Что такое талант и гениальность: Чем отличается талант от гениальности

Талант и гениальность — сходство и различия

Талантом — называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.

А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, — долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.

Досхоластический период. 
1. Античная философия — это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.

Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, — человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям.

Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность — особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.

Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.

Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.

На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.

Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие — одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.
 
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).

Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.

  • Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
  • Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
  • К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
  • За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т. д.

Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты — менее глубокое.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.

Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью.

Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».

Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант — творит рационально, на основе продуманного плана.

Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.

Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.

Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.

Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.

Критериями гениальности научного открытия принято считать:

  • новизну и оригинальность;
  • значимость, ценность для общества;
  • совершенство исполнения.

Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.

Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:

  • врожденная одаренность;
  • собственные усилия;
  • ближайшее окружение;
  • ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:

  • интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
  • творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
  • самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
  • реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
  • чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.

Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.

В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».

Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.

Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.

Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.

В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
 
Согласно С. Л. Рубинштейну:

«все специальные способности человека — это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности… к обучению и труду».

Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.

Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).

Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями — индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.

это талант, одаренность или помешательство?

Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.

Что такое гениальность?

Гениальность — это высшая ступень способностей личности и ее творческих проявлений. Человек, одаренный гениальностью, очень важен для развития общества, ведь он может создать новую эпоху или сделать важнейшие открытия.

Важно отметить, что конкретного набора свойств, которыми должен обладать гений, не существует. Человек может быть гениален в одной области и совершенно глуп в другой.

По определению Кольриджа, гениальность — это способность роста. Спорным остается вопрос о том, является ли гениальность сверхспособностью ума или это особенность физического мозга.

Настоящего гения отличает то, что он никогда никого не копирует, все его мысли уникальны и оригинальны. Однако это возможно лишь в том случае, если перед нами действительно настоящий гений, а не человек с отклонениями.

Гениальность — это достаточно редкое явление. Согласно подсчетам Лафатера, один гений приходится на один миллион человек. Однако психологи считают гениальность лишь разновидностью сумасшествия.

Важно отметить, что те способности, которыми наделены гении, свойственны и помешанным. Это такие способности, как повышенная чувствительность, бессознательность творчества, быстрая смена настроения от эйфории до апатии, сильная рассеянность, огромное тщеславие, злоупотребление алкогольными напитками, склонность к самоубийству.

Гениальность и помешательство — равнозначные ли это понятия?

Не стоит забывать, что в числе гениев всегда были и есть помешанные. Также и у многих помешанных проявлялись гениальные способности. Но не стоит делать поспешных выводов, что все гении — помешанные. Ведь такие гениальные личности, как Колумб, Галилей, Микеланджело, Наполеон, не проявляли признаков умопомешательства.

У сумасшедших наблюдается недостаток таких качеств, как усидчивость, концентрация внимания, твердость характера, прилежность, аккуратность, память. Однако именно эти качества присущи всем одаренным гениям.

К тому же сумасшествие проявляется обычно после 35 лет, а гения в человеке замечают еще с детства. Сумасшествие обычно передается по наследству и с каждым поколением усиливается, а гениальность умирает вместе с ее носителем. Если гениями обычно являются мужчины, то помешательство одинаково распространено как у женщин, так и у мужчин.

Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?

Талант и гениальность — это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.

Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.

А гениальность — это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность — это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.

Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.

Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как «талантливые дети», предполагает лишь потенциальные возможности развития личности. Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей — к интеллектуалам.

Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность — это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.

Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность»

Достаточно долго «одаренность» считалась синонимом к слову «способности». Однако отечественные психологи считают, что одаренность — это некое количество способностей, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо конкретной деятельности.

Какими особенностями наделены одаренные личности?

Это такие:

  • нестандартное восприятие;
  • яркое воображение наряду со вниманием к деталям;
  • бессознательный разум, интуиция, изобретательность;
  • дивергентное мышление;
  • воображение;
  • мужество и смелость.

Некоторые исследователи рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей наряду со способностью к творчеству. Они отождествляют это понятие с термином «талант». Другие рассматривают талант как высокую ступень развития специальных способностей.

Теплов полагает, что талант всегда многосторонен, именно поэтому многие поэты и писатели неплохо рисовали, а иногда и писали музыку.

А гениальность — это высокая ступень развития одаренности, которая проявляется в конечном результате, несущем в себе культурную, социальную, научную и историческую ценность. Гении ломают все нормы и порядки и таким образом открывают новую эпоху в сфере своей деятельности.

Подведение итогов, краткие выводы

Для того чтобы одаренность (талант, гениальность) смогли найти проявление и начать развиваться, личности необходимо иметь высокую работоспособность, мотивацию, самоотдачу, знания и умения в конкретной области деятельности. Учитывая эти факторы, ученые и пытаются разграничить эти три понятия. Способности, гениальность, талант есть в каждом человеке, их просто нужно обнаружить и развивать.

Разница между талантом и гением

Стандарт

Магия — это слово, которое не может объяснить разницу между ремесленником, чрезвычайно талантливым в своем ремесле, и человеком, являющимся гением в этом же ремесле. Тем не менее, мы можем понять, что Майкл Джордан был гением на баскетбольной площадке, а Бетховен был гением в концертном зале.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр обнаружил, что различие между талантом и гениальностью легко определить.

«Талант поражает цель, которую никто другой не может поразить; Гений попадает в цель, которую никто другой не видит».

Американский писатель Джек Керуак, писатель, который чувствовал, что ему нечего предложить, кроме собственного замешательства, понял, что разница между талантом и гениальностью ясна.

«Гений рождает, талант рождает».

Разница между двумя стихиями, поднимающимися из глубины души художника, не отделяет его от боли, которую испытывают все ремесленники. Ян Сваффорд поделился в Бетховен: Тоска и триумф , его трагический и торжествующий гений, который сделал его аутсайдером. Она заявила, что он «полностью уверен в себе и своем даре, но не менее самокритичен и лишен сентиментальности в отношении своей работы».

Сваффорд также поделилась своим взглядом на соотношение таланта и гениальности:

«Гений — это то, что находится по другую сторону таланта… Талант в значительной степени является врожденным, и в определенной области некоторые люди обладают им в гораздо большей степени, чем другие. Все-таки, в конце концов, одного таланта недостаточно, чтобы подтолкнуть к самым высоким достижениям. Гений должен основываться на крупном таланте, но к нему добавляются свежесть и буйство воображения, неистовое честолюбие и необыкновенный дар к обучению и развитию, глубина и широта мысли и духа, умение использовать не только свои сильные стороны. но и ваши слабости, способность удивлять не только публику, но и себя».

Осознавая себя, Бетховен описал гениальность в своем письме к Эмили:

«У настоящего художника нет гордости. К сожалению, он видит, что искусство не имеет границ; у него есть смутное осознание того, насколько он далек от достижения своей цели; и в то время как другие, возможно, восхищаются им, он сокрушается о том, что еще не достиг той точки, где его лучший гений лишь освещает ему путь, как далекое солнце».

Навыкам учатся, и они будут сопровождать врожденный талант, но гений — это тот неуловимый элемент, который порождает вау-фактор. Гениальности не учат. Это то, что я называю сверхъестественным даром, который позволяет ремесленнику создавать вещи, на которые никто другой не обращает внимания. Это дает ему точку зрения на жизнь, которую никто другой не может увидеть, если он не проявит ее в своем искусстве.

Хорошим примером может быть автор, который попадает в писательский кризис. Он может быть искусным писателем, но талантливые продолжают играть словами, пока история не складывается воедино. У талантливого человека внутри есть несколько книг, ожидающих своего выхода, но у гения есть неограниченный запас историй, которыми он может поделиться на всю жизнь.

© 2017 CJ Powers

Нравится:

Нравится Загрузка…

Поиск

Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

  • Боулинг как охотник
  • Подходящая климатическая концовка — обзор Princess Cut 
  • Princess Cut – муж против жены режиссеры
  • Взгляд на франшизу Princess Cut 
  • Понимание языка кино (Часть 2)
  • Понимание языка кино (Часть 1)
  • 3 типа опытных кинорежиссеров
  • Разница между талантом и гением
  • Создание единого листа для разработки
  • Боулинг как охотник
  • 23 Взрыва не удалось создать невероятную правдивую историю
  • За кулисами
  • Творчество
  • Кинопроизводство
  • Интервью
  • Лидерство
  • СМИ и общество
  • отзывов
  • Рассказы
  • Мысли и идеи
Прошлые статьи Выбрать месяц Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Март 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Май 2 Сентябрь 2020 Июль 2020 Август 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019Апрель 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 г., апрель 2018 года, март 2018 г. Февраль 2018 г., январь 2018 г. Декабрь 2017 г., ноябрь 2017 г., октябрь 2017 г., сентябрь 2017 г., август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 Ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., сентябрь 2016 август 2016 г., июль 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г., январь 2016 г., декабрь 2015 г., ноябрь 2015 г., октябрь 2015 г., сентябрь 2015 г. Август 2015 г., июль 2015 г., июнь 2015 г., май 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Октябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. август 2014 г., июль 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г., апрель 2014 г. Март 2014 г. Февраль 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2013 г. Октябрь 2013 г. Сентябрь 2013 г. Август 2013 г., июль 2013 г., июнь 2013 г., май 2013 г. Апрель 2013 г. Март 2013 г. Февраль 2013 г. Январь 2013 г. Декабрь 2012 г., Ноябрь 2012 г., октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Апрель 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010
  • Регистрация
  • Вход в систему
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.com

Шопенгауэр о том, что делает гения и о решающей разнице между талантом и гением – маргинал

«Гений рождает, талант рождает», Джек Керуак, размышляя о том, рождаются ли великие художники или становятся ими. «Талант ничтожен. Я знаю много талантливых руин», — предупредил Джеймс Болдуин начинающих писателей, рассматривая настоящие кирпичики гения. Более века назад Торо провел важное различие между ремесленником, художником и гением.

Но, пожалуй, самый полезный и актуальный взгляд на извечное недоумение по поводу разницы между талантом и гениальностью был сделан через год после рождения Торо великим немецким философом Артуром Шопенгауэром (22 февраля 1788 г. — 21 сентября 1860 г.) в его 1818 шедевр Мир как воля и представление ( публичная библиотека ).

Центральная посылка Шопенгауэра состоит в том, что талант достигает того, чего другие не могут достичь, тогда как гений достигает того, чего другие не могут вообразить. Он утверждает, что это видение другого порядка отличает гениев от простых смертных, и оно возникает из-за превосходной способности к созерцанию, которая заставляет гения превзойти малость эго и войти в бесконечный мир идей. Он пишет:

Только через [такое] чистое созерцание… можно понять Идеи; и природа гения состоит в исключительной способности к такому созерцанию. А так как это требует, чтобы человек* совершенно забыл себя и отношения, в которых он находится, то гениальность есть просто полнейшая объективность , т. е. объективная тенденция духа в противоположность субъективной, направленной к самому себе — другими словами, к воле. Таким образом, гениальность есть способность пребывать в состоянии чистого созерцания, растворяться в созерцании и использовать для этого служения знание, первоначально существовавшее только для служения воле; иными словами, гениальность — это способность полностью оставлять свои интересы, желания и цели вне поля зрения, то есть полностью отказываться на время от собственной личности, чтобы оставаться чистое знание субъекта , ясное видение мира; и это не просто на мгновение, но в течение достаточного периода времени и с достаточным сознанием, чтобы можно было воспроизвести преднамеренным искусством то, что было таким образом воспринято.

Но хотя превосходная способность к воображению является центральным элементом гениальности, Шопенгауэр предостерегает от ошибочного принятия воображения за всю гениальность:

Воображение справедливо признано существенным элементом гениальности; иногда его даже рассматривали как тождественное с ним; но это ошибка. Так как предметами гения являются вечные Идеи, постоянные, существенные формы мира и всех его явлений, и так как познание Идеи есть необходимо познание через восприятие, а не абстрактно, то познание гения было бы ограничено Представления о предметах, действительно представленных его личности и зависящих от цепи обстоятельств, приведших к нему эти предметы, если только его воображение не расширило его кругозор далеко за пределы его действительного личного существования и, таким образом, не позволило ему сконструировать всю из того немногого, что приходит в его собственное актуальное восприятие, и, таким образом, позволить почти всем возможным сценам жизни пройти перед ним в его собственном сознании… Затем воображение расширяет интеллектуальный горизонт гениального человека за пределы объектов, которые действительно предстают перед ним. его как по качеству, так и по количеству. Поэтому необычайная сила воображения сопутствует и является необходимым условием гениальности. Но обратное неверно, ибо сила воображения не указывает на гениальность; напротив, люди, лишенные гениальности, могут обладать богатым воображением.

Но проклятие необыкновенного, предполагает Шопенгауэр, есть некое одиночество, с которым гениальный человек идет по жизни, всегда немного в стороне от обыденного мира, находясь чуть выше его:

Простой смертный, это производство Природа, которую она производит тысячами каждый день, как мы сказали, не способна, по крайней мере, не постоянно, к наблюдению, которое во всех смыслах совершенно бескорыстно, как чувственное созерцание, строго так называемое. Он может обращать свое внимание на вещи лишь постольку, поскольку они имеют какое-то отношение к его воле, как бы косвенно это ни было… останавливается на рассмотрении самой жизни, стремится постичь идею каждой вещи, а не ее отношения к другим вещам; и при этом он часто забывает обдумать свой собственный жизненный путь и поэтому большей частью идет по нему достаточно неловко. В то время как для обыкновенного человека его способность познания является светильником, освещающим его путь, для гения это солнце, открывающее мир. .. Человека, в котором живет и работает гений, легко узнать по его взгляду, одновременно острому и и устойчивый, и несет на себе печать восприятия, созерцания.

Во втором томе своего трактата Шопенгауэр пересматривает тему таланта и гениальности через призму времени — талант, утверждает он, блестяще говорит сиюминутно и принадлежит к моменту, тогда как гениальность говорит о вечном и о вечности . Он пишет:

Талантливые люди всегда приходят вовремя; ибо, поскольку они пробуждаются духом своего века и вызываются к жизни его потребностями, они едва способны их удовлетворить. Следовательно, они идут рука об руку с развитием культуры их современников или с постепенным развитием какой-либо специальной науки; за это они пожинают награду и одобрение. Но следующему поколению их произведения уже не доставляют удовольствия; они должны быть заменены другими; и они не перестают появляться.

Гений, с другой стороны, сияет на своем веке, как комета, на пути планет, чьему хорошо отрегулированному и понятному устройству чуждо его совершенно эксцентричное движение. Соответственно, он не может идти рука об руку с закономерным ходом культуры того времени, как он обнаруживается; напротив, он забрасывает свои произведения далеко на путь впереди (подобно тому, как император, предаваясь смерти, метает свое копье во врага), на котором время должно прежде всего настигнуть их… Талант способен достичь то, что находится за пределами способности других людей достичь, но не то, что находится за пределами их способности понимания; поэтому он сразу находит своих ценителей. Достижение гения, с другой стороны, превосходит не только способности других к достижениям, но и их способность понимания; поэтому они не сразу осознают это. Талант подобен стрелку, который попадает в цель, недоступную другим; гений подобен стрелку, который попадает в цель… которую другие даже не видят.

«Мир как воля и представление» — одна из любимых книг Оливера Сакса и источник неизменного понимания Шопенгауэром силы музыки — является незаменимым чтением во всей ее полноте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *