Лечение олигофрении у детей и взрослых в клинике в Москве
Один из врожденных психических дефектов называется олигофренией. Заболеванию характерны умственная отсталость, вызванная патологией головного мозга. Появляются нарушения эмоций, моторики, речи, воли и мыслительных процессов. У полностью сформировавшихся взрослых пациентов отмечается неполноценное умственное развитие.
Как правило, в интеллектуальном развитии пациентов появляются большие пробелы. Лечение олигофрении направлено на то, чтобы восполнить эти пробелы и приблизить человека к более полноценной жизни.
Распознать заболевание можно по нескольким ключевым признакам. К ним относятся:
-
Почти полное отсутствие эффективности в многократном повторении какой-либо информации.
-
Трудности с обучением пациента.
-
Интеллектуальный дизонтогенез.
-
Разрушение функций головного мозга.
-
Практически полная невозможность стать полноценным членом общества.
Современная медицина позволяет диагностировать олигофрению на стадии развития плода в утробе матери. Это важный диагностический критерий, поскольку не каждый родитель готов воспитывать такого необычного ребенка и может быть принято решение о прерывании беременности. Плюс это позволяет родителям, которые все же решат рожать, заранее подготовиться к появлению малыша на свет.
После рождения берется анализ крови, ведется проверка на наличие фенилкетонурии и гипотиреоза. Два этих недуга также способны стать причиной проблем с умственным развитием.
Причины олигофренииПричины появления заболевания делят на приобретенные и врожденные. К приобретенным принято относить:
Предпосылками к возникновению врожденной олигофрении являются:
-
Асфиксия.
-
Родовая травма.
-
Ионизирующее излучение на плод.
-
Инфекционное или химическое поражение плода.
-
Генетические отклонения.
-
Недоношенность.
Вдобавок к этому, олигофрения может сопровождать другие заболевания, среди которых:
-
Гидроцефалия (чрезмерное скопление жидкости в области головного мозга).
-
Микроцефалия (череп слишком мал в сравнении с размером мозга).
-
Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина с последствующим скоплением токсинов из-за его распада).
-
Токсоплазмоз (пороки развития, связанные с воздействием на плод паразитов, имеющихся у домашних животных).
Олигофрению нельзя назвать отдельной болезнью, поскольку она является больше патологическим состоянием и следствием других заболеваний. Несмотря на это, в медицине принято называть ее самостоятельным недугом. Выделяются следующие симптомы:
-
Расстройство абстрактного мышления.
-
Задержка развития психики.
-
Ограниченный запас слов и неграмотная речь.
-
Рассеянность внимания.
-
Слабая память.
-
Замедленное личностное и физическое развитие.
Как правило, в возрасте до 1 года олигофрению достаточно тяжело распознать, а яркие проявления заболевания случаются уже с походом в школу. В дошкольном возрасте также можно заметить ряд симптомов, наводящих на мысль о заболевании. В их числе задержка в психическом и речевом развитии, а также характерное для детей безразличие к окружению.
Лечение олигофрении в стационаре Вариации лечения олигофрении в стационаре могут быть разными. В нашей клинике изначально изучается стадия заболевания, из которой формируется базовый курс лечения. Например, если олигофрения находится в стадии имбецильности и дебильности, интеллектуальные дефекты подлежат устранению путем использования коррекционных школ, работы логопедов и специалистов по улучшению речи, мышления, концентрации внимания, социальных навыков и др.Одной из главных задач психологов, дефектологов и неврологов нашей клиники заключается в том, чтобы максимально адаптировать пациентов с олигофренией к жизни в социуме, а также приучить к самообслуживанию. К сожалению, до попадания в клинику многих из пациентов держат в изоляции и даже близкие люди не в состоянии понять их.
После понимания общей картины, дополнительно разрабатывается план индивидуального лечения олигофрении в стационаре и амбулаторно. План терапевтических мероприятий варьируется в зависимости от степени развития заболевания, особенностей физического развития, отсутствия либо наличия неврологических и соматических расстройств и других факторов.
Фотографии клиники
Дети с умственной отсталостью (олигофренией): особенности развития и воспитания.
-
Кратко об умственной отсталости
-
Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью
-
Особенности развития игровой деятельности
-
Особенности развития познавательной деятельности
-
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
-
Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью
Дети с умственной отсталостью почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (практически не работает познавательная деятельность).
Они словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить таких детей, для того, чтобы социализировать по мере возможности, дать им знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и трудовой практике.Для особых детей существуют специальные программы воспитания и обучения, по которым работают олигофренопедагоги, дефектологи, коррекционные педагоги и другие специалисты. Об особенностях развития и воспитания детей с умственной отсталостью читайте ниже.
Кратко об умственной отсталости
Умственная отсталость у детей возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Чаще всего это происходит в ранние периоды жизни, причины и предпосылки к этому могут быть различными – патологии беременности, патологии развития ребенка, тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы и др. Это нарушение носит стойкий характер, может различаться по уровню заболевания (от легкого до тяжелого уровня).
Развитие детей с УО с младенчества отличается от развития нормотипичных детей. Снижена физиологическая активность (прямостояние, удержание головки и др.), познавательная деятельность, реакция на внешние раздражители, нет интереса игрушкам, отсутствует эмоциональное общение (улыбка, гуление и др.).
Дошкольная образовательная программа для детей с УО, помогает развивать познавательную сферу таких детей, расширяет их представления об окружающем мире, помогает поэтапно овладевать трудовыми навыками, начиная с самообслуживания. Дети с УО (легкая и умеренная форма) способны овладеть основным содержанием образовательных программ. При условии, что с ними будет работать группа специалистов, которые прошли профессиональную переподготовку.
Например, такие курсы – «Дошкольная олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью
В отличие от нормотипичных детей, у детей с УО нет предпосылок для развития личности, она формируется с нарушениями. Например, в три года не появляются личностные проявления, поведение остается непроизвольным. Дети с УО не усваивают социальные нормы поведения, не понимают их смысл. Первые проявления самосознания можно увидеть в четыре года, появляется негативная реакция на замечания, порицания, неудачу. Такие негативные переживания могут приводить к формированию патологических черт поведения – замкнутости, пассивности, озлобленности. Дети с УО часто оказываются вне детских коллективов, из-за особенностей развития, не могут наладить нормальное отношение, проявляют агрессию (например, из-за желания самоутвердиться).
Работа специалистов в данном направлении помогает сформировать у ребенка представления о самом себе, воспитать элементарные навыки, формировать правильное восприятие окружающего мира (явлений и предметов). Так выстраивается адекватная система положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Необходимо развивать сотрудничество ребенка и взрослого окружения, его сотрудничество и продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Особенности развития игровой деятельности
Нормотипичный ребенок использует игрушки, изображающие реальные предметы, строго по назначению (укачивает куклу, стелет ей постель, надевает и снимает одежду и др.). В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, развиваются логические действия. Такой вид игры – один из основных видов совместной деятельности групп детей, способ общения со сверстниками.
У детей с УО предметная деятельность не развивается, интерес к игрушкам носит кратковременный характер, действия с ними носят неадекватный характер. К шести годам все большее место в игре начинают занимать процессуальные действия, но игра, по-прежнему, носит предметный характер.
Коррекционная работа специалистов помогает формировать интерес к игрушкам, развивать предметно-игровую деятельность, воспитывать умение играть в группе сверстников. Происходит постепенное обучение сюжетно-ролевой игре, что занимает достаточно длительный период.
Особенности развития познавательной деятельности
Познавательная активность у нормотипичных детей усиливается в дошкольном возрасте. Основой для познавательной деятельности является восприятие и наглядное мышление (действенное и образное). Ребенок учится обследовать и сравнивать предметы (осматривает, ощупывает, выслушивает, то есть, воспринимает), работать по образцу. При этом происходит определение цвета, формы, величины, материала и др. Восприятие свойств и отношений предметов приводит к развитию пространственной ориентировки, целостного восприятия. Это выражается, например, в умении правильно складывать фигуры из разрезанных кусочков, дорисовывать их и т. д.
У детей с УО дошкольный возраст характеризуется лишь началом развития восприятия. Они не могут осуществить выбор нужного предмета из большого количества предложенных им, не могут учитывать свойства предметов, не умеют обобщать и выстраивать по определенному признаку, не формируется целостный образ.
Направление работы специалистов в развитии познавательной деятельности у детей с УО – помочь сформировать элементарные количественные представления, скорректировать сенсорное развитие, познакомить с окружающим миром, научить сопоставлять и сравнивать, выделять по признаку группу предметов, осуществлять простой прямой и обратный счет и др. Это необходимо для дальнейшего развития и обучения детей с УО.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Речь играет базовую роль для психического развития детей. У нормотипичных детей формируется собственная активная речь и одновременно происходит процесс понимания речи взрослого человека. Она является основным средством общения, дополняясь при этом указательными и изобразительными жестами.
У детей с УО речь не служит средством общения или средством передачи опыта от взрослого к ребенку, первые слова могут появиться после двух лет, начало говорения отодвигается к четырем-пяти годам. Дети с УО могут не говорить совсем, иметь небольшой объем фраз и простых слов или иметь формально развитую речь. Но при этом ограниченно понимать обращенную к ним речь. Страдает связность речь, согласование между членами предложения, грамматическая оформленность, семантическое наполнение.
Специалисты помогают детям сформировать и развить по возможности речевую деятельность, коммуникативные способности, выражать мысли и эмоции, отвечать на вопросы, правильно использовать части речи и др.
Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью
Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей имеет несколько основных направлений. Выделим два из них – музыкальное и изобразительное развитие.
Музыкальное развитие детей с УО помогает формировать слуховое внимание и восприятие, стимулирует речевую деятельность, запоминание, внимание, координацию движений, чувства ритма. Изобразительная деятельность помогает упорядочивать и фиксировать знания об окружающем мире, развивает познавательную деятельность. Кроме того, изобразительная деятельность является основой для продуктивной деятельности ребенка с УО. Без специального обучения продуктивная деятельность у детей с умственной отсталостью в отличие от нормотипичных детей, возникнуть не может. Это касается и развития ребенка, в общем.
Без должной коррекционной работы, специального обучения, развитие ребенка с УО протекает с отклонениями. Темп развития замедляется, познавательные процессы, основные виды деятельности оказываются несформированными. Чем больше копится этих отклонений, тем хуже для ребенка, он остается беспомощным и беззащитным перед окружающим его миром.
Умственная отсталость:
Симптом и синдром Введение в психическое
Замедление АРК США Нарушения развития – умственная отсталость Американская ассоциация умственной отсталости и нарушений развития Множественные врожденные аномалии/умственная отсталость Обзор педиатрии – Американская академия педиатрии ДУГА Оценка умственной отсталости ребенка Интеллектуальная инвалидность — Умственная отсталость — Ресурсы на испанском языке Умственная отсталость Профилактика умственной отсталости у детей-сирот ________________________________________________________________________________________________ Последнее обновление: 26 мая 2021 г. ________________________________________________________________________________________________ |
Механизмы и модели патогенеза одонтофобных реакций у детей с разным уровнем психического здоровья
Авторы
- В. В. Дац Запорожский государственный медицинский университет МОЗ Украины
- В. В. Чугунов Запорожский государственный медицинский университет МОЗ Украины
Ключевые слова
одонтофобные реакции, патогенез, аутизм, олигофрения, СДВГ, этологияАннотация
Состояние психологического благополучия, а тем более, состояние психического здоровья ребенка оказывает существенное влияние на соблюдение рекомендаций по обеспечению оптимального здоровья полости рта. Изучение влияния психического здоровья детей на здоровье их полости рта необходимо для дальнейшего формирования высококонгруэнтных и персонифицированных рекомендаций по уходу за зубами в каждой группе детей с разным уровнем психического здоровья. Несмотря на интенсивное развитие как детской психиатрии, так и детской стоматологии, некоторые ее аспекты, в том числе тревожно-фобические расстройства у детей с фоновыми нарушениями психического здоровья, остаются малоизученными. Для понимания подходов к коррекции одонтофобных реакций необходимо детальное изучение механизмов патогенеза таких реакций. Цель исследования: сформировать типологию и описать патогенез одонтофобных реакций у детей с разным уровнем психического здоровья на основе анализа этостоматологических коррелятов. Контингенты и методы. На базе Областной клинической стоматологической больницы на условиях информированного согласия родителей и в соответствии с принципами биоэтики обследовано 100 детей с разнообразными стоматологическими заболеваниями, с разным уровнем психического здоровья, с одонтофобными реакциями. Они были разделены на следующие четыре группы: первую группу составили 30 больных аутизмом, вторую группу составили 30 больных олигофренией легкой степени, третью группу составили 20 больных СДВГ, четвертую группу составили психически здоровые дети. Результаты исследования. На основе сравнительного анализа клинико-семиотического содержания одонтофобных реакций и этостоматологических коррелятов у детей с разным уровнем психического здоровья установлены механизмы их патогенеза. У больных аутизмом по статоповеденческому патогенетическому механизму развивается изолирующий тип одонтофобной реакции, по диспозиционно-реактивному механизму — трансаффективная одонтофобная реакция, по гиперзащитному механизму — стенико-негативистская одонтофобная реакция. У детей с олигофренией конфронационная одонтофобная реакция развивается по гипоаналитическому патогенетическому механизму, вокализационная одонтофобная реакция — по ситуационно-детерминированному механизму, ажитационная одонтофобная реакция — по патоцеребротоническому механизму. У детей с СДВГ моторная одонтофобная реакция развивается по кинетодепривационному патогенетическому механизму, парциально-адгезивная одонтофобная реакция развивается по изомотивационному механизму, взрывная одонтофобная реакция развивается по трансалгетическому механизму. У психически здоровых детей альгофобная одонтофобная реакция развивается по алгопрофилактическому патогенетическому механизму, транскомпиалантная одонтофобная реакция развивается по гипомотивационному механизму, а эскапационная одонтофобная реакция развивается по дистанцирующему механизму.Загрузки
Опубликовано
28.10.2019
Как цитировать
1.
ДАТЦ В. В., ЧУГУНОВ В. В. Механизмы и модели патогенеза одонтофобных реакций у детей с разным уровнем психического здоровья. Journal of Education, Health and Sport [онлайн]. 28 октября 2019 г., Т. 9, № 10, с. 221–229. [по состоянию на 20 февраля 2023 г.].
Лицензия
Журнал предлагает доступ к контенту в системе открытого доступа в рамках Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.