Тональность в музыке определение, обозначения тональностей нот
Музыка, как и любое понятие, связанное с искусством, богата на бесчисленные термины. Какие-то из них кажутся довольно простыми даже для людей, которые никогда не вникали в суть этого вида направления в творчестве, другие – осложняют жизнь не только любителям, но и специалистам. Ведь профессионалам своего дела необходимо не только качественно воспроизводить звуки, но и разбираться в теории – технических аспектах их деятельности для дальнейшего использования знаний на практике. Одним из таких понятий для музыканта или певца является тональность в музыке, определение которой знать необходимо, если есть желание расти, как мастеру.
Любому музыканту важны не только навыки или владение голосом (инструментом), но и специализированные знания, которые будут активно применяться в учебе и работе. Музыка имеет не столько творческую составляющую, сколько математические данные, которые нужно уметь обрабатывать, иначе есть риск застрять на стадии ознакомления с музыкальной культурой.
Что такое тональность в музыке?
Тональность (от латинского «tonus», что в переводе означает слово «тон») – это статичное положение музыкального звука на одной конкретной высоте или, по-другому, привязка к определенной звуковой дорожке.
Тональность – она заключается в гармонизации мажорных или минорных звуков, находящихся в квинтах. Как составляющие этой гармонии трезвучия согласных называются тоническими, доминантными и субдоминантными. Простейшая форма проявления тональности — это каденция. Но диссонанс содержит и тональные отношения, поскольку компоненты тоники, доминанта и субдоминанта звучат в нем вместе. В принципе, тональность проявляется в последовательности звуков, в которой появляются тонические, доминирующие и субдоминантные тона — в любой форме.
Эти семь тонов образуют гармонический ансамбль: тональная композиция ключ.
Термин тональность был создан для описания гармонического принципа музыки, основанного на мажорной и минорной тональностях. (Фетис ввел этот термин как принцип, лежащий в основе отношений между тонами звукоряда. ) Однако с самого начала не задерживались долго на анализе и выводе этого принципа «тональности»; вместо этого категория тональности была тот час же растворился в абстракции «осмысленного порядка», под которым можно было бы тогда вообразить всякие вещи.
Арнольд Шенберг, например, считал, что более частое повторение тона составляет тональность, а избегание повторения тона создает атональность. Гармоническое своеобразие тональных отношений теперь настолько скрылось из виду, что простое существование (неопределенного) отношения уже признается фактической детерминацией. Соответственно, термин «родство» предпочтительнее, и разница между модальная и тональная музыка, игравшая центральную роль в формировании термина, совершенно явно исчезает в популярных определениях тональности. Первые уже не хотят знать, что гармоническая музыка и гармонические тональные отношения есть нечто иное, чем взаимосвязь между атакой, падением и тоном декламации в средневековом церковном пении.
Характеристики и особенности
Любая тональность в музыке имеет соответствующее ей название, из двух критериев: тоники и лада. Насчитывается 30 в общем количестве, две из которых существуют безо всяких знаков: эти тональности называются «до-мажор» и «ля-минор». Остальные 28 тональностей имеют обозначения в виде знаков, из них имеют своё количество.
Как правило, в гармонической тональности регулярно сменяются гармонические центры звука, которые делают акцент на тяготении или притяжении звука.
В целом, тональность в музыке и её определение включают в себя множество понятий, которые нужно рассматривать по-отдельности.
Систематическая организация
С помощью тональности можно описать любую структурную систематическую организацию по высоте звука в музыке любых жанров, начиная от классики, и заканчивая современным рэпом.
Это применимо и к гармоническим созвездиям из теорий Жана-Филиппа Рамо, и к основным изменениям в технике двенадцати тонов, которые открыли уже давно. Ближе к середине XX века стало известно, что триадическая структура не всегда работает с тональным центром, ведь гармонические данные могут обрабатываться в качестве референциальных деталей и элементов.
Теоретическая расстановка полей
Тональности в музыке дают определение так званого «языка эмоций», то есть способа передачи информации невербально: с помощью телодвижений, мимической активности, звуков и психических реакций. То есть включаются интуиция и рефлексы человека, пока разум пытается обработать данные, которые получает. Однако каким образом звуки воздействуют на психологический настрой слушателей точно неизвестно до сегодняшних дней. Восприятие музыки складывается из глобальной картины звуковой информации; информация, в свою очередь, также передается через музыку и звуковые эффекты. Именно для считывания данных необходима система отсчёта слышимой информации. Тональность в музыке с этим справляется лучше всего.
В музыке нет строгих правил и определений, так как она абстрактна. Ввиду отсутствия конкретных данных и единиц измерения, усложняется процесс восприятия музыки эмоционально. Точнее усложняется обработка данного процесса человеческим мозгом – для реакции используются вышеупомянутые рефлексы человека; для тщательной обработки этих реакций нужны большие ресурсы мозговой активности и самосознания, что человеку свойственно лишь в малой степени. Однако общую композицию тональности в музыке или звуке человек в состоянии поймать: слушая потоки тонов, которые отображаются во временных рамках, индивидуум в состоянии распознать общие смыслы в «скелете» музыки. На этом фундаменте существуют звуки и аккорды, которые строятся вдоль временной полосы, из-за чего музыка воспринимается неким гравитационным полем, что работает с помощью силы притяжения.
Контраст с модальными и с тональными системами
Понятия модальности и тональности имеют под собой общее основание:
- обе системы обнаруживают под собой высоту тона, на которой строится мелодия;
- у них может быть один тональный центр за всё произведение, в состоянии меняться по мере всего звучания композиции;
- модальность и тональность используют гамму из семи нот для высоты тона.
Отличия между модальной и тональной системами заключаются в гармонических контактах, что окружают тональный центр в произведении или звуковой дорожке.
Тональность в музыке – это определение общепринятой гармонии, которая использует две составляющие: минор и мажор.
Справочный тоник
Тоникой называется триадический аккорд, у которого имеется самая большая и крепкая стабильность. Из основного тона аккорда образуется имя для тональности. На простом языке это «большой босс» в компании композиции и её элементов.
Тональные теории
Теория тональности в музыке по своему определению занимается описанием разработки музыки, что включает системы настройки и методики по созданию композиций.
Представление о музыке пополняется с каждым годом шире и разноплановее, поэтому на сегодняшний момент музыка – это не только звуковые явления, но и тишина, а также её элементы, которые присутствуют в произведении или звуковом ряде. Раньше тишину не включали в понятие музыки, однако со временем специалисты дошли до того, чтобы внести её в данную категорию.
Синоним «ключ»
Ключом тональности в музыке называют систему связанных аккордов, которые происходят от минорной и мажорной гаммы с тоникой. С помощью этой структуры можно легко ознакомиться с данными композиции.
Форма
T-S-D или, как её называют иначе, функциональная триада – не единственная реализация тональности, как принципа лада. Бывают и другие формы тональности в музыке. Определение протональности или тональности «рыхлой» можно видеть в гармонии сочинений эпохи Возрождения и изредка других веков. Форма, которая состоит из трёх разделов: экспозиции, разработки и реприза называется сонатной. Однако, помимо этих форм, существуют и другие, с которыми музыканту рано или поздно придется ознакомиться.
Звукоряд, лад, тоника
Неустойчивыми звуками считаются звуки противоположные устойчивым. И, соответственно, наоборот. Первым свойственно тяготение к ближним устойчивым тонам, которые соединяются точками опор. Когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, в сфере музыкальной деятельности это называют разрешением.
Соотношение работы звуков подчинено определенным законам, которым стоит следовать. Данное понятие называют ладом. Базой любой мелодии является организация соотношения слуховых данных в музыке, что задает определенный тон настроения или же характера её содержанию. С помощью минорной тональности можно создать депрессивную мелодию, с помощью мажорной – веселую мелодию.
Тон, частичный тон, обертон, вибрация
Музыкальный тон – это слышимый результат регулярных акустических колебаний. Колебания голосовых связок, струн, закрытых воздушных столбов и т. д. передаются в ухо через звуковые волны в воздухе, который поглощает колебания и делает их доступными для восприятия. Тон появляется тем выше, чем выше частота колебаний. В принципе такое колебание состоит из целого ряда парциальных колебаний, которые колеблются с удвоенной, тройной, учетверенной и т. д. частотой основного колебания.
Разложение колебания на составляющие его колебания
В зависимости от их относительной доли в общей вибрации эти гармоники формируют тембр тона. Точно так же природа шума идентифицируется взаимодействием многих вибраций. Но в то время как шум представляет собой беспорядочную смесь вибраций, состав которой подвержен постоянным изменениям, в основе звука лежит регулярная и непрерывная вибрация с четко различимой основной частотой. Звонкий тон характеризуется тем, что он особенно богат обертонами. В этом отношении музыкальный тон является сложным продуктом инструментальной конструкции, создавшей эту звучность соответствующими резонансными органами и другими техническими средствами. На этой основе развивается тембровое разнообразие, с одной стороны, но и гармония тонов.
Параллельные и одноимённые тональности
Параллельные тональности стоят друг с другом на малой терции. Минорная тональность находится от мажорной вниз на малую терцию.
Одноименные тональности имеют одинаковые тоники – к примеру, до-минор и до-мажор.
В этом и заключается отличие двух видов тональности в музыке.
Созвучие и диссонанс
Это категория одновременных и / или последовательных звуков. На западе созвучие традиционно считается чем-то воодушевленным поднимающим настроение и приятным в то время, как диссонанс – воплощение грубых, резких и тёмных смыслов. В терминах составляется дихотомия: то, что считается диссонансом, не может быть созвучным; то, что считается созвучием, не может диссонировать. Создаётся градиент звучания, если рассмотреть ситуацию внимательнее. Когда комбинации нот звучат вместе, слушатель испытывает либо напряжение (диссонанс), либо покой (созвучие).
Отдельные аккорды и их интервалы воспринимались известными (и не только) композиторами по-разному на протяжении всех веков. Интервалы – это частота колебания одной звуковой волны по отношению к частоте колебания другой. Таким образом, получается, что субъективная градация от созвучия к диссонансу соответствует градации отношения звуковой частоты от простых соотношений к более сложным.
Тональный центр и тональности минор-мажор (диезные и бемольные тональности)
Тональностей в музыке 30. Все они делятся на три группы:
- «до-мажор» и «ля-минор» – тональности без знаков;
- по 7 минорных и мажорных тональностей с диезами. В общем количестве 14;
- по 7 минорных и мажорных тональностей с бемолями. В общем количестве 14, как и в тональностям с диезами.
Бемольные тональности в названиях, как правило, имеют слово «бемоль». К примеру, си-бемоль мажор, ля-бемоль мажор и другие подобные тональности. Исключением есть фа-мажор, которая также является бемольной, однако не имеет в названии этого слова. То есть, другими словами, в таких тональностях, как соль-бемоль мажор, до-бемоль мажор или фа-мажор обязательно будут ключевые бемоли (по количеству от одного до семи).
Диезные тональности не имеют никаких упоминаний слова диез, а также знаков альтерации (хоть и бывают исключения, как и в предыдущем случае с бемолями), со знанием чего можно понять отличительные особенности диезов и бемолей. Диезные тональности это: соль-мажор, ля-мажор, фа-диез мажор и все остальные.
Однако исключением является тональность до-мажор – хоть у нее нет знаков, к диезным тональностям она не относится. Фа-мажор соотносится с бемольными тональностями, поэтому эта тональность также идёт, как исключение из правил.Все диезы и бемоли появляются в строгой последовательности:
- Порядок тональности диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Например: с одним диезом будет фа-диез; с тремя – фа-диез, до-диез и соль-диез; с пятью – фа, до, соль, ре и ля-диезы.
- Порядок тональности бемолей идёт также, как и порядок диезов, однако двигается в обратном направлении: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Пример: с одним бемолем выходит си-бемоль; с двумя бемолями образуются си-бемоль и ми-бемоль, с четырьмя – си, ми, ля и ре-бемоли.
Таблицы тональностей
Для большего углубления в тему и ознакомления с музыкальными тональностями, можно посмотреть на списки в виде таблиц, предоставленные ниже, которые изображают:
Мажорные тональности в музыке
До-мажор – C-dur | Фа-мажор – F-dur |
Ре-мажор – D-dur – B-dur | Си-бемоль-мажор |
Ля-мажор – A-dur – Es-dur | Ми-бемоль-мажор |
Ми-мажор – E-dur – As-dur | Ля-бемоль-мажор |
Си-мажор – H-dur – Des-dur | Ре-бемоль-мажор |
Фа# мажор – Fis-dur | Соль |
Бемоль-мажор – Ges-dur | До-бемоль |
До# мажор – Cis-dur | |
Мажор – Ces-dur | |
Соль-мажор – G-dur |
Минорные тональности в музыке
Ля-минор – A-moll | До-минор – C-moll |
Соль-минор – g-moll | Фа-минор |
Си-минор – H-moll | Си-бемоль |
Фа# минор – Fis-moll F-moll | Ми-бемоль |
До# минор – Cis-moll | Ля-бемоль |
Соль# минор – B-moll | Ми-минор |
Ре# минор – Dis-moll | |
Минор – As-moll | |
Ля# минор – Ais-moll E-moll | |
Ре-минор – D-moll |
Зачем нужны тональности
При ознакомлении с музыкальным искусством новичков интересует два вопроса: можно ли обойти тему тональностей и как? Однако это неверный путь, ведь тональности, на самом деле, облегчают задачу исполнения музыки в дальнейшей практике.
При занятиях музыкой люди быстро улавливают, что мажор звучит позитивно, а минор – печально. И самое интересное: на всяком инструменте, будь то гитара или рояль, минор звучит негативно, а мажор – несёт в себе нотки веселья. Человек далёкий от музыки тоже распознает различие в этих тональностях, хоть и не сможет дать им определение. Он поймет всё на интуитивном уровне, поэтому знания данной тематики позволят человеку разбираться в музыке более осмысленно. Человек знающий, профессионал или хотя бы любитель быстро распознает систему тональностей, с помощью которой воспроизведет или предугадает дальнейшее течение мелодии. Потому что такая личность знакома с базой (фундаментом) по построению музыки.
Тональность и функциональная гармония
Гармония создаётся из двух составляющих: звуков, которые либо идут друг за другом, либо звучат одновременно. То есть в данной ситуации гармония означает не столько баланс между звуками, сколько их взаимодействие между собой. Такое явление называется сочетанием в мире музыки. Один звук совмещается с иным, благодаря чему выходит сочетание, по которому выстраивается иерархия звуков.
При одноголосой мелодии внутри нее звуки делятся на устойчивые и неустойчивые.
Тональность и чувство музыкального направления
Понимание и умение воспроизводить движения и действия во временном отношении музыки называются чувством ритма. После исследований учеными выяснилось, что люди, слушая музыку, бессознательно двигаются в такт мелодий. Те, кто развивают в себе это качество, имеют хороший слух, а значит, разбираются в музыке, если не углубленно, то, как минимум, хорошо; кто подавляет – со временем теряет чувство ритма и способность взаимодействовать с музыкой. Это также сказывается на контакте с миром, ведь повсюду человеческий разум окружают звуки, будь то голоса других людей или шум автомобилей. Поэтому работу слухового аппарата и чувство ритма необходимо развивать.
Чувство ритма дано от природы и касается эмоциональности человека. Так что отклик на музыку – всегда проявление эмоциональных импульсов и реакций, в первую очередь, и уже потом происходит логическое осмысление звуков.
Поэтому чувство ритма – это умение переживать мелодию в двигательных реакциях, то есть проживать эмоции и передавать их через телодвижения.
Модальная музыка , держать тон
Модальная музыка — это регламентированная форма музыки с устойчивым тоном. Добуржуазные социальные системы систематизировали монотонное пение некромантии и поклонение Богу для своих обрядов. Они зафиксировали тона в тональной системе. Количество тонов и расстояние между ними определялись умозрительно, с более мистическими представлениями, чем любое понятие гармонии. Тональные системы ладовой музыки, зафиксированные в различных высоких культурах, имеют одну общую черту, несмотря на их различия: они содержат набор тонов для песен, модальности которых регулируются как предписанные способы обращения с этими тонами. Ядром так называемых ладов — отсюда и название ладов — является определение тона как выдержанного тона (тенора). Средневековые лады (= церковные лады) — типичный пример принципов ладовой музыки. Совершенно классической базовой формой модального музицирования является псалмодия .
Там, где она еще не вытеснена тональной музыкой, в отдаленных районах еще сохранились остатки ладовой музыки.
Как определить тональность
Чтобы понять тональность в музыке, помогут такие определения в алгоритме:
- Сначала нужно обратить внимание на состав звуков, при этом учитывая знаки ладов;
- Нередко начало мелодии – это один звук, который входит в тонические трезвучия;
- Последний звук также является тоническим трезвучием;
- Если в композиции отсутствуют полные трезвучия, то нужно заметить два звука, которые составляют тоническую квинту. Они следуют один за другим.
Краткая формула по определению тональности в музыке: поиск тоники; определение лада; из тоники и лада составляется тональность.
При определении музыкальной тональности в нотном тексте нужно посмотреть на знаки при ключе. Одинаковый их набор бывает лишь у двух тональностей.
Тональная музыка
Вся тональная музыка заключается в аккордах, поэтому распознавание I, IV и V тональности важно для тренировки слуха. Аккорды сменяются друг другом предсказуемо и в соответствии с правилами. Знания базовых последовательностей изменений позволит сэкономить время при подборе аккордов к композиции на слух. Аккорды в тональностям двигаются по квинтам, поэтому следует помнить о таком правиле: IIIm -› VIm -› IIm -› V -› I
Тональная музыка — это музыка, основанная на мажоре и миноре, следовательно, музыка на гармонической основе. Название «тональный» уместно, поскольку гармонический принцип тональности, основанный на мажоре и миноре, лежит в основе всех ритмических и мелодических формальных определений тональной музыки. Исторически тональная музыка развилась из модальной музыки при переходе от средневековья к современности развитый. И это не случайно, ибо тональная музыка порывает с приверженностью модальной музыки религиозной основе, ритуальной монотонности принципа выдержанного тона, мистическим правилам и спекулятивным тональным системам.
Он кладет музыку на собственную, а именно гармоническую основу и тем самым соответствует современному материалистическому мироощущению, которое делает наслаждение звуком исходным пунктом музицирования. Таким образом, тональная музыка есть только полностью развитая музыка, музыка в истинном смысле. То, что это всего лишь исторически эфемерный вид музыки, — это слух, распространяемый сторонниками атональной музыки.
Теоретические основы
Принципиально важен такой подход: работа не с конкретной структурой, а с общей сутью подобной структуры, то есть в более глобальном плане.
Для этого существует два важных критерия:
а. Закон общей логики
b. Его реализация и воплощение
В итоге по отношению к закону общей логики в высотной структуре знаменитый сборник законов гармонии классики становится одним из точных вариантов его воплощения в реальность.
Такая трактовка в эстетическом виде выражается, как диссонирующее сочетание и его ценность, а не в качестве образа оттеснения времени. Ощущение диссонанса довольно популярное чувство, поэтому это не миф, выдуманный так званой «элитной» социальной группой.
Новое трактование диссонанса в техническом плане означает высвобождение от обязанностей решения некоторых задач, что влияют на композиторское мастерство.
Методы определения ключа
Чтобы определять ключевые знаки тональности в музыке, необходимо само определение и понимание работы в порядках диезов и бемолей: последний диез идёт ниже тоники на ноту; последний бемоль является заключительным в тонике. Сначала нужен ориентир в мажорных тональностях; после нужно найти параллель минорных тональностей.
Заключение
Новичку тематика тональностей может показаться сложной, однако со временем разобраться в ней будет гораздо проще. Выучив тональности в музыке и другие определения, можно научиться создавать собственные трезвучия, тем самым строя уникальное звучание, непохожее на другие.
Разлад мажора
Слова музыка или петь встречаются во всех письменных культурах. То есть музыка есть как минимум у всех народов, которые освоили письменность. Она, конечно, разная — это уже зависит от музыкальных инструментов, которые им удалось придумать. Но это всегда музыка. Ее ни с чем не спутать. А значит, у всей музыки должно быть что-то общее. Какие-то базовые свойства, необходимые признаки. Но поиски музыкального вообще пока что сталкиваются с неожиданными вариациями.
Самоочевидная музыкальность любой музыки, даже незнакомой и необычной, заставляет думать, что какая-то часть музыкальных характеристик должна быть универсальна — то есть все люди, вне зависимости от того, в какой культуре они воспитаны, должны воспринимать их одинаково. Но то, что музыка может быть странной, непонятной и непривычной, подсказывает, что какая-то часть свойств музыки обусловлена культурой. Поэтому на одну и ту же мелодию или каденцию носители разных традиций будут реагировать по-разному.
Провести границу между музыкальностью per se (мелодию можно уловить даже в шуме дождя) и музыкой как артефактом не так просто. Проще всего выделить объективные свойства: акустические, эмоциональные, социальные.
Чтобы исключить возможное влияние музыкальных культур друг на друга, ученые для исследований всеобще музыкального ищут небольшие сообщества, которые долгое время развивались без контакта с глобальными музыкальными традициями. Как правило, их проводят на небольших изолированных племенах народов Азии, Африки или Южной Америки. Сравнивая то, как воспринимают или воспроизводят мелодии «подготовленные» и «неподготовленные» слушатели, экспериментаторы надеются найти в разнице между ними некую базовую музыкальность.
Культура октавы
Можно предположить, что музыкальные универсалии стоит искать там, где находятся самые базовые элементы формальной музыкальной структуры: какие звуки входят в гармонические ряды, в какой последовательности и в каких созвучиях их используют, и какую реакцию они вызывают. Возможно у произведений, написанных в разных тональных системах, есть какие-то общие акустические характеристики.
Музыкальные традиции отличаются друг от друга тем, как они делят пространство музыки. Сама октава — это объективный физический интервал, частота нижней ее границы в два раза меньше частоты верхней. А вот звукоряды внутри нее в разных музыкальных культурах заметно отличаются. Западный равномерно темперированный строй делит октаву на 12 равных полутонов, в то время как в октаве японской кумоидзёси — пять неодинаковых интервалов, а в индийском звукоряде — 22 неравных шрути.
Поэтому звучание музыки иной культуры для человека, воспитанного в западной традиции, оказывается не очень привычным и не очень понятным. Например, слушая традиционную арабскую музыку, он слышит в ней другие элементы и описывает ее другими словами по сравнению с тем, кто к ней привык.
Поскольку каждая культура размечает пространство по-своему, логично искать универсальные свойства музыки еще глубже. Но в 2019 году неожиданно выяснилось, что и там общечеловеческого единства не найти. Антропологи проанализировали, как чимане (коренные жители Боливии) воспринимают высоту звука и интервалы между нотами и какое сходство они находят между двумя мелодиями. И пришли к выводу, что октава, судя по всему, не универсальный феномен, а тоже обусловленный культурно.
Октава — объективное физическое понятие, и ученые относили эквивалентность октав к универсальным характеристикам восприятия музыки. То есть одни и те же ноты из разных октав должны восприниматься как одинаковые. Это подтверждали эксперименты на представителях западной культуры, как с музыкальным образованием, так и без него.
Индейцы чимане, однако, стали единственными испытуемыми, кто при просьбе повторить услышанную мелодию в регистре, естественном для их собственного голоса, транспонировали мелодию не на октаву, а на другой интервал. В то время как все остальные перекладывали мелодию в удобную для их голоса октаву. Из этого исследователи сделали вывод, что звучание одних и тех же нот в разных октавах для чимане не кажется эквивалентным — а значит, и дробление всего спектра звуков на ряд тождественных отрезков нельзя считать универсальным для всех людей музыкальным свойством.
Универсальные конструкты
Более удачным оказался заход совсем с другой стороны. Как ни парадоксально, музыкально универсальными оказались не акустические параметры звуков, а свойства музыкальных произведений. Смысл этих метрик, правда, еще предстоит понять.
Чтобы их обнаружить, ученые проанализировали записи песен 86 различных народов и сопоставили эти результаты с их литературным описанием в письменных источниках. В результате с помощью метода главных компонент исследователи выделили три признака, которые во всех культурах одинаково описывают музыкальное произведения. Это формальность (formality) музыки, ее религиозность (religiosity) и эмоциональный масштаб (arousal). (О том, как аналогичным образом категоризуют запахи, читайте в материале «Феноменология духа».) Так, для всех «целительных» песен оказались характерны высокие религиозность и формальность, а для всех колыбельных — небольшой эмоциональный масштаб.
Эти признаки кажутся полностью культурными, они не отсылают ни к какой физике. Но у тех групп, в которые собираются эти произведения в пространстве найденных категорий, общие акустические параметры нашлись: песни той или иной группы оказались схожи друг с другом средней высотой тона, темпом и громкостью. Тем не менее, эта связь между акустикой и «религиозностью» в каждой культуре — своя.
Получается, что одни и те же музыкальные буквы-звуки и слова-аккорды — воспринимаются по-разному в зависимости от культуры. Некоторые даже есть у одних, но нет у других. То есть акустические волны по своему воздействию оказываются не универсальны. Зато музыкальные высказывания, наоборот, от конкретной культуры не зависят. И хотя мелодические и ритмические элементы структуры музыкального пространства во всех культурах можно исчислить и найти там общий для всех математический порядок, музыкальная интуиция слушателя с ним не обязательно согласится.
Общие категории, которые ученые нашли во всех культурах методом главных компонент, — рабочая, но слишком грубая разметка. По формальности или религиозности точно так же можно было категоризировать не песни, а стихи или прозаические тексты.
Щупая границу
Между неуниверсальной октавой и универсальной религиозностью музыки лежит все еще огромное пространство музыкальных измерений, вглубь которого можно двигаться дальше в поисках музыкальных универсалий. Один из потенциально универсальных эффектов вблизи этих пределов, который вызывает среди ученых споры, — однозначная эмоциональная реакция на мажор и минор.
Академическая музыкальная теория говорит, что в минорном звукоряде третья ступень отстоит от основного тона на полтора тона (малую терцию), а в мажорном — на два (большую терцию). Европеец всегда проассоциирует последовательность минорных аккордов с некоторой «грустью», а мажорных — с «радостью».
Исследования показывают, что китайские слушатели печаль минора и радость мажора в европейских музыкальных произведениях улавливают. Японцы тоже распознают эмоции, которые заложены в музыку западными или индийскими композиторами. А европейцы вполне восприимчивы, например, к индийским музыкальным эмоциям.
Но данные по эмоциональной реакции на мажор и минор индийских или китайских слушателей нельзя назвать по-настоящему чистыми, потому что эти культуры взаимодействуют друг с другом уже не первое тысячелетие — тяжело исключить взаимное влияние музыкальных культур друг на друга. Поэтому тут вновь нужны исследования изолированных сообществ.
Так, у калашей и народа кхо в Пакистане связи между грустью и минорным ладом ученые не нашли. Также нужного впечатления европейские аккорды не оказали ни на пигмеев Конго, ни на тех же боливийских индейцев чимане. Однако, все эти исследования были скорее качественными индикаторами и не оценивали байесовскую вероятность отсутствия этой универсальности.
В то же время у народа мафа, представители которого живут в северном Камеруне и тоже никогда не слышали западной музыки, исследователи с достоверностью обнаружили «нужную» реакцию на минорные и мажорные аккорды.
Новогвинейский минор
Недавно австралийские и немецкие ученые под руководством Роджера Дина (Roger T.
Dean) из Западно-Сиднейского университета еще раз проверили, есть ли универсальная связь между тональностью музыки и её «эмоцией». Для этого антропологи изучили, какие эмоции вызывают мажорные и минорные музыкальные высказывания у жителей нескольких поселений в долине реки Урува в восточной части Новой Гвинеи. Местное население говорит на нунгоне — одном из диалектов языка яо, который относится к трансновогвинейской филе папуасских языков. Носителей этого языка всего около тысячи, говорят на нем обитатели пяти или шести поселений в долине реки Урува.По мнению ученых, на эмоциональную реакцию сильно влияет не только лад, но и изменение высоты звуков — как в мелодии, так и в гармонической последовательности (каденции). Поэтому при анализе восприятия минорных и мажорных аккордов нужно делать на это поправку. А лучше — независимо исследовать оба эффекта. Этого не сделали, например, исследователи аналогичного эффекта у народа мафа, когда нашли у тех «европейскую» реакцию на музыкальный лад.
Антропологи проверили четыре гипотезы, чтобы отсечь все возможные факторы, которые могут влиять на эмоциональный отклик от прослушивания музыки. Сначала ученые проверяли, становится ли радостнее людям, которым сыграли каденцию, в которой минор сменялся мажором. Потом — как на их настроение влияет увеличение высоты аккордов в одном и том же тональном ладу (мажорном или минорном). Затем проверили, вызывает ли радость увеличение высоты звуков в мелодии. А после — какой эффект оказывает повышение тона мелодии и гармонической последовательности, сыгранных вместе.
У жителей этих деревень встречаются три основных вида музыкальных произведений: традиционные песни, песни, написанные под частичным влиянием западной музыкальной традиции (на ток-писине, местном лингва франка, жители называют этот стиль стрингбен — stringben, от английского string band — эти песни чаще всего написаны в мажоре и исполняются под аккомпанемент гитары или укулеле), и христианские церковные гимны, пришедшие с запада. При этом церквей в поселениях Урувы две: в результате миссионерства в долине появились лютеране и адвентисты седьмого дня. И те, и другие раз в неделю слушают и исполняют церковные песни. Исполнение стрингбенов и полностью традиционной музыки носит спорадический характер.
У адвентистов седьмого дня в долине Урувы церковные гимны исполняют, в основном, на английском языке. 86 процентов аккордов в них — мажорные, и только 12 — минорные. При этом содержание песен не связано с ладом. Прихожане Церкви адвентистов седьмого дня реже остальных слышат традиционную музыку.
У лютеран церковные песни во время службы основаны на смеси мелодий из стрингбена и традиционных песен. Выбор песен у них более скудный по сравнению с адвентистами, и в них еще больше мажорных аккордов. По оценкам авторов работы, которые они сделали по собственным записям в одной из лютеранских церквей, 92 процента аккордов в гимнах мажорные, и только восемь — минорные.
Все четыре гипотезы ученые проверяли на пяти группах:
сиднейцах с музыкальным образованием,
сиднейцах без музыкального образования,
жителях Урувы, которые не ходят в церковь или делают это очень редко, а слушают только традиционную музыку и стрингбен,
местные лютеране,
местные адвентисты.
Дав прослушать две мелодии или гармонические последовательности, у участников эксперимента спрашивали на их языке, какой из музыкальных отрывков ассоциируется у них с радостью, первый или второй. Для сравнения участникам опроса предлагали пары минор-минор или мажор-мажор с увеличением высоты тона, а также минор-мажор и мажор-минор.
Мажорные аккорды чаще, чем минорные, радовали испытуемых из четырех групп: у австралийцев и прихожан Церкви адвентистов это сработало во всех случаях, у новогвинейцев-лютеран эффект был выражен значительно слабее. При этом повышение высоты тона добавляло еще больше радости для мажорных аккордов и забирало немного грусти у минорных. Понижение высоты имело обратный эффект.
При сравнении двух гармонических последовательностей в одинаковом ладу оставался только эффект высоты тона, и потому становился еще более выраженным. Заметнее всего это было на сиднейцах, чуть меньше — у новогвинейцев-лютеран, еще меньше — у новогвинейцев-адвентистов.
Единственными участниками, которые не отреагировали ни на смену лада, ни на смену высоты тона, оказались жители Урувы, минимально контактирующие с западной музыкальной традицией.
Байесовский анализ, по словам исследователей, однозначно говорит, что эмоциональная реакция на прослушанные мелодии и гармонические последовательности коррелирует с тем, насколько слушатели знакомы с западной музыкальной традицией. А значит, «радость» мажора и «грусть» минора тоже следует отнести к случайным признакам, закрепившимися в западной традиции.
Ученые, тем не менее, оговариваются, что окончательно исключить возможность универсальности связи мажорного и минорного ладов с конкретной эмоциональной реакцией не могут. Исследование работало с короткими музыкальными отрывками длиной в такт — не законченными песнями и даже не то, чтобы отдельными фразами. Это, скорее, реплики, что-то вроде «смеется ребенок» или «идет война». Они в целом поддаются оценке и более того, хочется думать, что имеют довольно однозначную эмоциональную окраску для всех людей, независимо от их культурной принадлежности.
Но что касается музыки, мы, кажется, пока не столь уверены. Может, она не договорила.
Александр Дубов
Мажорные гаммы: как использовать самую важную музыкальную гамму
Основы теории музыки.
Этот урок является шагом 3 / 8 плана урока LANDR. Нажмите здесь, чтобы начать с самого начала, или просто продолжайте читать.
Мажорные гаммы являются важным строительным блоком всей западной музыки. Это одна из наиболее часто используемых музыкальных гамм.
Хотя сидеть и тренироваться в мажорной гамме никому не доставляет удовольствия, вознаграждение в будущем будет полезным.
Зная свои мажорные гаммы вдоль и поперек, вы сможете ориентироваться во всех аспектах теории музыки.
В этой статье я объясню, что такое мажорные гаммы, и как вы можете начать понимать их и использовать в своей музыке.
Теоретические руководства, производственные советы, новые бесплатные плагины, руководства по снаряжению и многое другое — еженедельная доставка
Следите за новостями в блоге LANDR.
Курсы LANDR Studio
Повысьте уровень своих навыков создания музыки
Изучите новые навыки создания музыки с помощью интерактивных курсов от таких надежных организаций, как Berklee Online, Groove3, Melodics и Hit Songs Deconstructed.
Какая мажорная гамма?
Мажорная гамма представляет собой семинотную гамму, состоящую из последовательности полных шагов и полутонов. Полутона существуют между третьей и четвертой, а также седьмой и восьмой ступенями шкалы.
Другое название мажорной гаммы — диатоническая. Это просто означает, что полутоны в гамме рассредоточены настолько, насколько это возможно.
Если это звучит запутанно, не волнуйтесь! В этой статье мы разберем все целые шаги, полушаги и ступени шкалы.
Начнем.
Как строить мажорные гаммы
Глядя на фортепиано, проще всего начать понимать мажорную гамму.
Мажорная гамма представляет собой семинотную гамму, состоящую из ряда целых шагов и полутонов.
Если вы посмотрите на все белые клавиши на фортепиано, вы увидите гамму до мажор.
Гамма до мажор начинается с белой клавиши, которая предшествует двум черным клавишам. Это первая ступень шкалы.
Прежде чем мы начнем строить мажорную гамму, вам важно знать о целых тонах и полутонах.
Один полушаг — это расстояние от одной ноты непосредственно до следующей. Один целый шаг равен двум полушагам.
Один полушаг — это расстояние от одной ноты непосредственно до следующей. Один целый шаг равен двум полушагам.
Теперь посмотрим на пианино. Найдите до и используйте следующую формулу, чтобы сыграть до мажорную гамму: w дырочный шаг, целый шаг, полтона, целый шаг, целый шаг, весь шаг, полтона .
Когда вы играете гамму по целым шагам и полутонам, вы также будете играть каждую ступень гаммы от первого до седьмого.
Поздравляем! Вы только что сыграли гамму до мажор. Эта шкала говорит вам о музыкальной тональности до мажор: без диезов и бемолей.
Построение мажорных гамм в других тональностях
Вы сможете построить гамму, начиная с любой ноты, если сможете сделать это в тональности до мажор.
Вы сможете построить гамму, начиная с любой ноты, если сможете сделать это в тональности до мажор.
Когда вы строите мажорные гаммы в других тональностях, вы начнете использовать черные клавиши на фортепиано, чтобы соответствовать формуле мажорной гаммы.
Давайте посмотрим на мажорную гамму ре мажор.
Начните с ре и используйте формулу мажорной гаммы
Ре целый шаг до ми, весь шаг до фа#, полтона до соль, весь шаг до ля, весь шаг до си, весь шаг до до#, полтона до ре.
Вы также заметите, что тональность ре мажор — это F# и C#.
К этому может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть, как только вы начнете практиковаться. Со временем вы начнете привыкать к этому.
Через некоторое время вы почувствуете, что это становится более естественным. Применение этой информации к другим областям музыки будет для вас быстрее и проще.
Не бойтесь использовать эту формулу в квинтовом круге и практиковать каждую нотную тональность.
Лады мажора
Мажорная гамма также используется для построения музыкальных ладов. Лады содержат относительный минорный лад, а также другие часто используемые лады.
Все лады основаны на формуле мажорной гаммы.
Все лады основаны на формуле мажорной гаммы.
Мы называем мажорную гамму ионийским ладом, потому что она начинается с первой ступени гаммы. Остальные шесть ступеней мажорной гаммы дадут вам разные лады.
Например, если начать гамму до мажор со второй ноты ре, получится ре дорийский лад: D E F G A B C D.
Продолжите этот шаблон, начав гамму до мажор с любой ноты. Это даст вам разные лады мажорной гаммы, и вы начнете слышать различные тональные качества, играя их.
Ознакомьтесь с нашим подробным руководством, если вы хотите глубже погрузиться в режимы музыки.
Мажорная гамма в музыке
Мажорная гамма считается основной гаммой в западной музыке. Это яркий, стабильный звук, который мы ассоциируем с приятной музыкой.
Неограниченный мастеринг и распространение, 1200 бесплатных сэмплов, более 30 плагинов и многое другое! Получите все, что может предложить LANDR, с помощью LANDR Studio.
Мажорная гамма является основой функциональной гармонии в музыке. Помните схему тон-полутон, о которой я говорил ранее?
Положение полутоновых интервалов создает ощущение напряжения и расслабления в последовательностях аккордов, построенных из нот мажорной гаммы.
Это может звучать немного теоретически, но именно поэтому мажорную гамму можно найти в музыке абсолютно везде.
При таком фундаментальном масштабе довольно сложно сказать, как лучше всего его использовать. Лучший совет — слушать свои уши и позволить собственному творчеству быть вашим проводником.
Это важно не просто так
Не забывайте о мажорной гамме в своей практике. Попрактикуйтесь во всех 12 тональностях. Используйте его для создания новых мелодий и гармоний.
Когда у вас в ушах будет эта шкала, вы будете естественным, когда приступите к созданию своей следующей песни.
Энтони — композитор и продюсер компании RVRSPlay и основатель джаз-поп-дуэта Elluisoir.
@
Anthony Albanese
Руководства по снаряжению, советы, обучающие материалы, вдохновение и многое другое — доставляются еженедельно.
Следите за новостями в блоге LANDR.
Последние сообщения
Запись
Что такое частота дискретизации? Объяснение качества аудиофайлов для продюсеров
Сведение и мастеринг
Что такое частотная маскировка? Как добиться ясности и разделения в миксе
Распространение музыки
Лицензирование музыки: что нужно знать музыкантам о размещении в медиа
Ключи в музыке | StudyBass
закрыть
My StudyBass
chevron_left Последний урок Fitness_Center Упражнения help_outline Опрос Следующий урок chevron_right
Принцип тональности в музыке очень важен для понимания. Идея немного абстрактна и поначалу может сбивать с толку и даже озадачивать. С опытом концепция будет становиться все более и более ясной. Вы можете время от времени перечитывать этот урок, пока не укрепите свое понимание этой важной музыкальной концепции.
Что такое тональность в музыке?
Тональность в музыке — это мажорная или минорная гамма, вокруг которой вращается музыкальное произведение. Песня в мажорной тональности основана на мажорной гамме. Песня в минорной тональности основана на минорной гамме.
Песня, исполняемая в «тональности до мажор», вращается вокруг семи нот гаммы до мажор C, D, E, F, G, A и B. Это означает, что основные ноты составляют мелодию песни, аккорды и басовая линия взяты из этой группы нот.
Песня в тональности фа мажор использует ноты гаммы фа мажор F, G, A, Bb, C, D и E.
Точно так же музыкальное произведение может быть в минорной тональности и вращаться вокруг натурального минорного звукоряда. Например, песня в «тональности ре минор» использует ноты ре минорной гаммы D, E, F, G, A, Bb и C.
Любая мажорная или натуральная минорная гамма может служить ключ к музыкальному произведению.
Центр всего этого — Тоник
Основная нота ключа действует как центр ключа. Подобно основным нотам аккордов, основная нота гаммы — это нота, на которой построена гамма. Например, корень гаммы до мажор — это до. Основная нота гаммы минор ми-бемоль будет ми-бемоль. Говоря о клавишах, основная нота клавиши называется тоникой (произносится как TAWN-ik).
Я думаю о клавишах и тонике, как о гравитации на Земле. Все объекты постоянно притягиваются к Земле, пока не приходят в состояние покоя на ее поверхности. Объекты могут удаляться от Земли, но в конце концов возвращаются обратно.
Когда вы играете музыку, музыка постоянно притягивается к тонике или основному тону, желая прийти в состояние покоя или завершения. Тоника — это самая решительная нота в тональности. Тоника является центром тональности.
Движение от тонической точки покоя тональности и обратно отчасти делает музыку интересной и приятной для нас. Продолжая аналогию с гравитацией, музыка на мгновение бросает вызов гравитации, но затем возвращается обратно. Это так же захватывающе, как прыгун с шестом, баскетболист или жонглер.
Тональность
Когда в музыке присутствует этот центрированный звук, говорят, что она тональна (произносится как TOE-nul) или обладает тональностью. Почти вся музыка, которую мы слушаем, тональна. Когда музыкальному произведению не хватает тонального центра, оно называется атональным (произносится AY-toe-nul). Большинству людей не нравится звучание атональной музыки.
Listen to the Tonic
Во время прослушивания музыки старайтесь обращать внимание на эти понятия тональности и разрешения. Хотя точки разрешения встречаются на протяжении всей песни, наиболее заметно вы услышите их в конце песни. Большинство песен заканчиваются на тонике тональности, чтобы песня звучала завершенной или завершенной. Это очень естественный звук, и он будет звучать странно, если вы его не услышите. Когда конец песни остается нерешенным, это часто имеет комический эффект. Этот эффект возможен благодаря естественному чувству тональности каждого человека.
Есть пара звуковых примеров ощущения тональности.
Может ли музыкальное произведение использовать только ноты в тональности?
Ноты не в масштабе считаются вне ключа . Внешние ноты могут использоваться (и часто используются), но основная часть нот по-прежнему будет сосредоточена вокруг нот тональности и тоники тональности. При неправильном использовании внешних нот можно испортить тональность песни и создать неприятный эффект.
Опытные музыканты и композиторы научились использовать эти ноты вне тональности, не нарушая тональности музыки. Внешние ноты в той или иной степени встречаются в большинстве музыкальных стилей. Вы услышите сильное использование внешних нот во многих джазовых соло. Или вы можете обнаружить, что они используются в риффах хэви-метала. Или вы можете найти их в простой поп-песне.
Сколько музыкальных ключей?
Так как мажорных гамм 12, то 12 мажорных тональностей . Точно так же имеется 12 минорных гамм и, следовательно, 12 минорных тональностей . Итак, всего 24 ключа .
Три мажорных тональности могут быть названы двумя разными способами один способ с названиями диезных нот, а другой способ с названиями бемолей. Это приводит к 15 различным написаниям основных ключей .
Например, тональности Gb мажор и F# мажор содержат одни и те же ноты. Первая пишется с использованием имен плоских нот (Gb, Ab, Bb, Cb, Db, Eb и F), а вторая пишется с эквивалентными именами диезных нот (F#, G#, A#, B, C#, D# и E#). ). Будут времена, когда предпочтительнее выбрать одно написание вместо другого. (Подробнее об этом позже.)
Точно так же существует 15 различных написаний минорной тональности .
Всего имеется 24 ключа и 30 способов их написания . В следующих нескольких уроках, посвященных 5-му кругу, я покажу вам, как вы можете начать запоминать все 30 ключевых вариантов написания.