Что такое нонконформизм определение – Нонконформизм — Википедия

Содержание

это, определение слова, понятие. Что такое Нонконформизм, значение, словарь, энциклопедия

Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике «-да»- или в логике «-нет»-. Таким образом, термин «-нонконформизм»-, будучи, по сути дела, синонимом термина «-негативизм»-, в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия «-конформизм»-, а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках классической экспериментальной формулы С. -Аша, в среднем около 8% испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество. Скорее имеет смысл считать, что и примерно треть испытуемых, демонстрирующих конформные реакции, и практически каждый десятый из обследуемых, демонстрирующих реакцию нонконформную, не обладают стабильно закрепленной способностью к отстаиванию собственно личностной позиции в условиях экспериментально задаваемого группового давления, а значит, скорее всего, не интегрированы в референтные для них группы высокого социально-психологического уровня развития.

То, что нонконформизм является не противоположностью конформизма, а скорее его оборотной стороной, так сказать, изнанкой, получило частичное подтверждение в модифицированном варианте эксперимента С. -Милгама, направленного на изучение конформизма, и достаточно подробно описанно в статье «-Конформизм»- в настоящей «-Азбуке»-. Общая экспериментальная ситуация и «-легенда»- оставались прежними. Однако подсадные испытуемые, когда начинались протесты «-жертвы»-, не предлагали увеличивать силу тока, а, напротив, один за другим отказывались от дальнейшего участия в данной процедуре. Как и следовало ожидать, большинство наивных испытуемых последовало примеру коллег. Однако 10% испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора (повышали напряжение), несмотря на оппозицию двух других участников. При этом, как считает С. -Милграм, «-тот факт, что послушные испытуемые не последовали примеру восставшей группы не означает, что они не чувствовали давления, оказываемого поступком товарищей. Один из послушных испытуемых сказал: &ldquo-Я чувствовал, что выгляжу настоящим чудовищем в глазах этих ребят, продолжая хладнокровно наказывать ученика током. Их реакция была совершенно естественной и, первое, о чем я подумал, так это о том, чтобы последовать их примеру. Но я не сделал этого, и вот почему. Если они вышли из эксперимента — это нормально, но если я сделаю то же самое, на сколько же месяцев растянется эксперимент?&rdquo-

Итак, этот испытуемый ощущал давление группы, но счел, что факт отступничества товарищей накладывает на него особые обязательства перед экспериментатором, что он должен помочь ему довести эксперимент до конца. Другой послушный испытуемый, когда его спросили, почему он нервничал во время эксперимента, ответил: &ldquo-Наверное, это их поступок так повлиял на меня. Когда они отказались продолжать эксперимент, я чуть было не присоединился к ним, но потом мне показалось, что это было бы как-то нелепо: зачем, спрашивается, мне следовать стадному инстинкту? Разумеется, это их право — выйти из эксперимента. Но мне кажется, что они просто не владели собой&rdquo-.

И, наконец, еще один послушный испытуемый высказал откровенно критическое отношение к поступку подставных испытуемых: &ldquo-Я считаю, что они поступили неправильно. Раз уж они согласились участвовать в эксперименте, то должны были идти до конца&rdquo-«-.

Таким образом, двое из трех проинтервьюированных С. -Милграмом испытуемых прямо указывают на групповое давление как основную причину своего нонкомформного поведения. Присутствует данный мотив и в первом интервью, хотя в несколько завуалированной форме.

Еще более отчетливо природа нонконформизма проявилась в ряде экспериментов, поставленных С. -Снайдером и Г. -Фромкиным. В одном из них на первом этапе группе студентов было предложено оценить, насколько 10 их наиболее значимых установок, совпадают с аналогичными установками других студентов. Затем все испытуемые приняли участие в собственно экспериментальном исследовании конформизма. В результате была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее проявлялась у них тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Д. -Майерс сидетельствует, что «-в другом эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию…»-, т. -е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности — испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу «-от противного»-, но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

В данной связи становится понятным, почему в ряде случаев воздействие, построенное по принципу социального доказательства, эксплуатирующего конформность (например, в рамках рекламной или избирательной компании), зачастую приводит к результатам прямо противоположным ожиданиям его инициаторов.

Особенно наглядно проявляется взаимосвязь конформизма и нонконформизма как различных форм проявления одной и той же личностной и социально-психологической реальности на примерах закрытых групп сектантского типа. Для членов таких групп характерна тотальная зависимость от группового давления. При этом внутри данных образований она выражается в крайней конформности, а в других группах членства (семья, школьный класс, производственный коллектив и т. -п.), напротив, носит характер радикального нонконформизма. Причем эта взаимосвязь обыкновенно носит характер прямой линейной зависимости. Психолого-педагогическая практика показывает, что наиболее непримиримую, а часто откровенно вызывающую позицию в классе практически по любому вопросу занимают, как правило, низкостатусные члены неформальных подростковых группировок, внутри которых они, по сути дела, лишены «-права голоса»-. При этом поведение высокостатусных участников таких группировок гораздо более вариативно.

Природа «-связанности»- таких внешне непохожих социально-психологических явлений, как конформизм и нонконформизм, становится более понятной, если рассматривать данную «-связку»-, например, с позиций психосоциального подхода Э. -Эриксона, согласно которому, деструктивное разрешение базисного кризиса второй стадии эпигенетического цикла приводит к формированию у индивида болезненного самоосознавания как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознавание направлено на фиксацию «-противоречия между самооценкой, образом &ldquo-я&rdquo- автономной личности и образом &ldquo-самого себя&rdquo- в глазах окружающих»-. В этих условиях конформизм позволяет снизить внутренний дискомфорт, вызванный генерализированными чувствами стыда и сомнения, поскольку «-размывает»- их за счет проективной идентификации с группой.

С другой стороны, как отмечал Э. -Эриксон, «-тотальное разрушение самооценки.., резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других»-. Это касается не только мнения окружающих (не обязательно критического) о личности таких индивидуумов, но любого их мнения по любому вопросу, что и порождает нонконформизм. Таким образом, связка «-конформизм»- — «-нонконформизм»- представляет собой ничто иное, как примитивную форму защиты, позволяющую «-сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда»- индивидам со спутанной идентичностью.

При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. -Аш, Р. -Кратчфилд, Д. -Майерс и другие, все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму. Это становится понятным, если принять во внимание, что, хотя, например, Д. -Майерс и определяет конформизм как «-…изменение поведения или убеждений в результате давления группы…»-, реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте — в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д. -Майерс относит, так называемое, реактивное сопротивление: «-Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что &ldquo-следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания&rdquo-. Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись»-. Совершенно очевидно, что во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о «-давлении группы»-. Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нонконформизм опять-таки выступают в единой «-связке»- как параллельные, по сути дела, формы подчинения внешнему воздействию.

Еще одна причина видимых разночтений связана с тем, что в зарубежной социальной психологии практически не рассматривается такая характеристика автономной личности, как самоопределение.

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что указанное противоречие между изложенным в настоящей статье взглядом на психологическую сущность и природу нонконформизма и видением данной проблематики вышеперечисленными авторами, носит не столько содержательный и методологический, сколько терминологический характер.

При этом практическому социальному психологу, работающему с любой группой, важно отдавать себе ясный отчет в том, что конформизм и нонконформизм представляют собой «-две стороны одной медали»-, поскольку внешне «-удобные»-, тихие конформисты оказывают столь же негативное воздействие на групповые процессы, сколь и неуживчивые, конфликтные нонконформисты.

Практический социальный психолог, планируя тренинговую работу с группой и используя в качестве стимулирующего креативность и творческость материала проблемные ситуации, должен располагать исчерпывающей информацией о склонностях конкретных членов общности к конформным и нонконформным реакциям, а также и о личностных особенностях тех, кто способен осуществлять акты подлинного личностного самоопределения в группе.


Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Нонконформизм [лат. non — не, нет и conformis — подобный, сходный] — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Н. — синоним понятия «негативизм», антоним конформности. Подлинную альтернативу…

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. non – не, нет и conformis – подобный, сообразный), стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Нонконформизм синоним негативизма, антоним конформности.

Философский словарь

стремление, во что бы то ни стало, перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.

Психологическая энциклопедия

(лат. non — не, нет и conformis -подобный, сообразный) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем (синоним понятия «негативизм»).

Психологическая энциклопедия

Термин описывает ситуации, когда человек противостоит искушению подчиниться действиям или суждением большинства. обычно объясняется через процесс «категоризации». Люди иногда рассматривают себя в контексте своей принадлежности к отдельной группе или категории (к примеру,…

Психологическая энциклопедия

(< лат. non нет + сonformis сходный) — 1. непринятие общепризнанного религиозного учения, сектантство; 2. форма протеста (в т.ч. политического) против устоявшихся норм социальной жизни. Термин «Н.» получил широкое распространение в 60-ые гг. XXв. на западе с ростом…

Психологическая энциклопедия

— стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.


Поделиться:

www.insai.ru

Что такое КОНФОРМИЗМ и НОНКОНФОРМИЗМ простой ответ что это

Конформизм – это термин, описывающий акт поведения человека, при котором его действия, мышление и разговоры сознательно или несознательно адаптируются к поведению большой группы людей.

 

Что такое КОНФОРМИЗМ – определение простыми словами.

 

Простыми словами, Конформизм – это стремление человека приспособится к обществу и соответствовать установленным в нем критериям нормального общепринятого поведения. Другими словами, можно сказать, что конформизм – это ситуация, когда один конкретный человек старается походить на остальных, действовать как они, разделять их взгляды и убеждения, поддерживать сложившуюся парадигму восприятия и систему устоявшихся правил поведения.

 

 

Почему люди подвержены конформизму.

 

Подобная тяга к сопричастности и единения с группой присуща практически всем социальным животным, включая людей. По сути, это естественный процесс, так как, все хотят ощущать себя частью чего-то большого и важного. Согласно исследованиям, желание соответствовать группе является либо врожденным, либо развивается в очень раннем возрасте. Так, к примеру, наблюдения показали, что даже дети до двух лет, способны скрывать свои индивидуальные навыки, чтобы лучше вписаться в группу сверстников. В большинстве случаев акты подобной мимикрии происходят бессознательно. Особенно хорошо это заметно, когда в группе сверстников, индивидуумы начинают неосознанно копировать язык тела или фигуры речи, распространенные у большинства.

Помимо биологической предрасположенности людей к конформизму, существуют и более практические социальные факторы подталкивающие или принуждающие человека соответствовать группе. Так, это может быть:

 

  • Социальное давление. Человек вынужден подстраиваться под общество, даже несмотря на внутренние разногласия. Довольно часто это происходит, когда человек мотивирован получением определенных выгод или когда старается избежать негативных последствий за свою «уникальность».
  • Стремление к социализации. В данном случае человек старается соответствовать тем людям, с которыми он хочет установить хорошие отношения. Само собой, что без соответствия их ожиданиям подобная ситуация невозможна.

 

 

Что такое НОНКОНФОРМИЗМ – простыми словами.

 

Нонконформизм – это стремление человека сохранить и отстаивать свою индивидуальность, не придерживаясь установленных в обществе правил и норм. В большинстве случаев, нонкоформисты более открытые и уверенные в себе люди, не боящиеся нарушать правила и не требующие одобрения со стороны окружающих. Именно такие люди являются настоящими двигателями прогресса, так как они постоянно находятся в поисках различных альтернатив отличных от установленных в обществе.

 

 

Тем не менее быть нонконформистом, это довольно нелегкая ноша, так как окружающие не слишком приветствуют тех, кто не похож на них. И все же, следует понимать, что стопроцентных нонконформистов не бывает. Все ровно для существования в современном обществе приходится придерживаться определенных правил, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми. Так уж устроен этот мир.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

chto-takoe.net

Нонконформизм — Википедия. Что такое Нонконформизм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нонконформи́зм (от лат. non «не» + позднелат. conformis «подобный; сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе[1][2]. Часто считается синонимом понятия «негативизм»[3] и антонимом понятия «конформизм»[4][5]. В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм» (от греч. áντι «противо-»)[6].

Нонконформизм и конформизм

Нонконформизму часто противопоставляется конформизм, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе[1][5][7].

Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ[7].

Экспериментальные исследования

Широко известны следующие экспериментальные исследования нонконформизма:

  • 1951 год — «Эксперимент Аша», в котором около 8 % испытуемых проявили нонконформную реакцию[1].
  • 1963 год — «Эксперимент Милграма». Имеется в виду та его модификация, в которой подсадным испытуемым предписывалось отказываться участвовать в «эксперименте». В этой модификации большинство настоящих испытуемых отказывалось от участия в «эксперименте» вслед за подсадными, но 10 % испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора, несмотря на условия эксперимента[1].
  • 1980 год — Эксперименты Чарльза Ричарда Снайдера и Говарда Л. Фромкина на студентах Университета Пердью[8], где студентам сначала предлагалось оценить то, насколько, по их мнению, 10 их наиболее значимых установок совпадают с аналогичными установками других студентов, а потом участвовать в экспериментальном исследовании конформизма. Была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее у них проявлялась тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе[1].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2. (недоступная ссылка)
  2. Балабанова, Любовь Матвеевна. Словарь терминов // Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-596-104-7.
  3. Морозов, Александр Владимирович. Краткий словарь психологических терминов // Деловая психология. Курс лекций. — Москва: Академический проект, 2005. — 1040 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0554-3.
  4. Головин, Сергей Юрьевич. Нонконформизм // Словарь психолога-практика. — Минск: Харвест, 2009. — 976 с. — 2000 экз. — ISBN 985-13-2627-5, ISBN 978-985-13-9701-9.
  5. 1 2 Нонконформизм // Социальная психология. Словарь / Под редакцией М. Ю. Кондратьева; Редактор-составитель Л. А. Карпенко; Под общей редакцией А. В. Петровского. — Пер Сэ, Речь, 2006. — Т. 2. — 175 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). — ISBN 5-9292-0141-2, ISBN 592680339X. (недоступная ссылка)
  6. Кордуэлл, Майк. Нонконформизм // Психология А-Я: Словарь-справочник = Schaum’s A-Z Psychology / перевод с англ. Ткаченко К.С.. — Москва: Фаир-Пресс, 2001. — 448 с. — ISBN 5-8183-0105-2.
  7. 1 2 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Конформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2. (недоступная ссылка)
  8. Майерс, Дэвид Дж. Борьба за свою уникальность // Изучаем социальную психологию. — Дельфа, 2005. — 252 с.

wiki.sc

Значение слова НОНКОНФОРМИЗМ. Что такое НОНКОНФОРМИЗМ?

  • Нонконформи́зм (от лат. non — «не» и поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Часто считается синонимом понятия «негативизм» и антонимом понятия «конформизм». В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм» (от греч. anti- — «противо-»).

Источник: Википедия

  • нонконформизм

    1. совокупность взглядов, отстаивающих свободу воззрений и поступков человека вопреки общепринятым нормам и традициям

    2. стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать наоборот; бунтарство

    3. неприятие существующего порядка, общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю; инакомыслие

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: припухлый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

kartaslov.ru

Нонконформизм

Оглавление
  Введение. 2
1.   Конформизм. 3
2.   Понятие «нонконформизм»- 5
3.   Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы. 7
4.   Политический нонконформизм. 9
4.1 Онтологические истоки нонконформизма- 9
4.2 Нонконформизм невозможен без идеологии. 10
4.3 Альтернатива и ее структура- 11
4.4 Минимальный нонконформизм- 11
4.5 Идеологический момент в нонконформизме- 12
4.6 Определения нонконформизма применительно к основам политики. 13
5.   Бытовая философия нонконформизма. 17
5.1 Противопоставление диктату большинства. 17
5.2 Самостоятельность в мышлении. 18
Заключение. 20
Литература. 21

Введение
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении понятия нонконформизма в ракурсе философии. Отталкиваясь от понятия конформизма и исследуя связи с этим явлением в данной работе, пытаюсь рассмотреть нонконформизм с разных точек зрения, как политического проявления, так и социального, даже бытового.
Задачами работы являются:
·                   рассмотреть понятия конформизм и нонконформизм в отдельности и во взаимосвязи
·                   охарактеризовать существующую взаимосвязь этих понятий
·                   проанализировать сущность политического нонконформизма
·                   раскрытие проблемы: нонконформизм и современность
Объектом исследования является явление несогласия, неприятия норм, ценностей, целей, доминирующих в некотором обществе. Предметом исследования в работе является исторические и современные стороны проявления данного факта.
При написании реферата использовались мною методы анализа, обобщения, сравнения фактов и данных из различных информационных источников.
Реферат содержит пять основных глав. Были использованы авторские материалы, данные глобальной сети, статьи энциклопедии Википедии.

1. Конформизм
Понятие нонконформизма невозможно рассматривать без определения самого конформизма. Вот какое определение конформизму давали советские философы: «Конформизм (лат. conformis — подобный, сообразный) — понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).
Марксизм, например, социальные корни конформизма видит в исторических традициях политического бесправия масс в классово антагонистическом обществе. По этой идеологии революционное преобразование общества невозможно без преодоления конформизма. Ленин говорил: Нам нужны такие люди, за которых «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести», не испугаются «никакой борьбы для достижения серьёзно поставленной себе цели»[1].
Морально-политический конформизм не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определённых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без которых невозможна его жизнедеятельность в обществе) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы[2].
Советские философы изложили понятие конформизма предельно ясно. Людям, которые по причине несознательности открыто называют себя конформистами, стремясь выразить своё презрение к тем, кого они считают нонконформистами, и при этом показать свою оригинальность, следовало бы глубоко задуматься и внимательнее перечитать изложенные выше результаты работы советской философской мысли.

2. Понятие «нонконформизм»
Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.
Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди. В ряде случаев — стремление поступать именно наперекор. Театральный режиссер Г.А. Товстоногов называл это явление «вопрекизм»…
Различают просто НОНКОНФОРМИЗМ (1. Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе. 2. Различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением господствующей англиканской церкви (баптизм, методизм, конгрегационизм и т. д.) и, как форма, НОНКОНФОРМИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы.
В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный «нонконформизм», выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза. «Бунтарь лесов» — так поэтично характеризует французский исследователь Эдгар Морен нашего воображаемого предка, который на заре истории предпочел суровой иерархии лесных приматов бесконечный риск открытых пространств. «Кажется почти очевидным, что инициаторами революции очеловечения были отклоняющиеся от «нормы» изгои, авантюристы, бунтари», — резюмирует известный антрополог.
Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции. В современном мире отчетливо прослеживаются оба эти взаимосвязанных процесса. Первый проявляется главным образом в планомерном оттеснении протестных групп в левую политическую нишу, второй — в их подчас нарочито антигосударственнической и даже антиобщественной направленности.

3. Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы
Явление конформизма связано с группой. Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Наоборот – если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: Сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом — бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция — результат паралича» (Станислав Ежи Лец).
Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» — сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции. Теперь я перейду к самому главному: для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?
Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» – основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.

4. Политический нонконформизм
Нонконформизм — это, конечно, «против»: против вседозволенности, против всевластия чиновничества… Но нонконформизм — это и «за»: за нравственность, за свободу, за вечные или, как их сейчас называют, общечеловеческие ценности… [3]
В политической истории постоянно возникают заговоры, перевороты, происходят революции, восстания. Эти явления могут быть объяснены по-разному. Можно рассматривать их лишь как часть «политических технологий» в ходе постоянной борьбы за власть. Марксисты видят в этом логику «классовой борьбы». Другие школы – процесс непрерывной ротации элит.
Наталья Мелентьева к «новым нонконформистам» относит и представителей некоторых неомистических движений, и европейских «новых правых», и экологистов, и различные творческие движения, отрицающие капиталистическую реальность и замыкающиеся в мире «культурной автономии», так как они однозначно противопоставляют себя капиталистической цивилизации, в которой живут. «Все они мечтают о том, что рано или поздно грядет «великое Восстание», которое разрушит «Систему» и откроет свободный путь силам, отверженным бездушной логикой материально эффективного, недуховно мертвенного современного мира». Одним из таких «новых нонконформистов» является молодой немецкий философ, эссеист, критик Герд Бергфлет [4].

4.1 Онтологические истоки нонконформизма

Слово «нонконформизм» состоит частицы «нон» («нет») и «конформизм» («уподобление», «адаптация», «приятие», «отсутствие сопротивления»). «Конформист» – тот, кто принимает нормативы социально-политического строя без возражений и следует им; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам.
Соответственно, нонконформизм – это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей (как в области политики, так и в иных в социальных, культурных, религиозных сферах).
Под «нонконформизмом» в рамках философии политики понимают очень широкое явление – это любая форма несогласия и протеста против существующей в данный момент и в данном пространстве социально-политической системы.

4.2 Нонконформизм невозможен без идеологии

Нонконформизм всегда имеет идеологическую основу. Идеология охватывает различные уровни – ценностный, философский, социальный, подчас, религиозный. Это иногда упускают из виду, пытаясь объяснить проявления нонконформизма простейшими, естественными социальными реакциями. – Например, когда угнетаемым массам больше невмоготу жить, они, действительно, восстают против своих угнетателей.
Но при этом они по определению не могут восстать только потому, что им плохо живется. Для эффективности восстания они должны иметь определенную систему обоснований, идеологию. Только лишь нежелание жить в угнетенном состоянии не является достаточным основанием. Онтологическим фактором нонконформизма является та доктрина, та идеология, то мировоззрение, что стоят за неповиновением, протестом, восстанием, революцией.
В сферу нонконформизма попадают все формы социального протеста – от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных политических революций или рабочего движения.

4.3 Альтернатива и ее структура

Первым этапом онтологии нонконформизма является выработка альтернативы, имеющей прямое отношение к квинтэссенции Политического. В нонконформизме ясно и концентрированно протекает процесс, составляющий суть политики. Выработка альтернативы в рамках нонконформизма начинается с осмысления масштабных реальностей, связанных с основами мировоззрения, с выяснения глубинных интересов общества и его составляющих, с новым обращением к мифу об истоках и к конечной цели исторического пути, к проекту. Утверждение альтернативы производит альтернативное действие, которое несет в себе отчетливый разрушительный элемент. Уничтожение существующего, ниспровержение его является важнейшим отличительным признаком нонконформистской политики.
Здесь могут быть самые разнообразные варианты – от минимальной альтернативности до максимальной.

4.4 Минимальный нонконформизм

Существует пример минимальной степени нонконформизма. Одному из сыновей царя (вождя) не досталось власти, власть – по обычаю этого общества – должна переходить к старшему сыну, а он, например, младший, но при этом по каким-то обстоятельствам и соображениям стремится занять трон. Претендент ничего не хочет менять – ни существующей системы верований, ни социального уклада, – ему нужна лишь личная власть. Он организует для осуществления переворота дворцовую партию, с целью, допустим, отравить старшего брата, которому может достаться трон. Здесь альтернативность минимальна и сопряжена только с личностью претендента.
Однако в реальной истории даже такой простейший случай никогда не был представлен и осознан в прозрачно прозаическом ключе, где эгоистическая мотивация претендента выступала бы решающим (и единственным) фактором. «Официально» сценарий заговора младшего брата против старшего не мог быть легитимно признан. Всякий раз эта простейшая ситуация сопровождалась дополнительными обобщающими факторами. К примеру, царственный брат-заговорщик в своих действиях старался опереться на тех людей в обществе, кто – так же, как и он – были лишены наследства. Социальной базой и опорой ему мог служить минорат – младшие дети аристократических семей. Когда обобщение осознавалось, оно переходило в статус политического нонконформизма и выражало интересы минората против майората, а это, в свою очередь, затрагивало напрямую социальный уклад и традиции.
В таком простейшем политическом (и психологическом) действии, как братоубийство из-за престолонаследия мы сталкиваемся с зачатками далеко идущей политической программы с первичными проявлениями альтернативы и политического нонконформизма. Если заговор заканчивается удачно для его организатора, младший брат может отказаться и от обобщения и от своих «революционных» начинаний (утверждения «минората»), тем самым, ликвидировав нонконформное измерение. Но в определенных случаях оно, напротив, может получить продолжение в полном соответствии с мифологическими историями о «подвигах младшего сына», которые подчас отражаются в политических реформах.

4.5 Идеологический момент в нонконформизме

Исторически встречается и такой вид радикального нонконформизма, при котором представители определенных кругов, религий, групп, социальных классов приходят к утверждению, что вся политическая система, включая традиционные социальные институты, не верна и подлежит упразднению.
Против существующей системы они выставляют собственную альтернативную, нонконформную политическую систему. Рассматривая эволюцию конкретных политических режимов – и особенно их переломные моменты (революции, перевороты, восстания, свержение династий и т.д.), – мы видим, что в ответственных за перемены силах можно выделить элементы как минимального, так и максимального нонконформизма. Однако всегда мы имеем дело с идеологической альтернативой, либо подробно разработанной и развитой, в случае глобальной социальной революции, либо, наоборот, зачаточной, в случае рядового дворцового переворота. Если идеологическая альтернатива полноценно оформлена, значит она сама по себе и выступает исторической причиной политической трансформации (соответственно, силы, вызвавшие ее к жизни, тождественны носителям именно идеологической составляющей этой альтернативы). Если же идеологический момент находится в зачаточной степени, значит, скорее всего, он является не более, чем прикрытием для удовлетворения неких частных интересов (т.е. силы, вызвавшие такое политическое событие, являются внешними и случайными по отношению к носителям идеологического проекта или его субститута).

4.6 Определения нонконформизма применительно к основам политики

Приведу суммирующие выводы относительно онтологии нонконформизма:
1. Отношение к власти:
Нонконформизм утверждает нелегитимность или частичную нелегитимность власти, исчерпанность ее обоснованности либо отсутствие таковой; отрицание любой данной власти как несправедливой – несправедливой именно в соотношении с этой альтернативной сакральностью, которая служит новой точкой отсчета. Следующим шагом является утверждение новой (альтернативной) модели и структуры власти.
2. Цель и проект:
Утверждение, что основная цель Политического неправильна и неадекватна, что истинные цели и проекты должны быть другими.
3. Иерархия:
Онтологический нонконформизм утверждает, что существующая иерархия является полностью (либо частично) ложной, не отвечающей истинным онтологическим пропорциям. Предлагается смена иерархических принципов и базовых критериев отбора.
4. Правовая система:
Право требует пересмотра в пользу тех сил, которые ущемлены в существующей политической структуре. Люди, выдвигающие и реализующие нонконформный политический проект, как правило, образуют «революционную элиту». Эта «революционная элита» всегда имеет конкретное социальное происхождение. В нонконформном проекте правовые модели выстраиваются исходя из того, каково это социальное происхождение в каждом конкретном случае. К примеру, если «революционная элита» формируется из кшатриев, то правовые требования будут ориентированы на расширение их прав. В случае революции «третьего сословия» мы имеем иную правовую систему и т.д.
Частным случаем этого феномена является концепция «революционного права». Революционное право действует в тот исторический момент, когда одна сакральная система находится в процессе смены, но эта смена еще не завершилась, не дошла до логического финала. «Революционное право» представляет собой предельно гибкую реальность, позволяющую лучше всего понять и специфику предшествующей правовой системы, которая отрицается, и, специфику новой системы, которая утверждается.
5. Идентификация:
В альтернативной сакральности происходит новая коллективная идентификация и изменение качества главного субъекта. Часто речь идет о переносе концепции субъекта суверенности на новую реальность – касту, класс, сословие, религиозную или этническую группу и т.д.
6. Концепция революционного насилия:
«…Нонконформизм обращается к насилию, потому что для утверждения альтернативной модели необходимо сокрушить существующую. В нормальном случае в любой политической системе насилие направлено против тех, кто нарушает внутреннее законодательство, основные нормативы Политического, а также для отражения потенциальной внешней агрессии или завоевания чужих пространств. Революционное же насилие направлено в совершенно другую сторону – против существующей системы и, подспудно, против той сакральности, на которой она основана. Таким образом, революционное насилие несет в себе элементы новой «титаномахии», с надеждой на иной исход – отличный от классической греческой мифологии, где победу в битве с титанами одержали боги…»[5]
«Революционное насилие есть восстание против существующей системы на основе сакральных предпосылок…» Это принято называть «идеологической войной».
7. Ценностные системы:
Нонконформизм настаивает на смене ценностных систем.
Таким образом, несмотря на то, что может сложиться впечатление, будто политический нонконформизм является лишь нигилистической стороной политического процесса, что революция – это только разрушение и отрицание, – на самом деле, это не так, поскольку именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру.

5.1 Противопоставление диктату большинства

Увы, современный мир находится во власти конформизма. Увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. По словам Тернера Колина спонтанность и непосредственность возвращают утраченную изначальную сущность; они служат мерой того, насколько мы движимы внутренним побуждением и не подчиняемся обстоятельствам.
Решения, продиктованные истинным проявлением спонтанности, всегда оказываются безошибочными.[6]
Конформизм делает нас уязвимыми для самых тривиальных житейских проблем: например, поводом для беспокойства может стать несоответствие гардероба или жилища общепринятым нормам. Подчиняясь диктату большинства, мы добровольно ограничиваем свою свободу. Не будет преувеличением сказать, что отречение от индивидуальности и свободы выбора лишает права называться человеком.
Те, кому, несмотря на давление общества, удалось сохранить независимость мышления и верность своему пути, неизбежно выделяются из толпы. Когда нонконформистам удается открыть те двери, которые, согласно всеобщему мнению, прочно заперты, общество вынуждено признать их правоту и прекратить нападки.
Периодически признавая свои ошибки, оно, тем не менее, не желает учиться на них; поэтому в глазах большинства те, кто превыше всего ставит свободу самовыражения, всегда выглядят глупцами, тогда как жадно впитывающие последние веяния считаются вполне разумными людьми.
Искусственно навязанные запреты очень затрудняют проведение грани между тем, что согласуется с истинной природой, и тем, что противоречит ей.
Страх вызвать непонимание окружающих или навлечь на себя их неудовольствие – одно из главнейших препятствий, мешающих отстаивать свою индивидуальность. Но преодолеть этот страх необходимо: признав за собой право руководствоваться личными мотивами и иметь собственное мнение, не придется искать оправданий своему стремлению следовать собственным путем.
Конформистами не рождаются – ими становятся. «Проявляя нонконформизм в его естественной, спонтанной форме, мы движемся к цели кратчайшим путем. Спонтанность не следует путать с импульсивностью. Если первое понятие относится к поступкам, совершаемым по наитию и не зависящим от обстоятельств, то второе является выражением склонности к необдуманным действиям под влиянием случайных внешних условий». Независимость в мыслях и поступках – непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности.

5.2 Самостоятельность в мышлении

Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль? А.С. Пушкин.
…задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним сознаваемым тобою законом…Марк Аверлий (римский император, философ)
Есть люди, которые проходят в мире точно былинка в реке: они не идут, их несёт. Сенека Младший (римский философ, поэт)
О нонконформизме можно рассуждать как о «базовой идее несоглашательства», которая заключается в умении распознать тот факт, что вам стараются что-нибудь навязать и противостоять этому. Навязывание чего-либо в большинстве случаев расходится с вашим интересом. Во всяком случае это явление так бы не называлось. Поэтому тот, кто старается что-либо навязать, придумывает различные способы для того, чтобы максимально завуалировать этот процесс. Иначе говоря, пускается на хитрость. Если мы проглатываем навязанное, то будем побеждены, и это возвышает «врага» над нами. В случае победы он – пастух, а мы – стадо овец. Но если вам удаётся его разоблачить и противостоять его действиям, то мы остаёмся самими собой – вот наша награда за победу.
Мне указали, что поднося стаканчик к кулеру, что я нажимаю сначала на рычажок с горячей водой, а после на рычажок с холодной. Задумалась и пришла к выводу, что эта мелочь может очень органично вписываться в концепцию нонконформиста. Например, на паре преподаватель отмечает учащихся. Он называет фамилию, а ученик отвечает «я». Когда же очередь доходит до твоей фамилии, ты сознательно отвечаешь «здесь» вместо «я». И так во всём, где была замечена ординарность. Стоит иметь в виду, что любой выход за рамки влечёт за собой злость окружающих, которые начинают завидовать (чему – это уже отдельная тема на четыре тома). Поэтому от человека, ступающего на путь нонконформизма, может потребоваться характер и желание противостоять попыткам навязать что-либо. Но стоит задуматься — сгореть на костре за идею – не истинный ли это нонконформизм?
«Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно. То есть мыслить в другом поле, расти со своего куста. Оставаться духовным провинциалом, отдающим предпочтение своему, частному хозяйству перед громадиной общей и общественной системы. Уезжать время от времени в свою «Внутреннюю Монголию», воображаемую деревеньку с избами, и жить там. И хотя этой деревни нет на картах, там только и существует настоящая реальность.»[7]

Заключение
В данной работе рассмотрены понятия конформизма, обозначающего приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, и нонконформизма, реализующего способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему.
В реферате прослеживается, что несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Нонконформист всегда на первом этапе сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. В сферу нонконформизма попадают все формы социального протеста – от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных политических революций или рабочего движения.
Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами. Ведь именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру. современный мир находится во власти конформизма.
В реальной жизни увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. Только независимость в мыслях и поступках – непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности. Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно, рассуждать независимо, иметь своё собственное мнение.

Литература
1.                А.Дугин «Философия Политики», Глава 8 «Онтология политического нонконформизма»
2.                Наталья Мелентьева «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ВОССТАНИЯ ГЕРДА БЕРГФЛЕТА»/ WWW.ANARH.RU
3.                Н. Гарниц «Контексты. Нонконформизм» / «Сентенция», философско-исторический альманах
4.                «ТЕ ЖЕ ЯППИ, ТОЛЬКО В ПРОФИЛЬ. Нонконформизм как сорт конформизма» Григорий Востряков./ интернет
5.                «Революционность-консерватизм, конформизм-нонконформизм» Степанов А. И. /http://www.alestep.narod.ru/adds/nonconformism.htm#2
6.                Тернер Колин «Подстрелите обезьянку! Секреты нового мышления в бизнесе. НЕПРИНУЖДЕННЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ»
7.                Ги Дебор «Кошмар «Общества Зрелища» /«Полит клуб» — www.66.ru.htm

baza-referat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *