Что такое когнитивность в психологии – Когнитивная психология — Википедия

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ это что такое КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: определение — Педагогика.НЭС

Психология когнитивная

направление в психологии XX в., задачей к-poro является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

Когнитивная психология

лат. – знание, познание) – одна из ветвей современной психологии, занимающаяся изучением различных аспектов мыслительной деятельности человека. Когнитивная психология исследует умственные способности, зарождение мысли и языковых явлений, формирование сознания в его связи с языком. Когнитивная психология имеет комплексный характер. Она интегрирует в себе и собственно психологию, и теорию информации, и все, что связано с искусственным интеллектом и др. Данные когнитивной психологии широко используются в дидактике и методиках обучения.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

одно из ведущих направлений в современной психологии, основной областью исследования которого являются познавательные процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и познавательное развитие. Все формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации; человеческий организм представляется системой, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Когнитивная психология возникла в 60-е гг. в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Когнитивная психология

возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века в США. Первоначально главной задачей К.п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Брод -бент, С. Стернберг). Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т.ч. кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследования привела к пониманию К.п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Оцените определение:

didacts.ru

Когда вы читаете этот вопрос и думаете о нем, вы включаетесь в

Когда вы читаете этот вопрос и думаете о нем, вы включаетесь в процесс познания. Когнитивная психология занимается восприятием информации (вы читаете вопрос), пониманием (вы осмысливаете вопрос), мышлением (вы спрашиваете себя, знаете ли вы ответ), а также формулировками и ответами (вы можете сказать: «Когнитивная психология — это изучение мышления»). Познание затрагивает все части перцептивных, мнемических и мыслительных процессов и является важной характеристикой каждого человека.

Когнитивная психология — это научное изучение мыслящего разума; она касается следующих вопросов:

• Как мы обращаем внимание на информацию о мире и собираем ее?

• Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?

• Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения. Взятый нами курс на понимание природы мыслящего разума является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку поставленная нами задача грандиозна, то и направления исследования будут различны; а так как эта тема предполагает рассмотрение человеческого разума с новых позиций, то, вероятно, ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека могут радикально измениться.

В этой главе мы предлагаем вам ознакомиться с общей картиной когнитивной психологии, ее историей, а также теориями, объясняющими, как знания представлены в уме человека.

Прежде чем мы коснемся технических аспектов когнитивной психологии, будет полезно получить некоторое представление о тех предположениях, которые мы делаем в процессе обработки информации. Чтобы продемонстрировать, как мы интерпретируем информацию, рассмотрим обычную ситуацию: водитель спрашивает у полицейского дорогу. Хотя задействованные в этом случае когнитивные процессы могут показаться простыми, в действительности это далеко не так.

Водитель: Я недавно переехал и плохо знаю город; вы не подскажете, как попасть в «Робби Роботленд»?

Полицейский: А вам нужны видеоигры или компьютеры? У них тут два разных магазина.

В.: А-а, м-м-м…

П.: Вообще-то это не важно, поскольку они находятся друг против друга, через улицу.

В.: Я, собственно, ищу одну программу, знаете, из тех, что помогают решать задачи.

П.: Ну, тогда это у них в компьютерном магазине.

В.: В компьютерном?

Что такое когнитивная психология?

П.: Да, в отделе программного обеспечения. Так что… вы знаете, где цирк?

В.: Это то здание с чем-то вроде конуса или это то, которое…

П.: Нет, но вы знаете, где это — тот самый выставочный павильон; ну, помните, там проходила выставка «Экспо» в 1988 году.

В.: А, да, я знаю, где эта выставка.

П.: Ну вот, это там, на месте «Экспо». Вообще отсюда туда трудно попасть, но если вы поедете вниз, проедете по этой улице один светофор, а потом — до сигнальной мачты, повернете направо и проедете один квартал до следующего светофора, а затем налево через железнодорожный переезд, мимо озера до следующего светофора рядом со старой фабрикой…

Знаете, где старая фабрика?

В.: Это та улица через мост, где указатель одностороннего движения до старой фабрики?

П.: Нет, там двустороннее движение.

В.: А, это значит другой мост. Ладно, я знаю, какая улица…

П.: Вы можете узнать ее по большому плакату, где написано: «Если вы потеряли бриллиант, вы ничем его не замените». Что-то в этом роде. Это реклама ночного банка-депозитария. Я его называю «Бозодеп», потому что это в Бозвелловском банке. Короче, вы едете мимо старой фабрики — это где ресторан «Ла Страда» — и поворачиваете налево — нет, направо — потом один квартал налево, и вы на Вирджиния-стрит. Вирджиния-стрит вы не пропустите. Это будет по правой стороне на этой улице. В.: Да вы шутите! Я же остановился в мотеле на Вирджиния-стрит. П.: Да-а?

В.: Я поехал не в ту сторону, и теперь я на другом конце города. Подумать только, два

квартала от моего мотеля! Я мог туда пешком дойти.

П.: А в каком вы мотеле?

В.: В Оксфордском.

П.: О, в самом деле?

В.: Ну, это не высший класс, но зато там просто замечательная библиотека.

П.: Хм-м.

• На каждом этапе происходит уникальная обработка поступающей информации. Возможная реакция (например: «А, я знаю, где эта выставка») является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания).

• Информация передается с предыдущего этапа на последующий, где она подвергается воздействию свойственных данному этапу операций. Поскольку все компоненты модели обработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что данная последовательность начинается с поступления внешних стимулов.

Эти частички информации — признаки окружения в нашем примере — не представлены непосредственно в голове полицейского, но они преобразуются в нейроструктуры и значимые символы; некоторые когнитивные психологи называют их внутренними репрезентациями. На самом нижнем уровне энергия света (или звука), исходящая от воспринимаемого стимула, преобразуется в нервную энергию, которая, в свою очередь, обрабатывается на вышеописанных гипотетических этапах, с тем чтобы сформировать внутреннюю репрезентацию воспринимаемого объекта. Полицейский понимает эту внутреннюю репрезентацию, которая в сочетании с другой контекстуальной информацией дает основу для ответа на вопрос водителя.

Модель обработки информации породила два важных вопроса, вызвавших значительные споры среди когнитивных психологов:

• Какие этапы проходит информация при обработке?

• В каком виде информация представлена в уме человека?

Хотя ответить на эти вопросы непросто, значительная часть нашей книги посвящена поиску ответа на них, так что не будем упускать их из виду. Когнитивные психологи, стремясь ответить на эти вопросы, включали в свои исследования методы и теории из конкретных психологических дисциплин; некоторые их них описаны ниже.

psihologia.biz

Когнитивный подход - это, определение слова, понятие. Что такое Когнитивный подход, значение, словарь, энциклопедия

Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах. Еще в доэкспериментальный период в рамках ассоцианистской психологии предполагалось, что психическая жизнь человека определяется совокупностью элементов представлений о мире, находящихся в определенный момент в сознании. Ранняя интроспекционистская экспериментальная психология в целом также разделяла эти положения и пыталась их уточнить и эмпирически проверить. Однако бихевиористская революция вместе с интроспективным методом отбросила как ненаучную и идею "внутреннего" образа, или представления, направляющего поведение. Бихевиоризм вытеснил интроспекционистские направления и господствовал в американской психологии с 1920-х по 1960-е гг., однако наряду с ним существовали и "менталистские" направления, такие как гештальтизм, направления, связанные с идеями школы Ж. Пиаже и нерефлексологические течения психологии советского периода. Трудности объяснения ряда поведенческих явлений на основе схемы "стимул— реакция" побудили некоторых представителей бихевиоризма ввести в свои объяснительные схемы промежуточные переменные, такие как "когнитивные карты" (Э. Толмен). Хотя такого рода промежуточные переменные и описывают структуры репрезентации, они интерпретировались операционалистически, т. е. вводились как переменные, описывающие закономерности поведения. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. психологи, вдохновленные успехами в области создания компьютеров, начали интенсивно исследовать процессы переработки информации человеком и предлагать для их объяснения модели, построенные на компьютерной метафоре. Так зародился информационный подход, ставший наиболее распространенным и "прототипическим" вариантом К. п. Первые работы, выполненные в рамках информационного подхода, создали впечатление открывающихся новых возможностей и больших перспектив.

Стало быстро возрастать число работ, посвященных анализу познавательных процессов, в то время как бихевиористские исследования поведения, обучения, обусловливания пошли на спад. В результате развернувшихся в основном в США дискуссий между сторонниками бихевиоризма и нарождающихся когнитивных направлений произошло изменение общего облика науки, которое трактуется некоторыми методологами науки в духе Т. Куна как "когнитивистская революция". Характерными чертами информационного подхода является моделирование познавательных процессов в терминах процессов переработки и хранения информации по аналогии с компьютерными устройствами. Сильной стороной информационного подхода является точность и конкретность теоретических описаний, что позволяет легко верифицировать модели и приближает исследования представителей информационного подхода к идеалу "точной" науки. Вместе с тем требование точности моделирования часто, если не всегда, вынуждает упрощать модели и отказываться от описания сложных феноменов. Кроме того, представителей информационного подхода иногда упрекают за уподобление человека компьютеру и игнорирование особенностей человеческой психики. Наиболее распространенным и классическим вариантом информационного подхода является символический подход, который понимает когнитивную систему человека как оперирование над дискретными элементами информации — символами. Более новым и пока менее распространенным направлением является коннекционизм, описывающий когнитивную систему в виде сети взаимосвязанных элементов. Информационный подход в психологии близко взаимодействует с исследованиями в области искусственного интеллекта и нейронауками. Однако в отличие от искусственного интеллекта его основу составляет экспериментальный метод, а в отличие от нейронауки для него не является обязательным, чтобы вводимые им элементы когнитивной системы соответствовали физиологическому субстрату. Хотя информационный подход и является важной составной частью К. п., отождествление их неправомерно.

Когнитивным в смысле использования представления в качестве объяснительного принципа являются, например, пиажеанский или неоструктуралистский подходы, а также ряд других. К. п. зародился в области исследования познавательных процессов, что привело к образованию когнитивной психологии. Однако он постепенно проник и в другие области и в настоящее время является доминирующим практически во всей западной психологии. Так, в социальной психологии благодаря вышедшей из гештальтпсихологии школе К. Левина еще издавна когнитивные принципы были введены в ряд существенных областей. Со временем их применение еще больше расширилось: например, Г. Тэджфел и Дж. Тернер распространили их на сферу межгрупповых отношений. В результате сегодня, например, во Франции примерно половина статей по социальной психологии посвящена проблемам социальной когниции. Подобным образом обстоит дело и в психологии мотивации, возрастной психологии, экспериментальной дидактике, психологии труда (когнитивной эргономике), патопсихологии и т. д.

Д.В. Ушаков


Поделиться:

www.insai.ru

Когнитивная психология

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму. Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств. Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

Когнитивная психология - основные положения

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, память, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, мышление, интеллект человека.

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач. Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию. Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения. Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым ,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые. Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

 

kak-bog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о