Классный час «Что такое культура»
классный час в начальной школе по теме: что такое культура?
Цели:
Знакомство с понятием «Культура» культура мира
Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.
Расширение исторических знаний и представлений учащихся
Воспитание интереса к культуре России
Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса к культуре России
2. Формировать нравственные и патриотические качества
Методы и приемы:
1.Словесный: объяснение, рассказ, беседа, диалог, дискуссия
2. Наглядный: демонстрация презентации, плакат с секторами
Форма педагогического общения: диалог
Форма деятельности учащихся: коллективная.
Ход работы
Учитель просит учащихся протянуть ладонь, под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине.
Классный руководитель: Ребята, рассмотрите внимательно горошинку и скажите, на что она похожа?
Если внимательно посмотреть, то горошину можно сравнить с нашей планетой, именно такой земля видится из космоса.
— Поразмышляйте, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.
— Рассмотрите схему, обратите внимание на сектор со словом «Я» и расскажите о том, как каждому из вас живётся на Земле.
— Ребята, а кто из вас знает, сколько таких “Я” живет на Земле?
— На нашей планете около семи миллиардов жителей. Посмотрите. Как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше. Давайте поразмышляем над вопросом: “ Кто я? Что во мне хорошего?”
Дети раскрашивают оценочный лист «Какой я»
У: Представьте себе, что к вам в поселок приехали ребята из другой страны, что вы о себе расскажите?
Идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть хорошее в себе и окружающих людях.
Может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой?
А теперь давайте откроем второй сектор. слово «Природа»
Какое там слово?
— Посмотрите на горошину. Подумайте о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?
Без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, и не берегут окружающую природу.
— Поразмышляйте о том, каким должен быть человек, способный сохранить все живое на Земле?
Классный руководитель: Сберечь Землю сможет только человек знающий и образованный, добрый и внимательный.
У: Ребята, из букв соберите слово, что получилось? (культура)
Да, мы попали в мир культуры
— Мы в жизни часто слышим культурный человек, бескультурный, бескультурье.
Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура…
Как вы понимаете это слово? (посмотрим в толковых словарях)
У: Давйте посмотрим, что об этом говорят великие люди:Лихачев, Экзюпери и конечно Николай Рерих.
В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвещение».
Культура поведения
навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.
Культура речи —
умение человека правильно говорить.
Правовая культура —
знание человеком законов и умение ими пользоваться.
Культура охватывает все области человеческой жизни:
(физика, химия, биология , астрономия раскрывают перед человеком премудрость Творца в устроении мира.
культура передается через поколения в народных традициях
Откройте третий сектор «Люди»
Какие народы живут в России?
У каждого народа своя культура. Их более 150, посмотрите на фото и скажите, чем один народ отличается от другого.
Язык.
Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский)
А как культурно говорить на русском языке?
2. Народный костюм.
У каждого народа свой костюм. Вот русский народный костюм.
Где его сейчас можно увидеть? (На праздниках, в музеях)
Что значит, для всех народов сейчас культурно одеваться? (Опрятно, на каждый случай своя одежда, в школу – форма)
3. Устное народное творчество.
Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё.
-Кому в семье рассказывают сказки?
— А у других народов есть свои сказки? Кроме сказок, что ещё народ мог сочинить? (Песни, загадки, потешки и т.д.) Послушаем колыбельную песню. Какие вы знаете колыбельные?
Вспомните народные промыслы.
-Конечно, в культуру России входят не только народные сказания, но и самые лучшие произведения писателей, которые известны во всём мире, например, Пушкин А.С.
-Как вы думаете, можно ли назвать человека культурным, если он не читает книги? Почему?
4.Праздники (обычаи, традиции)
-Угадайте по фото, какой это праздник? (масленица)
У: Какие народные традиции вы знаете?
У: Откуда вы знаете народные традиции?
-Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники.
— Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы)
— Как вы отмечаете праздники дома?
ВЫВОД: Что передают традиции?
Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создает какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги…
Все это остается в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны.
Игра «Полезное для культуры России» Что бы вы выбросили в корзину?
Культура создает «мосты» между людьми, между их душами.
Вывод: человек создает культуру, а культура формирует человека.
Лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Классный руководитель переворачивает круг и просит детей прочитать открывшееся слово “Мир”.
Классный руководитель: Да, это, действительно, наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. Давайте посмотрим еще раз на эту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранит? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.
Рефлексия: —
Сколько народов живёт в России?
У каждого народа есть своя культура, это….(язык, праздники. костюм, творчество).
Это и составляет культуру России.
— А, что общего у всех народов? (Русский язык, праздники государственные, современная одежда, литература, живём в одной стране…)
-Народы разные – страна одна. Как жить в мире со всеми?
Итог: учитель раздаёт детям по листочку, на котором каждый из них пишет, что же для него культура (слово или словосочетание). Учитель пишет «культура – это…». Все листочки вывешиваются на стенд или доску. Если осталось время, можно это проговорить и обсудить.
Учитель: Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы — это значит владеть “культурой мира”. Я хочу, чтобы вы познали “культуру мира”, научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор, может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира.
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 373» г. Новосибирска |
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующими поколениями
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Родная культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора на детей трудно переоценить. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Современные дети живут в то время, когда русская культура испытывает влияние извне. Доступность и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста использовать народное творчество в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора, ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи и письма.
Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.
Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.
Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.
Народные праздники в нашем детском саду проводятся регулярно. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала».
В этом году в нашем саду успешно реализуется проект «Народный месяцеслов», основная цель которого – показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций. Календарные развлечения проходят ежемесячно в форме музыкально-литературных композиций.
Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, русских народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории русских гуляний, ярмарках, иллюстрируются мультимедийными презентациями. Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки, которые собраны в музее «Русская изба». На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовёнок Кузя, рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари. Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала. Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами, появление взрослых героев (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.
Содержание проекта построено во взаимодействии со всеми образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО. Подготовка к праздникам осуществляется на музыкальных занятиях, физкультурных, занятиях с логопедом. Воспитатели групп к каждому празднику проводят выставки детских работ, создают поделки по теме праздника, изготавливают атрибуты и декорации.
Развлечения распределены по месяцам, начиная с сентября, который является началом осени и началом учебного года. Музыкально-литературные композиции проводятся в конце каждого месяца. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от содержания праздника. Каждый праздник содержит наиболее яркие и познавательные даты, обряды, традиции.
При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Русская изба». Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
Русские народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют в реализации этого проекта, помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствием участвуют в театрализации действия. На эти праздники приглашаются дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.
Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя великой русской культуры.
Количество просмотров: 9576 |
Культура: Обучение в раннем детстве | Энциклопедия раннего развития детей
1 Милда Бредиките, доктор философии, 2 Майкл Коул, доктор философии, 3 Пентти Хаккарайнен, доктор философии
1 Университет Витаутаса Великого, Литва, 2 Калифорнийский университет, США, 3 Университет Оулу, Финляндия
, испр. изд.
Введение
В период от рождения до 5 лет дети претерпевают массовые изменения в размерах, биологической организации, поведенческих способностях и социальной организации опыта, что значительно усложняет наше понимание связи между культурой и их процессами обучения .
Изучение этой сложной темы требует предварительных определений наших основных терминов. Примем следующие определения:
Культура состоит из исторически накопленных знаний, инструментов и отношений, которые пронизывают ближайшую экологию ребенка, включая культурные «практики» членов нуклеарной семьи и других родственников. Эти окультуренные члены общества сами подвержены воздействию различных сил как в естественной экологии, так и в обществе, поскольку они выполняют свои роли, такие как забота и зарабатывание на жизнь.
Обучение понимается как относительно постоянное изменение поведения и понимания, вызванное опытом ребенка.
Развитие влечет за собой качественные изменения в функциональной организации внутрииндивидуального мозга, тела и поведения детей и сопутствующие изменения в отношениях между детьми и их социокультурно организованным опытом. Нишевая структура 1,2 актуальна при обсуждении раннего развития ребенка и культурного обучения.
Ниша развития состоит из трех взаимодействующих подсистем: физической и социальная среда , обычаи и практика воспитания детей , а также психология опекунов , особенно родительские этнотеории развития ребенка и воспитания.Субъект
Культура играет важную роль в том, как дети воспринимают мир. Решающее различие между детским обучением и любой интеллектуальной технической системой состоит в том, что технические системы могут распознавать и систематизировать информацию, но не могут понять ее смысл. Развитие обозначения и принятие соответствующих культурных инструментов (символов, значений, сценариев, целей и т. д.) человеческой деятельности являются основными задачами раннего обучения.
Проблемы
- Как инкультурация и индивидуализация связаны в раннем обучении? Каждый культурный контекст имеет объединяющие тенденции, но люди уникальны. Каковы универсальные и специфические культурные ниши обучения в каждом обществе?
- Что такое единица обучения? Ранние этапы развития человека демонстрируют зависимость ребенка от взрослых и обратное влияние младенца на взрослых. Диады мать-ребенок являются важными единицами. Как диады заменяются как единицы обучения в более позднем развитии?
- Как меняется роль культуры в обучении в раннем детстве? 3,4
Контекст исследования
Обучение, опосредованное культурой, требует учета культурного контекста, который нельзя свести к лабораторным условиям. «Естественные эксперименты» часто используются, чтобы использовать в своих интересах естественные различия в различных культурных группах. Такие исследования часто дополняются сбором сравнительных данных из нескольких культур. 5 Майкл Коул разработал специально разработанную форму деятельности, названную средой «Пятое измерение», в качестве устойчивой субкультуры для обучения. Его принципы используются для исследования культурного обучения в игровой среде 6,7 В Финляндии, а затем и в Литве были созданы игровые исследовательские лаборатории для изучения развития и обучения детей в игровой среде. 8,9,10 Исследования, проводимые в исследовательских лабораториях университетов, не всегда доходят до общественного обсуждения и не всегда адекватно интерпретируются. В странах создается несколько центров (например, Центр развития ребенка при Гарвардском университете 9).0004 11 , Центр MEHRIT 12 и т. д.), чтобы инициировать, распространять и сообщать общественности об исследованиях в области раннего развития надежно и конструктивно, тем самым повышая понимание развития и образования детей, которые могут быть использованы в качестве основы для принятие обоснованных решений об изменениях в политике и практике.
Недавние исследования с очень маленькими детьми часто включают членов семьи в качестве соисследователей для сбора данных о деятельности их ребенка дома и в исследовательских лабораториях, оснащенных современными технологиями. 3,14,15 Исследователи все чаще проводят исследовательские проекты на игровых площадках, в детских центрах и других местах, где дети и семьи проводят большую часть своего времени. Цифровые технологии позволяют исследователям снимать детей в различных условиях. 16
Ключевые вопросы исследования
- Какие виды экологических организаций способствуют изучению детьми их культурного наследия?
- Как различные культурные традиции влияют на обучение детей?
- Как разные способы обучения связаны с разными культурными условиями?
- Существуют ли «качественные скачки» в раннем детстве, связанные с культурными изменениями в способах обучения?
Результаты последних исследований
Универсальные черты культуры
Необходимо помнить, что маленькие дети в этом возрасте не осмысливают мир сознательно и аналитически. Значения основаны на телесных связях с вещами и постоянно связаны с процессом действия. 17,18 Дети чрезвычайно чувствительны к непредвиденным обстоятельствам среди всех видов событий окружающей среды с рождения или вскоре после этого. Они варьируются от изучения характерных паттернов деятельности до дифференциальных реакций людей в их окружении и непредвиденных обстоятельств среди фонем в языке, который они слышат, которые сформируют основу грамматики их родного языка. 19 Дети рождаются, уже зная характерную «напевность» своего родного языка, обучение, которое проявляется, когда вокализациям на этом языке уделяется различное внимание. 20,21
Начиная с рождения, обучение детей множеству универсальных понятий в таких «привилегированных областях», как арифметика, физика и психология, присутствует в «скелетной» форме, на которой строится последующее культурно-опосредованное обучение. к местным обстоятельствам. 3 Напри объекты скрыты за экраном, а когда экран убирается, виден только один объект), и способны различать преднамеренную и механическую причинность, обеспечивая основу для изучения различия между одушевленными и неодушевленными объектами.
Примерно к девяти месяцам дети также начинают создавать свою собственную «культуру», а в возрасте до пяти лет потребность и организация сотрудничества взрослых и сверстников радикально меняются. 22,23,24 В раннем развитии дети неспособны регулировать социальную организацию своего взаимодействия, но по мере приближения к среднему возрасту становится возможной большая автономия детских групп.
Культурные ограничения
Многие психологи считают, что дети из разных культурных групп учатся базовому «когнитивному стилю», характеризуемому несколько разными, но пересекающимися терминами в зависимости от разных научных традиций. Говорят, что один такой «когнитивный стиль» отдает предпочтение первоначальному вниманию к контексту, в котором происходят события, за которым следует внимание к объектам, участвующим в событии; аналогичная формулировка существует между культурами, которые поощряют индивидуализм или коллективизм. 25 Показано, например, что японские матери просят вовлечь своего 5-месячного ребенка во взаимодействие с предметом, систематически ориентируют ребенка в первую очередь на себя, а во вторую очередь на предмет, тогда как американские матери ориентируют ребенка к объекту в первую очередь и во вторую очередь к себе. В 5 месяцев разница в поведении детей не прослеживается, но через несколько месяцев дети ориентируются в манере, сформированной многократными (разнонаправленными) взаимодействиями с родителями в самых разнообразных повседневных событиях. 26
Культурные практики
Различные формы игры (предметная игра, символическая игра, притворная ролевая игра) создают различные виды культурной среды для обучения. Однако существуют широкие культурные различия в степени, в которой взрослые санкционируют различные формы игр в раннем детстве. 27 В обществах, где игра является ценной культурной практикой в этом возрасте, Поддьяков 28 продемонстрировал, как дети проводят социальные эксперименты с другими людьми в игре и повседневной жизни. Выготского 29 и другие исследователи игр 30,31,32,33,34,35 подчеркивают важность взаимности и преодоления текущей ситуации в игре путем создания других (воображаемых) миров. Лотман указывал, что играя, ребенок удваивает свою жизнь и пытается осмыслить ее эмоционально, этически и познавательно. 36 Выготский утверждал, что искажение реальности в игре парадоксальным образом усиливает обучение, применяемое к реальной жизни, изменяя понимание детьми отношений между объектами и значениями. Точно так же Эльконин указывал, что через притворно-ролевые игры дети усваивают содержание человеческих нравственных норм и социальных отношений. 37
Гринфилд и ее коллеги зафиксировали модель обучения среди традиционных девочек-крестьянок майя, которые учатся ткать, когда матери организуют обучение девочек, заставляя их участвовать в смене ролей от раннего детства до среднего детства и далее. 38 Такое обучение предполагает очень мало вербального взаимодействия. Точно так же Барбара Рогофф и ее коллеги показали, что дети из обществ, где школьное обучение либо отсутствует, либо проводится очень недолго, учатся в процессе пристального наблюдения. 39
Исторически во всем мире произошел переход от местных родительских традиций (этнотеорий) развития и обучения детей к глобальной/универсальной культуре воспитания маленьких детей. Целенаправленное обучение в дошкольном возрасте — одна из определяющих черт этой всеобщности. Этот подход к обучению в раннем возрасте реализуется с помощью специально разработанных обучающих игрушек и игр, а также социальных сетей, часто навязывающих «образовательные» мероприятия для семей с маленькими детьми намного раньше, чем они поступают в учреждения РОУД. Раннее детство больше невозможно представить без цифровых/современных технологий, встроенных в культурные контексты сегодняшнего детства посредством повседневных практик, трансформирующих и реорганизующих их. 40
Пробелы в исследованиях
«Всесторонний подход ребенка» к изучению культуры и раннего обучения является постоянной проблемой. Политические и культурные ограничения в странах часто определяют решения центральных проблем изучения культуры и раннего обучения. Прагматическое и формальное следование методологическим требованиям дисциплинарного исследования не может охватить все контексты культурного развития ребенка. В результате многие исследования остаются в рамках отдельных научных/дисциплинарных областей. Следует признать, что существует постоянный поиск новых инструментов и методов исследования, но, прежде всего, всеобъемлющего теоретического подхода/основы, которые могут интерпретировать и объяснять широкий спектр междисциплинарных и кросс-культурных данных, генерируемых сегодня исследователями.
Выводы
Изучение культуры и раннего обучения предполагает переплетение биологических и культурных факторов во времени. Перспективным направлением является активное развитие новых форм образовательной деятельности, направленных на расширение и углубление обучения. Но есть разногласия по поводу того, что включают в себя такие формы деятельности. Например, самостоятельная детская игра постоянно подвергается сомнению как законная и необходимая развивающая и обучающая деятельность в раннем возрасте. 41,42,43,44,45
Очень важно организовать обучение, учитывающее виды предыдущего домашнего обучения, с которым каждый ребенок приходит в школу. Обычным открытием исследований во многих предметных областях является то, что дети учатся быстрее, когда их просят изучить или решить проблемы на основе материалов, с которыми они знакомы, или способами, которые имеют «человеческий смысл». 46
Эти отношения между культурой и обучением не исчезают, а становятся еще более выраженными по мере того, как дети переходят из раннего в средний детский и подростковый возраст. Следовательно, те, кто заинтересован в использовании силы культуры для содействия обучению, должны позаботиться о том, чтобы уделять столько же внимания культурному обогащению детей, сколько их здоровью и физическому благополучию, которые играют особенно важную роль в этот период чрезвычайного положения. быстрое изменение развития.
Последствия
Неправильное понимание культурного характера обучения в раннем детстве привело к ситуации, когда эффективные формы обучения и осмысления, происходящие в игровом контексте, исключаются из жизни детей. Преувеличенный акцент на школьном обучении и целенаправленное развитие узких навыков, начиная с раннего детства, с помощью конкретных игрушек и игр, в том числе цифровых игр, также становится чертой сегодняшней детской культуры. Когда обучение определяется с точки зрения аналитического понимания, собственные субкультуры и игровые формы детей исключаются. Негативным последствием такого подхода может быть снижение или даже устранение естественной мотивации ребенка к обучению, нарушение/затруднение/нарушение дальнейшего развития ребенка. 47,48,49
Ссылки
Super CM, Харкнесс С. Ниша развития: концептуализация на стыке ребенка и культуры. Международный журнал развития поведения . 1986;9(4):545-569.
Super CM, Харкнесс С. Культура структурирует среду для развития. Развитие человека. 2002;45(4):270-274.
Выготский ЛС. Разум в обществе: развитие высших психических процессов. Коул М., Джон-Штайнер В., Скрибнер С., Суберман Э., ред. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1978.
Выготский ЛС. Проблемы детской (развивающей) психологии. В: Рибер Р., изд. Собрание сочинений. Том. 5. Нью-Йорк: Пленум Пресс; 1998: 97-119.
Бальмес Т., Шаба А., Бийо А., Руксель С., Альмерас Дж., Брэдшоу Ф., Петиттевиль С., Турпен Э., Бертран Р., Маккей С., Куле Б. Бэби. [Анаморфотный широкоэкранный]. Юниверсал-Сити, Калифорния: Universal Studios Home Entertainment; 2010. [см. также: Обзор фильма «Малыши» Бетси Шарки: https://www.youtube.com/watch?v=FVzTJX-VWZs]
Коул М. Культурная психология. Дисциплина прошлого и будущего. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press of Harvard University Press; 1996.
Коул М и Консорциум распределенной грамотности. Пятое измерение. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рассел Сейдж; 2006.
Хаккарайнен П. Нарративное обучение в пятом измерении. Контуры. 2004;1:5-20.
Бредиките М. Зоны ближайшего развития в детской игре . [Докторская диссертация, Acta Universitatis Ouluensis]. Е 119; 2011.
Хаккарайнен П., Бредиките М. Как игра создает зону ближайшего развития. В: Робсон С., Куинн С.Ф., ред. Международный справочник Routledge по мышлению и пониманию детей младшего возраста. Абингдон: Рутледж; 2015:31-42.
Веб-сайт Центра развития ребенка Гарвардского университета. https://developingchild.harvard.edu/. По состоянию на 31 мая 2023 г.
Сайт Центра MEHRIT. https://self-reg.ca/our-mission-values/. По состоянию на 31 мая 2023 г.
Младенцы | Сон | Полный выпуск | Нетфликс [Видео]. YouTube. 17 апреля 2020 г. По состоянию на 31 мая 2023 г. https://www.youtube.com/watch?v=KJCL9LR6rJI
Младенцы | Ползание | Полный выпуск | Нетфликс [Видео]. YouTube. 17 апреля 2020 г. По состоянию на 31 мая 2023 г. https://www.youtube.com/watch?v=1T3RHuPB_cg
Младенцы | Первые шаги | Полный выпуск | Нетфликс [Видео]. YouTube. 17 апреля 2020 г. По состоянию на 31 мая 2023 г. https://www.youtube.com/watch?v=p1otGt99рек.
младенцев. Их чудесный мир. [Видео]. Би-би-си; 2018-2021. https://www.bbc.co.uk/programmes/b0bt7v0x
Гринспен С.И., Шанкер С.Г. Первая идея. Как символы, язык и интеллект эволюционировали от наших предков-приматов до современных людей . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press; 2004.
Джонсон М. Значение тела. Эстетика человеческого понимания . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета; 2007.
Ющик П.В. Как младенцы адаптируют способности обработки речи к структуре родного языка. Современные направления психологической науки . 2002;11(1):15-18.
Младенцы | Первые слова | Полный выпуск | Нетфликс [Видео]. YouTube. 17 апреля 2020 г. По состоянию на 31 мая 2023 г. https://www.youtube.com/watch?v=BFtbXwnBRg8&t=171
Куль ПК. Новый взгляд на овладение языком. В: Лурия Х., Сеймур Д.М., Смоук Т., ред. Язык и лингвистика в контексте: литература и приложения для учителей . Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates Publishers; 2006: 29-42.
Лисина М.И. Ребенок, взрослые, сверстники Ребенок, взрослые, сверстники: модели общения. Джудельсон К., пер. Москва, Россия: Издательство «Прогресс»; 1985.
Лобок А.М. Antropologia mifa [Антропология мифа]. Екатеринбург, Россия: Банк Культурной Информации; 1997.
Тревартен С., Эйткен К.Дж. Младенческая интерсубъективность: исследования, теория и клиническое применение. Журнал детской психологии и психиатрии. 2001;42(1):3-48.
Китаяма С., Коэн Д., ред. Справочник по культурной психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 2007.
Борнстейн М.Х., Таль Дж., Тамис-ЛеМонда С.С. Воспитание в кросс-культурной перспективе: США, Франция и Япония. В: Борнштейн М.Х., изд. Культурные подходы к воспитанию детей . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates; 1991: 69-90.
Göncü A, Gaskins S, ред. Игра и развитие: Эволюционная, социокультурная и функциональная перспективы. Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates; 2007.
Поддьяков НН. Особенности психического развития детей дошкольного возраста . Москва, Россия: Педагогика; 1996.
Выготский ЛС. Воображение и творчество в детстве. Журнал российской и восточноевропейской психологии. 2004;42(1):7-97.
Фейн Г. Ролевые игры в детстве: интегративный обзор. Развитие ребенка. 1981;52(4):1095-1118.
Гарви К. Играть . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1977.
Саттон-Смит Б. Неоднозначность игры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1977.
Веб-сайт Greenspan Floortime Approach. https://stanleygreenspan.com/. По состоянию на 31 мая 2023 г.
Fragkiadaki G, Fleer M, Rai P. Коллективное воображение: ранний генезис и развитие чувства коллективности в младенчестве. Культурно-историческая психология. 2021;17(3):84-94.
Риджуэй А., Хиноны Г., Ли Л., ред. Игра со сверстниками и отношения в раннем детстве. Международные исследовательские перспективы. Спрингер; 2020.
Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. В: Об искусстве [Об искусстве] Санкт-Петербург: Искусство-СПБ; 1998:645-649.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . Москва: Педагогика; 1989.
Greenfield P. Сплетение поколений: развитие творчества майя из Чьяпаса. Санта-Фе: Школа американской исследовательской прессы; 2004.
Мехия-Арауз Р., Рогофф Б., Парадайз Р. Культурные различия в наблюдении детей во время демонстрации. Международный журнал поведенческого развития. 2005;29(4):282-291.
Цифровые рекомендации: Содействие здоровому использованию технологий для детей. https://www.apa.org/topics/social-media-internet/technology-use-children. По состоянию на 31 мая 2023 г.
Сингер Д., Голинкофф Р., Хирш-Пасек К., ред. Играть = учиться. Как игра мотивирует и улучшает когнитивный и социально-эмоциональный рост детей. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета; 2006.
Хирш-Пасек К., Голинков Р.М., Берк Л.Е., Зингер Д. Мандат на игровое обучение в дошкольных учреждениях. Представление доказательств. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2009.
Хаккарайнен П. Обучение и развитие в игре. В: Эйнарсдоттир Дж., Вагнер Дж., ред. Скандинавское детство и раннее образование: философия, исследования, политика и практика в Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Гринвич, Коннектикут: паб IAP-Information Age; 2006: 183-222.
Элкинд Д. Сила игры . Да Капо Пресс; 2007.
Браун Стрит Играть . группа пингвинов; 2009.
Дональдсон М. Человеческий разум: исследование. Лондон, Великобритания: Пингвин; 1993.
Хаккарайнен П., Бредиките М. Зона ближайшего развития в игре и обучении. Культурно-историческая психология. 2008;4:2-11.
Цукерман Г. Детско-взрослое взаимодействие, создающее зону ближайшего развития. Журнал российской и восточноевропейской психологии. 2007;45(3):38-64.
Фрост Дж.Л. Ценность игры и последствия лишения игры. В: Фрост Дж.Л. История детских игр и игровых сред. На пути к современным движениям по защите детей . Рутледж; 2010: 198-235.
Как цитировать эту статью:
Бредиките М., Коул М., Хаккарайнен П. Культура и дошкольное обучение. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/culture/according-experts/culture-and-early-childhood-learning. Обновлено: июнь 2023 г. По состоянию на 3 июля 2023 г.
Текст скопирован в буфер обмена ✓Важность культуры – развитие младенцев и малышей
Криша Эскивель; Эмили Элам; Дженнифер Пэрис; и Марисела Тафоя
После этой главы вы сможете:
- Обсудите, что такое культура и как она определяется или описывается
- Опишите, как передается культура
- Определите мифы о культуре
- Расскажите, как культура влияет на развитие
- Объясните важность чуткого отношения к культуре детей и семей
Введение
Культура — это широкое понятие, которое относится к обычаям, ценностям, верованиям и практикам группы людей. Он включает в себя семейные роли, ритуалы, стили общения, эмоциональное выражение, социальные взаимодействия и усвоенное поведение. Культура также относится к общему образу жизни, который включает в себя социальные нормы, правила, убеждения и ценности, которые передаются из поколения в поколение (Hill, McBride-Murry, and Anderson, 2005, 23). Хотя культурные группы часто имеют общие этнические и языковые корни, не они определяют культуру. Культура описывается как возникающая из «динамической системы социальных ценностей, когнитивных кодов, поведенческих стандартов, мировоззрений и верований, используемых для придания порядка и смысла нашей жизни» (Gay 2000: 8).
Культура проникает в повседневную жизнь и отражается в ней. Культура является основным источником убеждений, взглядов, языка и личной эффективности (вера в то, что человек контролирует свою жизнь и несет ответственность за нее), чувства времени (независимо от того, мыслится ли время большими кусками, такими как часы и дни, а не точно в минутах и секундах) и восприятие личного пространства. Культура является источником символов, используемых для отражения аспектов жизни, таких как важные жизненные переходы, отношения, статус и власть, достижения, групповая идентичность и смысл жизни и смерти. Культура передает набор убеждений о том, как должны быть устроены социальные отношения и как устроен мир. [1]
Различные определения культуры представлены в таблице ниже. Цель предоставления этих определений состоит в том, чтобы предложить нам рассмотреть и обсудить различные определения этого термина в качестве основы для дальнейших дискуссий. [2]
Таблица 12.1 : Определения культуры [3]
Культура… |
|
Культура сложна, и мы сталкиваемся с ней с самого рождения. Это процесс, детализированный в следующих глубинных структурах:
- Культура – это набор правил поведения . Культуру нельзя «увидеть», потому что правила невидимы; можно увидеть только продукты культуры: поведение, порожденное правилами. Тем не менее культурные правила не являются причиной поведения; они заставляют людей вести себя одинаково, помогая им понять друг друга. Именно понимая правила культуры, человек знает, как приветствовать человека моложе себя, старше себя, друга или незнакомца. Культурные правила помогают людям узнать, как держать ребенка. Культурные правила формируют предпочтения в еде и праздники — определяют, чествуют солнце или луну; носить ли платье или брюки, или вообще ничего. Эти правила придают смысл всем событиям и переживаниям жизни. Суть культуры не в самом поведении, а в правилах, порождающих это поведение.
- Культура характерна для групп. Правила культуры разделяются группой, а не придумываются отдельными людьми. Правила группы, которые передаются от одного поколения к другому, составляют ядро культуры. Хотя следует помнить, что помимо групповых культурных различий существуют и индивидуальные различия. Каждый человек развивает уникальную личность в результате своей личной истории и в то же время развивается в культурном контексте с некоторыми поведенческими характеристиками, общими для других членов группы.
Рисунок 12.2: Культура не видно , но вы можете видеть поведение, являющееся результатом аккультурации. [4]
- Культура изучается. Никто не рождается аккультурированным; скорее, каждый человек рождается с биологической способностью учиться. То, чему учится каждый человек, зависит от культурных правил людей, которые его воспитали. Некоторым правилам учат словами: «Вилку держи в правой руке, а нож в левой». Другие правила демонстрируются действиями — когда улыбаться, как близко стоять при разговоре с кем-то и так далее. Поскольку культуре учатся, было бы ошибкой предполагать культуру человека по тому, как он или она выглядит. Кто-то может быть чернокожим в расовом отношении и культурно ирландцем. Человек также может стать бикультурным или мультикультурным, изучив правила культур, отличных от его или ее собственной основной группы.
- Индивиды встроены в разной степени в культуру. Культуру изучают, и по мере аккультурации дети обычно усваивают основные правила своей культуры, но не всегда одинаково хорошо усваивают все культурные правила. Одни семьи более привязаны к традициям, другие менее. Кроме того, даже если семьи и отдельные лица изучают культурные правила, они не всегда могут вести себя в соответствии с тем, чему они научились — некоторые люди конформисты; другие нонконформисты. Следовательно, поведение членов культурной группы будет варьироваться в зависимости от того, насколько глубоко их опыт укоренен в ядре культуры. Такое размышление о поведенческих вариациях помогает тем, кто работает с отдельными семьями, понять, почему люди из схожей культуры не разделяют все модели поведения, основанные на культуре.
- Культурные группы заимствуют и разделяют правила. Каждая культурная группа имеет свой собственный набор основных правил поведения и поэтому уникальна; однако некоторые правила культуры А могут совпадать с правилами культуры Б. Это происходит потому, что культурные правила развиваются и меняются со временем, а иногда, когда две группы тесно контактируют друг с другом, они влияют друг на друга в некоторых областях. Таким образом, две группы людей могут говорить на одном языке, но иметь разные правила относительно роли женщин. Понимание этой концепции помогает избежать путаницы, когда человек из другой культуры в чем-то так похож на учителя, а в чем-то так отличается.
- Члены культурной группы могут хорошо разбираться в культурном поведении, но не в состоянии описать правила. Аккультурация — естественный процесс; по мере аккультурации люди не осознают, что их идеи и поведение формируются уникальным набором правил. Точно так же, как четырехлетний ребенок, хорошо владеющий языком, не может составить схему предложения или объяснить правила грамматики, если его об этом попросят, так и люди могут в совершенстве овладеть культурным поведением, не осознавая, что они ведут себя в соответствии с правилами. Точно так же понимание аккультурации объясняет, почему нельзя подойти к человеку и попросить его или ее объяснить свою культуру.
Культивирование открытости в отношении культуры и развития способствует любознательности воспитателя дошкольного образования, что помогает сократить два распространенных предположения, которые существуют сегодня в обществе. Первое предположение заключается в том, что существует один набор «лучших практик» и один набор универсальных целей развития для всех детей и семей. Избегая этого статического взгляда и вместо этого рассматривая культуру как изменчивый набор практик, организованных для достижения конкретных целей, можно увидеть, что каждое культурное сообщество может иметь уникальный набор «лучших практик», способствующих социализации и развитию своих детей. Эти практики и цели находятся в более широком контексте сообщества, который включает в себя политическую, социальную и экономическую историю.
Второе предположение заключается в том, что культура эквивалентна этническому или языковому происхождению. Взгляд на культуру как на набор практик, а не как на происхождение человека, дает более эффективный способ понять различия внутри этнических и языковых групп, чем простое сравнение атрибутов между группами. Как часто отмечают учителя, воспитатели и исследователи, между детьми из одной этнической или языковой группы обычно больше различий, чем сходств. Семьи с одинаковым этническим или языковым происхождением не обязательно имеют одинаковые рутины, цели или практики. Рутины, цели и практики разрабатываются в контексте истории семьи, включая культурное и языковое наследие, но они различаются в зависимости от региона и страны и обычно связаны с непосредственными и недавними социальными, политическими и экономическими целями семьи. сообщество. Культурные практики или рутинные способы ведения дел определяют культурный контекст, в котором развиваются люди. Используя этот подход, специалисты-практики и исследователи могут изучить, как основанные на культуре методы работы с детьми влияют на результаты развития, а не сосредотачиваться исключительно на том, как результаты развития различаются в зависимости от этнических и языковых групп. Следующая виньетка иллюстрирует эту концепцию. [5]
Рис. 12.3. Модели поведения детей различаются в зависимости от домашней культуры. [6]
Хосе — 17-месячный ребенок, семья которого живет в квартире в большом городе, расположенном недалеко от мексиканской границы. Его семья недавно переехала в Соединенные Штаты и живет с его тетей и ее четырьмя детьми. Хосе посещает местную программу для младенцев и малышей почти два месяца. Его учителя сообщают, что дневной сон для Хосе особенно труден. Хотя Хосе явно очень устал, он изо всех сил пытается перейти в свою кроватку, часто лежит на полу и плачет, что мешает другим детям и часто их будит.
Воспитатель Хосе пытался отнести Хосе к его кроватке и дать ему книгу или любимую игрушку, чтобы помочь ему успокоиться; однако Хосе скатывается с койки на пол и продолжает плакать. Когда Хосе наконец засыпает, детям обычно пора вставать и перекусывать. Ведущий преподаватель, Карла, решает поднять этот вопрос перед своим супервайзером во время следующего собрания рефлексивного супервизора.
Когда Карлу попросили описать, какие чувства вызывает у нее поведение Хосе во время сна, Карла ответила, что ей грустно из-за Хосе, потому что он так явно расстроен, и что она хотела бы чем-нибудь помочь ему. Она также считает, что, поскольку Хосе участвует в программе почти два месяца, ему должно быть легче перейти на дневной сон. На вопрос, как поведение Хосе заставляет ее чувствовать себя в роли ведущего учителя, Карла отвечает, что чувствует себя неэффективным учителем и беспокоится о влиянии поведения Хосе на других детей. Она также беспокоится о том, как она и ее помощница получат обеденный перерыв, поскольку все дети должны спать, чтобы один из них вышел из класса.
Супервайзер Карлы предлагает ей посетить дом, чтобы лучше узнать семью и узнать больше о семейных процедурах ухода. Во время визита на дом Карла узнает, что Хосе спал со своей матерью с рождения и что в стране происхождения Хосе дети обычно спят с родителями до тех пор, пока не родится еще один брат или сестра, после чего они обычно переходят в кровать старшего брата или сестры. Обсуждая это со своим руководителем, Карла приходит к пониманию, что совместный сон отражает цель культурного сообщества Хосе, заключающуюся в укреплении взаимозависимости. [7]
Как видно из этой виньетки, взаимозависимость, которую ценят в доме Хосе, резко отличается от акцента на самостоятельности и самостоятельности, который присутствует в его программе раннего ухода. Исследователи сообщают, что среда, в которой режим сна отличается от домашнего, может привести к неуверенности у детей (Provence, Naylor, and Patterson, 1977) и что режим сна часто является одним из последних привычек, которые необходимо изменить, когда семья переезжает в новое место. страна (Фаруки, Перри и Биверс 1991). Хосе испытывает очень разные практики в программе раннего ухода, которые основаны на цели независимости, от тех, которые он испытывает дома. Приехав на дом, чтобы узнать больше о семейных практиках, Карла сделала важный первый шаг к пониманию поведения Хосе и созданию чуткого и отзывчивого класса. [8]
Роль культуры в развитии
Хотя область раннего детства имеет долгую историю приверженности разработке культурно приемлемых подходов к обучению маленьких детей («поликультурное образование»), она все еще испытывает трудности с пониманием роли культуры в развитии наших самых маленьких детей (Maschinot 2008; Derman- Спаркс и Олсен Эдвардс, 2010 г. ). Чтобы разработать подход, учитывающий культурные особенности, важно понимать, что то, чему дети учатся у родителей и учителей, представляет собой систему идей, глубоко проникающую в ценности группы людей. Обучение выходит далеко за рамки вещей, обычно связанных с культурой, таких как искусство, музыка, стиль одежды или праздники. По мере того как ребенок осваивает культурные способы бытия, эти культурные правила поведения влияют на идентичность, давая детям инструменты, позволяющие понять свою семью/сообщество и быть понятыми в ней.
Овладение системой идей группы настолько мощно, что дает детям возможность взаимодействовать с группой. Например, дети рождаются со способностью издавать звуки; однако эти звуки приобретают смысл только тогда, когда они общаются со своими семьями. Благодаря общению звуки формируются и организуются в слова и предложения, которые семьи младенцев используют для обмена смыслом. Таким образом, когда дети узнают идеи, управляющие речью и языком в их сообществе, они приобретают способность общаться и представлять себя в мире.
Таким образом, когда учителя рассматривают культуру почти исключительно с акцентом на празднованиях, стилях одежды, искусстве, музыке и пищевых привычках, они не в состоянии оценить глубину культурного воздействия и системы идей, действующих в процессе развития. Хотя на личность ребенка влияет участие в семейных культурных ритуалах, фокус не начинается и не заканчивается на этом. Важно окружить детей артефактами и обычаями, которые являются частью их истории, дома и общества. Однако когда этот подход становится единственным акцентом в попытках охватить культуру, он отвлекает внимание от более фундаментальной роли, которую культура играет в развитии социального, эмоционального, физического и интеллектуального благополучия детей. Задача учителей маленьких детей состоит в том, чтобы понять важность культуры для человеческого развития и перейти от простого культурного признания и обогащения к культурному расширению возможностей. [9]
Рисунок 12.4 : Дети учатся, находясь среди других, которые отличаются от них самих. [10]
Мифы о культуре
Миф 1, Эссенциализм : Можно узнать все, что нужно знать о культуре, изучая ее традиции, верования, обычаи и взгляды.
Истина : Практически невозможно свести основные и отличительные черты любой культуры или культурной группы к описательным утверждениям или спискам характеристик
Миф 2, Чрезмерное обобщение : Культурные обычаи и верования одинаково применимы ко всем членам культурной группы.
Истина : Культуры динамичны и постоянно развиваются в ответ на такие факторы, как условия окружающей среды, новые вызовы, технологии и аккультурационное давление, возникающее в результате тесных контактов с другими культурными группами. Культуры, которые находятся в непосредственной близости, заимствуют друг у друга и находятся под влиянием друг друга.
Миф 3, предположение о стабильности : Культуры статичны, постоянны и стабильны.
Истина : Общая система верований, морали, ценностей, взглядов, практик, ролей, артефактов, символов и языка, составляющих культуру, адаптивна, динамична и постоянно меняется в ответ на изменения в социальном контексте. Культуры меняются в ответ на напряжение, возможности и измененные социальные ландшафты. Обучение и переобучение должны происходить постоянно.
Миф 4, Предположение об одной культуре : В доме и семье преобладает единая культура.
Истина : Внутри одной семьи может быть смешение нескольких различных культур и этнических идентичностей. Это означает, что люди, проживающие в одной семье, могут отражать не одну, а несколько культурных традиций. [11]
Реакция на культуру и язык способствует обучению детей
Адаптивная среда создает атмосферу уважения к культуре и языку каждого ребенка, когда учителя и другие сотрудники программы сотрудничают и регулярно общаются с членами семьи. Они работают, чтобы узнать сильные стороны культуры, которые каждый ребенок привносит в свою программу дошкольного образования. Неотъемлемой частью культурной и лингвистической отзывчивости является ценить и поддерживать использование каждым ребенком домашнего языка, поскольку полезно продолжать использование и развитие домашнего языка ребенка, а также становится многоязычным (изучение английского языка в дополнение к любым домашним языкам).
Не менее важны развивающие взаимодействия с детьми и их семьями, в которых «. . . учителя стараются, насколько это возможно, узнать об истории, верованиях и обычаях детей и семей, которым они служат. . . ». Помимо учета истории культуры, верований, ценностей, способов общения и практики детей и семей, учителя создают учебную среду, включающую такие ресурсы, как изображения, дисплеи и книги, культурно богатые и поддерживающие разнообразное население. , особенно культуры и языки детей и семей в дошкольных учреждениях. Члены сообщества вносят свой вклад в культурное богатство дошкольного учреждения, делясь своим искусством, музыкой, танцами, традициями и историями. [12]
Резюме
Культуру можно определить по-разному, она сложна и постоянно развивается. Это влияет на то, как ведут себя дети и их семьи, на то, что они ценят, и на их идентичность. Крайне важно, чтобы педагоги дошкольного образования сотрудничали с семьями, чтобы понимать, ценить, уважать и чтить индивидуальные культуры детей в вашем классе дошкольного образования.
- Семейное партнерство и культура Департамента образования Калифорнии используется с разрешения ↵
- Принципы мультикультурности Министерства здравоохранения и социальных служб США являются общественным достоянием. ↵
- Принципы мультикультурности Министерства здравоохранения и социальных служб США являются общественным достоянием. ↵
- Руководство по уходу с учетом культурных особенностей Департамента образования Калифорнии используется с разрешения ↵
- Руководство по уходу с учетом культурных особенностей Департамента образования Калифорнии используется с разрешения ↵
- Руководство по уходу с учетом культурных особенностей Калифорнийского департамента образования Департамент образования используется с разрешения ↵
- Руководство по уходу с учетом культурных особенностей Департамента образования Калифорнии используется с разрешения (стр.