Либеральный стиль | Про профессии.ру
Либеральный стиль
В целом, либеральный стиль характеризуется предоставлением большой свободы действий в отношении своих подопечных. Это могут быть действия относительно детей, воспитанников, учащихся или подчиненных.
Читайте также: Как вести себя на собеседовании?
При этом, либеральный стиль подразумевает право подопечных самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия таких решений.
Авторитарно- либеральный стиль
Такой руководитель полагает, что его сотрудники это квалифицированные работники, которые обладают достаточными знаниями и опытом.
При этом, такой стиль руководства вовсе не отменяет ответственности подчиненных. Грамотный руководитель, доверяя своим сотрудникам, всегда контролирует их работу и направляет её. А в случае допущения нарушений, неизбежно наступает ответственность.
Читайте также: Востребованные профессии в России
Поэтому либеральность в руководстве не имеет ничего общего с равнодушием и самоустранением.
Либеральный стиль лидерства схож с аналогичным стилем руководства, поскольку любое руководство является формой лидерства.
Он также предполагает уважение и понимание, но и предусматривает наличие взаимной ответственности.
Читайте также: Профессии, связанные с модой
Либерально- демократический стиль
Либерально-демократический стиль характеризуется возможностью подчиненных высказывать и настаивать на своем мнении. Такое мнение обязательно обсуждается в коллективе.
Руководитель прислушивается к мнению большинства. Его положение можно выразить фразой «первый среди равных».
Решение в таком коллективе принимаются в соответствии с мнением большинства. Руководитель, даже если его позиция иная, чем позиция большинства, отступает и соглашается с мнением коллектива.
Читайте также: Постоянный рабочий драйв. Из личного опыта
Либерально- попустительский стиль
Либерально-попустительский стиль принципиально отличается от либерального стиля руководства. При попустительстве речь идет о том, что руководитель относится совершенно равнодушно к тому, что именно и как именно делают его подчиненные.
Такой стиль неизбежно приведет к катастрофе и, как минимум, увольнению руководителя.
Таким образом, если в основе либерального стиля лежит вера в самостоятельность и ответственность человека, но основой либерально-попустительского стиля является безразличие по отношению к человеку и результатам его труда.
Читайте также: Работа инженером — отзыв. Моя профессия инженер по ремонту
Либеральный стиль руководства
Основными отличиями такого стиля является всегда корректное отношение к подчиненным, способность и готовность выслушивать их мнение.
При этом, такое мнение всегда важно для руководителя. Он готов прислушаться к нему и согласиться с ним.
В таком случае, начальник поступит сообразно мнению подчиненного, даже если не во всем с ним согласен.
Читайте также: Работа супервайзером — отзывы
Для такого стиля характерно совместное обсуждение проблем и принятия решений.
Либеральный стиль управления
Либеральный стиль управления также характеризуется мягким отношением к подчиненным.
Руководитель с либеральным стилем озвучивает коллективу задачи каждого, но фактически не контролирует их исполнение.
Каждый работает на основании собственной совести и чувства долга. Данный стиль управления может быть эффективен только при наличии определенных рамок.
Если же таких ограничений нет, то либеральный стиль управления принесет только вред, как интересам организации в целом, так и интересам руководителя, в частности.
Либеральный стиль воспитания
Либеральный стиль воспитания детей, в том числе в семье, это, в первую очередь, уважение ребенка, это видение в нем пусть маленького, но человека.
Ребенку предоставляется возможность самому планировать свое время, определять приоритеты. Но ответственность с него никто не снимает.
Получая такую свободу, ребенок сам решает, например, когда именно ему приступать к выполнению задания: сейчас или немного позже.
В этом случае озвучивать возможность наказания даже не нужно. Подразумевается, что ребенок это и так понимает.
Если все в порядке, задание сделано, то ребенок получает поощрение и учиться планировать свое время, а также привыкает к ответственности за свои решения.
Если же нет, то родитель применяет наказание и продолжает подобную тактику. В результате, у ребенка формируется дисциплинированность, развивается мышление, появляется осознание ответственности.
Либеральный стиль педагогического общения
Либеральный стиль учителя имеет много схожих черт с либеральным воспитанием ребенка, так как цель в обоих случаях одна – воспитание определенных черт.
Данный стиль не предусматривает панибратства, дистанция должна сохраняться, это обязательное правило. Но либеральный стиль учителя подразумевает уважение к ученику, отсутствие снисходительности и пренебрежительного отношения.
Результатом либерального стиля педагогической деятельности является формирование у ученика уважения к себе и, как следствие, к окружающим, а также понимание своей ответственности и значимости принимаемых решений.
Преимущества, либерального стиля общения это всегда уважение и восприятие человека, как равного, видение в нем потенциала и способности самостоятельно мыслить и принимать решения.
Это утверждение справедливо применительно к руководству, педагогической деятельности, воспитанию детей и любым межличностным отношениям.
Плюсы и минусы либерального стиля
Либеральный стиль деятельности обязательно предусматривает ответственность и обязательный контроль за результатом. Целью его является воспитание ответственности и умения планировать.
Плюсы либерального стиля управления будут достижимы только в случае, если есть определенные четкие границы, за которые нельзя переходить.
Иначе, такой стиль приведет к отсутствию всякой дисциплины, панибратству и, в конечном счете, к катастрофе, что, соответственно, будет недостатком.
Возможно Вас заинтересуют:
- Стили управления руководителя
- Авторитарный стиль
- Демократический стиль
- Как сохранить высокую мотивацию у сотрудников?
- Семья и карьера – в любви и гармонии
- Управление карьерой или 5 слагаемых успеха
- Как построить карьеру
- Профессиональный рост
«Попустительский стиль воспитания»
Рекомендации взрослым по изменению неблагоприятного стиля воспитания
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстано-вить взаимное доверие и уважение.
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обя-занности ребенка в семье, свои требова-ния и ожидания.
Создайте семейный совет, на котором ре-шались бы многие проблемы всей семьи.
Проявляйте «душевную теплоту» к ребен-ку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и ин-тересуйтесь его мнением.
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Последствия подобного воспитания достаточно
печальны. Дети вырастают тревожными и не-
уверенными в себе людьми. Они не умеют вы-
страивать отношения с окружающими, не гото-
вы самозабвенно любить и не умеют верить.
Часто такие дети агрессивны и обидчивы. Они
склонны к зависимому поведению
(алкоголизму, шопоголизму и прочее), не уме-
ют выстраивать семейные отношения.
Поэтому хотелось бы предостеречь родителей от такого стиля семейного воспитания. Ведь дети нуждаются не только в материальной под-держке, но и самое главное – в моральной. Ва-ша любовь и разумная забота помогут сделать очень трудное дело – воспитать настоящего че-ловека и достойного члена общества.
Центры «СЕМЬЯ»
Республика Башкортостан
ГБУ РБ Западный
межрайонный центр «Семья»
Адрес: 452601, Башкортостан,
г. Октябрьский,
Ул. Садовое кольцо, 26,
Телефон: (347-67) 4-69-78
http://kc56.mintrudrb.ru
эл.адрес: kc[email protected]mintrudrb.ru
Служба семьи в Туймазинском
районе и г. Туймазы
Адрес: 452750, Республика
Башкортостан,
Г.Туймазы, ул. Чехова 1Б
Телефон: (347-82)5-50-29
эл.адрес: kc[email protected]yandex.ru
Служба семьи в Туймазинском районе и г.Туймазы ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья»
Стили воспитания Попустительский стиль
Стили воспитания
Попустительский стиль
Как правило, подобный стиль воспитания выбира-ется теми родителями, ко-торые либо не могут, либо не хотят заниматься своими
детьми. Девизом данного стиля являются сло-ва «живи, как хочешь». Ребенок, появление на свет которого часто особо не радует родите-лей, с самого малого возраста остается один на один со своими переживаниями и забота-ми. Такого ребенка откровенно не любят, его нужды игнорируют. Для родителей такой ре-бенок – обуза и помеха в их жизни.
Основные признаки
Родители считают, что достаточно матери-ально обеспечить детей. Все остальные проблемы дети решают сами. Как одевать-ся, с кем дружить, как и с кем проводить время.
Мама и папа обычно не запоминают имен друзей своих детей, воспринимают их как досадную помеху, если они прихо-дят домой.
Никто не контролирует выполнение до-машних заданий, количество времени про-веденного детьми за компьютером или телевизором.
Мама говорит: «Хочешь быть человеком – учись, а не хочешь- не учись!»
У младших детей обычно огромное количест-во дисков с мультиками. Чтобы смотрели и ни-кому не мешали. Такие дети обычно знают все мультики наизусть, но могут не выговаривать буквы потому, что никто с ними не занимается
Поведение детей
Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими, полагаются только на себя, прояв-ляя недоверчивость к другим, имеют много тайн.
Часто двуличны, как и их родители, демонст-рируют угодничество, лесть, подхалимаж, лю-бят врать, ябедничать и хвастаться.
Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не сущест-вует запретов и нравственных норм.
Процесс обучения для них неважен, важен ко-
нечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить.
Дети ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват.
Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение детей, к которым без-различны родители, проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.
Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья, путающийся под ногами.
Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
самостоятельность
(«это не мои проблемы, мне все равно») — отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
хамство и вседозволенность;
воровство, враньё, распущенность;
безответственность, не умение «держать слова».
Руководство для родителей, мыслящих наукой
© 2010 – 2022 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Позволительное воспитание, по-видимому, является подходом к дисциплине «без дисциплины». Вредит ли это детям? Угрожают уничтожением цивилизации?
Исследования показывают, что вседозволенность не является лучшим подходом к воспитанию детей — по крайней мере, не в таких странах, как Соединенные Штаты. Но как бы нас ни раздражали родители, которые позволяют своим детям разрушать жизнь других людей, неясно, что все, кого называют «снисходительными», оказывают своим детям или своим соседям медвежью услугу.
Как и следовало ожидать, это зависит от того, как вы определяете «разрешительный». Теплота и эмоциональная отзывчивость по отношению к детям не делает вас «снисходительным» и уж точно не делает вас плохим родителем. Наоборот, исследования связывают чуткое, отзывчивое воспитание с безопасными привязанностями и меньшим количеством поведенческих проблем.
Официальное психологическое определение вседозволенности касается родительского контроля. Вседозволенные родители слишком слабы? Каким критериям должны соответствовать родители, чтобы их можно было назвать «разрешительными»?
Вот краткий обзор снисходительного воспитания: как его определяют исследователи, как исследователи проверяют его и что на самом деле исследования говорят о влиянии снисходительного стиля воспитания. Как я докажу ниже, нам нужно опасаться изображать все формы вседозволенности широкой кистью. Вполне вероятно, что некоторые формы вседозволенности не наносят существенного вреда и могут принести большую пользу детям.
Определение разрешающего стиля воспитания из учебника
Снисходительное воспитание, иногда называемое «снисходительным воспитанием», представляет собой стиль воспитания детей, который характеризуется двумя ключевыми чертами:
- заботливость и теплота (что хорошо для детей) и
- нежелание налагать ограничения (что является проблематичным).
Это определение взято из работы Дайаны Баумринд, Элеоноры Маккоби и Джона Мартина, исследователей, которые разработали систему классификации родителей в зависимости от того, как они пытаются контролировать поведение своих детей. По мнению этих исследователей,
- авторитарные родители требуют своего рода слепого, беспрекословного подчинения;
- авторитетные родители требуют от своих детей зрелого и ответственного поведения, но они также поощряют семейные обсуждения и критическое мышление; и
- снисходительные родители — также называемые «снисходительными» родителями — отвергают саму идею держать своих детей под контролем.
Как отмечает Баумринд, снисходительные родители имеют некоторое сходство с авторитарными родителями. Оба типа родителей демонстрируют высокий уровень теплоты по отношению к своим детям. Они эмоционально поддерживают и реагируют на потребности и желания своих детей, и это хорошо. Оба типа консультируются с детьми по поводу политических решений, что тоже может быть полезным.
Но, в отличие от авторитетных родителей, разрешительные родители не требовательны. Они не возлагают на своих детей много обязанностей и не поощряют детей соблюдать стандарты поведения, навязанные взрослыми. Вместо этого они позволяют — насколько это возможно — детям регулировать себя.
Снисходительные родители не представляют себя авторитетными фигурами или образцами для подражания. Они могут использовать разум или манипулировать, чтобы получить то, что они хотят. Но они избегают открытой власти (Baumrind 1966). Психологи часто резюмируют эти характеристики, говоря, что вседозволенные родители проявляют «высокую отзывчивость» и «низкую требовательность».
Четвертый стиль воспитания — «невовлеченное» воспитание — немного напоминает разрешительное воспитание в том смысле, что родители не применяют строгие правила или стандарты поведения. Но на этом сходство заканчивается. Вседозволенные родители теплы и заботливы. Невовлеченные родители отстранены и эмоционально отстранены (Маккоби и Мартин, 1983).
Последствия либерального воспитания
Имеет ли значение стиль воспитания? Кажется, что так. Конечно, исследования сообщают о значительной связи между конкретными стилями воспитания и результатами детей.
Например, дети снисходительных родителей живут лучше, чем дети, родители которых не участвуют. Кроме того, дети, воспитанные снисходительными опекунами, как правило, имеют высокую самооценку и могут быть более находчивыми, чем дети, воспитанные невовлеченными или авторитарными родителями (например, Turkel and Tezer, 2008; Rothrauff et al, 2009; Lamborn et al, 1991).
Также существует множество исследований, подтверждающих идею о том, что «побалованные» дети менее дисциплинированы и менее ответственны, чем дети из авторитетных семей.
Например, когда Джессика Пиотровски и ее коллеги (2013) изучили национально репрезентативную выборку из более чем 1000 маленьких американских детей (в возрасте от 2 до 8 лет), они оценили детей на предмет дефицита саморегуляции, того набора способностей, который позволяет детям контролировать свои импульсы, оставаться сосредоточенными, управлять своим настроением и выполнять планы.
Какие переменные — демографические или социальные — больше всего коррелировали с саморегуляцией? Безусловно, самым сильным предиктором проблем было снисходительное воспитание, т. е. наличие родителя, который соглашался с такими утверждениями, как 9.0003
«Я не обращаю внимания на плохое поведение моего ребенка»
и
«Я уступаю своему ребенку, когда он/она поднимает шум».
Такие корреляции не являются доказательством причинно-следственной связи, но результаты согласуются с другими исследованиями:
- В некоторых случаях снисходительное воспитание связано с более высоким уровнем агрессии. Например, в исследованиях восьмилетних девочек девочки с высоким уровнем негативной эмоциональности подвергались наибольшему риску агрессивного поведения, если их отцы были снисходительны (Pascual-Sagastizabal et al, 2021). И тенденция в исследованиях заключается в том, что дети с разрешающими родителями, как правило, имеют более высокий уровень «экстернализации» проблем (таких как агрессия и разрушительное поведение) по сравнению с детьми с авторитетными родителями (Pinquart 2017).
- По сравнению с авторитарным воспитанием, разрешительное воспитание также было связано с более высоким ИМТ в детстве (Sokol et al 2017; Sleddens et al 2011) и несколько более низким уровнем успеваемости, хотя эффект, вероятно, довольно мал (Pinquart 2016) .
- Другие исследования выявили связь между вседозволенностью и более частым употреблением алкоголя подростками (например, Jackson et al 2021; Reimuller et al 2011; Weiss and Schwartz 1996; Lamborn et al 1991), а также более высокий уровень школьных проступков ( Ламборн и др. 1991).
- Исследования показывают, что дети из либеральных семей проводят больше времени за просмотром телевизора. Например, в Великобритании исследование 10- и 11-летних детей показало, что у детей с разрешительными родителями в 5 раз выше риск смотреть телевизор более 4 часов в день (Jago et al 2011). А в Новой Зеландии исследователи сообщают, что 2-летние дети с снисходительными матерями проводили больше времени за просмотром телевизора, чем дети с авторитетными матерями (Howe et al 2017).
Есть также доказательства того, что вседозволенность связана с проблемами сна. В недавнем обзоре литературы о проблемах со сном у детей они обнаружили, что как дети младшего возраста, так и младшие школьники чаще страдают от проблем со сном, если у них «расслабленные или снисходительные» родители (Newton et al 2020). Как это может работать? Мы знаем, что режим сна может помочь детям выработать здоровый режим сна. Мы также знаем, что дети подвергаются более высокому риску проблем со сном, если они используют экраны перед сном. Таким образом, нетрудно представить, как отсутствие директивности или надзора может привести детей к плохим привычкам, связанным со сном.
Итак, закономерность есть. Но есть исключения.Например, с одной стороны, непонятно, что вседозволенность всегда уступает авторитарному воспитанию. Несколько исследований, проведенных в Испании и Латинской Америке, не выявили различий между подростками, воспитанными снисходительными или авторитетными родителями (например, Garcia and Gracia, 2009).
С другой стороны, снисходительное воспитание не всегда связано с хорошим эмоциональным здоровьем. Исследование палестинских арабов показало, что мальчики, чьи родители снисходительны, чаще страдают от низкой самооценки, беспокойства и депрессии (Drairy, 2004). Точно так же исследование, отслеживающее американских детей в течение более 10 лет, показало, что у некоторых детей — дошкольников с заторможенным поведением — чаще развивалась тревога и депрессия, если они воспитывались снисходительными родителями (Williams et al 2009). ).
Почему результаты разных исследований противоречивы? Возможно, стили воспитания по-разному действуют в зависимости от местной культуры (Чао, 1994). Но это, вероятно, также вопрос методологии. Хотя большинство исследователей ссылаются на определение вседозволенности родителей, данное Баумриндом, существует множество способов измерения вседозволенности. И, как я объясняю в другом месте, разные меры могут привести к разным результатам. Так как же исследователи измеряют вседозволенность родителей? И какой самый надежный и полезный подход?
Вы снисходительны?
Легко сказать, что снисходительное воспитание не является «требовательным». Но что это на самом деле означает? «Требовательный» — субъективный термин. Это расплывчато. Поэтому исследователям нужен набор объективных критериев для диагностики стиля родителей. Очень часто это означает использование анкет. Людей просят указать, насколько они согласны или не согласны (по шкале от 1 до 4) с серией утверждений, например
«Я игнорирую плохое поведение моего ребенка»
«Я уступаю своему ребенку, когда он или она поднимает шум из-за чего-либо»
«Я подкупаю своего ребенка вознаграждением, чтобы заставить его выполнять мои желания»
Ответы подсчитываются. Родитель, набравший правильный балл, помечается как «разрешающий».
Это довольно просто, но есть одна загвоздка: исследователи не всегда используют одни и те же вопросы, а точные формулировки вопросов могут существенно различаться.
Возьмем, к примеру, испанское исследование — исследования, показывающие, что дети «снисходительных» родителей процветают. Эти исследования опирались на инструменты скрининга, которые обычно не используются в англоязычных странах, и это имеет большое значение. Испанские исследования, как правило, классифицируют родителей как «снисходительных» (а не авторитетных), если они не проявляют высокой директивности или властности. Чтобы понять, что я имею в виду, рассмотрим это утверждение:
«Мои родители поручают мне выполнять определенные задания и не разрешают мне делать что-либо еще, пока они не будут выполнены».
Если подросток не согласен с этим утверждением, это является основанием (в испанских исследованиях) для отнесения его родителей к снисходительным. Но это измерение чего-то иного, чем игнорирование плохого поведения или «уступка» ребенку, который создает волнение. Он измеряет, насколько властен родитель.
Если вы позволяете подростку самостоятельно планировать свои собственные задачи, действительно ли это лишает вас права быть «авторитетным»? Я не думаю, что это так, если вас проверяют с помощью тестов, которые обычно используются в англоязычных странах.
