Что такое психические состояния: Психические состояния и их классификация

Содержание

Александр Прохоров о саморегуляции психических состояний — Реальное время

Общество

07:00, 07.01.2018 Сюжет: Открытый лекторий

Профессор Казанского федерального университета — об исследованиях саморегуляции психических состояний

Пожалуй, от суперспособности управлять своими психическими состояниями не отказался бы ни студент перед экзаменом, ни предприниматель перед важными переговорами, ни дипломат. Заведующий кафедрой общей психологии, профессор Института психологии и образования КФУ Александр Прохоров рассказал, какие факторы влияют на психические состояния и что нужно для того, чтобы выправить плохое настроение или даже выйти из затяжного горя. Пересказ лекции приводится в рамках проекта «Открытый лекторий».

Психологические состояния интересовали еще Владимира Бехтерева

В последние годы чрезвычайно выросла актуальность такой области, как психология состояний. Это объяснимо.

— Лектор может испытывать тревогу перед докладом, студент может радоваться, что получил высокую оценку на экзамене. Страх, сон, влюбленность — это тоже состояния, — привел примеры Александр Прохоров предваряя лекцию, которую он прочел студентам в стенах КФУ.

По его словам, состояние — это сложное психическое явление, которое находится между психическими процессами и свойствами (процессы бывают когнитивными, мотивационными, а свойства — это характер, способности человека). При изучении психологии состояний ученые столкнулись с проблемой: методология, которая подходит для изучения процессов и свойств, не подходит для изучения состояний. Каким методом уловить мельчайшее изменение состояния? Ведь оно может быть как очень длительным, так и очень кратким.

В Казанском университете это направление интенсивно развивается на кафедре общей психологии. История развития психологии состояний в Казанском университете в первую очередь связана с работами выдающегося психиатра Владимира Бехтерева. Он впервые организовал психофизиологическую лабораторию и, помимо исследования нервных путей проводимости, организации мозга, он изучал состояния — в том числе состояние утомления и сосредоточенности внимания.

— В советский период в казанском университете существовала лаборатория индивидуальных различий, руководил ею профессор Нисон Пейсахов. Я тоже работал в этой лаборатории. Мы исследовали функциональные состояния студентов, преподавателей, спортсменов, готовили аппаратуру для психофизиологических исследований. Нами был создан нейрохронометр, который завоевал медаль на ВДНХ.

Типы динамических изменений психических состояний

В настоящее время казанские исследователи занимаются тремя направлениями: исследование состояний как психического явления; изучение отношений между психическим состоянием и составляющими сознания; исследование саморегуляции психических состояний. По словам Александра Прохорова, актуализация состояния зависит от отношения между ситуацией и событием, в котором находится субъект, его субъектно-личностными качествами и структурой сознания. Взаимоотношение трех составляющих в социально-предметной среде и обуславливает возникновение того или иного состояния.

— Изменилась ситуация — состояние поменялось, личность выросла — состояние поменялось, смыслы ситуации поменялись — состояние изменилось, социальная среда изменилась — состояние изменилось. Эти четыре переменные и влияют на возникновение психического состояния, — отмечает ученый.

Психологи выделяют три типа динамических изменений психических состояний: динамика, переход из состояния в состояние, глубина переживаемого состояния. Например, испуг — это поверхностное состояние, а страх — глубокое. У плохого настроения и депрессии также разная глубина динамических изменений.

Ученые также выделяют три группы психических состояний: оперативные, текущие и длительные. Оперативные состояния ситуативны, связаны со временем «здесь и сейчас». Это гнев, испуг, решимость. Текущие состояния более длительны, в них совокупность ситуаций образует деятельность. Они могут длиться час, день. Например, заинтересованность во время лекции может растянуться на час, а учебный процесс увлечет студента на месяцы.

Длительное состояние продолжается недели и годы. Например, психическое выгорание в профессии может вылиться в депрессию, хроническую усталость. Такие состояния трудно регулировать из-за присутствия личностного компонента.

Трехуровневая функциональная структура психических состояний

Зачем человеку состояние

Психические состояния выполняют базовые функции. Интегративная объединяет в единое целое процессы, свойства, поведенческие и вегетативные характеристики. Развивающая функция — это повторение изо дня в день состояний, которое приводит к формированию устойчивых качеств.

Но есть и другие. Например, тревога выполняет антиципирующую (предваряющую) функцию.

Психическое состояние также влияет на когнитивные процессы.

— Мы исследовали, как психические состояния семиклассников влияют на оперативную память. Оказалось, что есть состояния, которые являются фоновыми, таковыми можно назвать апатию, спокойствие, — утверждает ученый. — Есть состояния, запускающие оперативную память. Мы узнали, что все наши когнитивные процессы апплицированы состояниями. На их фоне разворачивается психологический процесс. Представьте себе, если школьник занимается на фоне заинтересованности, каким может быть высоким результат. Или представьте школьника, который апатичен. Продуктивность снижается. На выходе мы видим, что при одном и том же уровне преподавания результат разный.

Влияние психических состояний на оперативную память школьников

Иметь в голове образ желаемого и двигать к нему

Смысловые структуры всегда влияют на психические состояния. Смысловые структуры — это и мотивы, и диспозиции, и смысловые конструкты, и личностные смыслы. Влияние опосредуется культурой, ситуацией, в которой находится человек, образом жизни. А влияние состояний на смысловые структуры зависит от ситуации, в которой находится субъект. Влияние сильнее, если ситуация носит негативный характер, и слабее при позитивном характере.

В основе перехода из одного состояния в другой лежит семантический механизм (см. 14.52 мин.).

— Теоретически мы можем сколь угодно долго находиться в состоянии одного знака. Переходить от радости к счастью, от счастья к удовлетворенности. Оказывается, есть операнты, то есть слова, который являются сквозными при переходе из одного состояния в другое. И мы произвольно, то есть намеренно, можем сколь угодно долго находиться в том или ином состоянии. В результате люди могут хронически пребывать в одном состоянии, например, в позитивном.

А механизм перехода из положительного состояния в отрицательное и наоборот — тоже любопытный, связан он с антонимами. Кроме того, в каждом состоянии есть операнты противоположного. Тогда состояние может меняться на противоположное без видимых причин. Опытные психологи, которые занимаются терапией, используют эти механизмы — и часто непроизвольно — чтобы регулировать состояние. Изучение их может стать основой для технологий регуляции.

Семантические механизмы саморегуляции психических состояний

— Модель саморегуляции состояний, которая нами разработана, представляет собой отношения между различными характеристиками личности, действиями субъекта в социальной среде. У нас всегда есть цель желаемого состояния. Но достичь его не всегда удается напрямую, только через цепочку других состояний. Я совершаю какие-то действия и перехожу к состоянию, оно меня не устраивает, тогда я совершаю какие-то действия и перехожу к третьему состоянию, если не устраивает — снова совершаю действия, чтобы прийти к желаемому состоянию. Благодаря обратной связи мы всегда можем понять, к какому состоянию пришли и надо ли в этой связи предпринять какие-то действия, — отмечает Александр Прохоров. — В этих механизмах участвуют рефлексивные процессы, мы опираемся на черты характера человека, на его способности и темперамент, что позволяет управлять и регулировать состояниями. У каждого человека есть свои наработанные механизмы перехода из одного состояния в другое. Наше исследование образов состояния показывает, что эти образы стабильны и консервативны. Поэтому, переходя в новое состояние, мы переходим к тому, что у нас уже есть в памяти. Овладение способами саморегуляции позволяет достичь желаемого состояния.

Ученый говорит, что в результате исследования выяснили, что те испытуемые, которым предлагалось очень четко описать желаемое состояние, переходили к нему очень быстро, в отличие от тех, кто это состояние представлял лишь примерно.

Модель саморегуляции психических состояний

Обобщение помогает выйти из ямы переживаний

Психологи делят ситуации на обратимые и нет. В обратимой ситуации ты можешь вернуться, если обидел человека и чувствуешь вину, можешь попросить прощения или, наоборот, создать ситуацию, когда попросят прощения у тебя. Регуляция состояний в случае с необратимыми ситуациями — это интеллектуализированный процесс. Важнейший механизм регуляции в такой ситуации — обобщение. Новые смыслы, которые образуются, позволяют выйти из ямы психологического состояния.

— Если ты умеешь обобщать, то быстрее выйдешь из необратимой ситуации. В качестве примера мы исследовали около 150 человек, которые пережили горе. На основании их высказываний был создан график (23. 13 мин). Он показывает, как ситуация переживается. Когда человек только узнает о случившемся, он около семи дней находится в высоком уровне напряжения. «Как же так, почему это случилось со мной?!» Потом он переходит в пучину тяжелых глубоких переживаний.

Это состояние низкого энергетического уровня, безысходности, апатии, депрессии в среднем длится три месяца. Человек выходит из ямы переживаний только когда обобщает и приходит к новому знанию. Мир уже все знает, но для человека новое знание становится откровением. Понятно, что человек до травмы и после — это два разных человека. После он становится более мудрым, знающим, понимающим.

— Ум, помноженный на опыт, это и есть мудрость человека. Важно понимать эту модель. Отрицательное состояние заставляет нас думать, мы начинаем обобщать. Поэтому философы и психологи в основном хмурые, веселых не бывает, — сыронизировал Александр Прохоров.

Опять же то, как быстро человек проходит это состояние, связано с личностными качествами и отношением между эмоциональностью и рациональностью. Чем более эмоциональный человек, тем длительнее процесс.

Западных психологов интересуют работы Льва Выготского

В конце лекции студенты задали спикеру вопросы. Их интересовало, какие существуют новые техники саморегуляции психических состояний.

— Все техники саморегуляции современные, среди них есть простые и сложные. Моя книга «Инновационные методы саморегуляции» — это 360 страниц методов саморегуляции. В ней написано, как утром проснуться довольным, как днем реагировать на экстренные ситуации и как вечером спокойно засыпать и видеть цветные сны.

«Ум, помноженный на опыт, это и есть мудрость человека. Важно понимать эту модель». Фото kpfu.ru

В ответ на следующий вопрос Александр Прохоров рассказал, как стал заниматься изучением психических состояний. По его словам, серьезное влияние оказали занятия спортом, психолог был мастером спорта по тяжелой атлетике. На соревнованиях требовалось умение управлять психическим состоянием.

— Если не заведешь себя на помосте, то не поднимешь штангу. Я наработал определенные состояния, при которых мог поднимать 200 кг. Когда ты входишь в это состояние, ты не чувствуешь вес тяжеленной штанги. Возможно, интерес к психическим состояниям возник во время работы в лаборатории Михаила Пейсахова. Может быть, потому, что мой первый руководитель — профессор Немчин из Санкт-Петербургского университета, и что я стал писать диссертацию по теме «стресс». А может, потому, что я сам до конца не умею регулировать состояния, — посмеялся Александр Прохоров.

Слушателей также интересовало, как западные психологи изучают тему психических состояний. Ученый отметил, что если российские специалисты подходят к вопросу целостно, разрабатывая методологические исследования, то на Западе разработки в сфере психических состояний носят прикладной характер. Теоретических разработок, концептуальных баз там нет, сообщил ученый.

— То, что делается в Казани, — это почти уникально. Западные исследования можно сравнить с рытьем колодца вглубь.

Мы же копаем широко, как будто работаем на угольных разрезах. Я у друга-американца учился нейролингвистическому программированию, эриксоновскому гипнозу. Он спросил меня, что такое аутогенная тренировка, я поразился его неосведомленностью. Для него это было открытие. Ученые с Запада — как правило, узкие специалисты. На Западе плохо знают наши исследования, только Выготского знают. Мы же обогащаемся их прикладными исследованиями. Это процесс обоюдный, интересный, — резюмировал Александр Прохоров.

Записала Екатерина Гумарова

ОбществоМедицина

Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений

Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.

В соответствии с типовым положением о межрегиональной психологической лаборатории  органов уголовно – исполнительной системы (УИС) России одной из основных задач лаборатории является проведение прикладных научных исследований по различным направлениям психологических наук, связанные с актуальными проблемами работы с персоналом и осужденными в исправительных учреждениях (ИУ).

Программой работ, разработанной отделом психологической службы Главного управления федеральной службы исполнения наказаний для межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области (МПЛ), определена научно-исследовательская работа по проблеме  типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.

Актуальность темы обоснована рядом основных причин:

1. Исследование психических состояний человека, лишенного свободы, имеет существенное значение для организации всего процесса исправления и разработке рекомендаций по профилактики деструктивного поведения осужденных, подозреваемых, обвиняемых, обусловленного их психическим состоянием.

2. Знание причин возникновения и динамики различных психи¬ческих  состояний  человека  позволяет:

— выделять типичные психические состояния,  повторяющиеся в сходных обстоятельствах, и тем самым предвидеть с достаточной достоверностью поведение заключенного в тех или иных условиях;
— распознавать нетипичные для данного заключенного ситуативные или случайные состояния   и тем самым избегать ошибок при   его  характеристике;

3. Недостаточное исследование многих теоретических вопросов проблемы и практическое отсутствие в отечественной психологической, юридической и пенитенциарной литературе исследований по типичным психическим состояниям осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также влияние различных объективных и субъективных факторов на психику человека, лишенного свободы. 

Социальная, научная и практическая значимость.

Знание общей характеристики психических состояний, при¬чин их возникновения, физиологических основ, классификации и форм проявления, характеристики типических состояний, переживаемых лишенным свободы, путей и способов управления состояниями человека в исправительных учреждениях открывает дополнительные возможности более эффективного осуществления процесса исправления и психологического сопровождения осужденных.

Успех исправления и перевоспитания заключенного во многом зависит от учета не только его индивидуально-психологических свойств, но и психических состояний, ибо «эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития».

Поэтому проблема психических состояний занимает важное место в пенитенциарной  психологии.

В результате исследования были выявлены типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также субъективные и объективные факторы, влияющие  на данный процесс. 

Разработаны методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, социальных работников, службы безопасности)  по психологической профилактике правонарушений и деструктивного поведения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, обусловленного их психическим состоянием, которые используются практическими психологами учреждений ГУФСИН  России по Челябинской области.

Разработаны и внедрены в практическую деятельность программы оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым с  смежным психическим состоянием.

Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.

Обеспечение психологического образования специалистов, занимающихся проблемой психологического сопровождения лиц, находящихся в условиях лишения свободы.

Данная научно-исследовательская работа применима в учебном процессе с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Значение для развития психологии

Лишение свободы — особый тип экстремальной ситуации. В данной работе рассмотрена влияние лишения свободы на психику человека, зависимость типичных психических состояний, переживаемых человеком в местах лишения свободы, от субъективных и объективных факторов, что позволит разработать новые подходы к проблеме правонарушений в исправительных учреждениях, связанных с острыми психическими состояниями. Изучение причинно — следственных связей между определенными  факторами и психическими состояниями    является   основой для разработки  психолого — педагогических подходов  в области пенитенциарной психологии.

Целями исследования были:

1. Определение типичных психических состояний среди осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.
2. Разработка научно-обоснованных методических рекомендаций по психологической профилактике деструктивного поведения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, обусловленного их психическим состоянием.

Аудитория, на которую рассчитан проект.

— сотрудники пенитенциарной системы: психологи, воспитатели, социальные работники;
— преподаватели учебных заведений с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы;
— студенты психологических, педагогических и социальных факультетов.

Содержание научно-исследовательской работы.

В данной работе проанализировано состояние отечественных  исследований по психическим состояниям осужденных, обвиняемых, подозреваемых. Изучены типичные психические состояния изучаемой категории лиц, степень их распространенности. Выявлены субъективные и объективные факторы, влияющие на психические состояния:  психологические свойства личности, возрастные особенности, вид совершенного преступления, величина срока наказания, социально-психологический климат, влияние количества судимостей на психические состояния.  Изучена динамика психических состояний осужденных (особенности проявления на различных этапах отбывания наказания). Изучены факторы психотравмирующего влияния лишения свободы на психику осужденного. (Общее количество осужденных, подозреваемых и обвиняемых, принявших участие в эксперименте – 603 чел: на этапе психодиагностического исследования – 603 чел, на этапе психокоррекционных работ – 50 чел.).

Представлено описание типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).

Разработаны и апробированы на практике программы  оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым со смежным психическим состоянием.

Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.

Разработаны соответствующие методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, службы безопасности, социальных работников).

Результаты и выводы.

1. Проанализировано состояние отечественных  исследований по психическим состояниям осужденных, обвиняемых, подозреваемых.
2. Изучены типичные психические состояния изучаемой категории лиц, степень их распространенности и влияние на поведение в местах лишения свободы.
3. Выявлены факторы, влияющие на психические состояния (личностные, включая психологические свойства, судимость, вид преступления, возрастные особенности, ситуативные, срок наказания, условия отбывания наказания).
4. Изучена динамика психических состояний осужденных (особенности проявления на различных этапах отбывания наказания).
5. Изучены факторы психотравмирующего влияния лишения свободы на психику осужденного.
6. Представлено описание типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).
7. Разработаны и апробированы на практике программы  оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым со смежным психическим состоянием.
8. Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.
9. Разработаны соответствующие методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, службы безопасности).

Изучение типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых позволяет сделать следующие выводы:

1. Для осужденных, подозреваемых, обвиняемых характерны такие типичные психические состояния как тревожность, стресс, невротизация, надежда,  ожидание.
2. Наиболее распространенными психическими состояниями являются «тревога (с тенденцией к высокому уровню)» — (74%) и  «стресс» —  (52%), следующими по степени распространенности типичным психическим состоянием являются «невротизация»- (38%), «надежда» — (27%), а также состояние  «ожидание» — (18%). 
3. Степень распространенности типичных психических состояний осужденных, подозреваемых и обвиняемых различна в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.  
4. У подозреваемых и обвиняемых такие психические состояния как высокий уровень тревожности, невротизации и психоэмоциональной напряженности  наблюдаются в возрастной группе от 20 до 30 лет. У лиц в возрасте от 30 до 40 лет отмечается наименьшая  распространенность указанных психических состояний.
5. Исследование типичных психических состояний у осужденных выявило следующие тенденции. Так, наименьшее количество осужденных с  высоким  уровнем тревожности (3%) наблюдается в возрастной группе от 20 до 25 лет. В возрасте от 31 до 35 лет отмечается состояние высокого уровня тревожности и невротизации (43%). В  возрастной группе от 20 до 25 лет и от 36 до 40 лет отмечается наибольшее количество лиц испытывающих состояние стресса.
6. Сравнительный анализ распространенности изучаемых психических состояний у подозреваемых, обвиняемых и осужденных выявил следующую закономерность:  состояния стресса, тревожности и невротизации у осужденных в возрастной группе от 20 до 30 лет по сравнению с подозреваемыми, обвиняемыми имеют меньшую распространенность.  Таким образом, наблюдается снижение показателей количества лиц, имеющих высокий уровень психоэмоциональной напряженности, тревожности и  невротизации при переходе из следственного изолятора в исправительное учреждение. В возрастной группе от 30 до 35 лет  наблюдается обратная картина: увеличение количества осужденных с высоким уровнем тревоги  и невротизации.
7. Осужденные в возрасте от 30 до 35 лет   менее всего склонны испытывать состояние «надежды» и «ожидания» – 8% и 7% соответственно. Состояние «тоски» характерно среди осужденных от 20 до 30 лет.
8.  Осужденные, имеющие три и более судимости  в большей мере испытывают состояния стресса (53%) и тревожности (33%) по сравнению с однократно судимыми (13% — состояние стресса и 20% — тревожность).
9.  Состояние высокого уровня тревожности характерно для ранее не судимых подозреваемых и обвиняемых (50%) в отличии от лиц, имеющих три и более судимости (3%).
10. Состояние невротизации характерно для подозреваемых и обвиняемых, имеющие три и более судимости  (43%).
11. Интересно отметить следующую тенденцию: снижение количества подозреваемых, обвиняемых (ранее не судимых), имеющих высокий уровень психоэмоциональной напряженности и тревожности, при переходе из следственного изолятора в исправительное учреждение. В тоже время у лиц, имеющих 3 и более судимости, наоборот отмечается повышение распространенности состояния «тревоги» в исправительном учреждении (33%), находясь в следственном изоляторе, данное состояние испытывают только 3% подозреваемых, обвиняемых.  
12. Состояния «надежды», «ожидания» в большей мере характерно для осужденных имеющих одну судимость.
13. Вид совершенного преступления оказывает влияние на психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Так, осужденные, подозреваемые, обвиняемые по статье 158 имеют самые низкие показатели распространенности такого психического состояния как «тревога» (6%). Обратная картина наблюдается у осужденных по 105 статье – 30% осужденных имеют состояние высокого уровня тревожности. Наибольшие показатели распространенности психического состояния «стресса» (44%), «тревоги» (42%) и «невротизации» (52%) наблюдаются у подозреваемых, обвиняемых по 111 статье — а у осужденных по данной статье менее всего присутствует состояние «ожидания» — 7%.
14. Состояние стресса (сумма восклицательных знаков > 5) и «невротизации» в большей степени наблюдается у осужденных со сроком до трех лет – 50% и 37% соответственно. Психическое состояние «ожидания» в большей мере характерно для осужденных со сроком от 7 до 10 лет.
15.  Психические свойства личности осужденных оказывают влияние на их психические состояния.  Такие психические свойства личности как склонность к депрессии, тревожности, ригидности в большей  степени выражены у лиц с психическими состояниями высокого уровня тревожности и стресса, что в свою очередь позволяет говорить о том, что данные темпоральные психические свойства оказывают влияние на психические состояния. 
16. Негативный социально-психологический климат в среде осужденных, а также бытовые и  культурные условия жизни,  отрицательно влияют на психические состояния осужденных: психические состояния осужденных в отряде с негативными СПК и бытовыми условиями отличаются высоким уровнем тревожности и стресса.
17. Психические состояния осужденных имеют свои особенности на различных этапах отбывания наказания:  наибольшие показатели стресса (36%), тревожности (27%) и невротизации (25%)  наблюдаются у осужденных в начале (1/3 срока)  и в конце срока отбывания наказания (1 год до освобождения).
18. Такие психотравмирующие факторы как «совершение сексуального насилия», «длительный срок отбывания наказания», «пограничные расстройства личности»  имеют наибольшее влияние на психику осужденного.
19.  Наиболее представленными типами личности среди спецконтингента являются следующие: тревожно-невротический дистимический и оптимистический тип.

Наприс Артур Винцасович,  научный руководитель, заместитель начальника кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления ФСИН России города Рязани.

Семенов Игорь Евгеньевич, начальник психологической службы ГУФСИН России по Челябинской области, подполковник внутренней службы; образование высшее психологическое и юридическое.  

Малых Александр Владимирович, начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, подполковник внутренней службы; образование высшее медицинское. 

Хомич Елена Владимировна, старший психолог ГУФСИН России по Челябинской области,  майор внутренней службы; образование высшее психологическое.

Хромов Дмитрий Викторович, старший психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, капитан внутренней службы; образование высшее педагогическое.

Воронин Сергей Николаевич, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, капитан внутренней службы; образование высшее психологическое.

Калачкин Олег Александрович, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, старший лейтенант внутренней службы; образование высшее педагогическое.  

Набокин Алексей Иванович, программист межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, старший лейтенант внутренней службы; образование высшее педагогическое. 

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. психическое состояние (психология) психическое состояние, при котором качества состояния относительно постоянны, хотя само состояние может быть динамичным

  2. Mountain State Штат на востоке центральной части США

  3. умственный тест любая стандартизированная процедура измерения чувствительности, или памяти, или интеллекта, или способностей, или личности и т. д.

  4. психическое отношение сложное психическое состояние, включающее убеждения, чувства, ценности и предрасположенность действовать определенным образом

  5. психическое заболевание любое психическое заболевание

  6. Магнолия Штат штат на юге Мексиканского залива

  7. умственное тестирование любая стандартизированная процедура измерения чувствительности, или памяти, или интеллекта, или способностей, или личности и т. д.

  8. психическое расстройство психологическое расстройство мышления или эмоций

  9. умственно отсталые люди вместе взятые умственно отсталые

  10. 08″>

    психиатрическая лечебница больница для душевнобольных или неуравновешенных лиц

  11. умственная ловкость интеллект, проявляющийся быстротой и бдительностью ума

  12. ментоловые, содержащие или пропитанные ментолом

  13. мысленный образ ясный и красноречивый мысленный образ

  14. умственное напряжение (психология) нервозность, возникающая в результате умственного напряжения

  15. ассистент стоматолога ассистент стоматолога

  16. Мандельштам Русский поэт, погибший в лагере (1891-1938)

  17. 28″>

    психический больной человек, страдающий неврозом

  18. мысленное примечание особого внимания с намерением запомнить

  19. психиатрическая больница больница для душевнобольных или неуравновешенных лиц

  20. межгосударственные отношения между отдельными подразделениями страны

Передовая статья: Понимание психических состояний: индивидуальные различия в типичном и нетипичном развитии

Мы часто обращаемся к психическим состояниям, таким как намерения, желания и убеждения, чтобы объяснить и предсказать наше собственное поведение и поведение других. Понимание психического состояния развивается с младенчества через подростковый возраст и взрослую жизнь. Более глубокое понимание влияющих факторов развития может быть получено путем изучения индивидуальных различий в типичных и атипичных популяциях.

Текущая тема исследования затрагивает несколько тем, касающихся понимания и развития психического состояния в детстве. Он состоит из трех разделов, включающих в общей сложности 18 документов.

Первый раздел посвящен развитию социального познания в типичных группах населения в семи статьях. В отличие от большинства исследований в области теории разума (ToM), которые обычно фокусируются на возрастных изменениях, Блейд-Хугьюис и ван Герт исследовали, возникают ли нелинейности во время развития ToM в детстве. В рамках общей тенденции развития, которая стабилизировалась к 10 годам, результаты показали две нелинейности, свидетельствующие о сдвиге в развитии понимания модели поведения: застой в возрасте около 4 лет и 8 месяцев и спад в возрасте 6 лет. до шести с половиной лет.

Четыре статьи посвящены влиянию социальных факторов на сознание детей. Россо и Айральди показали, что рефлективное функционирование матери (но не безопасность материнской привязанности) предсказывало рефлективное функционирование их ребенка до подросткового возраста, и что материнская способность металлизировать смешанно-амбивалентные психические состояния предсказывала соответствующую способность их ребенка. В то время как материнское образование и лингвистическая компетентность являются хорошо изученными факторами влияния (например, NICHD HLB, 1998; Pons et al., 2003; Sammons et al., 2004), Булгарелли и Молина показали, что лингвистическая компетентность дошкольника опосредовала эффект материнского образования. Кроме того, центральная помощь в первые 3 года жизни устраняла эффект материнского образования, предполагая защитную роль центральной базы для детей с менее образованными матерями. Гебель и др. оценили взаимосвязь между пониманием эмоций и интернализацией и экстернализацией поведения у детей в возрасте от 7 до 10 лет в неклинической общественной выборке. В отличие от предыдущих исследований, общий уровень понимания эмоций, состоящий из девяти компонентов, не был связан с экстернализацией симптомов, но положительно коррелировал с повышенным уровнем соматических жалоб и симптомов тревоги/депрессии. Кроме того, и в частности, более высокие уровни социальной изоляции были связаны с худшими показателями понимания эмоций, вызванных напоминаниями. Пинто и др. показали, что совместные нарративы улучшают речевые выступления детей в возрасте от 6 до 10 лет только в том случае, когда дети находились в моменте первоначальной проработки или возникновения речевого состояния, и когда уровень интерсубъективности был высоким, то есть когда дети производили больше высказываний. организовывать и регулировать диалог.

Два других документа касаются возможных последствий развития Тома М для социального взаимодействия. Боско и Габбаторе предположили, что модель мышления первого порядка может играть каузальную роль в объяснении поведения детей в возрасте от 3 до 8 лет при обработке прагматических явлений, а именно искренних и лживых речевых актов. Что касается когнитивных способностей детей при социальном взаимодействии в отношении пространственных задач, Viana et al. показали, что ToM детей в возрасте от 5 до 9 лет лучше предсказывает их пространственные характеристики в диадном состоянии, чем их возраст, пол и пространственные характеристики в индивидуальных условиях.

В целом, статьи о типично развивающихся детях представляют некоторые интересные идеи о развитии понимания психических состояний. Эта компетенция оказывается связанной с различными аспектами развития на социальном, когнитивном и реляционном уровнях: Россо и Айральди показали, что только материнское рефлексивное функционирование, а не безопасность материнской привязанности, предсказывало понимание психического состояния детей; в свою очередь, статья Булгарелли и Молины подтвердила роль языка, а Пинто и др. роль коммуникативного контекста в ТМ детей. Понимание психических состояний представляет собой сложную способность, которая включает различные функции и влияет на различные аспекты развития. Наконец, вклад Blijd-Hoogewys и van Geert представил интересный новый подход к изучению развития ToM, который имеет значение для дебатов о том, может ли это развитие быть стадийным или непрерывным.

Второй раздел этой темы исследования включает девять статей, посвященных развитию понимания психических состояний и их коррелятов у атипичных групп населения. Ключевое значение имеет возможность сравнивать результаты, полученные в исследованиях, проведенных с типичными и атипичными популяциями. На самом деле сходства и различия в типичном и атипичном развитии могут пролить свет на процессы, лежащие в основе способности понимать, приписывать и интерпретировать психические состояния.

Исследование Лабади и Беке касалось роли структурной связи между полушариями в нарушениях развития нервной системы. Они показали, что дети в возрасте от 6 до 8 лет с агенезией мозолистого тела демонстрировали легкие нарушения в распознавании эмоций и понимании теории психики, а также демонстрировали больше поведенческих проблем, чем дети из контрольной группы, сопоставимые по IQ и социально-демографическим переменным.

Уайт и др. показали различные эффекты социальной изоляции на использование детьми своей способности понимать психические состояния в связи с тревогой. После того, как дети были неслучайно исключены из виртуальной игры, обычно развивающиеся 5-летние дети (Исследование 1) завершали истории со сценарием сверстников, характеризовавшись тем, что персонажи истории более четко изображались как преднамеренные агенты с использованием большего количества языка ментального состояния. , и многое другое межсимвольная принадлежность. И наоборот, дети в возрасте от 4 до 8 лет с тревожным расстройством (Исследование 2) рассказывали истории, в которых персонажи рассказов демонстрировали меньшую интенциональность и меньшее использование языка психических состояний. Таким образом, в то время как изоляция может побуждать маленьких детей к ментализации и, таким образом, к более эффективному воссоединению с другими, чрезмерная тревожность может мешать этому использованию контролируемой ментализации.

Исследование Amadó et al. исследовали связь между социальным познанием и исполнительным функционированием у детей с синдромом Дауна (СД). У детей с СД отмечается задержка социального познания и исполнительного функционирования с неодинаковым нарушением различных функций. Более того, рабочая память объясняет большую вариабельность показателей социального познания, чем у типично развивающихся детей того же возраста.

Имплицитная ментализация состоит из спонтанного предвосхищения действия агента, основанного на ложных убеждениях, которое можно наблюдать с помощью упреждающего предвзятого взгляда в задачах, в которых оцениваются движения глаз. Используя устройства слежения за взглядом, Schuwerk et al. показали, что имплицитная ментализация сохраняется с младенчества до детства в типичной популяции; напротив, у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) такой навык оказался нарушенным, даже когда их выполнение явных заданий было таким же, как и в контрольной группе. Результаты этого исследования — сохранность эксплицитной ментализации, нарушение имплицитной ментализации и отсутствие связи между ней и исполнительной функцией у детей с РАС — поддерживают теории, которые предлагают две диссоциативные системы ментализации.

В обзоре Маргони и Суриана и его исправлении обсуждалась идея о том, что нарушение понимания психического состояния является основным фактором, объясняющим, почему дети с РАС сталкиваются с трудностями в моральных суждениях: на самом деле, эти дети в основном полагаются на последствия действий и другие внешние факторы. чем на психические состояния агентов при решении задач морального рассуждения.

Из-за ограниченного обсуждения абстрактных понятий и возможного несоответствия между языковыми способностями детей и их родителей, в литературе сообщается, что глухие и слабослышащие дети могут демонстрировать задержки в развитии психических состояний (Peterson, 2009).). Ван и др. сравнили детей с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом с нормально слышащими участниками, совпадающими по возрасту и полу, и показали, что дети с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом отставали в развитии не только в словесном обозначении выражений лица счастья, печали, гнева и страха, но и в невербальном задании на сопоставление эмоций. Холмер и др. показали, что глухие и слабослышащие сурдопереводчики опаздывают в выполнении заданий ТМ; только трое из них знакомы с языком жестов с рождения. ToM был связан с пониманием прочитанного и рабочей памятью, но не с пониманием языка жестов.

Взаимосвязь между языком и моделью мышления была прояснена в метаанализе Milligan et al. (2007). Углубление этой связи у детей со специфическими языковыми нарушениями (SLI) представляет интерес, поскольку в одних исследованиях у этой популяции обнаружены задержки, а в других нет (Perner et al. , 1989; Shields et al., 1996; Bulgarelli and Molina, 2013). В обзоре Vissers и Koolen дошкольники с SLI оказались нарушенными как в когнитивном ToM (имитация, совместное внимание, понимание ложных убеждений), так и в аффективном ToM (распознавание и понимание эмоций).

В обзоре Zmyj et al. рассмотрели роль совместного внимания как предшественника социального познания, сосредоточив внимание на недоношенных детях: они с меньшей вероятностью инициировали совместное внимание с другими и реагировали на попытки других заниматься. Авторы предполагают, что этот дефицит совместного внимания может привести к нарушениям социального познания и навыков социального взаимодействия.

Сообщается о дефиците понимания психических состояний у детей с различными нарушениями развития или нарушениями, от неврологических (агенезия мозолистого тела), недоношенности, РАС и личностных трудностей, таких как тревога. В статье Schuwerk et al. предложил интересную тему для будущих исследований: возможность отличить имплицитную ToM от явной на основе разных результатов в типичных популяциях и популяциях с РАС. Напротив, как и при типичном развитии, роль языка также подтверждается настоящими исследованиями детей с SLI (Vissers и Koolen) и нарушениями слуха (Holmer et al.; Wang et al.).

Третий и последний раздел этой темы исследования состоит из двух статей, посвященных инструментам оценки и обучения. Валле и др. представили проект «Мысли в уме (TiM)», целью которого является обучение навыкам мышления у взрослых (например, учителей и родителей), чтобы положительно повлиять на мышление детей. Они сообщили о первых доказательствах эффективности обучения, когда оно проводилось с учителями: только учебная группа проекта TiM значительно улучшила понимание ложных убеждений третьего порядка и два из трех компонентов задания на ментализацию. Херборт и др. представила новый инструмент для оценки ToM, ToMenovela, который состоит из 190 сцен, изображающих повседневные жизненные ситуации, затрагивающих когнитивный и аффективный ToM, эмоциональную реактивность и сложные суждения об эмоциях по отношению к основным эмоциям Экмана. Сообщалось о первых результатах использования теста на неврологически и психически здоровых взрослых. Инструмент, предложенный Herbort et al. очень интересно, потому что инструментов для оценки ToM взрослых очень мало. Валле и др. предложил педагогическую подготовку, эффективную для улучшения способностей детей: актуальный аспект исследования эффективности понимания психических состояний.

Текущая тема исследования касалась развития понимания психического состояния у детей с типичным и атипичным населением, а также сообщала о новых предложениях о способах его оценки и поддержки посредством обучения. Представленный кадр был многогранен. В отношении типичных популяций роль материнского рефлексивного функционирования, языка, общения и образовательных контекстов была углублена; также была рассмотрена связь с интернализацией / экстернализацией поведения, выполнением пространственных задач и прагматикой. Что касается атипичных популяций, у детей с различными нарушениями или нарушениями развития сообщалось о дефиците понимания психических состояний, таких как агенезия мозолистого тела, синдром Дауна, недоношенность, РАС, нарушения слуха и личностные трудности, такие как тревога.

Вклад автора

DB, AH и PM в равной степени участвовали в написании статьи.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Булгарелли Д. и Молина П. (2013). Теория психики у детей со специфическими языковыми нарушениями: вопрос компетентности или производительности?. Джорджнале Италия. Псикол. 40, 761–784. doi: 10.1421/76946

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Миллиган, К., Эстингтон, Дж. В., и Дак, Л. А. (2007). Язык и теория разума: метаанализ взаимосвязи между языковыми способностями и ложным пониманием. Детская разработка. 78, 622–646. doi: 10.1111/j.1467-8624.2007.01018.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

NICHD Human Learning Branch (1998). Взаимосвязь между семейными предикторами и исходами для детей: они слабее для детей в детских учреждениях?. Дев. Психол. 34, 1119–1128. doi: 10.1037/0012-1649.34.5.1119

CrossRef Полный текст

Пернер, Дж., Фрит, У., Лесли, А., и Ликам, С. (1989). Исследование теории разума аутичного ребенка: знания, убеждения и общение. Детская разработка. 60, 689–700.

Реферат PubMed | Google Scholar

Петерсон, CC (2009). Развитие социально-когнитивных и коммуникативных навыков у глухих детей. Скан. Дж. Психол. 50, 475–483. дои: 10.1111/j.1467-9450.2009.00750.x

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Понс Ф., Лоусон Дж., Харрис П.Л. и де Росне М. (2003). Индивидуальные различия в понимании эмоций детьми: влияние возраста и языка. Скан. Дж. Психол. 44, 347–353. doi: 10.1111/1467-9450.00354

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Sammons, P., Elliot, K., Sylva, K., Melhuish, E., Siraj-Blatchford, I., and Taggart, B. (2004). Влияние дошкольного образования на познавательные способности детей младшего возраста при поступлении в приемную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *