Работа над ошибками по русскому языку для учащихся 1–4-х классов
Правило № 1.
Звуки и буквы.
Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв – а о у ы э я ё ю и е
Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]
Буквы – видим и пишем.
Звуки – слышим и произносим.
Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.
Парные звуки по глухости – звонкости.
Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши какая она: гласная или согласная.
Правило № 2.
Гласные е ё ю я
Гласные, которые обозначают 2 звука
Запомни!
1. Вначале слова – юла, ели, яма.
2. После гласной – маяк, читает.
3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.
Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и придумай ещё 3 слова.
Правило № 3.
Обозначение мягкости согласных.
Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь знаком и гласными буквами е ё ю я и – день, книга, мяч.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную и придумай ещё 3 слова.
Правило № 4.
Ударение.
Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь ударение.
Правило № 5.
Слог. Перенос слов.
Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слова переносятся по слогам. Одна буква не остаётся на строке и не переносится на другую строчку. При переносе й, ь остаются на строке.
зай – ка, день – ки.
Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3 примера.
Правило № 6.
Запомни! Сочетания:
жи – ши пиши с и
ча – ща пиши с а
чу – щу пиши с у
Работа над ошибками.
Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.
Правило № 7.
Запомни!
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.
Правило № 8.
Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество, названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с заглавной буквы.
Россия, Москва, Таня.
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.
Правило № 9.
Безударная гласная, проверяемая ударением.
Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.
Чтобы проверить надо:
1. подобрать однокоренное слово или
2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.
стена – стены
– стенки
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.
Правило № 10.
Парные согласные.
Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:
1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.
грядка – гряды
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.
Правило № 11.
Безударная гласная, непроверяемая ударением.
Запомни наизусть!
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его несколько раз.
Правило № 12.
Непроизносимые согласные.
Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
извес
Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это правило.
Правило № 13.
Слова с двойными согласными.
Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:
1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Правило № 14.
Приставки и предлоги.
Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог – часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с приставкой или предлогом.
Правило № 15.
Не с глаголами.
Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Правило № 16.
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).
В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.
Правило № 17.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из нескольких основ.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё три слова.
(Водовоз, самолёт.)
Правило № 18.
Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.
Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после шипящих пишется ь знак:
(пишешь, читаешь, спишь).
Работа над ошибками.
Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.
Правило № 19.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).
Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)
беречь (что делать?)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой орфограммой.
Правило № 20.
Предлог с местоимением.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)
Работа над ошибками.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту орфограмму.
Правило № 21.
Однородные члены предложения.
Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.
Работа над ошибками.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.)
Правило № 22.
Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.
Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.
Работа над ошибками.
Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с примерами.
Правило № 23.
Спряжение глаголов.
Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.
Работа над ошибками.
Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три примера.
Грамматические задания.
№ 1 Разбор предложения.
Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.
№ 2 Состав слова.
Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е. число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:
стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.
№ 3 Определение падежа имён существительных.
Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи падеж.
№ 4 Словосочетания.
Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).
urok.1sept.ru
Статья «Работа над ошибками»
Работа над ошибками на уроках русского языка
План.
Вступление
Обоснование темы.
Работа над ошибками на уроках русского языка:
Работа над ошибками в классных и домашних тетрадях:
а) орфографические ошибки;
б) пунктуационные ошибки.
2. Работа над ошибками в контрольных тетрадях:
а) орфографические ошибки;
б) пунктуационные ошибки;
в) речевые ошибки.
3. Способы исправления ошибок преподавателем.
III. Заключение.
В 2001-2002 учебном году я впервые работала по программе Института новых образовательных систем в 5 классе. В ходе ознакомления с организаций процесса обучения русскому языку в 5 классе я обнаружила, что программа не предусматривает уроков анализа контрольных работ (сочинений, изложений, диктантов). На практике показывает, что такие уроки просто необходимы. И именно с 5 класса обязательной должна быть работа над допущенными ошибками, так как учащиеся старших классов затрудняются проверять свои работы: находить и исправлять ошибки; а если преподаватель укажет на ошибку, то учащиеся зачастую прокомментировать ее не могут.
В этом учебном году 5 класс я приняла сильный. В начальной школе он по русскому языку имел хорошую успеваемость. Когда из начальной школы учащиеся переходят в среднее звено, они встречают разных учителей, у каждого своя методика преподавания, каждый считает, что его предмет самый главный. Задают на дом много. Сыплются «тройки» и «двойки». Дети теряются, не успевают справляться с домашними заданиями.
Контрольные работы №1, сочинение по картине Врубеля «Царь-Лебедь», и №2 – диктант с грамматическим заданием дали плохие результаты. Родители ждали после уроков, просили показать контрольные тетради, объяснить, почему их ребенок, успешно учившийся в начальной школе, стал получать «тройки» и «двойки» и как помочь дочери или сыну. Тетради хранятся в классе, домой их не дают. Работали над ошибками тоже в классе в этих же тетрадях. Работали все: и те, кто получил «2» и «3», и те, кто получил «4» и «5». Методика такова: спрашиваю, есть ли ошибка в первом слове первого ряда. Слово записали, графически объяснили выбор в нем орфограммы. Затем во втором слове, в третьем и т.д. Таким образом учащиеся записывают и объясняют написание всех слов, в которых были допущены ошибки. Аналогично работали с пунктуационными ошибками. Из этой работы получилось следующее: успевающие ученики справлялись с этой работой, им было скучно, а те, кто получил «2», еле успевал механически списать с доски. Эта работа не поможет ему улучшить грамотность. Учащимся, которые за работу получили «4» и «5», нет смысла работать над ошибками, которые допустили другие ребята. Нужно искать выход. Я изучила методическую литературу, чтобы найти ответы на вопросы: что такое работа над ошибками, какой должна быть методика.
Работа над ошибками требует определенной системы, организации. Она включает работу над ошибками в домашних, классных тетрадях, и работу над ошибками в самостоятельных и контрольных работах. Систематическая работа – это не только учет и контроль, но и специальная система упражнений по следам ошибок. Это конкурсные задания упражнений, смотры орфографической грамотности, работа с перфокартами, диктанты по следам ошибок, диктанты «Проверь себя», чей конверт пустой, самодиктанты, взаимодиктанты, подбор примеров из словарей, художественных текстов на орфографическое, пунктуационное правило. Работа над ошибками в классных и домашних работах может быть оценена отдельно. Дома все, кто допустили ошибки, выполняют работу над ошибками. Если ошибок не много (1-3), на полях, на той строке, где в слове была допущена ошибка, зеленой ручкой пишут проверочное слово (вода – воды) или выделяют орфограмму графически (бескрайний). Когда учитель листает тетрадь, он видит все работы, выполненные зеленой пастой, он знает, что это индивидуальная работа, по ней можно судить, как ученик поработал, есть ли у него успехи, повысилась ли его грамотность.
Если работа была написана на «2», то просмотрев эту работу, учитель уже может поставить вместо «двойки» оценку «3». Если на одной строке несколько ошибок и проверка не умещается на полях, или большое количество ошибок, то прежде, чем начинать выполнять домашнюю работу, посередине строки ученик пишет:
Работа над ошибками.
Столбиком выписывает все слова, в которых он допустил ошибку, а рядом:
Орфографические ошибки.
Предлог за столом (стол) – пишет 3 существительных, местоимения с этим предлогом
Словарное слово (непроверяемая гласная и согласная в корне) – пишет его на «солнышке» не менее 5 раз. Вывешиваю на стенку
Жи-ши, ча-ща, чу-щу – пишет строчку слов с той парой, в которой ошибся.
И-ы после ц – пишет еще 3 слова.
Ъ, ь – пишет еще 3 слова.
Ь после шипящих – пишет еще 3 слова.
Безударная гласная в корне – еще 3 слова.
-Тся или -ться в глаголах – задаю вопрос.
Безударное окончание в существительных – определяется склонение, подбирается проверочное слово и т.д.
Пунктуационные ошибки
Запятая при однородных членах предложения – сочиняю свое предложение, похожее на то, в котором ошибся [0,0]
Обращение -/-
Вводные слова -/-
Тире между – и = -/-и т.д.
Значимо в работе – формировать умение пользоваться справочными пособиями (учебник, словари). Навык самоконтроля в работе над ошибками позволяет сделать орфографический и пунктуационный навыки стабильными.
Работа над ошибками контрольных работ.
Как уже было сказано: зачем такую работу выполнять всем учащимся и тем, кто получил «4» и «5», и тем, кто получил «2»? Эффективен такой выход. У каждого учащегося должна быть тетрадь, которая подписана «Работа над ошибками Золотухина Саши». Первая страница оформлена следующим образом:
К.р. №1 Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»I. 1. Вечерний – вечер (пишет еще 3 слова на это орфографическое правило)
4/2
3
2. Лебедь – сельдь, тюлень, лень (пишет еще 3 слова на это орфографическое правило)
3. Вечереет I спр (пишет еще 3 слова на это орфографическое правило)
4. Бескрайнее (какое?) море (пишет еще 3 слова на это орфографическое правило)
II. 1. Однородные члены [0 и0] пишет свое предложение
К.р. №2 Диктант с грамматическим заданием
3/2
3
I. 1. …
Остальные страницы ребята должны сделать дома. А потом учитель проверяет. Если эту работу выполнять на уроке, то написавшие контрольную работу без ошибок или допустили их немного, занимаются комплексной работой с текстом диктанта или выполняют задания, предусматривающие разные виды языкового анализа (фонетический, лексический, словообразовательный, синтаксический и другие)
Подберите синонимы к словам: задремала…
Запишите толкование лексического значения слова чаща, используя предложения, в котором ставится тире между – и = …
Тетради «Работа над ошибками» вкладываются в учебник. Тетради для контрольных работ собраны.
Если работа над ошибками выполняется на уроке, дальнейшая работа учителя на уроке – по его усмотрению: если диктант был написан плохо, можно выполнить какое-то упражнение с орфограммами и пунктограммами, на которое ученики сделали больше всего ошибок. Если диктант написан более или менее благополучно, можно начинать новую тему.
Родители могут таким образом помочь своему ребенку дома. Ученики должны знать правописание всех слов, записанных в тетрадь, так как эти орфограммы, пунктограммы будут дополнительными вопросами каждому, отвечающему у доски. Готовясь к уроку русского языка, ученик должен обязательно заглянуть в тетрадь «Работа над ошибками», вспомнить свои ошибки, запомнить, как пишутся слова. Он должен знать, что на любом уроке его могут спросить, и если он хорошо справится с работой, то получит хорошую оценку – появляется надежда следующий диктант написать лучше. Родителям легче следить за грамотностью своего ребенка, так как они знают за что их ребенок получил ту или иную оценку: ведь в тетради у него записаны все слова, предложения, в которых он допустил ошибки, поставлены оценки.
Если писали сочинение или изложение, то обязательно нужно проанализировать речевые ошибки. Пятиклассники с удовольствием рассказывают о самых ярких своих впечатлениях, с большим интересом пишут сочинения – миниатюры. И часто случается так, что ученик на уроке вдохновенно пишет, радуясь своим мыслям, а после проверки получает тетрадь с «тройкой» за содержание. Иногда пишущий не замечает своих смысловых ошибок. Чтобы избежать неожиданных «троек», надо научиться редактировать свой текст. Цель этого этапа урока анализа контрольной работы – формирование практических навыков совершенствования текста, умения выбирать самый точный вариант для передачи мысли, а также исправление ошибок в содержании. Обычно ученики 5 классов не затрудняют себя созданием нескольких вариантов выражений какой-либо мысли, не задумываются над тем, в каком случае их мысль будет легче понять. Получив тетрадь, где первоначальный вариант текста испещрен пометами (ошибки речевые, стилистические, грамматические, логические), не каждый ученик может самостоятельно исправить свои смысловые ошибки. Поэтому после контрольных работ в форме сочинения, изложения просто необходимы уроки анализа. Совместная речевая деятельность на уроках редактирования дает возможность сравнить несколько вариантов и выбрать лучший. Это помогает ученику понять неточность собственного текста. Таким образом, ученики на практике убеждаются, что слово живет в тексте, что оно взаимодействует с другими словами. И каждому необходимо научиться не только правописанию этого слова, но и искусству употреблять это слово в тексте, так чтобы изложенная мысль была понята правильно.
Способы исправления ошибок преподавателем:
На начальном этапе обучения учитель использует прием полного исправления: исправляется ошибка и записывается верный вариант. Это обеспечит ученику сознательное усвоение непонятного правила.
Ошибка подчеркивается, ученик сам объясняет правильное написание, и исправляет.
Подчеркивается все слово, ученик находит ошибку, объясняет правильное написание.
Графическим знаком указывается ошибка на полях на строке, где допущена ошибка. Ученик должен отыскать слово, которое написано неверно, объяснить правильное написание.
После работы указывается общее количество ошибок: 1- орфографическая, 1 – пунктуальная.
Если писали сочинение, изложение, то речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией, и не исправляются.
В заключении еще раз отмечаю, что после уроков контроля необходимо отводить часы для анализа контрольной работы. И проводя эти уроки обязательно иметь в виду, что работа над ошибками требует определенной системы, организации.
infourok.ru
Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Работа над ошибками по русскому языку (памятка)
Работа над ошибками
1. Большая буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Знаки препинания в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.
Делай так: Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?
3. Большая буква в имени собственном.
Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Илья, Мурка, Волга.
4. Перенос слова.
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной. Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: Оси-на.
5. Гласные и, а, у после шипящих.
Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Малыши, машина, лыжи.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, мальчик, букварь.
7. Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Вьюга, листья, соловьи
8. Сочетания чк, чн, нщ,щн.
В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Дочка, речка, мощный.
9. Разделительный твёрдый знак.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Съезд, объявление, подъём.
10. Состав слова.
Выпиши слово. Измени форму слова. Выдели окончание. Подбери 2 однокоренных слова. Выдели корень. Выдели приставку, суффикс. Делай так: Лошадка – лошадки. Лошадка — лошадь, лошадиный.
11. Правописание приставки со словом.
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, уехал, переехал.
12. Правописание предлога со словом.
Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. Делай так: К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.
13. Непроверяемая безударная гласная в корне.
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Ягода, ягодка, ягодное.
14.Проверяемая безударная гласная в корне (а, о, и, е, я).
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады – сад, поля – поле, волна – волны.
15. Парные звонкие и глухие согласные (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).
Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
16. Непроизносимая согласная в корне.
Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в
котором согласный звук был бы слышен хорошо. Если в сочетании согласных при изменении слова
согласный не слышится, то писать его не нужно. Запомни слова, которые нельзя проверить:
лестница, праздник, чувство.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
17. Удвоенная согласная в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.
18. Соединительная гласная в сложных словах.
В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз.
19. Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
20. Безударная гласная в окончании имени прилагательного.
Чтобы написать безударную гласную в окончании имени прилагательного, надо найти имя существительное и задать от него вопрос к имени прилагательному. У слов–вопросов всегда ударные окончания.
Выпиши слово правильно. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Задай вопрос. Выдели окончание. Делай так: В новом доме. В доме (каком?).
21. Написание частицы не с глаголами.
Частица не с глаголами пишется раздельно. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не_читал, не_любит, не_верю.
22. Запятая в предложении с однородными членами.
Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но.
Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Дети смеялись, веселились и кувыркались.
23. Запятая в сложном предложении.
Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему.
Делай так:
Лёд на реках ломается, рыхлые льдины несутся по течению реки.
nsportal.ru
Статья по теме: Работа над ошибками, как способ формирования безошибочного письма.
Работа над ошибками, как способ формирования безошибочного письма.
Думаю, каждый учитель мечтает, чтобы его ученик писал, не допуская орфографических ошибок, т.е. писал грамотно. Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса. Повысить грамотность и развить орфографическую зоркость ребят нельзя не обращая внимания на ошибки, допущенные ими в работах. Одним словом без работы над ошибками нам не обойтись. Работа над ошибками предполагает объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования умения самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте, помогает найти ошибки “волшебный квадрат”. Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Нужно сказать ребятам, что квадрат будет обладать волшебной силой, если они научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты. В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой “Работа над ошибками” В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, работая над ошибкой.
Работа над орфографическими ошибками.
1. Пропуск, замена, вставка букв.
Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно, поделив его на слоги. Подчеркни букву, при написании которой ошибся, обозначь ударение. (стволы)
2. Перенос слов.
Если ты допустил ошибку в переносе слов, то выпиши это слово, раздели его чёрточками для переноса. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.(осень, олень; ар — буз, аб-ри–кос; ал–лея, груп–па)
3. Сочетания: -жи-ши-, -ча-ща-, -чу-щу-, -чк, чн…
Если ты допустил ошибку на это правило, то напиши это слово правильно, подчеркни орфограмму. Подбери и запиши ещё три слова на это же правило. (лыжи, мыши; малыши, ерши)
4. Удвоенная согласная.
Если ты допустил ошибку на это правило, то выпиши это слово правильно, подчеркни орфограмму, докажи правильность её написания. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
(рассказ, рассердился; оконная, осенняя; касса, суббота.)
5. Непроизносимая согласная.
Если ты допустил ошибку в правописании непроизносимой согласной, то выпиши это слово вместе с проверочным, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. (сердечко–сердце,
прелесть–прелестный; чудеса–чудесный, ясен–ясный)
6. Правописание – ЦЫ- -ЦИ-
Если допустил ошибку в правописании –цы- -ци-, узнай в какой части слова эта орфограмма, обозначь ударение.
1) цы цы 2) ци ци 3) цы цы (цыган на цыпочках сказал
цыплёнку цыц)
Запиши слово верно, правильно выдели орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.(птицы, синицы; циркачи, цимбалы)
7. Соединительная гласная в сложных словах.
Если ты допустил ошибку в правописании соединительной гласной в сложных словах, то запиши это слово правильно, выдели корни и подчеркни соединительную гласную –о- или –е-. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. (ледокол, пылесос)
8. Разделительный Ь и Ъ.
ПРАВИЛО: если слышишь в слове звук й , он стоит после согласного и перед гласным после ¬ пиши ъ, не после ¬ пиши ь. |
Если ты допустил ошибку при написании ь или ъ, то вспомни и примени
правило. Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. (съехал, съел; семья, воробьи)
9. Безударная гласная и парная согласная.
Если допустил ошибку в правописании безударной гласной, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
Если ошибка в приставке, узнай как пишется эта приставка, напиши слово правильно, обозначь орфограмму, подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. (пришёл, прилетел)
Если ошибка в корне, определи проверяемая эта орфограмма или нет. Если можно проверить, то запиши это слово вместе с проверочным, выдели орфограмму. Если проверить нельзя, то узнай написание по словарю, выпиши это слово правильно, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
(завод, картофель; стёкла – стекло, стены – стена;
крошек – крошки, ложек – ложки )
Если ошибка в окончании ,определи какой частью речи является это слово и попробуй решить данную орфографическую задачу. Удалось решить, запиши слово правильно, докажи свой выбор. Не удалось решить – оставь «окошко». Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
(небо, солнце; солнце какое? яркое, летнее; светило, сияло )
Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется и напиши ещё два слова с тем же суффиксом. (маленький, кругленький, сладенький)
10. Правописание суффиксов –ЕК- -ИК-
Если ты допустил ошибку в правописании суффиксов –ек- -ик-,то выпиши это слово, затем измени его по команде вопроса: нет кого? (чего?) и запиши рядом вместе с вопросом. Если гласный звук в суффиксе пропал, пиши –ек- если остался- -ик-. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
(сыночек нет кого? сыночка; мостик нет чего? мостика)
11. Слитное написание приставок. Раздельное написание предлогов.
ПРАВИЛО: между предлогом и словом всегда можно задать вопрос или вставить другое слово, а между приставкой и словом нельзя задать вопрос или вставить другое слово. |
Если ты допустил ошибку на это правило, вспомни и примени его, а затем
выпиши правильно слово, обозначь орфограмму: приставка или пробел. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
(услышал, улетел; по стволу, по ветру)
12. ЦА на конце слов.
Если ты допустил ошибку при написании ца на конце слова, узнай глагол это слово или нет, глагол н. ф. или нет, запиши слово правильно, докажи
правильность написания. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
( синица, лисица напиться, садиться , кружится, льётся )
13. ь после букв шипящих на конце имён существительных в Н. Ф.
Если ты допустил эту ошибку, то вспомни и примени правило. Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.
сущ., ж. р. сущ., ж. р. сущ., м. р. сущ., м. р.
рожь, мышь; ключ , грач ;
14. Правописание окончаний имен прилагательных.
Если ты допустил эту ошибку, то найди слово, которое командует этим прил. и задай от него вопрос, узнай окончание. Выпиши прил. вместе с командиром и вопросом, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. ( утро какое? туманное, весна какая? ранняя)
Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставится цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет тип своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы. Аналогичная работа проводиться при заполнении “окошек” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “окошки” в словах, где есть выбор букв. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “окошки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы. Одним из приёмов работы над ошибками считается, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. У третьих лишь указывается строчка, на которой записано слово с ошибкой. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
nsportal.ru
№ | Орфограмма | Правило запоминаю! | Как работаю над ошибкой | ||||||||||||||||
1 | Большая буква в начале предложения. | Начало предложения пишу с заглавной буквы. | Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву. Наступила золотая осень. | ||||||||||||||||
2 | Заглавная буква в имени собственном. | Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы. | Выпиши слово без ошибок 1 раз, подчеркни заглавную букву, напиши еще 2 слова на это правило: Коля, Нева, Кижи, Барсик. | ||||||||||||||||
3 | Словарное слово. | Посмотри в словарик. Запомни, как пишется слово. | Напиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни гласную, которую надо запомнить: учени́к учени́к учени́к. Подобрать несколько родственных слов (воробей – воробушек, воробьишка, воробьиный). | ||||||||||||||||
4 | Пропуски букв, замена букв, недописки, искажения. Пропуск слова в предложении. | Пиши внимательно. | Напиши слово правильно 3 раза, раздели на слоги, подчеркни орфограмму, поставь ударение: са-до́в-ник са-до́в-ник са-до́в-ник. Написать предложение, подчеркнуть пропущенное слово. | ||||||||||||||||
5 | Деление на слоги. | Сколько в слове гласных, столько и слогов. | Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. | ||||||||||||||||
6 | Перенос слова. | Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку | Выпиши слово и раздели его для переноса: берёза бе-рёза берё-за; груп-па. | ||||||||||||||||
7 | Ударение. | Выдели голосом ударный слог. | Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно. | ||||||||||||||||
8 | Гласные после шипящих | жи — ши пишу с и ча — ща пишу с а чу — щу пишу с у | Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму: жизнь, пружина, жираф. | ||||||||||||||||
9 | Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн. | Пишу сочетания без мягкого знака. | Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. | ||||||||||||||||
10 | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. | Корни однокоренных слов пишутся одинаково. | Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму: поля́-по́ле. | ||||||||||||||||
11 | Мягкий знак — показатель мягкости. | Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму: мальчик, голубь. | |||||||||||||||||
12 | Разделительный мягкий знак. | Разделительный ь пишется после согласных перед гласными: е, ё, ю, я, и. | Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму: варенье, воробьи, крылья. | ||||||||||||||||
13 | Парные звонкие и глухие согласные. | Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными. | Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму: пруд – пруды, дуб – дубы. | ||||||||||||||||
14 | Удвоенная согласная. | Запомни. Пользуйся словарем. | Выпиши слово правильно, подчеркни двойную согласную, напиши еще 2 слова с двойной согласной: класс, аллея, теннис, тонна, килограмм, грамм. | ||||||||||||||||
15 | Знаки препинания в конце предложения. | Читай с интонацией. | Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания. Скоро в школу! | ||||||||||||||||
16 | Разделительный твёрдый знак. | Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я. | Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
17 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак. | Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму. | ||||||||||||||||
18 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Корни однокоренных слов пишутся одинаково. | Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму: сердце-сердечный | ||||||||||||||||
19 | НЕ с глаголами (орфограмма — пробел). | НЕ с глаголами пишется отдельно. | Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
20 | Гласные и согласные в приставках. | Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения. | Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
21 | Правописание приставок со словом. | Приставка — это часть сова. Она пишется слитно со словом. | Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки. | ||||||||||||||||
22 | Правописание предлога со словом (орфограмма — пробел). | Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму: по дороге, на дороге, около дороги. | ||||||||||||||||
23 | Правописание родовых окончаний имени существительного. | М.р. – нулевое , -а, -я Ж.р. -а, -я Ср.р. -о, -е | Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
24 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. |
| Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
25 | Правописание родовых окончаний имени прилагательного. | М.р. – ой, -ый, -ий Ж.р. -ая, -яя Ср.р. -ое, -ее | Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
26 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму. | |||||||||||||||||
27 | Предлог с местоимением | Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно. | Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
28 | Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов. | Если вопросе к глаголу заканчивается на ТЬ, то в глаголе пишется ТЬСЯ. | Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
29 | Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак. | Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму. | ||||||||||||||||
30 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю. У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я. | Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму. |
nsportal.ru
Работа над ошибками
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
a-school.ru
Как делать работу над ошибкамиШкола АБВ
Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы
Ошибка в написании букв
Буква прописывается каллиграфически правильно всю строку.
Точка, вопросительный знак, восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь нужный знак.
Пример: Таллинн – столица нашей Родины.
Мягкий знак на конце и в середине слова
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова.
Пример: ель, тень, пень, мальчик, школьник, коньки.
Гласные после шипящих: жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова.
Пример: машина, малыши, шишка.
Неправильный перенос.
Выпиши слово, деля его для переноса. Напиши слово целую строку.
Безударная гласная, проверяемая ударением.
Безударную гласную проверь ударением. Поставь ударение.
Пример: волны – волна, горы – гора.
Безударная гласная, непроверяемая ударением.
Напиши слово правильно три раза. Поставь ударение
Пример: ребята, ребята, ребята.
Парные звонкие и глухие согласные.
Проверь согласную.
Пример: морозы – мороз, глаза – глазки.
Большая буква.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова.
Пример: Таня, Саша, Андрей.
Разделительный мягкий знак (Ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова.
Пример: вьются, листья, соловьи.
Двойные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова. Раздели слова для переноса.
Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лек-тив.
Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
Пример: звезда – звёздочка – звёздный.
Разделительный твёрдый знак (Ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Пример: съезд, объём, объявление.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Пример: полетел, побежал, подержал, подкинул, подписал, подпрыгнул.
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Приставку выдели.
Пример: заехал, уехал, переехал.
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Между предлогом и словом поставь вопрос или другое слово.
Пример: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова на это правило.
Пример: луч (м. р.), товарищ (м. р.), шалаш (м. р.), мышь (ж. р.), печь (ж. р.).
НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё два слова на это правило.
Пример: не выучил, не знал, не бегал.
Разбор предложения по членам предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами.
Пример: Седые туманы плывут к облакам. Туманы (какие?) седые, плывут (куда?) к облакам.
Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Пример: Белые облака плывут над землёй.
www.shkola-abv.ru