Практика решения бизнес-проблем», Деннис Шервуд – Литрес
Editor’s Choice – выбор главного редактораСистемное мышление – наверное, самое важное (и одновременно чрезвычайно редкое) качество руководителя. Ведь работа менеджера заключается не просто в принятии решений, а в умении видеть их отдаленные последствия и понимать влияние решений на другие части организации, а также на ее окружение – учитывая при этом задержку по времени между действием и результатом. Системный подход очень сильно вправляет мозги, и как жаль, что этому не учат в школе! Книга Денниса Шервуда позволит закрыть этот досадный пробел.
Сергей Турко,главный редактор издательства «Альпина Паблишер»
Прочитав эту книгу, вы:
• поймете, почему решения, принятые без учета их влияния на систему в целом, не работают или работают не так, как вам бы хотелось;
• научитесь видеть причинно-следственные связи между управленческим воздействием и реальным эффектом и сможете выбирать правильные точки приложения сил, чтобы получать максимальный эффект;
• разберетесь, как использовать системные диаграммы для анализа и совершенствования вашей бизнес-модели.
ИД «Коммерсантъ»
Руководитель проекта В. Дорофеев
ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»
125080, Москва, ул. Врубеля, д. 4
kommersant.ru
ООО «Альпина Паблишер»Перевод И. Окунькова
Редактор Н. Нарциссова
Руководитель проекта Е. Гулитова
Корректор О. Ильинская
Компьютерная верстка А. Абрамов
Художник обложки С. Тимонов
© Dennis Sherwood, 2002. This edition of “Seeing the Forest for the Trees: A Manager’s Guide to Applying Systems Thinking” first published by Nicholas Brealey Publishing, London, 2002
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2012
Данное издание издается по лицензии Nicholas Brealey Publishing и The Van Lear Agency
© ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом», «От издателя», 2012
Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
* * *
От издателя
Подход имеет значение
Важнейшее условие успеха в бизнесе – не только талант и упорный труд, но и постоянные интеллектуальные усилия. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов озарения, да и счастливый случай приходит на выручку, но все это случается нечасто, а вот шевелить мозгами приходится постоянно – и мелкому предпринимателю, и руководителю крупной компании.
Но шевелить мозгами – дело не простое. Часто мы только думаем, что думаем, а на самом деле принимаем произвольно возникающие в голове связи за логические, на основании неверных посылок делаем ложные заключения, а то и подгоняем факты таким образом, чтобы получить желаемый вывод. Между тем мыслительный процесс требует использования соответствующего инструментария и техник, особенно если приходится осмысливать сегодняшнюю сложную, мгновенно и непредсказуемо меняющуюся реальность.
В этой ситуации на выручку приходит системный подход, которому и посвящена книга Денниса Шервуда. Физик, биофизик, биолог и экономист по образованию, ныне он занимается консалтингом и является владельцем компании The Silver Bullet Machine Manufacturing Company Limited, специализирующейся на развитии творческого подхода и инновационного процесса в организациях.
Суть системного мышления по Шервуду – широкий, целостный взгляд на проблему. Известно, что многие системы демонстрируют свойства, не присущие какой-либо из их частей. Поэтому изучение отдельных составляющих, каким бы исчерпывающим оно ни было, не позволяет выявить определяющие характеристики системы. Автор приводит хороший пример: любому спортивному менеджеру или болельщику известно, что, даже досконально зная качества отдельных игроков, все-таки невозможно предсказать поведение команды. Более того, увлечение изучением отдельных частей может привести к разрушению самой системы. Ссылаясь на Питера Сенге и его книгу «Пятая дисциплина», автор напоминает: разрезав слона пополам, двух слонят не получишь. Отлично работающая «система слона» превратится в набор неработающих мертвых подсистем. Преимущества же системного подхода Шервуд поясняет на примере моделирования мирового производства молока, который можно найти в руководстве по использованию программы ithink. Традиционный метод расчетов требует знания множества показателей: площади пастбищных угодий, поголовья крупного рогатого скота разных пород, удоев и т. д. При системном же подходе достаточно просто умножить общее количество коров в мире на среднегодовой удой на одну корову.
Иными словами, широта взгляда достигается не за счет невнимания к деталям или противопоставления крупного плана мелкому, а за счет умения в контексте правильно выбранной детали «видеть лес за деревьями». Только такой подход позволяет принимать эффективные, здравые и мудрые решения. Более того, он стимулирует воображение, пробуждает творческое мышление, помогает придумывать новые удивительные вещи. Ведь творческий подход и инновации в бизнесе никогда не возникают на пустом месте, из ничего, – они рождаются там, куда вложено немало усилий, в том числе интеллектуальных.
Системный подход отнюдь не противоречит здравому смыслу. Напротив, он реалистичен и практичен. Но как применять его, не увлекаясь бесплодным умствованием, пустыми рассуждениями на тему «взгляд и нечто»? На помощь приходит инструментарий, подробно, со множеством примеров из разных областей бизнеса, описанный автором. Это и диаграммы цикличной причинности, в которых сложные системы рассматриваются как цепочки причинно-следственных связей, и компьютерные модели динамических систем, позволяющие анализировать поведение сложных систем во времени, и «высший пилотаж» системного подхода к управлению бизнес-структурами – системный инжиниринг и кибернетика менеджмента.
Особое внимание автор уделяет проблемам разработки стратегии бизнеса, то есть определению параметров рычагов, используемых для достижения желаемых результатов. Ведь, как пишет автор, горькая правда заключается в том, что ни один руководитель не может предпринять действия, которые напрямую повлияют на результаты (показатели деятельности) компании: на продажи, прибыль, настроение сотрудников, цену акций. Его действия (рычаги, которые он переключает) влияют на результаты лишь косвенно, через сложные причинно-следственные связи. Единственное, что может сделать руководитель, это управлять рычагами: решать, каковы будут планируемые параметры, и действовать так, чтобы привести в соответствие с ними параметры существующие.
Системный подход и прост, и сложен, как сама жизнь. Реальность постоянно усложняет системы и подбрасывает все новые причинно-следственные связи. Но одно из 12 «золотых правил» построения диаграмм цикличной причинности по Шервуду гласит: законченных диаграмм не бывает. Системный подход всегда открыт для анализа поведения новых «переменных». В общем, жизнь, пишет автор, – сложная штука, но со сложностями можно совладать, не упустив главного. Для этого и существует системный подход.
Пролог
Что такое системное мышление?Системное мышление – широкое понятие
Эта книга – о системном мышлении. Системное мышление – широкое понятие, с помощью которого вы можете осознать сложность окружающего мира и совладать с нею. Эта сложность не исчезнет, стоит нам захотеть, но если взглянуть на мир правильно и обладать достаточной уверенностью, чтобы не испугаться ее, то мы вполне в состоянии справиться с нею.
Суть системного мышления заключается в том, что со сложными проблемами лучше всего бороться, опираясь на целостное видение. Только такой широкий взгляд помогает избежать опасностей замкнутого мышления, при котором временное решение проблемы «здесь» просто отодвигает ее «туда», а также организационной близорукости, при которой, решив проблему «сейчас», мы получаем куда более серьезные проблемы «потом». Однако широта взгляда достигается не за счет невнимания к деталям. Не идет речь и о противопоставлении крупного плана мелкому. Скорее мы говорим о широком взгляде на вещи в контексте правильно выбранной детали, или о том, как «увидеть лес за деревьями».
Именно это позволяет принимать более эффективные, здравые и мудрые решения. Более эффективные, потому что они возникают в результате рассмотрения проблемы в комплексе, во всей ее сложности. Более здравые, потому что они принимаются при полном понимании их последствий, когда возникновение непредвиденных осложнений просто невозможно. Наконец, более мудрые, потому что они выдерживают самую трудную проверку – временем. Работаете ли вы в коммерческой или некоммерческой организации, более эффективные решения означают более эффективное ведение дел в самом широком смысле слова.
Чтобы достичь этого результата, вам необходимы две вещи:
• готовность встретиться с проблемой сложности лицом к лицу;
• уверенное использование инструментов системного мышления, позволяющих понять, описать и изучить сложность окружающего мира.
А вот как вам поможет эта книга:
• она убедит вас в том, что барьер сложности преодолим, и вселит в вас уверенность;
• она погрузит вас в глубины системного мышления, и вы научитесь самостоятельно применять его инструменты и методы.
Так в чем же суть системного мышления?Возможно, вы уже знакомы с системным мышлением, особенно если читали бестселлеры Питера Сенге «Пятая дисциплина»[1] или Ари де Гиуса «Живая компания»[2] либо если вам повезло присутствовать на одной из их конференций или прослушать курс системного мышления в школе бизнеса. В таком случае эта книга расширит ваши знания. Вам наверняка понравится множество примеров, взятых из моей 15-летней практики применения системного мышления, в которых рассматриваются такие проблемы, как управление бэк-офисом, ведение переговоров и привлечение третьих сторон, а также формирование стратегии ведения бизнеса.
Надеюсь, что тем, кто раньше не сталкивался с системным мышлением, эти примеры тоже будут интересны и полезны. Кроме того, в этой книге вы найдете все необходимое для понимания инструментов и методов системного мышления.
Но позвольте мне прежде всего объяснить этот термин: «системное мышление». На первый взгляд он сбивает с толку. Слово «системный» часто относится к информационным технологиям, а «мышление» предполагает нечто заумное. Однако я употребляю слово «системный» в значении «состоящий из связанных единиц», составляющих систему интересов. В этом контексте противоположностью системы можно назвать «нагромождение», так как оно тоже состоит из ряда единиц, но там они просто свалены в кучу и никак не взаимосвязаны. Таким образом, группа людей, оказавшихся в одном и том же месте в одно и то же время, например пассажиры автобуса, представляют собой «нагромождение» (или, выражаясь более вежливо, случайную группу), так как они не имеют взаимосвязей. С другой стороны, группа людей, тесно работающих, скажем, над предложением для конкурса, имеет все шансы превратиться в особый вид системы, называемой высокоэффективной командой, но только если все участники связаны друг с другом правильно.
Таким образом, изучение систем – это изучение взаимосвязей между их составляющими. А когда этими составляющими являются люди, отделы или организации, изучение систем имеет непосредственное отношение к выполнению обязанностей руководителя.
Более того:
• если вы хотите понять систему и быть в состоянии предсказывать ее поведение, необходимо изучить ее в целом. При разделении ее на части могут разрушиться связи и, следовательно, сама система;
• если вы хотите влиять на поведение системы и контролировать его, вы должны воздействовать на систему в целом. Попытки настроить ее в одном месте в надежде на то, что в другом ничего не произойдет, обречены на провал – в этом и заключается смысл взаимосвязанности.
Системное мышление глубоко практично и прагматично и применимо ко всем аспектам бизнеса и управления организациями. Эта книга содержит множество примеров, демонстрирующих, как системное мышление может успешно применяться для решения следующих проблем:
• определение количества сотрудников бэк-офиса;
• сотрудничество со «звездами»;
• плавный и непрерывный рост бизнеса, не ведущий ни к резким взлетам, ни к падениям;
• управление конкуренцией за редкие ресурсы;
• построение высокоэффективных команд;
• ведение переговоров о партнерских соглашениях в рамках организации;
• разработка надежных стратегий ведения бизнеса.
ВзаимосвязанностьКак я уже указывал, взаимосвязанность единиц, составляющих систему, – очень важная, фундаментальная концепция системного мышления, поэтому позвольте разъяснить ее более подробно.
Представьте, что вы держите монетку. Что произойдет, если вы уроните ее? Правильно, она упадет на землю.
А теперь представьте, что случится, если вы не уроните монетку, а снизите цену одного из ваших продуктов, скажем, на 5 центов. Ответ не так прост: снижение цены может привести к различным результатам – от увеличения объема продаж (что подразумевается, согласно основам экономики) до развязывания конкурентной войны; от радости клиентов, которым нравится платить меньше, до отчуждения тех, кому кажется, что снижение цены лишает их ощущения эксклюзивности; от повышения в награду за выполнение квартального плана до банкротства компании три года спустя (успех увеличит вашу популярность, поэтому вскоре после повышения вас переманят конкуренты, и вы уведете за собой команду, лишив бывшего работодателя лучших специалистов в области маркетинга).
Разница между упавшей монеткой и сниженной ценой заключается в том, что контекст, в котором падает монетка, очень прост, а контекст, в котором снижается цена, – очень сложен, и эта сложность вызвана взаимосвязанностью событий.
Когда вы роняете монетку, в этом событии участвуете только вы, монетка и земля, то есть события происходят в очень ограниченном контексте. Но когда вы снижаете цену, ситуация иная. В ней участвует множество единиц, связанных тем или иным образом. Ваши клиенты связаны с ценой через покупательские привычки, конкуренты – через поведение рынков, коллеги – через влияние изменения цены на сам бизнес, правительство – через свою роль в регулировании торговли и т. д. Контекст снижения цены не ограничен и имеет волновой эффект, длящийся в пространстве и времени.
Волновой эффект является прямым следствием взаимосвязанности различных единиц системы. Если бы этой взаимосвязанности не было, цепочка причинно-следственных событий была бы ограничена и быстро оборвалась. Однако благодаря ее существованию эта цепочка, по сути, ничем не ограничена: одно событие ведет к другому, и к следующему, и к следующему. Поскольку система состоит из множества единиц, каждая из которых может вести себя по-разному, вызывая различные последствия, возможность с уверенностью предсказать, каким именно будет результат вашего снижения цены, очень быстро сходит на нет. Мы также начинаем понимать, что цепочка может двигаться и в обратном направлении. Почему, собственно, мы решили снизить цену? Было ли это связано с выпуском конкурирующего продукта новым участником рынка? Где начинается и где заканчивается обусловленность?
Неудивительно, что предсказать результат снижения цены гораздо сложнее, чем результат падения монетки. Легче предсказать последствия событий, в которых участвует минимум единиц и которые ограничены в пространстве и времени. И куда сложнее судить о последствиях событий, включающих множество связанных единиц, ведь причинно-следственные отношения в них простираются далеко в пространстве и времени.
Почему следует изучать системы в целомНадеюсь, теперь вы убедились в том, что именно взаимосвязанность единиц системы заставляет ее или, скорее, позволяет ей вести себя как системе и давать в целом больше, чем в сумме. И если мы хотим понимать, как это получается, мы должны сохранять эту взаимосвязанность и изучать систему как единое целое.
Однако многим из нас кажется, что такой подход противоречит здравому смыслу. Столкнувшись со сложностями, мы интуитивно ищем способы их упрощения, разделяем систему на части, затем изучаем их и, в конце концов, используем знания о частях в качестве основы для понимания системы в целом. Такой подход может дать некоторое представление о поведении частей, но, как правило, совершенно не дает представления о поведении системы, и тому есть две причины.
Разделение на части нередко разрушает систему, которую вы пытаетесь понять. Это, конечно же, вопрос взаимосвязанности: как мы уже заметили, разрушая последнюю, мы разрушаем саму систему.
Многие системы демонстрируют свойства, не присущие какой-либо из их частей. Отсюда следует, что изучение отдельных частей, каким бы исчерпывающим оно ни было, не позволяет выявить определяющие характеристики на уровне системы. Например, командная работа является характеристикой системы, которую мы называем командой и которая действует как команда. Но как известно каждому спортивному менеджеру или болельщику, зная отдельных игроков, вы все-таки не можете предсказать поведение команды.
Системное мышление позволяет избежать обеих ловушек, так как точкой отсчета в нем является признание и принятие того, что сложные системы следует рассматривать как единое целое. Таким образом, сохраняется взаимосвязанность и возможность наблюдать характеристики на уровне системы.
Инструменты системного мышленияТак как же изучать сложные системы комплексно, методично и вдумчиво и не погрязнуть в присущей им сложности?
Здесь на помощь приходят инструменты системного мышления. На множестве практических примеров из этой книги вы увидите, как пользоваться двумя основными из них:
1) диаграммами цикличной причинности, позволяющими описать сложные системы в виде цепочки причинно-следственных отношений;
2) компьютерными моделями динамики системы, позволяющими изучить зависящее от времени поведение сложных систем, сделав ряд допущений.
Значительная часть этой книги посвящена способам использования диаграмм цикличной причинности для описания сложной системы. Я верю, что они покажутся вам ясными и информативными и действительно помогут «увидеть лес за деревьями».
Однако у этих диаграмм есть один недостаток. Они статичны и, представляя на бумаге структуру системы, не могут описать, как ее свойства развиваются со временем. Зато это могут сделать компьютерные имитационные модели, и если вы примените логику диаграмм цикличной причинности к имитационным возможностям компьютера (в чем, собственно, и заключается моделирование динамики системы), то сможете действительно «ускорить» свое мышление.
Преимущества системного мышленияВместе диаграммы цикличной причинности и компьютерные модели динамики системы могут использоваться для понимания большинства сложных систем. Таким образом, вы получите ряд очень ценных преимуществ.
Системное мышление поможет вам совладать со сложностью проблем окружающего мира, обеспечив структурированный способ балансирования между целостным видением и выбором нужного уровня детализации.
Диаграммы цикличной причинности – наглядный метод отражения сложности, с которой вы справились, – являются мощными средствами коммуникации. Их использование может обеспечить вам искреннюю и глубокую поддержку аудитории настолько большой, насколько вы пожелаете. Это особенно ценно при построении высокоэффективных команд.
Диаграммы цикличной причинности также могут помочь вам определить самый разумный способ влияния на систему интересов. В результате вы можете избежать принятия неудачных решений, в частности таких, которые быстро устраняют проблему, но в долгосрочной перспективе могут привести к обратным результатам.
Моделирование динамики системы – это способ компьютерного моделирования, позволяющий увидеть, как сложная система, выраженная в виде диаграммы цикличной причинности, будет развиваться со временем. Таким образом вы получаете в свое распоряжение «лабораторию будущего» и можете отслеживать вероятные последствия своих решений прежде, чем выполните их.
В целом системное мышление поможет вам принимать такие решения, которые успешно пройдут самое строгое испытание – испытание временем.
Как устроена эта книгаКнига состоит из четырех частей и 12 глав плюс пролог и краткий эпилог.
В части I мы рассмотрим, как следует изучать сложные системы, и разберем два примера из жизни. Первый изложен в главе 2. Там говорится о проблемах управления бэк-офисом, который пытается обеспечить высококачественное обслуживание в условиях лавинообразного роста количества операций. Во многих бэк-офисах, где царит мужская культура, успешность менеджера измеряется тем грузом, который он может взвалить на себя и не быть при этом раздавленным. С точки зрения дарвиновской теории эволюции это разумно – выживает сильнейший, но правильно ли это с точки зрения организации?
Действие главы 3 разворачивается в сфере телевизионной индустрии. Однако рассматриваемая проблема актуальна не только для СМИ: что делать, когда, с одной стороны, необходимо сокращать расходы, а с другой – на первом месте должны стоять качество и творческий подход?
Вместе же эти два примера из жизни демонстрируют, как системное мышление и применение диаграмм цикличной причинности помогают справиться со сложными проблемами современного мира и принимать верные решения.
В части II представлены основы системного мышления. Завершается эта часть главой 7, содержащей 12 золотых правил, которые помогут вам создавать свои собственные диаграммы цикличной причинности, чтобы с их помощью вы могли решать возникающие проблемы.
В части III показано, как инструменты и методы системного мышления можно применить к очень разным ситуациям из реальной жизни.
А в части IV мы сделаем шаг вперед и покажем, как эти инструменты можно «усилить» с помощью компьютерной имитации. Так, в главе 11 описан метод компьютерного имитационного моделирования, который объединяет диаграммы цикличной причинности и возможности компьютера для изучения того, как со временем будет развиваться система.
Компьютерное моделирование знакомо каждому, кто пользуется электронными таблицами. Однако по возможностям, разнообразию функций и масштабу моделирование динамики системы значительно превосходит их. Представив язык моделирования динамики системы в главе 11, в главе 12 мы рассмотрим, как построить характерную модель динамики системы для роста бизнеса.
На этом книга заканчивается, и к этому моменту вы сможете не только пользоваться диаграммами цикличной причинности в своей повседневной работе для принятия решений и повышения производительности команды, но и добавлять стоимость, используя диаграммы в качестве основы для построения исчерпывающих компьютерных моделей.
Надеюсь, вам понравится эта книга – я писал ее с удовольствием! Но я хорошо понимаю, что это не развлекательное чтение. Управление бизнесом – сложная задача, и, если бы существовали эффективные способы быстрого и легкого решения трудных проблем, все бы о них знали и все бы ими пользовались.
Но справиться со сложными проблемами непросто, и потому эта книга тоже непроста. Она требует внимания и концентрации, однако я постарался облегчить читателям ее восприятие, разбив ее на короткие главы и снабдив примерами из жизни.
Итак, в путь…
Системное мышление — Электронный курс
Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта, различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации работ для сложных проектов.
Стоимость обучения
6 000 ₽
Оплатить
Тема
Системное мышление
Формат
Курс
Уровень
Базовый
Тип обучения
Самостоятельно
Описание
курсаСистемное мышление является общим навыком, необходимым всем специалистам, которые участвуют в коллективной работе по выполнению сложных проектов, оно лежит в основе деятельности системных инженеров, менеджеров и технологических предпринимателей. Знания и навыки системного мышления незаменимы для выстраивания междисциплинарной работы, и позволяют проектной команде эффективно общаться на общем для всех системном языке.
Будет
полезноТехнологическим предпринимателям и владельцам бизнесов, заинтересованным в целостном взгляде на бизнес, включающем как инженерные, так и менеджерские аспекты
Инженерам, интересующимся организацией инженерной деятельностью
Магистрантам менеджерских и инженерных специальностей, нуждающимся в средствах организации своих междисциплинарных знаний
Вы
научитесьОсуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации
Вырабатывать нестандартные решения
Разрабатывать стратегические концепции и бизнес-планы проектов, осуществлять руководство проектной деятельностью;
Применять перспективные теории и приемы менеджмента, бизнес-процессов, маркетинга
Объединять деятельности техпредпринимателя, инженера, менеджера
Отличать важные решения от менее важных
Проводить системные размышления о проектах
Пользоваться системной схемой проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда) для уменьшения проектных рисков
Определять целевую систему своего проекта (в том числе и для сложных случаев сервиса, программного обеспечения
Объединять в мышлении продукт и деятельность по его созданию
Выдаем
документ об окончанииЭлектронный сертификат АНО «еНано»
Оплатить
Актуальность
Данный курс использует подход, основанный на актуальных стандартах и публичных документах, изложение строится на схемах и поддержано задачами по практическому использованию понятий системного подхода. Курс рекомендован к изучению Русским отделением международного совета системной инженерии (INCOSE).
Программа
курсаКак научиться системному мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Наш вариант системного подхода из системной инженерии
- Трудность освоения системного мышления
- Отношение к терминологии: множественность терминов
- Замечания по решению задач
- Терминология
- О мышлении
Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы
- Воплощение системы, 4D экстенсионализм
- 4D объекты и их описания
- «Дырки», процессы
- Процессы как 4D объекты
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Сервисы и компьютерные программы
- Системный подход 2.0, понятие стейкхолдера
- Стейкхолдер — функциональный объект
- Основные ошибки в определении стейкхолдеров
- Стейкхолдеры
- Интересы
- Стейкхолдеры и интересы
- Воплощение системы, стейкхолдеры
Системная холархия
- Что считать системой
- Холархия
- Эмерджентность
- Холархия и эмерджентность
- Пять видов систем
- Использующая система
- Примеры видов систем
- Люди в системах
- Целевая система и соотношение систем
- Потребности, требования, ограничения
- Системы систем
- Сложностность
- Системная холархия
Целевая и использующая системы
- Выбор целевой системы
- Основные признаки целевой системы
- Ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Признаки использующей системы
- Обеспечивающая система
- Целевая и использующая системы.
- Целевая и использующая система
Определение и описание системы
- Базовые структуры определения системы
- Совмещение логической и физической структур
- Примеры компонент и модулей. Размещения и гибридные описания
- Компоненты, модули, размещения
- Альфа и рабочие продукты
- Рабочие продукты
- Описание систем: субъективно и требует метода
- Описания и интересы
- Мультимодель и мегамодель
- Множественность описаний. Модель и мета-модель
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Требования и рабочие продукты
- Проверка и приёмка
- Архитектура
- Конфигурация
- Определение и описание системы
Понятие жизненного цикла
- Жизненный цикл 1. 0
- Жизненный цикл
- Жизненный цикл 2.0
- Практика=дисциплина+технология
- Практики
- Дисциплины и технологии
- Интересы инженера, исследователя и менеджера
- Методы и методологии
- Понятие жизненного цикла
Вид жизненного цикла
- V-диаграмма и её примеры
- Водопад против спирали
- Вид жизненного цикла
- Системные уровни и жизненный цикл
- За пределами жизненного цикла
- Вид жизненного цикла
Системная схема проекта
- Системная схема проекта
- Область интересов, основные альфы
- Альфы — общий объект отслеживания
- Роли и их ведущие альфы
- За чем следить в проекте
- Отслеживание альф, адаптация Essence, подальфы
- Игры со схемой проекта
- Полный жизненный цикл системы и проекта
- Заключительные замечания курса
- Системная схема проекта и основной
Скачать программу . PDF
Размер: 182,65 KB
Цифровые
навыки01Понимание закономерностей использования практик моделеориентированной системной инженерии, цифровых системных моделей и инструментов их формирования
02Начальные знания моделирования жизненного цикла продукта в системах PLM (product lifecycle management)
03Представление о работе в специализированном программном обеспечении по разработке требований, архитектуры и управления жизненным циклом системы
Авторы
ЛЕВЕНЧУК АНАТОЛИЙ ИГОРЕВИЧ
Подпишитесь на новостную рассылку и получите гарантированную скидку 15% на любой курс или программу.
Подписаться
Отправляя заявку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных
Системное мышление: введение
FutureLearn использует куки-файлы для повышения удобства работы с веб-сайтом. В настоящее время для этого браузера отключены все файлы cookie, кроме строго необходимых. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.
На этом этапе мы познакомим вас с системным мышлением.
Посмотреть стенограмму
0,9
Мир, в котором мы живем и работаем, сложен и быстро меняется, как и факторы, определяющие наше здоровье. Возьмем, к примеру, ожирение. Существует множество сопутствующих факторов, включая наследственность, индивидуальное потребление пищи, уровень личной активности, социальное влияние, производство продуктов питания и т. д. Эти факторы разнообразны, бесчисленны, зависят от контекста и постоянно меняются. Однако, когда мы не учитываем эту сложность и здоровье, мы обычно обращаемся к одному пациенту, программе, болезни или политике за один раз без должного учета тех динамических отношений, различных точек зрения и невидимых границ, которые влияют на здоровье. Такой подход часто приводит к непредвиденным последствиям.
44.8
К счастью, сложные проблемы не всегда требуют комплексных решений, но нам нужно изменить наше представление о здоровье и улучшении здоровья, нам нужно принять системную точку зрения, чтобы найти решения этих важных сложных проблем. Системные подходы к изменениям возникли в широком спектре дисциплин, включая системное мышление, науку о сложности, системную динамику и сложные адаптивные системы. Такие термины могут быть пугающими для медицинских работников, которые плохо знакомы с этими идеями. Однако мы обнаружили, что начать с трех фундаментальных концепций, предложенных Бобом Уильямсом, может быть полезно. Взаимоотношения, перспективы и границы. Мы дадим определения этим трем понятиям, а затем покажем вам примеры того, как они применяются для улучшения здоровья.
92.3
Сначала мы должны рассмотреть взаимосвязи и модели взаимодействия между людьми и организациями во времени. Иногда глобальные организации здравоохранения реализуют программы без учета деятельности других организаций, работающих в той же сфере.
141.5
Часто, сами того не осознавая, мы формируем границы в нашем планировании и деятельности, которые определяют, какие точки зрения мы учитываем в ценности. Например, отдел общественного здравоохранения университета, который игнорирует информацию извне, скорее всего, упустит возможности для позитивных и инновационных изменений. Применение этих трех концепций в наших отдельных клиниках, организациях и сообществах может изменить наш подход к улучшению здоровья. Как только мы начнем более серьезно относиться к взаимосвязям, перспективам и границам, мы осознаем возможности для улучшения, которые раньше, возможно, не рассматривали. Вот несколько примеров ситуаций в нашей работе в области здравоохранения, когда применение системной точки зрения может быть полезным.
184.9
Врач, который на протяжении многих лет получает очень мало отзывов о своей работе, может не знать о точках зрения пациентов. Отсутствие координации между различными глобальными инициативами в области здравоохранения может привести к ненужной избыточности, а неэффективность создается границами между организациями. Поставщикам медицинских услуг часто платят в зависимости от количества пациентов, о которых они заботятся, а не за качество предоставляемой ими помощи. Реформа финансового возмещения может стать важным рычагом в реформе здравоохранения. Сложные системы могут быть применены к широкому спектру медицинских мероприятий. Ваш опыт и контекст, вероятно, сильно отличаются от наших. Какие неожиданные модели взаимодействия вы могли бы заметить, применяя системную перспективу в своей сфере влияния?
230.4
Можете ли вы определить границы, ограничивающие продуктивное сотрудничество, такие как социальные нормы, ограничивающие общение между организациями и культурами? Какие дополнительные точки зрения необходимо учитывать, чтобы достичь концепции здоровья вашего сообщества? Какие новые вопросы вы задаете, рассматривая системную перспективу? Мы, как глобальное сообщество, должны изменить подход к каждому аспекту здравоохранения, чтобы включить больше системного мышления. Нам нужна революция системного мышления в практике здравоохранения, политических исследованиях и образовании. Благодаря поддержке Благотворительного фонда Дорис Дьюк, Африканской инициативы в области здравоохранения и Норвежского агентства по сотрудничеству в целях развития. Мы создали организацию под названием «Системное мышление для потенциала и здоровья», чтобы выступать за эти изменения, и мы надеемся, что вы присоединитесь к нам, спасибо.
Руководство и управление службами в больших сложных системах, таких как здравоохранение, является сложной задачей. Проблемы, с которыми сталкиваются организации, настолько сложны, что не поддаются простым решениям, и лидеры часто пытаются справиться с множеством конкурирующих и противоречивых проблем и отношений при принятии решений.
Системное мышление — это подход к решению проблем, при котором «проблемы» рассматриваются как часть более широкой динамической системы. Это процесс понимания того, как вещи влияют друг на друга как часть целого. Видео на этом этапе представляет собой наглядное введение в системное мышление и сложности в области здравоохранения.
Наука управления системного мышления развивалась, как утверждает американский академик Питер Сендж в своей основополагающей работе «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации» .
Сенге (2006) утверждает, что организации становятся все более сложными и динамичными, и для достижения успеха они должны стать обучающейся организацией . Он выделяет пять ключевых дисциплин для того, чтобы стать обучающейся организацией, из которых системное мышление является важным пятым элементом.
Сенге утверждает, что системное мышление объединяет четыре других элемента организационного обучения, а именно:
- Личное мастерство
- Ментальные модели
- Формирование общего видения
- Командное обучение
Системное мышление включает в себя гораздо больше, чем просто реакцию на текущие результаты или события. Это требует более глубокого понимания связей, отношений, взаимодействий и поведения среди элементов, которые характеризуют всю систему.
Обычно используемое в других секторах, где вмешательства и системы сложны, системное мышление в секторе здравоохранения смещает акцент на:
- Характер отношений между строительными блоками
- Пространства между блоками (и понимание того, что там происходит)
- Синергизм, возникающий в результате взаимодействия между блоками
Мы рассмотрим это более подробно на следующем шаге.
Ссылки
Сенге, П. (2006) Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации . Лондон: Бизнес-книги Random House
Эта статья взята из бесплатного онлайн-ресурса
Понимание системного мышления в здравоохранении
Создано
Присоединяйся сейчас
Достигните своих личных и профессиональных целей
Разблокируйте доступ к сотням экспертных онлайн-курсов и степеней от лучших университетов и преподавателей, чтобы получить аккредитованные квалификации и профессиональные сертификаты для составления резюме.
Присоединяйтесь к более чем 18 миллионам учащихся, чтобы начать, сменить или развить свою карьеру в удобном для вас темпе в самых разных областях.
Начать обучение
Применение системного мышления в здравоохранении: зачем использовать системное мышление? | Политика и системы медицинских исследований
- Комментарий
- Открытый доступ
- Опубликовано:
- Дэвид Х. Питерс 1
Политика и системы медицинских исследований том 12 , номер статьи: 51 (2014) Процитировать эту статью
159 тыс. Доступов
238 цитирований
59 Альтметрический
Сведения о показателях
Abstract
В этой статье исследуется вопрос о том, что системное мышление добавляет к области глобального здравоохранения. Отмечая, что элементы системного мышления уже широко используются в исследованиях в области общественного здравоохранения, в статье обсуждается, какие из большого количества теорий, методов и инструментов, связанных с системным мышлением, более полезны. В статье рассматриваются истоки системного мышления, описывается ряд теорий, методов и инструментов. Общей нитью является идея о том, что поведение систем регулируется общими принципами, которые можно обнаружить и выразить. Каждая из них решает сложные проблемы, что является частой проблемой в глобальном здравоохранении. Различные методы и инструменты подходят для разных типов исследований и включают как качественные, так и количественные методы. В заключение в документе подчеркивается, что эксплицитные модели, используемые в системном мышлении, открывают новые возможности для понимания, постоянной проверки и пересмотра нашего понимания природы вещей, в том числе способов вмешательства для улучшения здоровья людей.
Отчеты экспертной оценки
Исходная информация
В быстро меняющейся области глобального здравоохранения трудно понять, является ли недавнее внимание к системному мышлению очередным увлечением или чем-то более устойчивым, предлагающим полезные идеи для понимания и действий. Некоторые считают, что системное мышление обеспечивает мощный язык для общения и исследования сложных вопросов, в то время как других сбивает с толку значительный и аморфный корпус задействованных теорий, методов и инструментов. Время покажет, конечно, но пока полезно подумать, почему мы должны использовать системное мышление в области, которая уже опирается на богатую коллекцию теорий, методов и инструментов из наук о здоровье, социальных наук, инженерии, математика и другие дисциплины.
От ментальных моделей к явным
По своей сути системное мышление — это предприятие, направленное на то, чтобы увидеть, как вещи связаны друг с другом в рамках некоторого понятия целого объекта. Мы часто устанавливаем связи при проведении и интерпретации исследований или в нашей профессиональной практике, когда мы делаем вмешательство с ожиданием результата. Всякий раз, когда мы говорим о том, чем обернется какое-то событие, будь то эпидемия, война или другой социальный, биологический или физический процесс, мы обращаемся к некоторой ментальной модели того, как вещи сочетаются друг с другом. Однако вместо того, чтобы полагаться на неявные модели со скрытыми предположениями и без четкой связи с данными, системное мышление использует явные модели с изложенными предположениями, которые могут быть откалиброваны с данными и повторены другими. Система слов происходит от греческого sunistanai , что означает «заставлять стоять вместе». Если мы считаем, что система — это воспринимаемое целое, состоящее из частей, которые взаимодействуют для достижения общей цели, мы признаем, что способность воспринимать и качество этого восприятия также являются частью того, что заставляет систему сохранять целостность. Системное мышление предназначено для улучшения качества восприятия целого, его частей и взаимодействий внутри уровней и между ними.
Каждая интерпретация результатов исследования включает в себя модель, будь то физическая модель, используемая для экспериментов, статистическая модель, используемая для оценки отношений между переменными, или концептуальная модель о том, как элементы связаны. Модель — это просто способ, которым мы компактно представляем и понимаем объект, явление или систему. Поскольку исследование включает в себя наблюдение и экспериментирование, я бы сказал, что хорошее исследование также связано с созданием и использованием явных моделей, а не неявных. Реальный вопрос заключается не в том, должны ли мы использовать системное мышление, как это широко описано здесь, а скорее в том, какие из многих теорий, методов и инструментов, в настоящее время связанных с областью системного мышления, наиболее полезны в конкретных условиях.
Например, когда отдельные люди напрямую взаимодействуют друг с другом (например, передают болезни), перемещаясь в определенном пространстве, таком как город, агентное моделирование [1, 2] может быть особенно эффективным. При моделировании того, как взаимодействуют различные агентства в рамках крупной системы общественного здравоохранения, теория социальных сетей [3] может иметь более прямое отношение.
Истоки
Системное мышление в значительной степени развилось как область исследования и практики в 20 веке и имеет многочисленные корни в таких различных дисциплинах, как биология, антропология, физика, психология, математика, менеджмент и информатика. Этот термин связан с широким кругом ученых, в том числе с биологом Людвигом фон Берталанфи, разработавшим общую теорию систем; психиатр Росс Эшби и антрополог Грегори Бейтсон, пионеры в области кибернетики; Джей Форрестер, компьютерный инженер, который открыл область системной динамики; ученые из Института Санта-Фе, такие как лауреаты Нобелевской премии Мюррей Гелл-Манн и Кеннет Эрроу, которые помогли определить сложные адаптивные системы [4]; и широкий круг мыслителей в области управления, в том числе Рассел Акофф, пионер в области исследования операций, и Питер Сенге, который популяризировал обучающуюся организацию. Большая часть работы в области системного мышления включала в себя объединение ученых из многих дисциплинарных традиций, что во многих случаях позволяло им переносить методы из одной дисциплины в другую (междисциплинарность) или работать вне и между дисциплинарными границами, создавая обучение через широкий спектр. разнообразие заинтересованных сторон, включая исследователей и тех, кого затрагивает исследование (междисциплинарность).
Теории, методы и инструменты
Если для описания научной деятельности используются терминологические джунгли, то в области системного мышления они становятся еще гуще, возможно, из-за их разнообразного наследия. Учитывая различные дисциплины и трансдисциплинарные традиции, легко понять, почему люди часто говорят о более широких «подходах», «перспективах» или «линзах», применяя системное мышление. Модели и рамки системного мышления иногда грандиозны и широко применимы, как, например, общая теория систем, а иногда очень конкретно применяются к конкретным явлениям, например, теория критических точек в физике, которая используется для объяснения точки, в которой материал ведет себя ни как жидкость, ни как газ (или как твердое тело). Системное мышление может включать в себя широкий спектр теорий, которые представляют собой рациональные наборы идей или принципов, предназначенных для объяснения чего-либо. Он основан на широком спектре научных методов, используемых для исследования явлений и приобретения знаний. Он использует еще больший набор инструментов или инструментов — аппаратное и программное обеспечение, используемое для проведения экспериментов, наблюдений или сбора и анализа данных. Использование этих терминов непоследовательно в научных областях или внутри них, включая системные науки, и континуум от инструмента к методу, к теории и структуре часто размыт.
Вместо того, чтобы пытаться разобраться в семантических нюансах между этими терминами, полезность системного мышления можно лучше оценить, кратко рассмотрев некоторые из его наиболее часто используемых теорий, методов и инструментов (таблица 1). Каждая из теорий и методов системного мышления предназначена для решения сложных проблем. Они сложны, потому что в них участвует множество взаимодействующих агентов, контекст, в котором они действуют, постоянно меняется, потому что способ изменения вещей не соответствует линейным или простым шаблонам, или потому что элементы в системе способны изучать новые вещи, иногда создавая новые паттерны по мере их взаимодействия с течением времени. Многие из проблем глобального здравоохранения в настоящее время признаны сложными проблемами, когда простые шаблонные подходы имеют ограниченный успех [5, 6].
Таблица 1 Теории, методы и инструменты системного мышленияПолноразмерная таблица
Инструменты системного мышления имеют широкий спектр применения. Некоторые инструменты предназначены для того, чтобы помочь группам людей прийти к общему пониманию проблемы, чтобы побудить их к дальнейшим исследованиям и действиям. Например, «системные архетипы» помогают командам понять общие модели взаимодействия, которые могут быть применимы к их «истории» [24]. Вместо того, чтобы использовать уже существующие шаблоны архетипов систем, диаграммы причинно-следственных связей (CLD) создаются без шаблона и включают в себя понимание людьми того, как элементы проблемы связаны друг с другом [19].]. Обычно они начинаются с качественных описаний, описывающих, как одна вещь вызывает другую в положительном или отрицательном направлении. Как правило, петли обратной связи идентифицируются между различными элементами. Они могут быть усиливающими или положительными обратными связями, где A производит больше B, который, в свою очередь, производит больше A, например, порочный круг недоедания и инфекции. Они также могут быть уравновешивающими петлями или петлями отрицательной обратной связи, когда положительное изменение в одной приводит к отталкиванию в противоположном направлении, например, когда повышение температуры тела вызывает потоотделение, которое, в свою очередь, охлаждает тело. В этом дополнении в ряде исследований используются CLD, которые описывают отношения между различными элементами системы здравоохранения для объяснения таких явлений, как двойная практика медицинских работников в Уганде [25], системы оплаты медицинских работников в Гане [26] и охват детской вакцинацией в Индия [27].
Элементы CLD можно также преобразовать в модель количественной динамики систем, классифицируя элементы как «запасы», «потоки» или «вспомогательные» переменные и используя уравнения для описания отношений между отдельными переменными в одной из многих доступные программные среды системной динамики. В этом приложении Рвашана и его коллеги используют модели системной динамики для изучения неонатальной смертности в Уганде [28], в то время как другие авторы используют модели системной динамики для изучения последствий политических вмешательств [29].].
Существует ряд других инструментов, которые используются для отображения событий или того, как вещи связаны между собой. Сетевое картирование, анализ социальных сетей и картирование процессов включают ряд инструментов для иллюстрации и анализа связей между людьми, организациями или процессами как в качественном, так и в количественном отношении. В этом дополнении Malik et al. наметить сеть субъектов, вовлеченных в обращение врачей за советом в Пакистане [30]. Блок-схема является одним из наиболее распространенных инструментов, используемых для рисования процесса или системы. История инноваций (или история управления изменениями) используется для составления истории ключевых событий, результатов, проблем, которые возникли на этом пути, и мер, принятых для решения проблем. В этом дополнении Zhang et al. [31] оглядываются на последние 35 лет развития медицинской системы в сельских районах Китая. Совместный анализ путей воздействия включает в себя семинары и комбинацию инструментов для прояснения логики вмешательств и картирования сети [21]. Он предназначен для улучшения понимания путем участия бенефициаров, исполнителей и других заинтересованных сторон в проекте. В нескольких статьях этого приложения используются аналогичные подходы для различных ситуаций, в том числе для создания потенциала лидерства для систем здравоохранения в Южной Африке [32], для разработки устойчивых программ физической реабилитации в Непале и Сомалиленде [33] и для создания устойчивых материнских и детских программ. профилактические медицинские услуги в северной части Бангладеш [34].
Моделирование на основе агентов использует преимущества широкого спектра теорий, методов и инструментов для создания компьютерных моделей, имитирующих взаимодействие агентов (например, отдельных лиц или организаций), чтобы увидеть, как явления реального мира «растут» и влияют на систему как весь. Модели включают несколько отдельных агентов, которые работают в разных масштабах, некоторые правила принятия решений (например, простые правила о том, как они воспроизводят, взаимодействуют с другими или преследуют цели), процессы адаптации и пространство, в котором действуют агенты.
В глобальном здравоохранении нас интересуют как теория, так и практика, и нам нужны модели, соответствующие сложным условиям, в которых мы работаем. Общей нитью всех этих теорий, методов и инструментов является идея о том, что поведение систем управляется общими принципами, которые можно обнаружить и выразить. Все они полезны при попытке концептуализировать существующие системы. Некоторые больше сосредоточены на способах изменения системы для достижения лучших результатов. При использовании этих теорий, методов и инструментов статистик Джордж Э. П. Бокс напоминает нам, что « все модели неверны, но некоторые полезны » [35]. Именно к этим применениям мы сейчас и обратимся.
В большинстве областей общественного здравоохранения и медицины мы используем данные исследований об эффективности вмешательств для обоснования решений с ожиданием их будущего эффекта. Некоторые методы и инструменты системного мышления, такие как планирование сценариев, также можно использовать для явного прогнозирования будущих событий. Однако даже в этом случае такие методы предназначены для определения возможных результатов, чтобы дать представление о том, как к ним подготовиться, а не зацикливаться на каком-либо конкретном результате.
В своем знаковом выступлении на тему «Почему моделировать?», которое послужило источником вдохновения для этого эссе, Джошуа Эпштейн определил 16 причин, помимо предсказания того, зачем моделировать [36]. Большинство из этих причин применимы к системному мышлению в более широком смысле. Многие из этих конкретных причин связаны со способностью объяснить, как работают вещи, и системное мышление особенно полезно для объяснения того, как работают сложные системы. Многие из моделей можно использовать для проверки жизнеспособности политических вмешательств безопасным и недорогим способом — модели на основе агентов, модели системной динамики и планирование сценариев особенно полезны для этих целей. В приложении к этому журналу, например, Bishai et al. представить очень простую модель системной динамики, чтобы проиллюстрировать компромиссы и непреднамеренные последствия выбора политики, связанной с выделением средств на профилактические и лечебные услуги [29].].
Подходы, основанные на системном мышлении, также могут помочь определить, где собирать больше данных или поднимать новые вопросы и гипотезы. Методы и инструменты помогают нам формулировать наши предположения, выявлять и проверять гипотезы, а также калибровать наши модели по реальным данным. Одним из разочарований специалистов по планированию здравоохранения и исследователей было убеждение, что вмешательства, доказавшие свою эффективность в небольших масштабах или в условиях исследования, нельзя просто воспроизвести в больших масштабах или охватить наиболее уязвимые группы населения. Методы и инструменты системного мышления все чаще используются для объяснения эпидемий и информирования усилий по расширению программ [5, 6].
Одна из наиболее веских причин для использования подходов системного мышления состоит в том, чтобы привить научное мышление. Помимо вклада какой-либо конкретной теории, метода или инструмента, практика системного мышления может усилить то, что Эпштейн называет «воинствующим невежеством», или приверженность принципу «я не знаю» в качестве основы для расширения научных знаний. Системное мышление добавляет к теориям методы и инструменты, которые мы обычно используем в глобальном здравоохранении, и предоставляет новые возможности для понимания, постоянной проверки и пересмотра нашего понимания природы вещей, в том числе способов вмешательства для улучшения здоровья людей. И для тех, кто ценит мышление и действия в области глобального здравоохранения, это может быть только хорошо.
Ссылки
Эпштейн Дж. М., Экстелл Р.: Растущие искусственные общества: социальные науки снизу вверх. 1996, Бостон, Массачусетс: MIT Press
Google Scholar
«>Ньюман М.: Сети: Введение. 2013, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
Google Scholar
Миллер Дж. Х., Пейдж СЭ: Сложные адаптивные системы: Введение в вычислительные модели социальной жизни. 2007, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
Google Scholar
Адам Т., де Савиньи Д.: Системное мышление для укрепления систем здравоохранения в СНСД: необходимость смены парадигмы. План политики здравоохранения. 2012, 27 (Приложение 4): 1-3.
Google Scholar
Пайна Л. , Петерс Д.Х.: Понимание путей расширения услуг здравоохранения через призму сложных адаптивных систем. План политики здравоохранения. 2012, 27 (Приложение 5): 365-373.
Артикул пабмед Google Scholar
Постон Т., Стюарт И.Н.: Теория катастроф и ее приложения. 1978, Лондон: Питман
Google Scholar
Эшби WR: Введение в кибернетику. 1956, Лондон: Chapman & Hall Ltd., [http://pespmc1.vub.ac.be/books/IntroCyb.pdf]
Книга Google Scholar
Строгац С.Х. Нелинейная динамика и хаос. 1994, Нью-Йорк: Persius Books Publishing, LLC
Google Scholar
фон Берталанфи Л.: Общая теория систем: основы, развитие, приложения. 1968, Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, исправленное издание 1976 г.
Google Scholar
Сенге П.: Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации. 2006, Нью-Йорк: валюта Doubleday
Google Scholar
Артур В.Б.: Возрастающая отдача и зависимость от пути в экономике. 1994, Анн-Арбор: University of Michigan Press
Book Google Scholar
Элдридж Н., Гулд С.Дж.: Прерывистое равновесие: альтернатива филетическому градуализму. Модели в палеобиологии (ред. Schopf TJM). Сан-Франциско: Фриман Купер, 1072-
Баумгартнер Ф., Джонс Б.Д.: Программы и нестабильность в американской политике. 1993, Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press
Google Scholar
Эпштейн Дж. М.: Генеративные социальные исследования в агентно-ориентированном вычислительном моделировании. 2006, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
Google Scholar
Valente TM: Социальные сети и здоровье: модели, методы и приложения. 2010, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета
Книга Google Scholar
Schoemaker PJH: Разработка нескольких сценариев: ее концептуальная и поведенческая основа. Страт Манаг Дж. 1993, 14: 193-213. 10.1002/смж.4250140304.
Артикул Google Scholar
Forrester JW: Принципы систем. 1968, Портленд, Орегон: Productivity Press, 2
Google Scholar
Уильямс Б., Хаммельбруннер Р. Системные концепции в действии: набор инструментов для практиков. 2010, Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press
Google Scholar
«>Альварес С., Даутуэйт Б., Тиле Г., Маккей Р., Кордоба Д., Техеле К. Анализ путей воздействия на основе участия: практический метод планирования и оценки проектов. 2010, 20 (8): 946-958.
Google Scholar
Дамалео Р. Основы картирования процессов. 2011, Бока-Ратон, Флорида: CRC Press, 2
Google Scholar
Стерман Д.Д.: Динамика бизнес-систем: системное мышление и моделирование сложного мира. 2000, Бостон: McGraw-Hill Companies, Inc.
Google Scholar
Ким Д. Х.: Архетипы систем: диагностика системных проблем и разработка высокоэффективных вмешательств. 1993, Кембридж, Массачусетс: Pegasus Communication
Google Scholar
Пайна Л., Беннетт С., Ссенгуба Ф., Питерс Д.Х.: Расширение применения системного мышления в здравоохранении: изучение двойной практики и ее управление в Кампале. Уганда Health Res Pol Syst. 2014, 12: 41-10.1186/1478-4505-12-41.
Артикул Google Scholar
Агиепонг И.А., Арьити Г.К., Новиньон Дж., Асенсо-Боади Ф., Дзикуну Х., Антви Э., Анкрах Д., Аджей-Акуа С., Эсена Р., Айкинс М., Архинфул Д.К.: Содействие применению системного мышления в здравоохранении: поведение и стимулы в отношении оплаты поставщиков услуг и предоставления услуг в Национальной схеме медицинского страхования Ганы – системный подход. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 35-10.1186/1478-4505-12-35.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
«>Рвашана Семванга А., Накубулва С., Накакито-Киджамбу М., Адам Т.: Расширение применения системного мышления в здравоохранении: понимание динамики неонатальной смертности в Уганде. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 36-10.1186/1478-4505-12-36.
Артикул Google Scholar
Bishai D, Paina L, Li Q, Peters DH, Hyder A: Расширение применения системного мышления в здравоохранении: почему лечение вытесняет профилактику. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 28-10.1186/1478-4505-12-28.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
«>Zhang X, Bloom G, Xu Xu, Chen L, Liang X, Wolcott SJ: Расширение применения системного мышления в области здравоохранения: управление развитием системы здравоохранения в сельских районах Китая в сложных и динамичных условиях. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 44-
Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Gilson L, Elloker S, Olckers P, Lehmann U: Содействие применению системного мышления в здравоохранении: южноафриканские примеры лидерства в осмыслении первичной медико-санитарной помощи. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 30-10.1186/1478-4505-12-30.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Бланше К., Палмер Дж., Боггс Д., Паланчок Р., Джама Р., Жируа С.: Расширение применения системного мышления в области здравоохранения: анализ факторов контекста и социальных сетей, влияющих на использование показателей устойчивости в системе здравоохранения — a сравнительное исследование в Непале и Сомалиленде. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 46-
Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Сарриот Э.Г., Кулетио М., Джахан С., Расул И., Муша АКМ: Продвижение применения системного мышления в здравоохранении: оценка устойчивости как обучение и осмысление сложной городской системы здравоохранения в северной части Бангладеш. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 45-
Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
«>Эпштейн Дж. М.: Почему модель? программный доклад на втором всемирном конгрессе по социальному моделированию Университета Джорджа Мейсона. J Artif Soc Soc Simulat. 2008, 11 (4): 12-
Google Scholar
Аксельрод Р. Сложность сотрудничества: Агентные модели конкуренции и сотрудничества. 1997, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
Google Scholar
Даутуэйт Б., Эшби Дж. Истории инноваций: метод обучения на собственном опыте. ILAC Brief 5. 2005, http://ageconsearch.umn.edu/bitstream/52515/2/ILAC_Brief05_Histories.pdf,
Google Scholar
Varghese J, Kutty R, Paina L, Adam T: Расширение применения системного мышления в здравоохранении: понимание растущей сложности управления службами иммунизации в Керале, Индия. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 47-
Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Малик А.У., Уиллис К.Д., Хамид С., Уликпан А., Хилл П.С.: Продвижение применения системного мышления в здравоохранении: поведение при поиске рекомендаций среди врачей первичной медико-санитарной помощи в Пакистане. Сист политики здравоохранения Res. 2014, 12: 43-
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Box GEP, Draper NR: Построение эмпирической модели и поверхности отклика. 1987, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons
Google Scholar
Загрузить ссылки
Благодарности
Этот комментарий является частью тематической серии под названием: «Продвижение применения системного мышления в здравоохранении». Серию координировал Альянс по исследованиям в области политики и систем здравоохранения Всемирной организации здравоохранения при поддержке гранта Международного исследовательского центра развития, Оттава, Канада. Автор также с благодарностью отмечает поддержку Консорциума программы исследований систем будущего здравоохранения в виде гранта, предоставленного Министерством международного развития (Соединенное Королевство). Я также ценю комментарии, полученные от Джоша Эпштейна.
Информация об авторе
Авторы и организации
Департамент международного здравоохранения Университета Джонса Хопкинса Школа общественного здравоохранения Блумберга, комната E8527, 615 N Wolfe St, Baltimore, MD, 21205, USA
David H Peters
- David H Peters
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за переписку
Связь с Дэвид Х Питерс.
Дополнительная информация
Конкурирующие интересы
Автор заявляет, что у него нет конкурирующих интересов.
Права и разрешения
Эта статья опубликована по лицензии компании BioMed Central Ltd. Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.