Презрение — это совсем не призрение, а скорее, наоборот
Одна буква — почти ничто, пустяк, безделица. На самом деле она может полностью изменить смысл слова. Представляете, какая разница лежит между презрением и призрением? Целая пропасть.
Презрение и призрение: лексические значения
Слова с разницей в одну букву, но абсолютно полярными смыслами.
В начале хотелось бы отметить, что презрение — это чувство, а призрение — отглагольное существительное, а значит — действие.
«Презрение» — это слово буквально означает: «смотреть сверху вниз, то есть относиться к кому-либо или чему-либо с крайней степенью пренебрежения, граничащей с преднамеренным оскорблением:
- «За доброту и искреннюю любовь Вадим Алексеевич отплатил Вере Андреевне оскорбительным, черным презрением».
- «Слова презрения больно ударили ее в спину, казалось, подняться она уже не сможет».
- «Чем можно объяснить холодность и пренебрежение Николая, как не презрением».
- «Предложения должны быть отправлены в кратчайший срок», — с презрением процедил старший менеджер отдела и вышел из кабинета, громко хлопнув дверью.
- «Презрительное отношение к ближним, неумение прощать — качества, отличавшие Эмму Брониславовну».
- «Презрение — это очень плохое чувство, оно разрушает не только того, кого презирают, но и тех, кто презирает».
Надо сказать, что значение не всегда носит негативный характер. Например:
- «Это был смелый старый вояка, с презрением относившийся к любой опасности и идущий напролом к своей благородной цели».
- «Александр с презрением отметал от себя все страхи и сомнения».
Существительное «призрение» означает «заботиться, присматривать, опекать»:
- «В годы его правления было открыто много богаделен и домов призрения для сирот и инвалидов».
- «Призрение, с которым добрая матушка относилась к своим подопечным, запомнилось им на всю жизнь, память о ней согревала их длинными одинокими вечерами».
Морфологические характеристики
И «презрение», и слово «призрение» являются нарицательными, неодушевленными существительными второго склонения.
Презрение | Призрение | |
Именительный | ***ие его обжигало лютым пугающим холодом. | ***ие, которым окружили гостью, согревало и утешало. |
Родительный | В их доме забитое несчастное существо не видело ничего, кроме ***ия и побоев. | В обществе этих увальней она не нашла на капли ***ия. |
Дательный | ***ию этому нет оправдания. | ***ию не должно быть причин. |
Винительный | Мария прекрасно видела их ***ие. | Сестра чувствовала ***ие и была за это очень благодарна. |
Творительный | За все добро мистер Смирнов наградил их ***ем. | В этом приюте занимались ***ем и опекой нуждающихся. |
Предложный | Я много рассказала бы о ***ии и грязи. | Что ты знаешь о ***ии и заботе? |
Словосочетания со словами
Какими могут быть презрение и призрение?
Презрение бывает:
- крайнее;
- высочайшее;
- глубокое;
- ледяное;
- холодное;
- обжигающее;
- испепеляющее;
- подлое;
- справедливое;
- заслуженное;
- несправедливое;
- жестокое;
- отчаянное;
- безбашенное;
- дерзкое;
- сумасшедшее.
Призрение бывает:
- теплое;
- благое;
- жертвенное;
- самоотверженное;
- бессознательное.
С какими глаголами сочетаются данные существительные?
Презрение унижает, оскорбляет, обижает, мучает, подавляет, огорчает, печалит, коробит, убивает, втаптывает.
Призрение согревает, смущает, радует, утешает, оживляет.
Предложения со словами «призрение» и «презрение»
Предложения с изучаемыми словами полезно уметь составлять для того, чтобы глубже и тоньше уловить все оттенки смысла.
Советуем внимательно изучить приведенные ниже примеры и попробовать придумать свои собственные:
- «Всю оставшуюся жизнь Раису Тимофеевну сопровождали унижения и жестокое ***ие».
- «Его ***ик к доводам здравого смысла сослужило Анатолию дурную службу».
- «Женщины и девки относились к таким, как Марианна с ***ем, в котором сквозила зависть».
- «До самой смерти Митюшка скитался по домам ***ия и жил подаянием».
- «***ие ее не было обидным, оно было сродни любви матери или старшей сестры».
- «Не за все можно простить: ***ие, которым он наградил меня за все старания, забыть нет никакой возможности, как бы я этого ни хотела».
- «Организация, возглавляемая Верховной Радмилой Павловной, отвечает за ***ие престарелых мужчин и женщин, не имеющих родных».
- «Все свое движимое и недвижимое имущество Николай Владимирович завещал фонду, занимающемуся ***ем неимущих».
- «Пока я жив, ничто, кроме ***ия и ненависти эти люди от меня не увидят».
- «Разве заслужила я все это ***ие?»
- «Всю жизнь господин Бремм занимался ***ем обездоленных, а свои последние дни провел в одиночестве и забвении».
- «Презрение — это очень плохое чувство».
fb.ru
Не ошибитесь, составляя предложения со словом «презрение» :: SYL.ru
Одна буква — казалось бы, что-то незначительное и роли не играющее. Как бы не так! Иногда одной буквы достаточно, чтобы изменить смысл целого слова. Возьмем, к примеру, пару «презрение» и «призрение». Разберемся с ними, чтобы, когда учитель попросит написать предложение со словом «презрение», не чесать затылок в сомнениях, а не «призрение» ли он имеет он в виду.
Презрение
Лексическое значение существительного «презрение» более или менее понятно:
- Выставляемое на показ, демонстративное безразличие или равнодушие к чему-нибудь или кому-нибудь: «Презрение Алешиного брата к явной опасности наводило на мысли о его сумасшествии».
- Глубокое и оскорбительное пренебрежение к кому-либо: «Георгий окатил Ульяну Юрьевну таким ледяным презрением, что ее передернуло».
Призрение
Предложения со словом «презрение» составить проще, чем с существительным «призрение». К сожалению, в речи и в жизни чаще встречается «пре-«.
Приставка «при-» означает близость, примыкание. В отличие от «прЕзрения», исконное значение которого — «смотреть сверху вниз», «прИзрение» — это приглядывание, забота, опека.
Например: «Старушку поместили в Дом призрения, там о ней позаботятся».
14 предложений со словами «прЕзрение» и «прИзрение»
Попробуйте определить, какие из приведенных ниже предложений — со словом «призрение», а какие — с существительным «призрение»:
- Неблагодарная Юзефа, кажется, совсем забыла каким пр…зрением окружили ее в детстве тетушка Марта и дядюшка Феликс.
- Эта заносчивая и высокомерная женщина ко всем людям, без исключения, относится с незаслуженным пр…зрением.
- По всей России открывались дома пр…зрения, где бедняки и сироты находили кров и стол.
- Мне абсолютно все равно, уйдет Сергей или останется, он даже пр…зрения моего не заслуживает.
- Благотворительные организации занимаются пр…зрением больных и убогих.
- Пр…зрение — это пренебрежительное отношение к другому человеку.
- Забота, участие, опека — синонимы существительного «пр…зрение».
- Мистер Петерсон с пр…зрением относился к материальным благам.
- Раньше приюты и заведения для престарелых называли домами пр…зрения.
- В жестоком взгляде Червовой королевы скользили пр…зрение и равнодушие к страданиям ближних.
- Пр…зрение бедных, убогих и сирых — дело благородное, но, порой, неблагодарное.
- Такие люди, как Юрий Валентинович Зеленский, не заслуживают ни гнева, ни ярости — разве что равнодушия или пр…зрения.
- Составьте 14 предложений со словами презрение и пр…зрение.
- Пр…зрение к опасностям — это не всегда хорошо, и может привести к трагическим последствиям.
www.syl.ru
призрение — это… Что такое призрение?
призрение — См … Словарь синонимов
ПРИЗРЕНИЕ — ПРИЗРЕНИЕ, призрения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. призреть. Приказ общественного призрения (учреждение, занимавшееся попечением о неимущих и больных; ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
призрение — ПРИЗРЕТЬ, призрю, призришь и призришь; призренный; сов., кого (что) (устар.). Дать кому н. приют и пропитание. П. сироту. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Призрение — ср. устар. процесс действия по гл. призреть Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
призрение — призрение, призрения, призрения, призрений, призрению, призрениям, призрение, призрения, призрением, призрениями, призрении, призрениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
призрение — призр ение, я (попечение) … Русский орфографический словарь
призрение — (2 с), Пр. о призре/нии (попечение; ср. презрение) … Орфографический словарь русского языка
призрение — призре/ни/е (попечение) … Морфемно-орфографический словарь
Призрение общественное — может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Призрение военнослужащих и их семейств — см. Инвалиды, Инвалидные дома, Инвалидный капитал, Пенсии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чем опасно презрение
ФОТО Getty ImagesЕго называют «пощечиной на расстоянии» и «кипятком в ледяной кастрюле»… Хотя каждый из нас когда-то становился либо его жертвой, либо его источником, этот сложный комплекс негативных эмоциональных реакций сравнительно мало изучен.
Презрение не входит в список шести основных эмоций (напомним, что это гнев, счастье, удивление, отвращение, печаль и страх — почти как в мультфильме «Головоломка»). Хотя некоторые психологи все еще спорят на эту тему. Ведь презрение, как и все базовые эмоции, обладает уникальной, узнаваемой «мимикой». Оно легко считывается, даже если слова не содержат никакого негатива: закатывание глаз, кривая усмешка на одну сторону, издевательский и отстраненный тон голоса…
Но возможно, презрение действительно не эмоция, а личностный паттерн, черта характера? Психолог Роберта Шрайбер (Roberta Schriber) и ее коллеги из Университета Калифорнии в своем недавнем исследовании1 настаивают, что склонность считать, что окружающие не соответствуют неким высоким стандартам, может быть не временным аффектом, а постоянной чертой личности. То есть люди с таким сложившимся паттерном поведения осуждают, осмеивают и унижают других регулярно и, скорее всего, будут делать это всю жизнь.
Презрительное отношение к людям — верный спутник знаменитой «темной триады» — нарциссизма, психопатии и особенно макиавеллизма
Презрение имеет две стороны. Хотя презрительные люди неприятны в общении, высокомерны и бестактны, в то же время им кажется, что окружающие к ним несправедливы и недооценивают их.
Презрительное отношение к людям, как установила Роберта Шрайбер, верный спутник знаменитой «темной триады»
— нарциссизма, психопатии (равнодушия к чужим эмоциям) и особенно макиавеллизма (манипулятивного поведения). Это неудивительно, ведь использовать в своих интересах «низшие существа» совсем не сложно.Семейный психолог профессор Джон Готтман (John Gottman) утверждает, что презрение со стороны одного из партнеров — первый знак того, что брак катится в пропасть2, и имеет колоссальный отрицательный эффект на отношения. Он даже утверждает, что пары, в которых сарказм и насмешки — обычное дело, чаще страдают от инфекционных заболеваний.
Замечено, что чаще подобное токсичное отношение транслирует жена, а не муж. Нейробиолог из Университета Техаса в Далласе Марион Андервуд (Marion Underwood) считает, что женщины чаще склонны выказывать презрение, чем мужчины. Им легче обдавать окружающих «холодным душем» молча или язвительными намеками, чем выражать агрессию в прямой форме
Люди, нетерпимые к окружающим, обладают низкой самооценкой и в себе видят сплошные недостатки
Что же подпитывает презрение? Современные исследователи не могут выделить единственную причину, которая приводит к формированию презрительности к окружающим. Но они находят тесную связь между склонностью смотреть на людей сверху вниз и низкой самооценкой. Как правило, люди, нетерпимые к окружающим, и в себе видят сплошные недостатки.
Роберта Шрайбер предполагает, что презрительные и недоверчивые взрослые в детстве не могли рассчитывать на помощь и поддержку родителей и часто чувствовали себя несчастными и никому не нужными. То есть презрение — защитная реакция на травмирующую ситуацию. Так что источающего яд человека скорее стоит пожалеть.
1 R. Schriber et al. «Dispositional Contempt: A First Look at the Contemptuous Person», Journal of Personality and Social Psychology, June 9, 2016.
2 J. Gottman, R. Levenson «A two-factor model for predicting when acouple will divorce: Explanatory analyses using 14-year longitudinal data». Family Process, 2002, № 41.
3 M. Underwood «Glares of contempt, eye rolls of disgust and turning away to exclude: Non-verbal forms of social aggression among girls». Feminism & Psychology, 2004, № 14.
Читайте также
www.psychologies.ru
призрение — это… Что такое призрение?
призрение — См … Словарь синонимов
ПРИЗРЕНИЕ — ПРИЗРЕНИЕ, призрения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. призреть. Приказ общественного призрения (учреждение, занимавшееся попечением о неимущих и больных; ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Призрение — ср. устар. процесс действия по гл. призреть Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
призрение — призрение, призрения, призрения, призрений, призрению, призрениям, призрение, призрения, призрением, призрениями, призрении, призрениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
призрение — призр ение, я (попечение) … Русский орфографический словарь
призрение — (2 с), Пр. о призре/нии (попечение; ср. презрение) … Орфографический словарь русского языка
призрение — см. призреть; я; ср. Оставить без призрения. Дом призрения (учреждение, занимавшееся попечительством, опекой кого л.) Приказ общественного призрения (в России с конца 18 в. до последней четверти 19 в.: губернское учреждение, ведавшее школами,… … Словарь многих выражений
призрение — призре/ни/е (попечение) … Морфемно-орфографический словарь
Призрение общественное — может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Призрение военнослужащих и их семейств — см. Инвалиды, Инвалидные дома, Инвалидный капитал, Пенсии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
dic.academic.ru
призрение — это… Что такое призрение?
призрение — См … Словарь синонимов
ПРИЗРЕНИЕ — ПРИЗРЕНИЕ, призрения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. призреть. Приказ общественного призрения (учреждение, занимавшееся попечением о неимущих и больных; ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
призрение — ПРИЗРЕТЬ, призрю, призришь и призришь; призренный; сов., кого (что) (устар.). Дать кому н. приют и пропитание. П. сироту. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Призрение — ср. устар. процесс действия по гл. призреть Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
призрение — призрение, призрения, призрения, призрений, призрению, призрениям, призрение, призрения, призрением, призрениями, призрении, призрениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
призрение — призр ение, я (попечение) … Русский орфографический словарь
призрение — (2 с), Пр. о призре/нии (попечение; ср. презрение) … Орфографический словарь русского языка
призрение — см. призреть; я; ср. Оставить без призрения. Дом призрения (учреждение, занимавшееся попечительством, опекой кого л.) Приказ общественного призрения (в России с конца 18 в. до последней четверти 19 в.: губернское учреждение, ведавшее школами,… … Словарь многих выражений
Призрение общественное — может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Призрение военнослужащих и их семейств — см. Инвалиды, Инвалидные дома, Инвалидный капитал, Пенсии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
morphem_ru.academic.ru
ПРИЗРЕНИЕ ИЛИ ПРЕЗРЕНИЕ?. Порнократия [Сборник статей]
ПРИЗРЕНИЕ ИЛИ ПРЕЗРЕНИЕ?
В годы, когда нашему доверчивому народу дали в руки погремушку гласности, было много язвительных слов сказано об «остаточном» принципе финансирования культуры. Остаточный принцип ликвидировали. На смену ему пришел «отметочный» принцип — другое слово просто трудно подобрать! Чтобы выжить, наука и культура должны сегодня, по подсчетам специалистов, иметь бюджет, в двадцать раз превышающий нынешний…
Поговорите сегодня с любым ученым или деятелем культуры, и он скажет вам: да, прежде был унижающий идеологический контроль, даже диктат, но был и другой контроль — обеспечивающий: режиссерам — возможность ставить новые спектакли и фильмы, писателям — выпускать новые книги, художникам — создавать и выставлять новые полотна, а ученым — заниматься исследованиями. Против такого обеспечивающего контроля, между прочим, никто и никогда не протестовал. Это естественно. К примеру, в Великобритании бюджет искусства почти наполовину обеспечивается из казны, существуют многолетние программы, планы. Неужели наши пропагандисты «умного рынка» с дипломами Академии общественных наук при ЦК КПСС не знали об этом? Конечно, знали, как знали и о многом другом. Но эти их знания не принесли отечественной культуре, как, впрочем, и всему национальному организму, ничего, кроме многих печалей.
Удручающий пример — книжное дело. Ведь мы были не просто читающей страной, мы были одной из самых серьезно читающих стран! Да, имелась цензура, которую иногда удавалось обойти. Ее ныне, кстати, с успехом заменяет финансирование по политическим соображениям, которое уже не обойдешь… Была, если помните, и серьезная государственная программа книгоиздания, поддержка талантливой литературы. Сегодня же мы просто захлебнулись в чудовищном книжном ширпотребе. Навыки серьезного чтения прививаются десятилетиями, а теряются очень быстро. Между прочим, наш старший черно-белый брат, Соединенные Штаты, бдительно следит, чтобы развлекательная продукция не вытесняла из издательских планов литературу серьезную, и материально обеспечивает ее появление на книжных прилавках. Американцы знают счет не только деньгам, но и хорошим книгам!
Самофинансирование в культуре — такая же нелепость, как «самораскручиваемость» при выращивании картофеля. Недавно я разговаривал с директором одной московской детской библиотеки. Так вот, от них постоянно требуют введения так называемых платных услуг. При нынешнем общем снижении интереса к серьезному чтению ребенок, придя в библиотеку, должен еще и заплатить хоть за туалет! И это при том, что не в каждой семье сегодня на хлеб-то хватает! Государственное равнодушие к духовному воспитанию юношества — вещь, чреватая самыми тяжелыми последствиями для будущего страны. От молодого человека, выросшего исключительно на «Поле чудес», никаких чудес в области науки или культуры мы не дождемся. Да и в цивилизованном бизнесе тоже. Похоже, руководство нашего, под пистолетную пальбу акционирующегося телевидения об этом забыло! К сожалению, в уголовном кодексе не предусмотрена статья о забывчивости. Впрочем, тогда по статье «забывчивость в сфере государственных интересов» пошло бы столько народу, что наш политический Олимп сразу опустел!
Еще один важный вопрос — воспитание творческой молодежи. Прежде существовала разветвленная система, которая при всех своих недостатках обеспечивала постоянное пополнение рядов творческой интеллигенции. Талант дается, конечно, от Бога, но готовит талант к деятельности вполне конкретная система, которая начиналась, скажем, с бесплатной детской изостудии и заканчивалась академией художеств. Теперь такой системы у нас нет — обломки. А в США, опять-таки, ежегодно художественные факультеты государственных университетов и колледжей заканчивают четверть миллиона человек! И если бы сегодня Василий Шукшин приехал в Москву с Алтая, «Калины красной» мы бы с вами не дождались. В лучшем случае он мыл бы автомобили или торговал в коммерческом киоске — и Фонд Сороса им вряд ли бы занимался… Много говорено о тяжкой доле таланта при социализме. Даже пагубную склонность мятущихся творческих душ к крепким напиткам — и это на тоталитаризм списывали. Но мало кто знает, что скончавшийся недавно замечательный актер, народный артист, чтобы прокормиться, пошел работать в литейный цех, оттого, возможно, и умер в расцвете сил…
У тех же, кто в это трудное время поставлен отвечать за развитие культуры, ответ всегда один: нет денег. Их и не будет, если в стране политические проблемы будут решаться танковой пальбой по парламенту с последующим миллиардным ремонтом и бесконечными «молниеносными» войнами. Не будет денег на культуру, если итогом российской приватизации в духе проголодавшегося Винни-Пуха станет тотальная скупка престижной западной недвижимости так называемыми «новыми русскими». И вообще, по своей гуманитарной наивности, я никак не могу постичь одной вещи: когда хватает на оборону, но не хватает на культуру — это плохо, но понятно. Но когда не хватает ни на оборону, ни на культуру — это не просто плохо или непонятно, это очень подозрительно!
Но примем как данность: денег нет. Почему же власть и наши законодатели не способствуют возрождению такой богатой традициями российской системы благотворительности и меценатства? К 1902 году в России насчитывалось около 11 тысяч действующих благотворительных обществ и учреждений — как универсальных, так и специализирующихся на отдельных видах помощи. Имелась строгая законодательная база. А в 1909 году открылся «Всероссийский Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению». «Бескорыстное служение позволило многим из них участвовать в решении исторических задач национального масштаба… Все эти русские мужики Алексеевы, Мамонтовы, Сабашниковы, Сапожниковы, Щукины — какие все это козыри в игре нации!» — писал Федор Шаляпин. Общество, кстати, высоко оценивало заслуги меценатов: Бахрушин, например, за свой знаменитый музей был удостоен потомственного дворянства.
К сожалению, забота о культуре, или, как тогда выражались, «призрение», у нынешних преуспевающих россиян часто оборачивается высокомерным презрением к национальной культуре… Есть и немало подставных благотворительных фондов, помогающих коммерческим структурам просто укрывать прибыль или отмывать неправедно нажитые деньги. Но, слава богу, есть и люди, которые готовы переложить непосильную для государства ношу финансирования культуры на свои плечи. Однако мало подставить плечи, нужно еще, чтобы государство дало тебе такую возможность. А что получается? Благотворительная сумма облагается дважды — сначала как прибыль у благотворителя, а потом как прибыль у благотворимого! Проект же закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый недавно Думой в первом чтении, ни слова не говорит о разумном налогообложении в естественной связке «пожертвователь — учреждение, получающее благотворительность». Не скоро мы при подобном отношении дождемся своих Третьяковых…
И еще об одной больной проблеме сегодняшней духовной жизни я хотел бы поговорить — о своеобразном разделении творческой интеллигенции на «чистых» и «нечистых», которое всячески демонстрируется властями. А ведь, по сути, это просто вывернутая наизнанку приснопамятная «теория двух культур», с которой так самозабвенно боролись наши либералы, сидючи и в андеграунде, и в эмиграции. Такого беспредела не было даже в прежние времена, когда диалог интеллигенции велся из президиумов съездов и пленумов, а то и в кабинетах КГБ. Коммунистический режим, конечно, по-своему, в рамках господствовавшей идеологической модели, хоть изредка старался учитывать мнение всех направлений общественной мысли. Сегодня достаточно открыто сказать о своем неприятии чудовищных геополитических просчетов, о своем несогласии с вивисекторскими методами реформирования страны, чтобы оказаться в «нечистых». В услужении властных структур мы видим сегодня одну компактную, но боевитую группу персонажей, использующих эту свою близость к кормилу в основном для того, чтобы одобрять нелепые действия политиков, подвигать власть на непродуманные силовые решения (чего стоят только призывы «добить гадину!») в октябре 93-го для того, чтобы сеять недоверие к основной части интеллигенции, скептически относящейся, как и весь народ, к происходящему в Отечестве. Это стремление снова стать «скандирующей группой», вместо того чтобы быть интеллектуальным и нравственным ориентиром власти, просто поразительно, особенно у тех, кто себя под Сахаровым чистит, чтобы плыть к общечеловеческим ценностям дальше…
Как справедливо замечено, Россия во многом страна идеократическая. И в наши дни выбор государственной идеи для державы не менее важен, чем выбор веры во времена святого князя Владимира. Но о каком выборе может идти речь, если точки зрения основной части интеллигенции попросту игнорируются? На мой взгляд, важнейшая из нынешних задач — опираясь на пока еще не уничтоженный культурно-интеллектуальный потенциал России, учитывая все многообразие позиций и интересов, — выработать идеологию созидания, которая обеспечит духовное и материальное возрождение страны, процветание ее экономики и культуры, преемственность лучшего, а не худшего из того, что было в нашей истории.
И хватит интеллигенции, в том числе творческой, быть фомкой для политических взломов российской государственности!
Газета «Культура», апрель 1995 г.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
public.wikireading.ru