Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ
Категория
Сборники
Учебники
Монографии
Журналы
Дисциплина
Логика
История философии
Онтология
Философия культуры
Философия науки
Философия образования
Философия политики и права
Философия религии
Философия сознания
Эпистемология
Эстетика
Этика
Традиции
Прагматизм
Аналитическая философия
Античность
Возрождение
Восточная философия
Немецкая классическая философия
Новое время
Русская философия
Спиритуализм
Средние века
Структурализм
Феноменология
Экзистенциализм
Рассылка статей Не пропускайте свежие обновленияСоциальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE × youtube.com/subscribe_embed?usegapi=1&channelid=UCei3l9jF1JnpuGp9ok855pg&layout=full&count=default&origin=http%3A%2F%2Fphilosophy.ru&gsrc=3p&ic=1&jsh=m%3B%2F_%2Fscs%2Fapps-static%2F_%2Fjs%2Fk%3Doz.gapi.ru.HkKuyVem23E.O%2Fm%3D__features__%2Fam%3DQQE%2Frt%3Dj%2Fd%3D1%2Frs%3DAGLTcCMIh4POfb46DDajeG-YsNYWbraL6Q#_methods=onPlusOne%2C_ready%2C_close%2C_open%2C_resizeMe%2C_renderstart%2Concircled%2Cdrefresh%2Cerefresh%2Conload&id=I0_1527683046703&_gfid=I0_1527683046703&parent=http%3A%2F%2Fphilosophy.ru&pfname=&rpctoken=71726566″ data-gapiattached=»true»>ВКонтакте
Расширенный поиск
Скачать
Издательство:
ИФ РАН
ISBN 978-5-9540-0232-4. Для цитирования:Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИФ РАН, 2012. – 181 с.
Предоставлено Институтом философии РАН
Аннотация
Содержание
В книге обсуждаются современные дискуссии о релятивизме в эпистемологии и философских науках в целом. Представлены разные точки зрения, показаны различия между релятивизмом и реляционизмом, плюрализмом, скептицизмом. Проанализированы релятивистские идеи в разных сферах философского и научного знания. Среди исследуемых проблем – фундаментальные проблемы концептуализации релятивизма и его видов, а также более специфические проблемы – такие как социологизм в эпистемологии, проблема ценности истины в скептицизме и релятивизме, релятивизм в социальном конструкционизме, релятивизм и универсализм в работах Жака Деррида и др. Книга предназначена для специалистов в области теории познания и философии науки и всех,
Предисловие .
………………………………………………………………………………………………….3Лекторский В.А.
Релятивизм, плюрализм и диалог……………………………………………………………….5
Дубровский Д.И.
Многоликий «релятивизм» (о необходимости
его концептуального истолкования в общефилософском плане)………………..29
Левин Г.Д.
Релятивизм и реляционизм (к истории проблемы)…………………………………….40
Пружинин Б.И.
Социологизм в эпистемологии (критические заметки) ……………………………..61
Черткова Е.Л.
Проблема ценности истины в скептицизме и релятивизме………………………..80
Иванов Д.В.
Онтологический статус интенциональных объектов ……………………………….103
Труфанова Е.О.
О некоторых аспектах релятивизма в социальном
конструкционизме: политкорректность и феминистская философия ……….116
К вопросу о релятивизме и универсализме применительно
к концепции Жака Деррида. ……………………………………………………………………135
Абрамова Н.Т.
Убеждение и воззрение: грани относительности,
истоки и основания сохранения ……………………………………………………………..163
Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Релятивизм — понятие и значение
Рассмотрим что означает понятие и значение слова релятивизм (информация предоставлена intellect.icu). 1. Методологический принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно.
В философии: методологическая позиция, сторонники к-рой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности.
1. Релятивизма, множественное число нет, (от латинское relativus — относительный) ( научное ). 1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными ( философия ). 2. Приверженность к «принципу относительности», к учению Эйнштейна.
РЕЛЯТИВИЗМ
(от лат. relatio — отношение). Учение об относительности всякого познания в зависимости от познающего субъекта. (Протатор: человек есть мера всех вещей) или от законов сознания (Конт).
-а, м.
Методологический принцип, состоящий в отрицании возможности познания объективной истины на основании якобы полной относительности всех наших знаний.
Релятивизм, как основа теории познания, есть не только признание относительности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человечества существующей, мерки или модели, к которой приближается наше относительное познание. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
{От лат. relativus — относительный}
Часть речи
Имя существительноеСловоформы
релятивизма, релятивизму, релятивизмом, релятивизме, релятивизмы, релятивизмов, релятивизмам, релятивизмами, релятивизмахСинонимы wiki
относительность, признание относительности человеческих знанийЦифровое произношение
Используя технологию и алгоритмы для преобразования «Релятивизм» в числовой формат с целью облегчения их поиска, классификации или сопоставления для достижения цифрового произношения алгоритмами soundex-Р431, для metaphone-«рилaтивизм» и для double-metaphone RLTF.Рифмы
Данное слово имеет следующие слова- полные рифмы: атавизм, большевизм, интуитивизм, коллективизм, компаративизм, конструктивизм, меньшевизм, объективизм, отзовизм, панславизм, перспективизм, релативизм, скандинавизм, субъективизм, суперлативизмСм. также
3. Виды и формы культуры
… и восточные традиции позволяют выяснить причины возникновения и сущность .этого феномена Культурный релятивизм должен применяться не только в процессе научного анализа ., но и в повседневных взаимодействиях представителей … … в процессе научного анализа ., но и в повседневных взаимодействиях представителей разных культур Прививки культурного релятивизма происходит сложно , он требует понимания необычных ценностей . и норм , отказа от культурных стандартов … (Социально-политические студии)
Открытый и закрытый индивидуализм, тождество личности
… на вопрос о личной идентификации , современные философы все больше . и больше прибегают к теории релятивизма , или к утверждению лингвистической .неопределенности Краткое описание Для объяснения открытого индивидуализма проще … (Философия)
1000 онлайн тестов по философии с ответами схемами и инфографикой
… Сведение высших форм движения материи к низшим носит название :. а) эмпиризма ; б) формализма ; в) релятивизма ; *г) редукционизма ; д) агностицизма Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др . ) к механической … … всех форм движения (в том числе биологической и др . ) к механической носит название :. а) формализма ; б) релятивизма ; *в) механицизма ; г) эмпиризма ; д) агностицизма Объективный идеализм признает следующее положение :. а) мир состоит … (Философия)
Прагматизм как направление в философии понятие и критика
. .. затем развита Ричардом Рорти , позже перешедшим на. позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское . направления Кроме них существует … (Философия)
Квалиа как сенсорные и чувственные явления — философия сознания
… о реальности , предположительно находящейся за ее пределами . Он убежден , что такая неопределенность ведет в опасные области релятивизма . и солипсизма : релятивизм рассматривает всю истину как определенную одним наблюдателем ; солипсизм , в. котором … (Философия)
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
… лишь в. мире природы Понимание культур как абсолютно своеобразных и непостижимых друг для друга . оборачивается релятивизмом , отрицанием единого исторического процесса развития человечества В дальнейшем эти представления легли в основу .
рельсы
релятивист
Релятивизм | Coursera
Релятивизм
7,430 уже зачислены
Курс
Получить представление о теме и изучить основы
Преподаватель: Annalisa Coliva
Включено в Coursera Plus
(37 отзывов)
Средний уровень
Предыдущий опыт не требуется
Прибл. 10 часов на выполнение
3 недели по 3 часа в неделю
Гибкий график
Учитесь в удобном для вас темпе
Подробности, которые нужно знать
Общий сертификат
Добавьте в свой профиль LinkedIn
Тесты и оценки
0 тестов, 4 оценки 90 003
Английский
Субтитры: португальский (европейский), русский,
Языки
Доступно на английском языке
Субтитры: португальский (европейский), русский, английский, итальянский, французский, испанский
Подробнее о Курсера для бизнеса
В этом курсе 4 модуля.
Релятивизм — древнее философское учение, неоднократно повторявшееся в истории философии. Она также вышла за пределы этой дисциплины, поскольку сформировала большую часть методологии антропологии и социологии, а также критической теории и литературоведения. Хотя релятивизм часто выступает за его предполагаемую терпимость к различиям, он имеет глубокие последствия для того, как мы думаем о реальности, для возможности познания как в фактической, так и в моральной областях, и может породить практику двойных стандартов.
Добро пожаловать в Модуль 1: Введение в релятивизм. В этом модуле мы рассмотрим, как текущие проблемы в публичных дебатах (отрицание изменения климата, фальшивые новости, скептицизм в отношении вакцин, религиозный и политический экстремизм) зависят от релятивизма и как релятивизм можно рассматривать как источник добра, продвигая плюрализм и терпимость. Мы начнем с определения релятивизма и рассмотрим его различные формы, включая безупречное несогласие, релятивизм различия и локальный и глобальный релятивизм.
Что включено
2 видео1 чтение1 тест
2 видео•Всего 22 минуты
- Введение в релятивизм•5 минут•Модуль предварительного просмотра
- Панельная дискуссия•17 минут
1 чтение•Всего 75 минут
- Что и почему в релятивизме•75 минут
1 тест•Всего 30 минут
- Введение в релятивизм•30 минут
Добро пожаловать в Модуль 2: Алетический релятивизм. На этой неделе мы исследуем структуру алетического релятивизма в философии Протагора, изучим структуру современного алетического релятивизма и выявим основные возражения против обеих форм алетического релятивизма.
Что включено
1 видео1 чтение1 тест
1 видео•Всего 8 минут
- Алетический релятивизм•8 минут•Модуль предварительного просмотра
1 чтение•Всего 75 минут
- Алетический релятивизм: релятивизация истины•75 минут
1 тест•Всего 30 минут
- Алетический релятивизм•30 минут
Добро пожаловать в модуль 3: Эпистемический релятивизм. В этом модуле мы исследуем структуру эпистемического релятивизма и определим, как эпистемологический релятивизм можно использовать для объяснения важных событий в истории науки и решающих открытий в антропологии. Мы также рассмотрим основные возражения против эпистемического релятивизма и исследуем, как данные, предоставляемые историей науки и антропологии, могут быть поняты без обращения к эпистемическому релятивизму.
Что включено
1 видео1 чтение1 тест
1 видео•Всего 8 минут
- Эпистемический релятивизм•8 минут•Модуль предварительного просмотра
1 чтение•Всего 75 минут
- Эпистемический релятивизм: относительное знание и обоснование•75 минут
1 тест•Всего 30 минут
- Эпистемический релятивизм•30 минут
Добро пожаловать в Модуль 4: Моральный релятивизм. В этом модуле мы исследуем структуру и рамки этического релятивизма и рассмотрим алетический релятивизм и релятивизм дистанции применительно к этике. Мы определим основные возражения против этих форм этического релятивизма и признаем сложность формулирования последовательного релятивистского предложения. Наконец, участников курса просят применить свое понимание одной из форм релятивизма и создать презентацию, чтобы поделиться своей личной точкой зрения.
Что включено
1 видео2 чтения1 тест
1 видео•Всего 10 минут
- Моральный релятивизм•10 минут•Модуль предварительного просмотра
2 чтения•Всего 105 минут
- Этический релятивизм: релятивизация морали•75 минут
- Эпилог•30 минут
1 тест•Всего 30 минут
- Моральный релятивизм•3 0 минут
Инструктор
Рейтинги инструктораРейтинги инструкторов
Мы попросили всех учащихся оставить отзыв о наших инструкторах, основываясь на качестве их стиля преподавания.
3.9 (7 оценок)Аннализа Колива
Калифорнийский университет в Ирвине
1 Курс • 7 430 учащихся
Предлагается
9 0003Калифорнийский университет в Ирвине
Предлагается
Калифорнийский университет в ИрвинеС 1965 года Калифорнийский университет в Ирвине сочетает в себе сильные стороны крупного исследовательского университета с щедростью несравненного местоположения в Южной Калифорнии. Непоколебимая приверженность UCI строгим академическим наукам, передовым исследованиям, а также лидерству и развитию характера делает кампус движущей силой инноваций и открытий, которые во многих отношениях служат нашим местным, национальным и глобальным сообществам.
Получите профессиональный сертификат
Добавьте эти учетные данные в свой профиль LinkedIn, резюме или CV
Поделитесь ими в социальных сетях и в своем обзоре эффективности
Почему люди выбирают Coursera для своей карьеры
Фелипе М.
Учащийся с 2018 года
«Возможность проходить курсы в своем собственном темпе и ритме была потрясающим опытом. Я могу учиться, когда это соответствует моему расписанию и настроению.»
Дженнифер Дж.
Учащийся с 2020 г.
«Я напрямую применил концепции и навыки, полученные на курсах, в новом интересном проекте на работе.»
Ларри В.
Учащийся с 2021 года
«Когда мне нужны курсы по темам, которых нет в моем университете, Coursera — одно из лучших мест».
Чайтанья А.
«Обучение — это не просто умение лучше выполнять свою работу: это гораздо больше. Coursera позволяет мне учиться без ограничений».
Отзывы учащихся
9Показано 3 из 37 0038,10%
5,40%
5,40%
B 9 0003
BF
5Отзыв от 7 сентября 2020 г.
Это отличный курс. Спасибо. Я искал полный МООК по релятивизму и очень рад, что нашел этот. Я вернусь, чтобы пройти еще курсы философии UCI, Мир.
Посмотреть другие обзоры
Откройте новые двери с Coursera Plus
Неограниченный доступ к более чем 7000 курсов мирового уровня, практическим проектам и готовым к работе сертификационным программам — все это включено в вашу подписку 0010
Получите степень в университетах мирового уровня — 100% онлайн
Изучите степениПрисоединяйтесь к более чем 3400 компаниям со всего мира, которые выбирают Coursera для бизнеса
Повысьте квалификацию своих сотрудников, чтобы они преуспели в цифровой экономике
Узнайте большеЧасто задаваемые вопросы
Доступ к лекциям и заданиям зависит от типа вашей регистрации. Если вы пройдете курс в режиме аудита, вы сможете увидеть большинство материалов курса бесплатно. Чтобы получить доступ к оцениваемым заданиям и получить сертификат, вам необходимо приобрести сертификат во время или после аудита. Если вы не видите опцию аудита:
Курс может не предлагать вариант аудита. Вместо этого вы можете попробовать бесплатную пробную версию или подать заявку на финансовую помощь.
Вместо этого курс может предлагать «Полный курс, без сертификата». Эта опция позволяет просмотреть все материалы курса, отправить необходимые оценки и получить итоговую оценку. Это также означает, что вы не сможете приобрести сертификат.
При покупке сертификата вы получаете доступ ко всем материалам курса, включая оцениваемые задания. По завершении курса ваш электронный сертификат будет добавлен на вашу страницу достижений — оттуда вы можете распечатать свой сертификат или добавить его в свой профиль LinkedIn. Если вы хотите только читать и просматривать содержание курса, вы можете пройти бесплатный аудит курса.
Вы имеете право на полный возврат средств в течение двух недель после даты оплаты или (для только что запущенных курсов) в течение двух недель после начала первого занятия курса, в зависимости от того, что наступит позже. Вы не можете получить возмещение после получения сертификата о прохождении курса, даже если вы прошли курс в течение двухнедельного периода возврата средств. См. нашу полную политику возврата средств. Открывается в новой вкладке.
Да. В некоторых учебных программах вы можете подать заявку на финансовую помощь или стипендию, если вы не можете позволить себе вступительный взнос. Если для выбора программы обучения доступна финансовая помощь или стипендия, вы найдете ссылку для подачи заявки на странице описания.
Дополнительные вопросы
Посетите центр помощи учащимся
15 Примеры морального релятивизма (2023)
Моральный релятивизм — это точка зрения, которая отвергает существование любых объективных, абсолютных или универсальных моральных истин, определяющих нашу мораль.
Вместо этого моральный релятивизм и моральные релятивисты утверждают, что то, что является моральным, зависит от того, где находится человек, и от контекста, в котором живет человек, который определяет, что они считают моральным поведением или поведением.
Другими словами, то, что вы считаете нравственным, полностью зависит от того, кто вы есть, и от культурного контекста, в котором вы выросли.
Моральный релятивизм противостоит моральному объективизму, утверждающему, что существуют объективные и абсолютные моральные истины, которые не зависят от того, где человек находится по отношению к таким истинам. Напротив, для морального релятивиста мораль — это только то, что мы считаем моральным, , а не основанное на фундаментальном правиле, которое работает для всех.
15 Примеры морального релятивизма
1. Употребление в пищу свинины
В иудаизме существует правило, запрещающее есть любое животное, у которого нет раздвоенных копыт и/или которое не жует жвачку.
Левит 11:13 говорит: «Вы можете есть любое животное, у которого раздвоенное копыто, полностью раздвоенное, и которое жует жвачку… И свинья, хотя у нее раздвоенное копыто, полностью раздвоенное, не жует жвачки; они нечисты для вас».
Для людей, верящих в иудаизм, есть свинину — это неправильно и нарушает объективный моральный стандарт, который был дарован им их Богом.
Если бы вы спросили человека другой религии, согласны ли они с евреями в том, что есть свинину неправильно, они смогли бы признать, что это неправильно — на евреев.
Однако они не могут сказать, что это неправильно на каком-либо объективном или универсальном уровне. Нееврей вполне может есть свинину!
Именно это отличает моральный релятивизм от других моральных систем; то, что неправильно, зависит от того, как человек относится к тому, что он или она считает неправильным.
Евреи объективно считают, что есть свинину неправильно и нарушает универсальную нравственную истину (как продиктовано их богом).
С точки зрения морального релятивизма мы можем видеть, как евреи принимают религиозный закон за Истину , но также и то, что другие так не считают.
Здесь мы видим, как вера зависит от того, где этот человек находится в мире (в географическом, культурном и историческом контексте).0003
2. Опоздание
Сценарий : Сэм и Эндрю хорошие друзья, но Сэм знает, что Эндрю всегда опаздывает, когда они что-то планируют. Сэм считает неправильным, что Эндрю такой медлительный человек; тогда как Эндрю вообще не думает об этом, и он думает, что Сэм слишком чувствителен.
Если рассматривать этот сценарий с точки зрения морального релятивизма, какой вывод мы можем сделать о поведении Эндрю?
Можно сказать, что поведение Эндрю неправильно; однако мы бы не сказали, что это неправильно в объективном смысле.
Скорее, мы можем сказать, что поведение Эндрю неправильное, согласно Сэму , который считает поведение Эндрю неправильным (учитывая, где Сэм находится в контексте мира и где он находится по отношению к Эндрю).
3. Веганство
Некоторые люди ведут веганский образ жизни, потому что считают неправильным есть животных, поскольку животные — разумные существа, способные испытывать удовольствие и боль.
Однако большая часть мира так не смотрит на вещи. Большинство людей с удовольствием едят мясо и не возражают против него с моральной точки зрения. Это потому, что они не верят, что причинение боли животным является моральной проблемой.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой морального релятивизма: в зависимости от позиции человека что-то либо совершенно нормально, либо очень безнравственно, и здесь трудно найти объективный моральный абсолют. Это зависит от человека, чтобы решить, что является моральным, а что нет в ситуации, основанной на его фундаментальной системе убеждений.
4. Оплата счетов по кредитным картам
У меня есть друг, который переехал из Англии в Австралию и оставил свои долги по кредитным картам. Он просто перестал им платить, и компании, выпускающие кредитные карты, не могли его отследить, поскольку он не предоставил адрес для пересылки.
Мы спорили о моральности этой ситуации, и ни один из нас не мог изменить мнение другого. С его точки зрения, он никому не причинял вреда. Это была акция без жертв. Компании, выпускающие кредитные карты, огромны, и его небольшой поступок не повлиял на их прибыльность и не причинил вреда никому.
Тем не менее, с моей точки зрения, он заключил добросовестное соглашение с компанией, выпускающей кредитные карты, и выполнить это соглашение было его моральным долгом. В суде судья, скорее всего, согласится со мной. Но с его моральной точки зрения он не сделал ничего плохого. Мы были по разные стороны морального барьера.
5. Уклонение от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов технически не является незаконным, но многие люди не одобряют его. И все же люди, которые этим занимаются, утверждают, что они выступают против морального возмущения слишком высокими налогами!
Здесь мы сталкиваемся с еще одним примером морального релятивизма.
С одной стороны люди, которые считают, что мы живем в обществе и все мы должны честно и добросовестно платить налоги с того, что зарабатываем. Если мы зарабатываем больше денег, мы должны больше отдавать обществу.
С другой стороны, у нас есть люди, которые смотрят на правительство как на людей, совершающих аморальные поступки. Как они посмели забирать 40% моего дохода каждую неделю! Я мог бы использовать эти деньги, чтобы помочь моей семье!
В результате они принимают наличные платежи за услуги, чтобы их нельзя было отследить, открывают оффшорные банковские счета или нанимают бухгалтеров для поиска юридических лазеек, чтобы они могли сохранить больше своих денег.
6. Демонстративное потребление
В капиталистических обществах демонстративное потребление или чрезмерные траты на дорогие и роскошные товары рассматриваются как признак богатства и статуса. Но в других обществах это рассматривается как дерзость и самолюбование.
Некоторые философы придерживаются мнения, что демонстративное потребление аморально и отвратительно, учитывая, что во всем мире так много людей нуждаются.
Питер Сингер — философ, известный своими взглядами на права животных и утилитаризм. По словам Сингера, когда мы оказываемся в состоянии помочь кому-то в нужде — даже если помощь этому человеку дорого обходится нам — мы сталкиваемся с моральным обязательством сделать это.
Моральный релятивизм утверждает, что у нас есть моральное обязательство, только если мы думаем, что оно у нас есть. Другими словами, если вы не чувствуете морального долга перед , значит, так и есть!
Зингер, напротив, скорее всего, заявил бы, что существует моральное обязательство, независимое от того, считаем ли мы его таковым или нет.
7. Чаевые официанту
Там, где я вырос в Австралии, чаевые не давали, поскольку считалось, что работодатель должен платить официанту прожиточный минимум. Когда я переехал в Канаду, я быстро понял, что, если я не даю чаевые, я нарушаю табу!
Здесь мы видим контекстуальное разделение морали. Я считал моральным долгом работодателя платить официанту заработную плату, указанную в меню ресторана. В моем новом обществе считалось, что моральный долг клиента заключался в том, чтобы напрямую платить заработную плату серверу 9.0344 поверх плата указана в меню.
Трудно сказать, что здесь есть моральный абсолют. Скорее, мораль возникает из того, с чем соглашается общество, а не из фундаментального правила, которое может распространяться на все культуры. В стиле истинного морального релятивизма: мораль — это только то, что мы считаем моральным, , а не основанное на фундаментальном правиле, подходящем для всех.
8. Вера в неправильного Бога
Бедственное положение атеистов и других религиозных групп на протяжении всей истории — еще один пример морального релятивизма в действии. Некоторые общества дошли до того, что вешали людей за то, что они верили не в того бога!
Здесь есть люди, которые добросовестно и искренне верят, что бога нет или что их бог отличается от бога большинства.
В некоторых обществах считается, что эти люди ведут совершенно аморальный образ жизни. На самом деле, в такие периоды, как испанская инквизиция, их изгнали из города — или того хуже!
И все же сегодня в большинстве обществ религиозный плюрализм, культурный плюрализм и секуляризм защищают право людей поклоняться своим собственным богам.
Мы видим моральный релятивизм в действии при сравнении обществ: Испания во времена испанской инквизиции придерживалась одной моральной позиции, а современные либеральные общества — совершенно другой.
Нравственные позиции каждого общества верны только в их относительном контексте.
9. В поисках богатства
Различные религиозные секты со временем расходятся во мнениях относительно того, морально ли стремление к личному богатству.
Одним из типичных примеров этого является раскол между католиками и протестантами во время Реформации. Католики считали, что погоня за богатством была признаком поклонения деньгам над Богом. Вместо этого основное внимание уделялось актам служения.
Протестанты разработали собственную систему ценностей, основанную на альтернативном прочтении Библии, которая стала известна как протестантская трудовая этика. Это включало в себя новый взгляд на упорный труд и зарабатывание денег. Протестантов поощряли быть предпринимателями и создавать богатство, потому что богатство было признаком благословения от Бога.
Здесь мы видим, как две разные интерпретации одного и того же текста приводят к конкурирующим моральным идеям. Это аргумент в пользу идеи о том, что мораль не обязательно исходит из каких-то универсальных идей, выходящих за рамки культур, а скорее исходит из субъективных интерпретаций.
10. Несправедливость в природе
Когда мы смотрим на животных, мы видим много противоречивых вещей. Мы видим, как волки охотятся на слабых и беззащитных оленей, а животные поедают своих детенышей.
В природе происходит много такого, что мы, люди, сочли бы аморальным. И все же, когда мы смотрим на природу, мы не видим ее безнравственной. Мы видим это просто как круг жизни.
Здесь мы применяем моральный релятивизм и рассматриваем мораль в контексте. В контексте людей, способных к морали, мы считаем причинение вреда другим аморальным. Но когда мы смотрим на ситуацию с животными, то такое же поведение не кажется аморальным, потому что это просто природа идет своим чередом.
11. Платоновская дилемма Евтифрона
Дилемму Евтифрона можно найти в диалоге Платона, Евтифрона . Это сложный пример, но он затрагивает суть морального релятивизма. Он спрашивает, является ли мораль универсальной или субъективной.
Дилемма следующая:
Сократ : «[Является ли то] благочестивым или святым, любимым богами, потому что оно свято, или святым, потому что оно любимо богами?»
Дилемма Евтифрона ставит вопрос о том, существуют ли объективные моральные истины, или мораль зависит от того, как мы ее видим.
Во-первых, Сократ спрашивает: «Является ли то, что свято любимо богами , потому что оно свято?»
Другими словами, считаем ли мы что-то нравственным в силу веских фундаментальных причин, что оно нравственно (независимо от такого поведения или нравственного поведения)? Предшествовала ли мораль нашему восприятию?
В качестве альтернативы Сократ задает второй вопрос: «Или оно свято, потому что любимо богами?»
Здесь он спрашивает, считаем ли мы вещи нравственными (или святыми) только потому, что мы (или Бог) так сказали? Другими словами, это что-то моральное просто потому, что мы так его рассматриваем? Является ли наше восприятие единственным, что делает его моральным?
12. Объективизм Айн Рэнд
Айн Рэнд — философ и писатель, предпочитающий индивидуализм коллективизму. Она считает, что у вас есть долг только перед собой, а не перед ближним. Другие думают, что она совершенно неправа и что мы обязаны заботиться о нашем сообществе.
В приложении к роману Рэнд Атлант расправил плечи Рэнд пишет:
« Моя философия, в сущности, есть понятие о человеке как о героическом существе, с собственным счастьем как нравственной целью его жизни, с продуктивным достижением как его благороднейшей деятельностью, и разумом как его единственным абсолютом».
По словам Рэнд, единственное моральное обязательство, которое у нас есть, — это перед самими собой. Мы должны достичь собственного личного счастья и не думать ни о чем другом.
Многие философы и люди в целом не согласны с Рэнд, главным образом потому, что смысл ее взглядов проблематичен, и она открыто выступает против альтруизма как формы моральной ценности.
Эти люди не обязательно не согласны с Рэнд; скорее, они сказали бы, что Рэнд и те, кто придерживается ее убеждений, эгоистичны.
13. Быть ответственным
Сценарий: Хороший друг, которого я давно не видел, пригласил меня на ужин. Я бы пошел, если бы был в настроении, но сейчас мне просто не хочется, поэтому вместо этого я останусь дома.
В дружбе с другими людьми ответственность или надежность обычно рассматривается как важная и ценная черта.
В этом сценарии тот, кто верит в важность того, чтобы быть подотчетным и оставаться верным своему слову, может посоветовать человеку пойти на ужин, поскольку он сказал, что сделает это, и потому что он дружит с человеком, с которым договорился о планах.
Кроме того, это было бы неуважительно по отношению к другу, так как, по-видимому, этот друг приготовил бы ужин, назначил время и организовал ужин. Для друга уйти под залог только потому, что он был не в настроении, кажется необдуманным поступком, и что-то, что мы (особенно друг этого человека) хотели бы сказать, неправильно.
Как мы видели из предыдущих примеров, моральный релятивизм способен согласиться с тем, что бросить друга неправильно, учитывая их отношения и их моральные рамки.
Условие состоит в том, что они не будут говорить, что это неправильно в каком-либо объективном смысле; вместо этого это неправильно , потому что они считают это неправильным.
14. Возврат корзины для покупок
Многие люди считают обычной вежливостью возвращать тележку для покупок на ее надлежащее место после совершения покупок. Некоторые люди оставляют тележку, где бы она ни находилась, как только они закончили ее использовать.
Возвращение тележки на место — это небольшое неудобство, которое приносит пользу другим покупателям и работникам магазина в целом. Мы могли бы возразить, что, учитывая относительно низкую цену, которую человек должен вернуть, и пользу, которую он приносит другим, нравственный поступок — вернуть тележку туда, где она принадлежит.
Но многие люди не возвращают тележку, думая, что супермаркет обязан нанять кого-то, кто сделает это за них.
Релятивисты согласятся, что это нравственное поведение только до тех пор, пока человек считает его нравственным.
Другие нерелятивисты сказали бы, что существуют причины, независимые от покупателя, которые говорят нам, что возврат тележки для покупок — это правильно.
15. Поиск кошелька
Предположим, вы идете по улице и случайно нашли чей-то кошелек на земле. Вы берете кошелек, заглядываете внутрь и понимаете, что в нем есть все документы, удостоверяющие личность человека, наличные деньги и кредитные карты.
Большинство людей скажут вам, что правильно было бы вернуть бумажник его владельцу. Некоторые люди могут сказать вам (например, Айн Рэнд), что вы должны оставить бумажник и хранить наличные деньги.
Моральный релятивист сказал бы вам, что вы должны делать то, что считаете правильным. Все, что вы считаете правильным, оказывается правильным для вас.
Читать далее: Примеры морали и этики
Получить PDF-файл этой статьи для класса
Доступ только для подписчиков к PDF-файлу этой статьи
Заключение
Когда мы рассматриваем вещи с точки зрения морального относительно изм, мы можем видеть, что разные люди в разных культурах и географических точках придерживаются разных ценностей и мировоззрений. Моральный релятивизм признает, что существует множество ценностей и что эти ценности верны для людей, которые считают их законными.
С другой стороны, некоторые сопротивляются моральному релятивизму, потому что он избегает ответа на вопрос «что такое мораль?», отрицая предпосылку, что существуют моральные истины, о которых мы можем говорить в первую очередь.
Далия Яшински (Массачусетс, Фил)
Веб-сайт | + посты
Даля Яшинская — независимый академический писатель. В 2015 году она получила степень бакалавра (с отличием) в Королевском университете в Кингстоне, Онтарио. Затем в 2017 году она получила степень магистра философии, также в Королевском университете.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии.