Что такое мажор и минор в музыке для детей: Лад в музыке: мажор и минор

Содержание

Урок музыки во 2-м классе по теме «Весело

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” на основе интеграции предметов “Музыка”, “Литературное чтение” и “Изобразительное искусство”. Освоение понятия “лад” происходит посредством участия в различных видах деятельности на уроке: хоровом пении, слушании музыки, выполнении творческих заданий. К материалам урока прилагается фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Цели:

  • создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи: научиться

  • определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • выразительно исполнять песни современных композиторов;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Оснащение урока:

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система.

Ход урока

Открывается урок приглашением обучающихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует

презентацию “Весело — грустно” (Приложение 2). Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока и придаёт ему законченную форму. Сам эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика. Большинство слайдов презентации содержат вопрос или информацию к размышлению.

Основополагающий вопрос презентации – “Как изменить настроение музыки?”. Обучающимся предлагается несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию — на восходящую, медленный темп — на быстрый, тихую динамику — на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.

Учитель задаёт детям вопрос: “Что такое лад?”. Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.

Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие”. Обучающиеся дописывают в “Рабочую тетрадь” слово “согласие” в определение.

Учитель сообщает, что “музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали — музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий” [1]. Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”. На слайде есть нотный пример мелодии песни и символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.

Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.

В нотном примере этой песни устойчивая последняя нота заменена вопросительным знаком. А символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым [3]. Пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.

Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор. На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”. У детей закрепляется понимание, что мажор — это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко. Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. У ребят закрепляется понимание, что минор — это тёмный лад.

Его символ – тучка. Обучающиеся записывают в “Рабочую тетрадь” слова “мажор” и “минор”. Учитель сообщает детям, что иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться. На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”.

Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена. Ребятам предлагается послушать его, проследить за изменением лада. Им необходимо ответить, какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. Дети отвечают: “минор – мажор – минор” и вписывают эти слова в “Рабочую тетрадь” (Задание 1). Обучающиеся размышляют о возможных причинах изменения настроения произведения, анализируют выразительные средства, которые помогают созданию образа.

Далее ребятам предлагается ответить на вопрос: “Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”. На экране появляется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”.

Дети читают его. Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.

В “Рабочей тетради” обучающиеся подчёркивают в тексте стихотворения слова, которые создают настроение (Задание 2). Ребята доказывают, что сначала настроение было светлым, поскольку поэт использует слова и словосочетания: “солнце”, “день чудесный”, “друг прелестный”, “красавица”, “звездою”. Далее появляются словосочетания “вьюга злилась”, “на мутном небе”, “мгла носилась”, “бледное пятно”, “тучи мрачные”, “ты печальная”. Настроение становится грустным. Затем возвращается светлое настроение: “голубыми небесами”, “великолепными коврами”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес”, “блестит”.

Учитель организует закрепление нового материала. Обучающиеся без затруднений отвечают на вопросы. Ответы на них появляются на экране только после ответов детей. Ответы выражены словами и символами.

Символы “солнышко” и “тучка” заменяются новыми: “сердечко светлое” (она) и “сердечко тёмное” (он). Это способствует развитию ассоциативного мышления ребят.

  • Что такое лад? (Лад – это согласие).
  • Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).
  • Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).
  • Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).
  • Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

У ребят уже имеется собственный опыт изобразительной деятельности. Поэтому они охотно предлагают свои варианты гаммы красок: от ярких до нежных цветовых сочетаний для “мажорной” картины и различные оттенки тёмных цветов – для “минорной”. Далее в качестве примера “мажорной” картины предлагается просмотр репродукции картины Б.

Кустодиева “Масленица”. Обучающиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера “минорной” картины представлен “Осенний день. Сокольники” И. Левитана. Обучающиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков. Учитель сообщает детям, что понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Презентация, в которой содержится новая тема, окончена. Далее предстоит практическая работа по освоению понятия “лад” в процессе хорового пения, в ролевой игре, в слуховом анализе произведений.

Ребята исполняют песню В. Шаинского “Про папу” (Приложение 3). Обучающиеся заметили, что запев этой песни звучит в миноре, а припев – в мажоре. Учитель нацеливает детей на необходимость обращать внимание на то, каким образом смена лада меняет настроение музыки.

Кроссворд “Выразительные средства музыки” (Приложение 4) позволяет детям не только повторить ранее изученный материал, но и является подготовительным этапом к ролевой игре. В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы кроссворда (Задание 3). Затем, глядя на экран, ребята проверяют правильность выполнения этого задания. Ответы на экране возникают лишь после ответов детей.

1. Согласие звуков.

2. Сила звука.

3. Окраска звука.

4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.

5. Одноголосная музыкальная мысль.

6. Скорость звучания.

7. Чередование долгих и коротких звуков.

8. Музыкальное сопровождение.

Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор” (Приложение 5). Процесс работы является коллективным по форме и индивидуальным по содержанию. Ребятам предлагается подобрать подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”.

В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно подчёркивают из них не только наиболее подходящие, но и наиболее соответствующие их индивидуальному представлению о картине и стихотворении (Задание 4.). Идёт процесс самостоятельного сотворения музыки, которую дети, возможно, слышат внутри себя. Результаты выбора ребят иногда невозможно предсказать. Тем интереснее варианты. Например, большинство обучающихся “слышит” картину и стихотворение в миноре, но кто-то выбирает и мажор.

На последнем слайде презентации вновь возникает картина И. Левитана и стихи И. Бунина. Звучит музыка, которая подобрана учителем. Обучающиеся соглашаются или не соглашаются с предложенным вариантом “звучания” поэзии и живописи. Они зачитывают свои варианты. Много очень интересных сочетаний. Идёт их краткое обсуждение.

На завершающем этапе урока обучающиеся исполняют песню В. Шаинского “Улыбка” (Приложение 6). Им также предлагается понаблюдать за сменой лада в запеве и припеве. Дети выполняют задание, однако, как правило, не все отвечают верно. В песне запев написан в мажоре, а припев – в миноре. Для тех, кто дал неверный ответ, песня “Улыбка” звучит в изменённом виде: запев — в миноре, а припев – в мажоре (Приложение 7). Необычное звучание знакомой песни вызывает оживление и интерес. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда весёлым словам текста соответствует мажорный лад и наоборот.

Выводы.

В стремительном XXI веке человеку особенно важно жить в согласии с миром и самим собой. Для этого необходимо научиться налаживать отношения между людьми, деловые и дружеские, ладить друг с другом. Слушая хорошую музыку, мы иногда удивляемся, как удаётся композиторам создавать замечательные музыкальные произведения, в которых все звуки ладят между собой. Порой музыка звучит светло и радостно, а иногда — задумчиво и печально. Это “музыкальное настроение” называют “ладом”. Два лада, мажор и минор, сменяют друг друга в любимых нами музыкальных произведениях, создавая калейдоскоп настроений.

Учитель сообщает детям домашнее задание, которое содержится в “Рабочей тетради”.

Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.

Итоги урока:

обучающиеся

  • получили общее представление о музыкальном ладе, как согласии звуков, опираясь на свой жизненный опыт в объяснении понятия “лад”;
  • познакомились с его наиболее часто встречающимися разновидностями – мажором и минором;
  • понаблюдали за сменой лада в рамках одного музыкального произведения в процессе слушания музыки Вальса ля-минор Ф. Шопена;
  • на примере стихотворения А. Пушкина “Зимнее утро” и картин Б. Кустодиева “Масленица” и И. Левитана “Осенний день. Сокольники” понаблюдали за аналогичными музыкальному ладу явлениями в других видах искусства;
  • отвечая на вопросы кроссворда, повторили ранее изученные разделы темы “Средства выразительности музыки” для дальнейшего участия в ролевой игре “Я — композитор”;
  • в ролевой игре по подбору средств выразительности для музыкального произведения, созвучного картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”, познакомились с особенностями деятельности композитора;
  • через ситуацию выбора мажора или минора в запеве и припеве песни “Улыбка” обратили внимание на особенности эмоционального восприятия лада;
  • осознали необходимость научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.

Литература

  1. Абрамян Г.В. Солнечный круг. Музыкальная азбука. М., Малыш, 1985.
  2. Барабошкина А.В., Боголюбова Н.Х. Музыкальная грамота для детей. Л., Музыка, 1972.
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.

CD

  1. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  2. Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. © Microsoft Corporation, 2002.
  3. Караоке по-русски – 2004. АРТ. D 36376 ПЛУ. 60050092.
  4. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 5677.
  5. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.

Шестимесячные дети смогли отличить мажорную тональность от минорной

Караваджо, «Лютинист» (1595 год)

Wikimedia Commons

Ученые обнаружили способность различать мажорную и минорную тональности у шестимесячных детей, причем соотношение детей, которые слышат различия между тональностями и теми, кто их не слышит, оказалось таким же, как у взрослых. В исследовании, опубликованном в The Journal of the Acoustical Society of America, говорится о бимодальном распределении чувствительности детей к тональностям, которое обнаруживалось в подобных исследованиях у взрослых.

При исследовании чувствительности к мажорным и минорным тональностям у взрослых ученые уже обнаружили, что 30 процентов людей способны различать тональности, в то время как 70 процентов людей не слышат различий между этими тональностями в условиях эксперимента. При этом ни музыкальная подготовка, ни способность человека отличать быстрый темп от медленного не влияли на чувствительность к тональности.

В связи с этим ученые выдвинули гипотезу, согласно которой способность различать тональности является врожденной или приобретается в первые месяцы жизни. Если шестимесячный ребенок без какой-либо музыкальной подготовки или целенаправленного опыта взаимодействия с мажорными и минорными гаммами сможет отличить одну тональность от другой, то у этой гипотезы появляется право на жизнь.

Группа исследователей под руководством Скотта Адлера (Scott A. Adler) из канадского Университета Йорка провела эксперимент с участием тридцати шестимесячных (средний возраст 186 дней) детей разных национальностей. Основой эксперимента послужила методика подсказки Познера. В качестве тонального набора были использованы пять нот из стандартного хроматического лада одной гаммы: G5, Bb5, B5, D6 и G6. Если рассматривать G в качестве тоники, то каждый тональный набор будет содержать восемь копий каждой из нот G5, G6 и D6 (пятая ступень тональностей Соль мажор и Соль минор). Кроме того, оставшиеся восемь тонов каждой мажорной тональности включали в себя B5 (третья ступень гаммы Соль мажор), а оставшиеся восемь тонов каждой минорной тональности включали в себя Bb5 (третья ступень гаммы Соль-минор). В каждом испытании 32 тональных набора были представлены в случайном порядке. В центре экрана высвечивался красный кружок и включался тональный набор с мажорной тональностью длительностью 2,08 секунды (красный кружок исчезал вместе с окончанием звука). Через 2,5 секунды после окончания звука слева появлялся персонаж популярного мультфильма. Если звучал минорная тональность, то персонаж появлялся справа. Фактически, мажорные и минорные гаммы должны быть подсказками, с какой стороны от красного кружка появится персонаж: если ребенок слышит различия между тональностями, то движение его глаз будет направлено в сторону соответствующего персонажа.

Модель эксперимента

Adler et al. / The Journal of the Acoustical Society of America, 2020

За достоверный результат принимались движения глаз ребенка, при которых он первоначально фокусировал взгляд на красном кружке и проследил не менее половины пути от красного кружка к персонажу, чтобы считать это движение преднамеренным. Кроме того, результаты ребенка вносились в выборку, если эти два условия выполнялись не менее, чем в 65 процентах испытаний. Общая продолжительность каждого эксперимента составила около 9 минут.

Анализ полученных данных показал, что относительные показатели верных ответов к общему числу испытаний распределяются аналогично таковому у взрослых. 33 процента детей смогли отличить тональности, что соответствует показателю взрослых.

Распределение правильных ответов у детей. Процент детей, полностью справившихся с заданием, и процент детей, справившихся с половиной заданий (то есть на уровне случайного выбора), распределяется так же, как и у взрослых — с двумя пиками.

Adler et al. / The Journal of the Acoustical Society of America, 2020

Распределение правильных ответов у взрослых. Процент детей, полностью справившихся с заданием, и процент детей, справившихся с половиной заданий (то есть на уровне случайного выбора), распределяется так же, как и у взрослых — с двумя пиками.

Adler et al. / The Journal of the Acoustical Society of America, 2020

Чтобы подтвердить свою гипотезу, ученые провели еще один эксперимент, послуживший контролем для оценки случайного движения глаз у младенцев. В этом эксперименте не было никакой зависимости между тональностью звука и дальнейшим расположением персонажа на экране: он мог быть как справа, так и слева при одной и той же тональности. Эксперимент показал процент правильных ответов на уровне случайного выбора.

В эксперименте со случайным расположением персонажей после звука бимодальное распределение не наблюдается. Вероятность правильного ответа близка к случайности ー 50 процентов.

Adler et al. / The Journal of the Acoustical Society of America, 2020

Сходное распределение детей и взрослых по способности дифференцировать мажорные и минорные тональности позволяет предполагать, что эта способность может быть врожденной. Однако авторы статьи говорят о необходимости дополнительных исследований в этой области из-за недостатков этого эксперимента: по данным некоторых исследований, для оценки последовательности звуков в композиции маленькие дети пользуются абсолютными показателями гармоники (звук конкретной ноты, тоны), а не относительными (тональность).

От редактора

В первоначальной версии новости были допущены неточности в терминологии и описании методики эксперимента: включался не звук с мажорной/минорной тональностью, а тоновый набор с мажорной/минорной тональностью. Приносим свои извинения читателям.

Музыка часто становится предметом изучения у маленьких детей. Например, мы рассказывали про активацию гиппокампа во сне у двухлетних детей при прослушивании знакомых им песен. Это исследование открыло новые аспекты формирования эпизодической памяти у детей.

Вячеслав Гоменюк

Омск – город будущего!. Официальный портал Администрации города Омска

Омск — город будущего!

Город Омск основан в 1716 году. Официально получил статус города в 1782 году. С 1934 года — административный центр Омской области.

Площадь Омска — 566,9 кв. км. Территория города разделена на пять административных округов: Центральный, Советский, Кировский, Ленинский, Октябрьский. Протяженность города Омска вдоль реки Иртыш — около 40 км.

Расстояние от Омска до Москвы — 2 555 км.

Координаты города Омска: 55.00˚ северной широты, 73.24˚ восточной долготы.

Климат Омска — резко континентальный. Зима суровая, продолжительная, с устойчивым снежным покровом. Лето теплое, чаще жаркое. Для весны и осени характерны резкие колебания температуры. Средняя температура самого теплого месяца (июля): +18˚С. Средняя температура самого холодного месяца (января): –19˚С.

Часовой пояс: GMT +6.

Численность населения на 1 января 2020 года составляет 1 154 500 человек.

Плотность населения — 2 036,7 человек на 1 кв. км.

Омск — один из крупнейших городов Западно-Сибирского региона России. Омская область соседствует на западе и севере с Тюменской областью, на востоке – с Томской и Новосибирской областями, на юге и юго-западе — с Республикой Казахстан.

©Фото Б.В. Метцгера

Герб города Омска

Омск — крупный транспортный узел, в котором пересекаются воздушный, речной, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспортные пути. Расположение на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали с крупной водной артерией (рекой Иртыш), наличие аэропорта обеспечивают динамичное и разностороннее развитие города.

©Фото Алёны Гробовой

Город на слиянии двух рек

В настоящее время Омск — крупнейший промышленный, научный и культурный центр Западной Сибири, обладающий высоким социальным, научным, производственным потенциалом.

©Фото Б.В. Метцгера

Тарские ворота

Сложившаяся структура экономики города определяет Омск как крупный центр обрабатывающей промышленности, основу которой составляют предприятия топливно-энергетических отраслей, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, пищевой промышленности.

©Фото Б.В. Метцгера

Омский нефтезавод

В Омске широко представлены финансовые институты, действуют филиалы всех крупнейших российских банков, а также брокерские, лизинговые и факторинговые компании.

Омск имеет устойчивый имидж инвестиционно привлекательного города. Организации города Омска осуществляют внешнеторговые отношения более чем с 60 странами мира. Наиболее активными торговыми партнерами являются Испания, Казахстан, Нидерланды, Финляндия, Украина, Беларусь.

Город постепенно обретает черты крупного регионального и международного делового центра с крепкими традициями гостеприимства и развитой инфраструктурой обслуживания туризма. Год от года город принимает все больше гостей, растет число как туристических, так и деловых визитов, что в свою очередь стимулирует развитие гостиничного бизнеса.

©Фото Б.В. Метцгера

Серафимо-Алексеевская часовня

Омск — крупный научный и образовательный центр. Выполнением научных разработок и исследований занимаются более 40 организаций, Омский научный центр СО РАН. Высшую школу представляют более 20 вузов, которые славятся высоким уровнем подготовки специалистов самых различных сфер деятельности. Омская высшая школа традиционно считается одной из лучших в России, потому сюда едут учиться со всех концов России, а также из других стран.

©Фото А.Ю. Кудрявцева

Ученица гимназии № 75

Высок культурный потенциал Омска. У омичей и гостей нашего города всегда есть возможность вести насыщенную культурную жизнь, оставаясь в курсе современных тенденций и течений в музыке, искусстве, литературе, моде. Этому способствуют городские библиотеки, музеи, театры, филармония, досуговые центры.

©Фото В.И. Сафонова

Омский государственный академический театр драмы

Насыщена и спортивная жизнь города. Ежегодно в Омске проходит Сибирский международный марафон, комплексная городская спартакиада. Во всем мире известны такие омские спортсмены, как борец Александр Пушница, пловец Роман Слуднов, боксер Алексей Тищенко, гимнастка Ирина Чащина, стрелок Дмитрий Лыкин.

©Фото из архива управления информационной политики Администрации города Омска

Навстречу победе!

Богатые исторические корни, многообразные архитектурные, ремесленные, культурные традиции, широкие возможности для плодотворной деятельности и разнообразного отдыха, атмосфера доброжелательности и гостеприимства, которую создают сами горожане, позволяют говорить о том, что Омск — город открытых возможностей, в котором комфортно жить и работать.

©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа

Омск — город будущего!

ДПП «Сольфеджио» Ф-но, нар. инстр., хор.пение» 8 лет

1 класс

Высокие и низкие звуки, регистр.
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.
Цифровое обозначение ступеней.
Устойчивость и неустойчивость.
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.
Мажор и минор.
Тон, полутон.
Диез, бемоль.
Строение мажорной гаммы.
Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, ля минор
(для продвинутых групп).
Ключевые знаки.
Скрипичный и басовый ключи.
Транспонирование.
Темп.
Размер (2/4, 3/4, для подвинутых групп – 4/4).
Длительности – восьмые, четверти, половинная, целая. Ритм.
Такт, тактовая черта. Сильная доля. Затакт.
Пауза (восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая).

2 класс

Параллельные тональности.
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре
минор, соль минор.
Тетрахорд.
Бекар.
Интервалы (ч.1, м.2, 6.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8).
Мотив, фраза.
Секвенция.
Канон.
Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатых.
Затакт восьмая и две восьмые
Паузы (половинная, целая).

3 класс

Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.
Переменный лад.
Обращение интервала. Интервалы м.6 и 6.6.
Главные трезвучия лада.
Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.
Тоническое трезвучие с обращениями.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть
в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8.

4 класс

Тональности до 4 знаков в ключе.
Трезвучия главных ступеней – тоника, субдоминанта, доминанта.
Септима.
Доминантовый септаккорд.
Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.
Пунктирный ритм.
Синкопа.
Триоль.
Размер 6/8.

5 класс

Тональности до 5 знаков в ключе.
Буквенные обозначения тональностей.
Обращения и разрешения главных трезвучий.
Построение от звука мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов,
квартсекстаккор дов.
Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре.
Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых.
Различные виды синкоп.
Период, предложение, фраза, каденция.

 

6 класс

Тональности до 6 знаков в ключе.
Гармонический вид мажора. Энгармонизм.
Квинтовый круг тональностей. Альтерация. Хроматизм. Отклонение. Модуляция.
Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Диатонические интервалы в тональности и от звука.
Обращения доминантового септаккорда в тональности
Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.
Ритмические группы с залигованными нотами.

7 класс

Тональности до 7 знаков в ключе.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора.
Энгармонически равные интервалы.
Малый вводный септаккорд.
Уменьшенный вводный септаккорд.
Диатонические лады.
Пентатоника.
Переменный размер.
Тональности 1 степени родства.
Модуляции в родственные тональности.
Различные виды внутритактовых синкоп.

 

 

8 класс

Все употребительные тональности.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.
Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.
Правописание хроматической гаммы.
Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре.
Септаккорд II ступени в мажоре и в миноре.
Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Виды септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый с
уменьшенной квинтой, уменьшенный.

Размеры 9/8, 12/8.
Междутактовые синкопы.

Приведите примеры минорных и мажорных песен или подскажите совсем не шарящему, как и где можно узнать тональность?

Странное желание, неизбежно вызывающее встречный вопрос: зачем знать тональность человеку, «совсем не шарящему» — ведь немузыканту это знание абсолютно ничего не даёт.

Попытаюсь пояснить максимально упрощенно: тональность и лад (в до мажоре «до» — это тональность, «мажор» — это лад) — это система взаимоотношений звуков в музыкальной композиции вокруг одной главной ноты, которая называется тональным центром или тоникой. По законам построения композиции, для того, чтобы тема звучала законченной, мелодия обязательно должна заканчиваться тоникой. Т.е. если, последняя нота в мелодии — это «до», значит со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что песня прозвучала в тональности «до».

Мажор это или минор — музыкант определит просто на слух, для этого нужна небольшая практика. Если вы не знаете нот, но немного владеете музыкальным инструментом, достаточно подставить к нашей финальной ноте «до» мажорный или минорный аккорд. Тот который «совпадет», как раз и определит лад.

Но определение тональности ровным счетом ничего не даёт в практическом плане, потому что вокалисты обычно меняют тональность, подстраивая песню под свой вокальный диапазон.

Мне как-то пришлось сидеть на репетиции Демиса Руссоса с местным оркестром во время его последних гастролей в России. Выйдя к микрофону, маэстро обратился к дирижеру: «Что-то я сегодня не в голосе. Давайте сыграем на тон ниже». Дирижер взмахнул палочкой — и аккомпанимент зазвучал вместо ля-мажора, как было написано в нотах, в соль-мажоре. Через пару тактов Руссос снова остановил оркестр: «Давайте еще на полтона ниже». Кое-кто из оркестрантов с досадой крякнул: фа-диез-мажор — крайне неудобная для исполнения тональность. У некоторых инструментов, в частности, у духовых, полностью меняется аппликатура (расположение пальцев на клапанах). Однако профессиональный музыкант обязан уметь играть произведение в любой тональности. В истории с Руссосом оркестр с честью выдержал проверку «на вшивость». При этом некоторые оркестранты были недовольны (из тех, что всегда чем-то недовольны), но маэстро этого не заметил, потому что он не попросил ничего особенного — просто привык работать с профессионалами.

Если вы возьмете популярное произведение, которое входит в репертуар многих исполнителей, типа «Yesterday» или «Bessame Mucho», прогуглите и выберете из YouTube’а пару десятков версий — можете не сомневаться, что найдете варианты исполнения почти во всех возможных тональностях.

Что касается мажора и минора: считается, что мажор предназначен для бодрых, оптимистических тем, а минор — для лирических. Но это, опять-таки, очень условно. Достаточно сказать, что одно из самых трагических произведений в мировой музыке, Похоронный марш Шопена (в оригинале это вторая часть его фортепианной сонаты) и начало Первого фортепианного концерта Чайковского, который считается образцом светлой, жизнеутверждающей музыки, написаны в одной и той же тональности — си-бемоль-минор.

Если вы хотите хотя бы минимально разбираться в музыкальных структурах — даже если не играете на музыкальном инструменте, а только слушаете музыку, я посоветую вам замечательную книжку: «Элементарную теорию музыки» Вахромеева. Это простой и небольшой по объему учебник, по которому последние 100 лет учатся шести-семилетние детки, которые только приступают к занятиям в музыкальных школах. Очень доходчивым языком там поясняются базовые понятия, как устроена музыка. Книжку легко можно одолеть за 3-4 дня, ну, за неделю. Гарантирую, что вы быстро начнёте «шарить» в базовых вопросах, а среди друзей приобретете репутацию глубокого знатока музыки.

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч.  — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ —  возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература». Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ — анекдоты и истории про музыкантов.

ПОЛИФОНИЯ — полифонические разборы фуг И.С. Баха.

ПРОГРАММЫ- по сольфеджио для муз. школы (5-ти и 7-милетнее обучение)

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ — биографии композиторов современности.

Вступайте в группу сайта lafamire ВКОНТАКТЕ http://vk.com/lafamire

Мажор и минор действуют на интеллект

Ученые-физиологи Ростовского медицинского университета показали зависимость интеллектуальной деятельности человека от тональности музыкального произведения, пишет во вторник «Российская газета».


О том, какую музыку стоит слушать, чтобы повысить умственную работоспособность, рассказал доктор медицинских наук Яков Хананашвили. Ученый напомнил, что еще древние люди настраивались на охоту под ритмичные звуки — стучали палкой по выгнившему бревну.


В письменных источниках самая старая притча о влиянии музыки приведена в Ветхом завете: Давид, играя на арфе, избавил Саула от депрессии. Пифагорейцы под музыку занимались математикой, считая, что под нее задачи решаются легче.


Авиценна был убежден, что гармонические аккорды — нелекарственный способ лечения, к примеру, как диета, ароматы или юмор.


Сейчас накоплено много данных об этом явлении. Известно, например, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и гриппа. Струнные инструменты эффективны при болезнях сердца, труба — при радикулите и невралгии, звуки кларнета улучшают работу кровеносных сосудов, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи.


«Правильная» музыка укрепляет иммунную систему, может снижать содержание сахара в крови, классика благотворно влияет на ребенка во чреве матери.


К эксперименту, изучающему воздействие музыки на интеллект, были привлечены юноши и девушки от 18 до 20 лет.


Как рассказал Яков Хананашвили, «подопытные» должны были прослушать симфонию № 1 (до мажор) Бетховена и произведение этого же композитора — симфонию № 5 (до минор). А перед и после музыкального воздействия пройти специальный корректурный тест — это интеллектуальная работа с таблицей, в которой различные символы и буквы вразнобой нанесены на лист бумаги.


На решение теста юношам и девушкам отводилось по две минуты. В эксперименте участвовали 66 человек и примерно столько же в контрольной группе, то есть тех, кто не подвергался воздействию.


«Мы рассчитали четыре параметра: точность выполнения задания, умственную продуктивность, объем зрительной информации и устойчивость внимания. Оказалось, что устойчивость внимания после минорной музыки снизилась на 19,5 процента, точность выполнения задания и умственная продуктивность упали более, чем на четыре процента. Не произошло только изменения объема зрительной информации», — рассказал ученый.


Зато «радостный» Бетховен поднял показатели почти на пять процентов, а умственную продуктивность — на семь. Не изменилась лишь устойчивость внимания.


«Так что если ситуация требует максимального интеллектуального сосредоточения, слушайте произведения, написанные в ладе до мажор. Причем только классику», — подытоджил Яков Хананашвили.


Кстати, медики, проведя многочисленные эксперименты, пришли к выводу, что различные виды музыки по-разному действуют на человека. Религиозная музыка — анальгетик в мире звуков, она достаточно эффективно облегчает боль, веселые песни помогут справиться с сердечными недугами и подарят долголетие, а самый большой эффект оказывают произведения Моцарта. Тут настоящая тайна — люди, слушающие великого австрийца, подчеркивают ее оздоравливающее и даже омолаживающее действие. Этот феномен так и назвали — «эффект Моцарта».


Кстати, музыка воздействует не только на человека, но и на животных. Например, в одном из колхозов Ставрополья надои молока увеличивают с помощью классической музыки.

Шкала

(музыка) Факты для детей

Схема интервалов до мажор

В музыке шкала . — это набор нот в порядке их высоты. Если высота тона становится выше, это называется восходящей шкалой. Если высота тона становится ниже, это называется нисходящей шкалой. В некоторых гаммах, например в мелодическом минорном, высота тона возрастающей шкалы отличается от высоты тона нисходящей шкалы. Шаги между высотой звука, измеряемые в тонах (также называемых «целым шагом») и полутонами (также называемые «полутонами»), различаются в разных типах гамм.

На пианино есть белые клавиши и черные клавиши. Если мы начнем с ноты C и будем играть каждую белую клавишу вверх, пока не перейдем к следующей C , мы сыграем C Major в масштабе . Было восемь нот. В порядке увеличения они составляют C (средний), D , E , F , G , A , B и C (высокий) или могут быть на октавы выше. или ниже. Масштаб также может увеличиваться, а затем уменьшаться, например, C (средний), D , E , F , G , A , B , C (высокий), B , A , G , F , E , D , C (средний).

Щелкните ниже, чтобы прослушать шкалу до мажор шкалу .

Иногда мажорная гамма поется на слова «до, ре, мих, фа, со, ла, ти, до». В фильме «Звуки музыки» Мария учит детей петь, разучивая песню под названием «Лань, олень, олененка». Каждая строка начинается со следующей ноты гаммы.

На любой ноте можно начать крупную гамму. Есть двенадцать возможных начальных нот:

  1. C (или B♯)
  2. C♯ (или D ♭)
  3. D
  4. E ♭ (или D #)
  5. E (или F ♭)
  6. F (или E♯)
  7. G ♭ (или F♯)
  8. G
  9. G♯ (или A ♭)
  10. A
  11. B ♭ (или A♯)
  12. B (или C ♭)

Однако расстояния между нотами должны быть такими же, как и для шкалы C.Например: от C до D был тон (или «целый шаг»), потому что между (C #) была нота. От E до F — полутон (или «полутон»; полутон в британском английском), так как между ними не было ноты. Шаблон для крупной шкалы имеет следующий набор шагов:

Note 1-2: тон, Note 2-3: тон, Note 3-4: полутон, Note 4-5: тон, Note 5-6: тон, Note 6-7: тон, Note 7-8: полутон.

Например: мажорная гамма, начинающаяся с D, будет выглядеть так: D (T) E (T) F♯ (ST) G (T) A (T) B (T) C♯ (ST) D и мажорная гамма, начинающаяся с E ♭: E ♭ (T) F (T) G (ST) A ♭ (T) B ♭ (T) C (T) D (ST) E ♭.

Ля минор звучит довольно грустно. Рисунок тонов и полутонов разный. Есть два основных типа минорных гамм: гармоническая и мелодическая.

Существуют также хроматические шкалы (все полутоновые ступени) и полнотонные шкалы (все тональные ступени).

Практика гамм важна для людей, играющих на музыкальных инструментах или поющих. Помогает пальцам быть сильными и энергичными (или согревает голос певца). Это также помогает привыкнуть к множеству аппликатуры, которая поможет играть пьесы.

Связанные страницы

Картинки для детей

  • Диатоническая гамма в хроматическом круге

  • Лидийская мода, средняя, ​​функционирует как посредник между всей шкалой тонов (верх) и основной шкалой (низ).

Незначительные факты для детей

Натуральный минор.

Минорная гамма в теории музыки — это любая гамма, имеющая по крайней мере три ступени шкалы: тоническая, минорная треть над тоникой и совершенная квинта над тоникой.Вместе они составляют минорное трезвучие. Это включает в себя множество гамм и режимов, таких как дорийский лад и фригийский лад.

Говоря простым языком, минорная гамма — это серия нот с грустным, мрачным характером (преувеличенная, когда звучит одна за другой с мажорной гаммой). Минорная гамма начинается с шестой ноты относительной мажорной гаммы и построена по следующей схеме полушагов и целых шагов:

i_whole_ii ° _half_III_whole_iv_whole_v_half_VI_whole_VII_whole _i (следующая октава)

(e ——— f # ° —— G ———- a ——— b ——- C — ——— D ———- e)

Обычно, когда говорят о минорных гаммах, они имеют в виду естественных минор , гармонических минор или мелодических минор гамм, которые являются наиболее распространенными в западной музыке.

Минор натуральный

Натуральный минорный строй такой же, как 6-й лад (или эоловый лад) мажорной гаммы. Например, белые ноты клавиатуры от одной C до следующей C составляют до мажор. Если белые ноты играются, начиная с шестого шага этой гаммы C (от любой A до следующей A), то получается естественная минорная гамма A («относительный минор» C).

Гармонический и мелодический минор

Гармонический минор Шкала такая же, как и натуральный минор, но седьмая нота поднята на полтона.

Гармонический минор Шкала: 1 2 3 ♭ 4 5 6 ♭ 7 8

Например, в тональности ля минор гармонический минор составляет:

.

A B C D E F G♯ A

Одним из отличий гармонического минора от натурального минора является то, что он имеет два аккорда, которые имеют одинаковую структуру при инвертировании, поэтому они не принадлежат ни одной тональности. Это уменьшенный септаккорд (2-я, 4-я, 6-я и 7-я степени) и увеличенный аккорд (3-я, 5-я и 7-я ступени).

Гармонический минор также иногда называют магометанской шкалой , потому что его верхний тетрахорд такой же, как и хиджаз-джины, часто встречающиеся в музыке Ближнего Востока.Гармоническая минорная гамма в целом иногда называется Nahawand-Hijaz на арабском языке или Bûselik Hicaz на турецком языке.

Интервал между шестой и седьмой ступенями этой шкалы (в данном случае F и G♯) — увеличенная секунда. В то время как некоторые композиторы, такие как Моцарт, использовали этот интервал в мелодической композиции, другим композиторам это показалось неудобным. Они думали, что целый шаг между этими двумя ступенями шкалы лучше для плавного написания мелодии, поэтому они использовали субтоническую седьмую ступень или подняли шестую ступень шкалы.Эти два варианта называются восходящей мелодической минорной шкалой и нисходящей мелодической минорной шкалой . Восходящий имеет тот же верхний тетрахорд, что и мажорная гамма, а нисходящий такой же, как и натуральный минор:

A B C D E F♯ G♯ A ‘, а затем

A ‘G F E D C B A соответственно.

Многие композиторы при написании музыки не придерживаются нот только одной из этих гамм. Использование трезвучия относительного мажора очень распространено, но поскольку оно основано на третьей ступени минорной шкалы, повышенная седьмая ступень гармонической шкалы вызовет усиленное трезвучие.В этом случае композиторы обычно используют натуральный минор. В джазе обычно используется только восходящий минор.

Поиск ключевых подписей

Пятый круг с указанием мажорной и минорной тональности и их подписей

Главный и второстепенный ключи, которые имеют одну и ту же подпись ключа, называются относительным ; Таким образом, до мажор является относительным мажором ля минор, а до минор является относительным минором ми мажор. Относительный мажор на минорную треть выше тоники минора. Например, поскольку основная подпись соль мажор имеет один диез (см. Мажорную шкалу, чтобы узнать, как это найти), его относительный минор, ми минор, также имеет один диез в ключевой сигнатуре.

Музыка может быть написана в энгармонической шкале (например, ля мажор, в тональности которого всего четыре бемоля, по сравнению с восемью диезами, необходимыми для G♯ мажор). Следующие энгармонические эквиваленты:

Ключ Sig. Большая шкала Малая шкала
5♯ / 7 B / C ♭ мажор г♯ / год минор
6/6 F♯ / G ♭ мажор d♯ / e ♭ минор
7♯ / 5 C♯ / D ♭ мажор a♯ / b ♭ минор

Другие страницы

Картинки для детей

  • Этот рисунок целых и полушагов характерен для натуральных минорных гамм.

  • Гармоническая гамма минор ля минор

Детская музыка | Детское видео | Детские песни | Видеоигры | Детская музыка

Статьи

Детские песни и музыка — мажорная и минорная тональность

Музыка — неотъемлемая часть нашей жизни. Он затрагивает нас разными способами и вызывает различные эмоциональные, когнитивные и физические реакции. Музыка может передать множество тем и идей. Музыка общается с нами через наши собственные мысли и чувства.Ранние греки считали, что определенные модусы (гаммы) или тональности вызывают определенные эмоции.

Давайте рассмотрим две наиболее часто встречающиеся гаммы в западной музыке (мажорная и минорная тональные системы) и ответы, которые эти гаммы могут вызывать у слушателя. Чтобы легко услышать мажорную гамму, играйте от C до следующей C, используя только белые клавиши пианино. Чтобы услышать минор, играйте от A до A, используя только белые клавиши. Для ребенка разница между большим и второстепенным — это разница в настроении.Основные весы имеют тенденцию увеличивать чувство счастья и радости. Мелкие чешуйки более мрачные и имеют свойство ухудшать настроение. Дети часто описывают песни в мажоре как звучащие ярко или весело. Они описывают незначительное как грустное или жуткое.

Обучая маленьких детей музыке, я обнаружил, что им легче петь песни в мажорной тональности, чем песни в минорной тональности. Это может быть связано с соотношением интервалов в этих двух шкалах. Это также может быть связано с отсутствием опыта пения в миноре.

Интересно понаблюдать за маленькими детьми во время свободной игры, когда они импровизируют свои собственные мелодии и песни. Хотя тональные паттерны могут быть краткими и повторяющимися, они, как правило, находятся в мажорной тональности. Это может быть связано с влиянием окружающей среды, например с музыкой в ​​доме, детскими телевизионными программами и / или обучением музыке. Многие детские песни написаны в мажорной тональности.

Silly Bus сочиняет многие детские песни в мажорных тональностях. Их песни в мажорной тональности очень нравятся детям благодаря присущим этой тональности ярким, веселым и энергичным качествам.Мелодии очень удачно сочетаются с текстом каждой песни.

Темп, расположение высот в мелодии, ритм и гармония также играют важную роль в создании настроения или выражения песни в дополнение к тональности. Исследователям еще предстоит объяснить, почему и как музыка влияет на наши эмоции. Что мы действительно знаем, так это то, что музыка влияет на всех нас и способна вызывать эмоции, которые живут внутри нас.

Автор: Джуди Хеннебергер — Образовательная группа «Глупый автобус» www.sillybus.net

Осмысление большого и малого





Сегодня я хотел бы рассказать о теме, которая, как мне кажется, упускается из виду в музыкальном образовании: мажор и минор.




Находясь в Айове, у учителей элементарной музыки очень мало возможностей встречаться и сотрудничать. Небольшая группа из нас начала проводить семинар дважды в год (в конце лета и зимой) в центральном месте. Двое учителей были достаточно любезны, чтобы устроить и спланировать его в первый раз.С этого момента мы начали настраивать некоторые вещи, но в целом у нас был замечательный день, когда мы делились, планировали и просто были благодарны за возможность поговорить с другими в нашей области.

Прошлой осенью я встретился с некоторыми из этих учителей на нашей ежегодной государственной конференции. Одна из них, Энн, поделилась со мной (потому что она знает, что я люблю книги в музыке!) Рассказом Реми Чарлипа «К счастью». В каждой части есть что-то хорошее, за которым следует не очень хороший результат.Вот образец:

Энн объяснила, как она использовала эту книгу для представления и рецензирования основных / второстепенных дисциплин своим ученикам. У меня был момент эврики! Дети всегда улавливают, когда что-то «радостно» или «грустно», но им нужно знать терминологию. Я чувствую себя некомфортно, просто натягивая на них что-нибудь, так что такая связь была бы идеальной! Я также хотел представить свои новые наборы колокольчиков / настольных колокольчиков. Ко мне приходили все новые и новые идеи, и я был так взволнован!




Я немного посидел на этом уроке.Я еще не был готов донести его до своих детей, так как приближались каникулы, а затем тренировка по программе.
Затем однажды я был с мамой в Half Price Books (нам очень нравится это место). Я наткнулся на симпатичную книгу Джеффа Мака в разделе ПРОЗРАЧНОСТЬ, не менее называемую «Хорошие новости, плохие новости». Это единственные слова во всей книге, и она разделяет идею книги «К счастью».

Еще один момент эврики — с помощью этой книги я мог бы познакомить своих младших учеников с основным и второстепенным.Затем верните его в более поздние годы с помощью «Fortunately». УРА!
Я не был в восторге от подобных уроков с тех пор, как узнал о деятельности Арти Алмейды. Итак, я хотел поделиться этой идеей и своими мыслями со всеми вами!
Приведенные ниже идеи являются просто предложениями — я уверен, что у всех вас есть собственный способ преподавания, дополнительные материалы, оценки и т. Д. Вы можете использовать эти идеи как целый урок или разбить их на части и заняться другими делами. Нажмите ниже, чтобы узнать о бесплатных услугах, которые вы можете использовать с этим устройством! Как всегда, сделайте его доступным для вашего класса.





Младшая начальная школа:
  • Первый день: представьте и прочтите рассказ «Хорошие новости, плохие новости»
  • Второй день: проект (версия Kindle) и играю мажорные или минорные аккорды для каждой страницы рассказа — я пианист, поэтому я просто играл и просматривал историю, пока дети смотрят.

    После рассказа по очереди по очереди играйте аккорды и говорите о том, что они вызывают у учащихся (счастливыми, грустными, злыми и т. Д.))

    Поднимите или спроецируйте две грани (без слов) на доску; воспроизвести звуки и попросить учащихся использовать свои лица или указать на правую картинку

  • Третий день: снова вытащите лица и поиграйте примеры (mp3 или фортепиано) — могут ли дети выбрать правильное лицо?

    Предложите учащимся создать свои собственные карточки с счастливыми / грустными лицами; прикрепите к карандашу, палочке для мороженого и т.д.

    Просмотрите примеры и попросите учащихся использовать свои собственные карточки

  • Дополнительные идеи: добавить инструменты; ввести терминологию; создать примеры прослушивания и разместить удостоверения личности в центре; познакомить и потренироваться в бордунах, использовать бит-приятелей с разными примерами; сделать половину группы счастливой, а другую половину грустной — пусть они встанут, когда они услышат «свою музыку»
Старшая начальная школа:
  • Первый день: представьте и прочтите рассказ «К счастью» — если ранее об этом говорилось в младших классах начальной школы, вспомните лица и счастливую / грустную идею
  • Второй день: покажите лица и попросите учащихся идентифицировать себя, когда они слушают различные примеры

    Затем введите термины «основной» и «второстепенный»; напишите слова на лицах или поменяйте местами терминологию на лица

    Снова найдите примеры, используя словарь

  • Третий день: принесите «К счастью» и расскажите о разных страницах, используя мажор и минор.

    Представьте колокольчики / настольные звонки (отсюда вы можете поговорить о гаммах, структуре аккордов и т. Д.но я уже просто группирую их для детей) и играю основные звуки, затем второстепенные

    Прочтите историю, пусть половина группы будет основной для к счастью, а другая половина будет второстепенной для к сожалению; группы переключателей

  • Четвертый день: Отсюда я бы использовал главные / второстепенные партии Линды МакФерсон. Вы можете купить игры отдельно или в комплекте.

    Во-первых, дети могли бы сделать свой собственный инструмент оценки основного / второстепенного уровня, и, пока я воспроизводил примеры в ее продукте, они использовали свою карточку, чтобы поделиться своей идеей (вместо того, чтобы выкрикивать ее)

  • Дополнительные идеи: представить гаммы, структуру аккордов и т. Д.; создать примеры прослушивания и разместить удостоверения личности в центре; письменный / слуховой тест; загадочные узоры и аккорды; учащиеся создают свой собственный образец или аккорд и заставляют других студентов маркировать основной / минорный





Я знаю, что существует множество идей для обучения основным и второстепенным, но никто никогда не говорил со мной, чтобы представить их. Мне нравятся обе эти книги, и моим ученикам нравится использовать эти два слова для описания музыки.Они даже используют их, когда рассказывают о своих любимых поп-песнях — это круто!

Если вы представляете или преподаете майор и минор по-другому, поделитесь, пожалуйста, ниже. Мне нравится, когда есть множество способов донести что-нибудь до моих учеников. Не забудьте щелкнуть мышью, чтобы получить халяву с идеями и материалами, упомянутыми выше!


Минорная шкала Факты для детей

Минорная шкала в теории музыки — это любая гамма, имеющая по крайней мере три ступени шкалы: тоническая, минорная треть над тоникой и идеальная квинта над тоникой.Вместе они составляют минорное трезвучие. Это включает в себя множество гамм и режимов, таких как дорийский лад и фригийский лад.

Говоря простым языком, минорная гамма — это серия нот с грустным, мрачным характером (преувеличенная, когда звучит одна за другой с мажорной гаммой). Минорная гамма начинается с шестой ноты относительной мажорной гаммы и построена по следующей схеме полушагов и целых шагов:

i_whole_ii ° _half_III_whole_iv_whole_v_half_VI_whole_VII_whole _i (следующая октава)


(e ——— f # ° —— G ———- a ——— b ——- C ———- D ———- e)

Обычно, когда говорят о минорных гаммах, они имеют в виду естественных минор , гармонических минор или мелодических минор гамм, которые являются наиболее распространенными в западной музыке.

Минор натуральный

Натуральный минорный строй такой же, как 6-й лад (или эоловый лад) мажорной гаммы. Например, белые ноты клавиатуры от одной C до следующей C составляют до мажор. Если белые ноты играются, начиная с шестого шага этой гаммы C (от любой A до следующей A), то получается естественная минорная гамма A («относительный минор» C).

Гармонический и мелодический минор

Гармонический минор Шкала такая же, как и натуральный минор, но седьмая нота повышена на полутон.

Гармонический минор Масштаб: 1 2 3 ♭ 4 5 6 ♭ 7 8

Например, в тональности ля минор гармонический минор имеет следующий вид:

A B C D E F G♯ A

Играть (информация • помощь)

Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что он имеет два аккорда, которые имеют одинаковую структуру при инвертировании, поэтому они не принадлежат ни одной тональности. Это уменьшенный септаккорд (2-я, 4-я, 6-я и 7-я степени) и увеличенный аккорд (3-я, 5-я и 7-я ступени).

Гармонический минор также иногда называют магометанской шкалой [1] , потому что его верхний тетрахорд такой же, как и хиджаз джин, часто встречающийся в музыке Ближнего Востока. Гармоническая минорная гамма в целом иногда называется Nahawand-Hijaz [2] на арабском языке или Bûselik Hicaz [3] на турецком языке.

Интервал между шестой и седьмой ступенями этой шкалы (в данном случае F и G♯) — это увеличенная секунда.В то время как некоторые композиторы, такие как Моцарт, использовали этот интервал в мелодической композиции, другим композиторам это показалось неудобным. Они думали, что целый шаг между этими двумя ступенями шкалы лучше для плавного написания мелодии, поэтому они использовали субтоническую седьмую ступень или подняли шестую ступень шкалы. Эти два варианта называются восходящей мелодической минорной шкалой и нисходящей мелодической минорной шкалой . Восходящий имеет тот же верхний тетрахорд, что и мажорная гамма, а нисходящий такой же, как и натуральный минор:

A B C D E F♯ G♯ A ‘, а затем

A ‘G F E D C B A соответственно.

Играть (информация • помощь)

Играть (информация • помощь)

Многие композиторы при написании музыки не придерживаются нот только одной из этих гамм. Использование трезвучия относительного мажора очень распространено, но поскольку оно основано на третьей ступени минорной шкалы, повышенная седьмая ступень гармонической шкалы вызовет усиленное трезвучие. В этом случае композиторы обычно используют натуральный минор. В джазе обычно используется только восходящий минор.

Поиск ключевых подписей

Пятый круг с указанием мажорной и минорной тональности и их подписей

Главный и второстепенный ключи, которые имеют одну и ту же подпись ключа, называются относительным ; Таким образом, до мажор является относительным мажором ля минор, а до минор является относительным минором ми мажор. Относительный мажор на минорную треть выше тоники минора. Например, поскольку основная подпись соль мажор имеет один диез (см. Мажорную шкалу, чтобы узнать, как это найти), его относительный минор, ми минор, также имеет один диез в ключевой сигнатуре.

Музыка может быть написана в энгармонической гамме (например, ля мажор, в ключевой сигнатуре которого всего четыре бемоля, по сравнению с восемью диезами, необходимыми для G♯ мажор). Следующие энгармонические эквиваленты:

Ключ Sig. Большая шкала Малая шкала
5♯ / 7 B / C ♭ мажор g♯ / a ♭ минор
6/6 ♭ F♯ / G ♭ мажор d♯ / e ♭ минор
7/5 C♯ / D ♭ мажор a♯ / b ♭ минор

Связанные страницы

Банкноты

Список литературы

  • Gjerdingen, Robert O.(1990). «Руководство по терминологии немецкой гармонии», Исследования происхождения гармонической тональности Дальхаус, Карл, пер. Gjerdingen (1990).

Другие сайты

Музыкальная площадка для детей: уроки теории музыки

Теория музыки — это основа музыки, включая сложный язык, который интерпретируется для создания мелодичных звуков. Понимание теории музыки включает чтение нот, а также обозначений и фраз, необходимых для написания или воспроизведения музыки.Хотя детям необходимо проводить время за чтением литературы, решением математических задач и играми на открытом воздухе на игровых площадках, всестороннее образование также должно включать музыку. Музыкальное образование способствует развитию языка и стимулирует мозг работать усерднее, что часто повышает IQ учащихся.

Основы

Персонал, ключи и строки гроссбуха

Посох — это набор из пяти линий и четырех пространств, служащих основой для музыкальных нот. Каждая линия и пробел на нотоносце представляют собой заметку.Два разных ключа обозначают назначенные ноты для линий и пространств нотоносца. Скрипичный ключ и басовый ключ являются стандартными ключами, причем скрипичный ключ находится над басовым ключом. Вместе скрипичный и басовый ключи образуют большой посох. Ноты скрипичного ключа выше по шкале, чем ноты басового ключа. Линии бухгалтерской книги — это небольшие отдельные линии, добавляемые к заметкам, когда они появляются над или под нотоносцами, чтобы показать их положение.

Продолжительность ноты

Длительность ноты — это определенная продолжительность воспроизведения каждой ноты.Длительность ноты определяется типом ноты, например целыми нотами, половинными, четвертными, восьмыми и шестнадцатыми нотами.

Меры и тактовый размер

Вертикальные черные линии делят рейку на отдельные такты. Размер — это часть, которая следует за ключом и определяет количество и тип нот в каждом такте. Знаменатель тактового размера определяет доли, разделенные на целую ноту, а числитель определяет количество долей в каждом такте.

Продолжительность отдыха

Отдых показывает периоды тишины. Различные символы отдыха определяют продолжительность молчания, включая полные, полу- и четвертные паузы.

Точки и галстуки

Точка после ноты увеличивает продолжительность ноты наполовину. Связанные вместе заметки объединяются для увеличения продолжительности такта.

Шаги и случайности

Шаги указывают полное тональное расстояние между нотами. Полушаг — это половина шага, переходящего к следующему смежному тону.За нотами могут следовать случайные знаки, показывающие сдвиг на полшага вверх или вниз от ноты.

Ритм и метр

Простой и сложный счетчик

Тактовые размеры делятся на определенные метры в зависимости от их ритма. Простой измеритель показывает доли, которые можно разделить на две ноты. Составной метр показывает доли, которые можно разделить на три ноты.

Нечетный метр

Нечетные метры имеют простые и сложные доли. Порядок долей может быть простым или сложным.

Весы и ключевые подписи

Основная шкала

Шкала включает ноты, составляющие октаву. Основная гамма включает два полных шага, полушаг, три полных шага и последний полушаг.

Малая шкала

Минорные гаммы имеют различную конфигурацию нот в октаве. Натуральная минорная гамма включает в себя один полный шаг, один полушаг, два целых шага, один полушаг и два целых шага.

Градусы шкалы

Каждая нота шкалы называется градусом шкалы.Первая и последняя ноты — это тоники, пятая — доминантная, а четвертая — субдоминанта.

Ключевые подписи

Подпись ключа следует за ключом, указывая на случайности, происходящие в гамме. Использование этих случайностей будет сохраняться на протяжении всего произведения, если ключ не изменится.

Расчет ключевой подписи

Имея 30 различных подписей ключей, может быть трудно запомнить различные конфигурации. Вместо того, чтобы запоминать, музыканты могут вычислять ключевые подписи, запоминая семь разных подписей, присваивая каждой из них значение.Затем процесс просто включает добавление или вычитание значений дополнительных случайностей.

Интервалы

Общие интервалы

Общие интервалы представляют собой расстояние между двумя нотами на нотоносце без учета случайностей. Интервалы могут быть первыми, что означает, что они находятся на одной строке или на одной и той же строке. Интервалы также могут быть секундами, третями и т. Д., Что указывает расстояние между ними на нотоносце.

Конкретные интервалы

Определенные интервалы показывают расстояния, которые включают полушаги.Например, переход от C к D включает полушага до D-бемоля, а затем еще полшага от D-бемоля до D.

Интервалы записи

При написании интервалов музыканты должны начинать с общего интервала, а затем определять количество включаемых полушагов. После сравнения и добавления случайностей легче определить точный интервал.

Инверсия интервала

Инвертирование интервалов включает перемещение самой низкой ноты интервала на октаву вверх.Например, вместо пятой C-G, вы можете инвертировать ее к пятой G-C.

Аккорды

Введение в аккорды

Музыкальный аккорд состоит из трех или более нот. В основе аккордов лежит одна нота, известная как основной тон.

Инверсия триады

Аккорды триады могут быть инвертированы, что включает перемещение самой низкой ноты на октаву вверх. При инвертировании трезвучий самая низкая нота становится третьей нотой, которая будет первой инверсией. Снова инвертирование делает пятую ноту самой низкой.При третьем инвертировании исходное трезвучие будет иметь более высокую октаву.

Седьмые аккорды

Седьмые аккорды объединяют трезвучие с седьмым интервалом. Музыканты используют пять основных типов септаккордов.

Диатонические аккорды

Диатонические триады

Диатонические трезвучия — это аккорды, которые можно образовать из мажорных и минорных нот гаммы. Различные гаммы будут включать мажорные и минорные трезвучия, в зависимости от того, является ли гамма мажорным или минорным.

Диатонические септаккорды

Мажорная и минорная гаммы включают семь различных диатонических септаккордов.Мажорное трезвучие с мажорным септоном — это мажорный септаккорд. Минорное трезвучие с второстепенным септаккордом — это минорный септаккорд.

Анализ римских чисел: седьмые аккорды

Римские цифры обозначают диатонические септаккорды. Эти символы включают в себя символ анализа для диатонического трезвучия, маленькое число 7 и косую черту по кругу на каждом полууменьшенном септаккорде.

Аккордовые прогрессии

Негармонические тона

Негармонические тона могут также называться неаккордовыми тонами.Эти тона не принадлежат к определенному аккорду. Негармонические тона могут включать проходящие тона, соседние тона, предвкушение или уходящий тон.

Фразы и каденции

Фразы — это группы нот, которые звучат законченными, если сыграны сами по себе, за исключением целой песни. Каденция идет в конце фразы и включает в себя двухаккордовую прогрессию.

Круговые прогрессии

Круговые прогрессии включают движения основного тона, при котором корень одного аккорда перемещается в корень другого аккорда.При круговой прогрессии основное движение всегда либо на четверть, либо на пятую вниз.

Общие аккордовые прогрессии

Аккордовые прогрессии включают в себя широкий спектр опций, но обычно они включают определенный паттерн. Круговые прогрессии — это обычный способ добраться до аккорда I для мажорных тональностей.

Триады в первой инверсии

Композиторы

используют первую инверсию для создания плавных басовых линий, повторяющих аккорды. Первая инверсия также обеспечивает легкое движение.

Триады во второй инверсии

Композиторы могут также использовать вторую инверсию для музыки. Вторая инверсия не только обеспечивает плавность, но также помогает избежать резких прыжков, что может добавить силы в каденцию.

Неаполитанские аккорды

Создание неаполитанских аккордов

Неаполитанский аккорд — это мажорное трезвучие, созданное вокруг одной особой ноты. Особая нота — это супертоник мажорной или минорной гаммы.

Использование неаполитанских аккордов

Неаполитанцы — преобладающие аккорды.Композиторы используют Neapolitans вместо первой инверсии или корневого положения IV.

Подробнее об авторе: Ким Харт

мажорных и минорных тональностей: тональность в музыке — видео и стенограмма урока

Тональность

Ответ: Тональность . Тональность — это характер тонов и гармоний музыкального произведения. Тональность сообщает нашему уху, слушаем ли мы веселую, позитивную, радостную музыку или грустную, темную, эмоциональную музыку. Как бы это выглядело и звучало, если бы характер музыки не соответствовал сцене?

В первые дни кино музыка была важным элементом предзнаменования действий, которые должны были быть увидены на экране.Девица, терпящая бедствие, привязана к железнодорожным путям злым злодеем, как раз когда поезд приближается на расстоянии. Для большинства людей здравый смысл скажет, что это серьезная или драматическая ситуация, но музыка подразумевает позитивную или приятную ситуацию. Мы все еще используем тональность в фильмах сегодня, чтобы передать чувства персонажа или предсказать события. Так как же работает тональность?

Весы

Каждая тональность имеет свою особую группу нот, называемую шкалой .Шкала — это определенное расположение нот. Расположение этих нот — это то, как мы можем определить шкалу как на слух, так и визуально. Две наиболее распространенные тональности в западной музыке — это мажорная тональность и минорная тональность . Вы можете подумать, что «мажор» и «минор» — это просто слова, которые используются в начале классических музыкальных произведений, но эти слова могут помочь нам описать эмоции, которые мы слышим в музыке.

Основная тональность

Слушайте мажорную шкалу .Основная тональность обычно воспринимается как веселое, яркое, величественное или радостное звучание. Песни, которые дают счастливую идею или положительное послание, как правило, имеют большое значение. Во многих поп-песнях, особенно в исполнении бой-бэндов или исполнителей, стремящихся привлечь сердца и деньги девочек-подростков, используется мажорная гамма. Некоторые песни в стиле регги также используют основную тональность, которая может заставить вас подумать о том, чтобы расслабиться на острове на солнце.

Даже если эти жанры вам не по душе, вы, вероятно, ежедневно сталкиваетесь с мажорными масштабами.В телевизионных рекламных роликах часто используется основная музыка, потому что они хотят, чтобы вы чувствовали себя хорошо или думали, что вы получите положительные результаты, используя их продукты.

В фильмах основная музыка обычно используется для изображения эмоций, связанных с счастьем, любовью или положительным событием в истории. Во время плавания на Titanic главный герой провозглашает себя «королем мира», и мы слышим важную музыку на заднем плане, чтобы отразить его триумфальное чувство. Он понятия не имеет о надвигающейся опасности, которая его ждет.Хорошая история или романтическая комедия также будут подходящим использованием основной тональности. Иногда это также может быть использовано в качестве иронии, когда контраст основной тональности и отрицательного решения истории подчеркивает иронию сюжетной линии.

Минорная тональность

Слушайте минорную гамму . Надеюсь, вы заметили некоторые слуховые различия между этой шкалой и основной шкалой. Минорная тональность обычно воспринимается как серьезная, грустная или мрачная. В насыщенных, смелых или темных песнях обычно используется минорная тональность.Рэперу, подробно описывающему трудности уличной жизни, обычно лучше подходит второстепенная тональность. Точно так же многие метал- и хардкор-группы используют минор, чтобы выразить интенсивность и содержание своих песен.

Минорная музыка также встречается в различных других жанрах. Типичное использование минорной тональности в рекламе происходит во время выборов. Когда кандидат хочет изобразить своего оппонента злодеем, они часто показывают оппонента в сопровождении незначительной музыки.

Эти идеи переносятся и на большой экран.В фильмах минорная музыка обычно используется для изображения эмоций, связанных с интенсивностью, грустью, конфликтом или негативным событием в истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *