Что такое культура, виды культуры, определение
Содержание статьи
- Что такое культура: определение, значение
- Виды культуры
- Основные признаки
- Читайте также
- Церковь и культура. Видео
Что такое культура: определение, значение
У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.
Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова
культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Виды культуры
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
Жизненные ценности
Нормы поведения
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
- культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
- культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
- культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
- культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
- культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
- культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
- культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
- культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
- культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
- культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
- культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
- культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
- культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
Читайте также
- О культуре
- Культура неприязни
- Церковь и культура: традиция и консерватизм
Церковь и культура. Видео
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 373» г. Новосибирска |
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующими поколениями
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Родная культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора на детей трудно переоценить. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Современные дети живут в то время, когда русская культура испытывает влияние извне. Доступность и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста использовать народное творчество в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора, ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи и письма.
Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.
Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.
Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.
Народные праздники в нашем детском саду проводятся регулярно. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала».
В этом году в нашем саду успешно реализуется проект «Народный месяцеслов», основная цель которого – показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций. Календарные развлечения проходят ежемесячно в форме музыкально-литературных композиций.
Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, русских народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории русских гуляний, ярмарках, иллюстрируются мультимедийными презентациями. Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки, которые собраны в музее «Русская изба». На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовёнок Кузя, рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари. Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала. Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами, появление взрослых героев (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.
Содержание проекта построено во взаимодействии со всеми образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО. Подготовка к праздникам осуществляется на музыкальных занятиях, физкультурных, занятиях с логопедом. Воспитатели групп к каждому празднику проводят выставки детских работ, создают поделки по теме праздника, изготавливают атрибуты и декорации. Необходимо максимально активно привлечь всех детей в народном празднике.
Развлечения распределены по месяцам, начиная с сентября, который является началом осени и началом учебного года. Музыкально-литературные композиции проводятся в конце каждого месяца. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от содержания праздника. Каждый праздник содержит наиболее яркие и познавательные даты, обряды, традиции.
При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Русская изба». Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Русские народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.
Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют в реализации этого проекта, помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствием участвуют в театрализации действия. На эти праздники приглашаются дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.
Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя великой русской культуры.
Количество просмотров: 8703 |
Факты о культуре для детей
Детская энциклопедия Факты
Тайский народный танцор
Культура — это слово, обозначающее «образ жизни» групп людей, то есть то, как они что-то делают. Разные группы могут иметь разные культуры. Культура передается следующему поколению путем обучения, тогда как генетика передается по наследству. Культура проявляется в письме людей, религии, музыке, одежде, кулинарии и в том, что они делают.
Понятие «культура» очень сложное, и у этого слова много значений. Слово «культура» чаще всего используется в трех смыслах.
- Превосходство вкуса в изобразительном искусстве и гуманитарных науках, также известное как высокая культура .
- Интегрированная модель человеческих знаний, убеждений и поведения.
- Мировоззрение, взгляды, ценности, мораль, цели и обычаи, разделяемые обществом.
В самом широком смысле «культура» включает в себя все человеческие явления, которые не являются чисто результатом человеческой генетики. Дисциплина, изучающая культуры, называется антропологией, хотя и многие другие дисциплины играют определенную роль.
Содержание
- Национальные культуры
- Региональные или нерегиональные культуры
- Корпоративная культура
- Антропология
- Связанные страницы
- Веб-сайт
- Картинки для детей
Национальные культуры
Культуры делают страны уникальными. В каждой стране есть свои культурные мероприятия и культурные ритуалы. Культура включает в себя материальные блага, то, что люди используют и производят. Культура – это также убеждения и ценности людей и то, как они думают и понимают мир и свою собственную жизнь.
В разных странах разные культуры. Например, некоторые пожилые японцы носят кимоно, расставляют цветы в вазах и проводят чайные церемонии. Некоторые страны выступают против некоторых вещей в своей культуре, таких как дискриминация или религия.
Региональные или нерегиональные культуры
Культура также может различаться в пределах региона, общества или подгруппы. Рабочее место может иметь определенную культуру, которая отличает его от аналогичных рабочих мест. Регион страны может иметь культуру, отличную от остальной части страны. Например, в большой стране, такой как Китай или Канада, регион может иметь особую манеру речи, разные типы музыки и разные типы танцев.
О группе, которая действует или говорит иначе, можно сказать, что она является субкультурой или имеет ее.
Культура компании
Компании или другие организации (группы людей) могут иметь отдельную культуру. Японские производственные компании часто имеют культуру, отличную от западных компаний; рабочий день начинается с физических упражнений, и работники очень лояльны к компании.
Компании сектора высоких технологий часто имеют иную культуру, чем другие компании. Компании, производящие программное обеспечение и компьютеры, иногда позволяют сотрудникам играть в игры в течение рабочего дня или брать отгулы, чтобы расслабиться, потому что эти компании считают, что это поможет работникам лучше думать.
Антропология
Антропология изучает людей и то, как они относятся друг к другу. Антрополог — человек, изучающий антропологию. Антропологи изучают, как культура формирует людей и их жизнь. Культуры постоянно меняются по мере того, как люди переезжают и общаются с новыми группами людей.
Например, иммигранты (люди, переезжающие из одной страны в другую) могут сохранить некоторые обычаи и традиции своей старой страны. Сохраняя свою культуру таким образом, они приносят частички своей культуры в новое место, где другие начинают испытывать ее.
Связанные страницы
- Традиция
- Пакт Рериха
- Образ жизни
- Фольклор
Веб-сайт
Картинки для детей
The Beatles продемонстрировали динамику изменения культуры не только в музыке, но и в моде и образе жизни. Спустя более полувека после их появления они продолжают оказывать культурное влияние во всем мире.
Гравюра XIX века, изображающая коренных жителей Австралии, выступающих против прибытия капитана Джеймса Кука в 1770 году
Ассирийский ребенок в традиционной одежде.
Портрет туркменки в профиль в полный рост, стоящей на ковре у входа в юрту, одетой в национальную одежду и украшения
Иоганн Гердер обратил внимание на национальные культуры.
Адольф Бастиан разработал универсальную модель культуры.
Британский поэт и критик Мэтью Арнольд рассматривал «культуру» как культивирование гуманистического идеала.
Британский антрополог Эдвард Тайлор был одним из первых англоязычных ученых, использовавших термин «культура» в всеобъемлющем и универсальном смысле.
Петроглифы в современном Гобустане, Азербайджан, датируемые 10 000 г. до н.э. и свидетельствующие о процветании культуры
Пример фольклорного танца в Колумбии.
Новруз – хороший образец народной и фольклорной культуры, который празднуется людьми более чем в 22 странах, принадлежащих к разным нациям и религиям, в 1 день весны. Он отмечается различными сообществами уже более 7000 лет 9.0003
Метрополитен-музей на Манхэттене. Визуальное искусство является одним из проявлений культуры.
Когнитивные инструменты предлагают людям из определенной культуры способ решения реальных жизненных проблем, например Suanpan для китайцев для выполнения математических вычислений
Миссия Blue Shield International по установлению фактов в Египте во время революции 2011 года для защиты культурных ценностей.
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Цитируйте эту статью:
Факты о культуре для детей. Энциклопедия Киддла.
Факты о культуре для детей
Детская энциклопедия Факты
Тайский народный танцор
Культура — это слово, обозначающее «образ жизни» групп людей, то есть то, как они что-то делают. Разные группы могут иметь разные культуры. Культура передается следующему поколению путем обучения, тогда как генетика передается по наследству. Культура проявляется в письме людей, религии, музыке, одежде, кулинарии и в том, что они делают.
Понятие «культура» очень сложное, и у этого слова много значений. Слово «культура» чаще всего используется в трех смыслах.
- Превосходство вкуса в изобразительном искусстве и гуманитарных науках, также известное как высокая культура .
- Интегрированная модель человеческих знаний, убеждений и поведения.
- Мировоззрение, взгляды, ценности, мораль, цели и обычаи, разделяемые обществом.
В самом широком смысле «культура» включает в себя все человеческие явления, которые не являются чисто результатом человеческой генетики. Дисциплина, изучающая культуры, называется антропологией, хотя и многие другие дисциплины играют определенную роль.
Содержание
- Национальные культуры
- Региональные или нерегиональные культуры
- Корпоративная культура
- Антропология
- Связанные страницы
- Веб-сайт
- Картинки для детей
Национальные культуры
Культуры делают страны уникальными. В каждой стране есть свои культурные мероприятия и культурные ритуалы. Культура включает в себя материальные блага, то, что люди используют и производят. Культура – это также убеждения и ценности людей и то, как они думают и понимают мир и свою собственную жизнь.
В разных странах разные культуры. Например, некоторые пожилые японцы носят кимоно, расставляют цветы в вазах и проводят чайные церемонии. Некоторые страны выступают против некоторых вещей в своей культуре, таких как дискриминация или религия.
Региональные или нерегиональные культуры
Культура также может различаться в пределах региона, общества или подгруппы. Рабочее место может иметь определенную культуру, которая отличает его от аналогичных рабочих мест. Регион страны может иметь культуру, отличную от остальной части страны. Например, в большой стране, такой как Китай или Канада, регион может иметь особую манеру речи, разные типы музыки и разные типы танцев.
О группе, которая действует или говорит иначе, можно сказать, что она является субкультурой или имеет ее.
Культура компании
Компании или другие организации (группы людей) могут иметь отдельную культуру. Японские производственные компании часто имеют культуру, отличную от западных компаний; рабочий день начинается с физических упражнений, и работники очень лояльны к компании.
Компании сектора высоких технологий часто имеют иную культуру, чем другие компании. Компании, производящие программное обеспечение и компьютеры, иногда позволяют сотрудникам играть в игры в течение рабочего дня или брать отгулы, чтобы расслабиться, потому что эти компании считают, что это поможет работникам лучше думать.
Антропология
Антропология изучает людей и то, как они относятся друг к другу. Антрополог — человек, изучающий антропологию. Антропологи изучают, как культура формирует людей и их жизнь. Культуры постоянно меняются по мере того, как люди переезжают и общаются с новыми группами людей.
Например, иммигранты (люди, переезжающие из одной страны в другую) могут сохранить некоторые обычаи и традиции своей старой страны. Сохраняя свою культуру таким образом, они приносят частички своей культуры в новое место, где другие начинают испытывать ее.
Связанные страницы
- Традиция
- Пакт Рериха
- Образ жизни
- Фольклор
Веб-сайт
Картинки для детей
The Beatles продемонстрировали динамику изменения культуры не только в музыке, но и в моде и образе жизни. Спустя более полувека после их появления они продолжают оказывать культурное влияние во всем мире.
Гравюра XIX века, изображающая коренных жителей Австралии, выступающих против прибытия капитана Джеймса Кука в 1770 году
Ассирийский ребенок в традиционной одежде.
Портрет туркменки в профиль в полный рост, стоящей на ковре у входа в юрту, одетой в национальную одежду и украшения
Иоганн Гердер обратил внимание на национальные культуры.
Адольф Бастиан разработал универсальную модель культуры.
Британский поэт и критик Мэтью Арнольд рассматривал «культуру» как культивирование гуманистического идеала.
Британский антрополог Эдвард Тайлор был одним из первых англоязычных ученых, использовавших термин «культура» в всеобъемлющем и универсальном смысле.
Петроглифы в современном Гобустане, Азербайджан, датируемые 10 000 г. до н.э. и свидетельствующие о процветании культуры
Пример фольклорного танца в Колумбии.
Новруз – хороший образец народной и фольклорной культуры, который празднуется людьми более чем в 22 странах, принадлежащих к разным нациям и религиям, в 1 день весны. Он отмечается различными сообществами уже более 7000 лет 9.0003
Метрополитен-музей на Манхэттене. Визуальное искусство является одним из проявлений культуры.
Когнитивные инструменты предлагают людям из определенной культуры способ решения реальных жизненных проблем, например Suanpan для китайцев для выполнения математических вычислений
Миссия Blue Shield International по установлению фактов в Египте во время революции 2011 года для защиты культурных ценностей.
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное.