Что такое олигофрения у детей: Олигофрения | Симптомы | Диагностика | Лечение

Лечение олигофрении у детей и взрослых в клинике в Москве

Один из врожденных психических дефектов называется олигофренией. Заболеванию характерны умственная отсталость, вызванная патологией головного мозга. Появляются нарушения эмоций, моторики, речи, воли и мыслительных процессов. У полностью сформировавшихся взрослых пациентов отмечается неполноценное умственное развитие.

Как правило, в интеллектуальном развитии пациентов появляются большие пробелы. Лечение олигофрении направлено на то, чтобы восполнить эти пробелы и приблизить человека к более полноценной жизни.

Распознать заболевание можно по нескольким ключевым признакам. К ним относятся:

  • Почти полное отсутствие эффективности в многократном повторении какой-либо информации.

  • Трудности с обучением пациента.

  • Интеллектуальный дизонтогенез.

  • Разрушение функций головного мозга.

  • Практически полная невозможность стать полноценным членом общества.

Диагностика олигофрении

Современная медицина позволяет диагностировать олигофрению на стадии развития плода в утробе матери. Это важный диагностический критерий, поскольку не каждый родитель готов воспитывать такого необычного ребенка и может быть принято решение о прерывании беременности. Плюс это позволяет родителям, которые все же решат рожать, заранее подготовиться к появлению малыша на свет.

После рождения берется анализ крови, ведется проверка на наличие фенилкетонурии и гипотиреоза.

Два этих недуга также способны стать причиной проблем с умственным развитием.

Причины олигофрении

Причины появления заболевания делят на приобретенные и врожденные. К приобретенным принято относить:

Предпосылками к возникновению врожденной олигофрении являются:

  • Асфиксия.

  • Родовая травма.

  • Ионизирующее излучение на плод.

  • Инфекционное или химическое поражение плода.

  • Генетические отклонения.

  • Недоношенность.

Вдобавок к этому, олигофрения может сопровождать другие заболевания, среди которых:

  • Гидроцефалия (чрезмерное скопление жидкости в области головного мозга).

  • Микроцефалия (череп слишком мал в сравнении с размером мозга).

  • Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина с последствующим скоплением токсинов из-за его распада).

  • Токсоплазмоз (пороки развития, связанные с воздействием на плод паразитов, имеющихся у домашних животных).

Симптомы олигофрении

Олигофрению нельзя назвать отдельной болезнью, поскольку она является больше патологическим состоянием и следствием других заболеваний. Несмотря на это, в медицине принято называть ее самостоятельным недугом. Выделяются следующие симптомы:

  • Расстройство абстрактного мышления.

  • Задержка развития психики.

  • Ограниченный запас слов и неграмотная речь.

  • Рассеянность внимания.

  • Слабая память.

  • Замедленное личностное и физическое развитие.

Как правило, в возрасте до 1 года олигофрению достаточно тяжело распознать, а яркие проявления заболевания случаются уже с походом в школу. В дошкольном возрасте также можно заметить ряд симптомов, наводящих на мысль о заболевании. В их числе задержка в психическом и речевом развитии, а также характерное для детей безразличие к окружению.

Лечение олигофрении в стационаре

Вариации лечения олигофрении в стационаре могут быть разными. В нашей клинике изначально изучается стадия заболевания, из которой формируется базовый курс лечения. Например, если олигофрения находится в стадии имбецильности и дебильности, интеллектуальные дефекты подлежат устранению путем использования коррекционных школ, работы логопедов и специалистов по улучшению речи, мышления, концентрации внимания, социальных навыков и др.

Одной из главных задач психологов, дефектологов и неврологов нашей клиники заключается в том, чтобы максимально адаптировать пациентов с олигофренией к жизни в социуме, а также приучить к самообслуживанию. К сожалению, до попадания в клинику многих из пациентов держат в изоляции и даже близкие люди не в состоянии понять их.

После понимания общей картины, дополнительно разрабатывается план индивидуального лечения олигофрении в стационаре и амбулаторно. План терапевтических мероприятий варьируется в зависимости от степени развития заболевания, особенностей физического развития, отсутствия либо наличия неврологических и соматических расстройств и других факторов.

Фотографии клиники

Дети с умственной отсталостью (олигофренией): особенности развития и воспитания.


  • Кратко об умственной отсталости

  • Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью

  • Особенности развития игровой деятельности

  • Особенности развития познавательной деятельности

  • Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

  • Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью

Дети с умственной отсталостью почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (практически не работает познавательная деятельность).

Они словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить таких детей, для того, чтобы социализировать по мере возможности, дать им знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и трудовой практике. 

Для особых детей существуют специальные программы воспитания и обучения, по которым работают олигофренопедагоги, дефектологи, коррекционные педагоги и другие специалисты. Об особенностях развития и воспитания детей с умственной отсталостью читайте ниже.


Кратко об умственной отсталости

Умственная отсталость у детей возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Чаще всего это происходит в ранние периоды жизни, причины и предпосылки к этому могут быть различными – патологии беременности, патологии развития ребенка, тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы и др. Это нарушение носит стойкий характер, может различаться по уровню заболевания (от легкого до тяжелого уровня).

Не стоит путать умственную отсталость с задержкой психического развития. Во втором случае коррекционная работа специалистов показывает, как правило, очень хорошие результаты, ребенок возвращается в нормативные рамки развития, согласно возрасту. 

Развитие детей с УО с младенчества отличается от развития нормотипичных детей. Снижена физиологическая активность (прямостояние, удержание головки и др.), познавательная деятельность, реакция на внешние раздражители, нет интереса игрушкам, отсутствует эмоциональное общение (улыбка, гуление и др.). 

Дошкольная образовательная программа для детей с УО, помогает развивать познавательную сферу таких детей, расширяет их представления об окружающем мире, помогает поэтапно овладевать трудовыми навыками, начиная с самообслуживания. Дети с УО (легкая и умеренная форма) способны овладеть основным содержанием образовательных программ. При условии, что с ними будет работать группа специалистов, которые прошли профессиональную переподготовку.

Например, такие курсы – «Дошкольная олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью

В отличие от нормотипичных детей, у детей с УО нет предпосылок для развития личности, она формируется с нарушениями. Например, в три года не появляются личностные проявления, поведение остается непроизвольным. Дети с УО не усваивают социальные нормы поведения, не понимают их смысл. Первые проявления самосознания можно увидеть в четыре года, появляется негативная реакция на замечания, порицания, неудачу. Такие негативные переживания могут приводить к формированию патологических черт поведения – замкнутости, пассивности, озлобленности. Дети с УО часто оказываются вне детских коллективов, из-за особенностей развития, не могут наладить нормальное отношение, проявляют агрессию (например, из-за желания самоутвердиться).

Работа специалистов в данном направлении помогает сформировать у ребенка представления о самом себе, воспитать элементарные навыки, формировать правильное восприятие окружающего мира (явлений и предметов). Так выстраивается адекватная система положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Необходимо развивать сотрудничество ребенка и взрослого окружения, его сотрудничество и продуктивное взаимодействие со сверстниками.


Особенности развития игровой деятельности

Нормотипичный ребенок использует игрушки, изображающие реальные предметы, строго по назначению (укачивает куклу, стелет ей постель, надевает и снимает одежду и др.). В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, развиваются логические действия. Такой вид игры – один из основных видов совместной деятельности групп детей, способ общения со сверстниками. 

У детей с УО предметная деятельность не развивается, интерес к игрушкам носит кратковременный характер, действия с ними носят неадекватный характер. К шести годам все большее место в игре начинают занимать процессуальные действия, но игра, по-прежнему, носит предметный характер.

Коррекционная работа специалистов помогает формировать интерес к игрушкам, развивать предметно-игровую деятельность, воспитывать умение играть в группе сверстников. Происходит постепенное обучение сюжетно-ролевой игре, что занимает достаточно длительный период.


Особенности развития познавательной деятельности

Познавательная активность у нормотипичных детей усиливается в дошкольном возрасте. Основой для познавательной деятельности является восприятие и наглядное мышление (действенное и образное). Ребенок учится обследовать и сравнивать предметы (осматривает, ощупывает, выслушивает, то есть, воспринимает), работать по образцу. При этом происходит определение цвета, формы, величины, материала и др. Восприятие свойств и отношений предметов приводит к развитию пространственной ориентировки, целостного восприятия. Это выражается, например, в умении правильно складывать фигуры из разрезанных кусочков, дорисовывать их и т. д. 

У детей с УО дошкольный возраст характеризуется лишь началом развития восприятия. Они не могут осуществить выбор нужного предмета из большого количества предложенных им, не могут учитывать свойства предметов, не умеют обобщать и выстраивать по определенному признаку, не формируется целостный образ. 

Направление работы специалистов в развитии познавательной деятельности у детей с УО – помочь сформировать элементарные количественные представления, скорректировать сенсорное развитие, познакомить с окружающим миром, научить сопоставлять и сравнивать, выделять по признаку группу предметов, осуществлять простой прямой и обратный счет и др. Это необходимо для дальнейшего развития и обучения детей с УО.


Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Речь играет базовую роль для психического развития детей. У нормотипичных детей формируется собственная активная речь и одновременно происходит процесс понимания речи взрослого человека. Она является основным средством общения, дополняясь при этом указательными и изобразительными жестами. 

У детей с УО речь не служит средством общения или средством передачи опыта от взрослого к ребенку, первые слова могут появиться после двух лет, начало говорения отодвигается к четырем-пяти годам. Дети с УО могут не говорить совсем, иметь небольшой объем фраз и простых слов или иметь формально развитую речь. Но при этом ограниченно понимать обращенную к ним речь. Страдает связность речь, согласование между членами предложения, грамматическая оформленность, семантическое наполнение. 

Специалисты помогают детям сформировать и развить по возможности речевую деятельность, коммуникативные способности, выражать мысли и эмоции, отвечать на вопросы, правильно использовать части речи и др.


Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью

Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей имеет несколько основных направлений. Выделим два из них – музыкальное и изобразительное развитие. 

Музыкальное развитие детей с УО помогает формировать слуховое внимание и восприятие, стимулирует речевую деятельность, запоминание, внимание, координацию движений, чувства ритма. Изобразительная деятельность помогает упорядочивать и фиксировать знания об окружающем мире, развивает познавательную деятельность. Кроме того, изобразительная деятельность является основой для продуктивной деятельности ребенка с УО. Без специального обучения продуктивная деятельность у детей с умственной отсталостью в отличие от нормотипичных детей, возникнуть не может. Это касается и развития ребенка, в общем. 

Без должной коррекционной работы, специального обучения, развитие ребенка с УО протекает с отклонениями. Темп развития замедляется, познавательные процессы, основные виды деятельности оказываются несформированными. Чем больше копится этих отклонений, тем хуже для ребенка, он остается беспомощным и беззащитным перед окружающим его миром.  

Умственная отсталость — Олигофрения — Гипоменция

Бедняки по йоду
(кретинизм)

Бедняки по фолатам
(Гидроцефалия — Расщепление позвоночника)

Умственная отсталость: Симптом и синдром
Фред Дж. Биасини, доктор философии. и др., факультет психологии, Алабамский университет в Бирмингеме,
. Чтобы появиться в … Всеобъемлющий учебник детских и подростковых расстройств. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, в печати.
Умственная отсталость – идея, состояние, синдром, симптом, и источник боли и недоумения для многих семей … Цель этой главы — предоставить читателю обзор умственной отсталости, нарушения развития с долгой и иногда противоречивой историей . ..
Краеугольным камнем в эволюции ухода и лечения умственно отсталых стала работа врача Жана-Марка-Гаспара Итара… Нанятого в 1800 году директором Национального института глухонемых во Франции для работы с мальчиком. по имени Виктор. Виктор, маленький мальчик, по-видимому, прожил всю свою жизнь в лесах на юге центральной Франции и, несколько раз попадая в плен и сбегая, бежал в горы Аверона. Примерно в 12 лет он снова был схвачен и отправлен в детский дом, признан глухим и немым и переведен в Институт глухонемых… Итар разработал для Виктора обширную образовательную программу по развитию чувств, интеллекта, и эмоции . После 5 лет обучения у Виктора по-прежнему были серьезные трудности с речью и социальным взаимодействием, хотя он приобрел больше навыков и знаний, чем считали многие современники Итара возможно … Итар имел возможность обучать группу умственно отсталых детей . .. Руководил работой Эдуарда Сегена … Сеген разработал комплексный подход к обучению детей с умственной отсталостью, известный как Физиологический метод … В В 1850 году Сеген переехал в США и стал движущей силой в обучении лиц с умственной отсталостью. В 1876 г. г. основал то, что впоследствии стало Американской ассоциацией замедления роста металлов. Многие методы Сегена были модифицированы и используются до сих пор… Недавно разработанный тест интеллекта, разработанный Бине, был переведен в 1908 году Генри Годдардом, директором по исследованиям в учебной школе в Вайнленде, штат Нью-Джерси. Годдард опубликовал американскую версию теста в 1919 г.10 … Эдгар Долл разработала шкалу социальной зрелости Вайнленда … В результате разочарования в стационарном лечении в 1950–1970-х годах были созданы группы защиты, такие как Национальная ассоциация умственно отсталых граждан и Президентская комиссия по вопросам умственной отсталости. Иск в федеральном суде Уятта-Стикни в 1970-х годах стал знаменательным коллективным иском в Алабаме, установившим право на обращение с лицами, проживающими в жилых учреждениях. Чисто тюремный уход больше не был приемлемым. Одновременно с этим делом Конгресс США принял Закон об образовании для инвалидов в 1919 г.75, который теперь называется Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями. Этот Закон гарантировал надлежащее образование всем детям с задержкой умственного развития и отклонениями в развитии от школьного возраста до 21 года …
За следующие 30 лет появилось определений умственной отсталости. сосредоточены на одном из трех аспектов развития: неспособности научиться выполнять общие действия, недостатки или задержки в социальном развитии/компетентности или низкий IQ … Эдгар Долл, который предположил, что умственная отсталость относится к «социальной некомпетентности из-за умственной неполноценности, которая была задержана в развитии, которая возникает в зрелости, имеет конституциональное происхождение и по существу неизлечима» . .. В результате противоречивых взглядов и определений умственной отсталости, растущего числа ярлыков, используемых для обозначения лиц с умственной отсталостью … Американская ассоциация умственной отсталости (отсталость) предложила и приняла определение, состоящее из трех частей, в 1959. «Умственная отсталость относится к субсреднему общему интеллектуальному функционированию, которое возникает в период развития и связано с нарушением адаптивного поведения»… Была введена пятиуровневая схема классификации, заменяющая предыдущую трехуровневую систему… пограничный (IQ 67- 83), легкую (IQ 50–66), среднюю (IQ 33–49), тяжелую (16–32) и глубокую (IQ <16)… самое последнее изменение в определении умственной отсталости было принято в 1992 Американской ассоциации умственной отсталости. «Умственная отсталость относится к существенным ограничениям в текущем функционировании. интеллектуальное функционирование , существующее одновременно с соответствующими ограничениями в двух или более из следующих применимых областей адаптивных навыков: общение, забота о себе, жизнь в доме, социальные навыки, использование сообщества, самоуправление, здоровье и безопасность, функциональная учеба, отдых и работа. Умственная отсталость проявляется в возрасте до 18 лет» (Американская ассоциация умственной отсталости, 1992 г.) … В этой редакции исключена схема классификации уровней серьезности …
После обзора самых последних эпидемиологических исследований Макларен и Брайсон (1987) сообщили что распространенность умственной отсталости составляла примерно 1,25% на основе скрининга всего населения … Отдельные штаты сообщают о показателях от 0,3% до 2,5% в зависимости от используемых критериев …
… Американская ассоциация умственной отсталости подразделяет расстройства, которые могут быть связаны с умственной отсталостью, на три основные области: пренатальные причины, перинатальные причины и постнатальные причины …
Примерно у 20–30% лиц с тяжелой умственной отсталостью причина была связана с пренатальными факторами, такими как хромосомная аномалия … Сообщается, что в 30–40% случаев причина неизвестна. Этиология легкой умственной отсталости еще менее очерчена. От 45 до 63% случаев связаны с неизвестной этиологией … наибольшее количество объясняется множественными факторами ( пренатальными ) …
Сопутствующие расстройства включают: эпилепсию, церебральный паралич, нарушения зрения и слуха, проблемы с речью/языком и проблемы с поведением …

Введение в психическое Замедление
Арка, октябрь 2004 г.
Человек считается умственно отсталым на основании следующих трех критериев: уровень интеллектуального функционирования (IQ) ниже 70-75; существуют значительные ограничения в двух или более областях адаптивных навыков; и состояние присутствует с детства (определяется как возраст 18 лет или младше) (AAMR, 19 лет).92).
Какие адаптивные навыки необходимы для повседневного функционирования?
Сколько людей страдает умственной отсталостью?
Как умственная отсталость влияет на человека?

АРК США
Арка
Национальная организация и для людей с умственной отсталостью и связанные с ними инвалидности и их семьи . ..

Нарушения развития – умственная отсталость
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC)
По оценкам, 12 из каждых 1000 школьников в США имеют умственную отсталость… Мероприятия по наблюдению…

Американская ассоциация умственной отсталости и нарушений развития
Для родителей…

Множественные врожденные аномалии/умственная отсталость
США: Национальная медицинская библиотека (NLM), 12 декабря 2006 г.
. База данных структурированных описаний врожденных аномалий, связанных с умственной отсталостью.

Обзор педиатрии – Американская академия педиатрии
Для профессионалов …

ДУГА
The Arc — это крупнейшая национальная общественная организация, которая защищает людей с нарушениями интеллекта и развития (I/DD) и помогает им и их семьям. Мы неустанно работаем, чтобы отстаивать наше видение, что каждый человек и семья, живущие с I/DD в Соединенных Штатах, имеют доступ к информации, защите и навыкам, которые им необходимы для поддержки их полной интеграции и участия в жизни общества на протяжении всей их жизни.

Оценка умственной отсталости ребенка
Швейцарский – педиатрия
[французский]
Avec une d’environ d’environ 3% данс ла популяции générale, le retard умственная репрезентативность un probleme aussi frequent qu’important … terme retard умственная отсталость s’applique normalement à partir de l’age de scolarité … Un диагностический биен фонде является обязательным для ответов на критические вопросы родителей: комментарий cela est-il arrivé? Une récidive est-elle возможен? Y a-t-il un предательство? Quel est le pronostic? …

Интеллектуальная инвалидность — Умственная отсталость — Ресурсы на испанском языке

Умственная отсталость
aipd. it
[итальянский]

Профилактика умственной отсталости у детей-сирот
I.B.I.S. Врожденные дефекты, 18 февраля 2002 г.
[украинский]
Информационный бюллетень на украинском языке

________________________________________________________________________________________________

Последнее обновление: 26 мая 2021 г.

________________________________________________________________________________________________

Механизмы и модели патогенеза одонтофобных реакций у детей с разным уровнем психического здоровья

Авторы

  • В. В. Дац Запорожский государственный медицинский университет МОЗ Украины
  • В. В. Чугунов Запорожский государственный медицинский университет МОЗ Украины

Ключевые слова

одонтофобные реакции, патогенез, аутизм, олигофрения, СДВГ, этология

Аннотация

Состояние психологического благополучия, а тем более, состояние психического здоровья ребенка оказывает существенное влияние на соблюдение рекомендаций по обеспечению оптимального здоровья полости рта. Изучение влияния психического здоровья детей на здоровье их полости рта необходимо для дальнейшего формирования высококонгруэнтных и персонифицированных рекомендаций по уходу за зубами в каждой группе детей с разным уровнем психического здоровья. Несмотря на интенсивное развитие как детской психиатрии, так и детской стоматологии, некоторые ее аспекты, в том числе тревожно-фобические расстройства у детей с фоновыми нарушениями психического здоровья, остаются малоизученными. Для понимания подходов к коррекции одонтофобных реакций необходимо детальное изучение механизмов патогенеза таких реакций. Цель исследования: сформировать типологию и описать патогенез одонтофобных реакций у детей с разным уровнем психического здоровья на основе анализа этостоматологических коррелятов. Контингенты и методы. На базе Областной клинической стоматологической больницы на условиях информированного согласия родителей и в соответствии с принципами биоэтики обследовано 100 детей с разнообразными стоматологическими заболеваниями, с разным уровнем психического здоровья, с одонтофобными реакциями. Они были разделены на следующие четыре группы: первую группу составили 30 больных аутизмом, вторую группу составили 30 больных олигофренией легкой степени, третью группу составили 20 больных СДВГ, четвертую группу составили психически здоровые дети. Результаты исследования. На основе сравнительного анализа клинико-семиотического содержания одонтофобных реакций и этостоматологических коррелятов у детей с разным уровнем психического здоровья установлены механизмы их патогенеза. У больных аутизмом по статоповеденческому патогенетическому механизму развивается изолирующий тип одонтофобной реакции, по диспозиционно-реактивному механизму — трансаффективная одонтофобная реакция, по гиперзащитному механизму — стенико-негативистская одонтофобная реакция. У детей с олигофренией конфронационная одонтофобная реакция развивается по гипоаналитическому патогенетическому механизму, вокализационная одонтофобная реакция — по ситуационно-детерминированному механизму, ажитационная одонтофобная реакция — по патоцеребротоническому механизму. У детей с СДВГ моторная одонтофобная реакция развивается по кинетодепривационному патогенетическому механизму, парциально-адгезивная одонтофобная реакция развивается по изомотивационному механизму, взрывная одонтофобная реакция развивается по трансалгетическому механизму. У психически здоровых детей альгофобная одонтофобная реакция развивается по алгопрофилактическому патогенетическому механизму, транскомпиалантная одонтофобная реакция развивается по гипомотивационному механизму, а эскапационная одонтофобная реакция развивается по дистанцирующему механизму.

Загрузки

Опубликовано

28.10.2019

Как цитировать

1.

ДАТЦ В. В., ЧУГУНОВ В. В. Механизмы и модели патогенеза одонтофобных реакций у детей с разным уровнем психического здоровья. Journal of Education, Health and Sport [онлайн]. 28 октября 2019 г., Т. 9, № 10, с. 221–229. [по состоянию на 20 февраля 2023 г.].

Лицензия

Журнал предлагает доступ к контенту в системе открытого доступа в рамках Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *