Что такое рефлекс условный и безусловный: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, 8 класс.

§1. Условные и безусловные рефлексы

Отличия условных рефлексов от безусловных. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.

Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.

Биологическое значение условных рефлексов. Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.

), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.

При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие. Поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.

Условия образования условного рефлекса. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван И. П. Павловым потому, что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.

Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом. Таким путем образуются условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка. Удалось образовать в эксперименте условные рефлексы третьего, четвертого порядков. Рефлексы эти, как правило, нестойкие. У детей удалось выработать рефлексы шестого порядка.

Возможность выработки условных рефлексов затрудняют или полностью исключают сильные посторонние раздражители, болезнь и др.

Что бы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога. При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).

Механизм образования условного рефлекса. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (рис. 15).

Вначале индифферентный раздражитель, если он является новым и неожиданным, вызывает общую генерализованную реакцию организма — ориентировочный рефлекс,который И. П. Павлов назвал исследовательским или рефлексом «что такое?». Любой раздражитель, если он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот глаз, ушей в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение, генерализованные изменения электрической активности мозга — альфа-ритм сменяется быстрыми колебаниями (бета-ритм).

Эти реакция отражают общее генерализованное возбуждение. При повторении раздражителя, если он не становится сигналом к определенной деятельности, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она на него даст общую ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет. Подкрепим теперь звучащий звонок едой. При этом в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения — один в слуховой зоне, а другой в пищевом центре (это участки коры, которые возбуждаются под влиянием запаха, вкуса еды). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникнет (замкнется) временная связь.

В ходе дальнейших исследований были получены факты, свидетельствующие о том, что замыкание временной связи идет не только по горизонтальным волокнам (кора — кора). Разрезами серого вещества разобщали у собак разные участки коры, однако это не препятствовало образованию временных связей между клетками этих участков.

Это дало основание полагать, что в установлении временных связей важная роль принадлежит и путям кора — подкорка — кора. При этом центростремительные импульсы от условного раздражителя через таламус и неспецифическую систему (гиппокамп, ретикулярная формация) поступают в соответствующую зону коры. Здесь они перерабатываются и по нисходящим путям достигают подкорковых образований, откуда импульсы приходят снова в кору, но уже в зону представительства безусловного рефлекса.

Что происходит в нейронах, участвующих в образовании временной связи? По этому поводу есть различные точки зрения. Одна из них главную роль отводит морфологическим изменениям в окончаниях нервных отростков.

Другая точка зрения о механизме условного рефлекса основывается на принципе доминанты А. А. Ухтомского. В нервной системе в каждый момент времени имеются господствующие очаги возбуждения — доминантные очаги. Доминантный очаг имеет свойство притягивать к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого усиливаться.

Например, при голоде в соответствующих участках центральной нервной системы возникает стойкий очаг с повышенной возбудимостью —пищевая доминанта. Если голодному щенку дать лакать молоко и одновременно начать раздражать лапу электрическим током, то щенок не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью. У сытого щенка раздражение лапы электрическим током вызывает реакцию ее отдергивания.

Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в центре условного раздражителя. По мере сочетаний этих двух возбуждений образуется временная связь.

Многие исследователи считают, что в фиксации временной связи ведущая роль принадлежит изменению синтеза белка; описаны специфические белковые вещества, связанные с запечатлеванием временной связи. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения. Однако механизмы памяти не могут быть сведены к механизмам «ременной связи.

Имеются данные о возможности сохранения следов на уровне единичных нейронов. Хорошо известны случаи запечатлевания от однократного действия внешнего стимула. Это дает основание считать, что замыкание временной связи является одним из механизмов памяти.

Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Описано два типа торможения условных рефлексов — внутреннее и внешнее.

Безусловное, или внешнее, торможение. Этот тип торможения имеет место в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса.

Иногда это торможение условных рефлексов называют индукционным торможением.

Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.

К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.

Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.

Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.

Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.

Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.

Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель—сигнал (например, звонок), а через 1—5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2—3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2—3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2—3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.

Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится. От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизился к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы. Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм. В лаборатории И. П. Павлова удалось, например, выработать такую дифференцировку: 100 ударов метронома в минуту подкрепляли пищей, а 96 ударов не подкрепляли. После нескольких повторений собака отличала 100 ударов метронома от 96: на 100 ударов у нее текла слюна, на 96 ударов слюна не отделялась.Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.

Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. ;г Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо —все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке. Вспомним, как трудно «переучить» ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом и т. п. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.

Динамический стереотип является одним из проявлений системной организации высших корковых функций, направленных на обеспечение стабильных реакций организма.

Условный рефлекс или эксперимент «Собака Павлова»

Условный рефлекс – это реакция, выработанная организмом в результате систематически и многократно повторяющегося действия. 

Условный рефлекс вырабатывается в определенных условиях, связан с обстоятельствами, временем, частотой воздействия раздражителя и наличием стимула.

Основателем теории является И.П. Павлов – ученый, начавший изучение условных и безусловных рефлексов и сформулировавший классические методики изучения данного рефлекса. “Павловский эксперимент” начинают изучать в рамках школьного курса.

Цели исследования

Павлов проводил исследования с целью изучения поведенческих реакций, возможностей организма и степени влияния на рефлексы различных факторов. 

В ходе работ он доказал, что условный рефлекс формируется в результате систематического и частого наложения случайного сигнала на безусловный рефлекс, и является индивидуальным для каждой особи.  

Объектом первоначального исследования ученого стало изучение функции органов желудочно-кишечного тракта (эксперимент проводился на собаках), и эта работа принесла И.П.Павлову Нобелевскую премию, потому что помимо узкоспециализированных задач, работа Павлова показала широкие аспекты возможностей организма животного и человека.

Как шел эксперимент?

Серия экспериментов по изучению работы пищеварительного тракта была основана на формировании условного рефлекса на прием пищи у собак, при этом использовались безусловный раздражитель (пища) и нейтральный стимул (включение лампочки). Получение пищи, подкрепленное вспышкой света, вызывало слюноотделение, через определенное количество таких повторяющихся циклов слюноотделение вызывалось лишь включением лампочки (нейтральный стимул). 

Исследователи наблюдали за временем появления слюноотделения при помощи фистулы (сформированного канала, позволяющего секрету выделяться во внешнюю среду). Эксперимент показал, что слюноотделение у собаки длительно сохранялось на вспышку света и при отсутствии пищи. Именно этот эксперимент лег в основу изучения условных рефлексов.

В дальнейшем меняли раздражители, которые бы предваряли прием пищи, например, шаги хозяина, звуковые сигналы. Это позволило говорить о взаимосвязи психофизиологических процессов в организме, в том числе, и человека.

В еще один эксперимент был реализован через «ложное кормление». Для этой цели в нижней челюсти собаки оперативным путем формировали отверстие, и корм попросту не попадал в желудок, выпадая наружу, однако из фистулы желудка выделялся пищеварительный сок.

Вывод, сделанный учеными — условный рефлекс руководит сознанием, может управлять работой внутренних органов и систем. При этом, условный рефлекс возникает у особи в течении жизни и не закрепляется генетически, то есть не передается по наследству.

Используя принцип формирования условных рефлексов можно воспитывать и дрессировать животных, обучать их необходимым навыкам.  

Например, в результате очередных экспериментов удалось отучить койотов нападать на овец: в месте обитания хищников разбрасывали баранину, пропитанную отравляющим веществом. Хищники не погибали, но страдали от недомогания с тошнотой, рвотой, диареей, расстройством аппетита. И через некоторое время у койотов полностью пропало желание употреблять баранину, и они прекратили нападение на овец.

Эффект «собаки Павлова» широко применяется в жизни, охватывая культурную, социально-политическую, экономическую сферы. Например, бар, казино, заведения для азартных игр, реклама — принцип действия основан на выработке условного рефлекса. 

Условные рефлексы используют в некоторых методиках психотерапевтического воздействия (метод положительного и отрицательного подкрепления). 

Уникальные наблюдения и опыты легли в основу многих научных трудов и работ по неврологии, психиатрии, физиологии.

 

Разница между условным раздражителем и безусловным раздражителем

Ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем заключается в том, что условный раздражитель вызывает заученный ответ на ранее нейтральный раздражитель, в то время как безусловный раздражитель вызывает ответ без какого-либо предварительного обучения.

Стимул — это любой внутренний или внешний объект, который заставляет нашу нервную систему реагировать на него. Они вызывают реакцию в органе или клетке. В результате раздражители вызывают поведенческие реакции у человека или животного. Условные и безусловные раздражители представляют собой два типа раздражителей, которые вызывают реакции у людей или животных. Условный раздражитель – это выученный раздражитель. Напротив, безусловный раздражитель — это любой раздражитель, который естественным образом и автоматически вызывает определенную реакцию. Эта реакция не является продуктом усвоенного поведения, как условный раздражитель.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое условный раздражитель
3. Что такое безусловный раздражитель
4. Сходства между условным раздражителем и безусловным раздражителем
5. Сравнение бок о бок – условный раздражитель и безусловный раздражитель в табличной форме
6. Резюме

Что такое условный раздражитель?

Условный раздражитель является нейтральным стимулом к ​​переживанию. Это продукт усвоенного поведения. Более того, это один из компонентов кондиционирования. Реакция на условный раздражитель вырабатывается с течением времени после многократного воздействия. Условные раздражители также называются классическое кондиционирование или кондиционирование по Павлову . Наиболее распространенным примером является эксперимент, проведенный русским ученым Иваном Павловым с собаками. Во время своего эксперимента он заметил, что у собак начиналось выделение слюны в ответ на тон (звук колокольчика). Он понял, что звук сочетается с подачей еды. Этот процесс был обусловлен выученной реакцией. В этом эксперименте звук является условным раздражителем, а слюноотделение — условной реакцией.

Рисунок 01: Классическое кондиционирование

Другой пример классической обусловленности можно объяснить следующим образом. У некоторых есть привычка ходить на кухню перекусить всякий раз, когда идет рекламная пауза во время просмотра любимого телешоу. Это происходит из-за классического кондиционирования.

Что такое безусловный раздражитель?

Безусловный раздражитель — это все, что естественным образом и автоматически вызывает реакцию. Ответ является безусловным ответом, который происходит без какого-либо предварительного обучения. Другими словами, это происходит автоматически. Нет необходимости учиться реагировать на безусловный раздражитель.

Рисунок 02: Безусловный раздражитель

Например, если вы случайно дотронетесь до горячей сковороды, вы немедленно уберете руку. Непосредственная реакция, которую вы дали, является безусловным ответом на безусловный раздражитель. Другой пример — чувство голода при запахе еды. Запах пищи — безусловный раздражитель, а чувство голода — реакция. Другим примером безусловного раздражителя является поцелуй, повышающий частоту сердечных сокращений. Здесь повышенная частота сердечных сокращений является безусловной реакцией. Во всех трех примерах реакция происходит естественно и автоматически.

Каковы сходства между условным раздражителем и безусловным раздражителем?

  • Условные и безусловные раздражители представляют собой два типа раздражителей, вызывающих реакции в нервной системе человека и животных.
  • И условный, и безусловный раздражители вызывают одинаковую реакцию.
  • Когда нейтральный раздражитель ассоциируется с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем.

В чем разница между условным раздражителем и безусловным раздражителем?

Условный раздражитель — это ранее нейтральный раздражитель. Напротив, безусловный раздражитель — это раздражитель, который вызывает естественную и автоматическую реакцию. Итак, в этом ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем. Более того, условный раздражитель вызывает заученную реакцию, а безусловный раздражитель вызывает реакцию, которая не требует предварительного обучения.

В таблице ниже приведены различия между условным раздражителем и безусловным раздражителем.

Резюме – условный раздражитель в сравнении с безусловным раздражителем

Условный раздражитель вызывает усвоенную реакцию, тогда как безусловный раздражитель вызывает естественную и автоматическую реакцию, которая является врожденной и не требует предварительного обучения. Таким образом, в этом ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем. Кроме того, за условным раздражителем следует безусловный раздражитель. Когда нейтральный раздражитель связан с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем. Наконец, он производит условный ответ.

Ссылка:

1. «Определение условного раздражителя и его роль в психологии | Лучше помогите». Betterhelp.Com, 2020, доступно здесь.
2. «Что такое безусловная реакция в психологии?». Verywell Mind, 2020, доступно здесь.

Изображение предоставлено:

1. «Классическая диаграмма кондиционирования» Салехи.с — собственная работа (CC BY-SA 4.0) через Commons Wikimedia
2. «Imgnotraçat arc reflex eng» Марта Агуайо — собственная работа (CC BY-SA 3.0) через Commons Wikimedia

Какой пример условного рефлекса? A. Глаза закрыты, когда в них что-то попадает. Б. Рука поднималась при проколе иглой. C. Слюноотделение у голодной собаки в ответ на звон колокольчика. D. Переваренная пища продвигается вперед по пищеварительному каналу.

Ответить

Проверено

244,5 тыс.+ просмотров

Подсказка: Рефлекс — это непроизвольное или произвольное действие, которое наше тело выполняет в ответ на что-либо, даже не задумываясь об этом.
Например: когда свет действует как раздражитель, зрачок глаза изменяется в размере.
Коленный рефлекс в ответ на удар или притопывание ногой.

Полный ответ:
Чтобы решить этот вопрос, нам нужно знать о рефлексах и типах рефлексов.
Рефлекс: Это непроизвольное и произвольное действие, когда наше тело реагирует на что-то, даже не думая об этом.
Бывает двух видов:
— Условный рефлекс.
— Безусловный рефлекс.

Весь процесс ответа на раздражение периферической нервной системы, который происходит непроизвольно, т. е. без усилия или мысли, и требует вовлечения части центральной нервной системы и известен как рефлекторное действие.
Рефлекторный путь состоит как минимум из одного афферентного и одного эфферентного нейронов, расположенных последовательно.

Условный рефлекс: условный рефлекс – это стимул, который связан с другим раздражителем, и возникает реакция.
Например: слюноотделение у голодной собаки в ответ на звон колокольчика.

Безусловный рефлекс: Безусловный рефлекс — это реакция на данный раздражитель.
Например: Глаза закрываются, когда что-либо входит в них, Рука убирается при проколе иглой, и переваренная пища продвигается по пищеварительному каналу.

Итак, правильный вариант — вариант c. слюноотделение у голодной собаки в ответ на звон колокольчика.

Примечание: Нервный импульс передается от одного нейрона к другому через соединения, называемые синапсами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *