Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика
- Главная ->
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат) ->
- Общая психология
1. Понятие психическое отражение
2. Характеристики отражения
3. Уровни психического отражения
1. Понятие психическое отражение.Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека.(По книге ЛЕОНТЬЕВА«Деятельность. Сознание. Личность» )
В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.
Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость —отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.
2. Характеристики отражения .Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность.Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.
— Субъективность.Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.
— Объективность. В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического — его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.
— Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.
— Опережающий характер. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.
Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.
3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:
1. Сенсорно-перцептивный — это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.
2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя.
3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.
Дополнительные материалы
Классификация уровней и форм психического отражения, предложенная А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри
3. Понятие отражения психики
Данное понятие предложено Леонтьевым А.Н. в работах «Проблемы развития психики» и «Эволюция психики».
Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимися перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности. В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом.
Любая психическая функция – есть отражение. Память – опыт, ощущ. – св-ва и признаки явлв. и т.д.
У психологии длинная предыстория и короткая история. Как наука она сформировалась в 1879 г., когда определился предмет науки, появилась первая психологическая экспериментальная лаборатория и был написан учебник «Физиологическая психология» Вундт. Несколько позднее появляется психология и в других странах: Америке, Франции, России. Интерес к психологии в Англии проявляется в 60-е гг. ХIХвв., когда Ф. Гальтон обратился к изучению проблемы гениальности, таланта и наследственности и провел широкое исследование около 3 тыс. испытуемых, в которых изучались физиологические, психофизиологические и психологические функции, в частности им были предложены простые тесты для изучения мышления, интеллекта. В России первая лаборатория в 1885 г. В Казани, основатель Владимир Михайлович Бехтерев. В 1914 г. В Москве появляется институт психологии, который возглавил Челпанов, этот институт работает в настоящее время. Изначально предметом изучения в общей психологии были ощущения, в частности Вундт полагал, что изучив ощущения можно приблизиться к пониманию сознания, считал, что ощущения являются единицами сознания. В конце XIX-ХХ вв. проявляется интерес к исследованию психического бессознательного (Фрейд), в 1923г. Его работы переведены на русский. Из выдающихся отечественных психологов следует назвать Льва Семеновича Выготского (написал 6-ти томник психологии), который изучал не только вопросы общей психологии (мышление, речь, ВПФ), но и является основоположником психологии развития, нейропсихологии, психологии искусства и др. Леонтьев Алексей Николаевич разработал теорию деятельности, Лурия Александр Романович открыл новую отрасль психологии, нейропсихологии, Рубинштейн Сергей Леонидович теоретик психологии, работы по изучению деятельности и психики, основоположник Ленинградской школы психологов, Борис Герасимович Ананьев изучал проблему психологии человекознания и др.
Если вы не используете рефлексию, вам следует хорошенько присмотреться к себе…
Это считается упражнением для галочки и даже пустой тратой времени. Но, вопреки распространенному мнению, процесс размышления может быть полезным занятием, поскольку помогает изменить точки зрения и углубить понимание сложных ситуаций (Mann, Gordon, & Macleod, 2009). Но что такое отражение? Проще говоря, это обучение через понимание для содействия личному развитию. Однако люди могут неправильно понять его истинное значение, а также могут воспринять процесс неблагоприятно. Следовательно, поиск общего основания между его различными определениями и изменение отношения людей к нему может помочь людям получить максимальную отдачу от рефлексивного письма.
Без общепринятого определения рефлексивные описания варьируются от «целенаправленной мыслительной обработки» до «метакогнитивного понимания себя» (Nguyen, Fernandez, Karsenti, & Charlin, 2014). Эта изменчивость является проблемой, поскольку может увести людей в сторону от понимания основной сути рефлексии. Однако описания сходятся в одном: отражение превращает вас из пассивного наблюдателя в активного агента. Важно понимание, полученное от события, а не само событие. Затем можно использовать это более глубокое осознание в своих интересах, чтобы лучше справляться с подобными событиями, если они всплывут в будущем.
Но что считать «событием»? Рефлексивные модели показывают, что вы можете размышлять о чем угодно, от обучения тому, как ссылаться, до выполнения медицинских оценок — ограничений нет. Достижение понимания — это то, в чем модели различаются, хотя большинство из них предполагает изучение процессов до, во время и после события. Что вы думали или чувствовали? Что происходило вокруг вас? Могли ли эти факторы повлиять на событие? Эти вопросы полезны для понимания ситуации. Отражение после события не менее важно. Чему вас научило это мероприятие? Вы бы поступили иначе в будущем? Эти вопросы могут способствовать личному развитию в приобретении навыков и опыта.
Тем не менее, люди могут отрицательно относиться к рефлексивному письму. Это часто изображается как «пустышка» по сравнению с другими занятиями для студента или профессионала, и навязывание рефлексивных элементов может привести к выдуманным историям просто для того, чтобы это сделать (Hargreaves, 2004). Это харди способствует честному обсуждению своих идей! Ясно тогда, что требуется изменение мировоззрения. Одна из стратегий может заключаться в том, чтобы рассматривать рефлексию как инструмент личного роста, а не как часть работы, которую должен отметить кто-то другой. Размышление предназначено для вас, и никакие правильные или неправильные «ответы» не могут оправдать ваш опыт. Не следует уклоняться и от обсуждения ошибок. Они являются нормальной частью обучения, и их можно использовать в качестве ориентира, чтобы отметить, как вы развились.
Последний пункт может помочь связать эти идеи воедино: несмотря на то, что написано в вашем почтовом ящике, для рефлексивного письма нет реального срока. Улучшение и получение более четкого понимания своего опыта — это процесс на всю жизнь, независимо от навыков или возраста. Поэтому, если вы понимаете рефлексию как непрерывный цикл, вы можете воспринимать задания более благоприятно, ведь пока вы рефлексируете, вы развиваетесь. В этом отношении рефлексивное письмо никогда не заканчивается.
— Кристофер Джонс
Что такое саморефлексия? Почему важна саморефлексия?
- Саморефлексия — это ключ к самосознанию: она позволяет нам беспристрастно смотреть на свои мысли, чувства, эмоции и действия.
- Благодаря этой практике мы можем смотреть на себя с вновь обретенным интересом и любопытством.
- По мере того, как мы начинаем копать глубже, мы можем подвергнуть сомнению само наше существо, спрашивая: «Почему я так себя чувствую?»
- Важность саморефлексии нельзя недооценивать, но она может стать нездоровой, если станет навязчивой.
- Вместо этого вы должны позволить самоанализу привести вас к росту, позитивному настрою и счастью.
Самоанализ — это навык; способность осознавать себя. Это особый вид осознания, который применяется к себе на многих уровнях:
- Физический
- Ментальный
- Эмоциональный
- Духовный
Когда мы занимаемся самоанализом, мы развиваем то, что известно как внутренний свидетель. Это способность смотреть на себя — даже на свои мысли и даже на то, что скрывается за мыслями и эмоциями — с небольшого расстояния. Это почти то же самое, что смотреть на свое отражение в зеркале, за исключением того, что потенциал и важность саморефлексии гораздо глубже, чем ваш внешний вид.
При саморефлексии мы смотрим на себя с интересом, любопытством и исследованием, особенно при изучении своих мыслей, поведения и эмоций. Во-первых, вы точно замечаете, что чувствуете в своем теле, переживаете в своих эмоциях и думаете в уме. Это существенное содержание вашего опыта. Но с другой стороны, часть важности саморефлексии заключается в том, что этот процесс позволяет нам идти глубже, когда мы задаемся вопросом:
- Как возникла эта мысль?
- Что на самом деле происходит, когда я говорю себе, что мне грустно?
- Что может быть глубже этого чувства тревоги?
- Когда я испытываю эти ощущения в своем теле, что они говорят о том, как я отношусь к своей ситуации?
Самоанализ — важный навык для личного роста. Без него мы ходим бессознательно и часто реагируем на других и даже на самих себя. Если у вас когда-либо была эмоциональная реакция на что-то или выпалили слова, о которых вы позже пожалели, вы можете увидеть, как самоанализ может помочь вам выбрать более здоровые реакции и изменить поведение (даже мысли), которые не работают на вас .
Внутри нас заложена безграничная способность к самоанализу, и регулярный, последовательный самоанализ с поддержкой может углубить ваш процесс личностного и духовного роста и трансформации.