В поддержку этой идеи Альфонсо Осорио и Марта Гонсалес-Камара (2016) недавно сравнили эти методы напрямую: они протестировали одних и тех же подростков, используя оба инструмента скрининга. Результаты? Дети, чьи родители были классифицированы как «снисходительные» (с использованием тестовых заданий из предыдущего испанского исследования), были реклассифицированы как «авторитетные» (с использованием тестовых заданий из типичного англоязычного исследования).
Таким образом, используя различные инструменты скрининга, исследователи, по сути, совершенно по-разному определяют «позволительное» воспитание. Одно определение лучше другого? Не совсем. Неважно, как мы навешиваем ярлыки на людей, пока мы понимаем определения друг друга.
Я думаю, что важный вывод из всех исследований заключается в том, что «игнорирование плохого поведения» обычно связано с неоптимальными результатами для детей. Напротив, чрезмерный контроль или властность — например, настаивание на том, чтобы подросток выполнял все задачи в определенном порядке — не означает с лучшими результатами для ребенка. На самом деле — , как я отмечаю в другой статье — это, вероятно, вредно.
И стоит отметить: даже утверждение типа «Я игнорирую плохое поведение моего ребенка» расплывчато и субъективно. О каком плохом поведении идет речь? Бить и кусать? Оставлять носки на полу? Разобрать старую игрушку? Борьба с гендерными стереотипами?
В защиту вседозволенности
Когда я прочитал оригинальную модель Баумринд, предложенную еще в 1960-х годах, меня поразило, насколько умеренно звучат ее вседозволенные родители. Это иронично, потому что ее целью было опровергнуть утверждения либеральных идеологов, и ее аргументы убедительны.
Тем не менее, снисходительные родители Баумринда не похожи на людей, которым обычно сходит с рук антиобщественное поведение их детей — во всяком случае, поведение, которое я считаю предосудительным, например намеренная грубость или нарушение прав и чувств других людей.
Вместо этого снисходительные родители Баумринда больше походят на радикальных демократов. Люди, которые считают, что родители и дети должны иметь равную власть.
Действительно ли этот радикальный эгалитаризм уступает авторитарному воспитанию? Интересно, действительно ли доказательства против вседозволенности в воспитании являются свидетельством против относительно крайнего типа вседозволенности?
Например, рассмотрим семью, в которой дети должны быть вежливыми и услужливыми, но им предоставлена большая свобода действий в других вещах, таких как чистота их личного пространства, виды закусок, которые они едят, или их приготовление ко сну. Контролирующим родителям эти дома могут показаться очень снисходительными. Но детям не дают свободы действий. Им предоставляется автономия в нескольких ключевых областях. Детям от этого будет хуже?
Возможно, если дети постоянно делают неверный выбор. Например, дети могут в конечном итоге съесть слишком много калорийных лакомств с низким содержанием питательных веществ (Hennessy et al 2012). Или не ложиться спать слишком поздно ночью. Но если дети в конечном итоге делают в основном ответственный выбор, они могут пострадать от своих случайных оплошностей практически или совсем без потерь, и усвоить важные жизненные уроки саморегуляции.
Более того, вполне вероятно, что определенные виды вседозволенности дают детям явное преимущество.
Об этом свидетельствует международное исследование, проведенное Фернандо Гарсия и его коллегами. Подростки, которые были признаны наиболее приспособленными и наиболее поддерживающими просоциальные ценности, были теми, чьи родители отвергали наказание и ругань как средство воспитания детей (Garcia et al, 2019). И, как я утверждал в другом месте, дети с большей вероятностью станут инновационными, творческими, критически мыслящими, если мы позволим им экспериментировать и возиться. Если вы хотите воспитать ученого, позвольте ребенку задавать нестандартные вопросы, пачкаться и разбирать вещи.
Итак, прежде чем осуждать снисходительное воспитание, мы должны спросить: «Снисходительное в отношении чего?» По мере того, как дети становятся старше, им нужно проявлять все большую автономию. Если мы проигнорируем это, мы можем остановить их развитие и заставить их считать нашу власть нелегитимной. А подробнее о и вы можете прочитать в моей статье «Почему дети бунтуют».
Дополнительное чтение
Для получения общей информации о четырех стилях воспитания, предложенных Баумриндом, см. мою статью «Стили воспитания: руководство для тех, кто любит науку».
Для получения дополнительной информации о вседозволенных родителях ознакомьтесь со следующими статьями:
- Противоречивые исследования: Всегда ли вседозволенность — это хорошо?
- Являются ли сегодняшние снисходительные родители слишком экстремальными, чтобы соответствовать первоначальной модели снисходительного воспитания?
Ссылки: Разрешительный стиль воспитания
Баумринд Д. 1966. Влияние авторитарного родительского контроля на поведение ребенка. Развитие ребенка, 37(4), 887-907.
Баумринд Д. 1991. Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал раннего подросткового возраста 11 (1): 56-95.
Чао РК. 1994. За пределами родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Детский Дев. 65(4):1111-9.
Дуайри М. 2004. Стили воспитания и психическое здоровье палестинско-арабских подростков в Израиле. Транскульт психиатрии. 41(2):233-52.
Гарсия Ф. и Грасия Э. 2009 г.. Всегда ли авторитетный стиль воспитания является оптимальным? Свидетельства испанских семей. Подростковый возраст 44 (173): 101-131.
Гарсия Ф., Серра Э., Гарсия О.Ф., Мартинес И., Круз Э. 2019. Третий этап развития современного цифрового общества? Оптимальные стили воспитания в Испании, США, Германии и Бразилии. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 16(13). pii: E2333
Hennessy E, Hughes SO, Goldberg JP, Hyatt RR, Economos CD. 2012. Позволительное поведение родителей при кормлении связано с увеличением потребления продуктов с низким содержанием питательных веществ среди американских детей, живущих в сельских общинах. J Acad Nutr Diet 112 (1): 142-8.
Хоу А.С., Хит А.М., Лоуренс Дж., Галланд Б.К., Грей А.Р., Тейлор Б.Дж., Сэйерс Р., Тейлор Р.В. 2017. Стиль воспитания и тип семьи, но не темперамент ребенка, связаны со временем просмотра телевизора детьми в возрасте двух лет. ПЛОС Один. 12(12):e0188558.
Джексон К.М., Янссен Т., Кокс М.Дж., Колби С.М., Барнетт Н.П., Сарджент Дж. 2021. Механизмы, лежащие в основе ассоциаций между воздействием алкоголя в СМИ, воспитанием детей и употреблением алкоголя в раннем подростковом возрасте: модерируемая модель последовательного посредничества. J Молодежь Подросток. 50(9): 1896-1910.
Джаго Р., Дэвисон К.К., Томпсон Дж.Л., Пейдж А.С., Брокман Р., Фокс К.Р. 2011. Ограничение родительского малоподвижного образа жизни, материнский стиль воспитания и просмотр телевидения среди детей в возрасте от 10 до 11 лет. Педиатрия 128 (3): e572-8.
Ламборн С.Д., Манц Н.С., Стейнберг Л. и Дорнбуш С.М. 1991. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей. Развитие ребенка 62: 1049-1065.
Маккоби Э.Э. и Мартин Дж.А. 1983. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В PH Mussen (ред.) и EM Hetherington (том ред.), Справочник по детской психологии: Vol. 4. Социализация, личность и социальное развитие (4-е изд., стр. 1-101). Нью-Йорк: Уайли.
Масуд Х., Ахмад М.С., Чо К.В., Фахр З. 2019. Стили воспитания и агрессия среди подростков: систематический обзор литературы. Community Ment Health J. 55(6):1015-1030.
Ньютон А.Т., Хонакер С.М., Рейд Г.Дж. 2020. Факторы риска и защитные факторы и процессы поведенческих проблем со сном у детей дошкольного и младшего школьного возраста: систематический обзор. Sleep Med Rev. 52:101303.
Осорио А. и Гонсалес-Камара М. 2016. Проверка предполагаемого превосходства снисходительного стиля воспитания среди испанских подростков. Псикотема. 28(4):414-420.
Паскуаль-Сагастизабаль Э., Дель Пуэрто-Гользарри Н., Азурменди А. 2021. Дифференциальная восприимчивость или диатез-стресс: проверка сдерживающей роли темперамента и уровня кортизола между воспитанием отцов и агрессивным поведением детей. наук о мозге. 11(8):1088.
Пинкварт М. 2017. Ассоциации размеров и стилей воспитания с экстернализацией проблем детей и подростков: обновленный метаанализ. Дев Психология. 53(5):873-932.
Пинкварт М. 2016. Ассоциации стилей и аспектов воспитания с успеваемостью детей и подростков: метаанализ. Обзор педагогической психологии 28: 475–493.
Piotrowski JT, Lapierre MA и Linebarger DL. 2013. Исследование корреляции саморегуляции в раннем детстве с репрезентативной выборкой англоязычных американских семей. J Child Fam Stud. 22(3):423-436.
Реймуллер А., Хуссонг А., Эннетт С.Т. 2011. Влияние специфических сообщений об алкоголе на употребление алкоголя подростками и последствия, связанные с алкоголем. Наука профилактики. 12(4):389-400.
Rothrauff TC, Cooney TM и An JS. 2009. Вспомнил стили воспитания и корректировку в среднем и позднем взрослом возрасте. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 64(1):137-46.
Sleddens EF, Gerards SM, Thijs C, de Vries NK и Kremers SP. 2011. Общее воспитание детей, избыточный вес у детей и поведение, вызывающее ожирение: обзор. Международный журнал педиатрического ожирения 6 (2-2): e12-27.
Сокол Р.Л., Цинь Б., Поти Ж.М. 2017. Стили воспитания и индекс массы тела: систематический обзор проспективных исследований среди детей. Обес Откр. 18(3):281-292.
Тюркель Ю.Д., Тезер Э. 2008. Стили воспитания и находчивость турецких подростков. Подростковый возраст. 43(169):143-52.
Андервуд М.К., Берон К.Дж., Розен Л.Х. 2009. Непрерывность и изменение социальной и физической агрессии от среднего детства до раннего подросткового возраста. Агрессивное поведение. 35(5):357-75.
Weiss LH и Schwarz JC. 1996. Взаимосвязь между типами воспитания и личностью подростков старшего возраста, успеваемостью, приспособлением и употреблением психоактивных веществ. Развитие ребенка 67 (5): 2101-2114.
Уильямс Л.Р., Дегнан К.А., Перес-Эдгар К.Е., Хендерсон Х.А., Рубин К.Х., Пайн Д.С., Стейнберг Л., Фокс Н.А. 2009. Влияние поведенческого торможения и стиля воспитания на интернализацию и экстернализацию проблем с раннего детства до подросткового возраста. J Abnorm Child Psychol. 37(8):1063-75.
Последнее изменение содержимого 22.10. Большая часть этого текста взята из более ранней версии статьи, написанной тем же автором.
изображение катастрофы с барбекю ©iStockphoto.com/Nicole S. Young
Снисходительное воспитание — почему снисходительное воспитание вредно для вашего ребенка
Автор: Автор Памела Ли Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Опубликовано Последнее обновление: Доказательная база
Что такое разрешительное воспитание?
Разрешительное воспитание, также известное как снисходительный стиль воспитания, представляет собой стиль воспитания, характеризующийся высокой отзывчивостью и низкой требовательностью. Снисходительно-снисходительные родители очень чутко реагируют на эмоциональные потребности своего ребенка. Но они не устанавливают ограничений или очень непоследовательны в соблюдении границ.
Примеры снисходительного воспитания
Вот характеристики и примеры снисходительного стиля воспитания.
- Отзывчивый
Снисходительные родители реагируют на потребности своих детей. - Снисходительное воспитание
Снисходительные снисходительные родители редко отказывают своим детям. Они также могут использовать игрушки или еду в качестве взятки, чтобы заставить своих детей вести себя хорошо. - Снисходительные родители
Снисходительные родители снисходительны и чрезмерно мягки. - Относитесь к своим детям скорее как к сверстникам или друзьям, чем как к детям
Снисходительные родители хотят, чтобы их дети видели в них друзей, а не авторитетных фигур. - Свобода детей выше ответственности
Вседозволенные родители возлагают на своих детей очень мало ответственности, такой как работа по дому или домашняя работа. - Позвольте детям принимать важные решения, обычно предназначенные для взрослых опекунов, без руководства.
Последствия вседозволенного воспитания
Эксперты по детскому развитию признают, что снисходительное воспитание является одним из худших стилей воспитания среди четырех стилей воспитания Дианы Баумринд.
Снисходительные родители обычно не контролируют и не регулируют своих детей. В результате исследования показали, что дети снисходительных родителей склонны бороться с самоконтролем, что приводит к множеству плохих результатов.
Вот некоторые негативные последствия снисходительного воспитания.
- Худшая успеваемость
Слабые родители не следят за учебными привычками своих детей. Поэтому у их детей меньше самодисциплины. Вседозволенные родители также не требуют от своих детей выполнения и не ставят перед детьми цели, к которой они должны стремиться. Исследования показывают, что дети снисходительных родителей, как правило, имеют более низкую успеваемость. - Более импульсивны и агрессивны
Снисходительные родители не контролируют и не регулируют поведение своих детей. Поэтому их дети меньше осознают пределы приемлемого поведения. Они также хуже контролируют импульсы и имеют больше поведенческих проблем. Столкнувшись со стрессовыми ситуациями, они чаще прибегают к использованию агрессии. - Более склонны к правонарушениям, злоупотреблению психоактивными веществами и алкоголем
Исследования показали, что дети снисходительных родителей чаще связаны с преступлениями, злоупотреблением психоактивными веществами и проблемами, связанными с алкоголем, потому что они хуже контролируют импульсы. - Меньшая способность к саморегуляции
Эмоциональная регуляция — это не то, с чем мы рождаемся. Это приобретаемый навык. Поскольку дети снисходительных родителей вынуждены регулировать свою деятельность, поведение и эмоции в раннем возрасте, они, как правило, испытывают больше трудностей с саморегуляцией.
- Ухудшение социальных навыков
Исследования показали, что дети, воспитанные снисходительными невнимательными родителями, как правило, менее склонны к сочувствию, что приводит к ухудшению социальных навыков. Обычно они демонстрируют более антиобщественное поведение. - Скорее всего, у вас будет избыточный вес
Снисходительные родители не регулируют питание своих детей. Эти дети в два раза чаще имеют избыточный вес по сравнению с детьми, воспитанными авторитетными родителями.
Вы снисходительный родитель?
Если вы соответствуете некоторым описаниям в Примерах разрешительного воспитания выше, вы можете быть разрешительным родителем.
Или нет.
Дьявол кроется в деталях.
На первый взгляд, авторитетный стиль и снисходительный стиль имеют схожий подход к воспитанию детей.
Они теплые и отзывчивые, дают детям много свободы и самостоятельности.
Поэтому авторитарные родители часто обвиняют авторитетных родителей в том, что они вседозволительны.
Несмотря на то, что эти два стиля воспитания имеют некоторое сходство, между ними есть тонкие различия.
Permissive Parenting | Authoritative Parenting |
Always say yes to their children’s demands | Say yes to their children’s demands when they are reasonable |
Dislike control over their children. Они не контролируют и не направляют поведение своих детей. | Не любят контролировать своих детей, но контролируют и направляют поведение своих детей |
Имеют очень мало правил и стандартов поведения. Когда есть правила, они не всегда соблюдаются. | Есть некоторые правила и стандарты поведения. Они последовательно соблюдаются. |
Позвольте детям принимать важные решения, которые обычно остаются за взрослыми опекунами без руководства. | Позвольте детям участвовать в принятии важных решений под руководством. |
Возлагайте очень небольшую ответственность на своих детей | Возлагайте разумную ответственность на своих детей |
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
Что делать, если вы Разрешительный родитель
Снисходительное воспитание может привести к ряду плохих последствий для детей.
Вот несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы изменить ситуацию.
- Сообщите об этом
Сообщите своим детям (и супруге/супруге/сородителю), что отныне вы будете придерживаться авторитетного стиля воспитания. Заверьте их, что вы по-прежнему будете приветливы и отзывчивы к их потребностям, как и раньше, но теперь есть правила и ограничения, которые вы будете применять. - Привлекайте детей к установлению правил
Проведите семейное собрание, чтобы обсудить, какие правила необходимы. Спросите их мнение и обсудите плюсы и минусы. Но последнее слово за вами. - Решить последствия нарушения правил
Для детей должны быть четкие и разумные последствия за нарушение правил. Не забывайте использовать естественные последствия для дисциплины (а не для наказания). - Довести до конца
Это та область, в которой многие снисходительные родители ошибаются, когда пытаются избавиться от своих снисходительных привычек. Если вы привыкли быть «хорошим» родителем, это может стать проблемой не только для ваших детей, но и для вас .Это еще одна причина, по которой так важно использовать естественные последствия. Вам не нужно быть недобрым или быть «плохим» парнем. Вы просто учите своих детей новому поведению, позволяя им испытать естественные последствия. Цель — учить , а не наказывать .
Помните, что последовательность является одним из наиболее важных аспектов авторитетного воспитания, позволяющего добиться наилучших результатов в воспитании ваших детей.
См. также: Laissez Parenting Style
Что делать, если ваш супруг/один из родителей разрешает?
Идеально иметь двух авторитетных родителей.
Однако мы не всегда можем рассчитывать на изменение других.
Если ваш партнер снисходителен, и вы пытались, но не преуспели, изменить его/ее, лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – это самостоятельно поддерживать авторитетные родительские привычки.
Исследования показывают, что дети лучше развиваются, если у них есть хотя бы один родитель, использующий авторитетную дисциплину, чем если бы у них их не было.
Противоположность снисходительного воспитания
Некоторые родители, опасающиеся последствий снисходительного воспитания, хотят сделать все, чтобы избежать его.
Однако не делайте чрезмерной компенсации .
Поскольку разрешающее воспитание является отзывчивым и нетребовательным, некоторые родители считают, что прямо противоположное, т. е. невосприимчивое и очень требовательное, хорошо.
Это , а не .
Потому что, когда это происходит, вы используете авторитарный стиль воспитания, который может привести к такому же набору плохих результатов у детей.
Была ли эта статья полезной?
Насколько это было полезно?
Как мы можем его улучшить?
Ссылки
- Прототипы описания 3 стилей воспитания. Диана Баумринд, 1966
- Алкогольное поведение в колледже: посреднические связи между стилями воспитания, контролем импульсов и результатами, связанными с алкоголем. Паток-Пекхэм, Джули А.
, Морган-Лопес, Антонио А. - Стили воспитания, употребление психоактивных веществ подростками и успеваемость. Дебора А. Коэн и Джанет Райс
- Связь между стилем воспитания и проблемами поведения детей. Шахла Ализаде, Мансор Б. Абу Талиб, Рохани Абдулла, Мариани Мансор, 2011 г.
- Стили воспитания и статус избыточного веса в первом классе, Кьюнг Э. Ри, Джули К. Люменг, Даниэль П. Аппульезе, Нико Качироти, Роберт Х. Брэдли, 2006 г.
- Роль эмпатии и стиля воспитания в развитии антиобщественного поведения Меган Шаффер, Стефани Кларк, Элизабет Л. Джеглик, 2008 г.
- Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Карин С.Нийхоф, Рутгер C.M.E.Engels
- Попустительское воспитание, девиантная принадлежность к сверстникам и делинквентное поведение в подростковом возрасте: сдерживающая роль реактивности симпатической нервной системы. Дж. Бенджамин Хиннант, Стивен А. Эрат, Келли М. Ту, Мона Эль-Шейх
- Стили воспитания как предикторы эмоциональной регуляции среди подростков.