Мироощущение и миропонимание
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.
Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья.
Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1].
1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 499.
В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.
Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда — в тенденции — становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы.
В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.С «переплавкой» взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.
Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название).
Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» — напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.
Объемля разные «пласты» опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией».
Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально «работающим», не «книжным» сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки.Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного «здравого смысла». Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Анализируя, обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера художественного творчества формируют сознание многих людей. Как история, так и современная ситуация свидетельствуют о том, что личности, составляющие разум и совесть народа, цвет культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на общественное мировоззрение в целом и на мышление философов.
Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом.
Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится «второй натурой» и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.
Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди «умствующие», «логические», наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, — гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.
Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.
В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ — специалист по мировоззрениям. Они для него — предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова — не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.
Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов «переход от мифа к логосу» — краткой формулы рождения философии.
2. Истоки философии
Миф
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Чтобы понять своеобразие философии, важно хотя бы в общих чертах представлять себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому (и религиозному) миропониманию как предпосылке, предтече философии.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.
Мифы — древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев — многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением.
Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.
Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.
Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде «живут» образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли — анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.
В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, — своего рода «художественную религию», полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.
Миф выполнял многообразные функции. С его помощью осуществлялась связь «времен» — прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.
С угасанием первобытных форм жизни миф как особая ступень развития сознания людей сходит с исторической сцены, но не умирает вовсе. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, в произведениях мировой литературы и искусства отражены темы древнегреческой и многих других мифологий. Мифологические сюжеты вошли во многие религии. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология в целом утрачивает свою прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и другое мифотворчество существует, активно проявляя себя, и в наши дни. Его воздействию более всего подвержено массовое сознание, само творящее немало «мифов» и некритично осваивающее мифологемы, изобретаемые и насаждаемые современной идеологической индустрией. Но это уже — иные времена, иные реалии.
Миф в собственном смысле слова — как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов — себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти. Время показало, что это — принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.
В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Мироощущение мировосприятие и миропонимание — Студопедия
Поделись с друзьями:
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
— мифологическим
— религиозным
— философским.
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.
Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.
Мироощущение мировосприятие и миропониманиеВ различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.
Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
образов | Студенческое благополучие | Школы ReachOut
Мышления — это ряд самовосприятий или убеждений, которые люди имеют о себе. Здесь мы исследуем мышление и то, как поддержать молодых людей в развитии мышления для повышения устойчивости.
Это поможет вам:
- понять мышление
- понимают, как мышление связано с устойчивостью.
Что такое мышление?
Образ мышления — это ряд самовосприятий или убеждений, которых люди придерживаются в отношении самих себя. Они определяют поведение, мировоззрение и умственную установку. Например, убеждение, что вы либо «умны», либо «неразумны».
Кэрол Двек (профессор психологии Стэнфордского университета) выделила два типа мышления. Фиксированное мышление и мышление роста (Dweck, CS (2006). Мышление: новая психология успеха. Нью-Йорк: Random House Inc). Люди могут иметь оба типа мышления: мышление роста в одних ситуациях (например, в отношении математики) и фиксированное мышление в других (например, в отношении спорта).
Что такое установка на рост?
Это мышление, когда вера человека в себя сосредоточена вокруг представления о том, что « … его самые основные способности могут быть развиты благодаря самоотверженности и упорному труду. Мозги и талант — это только отправная точка. » (Двэк, 2006)
Что такое фиксированное мышление?
Фиксированное мышление — это когда люди верят, что такие черты, как интеллект или талант, рассматриваются как фиксированные черты, заложенные при рождении. Человек с установкой на данность позволяет неудаче или успеху определять их. Из-за этого фиксированного мышления человек тратит много времени на документирование своих талантов и меньше времени на их развитие.
Те, у кого фиксированное мышление, описывают себя либо как «тупой» , либо как «умный» без возможности изменить это — уклоняться от проблем. Столкнувшись с неудачей или другой проблемой, они будут говорить себе и другим: «Они не могут этого сделать» или будут искать оправдания, чтобы рационализировать неудачу (например, « Я не прошел тест, потому что был слишком занят»). делаю домашнее задание по другому предмету’ ).
Почему для молодых людей важно развивать мышление роста?
- Мышление роста позволяет молодым людям принимать неудачи и учиться на них.
- Мышление роста имеет решающее значение для принятия поведения, ориентированного на обучение.
- Представления молодых людей об обучении и неудачах в начале 7-го класса оказывают сильное влияние на их достижения с течением времени.
- Люди, которые считают, что усилия имеют значение, реагируют на задачи более позитивно, изощренно и со временем повышают уровень своего обучения.
- Обучение на неудачах вызывает существенные изменения в мозге на протяжении всей жизни и жизненно важно для устойчивости.
Изучение неудач через ReachOut.com
- Как бросить вызов негативному мышлению
- Развитие позитивного внутреннего диалога
- Как осознать себя
7 ключевых различий между установкой на рост и установкой на данность
Нам всем нравится думать, что мы амбициозные профессионалы с установкой на рост и осознаем реальные возможности, когда они появляются. Но не все так просто, судя по всему.
Доктор Кэрол Двек, психолог из Стэнфордского университета и автор классической книги «Мышление: новая психология успеха», популяризировала концепцию установки на рост в своем исследовании того, как люди подходят к решению проблем. Она выделила два основных набора убеждений: фиксированное мышление и мышление роста.
«Я бы объяснила фиксированное мышление и установку на рост так же, как это делает доктор Кэрол Двек. Человек с установкой на рост считает, что его таланты, интеллект и способности можно развить, приложив усилия. Человек с фиксированным мышлением считает, что его таланты, интеллект и способности фиксированы, и поэтому усилия являются признаком неадекватности», — говорит Сэм Лаура Браун, тренер по перфекционистам.
Установка на данность может сдерживать вас, а установка на рост приведет к большему успеху и счастью. И у вас может быть установка на рост в одних сферах вашей жизни, но не на другие, или установка на данность, вызванная определенными обстоятельствами, даже не осознавая этого.
Браун, которая помогает сотням людей преодолеть фиксированное мышление с помощью своих онлайн-программ и коучинга, изложила основные различия между ростом и фиксированным мышлением ниже. Иногда они малозаметны, но их понимание поможет вам вывести свое мышление на новый уровень и сокрушить свои карьерные цели.
1. Люди с установкой на рост сосредотачиваются на усилиях«Это важно, потому что побуждает нас проявлять себя, быть смелыми и пробовать новые вещи. Хотя может показаться, что похвала процесса может привести к меньшим достижениям, на самом деле все наоборот. Чем больше мы поощряем себя и других проявлять себя в полной мере, тем больше мы вовлекаемся в жизнь и тем больше достигаем», — говорит Браун.
Если вы хвалите других за их победы, но никогда не задумываетесь над тем, чтобы поощрить их за успехи, вы можете увековечить в своей команде установку на данность. Вместо этого попробуйте подчеркивать знания ваших коллег или вознаграждать их готовность попробовать разные стратегии.
2. Люди с установкой на данность любят, когда их хвалят за ум или талантБудучи студентом, гордились ли вы своей способностью получать отличные оценки без учебы? Это явный признак фиксированного мышления.
«Еще один тонкий способ, которым кто-то может иметь фиксированное мышление, — это когда они гордятся собой или хвалят других за то, что у них «природный» талант. Как общество, мы склонны хвалить других за их «естественные» способности, но это только увековечивает фиксированное мышление. Люди с установкой на рост гордятся своей способностью учиться и расти, быть смелыми и находчивыми», — говорит Браун.
3. Люди с установкой на данность плохо справляются с неудачамиЛюди с установкой на рост олицетворяют популярную поговорку: «Лучше попробовать и потерпеть неудачу, чем не пытаться вообще», — считает Браун. Но люди с установкой на данность настолько боятся неудачи, что предпочитают перестраховаться.
Это имеет смысл: если вы считаете, что ваши навыки и способности неизменны, неудача — это катастрофический сценарий, потому что это означает, что вы недостаточно хороши. Напротив, если вы воспринимаете неудачу как часть процесса роста и достижения успеха, вы будете рассматривать ее как возможность для обучения, а не стыдиться ее.
4. Люди с установкой на рост любят пробовать новоеВаш энтузиазм в отношении новых задач является эталоном для вашего мышления. «Кто-то с установкой на рост хочет принять новые вызовы. Кто-то с фиксированным мышлением хочет делать то, в чем он уже хорош», — говорит Браун.
Когда дело доходит до карьерного роста, выход из зоны комфорта имеет решающее значение для доступа к новым возможностям. Если вас тошнит от мысли о выполнении задач, которые вы никогда раньше не выполняли, или о расширении круга обязанностей, подумайте о сферах своей жизни, где неудачи кажутся менее пугающими.
«Чтобы культивировать установку на рост, взгляните на свою жизнь и определите одну область, в которой вам нравится прикладывать усилия и которую не пугают временные неудачи или неудачи. Это могут быть отношения, фитнес, здоровье, духовность или что-то еще. Обратите внимание, как вы думаете об этой области своей жизни, и применяйте этот образ мышления к той области своей жизни, в которой вы хотите развить мышление роста», — говорит Браун.
5. Люди с фиксированным мышлением, как правило, очень ориентированы на результат«Люди с фиксированным мышлением спешат к своим целям, потому что им нужно внешнее подтверждение того, что они умны и талантливы», — говорит Браун. По ее словам, люди с фиксированным мышлением не получают удовольствия от путешествия. «Это невероятно разрушительно, поскольку путешествие — это все, что у нас когда-либо было. И никакая похвала никогда не насытит человека с фиксированным мышлением».
Достиженцы, делайте заметки: Победа доставляет удовольствие, но постоянно стремиться к следующему достижению, не будучи удовлетворенным настоящим моментом или получая удовольствие от пути к достижению цели, может быть токсично. Примите процесс роста как часть того, что делает жизнь достойной жизни.
6. Люди с установкой на рост принимают обратную связьЕсли вы относитесь к тому типу людей, которые постоянно ищут обратную связь, чтобы совершенствоваться, вы поняли ключевую часть установки на рост. Но если вы склонны разочаровываться, когда кто-то дает вам конструктивную обратную связь, возможно, вы застряли в петле фиксированного мышления.
«Людей с мышлением роста вдохновляет конструктивная обратная связь, поскольку они видят в ней возможность для роста. Людей с фиксированным мышлением отпугивает конструктивная обратная связь, поскольку они видят в ней свидетельство того, что им не хватает природных способностей и таланта», — говорит Браун.
7. Люди с установкой на данность меньше рискуютКогда вы в последний раз позволяли себе что-то по-настоящему сосать? Если вы не можете вспомнить, возможно, вы играете по-мелкому, чтобы защитить себя от дискомфорта, связанного с тем, что вы не всегда хорошо справляетесь с задачей с самого начала.
«Люди с установкой на данность сжимают свой мир так, что они делают только то, на что уже способны. Это означает, что они лишают себя возможностей для роста и возможности внести значительный вклад в мир», — говорит Браун.
Если это про вас, не отчаивайтесь. Выработка установки на рост требует практики, и первым шагом является осознание. «Когда большинство людей слышат о настрое на рост, они хотят сразу же освоить его, но для того, чтобы выработать настрой на рост, требуется время и практика, тем более что многие из нас десятилетиями придерживались установки на данность. Во-первых, вы должны потратить некоторое время на то, чтобы понять свое текущее мышление.