Что такое самооценка кратко – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Самооценка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная – обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
  • Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости.
  • Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
  • Отражающая (или сигнальная) – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
  • Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
  • Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.
  • Прогностическая – регулирует активность человека в начале выполнения деятельности.
  • Корригирующая – обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности.
  • Ретроспективная – обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения.
  • Мотивирующая – побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости).
  • Терминальная – заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих и достижения индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть

самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Самооценка обычно заключается в проекты и т.д.

Уровни самооценки

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • адекватная
  • завышенная

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка может возникнуть от разных факторов, включая генетические факторы, внешность или вес, психическое здоровье, социально-экономический статус, давление со стороны окружающих.

Человек с заниженной самооценкой может проявлять такие характеристики как:

  • Самокритика и неудовлетворение;
  • Сверхчувствительность к критике, сопровождаемая возмущением и обидой на критику и чувством, что на него нападают;
  • Хроническая нерешительность и боязнь допустить ошибку на виду у людей;
  • Страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чем-либо попросит;
  • Идеализм, который может привести к досаде, когда идеал не достигнут;
  • Невротическое чувство вины, возникшее из-за неправильного восприятия прошлых ошибок;
  • Постоянная враждебность, всеобщая защитная позиция и раздражительность без каких-либо на то причин;
  • Пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение;
  • Зависть, пристрастность или всеобщее возмущение;
  • Относится к временным неудачам как к постоянным и недопустимым.

Если дать человеку с низкой самооценкой отрицательную обратную связь, велика вероятность, что он воспримет её близко к сердцу и будет сокрушен ею. Это ранение может быть еще более жестким для него, если эта обратная связь подастся в грубой форме или прямо будет критиковать его достоинство, моральную репутацию или достижения. Люди с низкой самооценкой очень критично относятся к себе и зависят от признания и поощрения других. Они верят, что их признание другими напрямую зависит от их результатов на работе, в учебе, отношениях и т. д. То есть человеку с заниженной самооценкой кажется, что уровень любви окружающих к нему будет возрастать по мере его успехов, а в случае неудачи, окружающие попросту отвернутся от него.

См. также

wikipedia.green

Самооценка краткое определение. Что такое самооценка: как формируется восприятие себя

Самооценка личности , являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно личности отмечается комплексом п

cdcuw.ru

Что такое завышенная самооценка кратко. Завышенная самооценка

Завышенная самооценка личности (в психологии) — это проблема человека, связанная с адекватной оценкой самого себя . На вопрос о том, высокая самооценка — это хорошо или плохо, нет однозначного ответа. У этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. К позитивной характеристике можно отнести уверенность в себе. Плохие характеристики: повышенный уровень эгоизма, переоценка собственных сил и возможностей.

Признаки завышенной самооценки

Признаки завышенной самооценки проявляются в поведении человека. Психология того, как человек оценивает себя, напрямую влияет на отношения с окружающими людьми. Если самоуверенность превалирует, возникают проблемы в процессе общения. Худшая из них, когда человек остается совершенно один.

Завышенная самооценка имеет признаки:

  1. Человек убежден в том, что всегда прав. При этом в пользу альтернативного мнения могут приводиться значимые аргументы, однако это никак не влияет на индивида.
  2. Уверенность в существовании единственно правильной точки зрения — личной. Человек отрицает существование противоположного мнения как такового. Если в силу каких-либо обстоятельств ему все же нужно принять чужую точку зрения, он все равно будет считать ее неверной.
  3. Еще одна характеристика высокой самооценки заключается в том, чтобы оставлять за собой последнее слово. Человек уверен, что только он может делать выводы, определять дальнейший ход событий.
  4. Один из признаков самоуверенной личности — неумение извиняться, просить прощения.
  5. При высокой самооценке человек обвиняет в своих бедах окружающих. Если что-то не выходит, значит, виноваты другие люди. Если человек достигает каких-то вершин, то в этом только его заслуга.
  6. Индивиду присуще мнение о том, что звание «лучший» может носить только он и никто другой.
  7. Большое желание быть первым во всем, не допускать ошибок.
  8. Имея высокую самооценку, человек высказывает свою точку зрения даже тогда, когда об этом не просят. Он считает, что окружающие всегда заинтересованы в его мнении по любому вопросу.
  9. В речи часто употребляется личное местоимение.
  10. При любых неудачах, промахах наступает чувство раздражительности, растерянности. Человек легко сбивается с курса.
  11. Повышение самооценки характеризуется пренебрежительным отношением к чужой критике. Иное мнение воспринимается как неуважение, поэтому не стоит обращать на него внимание.
  12. Неспособность трезво учитывать риски. Самоуверенный человек часто берется за сложные дела, которые таят в себе определенные опасности.
  13. Боязнь выглядеть неуверенным в себе, слабым, беспомощным.
  14. Высокий уровень эгоизма.
  15. Личные интересы, потребности всегда стоят на первом месте.
  16. Человек часто перебивает собеседника, так как привык больше говорить, нежели слушать.
  17. При признаках самоуверенности индивид склонен поучать других, даже в мелочах.
  18. Высокомерный тон.

Причины появления завышенной самооценки

Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Завышение мнения о себе происходит в процессе воспитания родителями, обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школе. Человек с завышенной самооценкой в более зрелом возрасте уже не способен сломать установившиеся в сознании направления общения с окружающими .

Причины завышенной самооценки кроются в следующем:

  1. Нарциссизм родителей. Проблема начинает зарождаться в период воспитания детей. Ребенок не получает удовлетворения эмоциональных потребностей в должной мере, т.к. родители воспринимают его и относятся к нему как к способу самоутверждения. Завышенное самомнение компенсирует нехватку этих положительных переживаний.
  2. Причиной завышения самооценки может стать то, что индивид — первый или единственный ребенок в семье. Особенно данная проблема проявляется в семьях, которые долго не могли завести ребенка.
  3. Проблемой может стать избалованность в детстве. Это происходит в тех случаях, когда родители неверно выстроили взаимоотношения «ребенок-взрослый»: уделяли ему чрезмерное внимание, ставили его интересы на первое место, ни в чем не ограничивали малыша, удовлетворяли все прихоти по первому требованию, несмотря ни на что.
  4. Внешность. В некоторых случаях человеку свойственно считать себя лучше других из-за собственной привлекательности. Яркая внешность воспринимается человеком как некое преимущество перед окружающими. Чаще всего такая манера поведения присуща женщинам, нежели мужчинам.
  5. Завышенную самооценку могут сформировать преподаватели, учителя. Некоторые педагоги выделяют учеников на основе личных симпатий, высокого материального, социального положения родителей школьника.
  6. Отсутствие испытаний собственных способностей. Например, ребенок может хорошо справляться с нагрузкой в обычной школе, но учеба в более престижном заведении потребовала бы от него больше усилий. Если индивид так и не встречает на своем пути серьезных испытаний, он может начать приписывать себе наличие выдающихся способностей.
  7. Наличие редкого природного таланта. О таких людях часто говорят, что они уникальны, поэтому у челове

elecmaster.ru

что такое самооценка? обьясните пожалуйста кратко и ясно

Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.

Это когда с другого ника заходишь и сам себе оценки ставишь

Самооценка-это я приведу на примерах, вот как ты себя оценишь? ? Ты видишь в себе какие либо недостатки, или наоборот положительные результаты?)) ) Обычно самооценка бывает разной, высокой низкой, средней, это имеет огромное значение.

это любовь к себе и принятие себя таким, какой вы есть.

touch.otvet.mail.ru

Слово САМООЦЕНКА — Что такое САМООЦЕНКА?

Слово состоит из 10 букв: первая с, вторая а, третья м, четвёртая о, пятая о, шестая ц, седьмая е, восьмая н, девятая к, последняя а,

Слово самооценка английскими буквами(транслитом) — samootsenka

Значения слова самооценка. Что такое самооценка?

Самооценка

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Головин С. Словарь практического психолога

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств м места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность…

Евразийская мудрость от А до Я

Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность…

БСЭ. — 1969—1978

Самооценка — оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов или посредством сравнения себя с другими. Например, индивид может быть удовлетворён собой в повседневном плане, но недовольным собою в сравнении с тем…

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Самооценка (self-esteem) С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со своими Я-концепциями.

Корсини Р. Психологическая энциклопедия

Самооценка – оценка своих достоинств и недостатков. Четыре года бился Головлев в Петербурге и, наконец, должен был сказать себе, что надежда устроиться когда-нибудь выше канцелярского чиновника для него не существует…

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011

Самооценка Адекватная (Insight)

САМООЦЕНКА АДЕКВАТНАЯ (insight) — (в психологии) самопознание. Данный термин применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем…

vocabulary.ru

Самооценка Адекватная (Insight) — (в психологии) самопознание. Данный термин применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем…

Медицинские термины от А до Я

Самооценка Адекватная (Insight) (в психологии) самопознание. Данный термин применяется главным образом по отношению к признанию человеком имеющихся у него психологических проблем…

Медицинские термины. — 2000

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка качественная характеристика развития самосознания личности по отношению к своим личным достоинствам и недостаткам. Завышенная самооценка – это приписывание себе несуществующих достоинств или их переоценка по степени развитости.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка качественная характеристика развития самосознания личности по отношению к своим личным достоинствам и недостаткам. Заниженная самооценка – это приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Социальная самооценка

Социальная самооценка — способ определения принадлежности индивида к одному из социальных слоев на основе анализа профессионального престижа.

glossary.ru

САМООЦЕНКА СОЦИАЛЬНАЯ — англ. self-rating/evaluation, social; нем. Selbsteinschatzung, soziale. Способ определения принадлежности индивида к одному из соц. слоев на основе анализа профессионального престижа.

Большой словарь по социологии

ВНУТРЕННЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ИЛИ САМООЦЕНКА

ВНУТРЕННЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ИЛИ САМООЦЕНКА Всестороннее обследование ОУ, основанное на систематическом сборе данных, итогом которого является тщательно обсужденное персоналом ОУ мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне…

www.vocable.ru

Русский язык

Самооце́нка, -и, р. мн. -нок.

Орфографический словарь. — 2004

Сам/о/о/це́н/к/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова самооценка

Учтите, что высокая самооценка должна идти вместе с хорошими навыками и достижениями.

Видимо, ее самооценка поднялась, и Королева уверена, что может себе позволить щеголять в таком виде.

Твоя самооценка в нем может пострадать или, наоборот, взлететь.

У всех у них, начиная с Андрея Аршавина, завышенная самооценка.

В школе учителя считают, что у сына занижена самооценка.

Уж очень завышенная самооценка, Россияне!


  1. самоотрицание
  2. самоотчет
  3. самоохрана
  4. самооценка
  5. самоочевидность
  6. самоочевидный
  7. самоочищение

wordhelp.ru

Как формируется самооценка человека? | Психолог в Москве

Чтобы решить проблемы, связанные с самооценкой, необходимо знать, как она формируется. В этой статье мы разберем этот вопрос, а также узнаем, что такое самооценка, зачем она нужна, чем она нам может быть полезна.

Что такое самооценка?

Самооценку можно определить, как навык, способность воспринимать и оценивать себя как личность, свои действия, свои результаты. То есть самооценка — это некий фильтр между тем, что проецируется в голове человека и тем, кто он есть на самом деле. Самооценка — это внутренний образ «Я», призма восприятия. Самооценку можно сравнить с зеркалом или сенсором, благодаря которому человек получает обратную связь на свои действия.

Чем  полезна самооценка?

Во-первых, благодаря самооценке человек может развиваться. С её помощью он воспринимает себя, как часть социума, и видит, что  у него в каких-либо проявлениях жизни есть слабые стороны. Во-вторых, при помощи самооценки он может понять, как это можно исправить. Т.е. получая объективную информацию через инструмент самооценки, человек может себя трансформировать, менять, улучшать и, соответственно, получать лучшие результаты, меняя свою жизнь в качественную сторону, становиться более счастливым. Самооценка помогает улучшать свою жизнь в материальном, духовном плане, делать её эмоционально насыщеннее. Но всё это возможно только в том случае, если человек реально воспринимает  себя и получает объективную информацию с помощью своей самооценки.

Как формируется самооценка?

Важно понимать, что самооценка — это динамическая часть личности. В процессе жизни она постоянно меняется. Это может происходить раз в несколько лет, может чаще, в зависимости от того, что окружает человека. Начав формироваться в раннем детстве, в течение жизни самооценка постоянно меняется. Это динамичный показатель.

Самооценка начинает формироваться, как только ребёнок начинает воспринимать себя, как личность, примерно в возрасте 1-1,5 года. Ребёнок считывает различные навыки взрослых, копирует их, в том числе и самооценку. То есть, он учится воспринимать мир так же, как люди, с которым он взрослеет, как принято в той среде,  в которой он растет. Ребёнок копирует различные моменты поведения,  в том числе и самооценку. Именно в детстве закладывается базис – то, как человек относится к себе. Так же на формирование базиса самооценки оказывает влияние эмоциональное отношение к ребёнку. Если к нему относятся с любовью, то будет адекватное восприятие себя. Если к нему относятся пренебрежительно, то самооценка будет значительно ниже, и себя он будет воспринимать по-другому. Таким образом, в детстве закладывается глубинный уровень самооценки. Но это только начало.

Дальше ребенок попадает в социум. Например, в детский сад, или сразу в школу. Его круг общения расширяется. Он начинает взаимодействовать с друзьями, в школе со сверстниками, одноклассниками, может быть, с более старшими ребятами. И уже в социальном взаимодействии на самооценку влияет отношение к нему –  то, как его воспринимают. Если он попадает в достаточно адекватный, здоровый социум, самооценка у него будет выше. Если к нему относятся хорошо, уважительно. Если в том социуме, куда он попал, принято уважительно относится друг к друг, то его самооценка будет выше. Отношения формируют дальнейшие слои структуры самооценки.  Если ребёнок попадает в низкоранговый, маргинальный социум, например, в класс, где учатся одни двоечники или дети алкоголиков, то и отношения в этом коллективе, и собственная самооценка других детей будет другая. Если с раннего детства к ним относились, как к чему-то,  чего не существует, то соответственно, и самооценка у них «ниже плинтуса». Через взаимодействие, через коммуникацию в таком социуме самооценка ребёнка страдает.

Следующий уровень – это непосредственно оценки, которые дети получают, начиная со второго класса. И хотя в первом классе оценки не ставят, учителя интонационно по привычке показывают своё отношение, что тоже оказывает влияние. Вся система образования в школе и институте построена на том, что человек приучается сдавать экзамены, его постоянно оценивают в числовом варианте. С одной стороны, это объективный показатель качества учебы, а с другой стороны, он имеет негативное влияние, потому что и школа, и институт отучают людей ошибаться. Человек делает ошибку — ему ставят двойку. Это влияет на самооценку, на его внутренний образ «Я». Он воспринимает это так: «Раз мне поставили двойку, значит, я стал хуже». А на самом деле, количество ошибок – это активность, вероятность того, что он чего-то достигнет, чему-то новому научится.  Чем больше человек ошибается, тем больше практических навыков  и результатов он может получить. В этом смысле наша система образования имеет существенный минус.

На дальнейшее формирование самооценки влияют непосредственные результаты, когда человек начинает взаимодействовать с другими людьми в рабочем порядке. Например, он устраивается на наемную работу, или у него появляются какие-то коммерческие взаимоотношения с окружающими людьми, он что-то продает, предлагает какие-то услуги. На самооценку влияет само это взаимодействие, заработанные деньги. Если человек работает на наёмной работе, то там компания выстраивает систему правил, мотивации, определяет, что можно, что нельзя. Через обратную связь в виде премиальных выплат, отношения начальника, также оказывается влияние на самооценку сотрудников. В зависимости от системы мотивации в компании, люди могут себя воспринимать и ощущать совершенно по-разному.

Если человек находится во фрилансе, то, на мой взгляд, это более здоровая среда для формирования самооценки. Человек получает более  объективную обратную связь. Не компания выстраивает для него правила, а живые клиенты. Им не интересно влиять на его самооценку, им интересно получать результат, что-то полезное. У них есть свои реальные интересы. Благодаря такому реальному взаимодействию с клиентами, формируется и даже видоизменяется самооценка. Поскольку постоянно идет объективная обратная связь, то это самый здоровый и полезный вариант взаимодействия. Человек  понимает, чего ему не хватает, что он хорошего даёт людям, за что они готовы платить, за что не готовы платить. Это даёт возможность оперативно обучаться, развиваться, предлагать более качественные услуги. И в результате  человек очень быстро растет,  в отличие от наёмной работы, где система выстроена и она стабильна. Так же и в предпринимательской деятельности, в свободном плавании,  человек более динамично развивается, потому что сами условия взаимодействия заставляют его меняться и выходить на новый уровень. Тогда он может получать больший доход, меньше работать, достигать своих личных целей, преследовать личные интересы.

Даже пройдясь по  этим четырем уровням, можно понять, как поднять самооценку. Самооценка – это динамический параметр, она меняется. И если человек занимается правильной деятельностью, самооценка будет с каждым новым чеком, с каждой полученной премией подниматься сама по себе.

Что делать, если проблема с самооценкой сформировалась в раннем детстве?

Другая ситуация, если есть негативное влияние прошлого. При формировании самооценки слои накладываются последовательно. Детство находится в самых глубоких слоях психики, оно уже забыто, и детский опыт влияет на самоощущение как фоновое состояние. Если ребёнок в детстве скопировал пример плохой самооценки от родителей, то во взрослом возрасте, когда он получает хорошие результаты, внутренне, на эмоциональном уровне, опыт детства будет мешать радоваться своим достижениям. Результаты хорошие, а приятных эмоций и ощущений от этого мало.

И наоборот, если в детстве ребенок был, допустим, единственным в семье, получал большое количество внимания, ему всё разрешали, всё прощали, то на уровне эмоций и ощущений у него формируется мнение, что он центр земли. Он принимает решение, что он самый главный. При чём, он неосознанно это принимает, а на уровне ощущений. В самых глубинных слоях это отпечатывается. И у него формируется внутренняя потребность быть в центре внимания, быть самым лучшим. Если попадая в социум, взаимодействуя с людьми,  он не реализует эту потребность в его работе, в его социальном окружении, поскольку у других людей свои интересы и его эгоцентризм никому не нужен, у человека возникает конфликт. Это конфликт между глубинным самоощущением, которое заложилось в детстве, и теми реальными результатами, которые он получает во взрослом состоянии.

Психика так устроена, что эти глубинные слои медленно меняются. Человек приходит в этот мир и сначала формирует правила, они запечатываются в его психике, и потом он по ним живет. Известны случаи, когда дети вырастали в среде животных. Детский период, когда они обучаются копированию проходил, и в дальнейшем такие дети уже не были способны социализироваться и взаимодействовать в людском обществе. Человеку дана возможность научиться в детстве очень быстро и многому. И то, что он вобрал в детстве, остаётся с ним на всю жизнь. Точечно, не  полностью все, но самые насущные, наболевшие проблемы детства можно прорабатывать подробными и глубинными методами психологической работы. Например, гипнозом, трансовыми техниками.  Это устраняется не за один-два раза, а целенаправленной работой, в течение одного,  двух, трёх месяцев. В основном это связано с измененными состояниями сознания, с трансовыми техниками. С их помощью можно каким-то образом подкорректировать, изменить эмоциональный фон на более полезный и адекватный.

web-nrg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *