4. Мотивы и цели деятельности.
Цель – желаемый результат, модель потребного будущего. В отличие от мотвиа цель осознана. Побуждаемый теми или иными мотивами субъект ставить перед собой цели.
Мотив и цель могут переходить друг в друга. Цель, одалживая у мотива побудительную силу, может стать мотивом (сдвиг мотива на цель): например, девушка поступает в институт ради молодого человека, а затем начинает втягиваться в учебу, ей становится это гораздо интереснее. Мотив может превратиться в мотив – жизненную цель. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели.
Цели и мотивы могут не совпадать. Вспомним пример Леонтьева с загонщиком. Люди охотятться на зверя для того, чтобы утолить голод. Одна группа участвующих в охоте людей должна выгнать животное из его логова, используя соответствующие приемы, — данная цель имеет еще вполне биологический смысл. Вторая группа людей загоняет бегущее к ним животное, например, в овраг и умерщвляет его. А вот третья группа людей совершает действие, предмет (цель – отогнать от себя зверя) которого и мотив (предмет потребности – утолить голод) не совпадают. Эти люди стоят, например, у каких-либо зарослей кустарника и должны отогнать бегущее на них животное от себя, чтобы оно не могло воспользоваться зарослями в качестве укрытия и скрыться от преследования. В данном случае предмет деятельности (мотив) и предмет действия (цель) между собой фактически противоположны! И А.Н.Леонтьев: процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой – действия.
Мотивы приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате мотивы можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.
Леонтьев выделял 3 составляющих сознания: чувственная ткань, биодинамическая ткань и личностный смысл.
Личностные смыслы – это то, что связывает чувственную и биодинамическую ткани; это отношение мотива к цели. Эмоции отражают успещность/неуспешность реализации истинного мотива. Эмоции – это непосредственное переживание смысла цели, который определяется стоящим за ним мотивом. Эмоции абстракты, а смысл конкретен. Смысл субъективно проявляется, например, в эффектах искажения некоторых характеристик перцептивного образа. Например, в детских рисунках предмет больший по размеру отражает большую значимость. Смыслы индивидуальны.
Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом, однако мотивировку привести не трудно, единственная проблема, что мотивировка может не содержать действительный мотив.
Мотивы не отделены от сознания. Цели всегда осознаны, а вот мотивы не всегда осознаны. Когда мотив не осознаётся, но тем не менее он реально действует, он выступает как детерминанта поведения и вовсе не нуждается в осознании, чтобы быть реализованным.
Способы осознания мотива:
1) Рефлексия – человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и быстро приходит к пониманию. Леонтьев вводит понятие мотивировка – это объяснение человеком причин своего поведения. Если же поцесс рефлексии идёт по правильному пути, то он может действительно осознать свой мотив, тогда не только цель, но и мотив становятся осознанными.
2) Сдвиг мотива на цель (по Леонтьеву) – это, когда бывшая цель становится мотивом и начинает побуждать, приобретает независимое побуждаемое значение, независимое мотивационное значение. Это не очень удачная формулировка, потому что, на самом деле, цель сначала одалживает у мотива это мотивационное значение, а потом его приобретает и становится независимой. Примеры: человек поступает в институт ради дружбы, а потом увлекается этим предметом; ребёнок учится ради велосипеда, а потом начинает математикой заниматься.
Олпорт называл это принципом функциональной автономии мотивов. То есть, мотив рождается из другого мотива. В процессе реализации мотива есть промежуточная цель, которая раньше выступала, как средство, а потом приобретает самостоятельное мотивационное значение и становится автономной. Примеры: мать, с первых дней не любящая младенца, но ей не хочется выглядеть плохой в глазах своих родственников и мужа, знакомых и соседей, она начинает за ним ухаживать и привязывается к нему, и начинает его любить. Бедный человек, чтобы заработать денег нанимается моряком на судно. Со временем, он разбогател, но с любовью вспоминает те времена, когда он ходил под парусом и его тянет в море.
Вундт называл этот принцип законом гетерогенности цели или гетерогонии цели. Когда одни цели формируются буквально из ничего, из реализации каких-то других целей.
3) Мотивы – жизненные цели. Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.
4) По Фрейду для осознания мотивов необходимо анализировать сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки), симптомы, на первый взгляд кажущиеся соматическими.
§62. Мотивы и цели. Психология. Учебник для средней школы.
§62. Мотивы и цели. Психология. Учебник для средней школы.ВикиЧтение
Психология. Учебник для средней школы.
Теплов Б. М.
Содержание
§62. Мотивы и цели
Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.
Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию; цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.
Ставя себе ту или другую цель, человек всегда руководствуется определёнными мотивами, определёнными побуждениями. Постановка цели не может происходить беспричинно. Что-то должно побудить человека направить свою деятельность к данной цели. Мотивы — это то, что побуждает человека к постановке тех или других целей. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Исходным побуждением к деятельности является потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чём-либо. Можно различать потребности материальные — потребность в пище, одежде, жилище и т. п.— и духовные, или культурные,— потребность в общении с людьми, потребность в образовании, в книге, в музыке и т. д.
Духовные потребности исторически возникли в процессе общественного труда по мере удовлетворения и дальнейшего развития и утончения исходных материальных потребностей. Сама трудовая деятельность родилась из необходимости удовлетворения этих насущных материальных потребностей. Но в дальнейшем она стала источником новых потребностей, важнейшая из которых — потребность в самом труде, в основе которой лежит, с одной стороны, органическая потребность в активности, свойственная всякому здоровому организму, с другой — потребность в общении с людьми, основной и первоначальной формой которого является трудовое, производственное общение. Полное развитие эта потребность в труде могла получить лишь в социалистическом обществе, когда труд, став действительно свободным, превратился «из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства» (Сталин).
Потребность вызывает стремление к удовлетворению её, стремление может выражаться во влечении или желании.
Влечением называется смутное стремление, не связанное с ясным представлением цели. Своеобразие влечения прекрасно передано в известных словах Пушкина: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души. ..»
Желанием называется осознанное стремление к определенному объекту, к определённой цели.
Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека.
Не всякое желание ведёт, однако, к действию. Человек может желать и того, что совершенно не находится в его власти, что никак не зависит от его действий: человек может желать, чтобы завтра была хорошая погода, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой, чтобы в спектакле участвовал интересующий его исполнитель, и т. п. В этих случаях имеется осознанная направленность к определённой цели, но нет стремления действовать для достижения этой цели, потому что нет сознания того, что достижение её зависит от желающего.
Такие желания можно назвать недейственными желаниями в отличие от желаний действенных, которые связаны с мыслью не только о цели, но и о средствах достижения её, с осознанием возможности достичь этой цели и со стремлением действовать в этом направлении.
Действенные желания и лежат в основе волевой деятельности человека.
Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни развиваются чувства человека и в частности его общественные чувства, создаются его интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется его мировоззрение. И в чувствах, и в интересах, и в убеждениях, и в мировоззрении человека, поскольку они становятся источником действенных желаний, выступают мотивы его деятельности.
II. Мотивы
II. Мотивы Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама
1.
3. Мотивы помогающего поведения[5]1.3. Мотивы помогающего поведения[5] Поскольку оказание помощи провоцируется ситуацией, мотивацию этого поведения можно отнести к внешней или, по моей терминологии, внешнеобусловленной мотивации.Однако, как отмечает Х. Хекхаузен, изучая мотивацию помощи, исследователи
4.6. Мотивы проявления альтруизма
4.6. Мотивы проявления альтруизма Проявление альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной
1. Мотивы человеческой деятельности.
1. Мотивы человеческой деятельности. Чем руководствуется в своих поступках человек? Почему зачастую мы совершаем действия смысла, которых понять не можем? Руководствуется ли человек в своей деятельности только сознательными побуждениями или бессознательные мотивы
ССОРНЫЕ МОТИВЫ
ССОРНЫЕ МОТИВЫ Как было бы славно, коли на свете существовала бы одна-единственная причина ссор и размолвок! Или пяток хотя бы… Но к сожалению моему, их немало, и каждая тащит за собой другую. Сплетаются, спаиваются обиды и конфликты в один плотный поток и, словно
Мотивы успеха
Мотивы успеха Давно замечено, что разные люди, совершая похожие поступки, могут руководствоваться при этом разными мотивами. Например, один поступает в вуз, чтобы удовлетворить жажду знаний, другой — чтобы иметь в будущем престижную работу, а третий — просто чтобы не
Мотивы учения
Мотивы учения О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с
В. Мотивы терапии
В. Мотивы терапии Обычно пациент обращается к терапии по двум причинам, ни одна из которых не подвергает его сценарий опасности. Взрослый хочет узнать, как удобнее жить в мире своего сценария. Наиболее откровенные примеры этого — гомосексуалисты обоих полов, которые
Сложные мотивы и социальные мотивы
Сложные мотивы и социальные мотивы Человеческое поведение сложно, и у любого действия обычно имеется больше одной побудительной причины. Я полагаю, что цифровые снимки из тюрьмы Абу-Грейб также стали продуктом множества мотивов и сложных межличностных отношений, а не
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:биологические
14.3. Мотивы измены
14. 3. Мотивы измены О. Лосева (1990) отмечает различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Мужчины чаще всего объясняют это половой потребностью, не связанной с эмоциональными сторонами общения и поэтому удовлетворяемой в одной трети случаев со случайными, малознакомыми
Глава 1 Мотивы и виды лжи
Глава 1 Мотивы и виды лжи «Самая серьезная ложь, которую я когда-либо произносил?» Семиклассник Джек потупившись повторил мой вопрос. Потом, после долгой паузы, посмотрел на меня в упор и спросил: «Вы правду говорите, что родители об этом не узнают?»
9.2.4. Мотивы терроризма
9.2.4. Мотивы терроризма Мотивами терроризма, по мнению ряда исследователей, являются: самоутверждение, самоидентификация, молодежная романтикаигероизм, придание своей деятельности особой значимости, преодоление отчуждения, конформизма, обезлички, стандартизации,
Потребности и мотивы
Потребности и мотивы Источник активности ребенка, как и всякого человека, лежит в его потребностях. Каждое живое существо активно ищет и, как правило, находит то, что ему нужно.А что нужно ребенку?Психологи выявили и описали базисные потребности, которые появляются на
Глава 18 Обучение мотивации и мотивационная компетентность | Неявные мотивы
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Rheinberg, Falko, и Stefan Engeser,
‘Глава 18 Мотив и мотивационная компетентность’
,
Неявные мотивы
(
, Нью -Йорк,
04;
,
7,
7,
7,
7,
7,
7,
7,
47,
7,
7,
7,
7,
7
7
7
7
7
7
7,
7,
47,
4 Oxford Academic
, 1 мая 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195335156.003.0018,
, по состоянию на 22 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНеявные мотивыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНеявные мотивыСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Глава начинается с обсуждения тренингов мотивации достижения для предпринимателей с целью повышения экономической эффективности. Далее мы рассмотрим различные исходные программы тренировки мотивов и обсудим, как обучение было распространено на образовательную сферу, уделяя особое внимание важности индивидуальных эталонных норм для тренировки мотивов. Глава заканчивается заявлением о том, что программы обучения мотивации не обязательно должны изменять имплицитный мотив, а скорее должны способствовать конгруэнтности имплицитных мотивов и мотивационной я-концепции (например, конгруэнтности между имплицитными и явными мотивами). Это направлено на повышение мотивационной компетентности обученных людей, усиление опыта потока во время достижения цели.
Ключевые слова: неявные мотивы, явные мотивы, обучение, достижение, референтная норма, конгруэнтность, мотивационная компетентность, поток
Предмет
Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Получение прибыли, необходимое для получения отчислений от бизнеса
Что такое получение прибыли?
У людей разные мотивы деятельности. Некоторые виды деятельности предназначены исключительно для развлечения, некоторые — для помощи другим, а некоторые мотивированы прибылью. Наличие мотива получения прибыли означает, что вы намерены получать больше доходов от деятельности, чем нести расходы. Это не значит, что вы обязательно получите прибыль. Это просто означает, что это ваше намерение.
Хобби или бизнес?
Одним из неожиданных последствий пандемии COVID-19 является то, что люди открывают для себя или заново открывают для себя хобби и другие забавные занятия, которые сделали домашний карантин в течение длительного периода времени более приятным. А некоторые любители даже зарабатывают деньги на этой деятельности. Но значит ли это, что эта деятельность больше не хобби, а бизнес?
Важно понимать разницу между бизнесом и хобби. Там очень разные налоговые последствия. Вы должны сообщать о доходах, полученных как от бизнеса, так и от хобби. Бизнес может вычесть свои обычные и необходимые расходы и понести убытки, если он не приносит прибыли. Но если ваша деятельность классифицируется как хобби, вы не можете вычесть расходы, связанные с хобби. Так было с тех пор, как Закон о сокращении налогов и занятости отменил различные постатейные вычеты, начиная с 2018 года9.0007
Так в чем же разница между хобби и бизнесом? Согласно IRS, бизнес работает для получения прибыли. Люди занимаются хобби для спорта или отдыха, а не для получения прибыли. Так что мотив важен.
Девятифакторный тест для определения мотива получения прибыли
При определении того, ведете ли вы деятельность с целью получения прибыли, IRS принимает во внимание несколько факторов. Ни один фактор сам по себе не является определяющим. Среди факторов, которые, по мнению IRS, вы должны учитывать, следующие: 9.0007
- Вы ведете деятельность по-деловому
- Время и усилия, которые вы вкладываете в деятельность, указывают на то, что вы намерены сделать ее прибыльной
- Средства к существованию зависят от дохода
- Ваши убытки вызваны не зависящими от вас обстоятельствами (или являются нормальными на начальном этапе вашего бизнеса)
- Вы меняете методы работы, пытаясь повысить прибыльность
- Вы (или ваши консультанты) обладаете знаниями, необходимыми для ведения деятельности в качестве успешного бизнеса
- Вы успешно получали прибыль от аналогичной деятельности в прошлом
- Деятельность приносит прибыль через несколько лет
- Вы можете рассчитывать на получение прибыли в будущем от повышения стоимости активов, используемых в деятельности
Три прибыльных года создают мотив презумпции получения прибыли
Налоговая служба предполагает, что деятельность является прибыльной, если она приносила прибыль по крайней мере в течение трех из последних пяти налоговых лет. (Деятельность, состоящая в основном из разведения, дрессировки, выставок или скачек, считается осуществляемой с целью получения прибыли, если она приносила прибыль по крайней мере в течение двух из последних семи налоговых лет.) Деятельность должна быть практически одинаковой для каждого года в течение этого период.
Если ваша деятельность проходит тест на получение прибыли за три года, IRS будет считать, что она осуществляется с целью получения прибыли, и вы можете получить вычеты из своей деятельности, в том числе за те годы, когда вы понесли убытки.
Решение об отсрочке проверки прибыльности
Если вы начинаете деятельность и не имеете трех лет, приносящих прибыль, вы можете выбрать, чтобы Налоговое управление США подождало, пока у вас не будет пятилетнего опыта, прежде чем оно задаст вопрос, связана ли ваша деятельность с ради прибыли. Соответственно, IRS не будет ограничивать ваши отчисления, и вы выиграете время для получения прибыли в течение необходимого количества лет.