Что такое публицистический стиль речи в русском языке: Публицистический стиль: черты и примеры

определения и характеристика :: SYL.ru

Русский язык является национальным языком русского народа, формой национальной русской культуры. Он включает в себя все языковые элементы русского этноса, включая говоры, наречия и жаргоны. Высшей формой проявления русского языка является русский литературный язык, для которого характерно многообразие речевых стилей, употребляемых в различных сферах общения.

Понятие функционального стиля

Изучением системы стилей языка, норм и способов использования литературного языка в зависимости от условий языковой коммуникации, в зависимости от вида и жанра письменности, от сферы общественной жизни, занимается специальный раздел языкознания — стилистика.

Под функциональным стилем речи принято понимать вариант литературного языка, имеющий определенную сферу употребления и обладающий стилистически значимыми языковыми средствами. Чтобы правильно понимать, что такое стили речи, необходимо знать особенности каждого отдельного стиля.

В настоящее время в русском языке различают пять функциональных стилей. При этом существует разграничение между разговорным и книжными стилями: официально-деловым, научным, публицистическим и стилем художественной литературы (художественным стилем).

Разговорный стиль

Разговорный стиль речи представляет собой инструмент непосредственного общения носителей языка. Он служит для передачи информации в бытовых ситуациях, вне официальной обстановки. С его помощью человек может передавать свои чувства, мысли и эмоции, поэтому разговорный стиль речи часто сопровождается жестами и мимикой, что делает речь оживленной и экспрессивной. В разговорном стиле речи может присутствовать просторечная и даже ненормативная лексика.

Самая распространенная форма применения разговорного стиля речи — диалог, т.к. обычно разговорный стиль употребляется в устной форме. В письменной форме разговорный стиль можно наблюдать в личной переписке или в дневниковых записях.

В разговорном стиле речи используется множество различных языковых средств. Например, неполные предложения, модальные слова, повторы, вводные слова, междометия, суффиксы субъективной оценки и т. д.

Научный стиль

Достаточно ярко показывает, что такое стиль речи, научный стиль. Он служит для распространения научной информации и доказательств ее истинности. Он является языком науки и чаще всего встречается в научных исследованиях и публикациях, монографиях, статьях, учебной литературе.

Как правило научный стиль выражается в письменной монологической форме, но возможно и устное изложение (сообщение, доклад). Для научного стиля характерны логичность, точность и обобщенность. В тексте научного стиля преобладают имена существительные, термины, слова с абстрактным значением.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи служит для передачи информации в официальной обстановке в сфере правовых, деловых, служебных и производственных отношений. Этот стиль речи используют при составлении различного рода документов (приказов, законов, распоряжений, договоров и т.д.). Его отличительными чертами являются:

  • точность;
  • неличный характер;
  • стандартизированность;
  • долженствующий характер;
  • отсутствие эмоциональности.

Становится очевидным, что такой стиль речи подразумевает использование речевых клише, аббревиатур, наименований номенклатур, отглагольных существительных. Обычно официально-деловой стиль используется только в письменной форме.

Публицистический стиль

Главная задача публицистического стиля — воздействие на аудиторию при помощи средств массовой информации. Это язык политических, общественно-экономических, культурных отношений. Помимо сообщения информации публицистический стиль подразумевает формирование определенного читательского мнения по отношению к сообщаемому.

Публицистический стиль речи, пример которого можно встретить в таких жанрах как газетная статья, очерк, интервью, фельетон и т.п., характеризуется присутствием в тексте общественно-политической лексики, эмоциональностью, призывностью, оценочностью и логичностью.

Стиль художественной литературы

Художественный стиль — это язык художественного произведения. Его главной задачей является воздействие на мысли и чувства читателя посредством созданных автором образов. В стремлении передать читателю свое видение картины мира автор может использовать разнообразные художественные приемы, что значительно расширяет изобразительные возможности художественного стиля. В художественном стиле речи в тексте исключается использование речевых шаблонов и трафаретов, т.к. каждый автор старается найти новые формы для выражения своей мысли. Поэтому для художественного стиля свойственно обилие выразительных средств и приемов (эпитеты, метафоры, инверсии, сравнения и т.п.), а также многообразие жанров.

Художественный стиль относится к книжному классу стилей речи, поэтому в его основе лежит русский литературный язык. Однако для создания достоверного образа автор может использовать элементы различных стилей, будь то научная терминология, или просторечная лексика.

Кроме эмоционального воздействия художественное произведение призвано нести и эстетическую функцию, что является главным отличием художественного стиля от других стилей речи.

Итак, понимание, что такое стиль речи, и умение правильно подобрать слово в зависимости от стилевой ситуации, позволяет носителям языка не допускать ошибок в устной и письменной речи.

Общая характеристика стилей в русском языке.

Русский литературный язык может использоваться в любой ситуации общения:  
в сфере науки, в официальной и неофициальной обстановке, в средствах  
массовой информации, делопроизводства, в повседневной жизни, в  
художественной литературе.

Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не  
приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется  
несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в  
определённой сфере деятельности человека.


В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
официально-деловой, он же деловой,
научный,
художественный,
газетно-публицистический, он же публицистический,
разговорный.

Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик,  
которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит  
общение и какие функции выполняет при этом язык.

Научный стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Наука
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный

Деловой стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Право
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и контактный

Публицистический стиль.    
Основная функция: Информативная и функция воздействия
Сфера общения: Идеология, политика
Основная форма речи: Письменная и устная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный

Художественный стиль.
Основная функция: Эстетическая и функция воздействия
Сфера общения: Словесное искусство
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог, диалог, полилог

Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный

Разговорный стиль.
Основная функция: Обмен мыслями и чувствами (собственно общение)    
Сфера общения: Бытовая
Основная форма речи: Устная
Типичный вид речи: Диалог, полилог
Основной способ общения: Личный, контактный.

Дата публикации:





Теги: стили русского языка :: правила русского языка


Следующие учебники и книги:

  • Газетно-публицистический стиль в русском языке.
  • Понятие точности речи в русском языке.
  • Официально-деловой стиль в русском языке.
  • Научный стиль в русском языке.

Предыдущие статьи:

  • Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи в русском языке.
  • Предложения с деепричастными оборотами в русском языке.
  • Предложения с причастными оборотами в русском языке.
  • Предложения с однородными членами в русском языке.

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>


Стремление к переменам: журналистская свобода в России

Наташа Ковачевич. Первоначально опубликовано весной 2009 г.

После своей решающей победы на выборах в марте 2008 г. президент России Дмитрий Медведев решительно подтвердил свое намерение защищать свободу печати в Российской Федерации, утверждая, что независимые СМИ обеспечивают важнейший канал связи между обществом и штат. Выполнение его обещания будет в решающей степени зависеть от готовности нового президента порвать с политикой своего могущественного предшественника Владимира Путина и укоренившейся традицией подавления гражданских свобод.

Голос российской прессы уже давно корректируется, настраивается и приглушается в соответствии с интересами государства. В составленном организацией «Репортеры без границ» Всемирном индексе свободы прессы за 2008 год, который оценивает 173 страны, Россия заняла прискорбное 141 место. торговых точек неуклонно сокращается. Действительно, последствия для оппозиционной журналистики выходят далеко за рамки простой цензуры. Хотя Конституция России прямо гарантирует свободу печати, у несогласных журналистов есть все основания опасаться за свою жизнь. С 1992, 49 журналистов были убиты в России. Внутреннее и международное возмущение последовало за постоянно растущим числом погибших репортеров. Убийство в октябре 2006 года откровенной журналистки и активного антикремлевского активиста Анны Политковской вызвало возмущение во всем мире; два с половиной года спустя ее убийство остается нераскрытым. Недавние убийства репортера и адвоката-правозащитника, убитых в январе 2009 года, служат напоминанием о том, что обещания Медведева защищать независимость СМИ далеки от исполнения.

На протяжении десятилетий международные организации и правозащитные группы призывали политическое руководство России внести поправки и обеспечить соблюдение законодательства о свободе прессы. Расплывчатость и чрезмерность российского антидиффамационного законодательства, положений о запрете оскорбительных комментариев и законов о борьбе с экстремизмом часто приводили к преследованию законной журналистской деятельности. Без соответствующего узкого определения почти любое антиправительственное выступление может быть признано «экстремистским», что открывает двери для запугивания и насилия.

Однако до сих пор международное давление с целью расширения гражданских свобод привело к очень незначительным конструктивным изменениям. На пресс-конференции в феврале 2009 года председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил озабоченность ЕС в связи с убийствами журналистов и правозащитников в Российской Федерации. Вместо решения проблемы премьер-министр Путин ответил резкой критикой прав человека в ЕС. Этот тип агрессивной реакции традиционно довольно успешно получал общественное одобрение внутри страны. На самом деле, Путин и его предшественники исторически извлекали выгоду из того, что занимали жесткую позицию в отношении Запада; и высокомерное отрицание обвинений обычно превращалось в умную политическую стратегию.

Но способность Путина сглаживать проблемы, сохраняя при этом свою популярность, была тесно связана с экономическим успехом России. В то время как экономика процветала, население России, казалось, было готово не обращать внимания на ограничения гражданских свобод, включая ограничение свободы слова и печати. Но по мере того, как Россия начинает в полной мере ощущать влияние мирового финансового кризиса, наследие бывшего президента оказывается под вопросом. Режим Путина неизменно поддерживал иммунитет России против глобальной рецессии — утверждение, которое с тех пор было полностью опровергнуто. На самом деле в Россию попали три разрушительные пули: резкое падение цен на нефть, падение спроса на ее экспорт и массовый отток капитала. Учитывая мрачные перспективы роста ВВП и стремительный рост безработицы, на Путина ложится тяжелая вина за неправильное обращение с кризисом.

По мере того, как общественное недовольство проблемами в экономике растет, похоже, что Медведев, которого часто считают бессильным подставным лицом, наконец начинает утверждать независимое лидерство. Воспользовавшись возможностью дистанцироваться от путинской политики и риторики, Медведев предпринял робкие шаги по направлению к реформам. Его главная цель — экономическое возрождение, но вместе с этим он вновь обратил внимание на гражданские свободы, включая свободу слова и печати.

В законодательной сфере Медведев сделал смелый шаг, аннулировав законопроект о расширении определения государственной измены, предотвратив тем самым возможную криминализацию всех антиправительственных выступлений. Этот широко популярный шаг сопровождался повышенной терпимостью к общественному протесту; президент разрешил мирные публичные демонстрации, которые ранее при Путине карались арестом. Более того, Медведев откровенно высказался об убийствах журналистов в гораздо более сочувственном тоне, чем Путин.

В своих публичных выступлениях президент недавно начал выпускать телевизионные речи об экономическом спаде, подчеркивая важность точного изображения кризиса. Его команда либеральных экономистов беззастенчиво критикует Путина и его яростно националистически настроенную старую гвардию за искажение истинного состояния экономики. Громко восхваляя независимые СМИ как самый надежный источник информации, эта «новая гвардия» осудила государственнические, якобы патриотические голоса, намеренно замалчивающие неприятные истины. Сам Медведев раскрыл некоторые отрезвляющие факты о рецессии, в том числе уровень безработицы, который на самом деле в три раза выше, чем заявлялось ранее.

На словах и на деле Медведев, похоже, постепенно дистанцируется от путинского агрессивного националистического примера — тенденция, которая потенциально может привести к большей свободе слова и печати. Выполнение его обещаний о либеральных реформах может вызвать как доверие, так и одобрение — ценный товар среди низкооплачиваемого и неполностью занятого электората. Действительно, согласно общенациональному опросу, проведенному в феврале 2009 года, 73 процента россиян доверяют Медведеву, что значительно больше, чем 56 процентов в 2006 году. утвердить свою политическую автономию.

как российские журналисты, писатели и художники превращают молчание в речь

«Невозможно остановить мчащийся поезд, бросившись на рельсы», — писал еще в марте русский поэт Дмитрий Кузьмин. Он комментировал Ольгу Гордиенко, молодую учительницу, которая перед арестом несколько минут простояла на одной из московских улиц с табличкой:

.

По крайней мере, не ври себе. Война — это смерть. Хватит этой кровавой борьбы за мир!

Отдавая должное храбрости учителя, Кузьмин призвал протестующих быть осторожными. Перемены не произошли бы благодаря таким изолированным действиям, какими бы замечательными они ни были.

Что бы вы сделали, если бы ваша страна начала агрессивную войну, в результате которой десятки тысяч человек погибли и миллионы людей покинули свои дома? Что, если ценой протеста или даже публикации возражений в социальных сетях были арест и тюремное заключение?

Что, если бы вы знали, что за последние десятилетия многие из самых откровенных журналистов вашей страны были убиты за то, что отказались подчиняться линии правительства? Что, если даже упоминание слова «война» в Интернете, в печати или на улице было незаконным?

Скажете или промолчите и выждете?

Вот сложные вопросы, с которыми сталкиваются те россияне, которые выступают против Владимира Путина и его вторжения в Украину. Они, конечно, ничто по сравнению с тем, с чем сталкиваются украинцы, когда их страну ожесточают, их города разрушают, их людей насилуют и убивают. Но они по-прежнему являются важными вопросами для будущего обеих стран и мира в целом.

Это вопросы этических, семейных и национальных обязательств. Это вопросы личного риска, стратегии и тактики. Это вопросы о том, как лучше всего говорить сквозь тишину.

Одним из ярких, хотя и слишком кратких примеров того, как молчание может превратиться в речь, является «Новая газета», независимое российское новостное издание, которое дольше всех сопротивлялось новому режиму цензуры. Как ни странно, он сделал это, по-видимому, согласившись на то, чтобы его заставили замолчать.

4 марта, всего через восемь дней после того, как Россия начала вторжение в Украину, Путин подписал закон, предусматривающий уголовную ответственность за «публичное распространение заведомо ложной информации о вооруженных силах Российской Федерации».

Изображения и новости о жестокости России в Украине были осуждены как «феки» (фейки) — термин, заимствованный из английского языка, который предполагает не только обман, но и влияние того, что российское правительство любит называть «иностранными агентами».

Уже находясь под жестким давлением властей, а теперь и под угрозой 15 лет лишения свободы по новому закону, большинство независимых российских СМИ либо свернули свою деятельность, либо перевели их за границу. Сайты тех, кто продолжал работать, были заблокированы.

Однако около месяца «Новая газета» придерживалась другой стратегии. Он продолжал сообщать о войне, используя официальный эвфемизм «спецоперация», сопровождаемый вводными комментариями в том смысле, что «вы знаете, что мы имеем в виду, но нам не разрешено это говорить».

Цензура и абсурд

Далеко в Аотеароа, Новая Зеландия, я следил за этой игрой в кошки-мышки с властями, когда газета пыталась продолжать свою работу, соблюдая букву новых законов о цензуре.

Весь март «Новая газета» выставляла на посмешище официальную ложь. Российское правительство настаивало на том, чтобы среди сил вторжения не было призывников. В заголовке сообщалось, что российских призывников выводят из Украины, «где их никогда не было».

«Новая газета» использовала столь же абсурдное использование пробелов, чтобы обозначить замалчивание любого упоминания о войне:

На вопрос, готов ли он остановить ___ , Путин ответил «нет».

Когда журналистка Марина Овсянникова прервала прямую трансляцию новостей российского Первого канала, чтобы показать табличку с протестом против войны и официальной лжи, «Новая газета» сообщила об этом кратком протыкании официальной реальности, показав изображение таблички Овсянниковой, на которой вычеркнуты все слова, кроме строка «Не верьте пропаганде».

Подобно пустым плакатам, которые использовали некоторые российские антивоенные протестующие, стирание громко говорило о российской цензуре и пропаганде.

В печатном номере от 16 марта «Новая газета» пошла еще дальше, раскрыв знак:

.

НЕТ ___

ОСТАНОВИТЬ ___

НЕ ВЕРЬ ПРОПАГАНДАМ

ОНИ ВРУТ ВАМ ЗДЕСЬ

РУССКИЕ ПРОТИВ ___

Под обложкой с этим текстом шел заголовок «Зомбификацию потрясли в прямом эфире на Первом канале».

И здесь тройное удаление слова «война», возможно, говорило даже громче, чем первоначальная подпись Овсянниковой. Как и разум зомбированных зрителей с промытыми мозгами, он был стерт.

Громкость этой тишины была подтверждена реакцией на обложку. После его выпуска «Новая газета» сообщила, что газетные киоски отказываются продавать номер и что экземпляры возвращены в их офисы.

По прошествии месяца иметь экземпляр «Новой газеты» стало все опаснее. 27 марта один из петербургских новостных сайтов сообщил, что протестующий был арестован, а полиция также заинтересовалась пожилой женщиной, находившейся поблизости, у которой был экземпляр «Новой газеты».

Статья, появившаяся на новостном сайте, который обычно придерживается правительственной линии, сама по себе была еще одним смутным возмущением затемнения реальности. В нем были показаны изображения и видео художницы Евгении Исаевой, одетой во все белое, стоящей на ступеньках дома на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и обливающей себя красной краской, повторяя слова «мое сердце обливается кровью».

На видео также был виден заголовок «Новой газеты» на первой полосе:

.

ЕСТЬ ХОРОШИЕ НОВОСТИ. СЛОВО МИР ПОКА НЕ ЗАПРЕЩЕНО.

В статье сообщалось, что милиция забрала Исаеву в течение семи минут. Милиция попросила пожилую женщину убрать номер «Новой газеты», но ее не задержали.

27 марта хранение экземпляра «Новой газеты» еще не было незаконным. Но на следующий день «Новая газета» получила второе официальное предупреждение и была вынуждена закрыться. Несмотря на кропотливые усилия, танец с цензурой — попытка газеты говорить через молчание — подошёл к концу.

Молчание на усмотрение

Русские писатели и художники, живущие за границей, выступающие против войны, также имеют натянутое отношение к речи и молчанию.

Кузьмин – живущий в Латвии поэт, с которого я начал, – направил свою энергию на помощь украинским беженцам, а также на перевод и распространение украинской поэзии. В том числе творчество Сергея Жадана, харьковского поэта, писателя и музыканта, который уже много лет пишет стихи в ответ на российскую агрессию на Донбассе. Кузьмин выступает за то, чтобы в это военное время предпочтение отдавалось украинскому голосу, а не русскому.

Другие русские, живущие за границей, отвергают эту точку зрения, настаивая на том, что их работа должна продолжаться, несмотря на войну, и что замалчивание русской культуры ни к чему не приведет.

«Прострелить себе ногу из солидарности? Какая от этого польза?» — задается вопросом режиссер Кирилл Серебренников, который не видит противоречия между своим противодействием войне и своей громкой режиссерской работой.

Воскресенье 12 июня отмечалось 30-летие ежегодного празднования Дня России. В этот день на берегу Москвы-реки перед зданием Минобороны в Москве был открыт знак протеста. «Сегодня не мой день», — гласило оно.

Утверждение справедливо для россиян, которые выступают против войны как снаружи, так и внутри страны. Многие за пределами страны признают, что сейчас не время, чтобы их голоса доминировали. У тех, кто внутри, не хватает сил и численности, чтобы остановить убегающий поезд путинской кровавой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *