнитивная психология — это раздел психологии, посвященный изучению того, как люди думают. Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

    Чем занимается когнитивный психолог?

    Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

    Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

    • Тревожные расстройства
    • Академическая эффективность
    • расстройства личности
    • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕРСОВОСТИ
    • Депрессивные расстройства
    • Проблемы с отношениями
    • Спектр аутистического спектра
    • . популярность в 1950–1970-х годах, когда исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

      Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

      Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете, существует внутренний процесс.

      Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

      Примеры когнитивной психологии

      Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

      Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

      Кратковременная память. Возможно, ваша кратковременная память намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

      Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

      Перспективы когнитивной психологии на практике

      Перспективы когнитивной психологии можно использовать для улучшения многих областей жизни, в том числе способов обучения детей. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований по когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

      Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. Хотя большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

      Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

      • Практика припоминания, позволяющая быстро вспоминать информацию, которую вы изучаете
      • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

      Карьера в области когнитивной психологии

      Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например:  9

    • Проблемы с памятью
    • Сенсорные проблемы степень. Большинство исследований, проводимых людьми со степенью магистра, контролируются когнитивными психологами с докторскими степенями.

      Как стать когнитивным психологом [Обзор работы и зарплаты]

      Человеческий разум представляет собой захватывающую сеть мыслей, воспоминаний и восприятий. Когнитивные психологи изучают, как эти психические процессы могут влиять на поведение.

      Карьера в области когнитивной психологии дает возможность узнать, как работает разум. Они также дают возможность разработать новые методы лечения психических заболеваний. В этом руководстве объясняется, как стать когнитивным психологом, включая необходимые образование, опыт и навыки.

      Что такое когнитивная психология?

      Когнитивная психология изучает психические процессы, включая память, внимание, восприятие и языковую обработку, а также то, как они влияют на поведение человека.

      Когнитивные психологи разрабатывают стратегии помощи людям, которые испытывают трудности с одним или несколькими из этих процессов. Они работают с людьми с болезнью Альцгеймера, травмами головного мозга, нарушениями обучаемости и нарушениями развития, такими как аутизм.

      Вакансии в области когнитивной психологии существуют в исследовательских центрах, университетах, медицинских и психиатрических клиниках.

      Зарплата в области когнитивной психологии

      По данным Бюро статистики труда США (BLS), средняя годовая заработная плата психологов в мае 2020 года составляла 82 180 долларов. Однако это число включает всех психологов и не описывает конкретно заработную плату когнитивных психологов.

      Психологи
      Самые низкие 10% Средняя годовая зарплата Самый высокий 10% Прогнозируемые темпы роста (2020-2030 гг.)
      46 270 долл. США $82 180 137 590 долларов США 8%
      Источник : BLS

      Популярные онлайн-программы по психологии

      Как мне стать когнитивным психологом?

      Шаги к тому, чтобы стать когнитивным психологом, включают получение степени бакалавра в области психологии или смежной области, степени магистра в области психологии и факультативной докторской степени с опытом работы под наблюдением.

      Выпускники затем могут получить государственную лицензию или сертификацию, а затем, при желании, сертификацию совета. Весь процесс может занять до 10 лет.

      Обучение когнитивных психологов

      Будущие когнитивные психологи должны получить четырехлетнюю степень бакалавра в области психологии или смежной области, прежде чем получить степень магистра психологии. Некоторые люди решают остановиться на этом, в то время как другие предпочитают получить докторскую степень.

      Хотя возможности карьерного роста для обладателей степени магистра существуют, в большинстве штатов требуется наличие докторской степени для подачи заявления на получение лицензии и сдачи экзамена на профессиональную практику в области психологии (EPPP). Рекомендуется сначала проверить требования вашего штата к образованию и лицензированию, чтобы убедиться, что вы находитесь на правильном образовательном пути.

      Требования к кандидатам на докторские программы по психологии могут включать в себя определенный средний балл или результаты экзаменов на выпускных экзаменах, рекомендательные письма и стенограммы университета.

      Кандидаты в докторантуру проходят стажировки или практикумы, чтобы получить практический опыт, и студентам, возможно, потребуется разработать диссертацию для получения диплома.

      Лицензия для когнитивных психологов

      Во многих штатах требуется, чтобы лицензированные когнитивные психологи получали степень по программе, аккредитованной Американской психологической ассоциацией (APA). Они также должны пройти контролируемые часы, практикум или стажировку.

      Кандидаты также должны сдать экзамен EPPP, а иногда и экзамен по профессиональным стандартам.

      Однако государственные нормативы часто различаются. Вы должны ознакомиться с требованиями лицензирования и сертификации вашего штата. Например, лицензионные требования в Иллинойсе включают докторскую степень в области клинической, школьной или консультационной психологии и сдачу экзамена EPPP.

      Также полезно изучить статус взаимности вашей лицензии, если вы, возможно, переезжаете в другой штат.

      Сертификация

      для когнитивных психологов

      Американский совет профессиональной психологии (ABPP) использует сертификацию совета, чтобы убедиться, что психолог компетентен в своей специальности. Кандидаты должны иметь государственную лицензию, прежде чем подавать заявку на сертификацию совета директоров.

      Шаги для подачи заявки включают:

      • Рассмотрение ABPP и специальных требований
      • Заполнение заявки
      • Загрузка необходимых документов
      • Оплата регистрационного сбора

      После того, как совет рассмотрит все материалы, вы можете получить право сдавать письменный экзамен, за которым следует устный экзамен.

      Сертификация Совета

      не является обязательной, но некоторые медицинские учреждения могут потребовать ее при приеме на работу. Кроме того, сертификация совета может привести к более высокой заработной плате в определенных условиях практики.

      Если вы решите переехать, ваша сертификация совета директоров может иметь взаимное значение в других штатах. Однако вам может потребоваться предоставить некоторую документацию для соответствия требованиям вашего нового штата.

      Предпрофессиональный опыт для когнитивных психологов

      Аспиранты начинают или завершают контролируемый клинический опыт, необходимый для получения лицензии, участвуя в стажировках или практических занятиях, таких как практические занятия. Стажеры часто выполняют более независимые обязанности, в то время как практика обычно предполагает тесное сотрудничество с психологом.

      Навыки и опыт, которые могут вам понадобиться перед началом предпрофессиональной подготовки, включают:

      • Понимание профессиональных ценностей, таких как честность и ответственность
      • Профессиональное поведение
      • Подотчетность и надежность
      • Потребность защищать благополучие других

      Во время практики или стажировки вы можете работать с людьми в психиатрических клиниках, общественных центрах психического здоровья, частной практике или университетских консультационных центрах. Вы также можете принять участие в различных клинических экспериментах и ​​стать свидетелями различных состояний психического здоровья.

      Часто задаваемые вопросы

      Сколько времени нужно, чтобы стать когнитивным психологом?

      Обычно требуется 6-10 лет, чтобы стать лицензированным когнитивным психологом.

      Как выбрать правильную программу когнитивной психологии?

      Ищите школы, которые предлагают программы, аккредитованные APA. Посещение учреждений, занимающихся психологическими исследованиями, может расширить возможности трудоустройства.

      Могу ли я получить степень по когнитивной психологии онлайн?

      Из-за практического подхода большинства докторских программ трудно получить докторскую степень по когнитивной психологии полностью онлайн. Однако некоторые колледжи предлагают гибридные программы бакалавриата или магистратуры.

      Чем занимается когнитивный психолог?

      Повседневный опыт когнитивных психологов зависит от условий их работы. Многие работают в сфере исследований. Другие консультируют судебную систему, становятся профессорами или лекторами или открывают частную практику. Новые роли в сфере промышленной и организационной психологии открывают новые захватывающие возможности.

      Как когнитивный психолог, вы можете помочь в разработке новых теорий с помощью исследований. Вы можете находить и проводить новые оценки психического здоровья и методы лечения или напрямую помогать людям с психическими заболеваниями. Вы также можете исследовать новые методы лечения людей с черепно-мозговой травмой и нейродегенеративными расстройствами.

      Вы можете тесно сотрудничать с учеными, школьным персоналом, пациентами, правоохранительными органами, владельцами бизнеса и командами крупных компаний. Ежедневные обязанности зависят от вашей роли и могут включать проведение исследований в исследовательской лаборатории, общение с пациентами и их семьями или чтение лекций на конференциях.

      Когнитивные психологи находятся на переднем крае исследования внутренней работы человеческого разума и процессов, которые могут заставить людей вести себя определенным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *