Что такое мотивы деятельности: Деятельность человека — основные виды и типы

мотив | это… Что такое мотив?

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.

). Недостаток этих исследований — отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (см. потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру (см. сфера мотивационная).

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.


мотивы, деятельность и откуда берутся цели. / Книги, музыка, кино! / БЛОГИ летающих домохозяек

Готовлюсь к экзамену, пишу конспекты — это один из них, наиболее личностно зацепивший — надеюсь это будет полезно еще для кого-то — для меня здесь было несколько интересных открытий.

(Источник ч.5.3. «Теория деятельности» в учебнике Маклакова).

Откуда берутся цели?

Потребность — состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его, но является необходимым условием его нормального функционирования.
— биологические (органические)- в воде, пище, кислороде и др.
— социальные — потребность в общении с себе подобными, познавательная потребность и др.

2 этапа в развитии потребности — ДО и После встречи с предметом, который ее удовлетворяет.
1 этап: потребность скрыта, человек испытывает напряжение, не понимая его причины, и находится в поиске, поведение ненаправленное.
напряжение -> поиск -> рождение мотива

В процессе поисковой деятельности происходит встреча потребности с предметом, его удовлетворяющим.
«Узнавание» потребностью своего предмета называется опредмечиванием.
Мотив — это опредмеченная потребность, это то, ради чего совершается действие.
Мотивы порождают действия путем формирования цели

2 этап: поведение становится направленным
рождение мотива -> вижу цель -> деятельность
Деятельность — это совокупность действий, вызванных одним мотивом.

Действие — это сознательное проявление активности, направленное на достижение цели.

Мотивы:
— основной: запускает деятельность, обладает смыслообразующей функцией, порождают эмоции и личностный смысл.
— второстепенные (они же Стимулы): играют роль дополнительных побудителей, симулируют деятельность, порождают только эмоции.
Мотивы (формы проявления мотивов в сознании):
— осознаваемые: жизненные цели.
— неосознаваемые: эмоции и личностный смысл.

Эмоции — отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
положительные эмоции: деятельность проходит успешно.
отрицательные эмоции: деятельность неуспешна.

Личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета\действия\события.

Связь мотива и личности:
— деятельность определяется мотивами
— система мотивов у каждого человека своя, ведущий мотив может быть один или несколько
— для характеристики личности важно, какой мотив используется в качестве фундамента
— ведущие мотивы индивидуальны и отличаются по сути и силе
— о человеке мы судим по деятельности и поведению

Вывод: мотивы являются источниким деятельности и характеризуют личность.

Как образуются новые мотивы?
По схеме анализа: потребность -> мотив -> вижу цель -> деятельность
На практике: деятельность -> новые потребности -> новые мотивы + новые цели -> деятельность
1. в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности
2. круг потребностей расширяется в ходе деятельности

Механизм сдвига мотива на цель: если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями, цель (ранее побуждаемая мотивом) сама становится мотивом и приобретает самостоятельную побудительную силу.

Выводы:
— мотив формирует направленность деятельности и побуждает к ней.
— мотив определяет своеобразие личности,
— деятельность влияет на развитие личности.

Деятельностный подход в психологии: психология это наука о законах психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности.
Деятельность: побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционно-технический состав.
— практическая: видимая для сторонних наблюдателей, действия осуществляются с предметами, итогом является реальный продукт.

— внутренняя: действия производятся с образами, итогом является мысленный результат.

Выводы:
— психика и деятельность неразрывно связаны между собой
— мотивы и жизненные ценности определяют общую направленность субъекта
— деятельность, которой занимается человек в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей
— отдельные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

Мотивы физической активности оказывают непосредственное влияние на психическое здоровье

. 2022 авг; 32 (8): 1258-1267.

doi: 10.1111/смс.14174. Epub 2022 13 мая.

Изабель Доре 1 2

, Вероник Тибо 3 , Мари-Пьер Сильвестр 2 4 , Кэтрин М. Сабистон 5 , Дженнифер Л О’Локлин 2 4 , Патрик Аби Надер 6 , Ахмед Жером Ромен 1 7 , Дженнифер Брюнет 8 , Матье Беланже 3 9 10

Принадлежности

  • 1 Школа кинезиологии и физической активности, медицинский факультет Университета Монреаля, Монреаль, Квебек, Канада.
  • 2 Больничный центр Исследовательского центра Университета Монреаля, Квебек, Канада.
  • 3 Университет Шербрука — Кампус Монктон, Шербрук, Нью-Брансуик, Канада.
  • 4 Школа общественного здравоохранения Университета Монреаля, Монреаль, Квебек, Канада.
  • 5 Факультет кинезиологии и физического воспитания Университета Торонто, Торонто, Онтарио, Канада.
  • 6 Университет Квебека в Римуски, Квебек, Канада.
  • 7 Университетский институт психического здоровья Монреальского исследовательского центра, Квебек, Канада.
  • 8 Факультет медицинских наук Оттавского университета, Оттава, Онтарио, Канада.
  • 9 Медицинский центр образования Нуво-Брансуик, Нью-Брансуик, Канада.
  • 10 Research Services, сеть здравоохранения Vitalité, Нью-Брансуик, Канада.
  • PMID: 35478463
  • DOI: 10.1111/смс.14174

Изабель Доре и др. Scand J Med Sci Sports. 2022 авг.

. 2022 авг; 32 (8): 1258-1267.

doi: 10. 1111/смс.14174. Epub 2022 13 мая.

Авторы

Изабель Доре 1 2 , Вероник Тибо 3 , Мари-Пьер Сильвестр 2 4 , Кэтрин М. Сабистон 5 , Дженнифер Л О’Локлин 2 4 , Патрик Аби Надер 6 , Ахмед Жером Ромен 1 7 , Дженнифер Брюнет 8 , Матье Беланже 3 9 10

Принадлежности

  • 1 Школа кинезиологии и физической активности, медицинский факультет Университета Монреаля, Монреаль, Квебек, Канада.
  • 2 Больничный центр Исследовательского центра Университета Монреаля, Квебек, Канада.
  • 3 Университет Шербрука — Кампус Монктон, Шербрук, Нью-Брансуик, Канада.
  • 4 Школа общественного здравоохранения Университета Монреаля, Монреаль, Квебек, Канада.
  • 5 Факультет кинезиологии и физического воспитания Университета Торонто, Торонто, Онтарио, Канада.
  • 6 Университет Квебека в Римуски, Квебек, Канада.
  • 7 Университетский институт психического здоровья Монреальского исследовательского центра, Квебек, Канада.
  • 8 Факультет медицинских наук Оттавского университета, Оттава, Онтарио, Канада.
  • 9 Медицинский центр образования Нуво-Брансуик, Нью-Брансуик, Канада.
  • 10 Research Services, сеть здравоохранения Vitalité, Нью-Брансуик, Канада.
  • PMID: 35478463
  • DOI: 10.1111/смс.14174

Абстрактный

Мотивы физической активности (ФА) связаны как с ФА средней и высокой интенсивности (МВФА), так и с психическим здоровьем. Исследования, изучающие, связаны ли мотивы PA напрямую с психическим здоровьем или косвенно через MVPA, отсутствуют. В этом исследовании изучалось прямое влияние пяти мотивов PA (например, удовольствие, компетентность, пригодность, общение, внешний вид) на психическое здоровье и их косвенное влияние через MVPA у подростков. Всего было включено 424 участника (57,1% женского пола) в возрасте 14–15 лет из продольного исследования MATCH. Анализ посредничества, основанный на контрфактической структуре, оценивал естественное прямое влияние мотивов PA на психическое здоровье и естественное косвенное влияние через MVPA. Отдельные модели были проведены для каждого мотива PA. Для удовольствия наблюдались естественные прямые эффекты ( β̂ [95% ДИ] = 2,12 [0,34, 3,90]), компетентность (β̂ [95% ДИ] = 1,58 [0,28, 2,88]), пригодность (β̂ [95% ДИ] = 1,42 [0,04, 2,80]) и социальная ( β̂ [95% ДИ] = 2,32 [1,03, 3,60]) мотивов. Для мотивов внешности естественных прямых эффектов не наблюдалось. Естественный косвенный эффект через MVPA наблюдался для фитнес-мотивов, и никаких других естественных косвенных эффектов обнаружено не было. Вмешательства и стратегии общественного здравоохранения для подростков должны признавать важность удовольствия, компетентности, социальных мотивов и фитнес-мотивов в ФА для укрепления психического здоровья, а также включать конкретные рекомендации о важности причин, по которым подростки участвуют в ФА.

Ключевые слова: подростки; посредничество; душевное здоровье; физическая активность от умеренной до высокой; мотивы физической активности.

© 2022 John Wiley & Sons A/S. Опубликовано John Wiley & Sons Ltd.

Похожие статьи

  • Взаимосвязь между мотивами физической активности и тенденциями умеренно-интенсивной физической активности у подростков старше пяти лет.

    Аби Надер П., Годе Дж., Брюне Дж., Ганнелл К.Е., Доре И., Сабистон К.М., Будро Дж., Беланже М. Аби Надер П. и др. J Sports Sci. 2021 Окт;39(19):2147-2160. дои: 10.1080/02640414.2021.1923203. Epub 2021 14 июля. J Sports Sci. 2021. PMID: 34259129

  • Различия и ассоциации между мотивами физической активности и видами физической активности у юношей и девушек подросткового возраста.

    Фремель К., Гроффик Д., Шафар М., Миташ Й. Фремель К. и др. Биомед Рез Инт. 2022 31 мая; 2022:6305204. дои: 10.1155/2022/6305204. Электронная коллекция 2022. Биомед Рез Инт. 2022. PMID: 35686232 Бесплатная статья ЧВК.

  • Механизмы, лежащие в основе связи между физической активностью и психическим здоровьем в подростковом возрасте: 6-летнее исследование.

    Доре И., Сильвестр Б., Сабистон С., Сильвестр М.П., ​​О’Лафлин Дж. , Брюне Дж., Беланже М. Доре I и др. Int J Behav Nutr Phys Act. 2020 31 января; 17 (1): 9. doi: 10.1186/s12966-020-0911-5. Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. PMID: 32005251 Бесплатная статья ЧВК.

  • Понимание мотивов занятий физической активностью с разным уровнем интенсивности среди подростков: результаты исследования INDARES.

    Круль-Зелиньска М., Гроффик Д., Брониковски М., Кантаниста А., Лауданьска-Кшеминска И., Брониковска М., Корч А., Боровец Ю., Фремель К. Крул-Зелиньска М. и соавт. Биомед Рез Инт. 2018 30 сентября; 2018:1849715. Дои: 10.1155/2018/1849715. Электронная коллекция 2018. Биомед Рез Инт. 2018. PMID: 30364033 Бесплатная статья ЧВК.

  • Мотивы участия в физической активности и соблюдение рекомендаций по физической активности среди взрослых с диабетом 2 типа.

    Микелон П., Кастонгуай А. Микелон П. и др. Может ли диабет. 2016 Октябрь; 40 (5): 399-405. doi: 10.1016/j.jcjd.2016.02.009. Epub 2016 6 апр. Может ли диабет. 2016. PMID: 27062109

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Мотивы физических упражнений среди студентов университетов — транснациональное исследование Бразилии и Португалии.

    Campos LA, Dos Santos A, Sampaio MMB, Marôco J, Campos JADB. Кампос Л.А. и соавт. Фронт Псих. 2022 14 ноября; 13:1009762. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1009762. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36452377 Бесплатная статья ЧВК.

использованная литература

ССЫЛКИ
    1. Гилмор Х. Позитивное психическое здоровье и психические заболевания. Министерство здравоохранения, 2014 г.; 25(9):3.
    1. ОМС. Investir dans la santé Mentale. Организация Mondiale de la Sante; 2004.
    1. Киз КЛ. Континуум психического здоровья: от уныния к процветанию в жизни. J Health Soc Behav. 2002;43(2):207-222.
    1. Эйме Р.М., Янг Дж.А., Харви Дж.Т., Чарити М.Дж., Пейн В.Р. Систематический обзор психологических и социальных преимуществ занятий спортом для детей и подростков: информационная разработка концептуальной модели здоровья через спорт. Int J Behav Nutr Phys Act. 2013;10(98):1.
    1. Доре И. , О’Локлин Дж. Л., Бошам Г., Мартино М., Фурнье Л. Объем и социальный контекст физической активности в связи с психическим здоровьем, тревогой и депрессией среди молодежи. Пред. мед. 2016;91:344-350.

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • Fondation de la recherche en santé du Nouveau-Brunswick
  • Совет социальных и гуманитарных исследований Канады
  • Спорт Канада
  • Фонд медицинских исследований Нью-Брансуика

Мотивы занятия спортом и физической активностью

Крайний срок подачи тезисов 13 января 2023 г.

Крайний срок подачи рукописи 22 апреля 2023 г.

Методические рекомендации

Мотивация является ключевым фактором в прогнозировании и личном управлении поведением. В контексте спорта и физической активности (ФА) исследователи применяли различные теории, в частности теорию самоопределения (Deci & Ryan, 1985, 2000). Недавние исследования показали, что мотивы для занятий спортом и физкультурой можно измерять и отслеживать надежными и достоверными способами. Это дает возможность изучить переменные, влияющие на влияние мотивов на поведение в спорте и физической активности. Важно отметить, что это позволяет исследовать роль мотивов в уровне участия людей в спорте и физической активности. В свою очередь, это повышает потенциал вмешательств для повышения уровня занятий спортом и физической активности, что имеет последствия для здоровья и благополучия населения во всем мире.

В этой теме мы приветствуем вклады, которые касаются теоретических основ мотивов для занятий спортом и физической активности, исследования, которые расширяют знания и понимание роли мотивов в спорте и физической активности, а также исследования, применяющие мотивы для увеличения участия в спорте. и ПА. Вклады также уместны в форме обзоров аспектов этой темы, технических вопросов, связанных с измерением мотивов, и любых других научных вопросов, связанных с мотивами для участия в спорте и физической активности для достижения результатов, здоровья и благополучия.

Мы приветствуем представление рукописей по подтемам, включая, помимо прочего, следующие:

• Оригинальные исследования, изучающие:
o взаимосвязь между мотивами участия в PA и уровнем участия в PA
o влияние пол и возраст на связь между мотивами участия в ЛА и уровнем участия в ЛА
o влияние уровня квалификации на связь между мотивами участия в ЛА и уровнем участия в ФА
o влияние психологических переменных на взаимосвязь между мотивами участия в ПА и уровнем участия в ПА, например, самоэффективность, тревога, поток, страсть, уверенность
o вмешательства для усиления мотивов участия в ПА, например, образы , разговор с самим собой, постановка целей, внимательность
o анализ моделирования, изучение того, приводят ли вмешательства, направленные на усиление мотивов, к увеличению ФА (в отличие от вмешательств, непосредственно увеличивающих ФА)

• Психометрические исследования, изучающие валидацию показателей мотивов участия в ПА, в том числе:
o модели мотивов участия, включающие новые мотивы
o применение мотивационного профилирования для выявления ключевых мотивов и комбинаций мотивов для повышения ПД
o тесты на половозрастную инвариантность показателей
o тесты на неизменность уровня навыков меры
o валидация переводов мер на разные языки и в разные культуры, проверка надежности мер

• Оригинальные исследования мотивов для участия в экстремальных видах спорта и физической активности, в том числе:
o профили мотивов к занятиям экстремальными видами спорта и ФА
o сравнение профилей мотивов к занятиям экстремальными видами спорта и ФА и мотивов к занятиям традиционными видами спорта и ФА
o тесты мотивов к различным видам экстремальных видов спорта и ФА, обследование согласованы ли профили мотивов для видов деятельности в экстремальных и традиционных видах спорта и физкультуры

• Мы также приветствуем обзоры аспектов мотивов для участия в физкультуре, размышления о теоретических перспективах и новые подходы к применению мотивов для продвижения участие в спорте и физической культуре для здоровья и благополучия.

Ключевые слова : мотивы, мотивация, физическая активность, здоровье, упражнения

Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.

Мотивация является ключевым фактором в прогнозировании и личном управлении поведением. В контексте спорта и физической активности (ФА) исследователи применяли различные теории, в частности теорию самоопределения (Deci & Ryan, 1985, 2000). Недавние исследования показали, что мотивы для занятий спортом и физкультурой можно измерять и отслеживать надежными и достоверными способами. Это дает возможность изучить переменные, влияющие на влияние мотивов на поведение в спорте и физической активности. Важно отметить, что это позволяет исследовать роль мотивов в уровне участия людей в спорте и физической активности. В свою очередь, это повышает потенциал вмешательств для повышения уровня занятий спортом и физической активности, что имеет последствия для здоровья и благополучия населения во всем мире.

В этой теме мы приветствуем вклады, которые касаются теоретических основ мотивов для занятий спортом и физической активности, исследования, которые расширяют знания и понимание роли мотивов в спорте и физической активности, а также исследования, применяющие мотивы для увеличения участия в спорте. и ПА. Вклады также уместны в форме обзоров аспектов этой темы, технических вопросов, связанных с измерением мотивов, и любых других научных вопросов, связанных с мотивами для участия в спорте и физической активности для достижения результатов, здоровья и благополучия.

Мы приветствуем представление рукописей по подтемам, включая, помимо прочего, следующие:

• Оригинальные исследования, изучающие:
o взаимосвязь между мотивами участия в PA и уровнем участия в PA
o влияние пол и возраст на связь между мотивами участия в ЛА и уровнем участия в ЛА
o влияние уровня квалификации на связь между мотивами участия в ЛА и уровнем участия в ФА
o влияние психологических переменных на взаимосвязь между мотивами участия в ПА и уровнем участия в ПА, например, самоэффективность, тревога, поток, страсть, уверенность
o вмешательства для усиления мотивов участия в ПА, например, образы , разговор с самим собой, постановка целей, внимательность
o анализ моделирования, изучение того, приводят ли вмешательства, направленные на усиление мотивов, к увеличению ФА (в отличие от вмешательств, непосредственно увеличивающих ФА)

• Психометрические исследования, изучающие валидацию показателей мотивов участия в ПА, в том числе:
o модели мотивов участия, включающие новые мотивы
o применение мотивационного профилирования для выявления ключевых мотивов и комбинаций мотивов для повышения ПД
o тесты на половозрастную инвариантность показателей
o тесты на неизменность уровня навыков меры
o валидация переводов мер на разные языки и в разные культуры, проверка надежности мер

• Оригинальные исследования мотивов для участия в экстремальных видах спорта и физической активности, в том числе:
o профили мотивов к занятиям экстремальными видами спорта и ФА
o сравнение профилей мотивов к занятиям экстремальными видами спорта и ФА и мотивов к занятиям традиционными видами спорта и ФА
o тесты мотивов к различным видам экстремальных видов спорта и ФА, обследование согласованы ли профили мотивов для видов деятельности в экстремальных и традиционных видах спорта и физкультуры

• Мы также приветствуем обзоры аспектов мотивов для участия в физкультуре, размышления о теоретических перспективах и новые подходы к применению мотивов для продвижения участие в спорте и физической культуре для здоровья и благополучия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *