Что такое психологический барьер: Как преодолеть психологические барьеры, мешающие начать новую жизнь — Коучинг жизненного пути личности

Содержание

Психологические барьеры в общении: причины, как преодолеть

Психологический барьер — неприятное состояние, которое мешает полноценной жизни. Внутренний страх и тревога не позволяют заводить новые знакомства, проявлять себя интересным собеседником, а иногда и просить о необходимой помощи. Рассмотрим, почему возникают психологические барьеры и как от них избавиться.

Содержание

  • Что такое психологический барьер
  • Причины психологических барьеров
  • Виды психологических барьеров
    • Интеллектуальный
    • Эстетический
    • Барьер «первого впечатления»
    • Мотивационный
    • Ситуативный
    • Моральный
    • Психологический барьер установки
    • Психологический барьер возраста
  • Симптомы психологического барьера
  • Способы преодоления психологических барьеров
  • Как устранить психологический барьер в общении
    • Общайтесь на схожем языке
    • Слушайте собеседника
    • Соблюдайте субординацию
    • Учитесь находить компромиссы
    • Будьте позитивными
    • Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
  • Заключение

Что такое психологический барьер

Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.

Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.

Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.

Причины психологических барьеров

Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:

  • страх, что вас неверно поймут;
  • тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта;
  • стресс, вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
  • волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.

Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.

В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.

Виды психологических барьеров

На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.

Интеллектуальный

Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.

Эстетический

Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами. Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали.

Барьер «первого впечатления»

Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.

Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.

Мотивационный

Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.

Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.

Ситуативный

Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.

Моральный

Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.

Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).

Психологический барьер установки

Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.

Психологический барьер возраста

Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.

Например, взрослым трудно понять, чем живут дети, почему их волнуют сущие пустяки. А пожилые люди не могут принять поведение молодежи, они часто осуждают молодое поколение, а те высмеивают стариков в ответ.

Симптомы психологического барьера

Психологические барьеры в общении проявляются по-разному, но все они являются следствиями пережитых травм и психологических особенностей личности.

Чаще всего психологические барьеры в общении проявляются как:

  • предвзятое отношение к собеседнику, сомнение во всех его словах;
  • неестественные проявления сексуальности;
  • скованность в движениях, тихий голос;
  • снижение чувствительности;
  • внутреннее напряжение;
  • необоснованные попытки защищать себя и отстаивать мнение, даже когда никто не ставит его под сомнение;
  • отстраненность, отсутствие заинтересованности по отношению ко второй стороне;
  • спутанность мыслей, косноязычие;
  • разное понимание с собеседником объекта разговора;
  • наигранность в поведении, интонациях и жестикуляции;
  • чувство стыда.

Способы преодоления психологических барьеров

Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.

Для преодоления психологических барьеров нужно проработать следующие аспекты.

  1. Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
  2. Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.
    п.)
  3. Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
  4. Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
  5. Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.

Как устранить психологический барьер в общении

Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.

Общайтесь на схожем языке

Употребляйте в разговоре те фразы и выражения, которые привычны собеседнику. Попробуйте «отзеркаливать» его речь: повторять темп, интонации, построение фраз (но это не должно выглядеть наигранно).

Слушайте собеседника

Учитесь слушать других людей, не перебивайте их. Так вы не только проявите уважение к ним, но и сможете установить более глубокий эмоциональный контакт.

Соблюдайте субординацию

В разговоре не стоит ставить себя выше собеседников или, наоборот, принижать себя перед ними. Такое поведение лишь заставит вас обдумывать неприятные мысли, на которые совсем не стоит терять время и энергию.

Учитесь находить компромиссы

Иметь четкую позицию и устойчивые моральные принципы — прекрасно. Но если бездумно настаивать на своем и не соглашаться на уступки, чтобы грамотно решить вопросы и разногласия, то можно произвести впечатление инфантильного или вздорного человека. Вряд ли кто-то тянется к общению с такими людьми.

Будьте позитивными

Позитивный настрой помогает легче справиться с любыми неприятностями и преодолеть психологический барьер. А уместная шутка в разговоре может коренным образом развернуть его в вашу пользу. Человек, умеющий относиться ко всему с юмором, производит впечатление интеллектуально развитой и склонной к самоанализу личности.

Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми

Если есть возможность, лучше как можно быстрее завершить разговор с раздраженным или агрессивным человеком. Находясь в таком состоянии, он не готов к конструктивному диалогу.

Заключение

Психологический барьер — это состояние, которое создается на подсознательном уровне. Если оно не доставляет дискомфорта, то беспокоиться не о чем. Но если любой из видов психологических барьеров приводит к скованности и стрессам, то стоит задуматься о первопричинах и способах их преодоления.

Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические

Содержание

  • В чем особенность коммуникационных барьеров?
  • Психологические причины барьеров общения
  • Коммуникационные причины барьеров
  • Способы преодоления барьеров

Одной из ключевых задач психологии является преодоление барьеров — внутренних зажимов, мешающих нормальному развитию человека и его взаимодействию с другими людьми. Психологический барьер — результат травмирующего события, которое чаще всего происходит в детском возрасте. Взрослея человек не осознает влияния травмы, но испытывает проблемы в общении. К счастью, психика достаточно пластична, чтобы компенсировать последствия травмы.

В чем особенность коммуникационных барьеров?

Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.

Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.

Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация. Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей. Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.

Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.

Психологические причины барьеров общения

В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт. Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной. Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.

Среди барьеров общения в психологии выделяют:

  1. Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
  2. Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности. Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
  3. Мотивационные. Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
  4. Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
  5. Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
  6. Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.

Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.

Коммуникационные причины барьеров

Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Способы преодоления барьеров

Психологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.

Методы работы при коррекции тревожности и страхов:

  1. Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
  2. Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
  3. Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
  4. Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
  5. Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
  6. Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
  7. Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
  8. Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха. Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
  9. Привыкание или сенсибилизация. Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.

 

Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию. Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт. Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:

  1. Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
  2. Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
  3. Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
  4. Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
  5. Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.

В течение одного сеанса психолог использует один метод воздействия. Количество сеансов в одном терапевтическом курсе может варьироваться и зависит от вовлеченности клиента и глубины полученной психотравмы. Чтобы разобраться в видах психологических барьеров лучше — стоит посмотреть видео, где все излагается в легкой и понятной форме, а также показаны примеры ситуаций:

Понравилась статья?

Лайк автору

Загрузка…

Рекомендуем по теме

Психологический барьер в общении: определение и причины

Суджан

Page Contents

Что такое психологический барьер в общении?

Психологический барьер в общении относится к любым барьерам, возникающим из-за психологических состояний отправителя и получателя, т. е. общающихся сторон.

Физическое и психическое состояние людей оказывает существенное влияние на эффективность общения. Например, если вы не спали прошлой ночью и вам предстоит презентация, вам будет трудно понять ее, потому что вы устали.

Отношения, эмоции, сознание, мнения, восприятия и т. д. — все это влияет на поведение человека и способ его общения. Психически или эмоционально нездоровый человек не может эффективно общаться, состояние общения человека во многом зависит от его психического состояния.

В организационных условиях психологические барьеры возникают, когда менеджеры и сотрудники, а также среди сотрудников конфликтуют какие-либо психологические элементы. Такие барьеры также снижают заинтересованность и мотивацию сотрудников, что приводит к снижению производительности.

Причины психологических барьеров в общении

Ниже перечислены причины психологических барьеров в общении, которые распространены на рабочем месте.

Отсутствие интереса

Интерес людей во многом определяет, что они могут делать, а что нет. Из-за отсутствия интереса к общению многие люди не уделяют должного внимания общению, в результате чего общение становится неэффективным.

Разница в восприятии

Разница в восприятии двух людей также является основной причиной психологического барьера. Восприятие — это то, как кто-то интерпретирует и понимает вещи. У двух людей может не совпадать восприятие. Таким образом, когда восприятие двух общающихся сторон конфликтует, это становится препятствием для эффективного общения.

Влияние эмоциональных факторов

Эмоциональные факторы, такие как гнев, ненависть, страх, ревность, любовь и т. д., также влияют на общение. Из-за этих эмоциональных факторов интересы, инициатива и приоритеты людей могут измениться.

Сопротивление общению

Нежелание людей общаться также является серьезным препятствием для общения. Когда менеджер не хочет предоставлять надлежащую информацию своим подчиненным, им приходится работать с меньшим количеством информации. Наряду с плохой коммуникацией это также снижает качество работы.

Отсутствие доверия

Доверие между отправителем и получателем необходимо для эффективного общения. Когда они не доверяют друг другу, они оба — получатель не хочет слышать сообщение отправителя, и отправитель тоже не хочет с ним общаться. Несмотря на то, что они общаются, они не работают над общими вопросами.

Комплекс превосходства

Комплекс превосходства распространен в организациях. Руководители считают разговоры и общение со своими подчиненными ниже своего достоинства и избегают этого. Это приводит к плохим отношениям между ними, и, следовательно, общение ухудшается.

Преждевременная оценка

Многие люди склонны быстро делать выводы и принимать поспешные решения без полного взвешивания фактов. Люди, которые нетерпеливы и используют выборочное слушание, часто делают это. Моральный дух отправителя страдает в результате такой поспешной интерпретации информации, которая служит барьером для эффективного общения.

Psychological Barriers to Communication — Businesstopia

Цитируйте эту статью как: businesstopia, «Психологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г., https://www.businesstopia.net/communication/psychological-barriers.

Барьер — это любое препятствие, которое мешает нам достичь нашей цели. Любое препятствие для общения не позволяет намеченному смыслу нашего сообщения достичь нашей аудитории.

Некоторые из этих барьеров очевидны, напр. физические недостатки, такие как глухота, в то время как некоторые из них более тонкие и их трудно определить.

Психологические барьеры относятся ко второй группе, и может показаться, что их невозможно преодолеть, если мы не поймем их глубинные причины.

Определение психологических барьеров

Психологический барьер общения – это влияние психологического состояния коммуникантов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.

На общение сильно влияет психическое состояние, в котором находятся коммуникаторы, и оно нарушается психическим расстройством. Если люди, участвующие в общении, эмоционально нездоровы, они не смогут нормально общаться.

Разум каждого человека уникален, и общение не работает так, как в машинах или числах. Люди, участвующие в коммуникации, имеют такое же значение, как и само сообщение. Если ваш начальник вам не доверяет, он/она будет посылать только выборочную информацию, что делает общение неэффективным.


Причины психологических барьеров

Недостаток внимания

Когда ум человека отвлекается или занят другими вещами, человек не в состоянии сформировать правильное сообщение, слушать то, что ему говорят другие, интерпретировать сообщение по мере необходимости и дайте надлежащую обратную связь. Общение столкнется с проблемами и станет неэффективным.

Человек, переживший трагедию, например, не хочет слушать советы других людей. Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что затрагивает и тех, и других.


Плохое запоминание

Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг хранит информацию в памяти. Мозг хранит не всю информацию, с которой он сталкивается, а только ту, которую он считает полезной для будущего. Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.

Точно так же мозг теряет информацию, которая со временем устаревает и не считается полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения. Здесь мозг пытается вспомнить нужную информацию, фрагменты которой уже утеряны.

Например, вам сообщили о том, что друг пришел встретиться с вами за месяц до этого, и вам дали имя этого человека, адрес, номер телефона и т. д. Теперь вам нужно передать информацию кому-то еще. В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Истина может измениться или исказиться из-за плохой памяти, которая действует как барьер для общения.


Недоверие и защита

Коммуникация успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу.

Недостаток доверия заставляет их воспринимать сообщение негативно и игнорировать его. Когда человек пытается навязать свои собственные идеи и мнения, получатель не слушает. Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он не станет его слушать.

Аналогичным образом, если сообщение не передается получателю, связь невозможна. Я, например, другу не доверяю, сообщу только подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые считаю безобидными.


Восприятие, точка зрения, отношения и мнения

Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди судят, понимают и интерпретируют все. У каждого человека свое восприятие действительности, которое формируется на основе психических и сенсорных переживаний.

Точно так же и точка зрения — это способ смотреть на мир. Отправитель может иметь определенную точку зрения, не разделяемую получателем. Отправитель не объясняет точку зрения, а принимает ее как должное. Сообщение не понимается получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.

Отношение – это установившийся способ мышления и чувствования вещей и идей, который также создает психологический барьер для общения.

Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он/она рассказывает это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они общаются после этого, становится неудачным, что мнение человека уже задано.

Цитируйте эту статью как: businesstopia, «Психологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г., https://www.businesstopia.net/communication/psychological-barriers.


Эмоции

Любой, кто не в хорошем настроении, скорее всего, будет меньше говорить или говорить негативно. Занятый ум не годится для общения. Например, когда человек злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Даже слушая чью-то речь, разгневанный человек может легко неправильно истолковать сообщение.

Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, растерянность, недоверие и ревность, влияют на процесс общения. Например, человек в крайнем настроении от счастья будет смеяться над всем, что ему скажут. Тот же человек, когда ему грустно, будет плакать или злиться из-за незначительных ситуаций.


Замкнутый разум и фильтрация

Человек эгоистичен по своей природе и ставит свои нужды и проблемы превыше всего. Иногда это заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им донести. Это может быть связано с недоверием, конкуренцией, ревностью или мнением о том, что сообщение не имеет значения.

Например, старший в компании не хочет, чтобы младший работал лучше, человек фильтрует информацию и не предоставляет важной информации, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, младший не сможет выполнить работу должным образом и продвинуться в звании. Точно так же, когда человек недалекий, у него будут фиксированные мнения по многим вещам, в которые он твердо верит. Любую информацию человек воспримет негативно.

Например, сексист не принимает предложений коллеги-женщины на собрании, которые влияют на ход общения на собрании. С такими недалекими людьми сложно спорить и давать нужную информацию.


Преждевременная оценка

Некоторые люди всегда спешат по привычке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *