Как нарисовать тональную шкалу
14 марта 2018
Основы рисованияВ простейшей форме тональная шкала (тональный масштаб) представляет собой упорядоченную последовательность тонов одного цвета, от более светлого к более темному.
Зачем она нужна? Во-первых, для того, чтобы верно передать светотень — новичкам свойственно не добирать темного, из-за чего рисунок получается блеклым, или, наоборот, слишком его затемнять. А во-вторых, при взгляде на наш сюжет мы не можем передать тональность «как она есть», поскольку ограничены в выборе изобразительных инструментов. То есть, иными словами, мы не можем сделать блик светлее, чем бумага или тень темнее, чем самый мягкий карандаш. И тогда нам на помощь приходит такой важный инструмент как тональная шкала.
Тональная шкала, 7 оттенков серогоНа примере выше шкала имеет 7 оттенков от черного до белого с серыми полутонами между ними. Тона могут также иметь цвет. Вот тот же пример, на этот раз с использованием зеленого цвета:
Градация тона может иметь сколько угодно шагов, и чем их больше, тем сложнее ее нарисовать.
Рисуем тональную шкалу поэтапно
Для первого упражнения проще всего создать шкалу, состоящую из 5 тонов. Это самый простой вариант, который, тем не менее, придаст необходимую уверенность для того, чтобы перейти к более сложным рисункам. Итак, рассмотрим пошаговый план для рисования нашей первой шкалы тонов.
Сначала нарисуйте прямоугольник с помощью карандаша и линейки и разбейте его на 5 равных блоков.
Рисуем тональную шкалу, этап 1. КарандашЗатем начните штриховать последний прямоугольник (в конечном итоге он будет черным), но не затеняйте его окончательно. Результат будет лучше, если вы добавите как можно больше слоев карандаша.
Рисуем тональную шкалу, этап 2. Карандаш После того, как вы закрасили последний прямоугольник, перейдите к предпоследнему и затените его немного светлее. Продолжайте повторять этот процесс для каждого прямоугольника, делая каждый из них светлее, чем предыдущий. Рисуем тональную шкалу, этап 3. КарандашНа этом этапе у вас должна получиться тональная шкала, которая выглядит очень светлой, как в последнем примере выше. Повторите это процесс еще несколько раз, работая от темного конца диапазона к светлому.
Рисуем тональную шкалу, 5 оттенков серого. КарандашСоздание тональных шкал — отличное упражнение для обучения рисованию. Тональная шкала из 5 тонов, над которой мы работали выше, является отличной отправной точкой, но если вы действительно хотите улучшить свои навыки рисования, было бы неплохо повторить это же упражнение, но с большим количеством оттенков. Другими словами, попробуйте нарисовать шкалу, состоящую на этот раз из 9 тонов, которые постепенно меняются от белого до черного.
Градиентная тональная шкала
Еще одно упражнение, которое неплохо было бы освоить, это создание градиентной тональной шкалы.
Градиентная тональная шкалаКак нарисовать такую шкалу? В принципе, все то же самое, что и в предыдущем случае, но переходы между участками нужно сделать более плавными.
Начните с темного конца тонального диапазона и медленно проработайте штрихи карандашом по направлению к белому тону. Помните, что не нужно затемнять до самого темного оттенка сразу. Сделайте несколько проходов от темных участков шкалы до более светлых. Нужно стремиться сделать плавный переход от самого темного тона к светлому.
Полезные советы
- Работая со шкалой тонов, можно двигаться как от темных участков к светлым, так и наоборот — от светлых к темным. Делайте так, как удобнее вам. Одно можно сказать наверняка: чем больше слоев вы накладываете, тем более качественным будет результат.
- Кроме того, использование различных карандашей мягкостью от B до H также облегчит эту задачу. Для более темных участков лучше взять мягкие карандаши (6-8B), для светлых же хорошо подойдут твердые — от 2H и выше.
drawingpractice.ru
Рисование тона — как нарисовать тональную шкалу
Тональность – это чрезвычайно важное понятие, так как тон используется для передачи света, тени и полутонов, без которых невозможно обойтись в рисунке.
Настроение, атмосфера, композиция, а также достоверность изображения зависят от того, как мы используем тональность. Если тональная структура рисунка выстроена неудачно, финальный результат будет соответствующим.
Тональная шкала
Тональная шкала представляет собой последовательность из девяти тонов, от белого до черного. Между черным и белым располагаются семь различных серых оттенков. Эти оттенки серого составляют основу рисунка и помогают создать иллюзию глубины и объема.
Зачем рисовать тональную шкалу?
Это упражнение гораздо сложнее, чем может показаться.
Достаточно трудно определить, насколько темнее предыдущего должен быть оттенок, и добиться равных переходов от тона к тону, не заглядывая в готовую шкалу.
Цель упражнения – путем сравнения тонов между собой, научиться замечать едва уловимые изменения тона.
От вашей способности видеть и передавать эти тональные переходы зависит то, насколько убедительно вы сможете изображать формы, глубину, пространство и атмосферу в своих рисунках.
Упражнение поможет вам развить свою наблюдательность, обрести контроль над материалами и научиться изображать плавные переходы.
Рекомендованные материалы
Для выполнения упражнения вам потребуется прочный мольберт, качественная бумага для рисования, ластик-клячка, и карандаши различной мягкости (HB, 2B, 4B, и 6B).
Пара слов о карандашах…
В данном уроке используются угольные карандаши, однако, вы можете выбрать любые карандаши, которые вам по душе: графитовые, пастельные и т.д. Не советую пользоваться цветными карандашами, ведь цель упражнения – разобраться в тонах, присутствие цвета только усложнит задачу.
Прежде чем вы приступите…
Залог успеха – чистое, хорошо организованное рабочее место. Приклейте или прикрепите бумагу к доске для рисования и заточите карандаши.
Как нарисовать тональную шкалу
1. С помощью линейки начертите девять равных квадратов, расположив их на равном расстоянии друг от друга.
2. Для того чтобы легче было улавливать отношения между тонами, начните с обозначения самого темного и самого светлого тонов. У вас появятся ориентиры, с которыми вы сможете сравнивать остальные тоны. Если вы используете белую бумагу, то просто оставьте самый светлый квадрат (тон 1) нетронутым. Для закрашивания самого темного (тон 9) используйте карандаш 6B.
3. Мы нарисовали две крайности тонального диапазона: черный и белый.
Следующим шагом мы добавим средний тон: тон 5. Чтобы определить, каким он должен быть, просто представьте, что получится, если смешать 50% белого с 50% черного цветов. Позднее, когда вы добавите в шкалу больше тонов, будет понятно, насколько точно вы их подобрали и при необходимости тон 5 можно будет затемнить или осветлить.
Не беспокойтесь, если вам не удается подобрать идеальные тона с первого раза, вам все равно наверняка придется их подправлять.
4. Теперь, когда вы определились со средним тоном, вы можете начать с тона 2 или тона 8 и двигаться по направлению к центру. Я начинаю с тона 2.
Подсказка: Убедитесь, что соседствующие тона достаточно близки между собой. Для этого сощурьте глаза и взгляните на них, они должны практически сливаться воедино.
Обратите внимание на то что, границы между тонами становятся едва различимы. Используйте этот прием, чтобы оценить, насколько точно вы подбираете тона.
5. Продолжайте заполнять квадраты на шкале тонами, постоянно сравнивая их с уже готовыми. К примеру, очевидно, что на картинке выше тон 5 получился слишком темным. Я осветляю его с помощью метода описанного ниже.
Выравниваем тона с помощью ластика-клячки
Возможно, что во время выполнения этого упражнения вы будете пользоваться ластиком почти так же часто, как и карандашом. Представьте, что ваш ластик-клячка – это белый карандаш, которому вы можете придавать любую форму.
Например, если мне нужно осветлить закрашенный квадрат целиком, я могу расплющить ластик, и легкими движениями обработать сразу большой участок.
Вам придется потренироваться, прежде чем результат будет ровным и аккуратным, но этот прием стоит того чтобы им овладеть. Клячке можно также придавать заостренную форму, напоминающую кончик карандаша. Этим способом удобно избавляться от небольших темных пятен.
Продолжайте добавлять тона с 6 по 8, корректируя их при необходимости, пока тональная шкала не будет готова!
Тон в рисунке. Техника рисования в стиле PIN-UP — видео
Источник: Ссылка
Поделиться статьей:
urokiakvareli.ru
Уроки рисунка — Тон и тональные отношения
В рисунке мы встречаемся с такими понятиями как «тон» и «тональный масштаб». Дадим вначале определения этих понятий.
Тон – светосила, которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя.
Тональный масштаб — передача света, тени, полутонов пропорциональная тому, что мы наблюдаем в натуре. Создание тонального масштаба (тональной шкалы) необходимо т.к. художественные средства для передачи натуры (бумага, холст, карандаш, уголь, краски и др.) имеют значительно меньший диапазон темного и светлого, чем сама натура.
На занятиях рисунком нам необходимо научиться определять самый светлый тон в постановке, самый темный тон и средний тон. Но у нас нет средств, чтобы передать всю полноту и разнообразие тонов. Самый светлый блик мы не можем сделать белее, чем бумага, а самую темную тень — темнее, чем карандаш или уголь. Поэтому мы будем учиться выстраивать параллельную тональную шкалу. Что это значит? Поясню на примере.
Вот постановка, которую надо нарисовать:
А нам надо увидеть в ней не цвет, а только тон. Этого до какой-то степени можно добиться, если смотреть сильно прищуренными глазами.
Теперь посмотрим, какой тональный диапазон мы сможем использовать. Определим самое светлое и самое темное из доступных нам средств. Потом найдем средний тон между ними. После этого найдем промежуточные тона между средним и светлым и между средним и темным. Всего пять тонов.
Исходя из этой тональной шкалы мы можем получить такой рисунок:
Это самая простая, базовая тональная шкала. Однако она может трансформироваться в зависимости от используемых материалов и от задачи.
Например, шкала может сместиться в сторону светлых тонов:
Тогда рисунок будет выглядеть вот так:
Или в сторону темных тонов:
Вот как изменится наш рисунок:
На занятиях рисунком мы добиваемся того, чтобы тональная шкала именно выстраивалась, а не пассивно срисовывалась. И этот навык необходим не только в рисунке, но и в живописи, и в композиции.
art-exercises.ru
Шкала тонов — это… Что такое Шкала тонов?
Шкала тонов (также Шкала эмоциональных тонов) — термин, введённый основоположником дианетики и саентологии Л. Р. Хаббардом в середине XX века для точного определения уровня эмоционального состояния человека.
Эмоциональное состояние, или тон, рассматривается и как быстропроходящее (временное, меняющееся в течение короткого промежутка времени), и как постоянное (хроническое) состояние. Положение человека на шкале тонов повышается, когда он получает хорошие новости, одерживает победы, и понижается, когда он получает плохие известия, испытывает неудачи. Хаббард установил, что, несмотря на это, каждый человек находится в определённом хроническом тоне, который слабо меняется или не меняется вообще за долгий промежуток времени. Одна из задач саентологии — поднять хронический тон человека.[1][2]
Шкала тонов в упрощённом виде:
- энтузиазм,
- веселье,
- сильный интерес,
- консерватизм,
- скука,
- антагонизм,
- гнев,
- скрытая враждебность,
- страх,
- горе,
- апатия.[2]
- смерть
Описание
Каждому уровню шкалы тонов соответствует, по Хаббарду, определённый набор эмоций и внутренних убеждений человека, а также уровень его жизнеспособности и скорость реакции на события, — что позволяет в определённой степени предсказать поведение человека в той или иной ситуации.
Наиболее полно шкала тонов описана в книге Хаббарда «Наука выживания», которую автор полностью посвятил этому предмету. Основываясь на шкале тонов Хаббард разработал Таблицу оценки человека, которая подробно описана в той же книге. Согласно этой таблице каждому уровню шкалы тонов соответствуют определённые личностные характеристики, такие как настойчивость в достижении цели, как человек обращается с правдой, сексуальное поведение, степень подверженности гипнозу, уровень смелости и др.[1][3]
Для человека, живущего в теле, шкала тонов простирается от 0, характеризуемого минимальной осознанностью и включёностью в жизнь (Апатия), до 4 — состояние полной осознанности и включённости (Энтузиазм).[источник не указан 918 дней]
Условным водоразделом диапазона эмоций является состояние Антагонизма (2 на шкале тонов). Если тон человека лежит ниже 2, то такой человек называется низкотонным, если выше 2 — высокотонным.[источник не указан 918 дней]
Для того, чтобы человек, находящийся в низком тоне, смог перейти в более высокое состояние на шкале тонов, Хаббард разработал набор определённых упражнений и технологий разной степени эффективности.[источник не указан 918 дней]
Эволюция шкалы тонов
1948
(Книга «Дианетика: первоначальные тезисы»)[4]
- 4 — полная рациональность и беззаботность существования
- от 3 до 4 — диапазон от веселья до беззаботности
- от 2 до 3 — скука и её эквиваленты, под которыми имеется в виду небольшое раздражение
- от 1 до 2 — диапазон антагонизма, включающий в себя подозрительность, возмущение и гнев
- от 0 до 1 — диапазон апатии (простирающийся от смерти до апатичного возмущения)
- 0 — смерть
Май 1950
(Книга «Дианетика: современная наука о разуме»)[4]
- Третья зона — счастье и благополучие в целом
- Вторая зона — зона сносного существования
- Первая зона — зона гнева
- Нулевая зона — зона апатии
или
- от 2,0 до 3,0 — возрастание интереса к существованию
- 1,9 — сварливость
- 1,5 — клокочущая ярость
- 1 — возмущение или враждебность
- 0,1 — апатия
- 0 — смерть
Ноябрь 1950
(Лекция от 27 ноября 1950 «„Прямая память“, шкалы тонов»)[4]
- 3,0 — Счастье
- Облегчение
- Безразличие
- 2,0 — Скука
- Выраженное возмущение
- Гнев
- 1,0 — Невыраженное возмущение
- Страх
- Горе
- Апатия
- 0,0 — Смерть
Август 1951
(Книга «Наука выживания», Таблица оценки человека, колонка 3)[3]
- 40,0 — Тэта-клир
- 4,0 — МЭСТ-клир, энтузиазм
- 3,5 — сильный интерес
- 3,0 — умеренный интерес
- удовлетворённость
- 2,5 — безразличие
- скука
- 2,0 — выраженное возмущение
- 1,5 — гнев
- 1,1 — невыраженное возмущение
- страх
- 0,5 — горе
- апатия
- 0,1 — глубочайшая апатия
- 0,0 — смерть
Август 1952
(Книга «Саентология 8-80»)[4]
- 40,0 — Безмятежность бытия
- 20,0 — Действие
- 8,0 — Вдохновение
- 4,0 — Энтузиазм
- 3,0 — Консерватизм
- 2,5 — Скука
- 2,0 — Антагонизм
- 1,8 — Боль
- 1,5 — Гнев
- 1,2 — Отсутствие сочувствия
- 1,0 — Страх
- 0,9 — Сочувствие
- 0,8 — Задабривание
- 0,5 — Горе
- 0,375 — Искупление
- 0,05 — Апатия
- 0,0 — Бытие телом
- − 0,2 — Бытие другими телами
- − 1,0 — Наказание других тел
- − 1,3 — Ответственность как виновность
- − 1,5 — Контролирование тел
- − 2,2 — Защита тел
- − 3,0 — Владение телами
- − 3,5 — Одобрение от тел
- − 4,0 — Нужда в телах
- − 8,0 — Прятание
Диапазон шкалы, в котором находится тэтан простирается от 40,0 до − 8,0, то есть гораздо ниже смерти тела (0,0) вплоть до полного отсутствия бытийности.
Диапазон шкалы, в котором находится тэтан плюс тело простирается от 4,0 до 0,0.
Апрель 1959
(Лекция от 8 апреля 1959 «Шкалы»)[4]
- 40,0 — Безмятежность бытия
- 8,0 — Вдохновение
- 4,0 — Энтузиазм
- 3,5 — 3,0 — Консерватизм
- 2,5 — Скука
- 2,0 — Антагонизм
- 1,8 — Боль
- 1,5 — Гнев
- 1,2 — Отсутствие сочувствия
- 1,1 — Скрытая враждебность
- 1,0 — Страх
- 0,9 — Сочувствие
- 0,8 — Задабривание
- 0,5 — Горе
- 0,375 — Искупление
- 0,1 — 0,05 — Апатия
- 0,0 — Поражение (смерть тела)
- − 0,2 — Стыд (бытие другими телами)
- − 1,0 — Обвинение (наказание других тел)
- − 1,3 — Сожаление (ответственность как виновность)
- − 1,5 — Контролирование тел
- − 2,2 — Защита тел
- − 3,0 — Владение телами
- − 3,5 — Одобрение от тел
- − 4,0 — Нужда в телах
- − 8,0 — Прятание
Сентябрь 1971
(статья от 25 сентября 1971 «Полная шкала тонов»)[4]
- 40,0 — Безмятежность бытия
- 30,0 — Постулаты
- 22,0 — Игры
- 20,0 — Действие
- 8,0 — Вдохновение
- 6,0 — Эстетика
- 4,0 — Энтузиазм
- 3,5 — Веселье
- 3,3 — Сильный интерес
- 3,0 — Консерватизм
- 2,9 — Умеренный интерес
- 2,8 — Удовлетворённость
- 2,6 — Незаинтересованность
- 2,5 — Скука
- 2,4 — Монотонность
- 2,0 — Антагонизм
- 1,9 — Враждебность
- 1,8 — Боль
- 1,5 — Гнев
- 1,4 — Ненависть
- 1,3 — Возмущение
- 1,2 — Отсутствие сочувствия
- 1,15 — Не выраженное возмущение
- 1,1 — Скрытая враждебность
- 1,02 — Беспокойство
- 1,0 — Страх
- 0,98 — Отчаяние
- 0,96 — Ужас
- 0,94 — Оцепенение
- 0,9 — Сочувствие
- 0,8 — Задабривание
- 0,5 — Горе
- 0,375 — Искупление
- 0,3 — Незаслуживающий
- 0,2 — Самоуничижение
- 0,1 — Жертва
- 0,07 — Безнадёжность
- 0,05 — Апатия
- 0,03 — Бесполезность
- 0,01 — Умирание
- 0,0 — Смерть
- − 0,01 — Поражение
- − 0,1 — Жалость
- − 0,2 — Стыд (бытие другими телами)
- − 0,7 — Виновный
- − 1,0 — Обвинение (наказание других тел)
- − 1,3 — Сожаление (ответственность как виновность)
- − 1,5 — Контролирование тел
- − 2,2 — Защита тел
- − 3,0 — Владение телами
- − 3,5 — Одобрение от тел
- − 4,0 — Нужда в телах
- − 5,0 — Поклонение телам
- − 6,0 — Жертвоприношение
- − 8,0 — Прятание
- − 10,0 — Бытие предметами
- − 20,0 — Бытие ничем
- − 30,0 — Не может спрятаться
- − 40,0 — Полное поражение
Критика шкалы тонов
В отличие от других положений Саентологии, идея Шкалы Тонов встречает, в целом, значительно меньшее количество критики. Так, книги по этой тематике часто размещаются на сайтах, посвящённых психологии и бизнесу. Тем не менее, некоторые положения Шкалы Тонов могут вызывать разногласия и споры.
Резкие высказывания Хаббарда
В книге «Наука выживания» Хаббард приводит подробное описание уровней шкалы тонов, в котором помимо эмоций называет сопутствующее состояние здоровья, сексуальные предпочтения, отношение к правде, уровень активности, а также ценность для общества. Например, люди в состоянии 1.5 («Гнев») подвержены артритам, люди в состоянии 1.1 («Скрытая враждебность») склонны к половым извращениям и гомосексуализму. Люди с уровнем тона 2.0 («Антагонизм») или ниже, согласно Хаббарду, являются вредными, опасными для общества социопатами. Хаббард описывает, как надо обращаться с такими людьми.
Как бы то ни было, в любом мыслящем обществе ни один человек в тоне начиная с 2,0 и ниже не должен иметь никаких гражданских прав, потому что его злоупотребление этими правами приводит к появлению обременительных и суровых законов, действующих подавляюще по отношению к тем, кто не нуждается в таких ограничениях. (Л. Рон Хаббард, «Наука выживания», Глава 21 «Этический уровень»)[5]
Оригинальный текст (англ.)
Any person from 2.0 down on the tone scale should not have, in any thinking society, any civil rights of any kind, because by abusing those rights they bring into being arduous and strenuous laws which are oppressive to those who need no such restraints.[6]
Разумный человек довольно часто упускает из виду, что у тех, кто находится в диапазоне ниже 2,0, нет никакого контакта с разумом и на них не действуют доводы рассудка так, как они действуют на человека в тоне 3,0. Существует только два способа обращения с людьми, находящимися ниже уровня 2,0 на шкале тонов, и ни тот, ни другой не имеет ничего общего с тем, чтобы приводить им разумные доводы или выслушивать оправдания их действий. Первый способ — поднять этих людей по шкале тонов, избавив от энтурбуляции некоторое количество их тэты с помощью одного из трёх действенных процессов. Второй — тихо и без сожалений избавиться от их общества. Гадюки в качестве компаньонов гораздо безопаснее, чем люди в нижних диапазонах шкалы тонов. (Л. Рон Хаббард, «Наука выживания», Глава 27 «Метод обращения с людьми»)[5]
Оригинальный текст (англ.)
…There are only two answers for the handling of people from 2.0 down on the tone scale, neither of which has anything to do with reasoning with them or listening to their justification of their acts. The first is to raise them on the Tone Scale by unenturbulating some of their theta by any one of the three valid processes. The other is to dispose of them quietly and without sorrow. Adders are safe bedmates compared to people on the lower bands of the tone scale.[7]
Следует учесть, что цитаты вырваны из контекста и не передают основной идеи автора.
Литература
- Л. Рон Хаббард Глава седьмая «Шкалы и таблицы» // Саентология 0-8. Книга основ = Scientology 0-8 — Copenhagen, Denmark: New Era Publications International ApS, 2007. — С. 106-116. — 539 с. — ISBN 978-87-7989-991-9.
- Л. Рон Хаббард Наука выживания: предсказывание человеческого поведения = Science of Survival: Prediction of Human Behavior. — Copenhagen, Denmark: New Era Publications International ApS, 1951, 2007. — 713 с. — ISBN 978-87-7687-157-4.
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Тональная шкала — это… Что такое Тональная шкала?
- Тональная шкала
- – полный диапазон частот звуков, доступных восприятию при нормальном слухе человека. У молодых, взрослых людей с нормальным слухом этот диапазон составляет от 20 до 20000 Гц. Инфразвуковые (менее 20 Гц) и ультразвуковые частоты (более 20000 гц), человек, в отличие от многих биологических видов, воспринимать не способен. С возрастом способность к восприятию высоких тонов снижается. Синоним: Тональный диапазон.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Тон
- Тональности яркость
Смотреть что такое «Тональная шкала» в других словарях:
ТОНАЛЬНАЯ ШКАЛА — Полный диапазон частот, доступных для восприятия при нормальном человеческом слухе. У молодых взрослых людей, уши которых не подвергались воздействию грубых производственных шумов, шумов метро, труб и громкой рок музыки, этот диапазон составляет… … Толковый словарь по психологии
ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН — См. тональная шкала … Толковый словарь по психологии
ШУМ — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временных и спектральных характеристик. Ш. один из факторов физического загрязнения окружающей среды. В зависимости от источника Ш. подразделяют на механический,… … Российская энциклопедия по охране труда
Сонорика — (от фр. sonorite звучность) Музыка звучностей, необычного нетрадиционного звука. С. свойство определенного рода музыки XX в., где умаляется роль кантиленной мелодии и гармонии (в традиционном смысле аккордовых последований; также полифонии)… … Энциклопедия культурологии
psychology_pedagogy.academic.ru
Шкала тонов
Часть первая.
Почему люди оказываются в затруднении?
Это — книга о людях.
Цель этой книги — познакомить вас с основами того, как можно предсказать поведение людей и как правильно общаться с ними.
Информация имеет ценность только тогда, когда приносит пользу, и это утверждение касается тех данных, на которых основаны наши решения и из которых мы исходим в своих поступках — как в личной жизни, так и в служебных отношениях.
Как часто вам хотелось бы точно знать, кому вы можете доверять, кого вам следует взять на работу, с кем работать, а от кого нужно бежать, как от чумы?!
Вы говорили когда-нибудь: «О Боже, зачем я ему доверился!» или: «Я знал, что она какая-то странная».
Может быть, вы так и не узнали, кто же на самом деле был виноват в разрыве ваших отношений с кем-то, или по чьей вине дела в компании пошли из рук вон плохо, несмотря на все ваши усилия спасти ее от краха».
Правильный выбор делового партнера или друга определяется не удачей или интуицией. Конечно, в этом что-то есть, но вы, наверное, сами убеждались в том, что на это не всегда можно полагаться.
Когда мы ищем людей, которые должны войти в нашу жизнь, очень часто мы подходим к этому вопросу так: вот этого человека я определенно не хочу видеть рядом с собой, и обычно это происходит только после того, как на своем горьком опыте, методом проб и ошибок, мы, наконец, убеждаемся в этом.
Без надежного метода, позволяющего определить, от кого мы должны держаться подальше в бизнесе и личной жизни, и кто, наоборот, нам необходим, мы не можем чувствовать себя достаточно уверенно. Временами мы перестаем быть приемлемыми для самих себя. Один известный комик как-то сказал: «Я никогда не войду в состав труппы, которая пригласит меня выступать в ней!»
Как нам следует выбирать друзей? Как определить, кому можно доверять, а у кого на лбу написано, что он предаст вас? И как, в процессе этого отбора, сохранить человечность и чувство справедливости и не бояться собственной предвзятости и предубежденности?
Иными словами, каким образом мы можем конфиденциально выбирать себе сослуживцев, друзей, любовников и знать, что наш выбор будет конструктивным, полезным и ПРАВИЛЬНЫМ?
Другой жизненно важный вопрос — как нам вести себя в разных эмоциональных ситуациях, которые уже являются неотъемлемой частью нашей жизни? Что, если мы уже женаты, а наш брак «прокис»?
Что, если мы уже наняли кого-то, кто оказался «посланником преисподней», или работаем на кого-то, кого сами предпочли бы изжарить на сковородке?
Что, если наш самый крупный заказчик — это наша постоянная головная боль, спасение от которой мы находим только в домашней аптечке?
А как насчет эмоциональных конфликтов между представителями разных групп, национальностей, культур, которые угрожают не только нашей безопасности, но и самому су-шестиоианию. Есть ли возможность решить и эту проблему? Возможно, вы и сами знаете ответы на все эти вопросы, только не догадываетесь об этом. Если бы сядете и запишете все ваши многолетние наблюдения за людьми, а затем особым образом систематизируете их, вы будете поражены точностью выводов, к которым вы придете.
К примеру, вы, вероятно, замечали, что когда кто-то очень злится на вас, этого человека не особенно интересует то, что вы хотите ему сказать.
Или — вы, возможно, наблюдали, что в конфликте двух сторон всегда незримо присутствует третья сторона.
А если вы достаточно хорошо знаете людей, вы видели, что люди, критикующие других, всегда сами делают что-то не то и скрывают это от других.
И вот, наблюдая все это, что же вы делали для того, чтобы решить проблемы, порожденные этими ситуациями? Как вы применяли ваши знания? Что вы делали, чтобы покончить с конфликтом, критикой или чтобы правильно разговаривать с разгневанным человеком?
Мы видим большую брешь между нашими наблюдениями и тем, что необходимо сделать для того, чтобы превратить их в руководство к действию.
Если мы систематизируем наши наблюдения и облечем их в удобную для использования форму, мы получим замечательный инструмент, с помощью которого мы сможем решить массу проблем. С первого взгляда мы сможем определить, кого брать на работу и почему. Мы сможем конфиденциально решать конфликты и восстанавливать испорченные отношения.
Точно так же, как плотники используют свои инструменты, мы можем использовать инструмент прицеленных и систему знаний для того, чтобы создавать семьи, группы, национальности и мир, которым мы можем гордиться.
Возвращение в страну чудес
Если наши наблюдения за поведением людей не будут систематизированы, они превратятся в случайные факты, не имеющие между собой ничего общего. Они будут слишком громоздкими для того, чтобы ими пользоваться. И они неизбежно уступят место расхожим мнениям и теориям, не имеющим никакого практического применения и ценности и дающим, в лучшем случае, кратковременное облегчение.
Нам необходимо понять, как нам жить в гармонии друг с друтом, как общаться на рынхе, дома, как себя вести, решая повседневные проблемы. Как добиться того, чтобы автомеханики работали быстрее (и лучше!)? Как добиться слаженности в работе коллектива? Как эффективно помочь человеку оправиться от эмоционального шока и как поднять человека вверх по шкале тонов — человека, который настолько привык находиться внизу, что ему кажется, что «быть внизу» равнозначно понятию «жить»? Как сохранить энтузиазм в группе? Как, как, как..!
Нам трудно стало понимать друг друга из-за невероятного количества неверной информации, с помощью которой пытаются объяснить поведение людей. Психиатры превратились в посмешище, изобретая все новые и новые «умственные заболевания» и добавляя их к уже нагроможденным ими грудам. «Терапии», используемые ими, существуют в таком же огромном количестве. Возрастающее их число говорит об отсутствии основополагающего понимания того, что дает людям силы жить.
Запрограммированные запретами нашей культуры, которая делает ставку на сходство индивидуального мышления, мы с ранних лет учимся соответствовать им, в то время как истинную ценность представляет собой личная неповторимость каждого человека. Мы превращаемся в точную копию людей, окружающих нас, и представляющих собой устойчивую модель социального поведения.
Недавний всплеск интереса к так называемым «записям подсознания» говорит о том, что нам грозит либо дальнейшее программирование, либо мы должны противопоставить существующим программам свои альтернативные программы. В противном случае нас погубят фантазии и «теории мозга», сменяющие друг друга.
Очевидно, что нам не нужно дальнейшее программирование. Нам не нужны стереотипы и мнения «экспертов».
Нам необходимо практическое применение понимания.
Когда мы понимаем что-либо, мы освобождаем себя от необходимости опираться на социальные «подпорки» и соглашаться с непонятными объяснениями, которые заставляли Алису поверить в разумность Страны Чудес.
Эта книга излагает новую и простую точку зрения людей, которые не лишают себя права иметь свою собственную индивидуальность и не наносят ей вред.
Информация, которая содержится в этой книге, развеивает представление о сложности обучения людей и переводит эту проблему в плоскость овладения точными и применимыми на практике знаниями.
Эти знания не являются специфическими для какой-то одной культуры, конкретного географического места или нации. Они не отражают ни политических, ни религиозных предпочтений. Эти знания дают возможность понимать, предсказывать, оценивать и улучшать человеческое поведение.
Эмоции — это основа
Эмоциональное состояние — это трамплин к успеху. Эмоциональные расстройства — это первопричина организационных неудач и семейных неурядиц.
Эмоции нужно изучать на практике, потому что это МОЖНО делать. Они не существуют в теории и не зависят ни от каких гипотетических предположений.
Когда какой-то человек злится на вас, не имеет значения, где вы находитесь в этот момент — в Бразилии, Швеции, Европе, Израиле или в Штатах. Вы знаете, что этот человек готов разорвать вас на куски. Вы знаете это, потому что характеристики злости постоянны для всех. Точно так же, характеристики всех остальных эмоций НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ и являются общими для всех людей вне зависимости от их культуры, цвета кожи, вероисповедания или политических предпочтений.
Поэтому эмоции — это ключ к настоящему пониманию и предсказанию человеческого поведения.
До того, как Рон Хаббард закончил свои исследования, не существовало систематизированного перечня эмоций, ровно как и их характеристик. Теперь эта работа завершена, а надежность и достоверность содержащейся в трудах — информации проверена на практике.
Изучение эмоций требует умения наблюдать. Из этих наблюдений делаются практические выводы. На основе полученных выводов принимаются правильные решения, которые и определяют наши личные и профессиональные взаимоотношения.
«Наблюдение — это не пассивное занятие. Оно активно и включает в себя максимально полное изучение того, что мы наблюдаем. Необходимо приучить себя реагировать следующим образом: если что-то является для вас тайной, не надо ломать над этим голову. Если что-то является для вас тайной или приводит в недоумение или вы не можете найти выход из ситуации, это значит, что вы не располагаете достаточной информацией и все, что нужно сделать это получить ее».
Информация, которая лежит в основе технического обоснования предмета нашего обсуждения, — это результат обширных наблюдений и исследований. Примеры и шутки, содержащиеся выдайте, помогут вам применить полученные знания на практике. В последнем разделе книги от вас потребуется вдохнуть жизнь в полученную вами информацию, использовав ее в повседневной жизни. Это покажет вам ее истинную ценность.
Я надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы гораздо лучше будете понимать и себя, и людей, которые вас окружают.
А еще я мечтаю о том, что знания, полученные вами станут той искрой, которая побудит вас заново открыть для себя все богатство самого ценного, что у нас с вами есть: друг друга.
Часть вторая
Понимание эмоций
Слово «эмоция» происходит от двух слов, означающих движение, направление наружу (вовне). Словарь определяет эмоцию как «любое специфическое чувство, такое, как любовь, ненависть, страх, злость и т.д.».
Если мы рассмотрим данную проблему более детально, то обнаружим, что эмоция на самом деле означает выражение готовности и способности человека переносить и контролировать движение.
Жизнь — это движение. Вне зависимости от того, с чем мы имеем дело — с детьми, начальниками или подчиненными, с изучением нового предмета или с регулированием механизма — общим для них является движение. Это может быть коммуникация, корреспонденция, мысли, услуги или продукты, продаваемые на рынке или эмоциональные напряжения, перерождающиеся в войны. О чем бы мы ни говорили — о частицах атома или о разрушении скал — любая форма жизни включает движение.
Основным фактором, определяющим насколько велика или насколько мала способность человека к выживанию, является его готовность переносить и контролировать движение. Если он хорошо переносит движение, его способность к выживанию выше. Человек, который не в состоянии переносить движения, не способен выжить вообще! Мы можем дать полное описание человеческих эмоций, наблюдая за тем, как люди реагируют на движение.
Кроме того, когда у человека повышается или снижается способность переносить движение, его поведение очень четко и предсказуемо меняется.
Например, когда люди катаются на американских горках, наступает момент, когда они начинают кричать. Это происходит тогда, когда движение механизма превышает способность человека переносить это движение.
Но аттракцион и существует для того, чтобы создать этот эффект, поэтому в данном случае непереносимость приносит удовольствие. Как и фильм ужасов.
А теперь давайте представим себе, что «аттракцион», на котором человек катается, — это работа, на которую он ходит каждый день. Когда скапливается куча неоконченных дел, когда возрастают требования шефа, способность служащего переносить эти движения снижается и соответственно снижается его способность контролировать объем работы.
Поведение и эмоции
Эмоция — это не более, чем набор тех характерных особенностей, которые проявляет человек, сталкиваясь с движением жизни.
Родители, которые хорошо переносят движение, могут устраивать дни рождения, хоккейные соревнования, успокаивать плачущего ребенка и т.д. Они ровно и спокойно воспитывают детей, относятся к ним справедливо и с уважением.
Родители, которые плохо переносят движение, легко раздражаются, когда дети требуют их внимания. Такие родители относятся к дисциплине с точки зрения того, насколько она удобна им, а не с позиции того, что было бы полезно для их ребенка.
А это, безусловно, приводит к несправедливым и незаслуженным наказаниям, которые непонятны детям — и дети становятся неустойчивыми. Это, в свою очередь, увеличивает движение в их окружении и побуждает родителей, которые и так плохо переносят движение, к более жестоким действиям.
И потом наступает момент, когда родители до такой степени оказываются не в состоянии переносить движение, что они начинают стремиться к тому, чтобы покинуть дом в поисках «покоя», а их дети оказываются предоставленными сами себе.
Шкала тонов
Тонами мы называем различные проявления эмоций.
«Тон» — это «способ выражения». Это слово мы используем для определения эмоционального состояния человека. Каждая эмоция сопровождается определенным поведением.
Человек, находящийся вверху на шкале тонов, оптимально ведет себя в окружающей его обстановке и хорошо себя чувствует. Человек, находящийся внизу на шкале тонов, действует нерационально и плохо себя чувствует.
Когда мы рассматриваем эмоциональную шкалу тонов, нас интересует, каким образом ведут себя люди в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они переносят увеличение или уменьшение движения.
Рон Хаббард присвоил номера всем эмоциям на шкале тонов для того, чтобы показать, насколько далеко или близко друг от друга расположены эмоции, а также для того, чтобы показать, как эмоции соотносятся друг с другом.
Тон «2.0 — антагонизм» — находится посредине шкалы, и эту точку мы используем для дифференциации высокого и низкого тона. Все тона, расположенные выше тона 2.0, считаются высокими, а ниже тона 2.0 — низкими.
Изучая эмоциональную шкалу тонов, обратите внимание на то, что каждая эмоция, расположенная ниже предыдущей, является проявлением снижающейся (ухудшающейся) переносимости движения.
4.0 — энтузиазм
3.5 — бодрость
3.0 — консерватизм 2.5 — скука
2.0 — антагонизм
1.8 — боль
1.5 — злость
1.2 — отсутствие симпатии
1.1— скрытая враждебность
1.0 — страх
0.9 — сочувствие
0.8 — умилостивление (жертвоприношение)
0.5 — горе
0.1 — апатия
0.0 — смерть
Шкала тонов в действии
Человек, находящийся высоко на шкале тонов, имеет высокий потенциал выживания и принимает решения, направленные в сторону выживания.
Люди, находящиеся на шкале тонов ниже тона 2.0 (антагонизм), имеют низкий потенциал выживания и обшей их характеристикой является стремление уступить давлению извне. При этом способ выражения этого стремления будет зависеть от конкретной эмоции, но результат будет один: отсутствие стремления к выживанию.
Люди, находящиеся высоко на шкале тонов, двигаются, действуют, живут, говорят и принимают решения с такой скоростью движения, которая недоступна для людей, находящихся низко на шкале тонов. Понимание этого принципа и применение его в общении с людьми дает фантастические результаты. О чем бы мы ни говорили — о двух людях, двух группах или двух нациях, та сторона, которая находится ниже на шкале тонов, будет негативно реагировать на движения той, которая находится выше.
Эта реакция противодействия и она меняется в зависимости от того, где именно на шкале тонов ниже тона 2.0 находится человек или группа.
Реакция не зависит от политических или религиозных различий, цвета кожи или каких-то других внешних характеристик. Она является ничем иным, как драматизацией способа реагирования на движение.
Партнеры по браку часто оказываются на разных ступенях шкалы тонов. Если тон мужа ниже, он будет стараться либо замедлить, либо вовсе проигнорировать движение жены в зависимости от его положения на шкале тонов. Если тон жены ниже, она, в соответствии со своим тоном, будит либо ссорится с ним, либо избегать его, либо подчиняться его требованиям (если ее тон — апатия).
Из-за того, что люди, находящиеся низко на шкале тонов, плохо переносят движение, они избегают общения, «забывают» важную информацию, жалуются на окружающих и т.д.
Зная это, можно практически применить эти данные для правильной расстановки персонала на рабочих местах.
Например, если тон человека ниже 2.5 (скуки), ему не следует работать с механизмами, поскольку движение машины будет действовать на него раздражающе. К тому же механизмы плохо работают в руках людей с низким тоном, а если этот тон очень низкий, например, 1.1, такой человек специально ломает машину, чтобы остановить ее движение!
Нельзя доверять человеку с низким тоном работу в приемной офиса или на телефоне во время встреч с перспективными заказчиками. Результаты будут катастрофическими!
Приходилось ли вам когда-нибудь звонить в какое-либо учреждение, чтобы получить необходимую вам информацию, и нарываться при этом на человека, который грубо и нетерпеливо разговаривал с вами? И возможно, вы помните, что вашим желанием было никогда больше не иметь дела с этим учреждением!
Если тон человека, отвечавшего по телефону, был еще ниже, вы могли и вовсе не дождаться ответа! Если поставить на руководящую должность человека с низким эмоциональным тоном, для организации это будет равносильно гибели!
Хаббард опубликовал статью, озаглавленную «Диагноз и восстановление здоровья групп», где он приводит следующее наблюдение:
«Восстановление здоровья группы зависит от изучения шкалы тонов и высокого интеллектуального оснащения руководителя группы».
От эмоционального состояния руководителя группы — будь то семья, компания или нация — зависит потенциал выживания этой группы. Нетолерантный руководитель, который находится низко на шкале тонов, будет направлять свои усилия на то, чтобы остановить движение этой группы и приспособить ее к своему личному, очень ограниченному, пределу переносимости.
Очень толерантный руководитель (который находится высоко на шкале тонов) будет поощрять инициативу и коммуникацию и все то, что необходимо для конструктивной, продуктивной и слаженной работы организации.
Это утверждение справедливо для всех групп, но в качестве примера давайте разберем типичную семейную ситуацию.
Отец в хорошем настроении возвращается домой после успешно проведенного дня. Войдя в дом и слыша возню детей, он бросается на кухню, где у него хранится водяной пистолет. Он заливает в него воду, затем врывается в детскую и начинает обливать их водой из пистолета. Дети в восторге кричат: «ПАПА ПРИШЕЛ!» Они начинают брызгаться водой друг в друга и все заканчивается общей свалкой на куче одеял на полу и разговорами о том, какими интересными делами был наполнен этот день.
Толерантный отец, внося свой вклад в движение окружающего мира, получает удовольствие от активности других.
А вот пример отца, имеющего низкий эмоциональный тон. Он приходит домой с работы. У него был неудачный день, или неудачи преследуют его последние десять лет. Он злится и поэтому очень нетолерантен к движению.
Он слышит, что дети с восторгом во что-то играют в своей комнате, и когда до него доходит, что они являются причиной такого движения, он вопит: «А ну, прекратите немедленно эту возню!»
Дети, слыша его крик, моментально «опускаются» вниз по шкале тонов до тона, который находится ниже «злости», это может быть «страх» или «горе». Эти эмоции уже переносимы для отца, поскольку включают в себя меньше движения. Точно так же руководитель, имеющий низкий эмоциональный тон, может полностью разрушить группу!
Сварливый управляющий своим низким эмоциональным тоном создает атмосферу, не способствующую высокой производительности. Одного только взгляда на уровень тона руководителя страны достаточно для того, чтобы написать целые тома о характере ее жителей и о состоянии внутренних дел этой страны.
Поведение
Такие характеристики, как состояние здоровья, то, насколько эффективно можно использовать человека для передачи информации, его память, отношение к сексу и детям и тд., изменяется в зависимости от того, какая эмоция выражается человеком.
Например, если вы бросаете мяч в кого-то, кто находится в тоне энтузиазма, этот человек вполне толерантен к скорости мяча и с готовностью принимает его, и затем, в процессе игры, отбрасывает.
Но если вы бросаете мяч в человека, тон которого эмоционально враждебен вашему, он в раздражении отпихнет его и вы сами пойдете его подбирать!
При эмоциональном тоне 1.5 (злость) человек схватит мяч, который вы ему бросили и, поскольку его толерантность еще ниже, он захочет в ярости проколоть этот мяч или (если вам повезет) он просто зашвырнет его за забор.
А человек, эмоциональный тон которого 0.1 (апатия), попросту не заметит мяч, брошенный в него. Кроме этих физических реакций на движения в окружающей среде, необыкновенно интересно наблюдать за тем, как изменяются мотивации и намерения людей по
мере того, как они двигаются по шкале тонов.
Например, люди, которые находятся в хорошей эмоциональной форме, ориентированы на будущее, их деятельность и планы связаны с будущим. Они работают в настоящем ради будущего.
Люди, находящиеся на шкале тонов несколько ниже, погружены в текущие дела, нервно реагируя на напряженные ситуации. С будущим они связывают больше тревог, чем планов. Они много времени тратят на «пережевывание» прошлого и не уверены в себе. Люди, находящиеся внизу на шкале тонов, погружены в прошлое. Они говорят о прошлых неудачах, трудностях, болезнях и тд. Они избегают будущего и настоящего, они «застряли в прошлом».
Проиллюстрируем вышесказанное.
Джон едет в Чикаго на машине на встречу с друзьями. Не успевает он выехать из Атланты, как прокалывает колесо. Но вот — все в порядке, он ставит запаску и продолжает путь.
Вскоре у машины заклинивает двигатель. У Джона сразу же падает настроение, он опускается вниз по шкале тонов, жалуется на судьбу, ему жаль терять время, ожидая ремонта. Он вспоминает обо всех своих прошлых несчастьях и начинает подумывать о том, так ли ему уж необходимо ехать в Чикаго, чтобы увидеться с друзьями.
Но вот он опять в пути, и тут налетает ураган, и ему приходится устраиваться на ночь в гостинице. Он в оцепенении сидит перед телевизором, и не может заснуть из-за того, что его обуревают проблемы! Теперь он уже не сомневается в том, что ему не следовало ехать в Чикаго, и начинает переживать по поводу того, что еще может с ним произойти в дороге из-за того, что удача «отвернулась» от него.
На следующее утро он обнаруживает, что у него проколоты шины — и берет билет на автобус до Атланты, дав себе слово, что никогда в жизни не поедет в Чикаго на встречу с друзьями!
Изменение эмоций
Как в вышеизложенном примере, наша толерантность увеличивается или уменьшается постепенно. Никто сразу не скатывается из энтузиазма в апатию. И хотя это может произойти довольно быстро, переход к апатии обязательно включает в себя все промежуточные состояния.
Скажем, человек обнаруживает, что в его любимый автомобиль, оставленный у бордюра, врезался какой-то лихач. Обычно находясь в тоне 4.0 (энтузиазм), он испытывает горе, увидев свою разбитую машину. По мере того, как он обдумывает создавшуюся ситуацию, он быстро поднимается по шкале до тона злости. Продолжая размышлять над тем, что случилось, он может вновь соскользнуть вниз по шкале до тона горя («сколько сил и времени было потрачено на то, чтобы довести до ума эту машину»). А при мысли о человеке, виновном в том, что случилось, он вновь поднимается до тона злости и уже готов бежать и найти этого мерзавца.
Спустя какое-то время, поразмыслив еще, он в конце концов поднимается вверх по шкале, но прежде чем полностью оправиться от перенесенного потрясения, он еше несколько раз, как на американских горках, «прокатится» по каждому из эмоциональных состояний между тоном горя и энтузиазма.
Человек опускается вниз по шкале тонов из-за того, что кто-то или что-то разрушает его планы на будущее, мешает осуществлению решений, действий, игре и т.д. Когда люди не могут достичь цели в жизни, бизнесе, личной жизни — они опускаются вниз по эмоциональной шкале тонов. И наоборот. Когда человек получает хорошие известия, когда будущее выглядит светлым и планы осуществляются — он поднимается по шкале. Цель, которую он потерял много лет назад, вновь перед ним! Как старый и дорогой друг, которого вы неожиданно встречаете на вечеринке — захватывающее чувство предстоящих свершений поднимает нас вверх по шкале!
Пример изменения эмоций
Для того, чтобы проиллюстрировать эмоциональную шкалу и то, как изменяется поведение человека с изменением его эмоционального состояния, давайте рассмотрим типичный случай из жизни ребенка.
Питеру 7 лет и он играет в песочнице. Ему скучно играть, потому что он уже миллион лет строит вот эти замки из песка {или ему так кажется).
Рассеянно наполняя песком очередное ведро, он слышит вдали знакомый звук колокольчика. Он думает, что это колокольчик тележки с мороженым, но, поскольку ему скучно, то он не вполне доверяет своим ощущениям. «Что это такое?» — думает он. Его внимание переключается на внешний мир. Его тон поднимается до тона бодрости.
Он снова слышит тот же звук, но теперь, находясь в состоянии бодрости, Питер не просто слышит звук колокольчика, но и уверен в том, что он означает: «МОРОЖЕНОЕ»!!!
Он поднимается еще выше по шкале тонов до тона энтузиазма и начинает мысленно рисовать свое будущее с вафельным стаканчиком мороженого в руке. Полный энтузиазма, он бежит к дому.
Взлетел по ступенькам со скоростью 30 миль в час, он чуть притормаживает у входной двери и, открыв ее, влетает в гостиную, где вынужден остановиться и оглядеться, чтобы затем направить льющуюся через край энергию на поиски няни. АХ! Она, наверное на кухне!
Перепрыгивая через стулья в гостиной и промчавшись через столовую, он видит на кухне няню Сюзанну, разговаривающую по телефону со своей подругой Элис. Он вытягивает вперед руку ладонью вверх, привлекая ее внимание.
Теперь давайте предположим, что эмоциональный тон Сюзанны — скрытая враждебность. Возможно, она распространяет злобные слухи и рассказывает другим деликатные подробности, которыми делится с ней ее лучшая подруга и которые касаются их общей знакомой Мэри.
В тот момент, когда перед ней возникает Питер, ее импульс — остановить его движение. Она злится на него и поэтому говорит: «Питер! Сколько раз тебе повторять, чтобы ты не мешал мне, когда я разговариваю по телефону. Иди в свою комнату.»
Ее злость заставляет Питера потерять скорость и задерживает осуществление его планов. Он быстро соображает, что если он будет продолжать в том же духе, он не получит мороженого никогда, и отступает. Он замедляет движение и оказывается в тоне консерватизма. Его импульс — поддержать существующий статус-кво!
Сюзанна, видя, что его поведение уже не такое требовательное, а движение замедлилось, больше не возражает против его присутствия. Она снова соскальзывает в тон скрытой враждебности и продолжает прерванный разговор по телефону, не замечая того, что она больше не настаивает на том, чтобы он ушел в свою комнату.
Между тем Питер, пребывая в тоне консерватизма, ищет себе занятия на кухне. Сначала он двигает магниты по холодильнику, потом играет с зубцами вилки — одним словом, просто занимает себя пока Сюзанна успокаивается. Он не продолжает наступление, но он и не уходит с кухни! Сохраняет спокойствие!
И снова до него долетает звук приезжающей тележки с мороженым, и Питер через кухонное окно следит за тем, как она едет вдоль соседнего дома. Он оглядывается на Сюзанну, которая продолжает разговаривать по телефону, и ему кажется, что она никогда не закончит свой разговор. Он снова впадает в тон скуки и надеется на то, что «скоро что-то произойдет», а сам продолжает ждать.
Звук колокольчика слышится вновь, и Питер видит, как она движется по направлению к его дому! Он снова оглядывается на Сюзанну, не видит никаких признаков того, что разговор подходит к концу, и его эмоциональный тон понижается до антагонизма.
Он подходит к ней и слегка раздраженно говорит: «Эй, Сюзан. Извини! Мороженое… малыш… деньги…?» Он имеет в виду: «В чем дело? Давай купим мороженое, которое продается на улице!» Его отношение к происходящему: «Жизнь должна подарить мне что-то вкусненькое!»
И опять движение Питера раздражает няню. Она кричит: «Ну все, хватит! Убирайся отсюда!»
Испуганный ее реакцией, Питер поворачивается и идет через кухню. Он бормочет себе пол нос (так, чтобы Сюзанна слышала): «Ведьма!»
Сюзанна моментально отрывается от разговора по телефону, снова впадает в тон поста и говорит: «Что Вы сказали, молодой человек?»
Он говорит ей неправду (потому что пугается, и его тоном становится страх, когда он понимает, что натворил): «Я сказал, что у меня чешутся ноги. Когда я играл, песок попал мне в носки.» (в английском языке слова «ведьма» и «зуд» созвучны друг другу)
Она возвращается к телефону, а Питер демонстративно ходит по кухне (он быстро вернулся к тону антагонизма), с треском выдвигает ящики шкафа и рассуждает на тему «отсутствия справедливости»: «Вот мама бы меня поняла».
И снова с улицы слышен колокольчик тележки с мороженым. Питер выглядывает из окна и сидит, что на этот раз тележка уезжает от его дома! Она еще ниже спускается по шкале и оказывается в тоне эмоциональной боли.
Эмоциональная боль — это ощущение близкой потери. Питер очень недолго испытывает это эмоциональное состояние («О нет! Я лишаюсь мороженого!») и тут же опускается по шкале еще ниже до тона злости. Он поворачивается к Сюзанне и кричит ей то, что всегда приводит ее в бешенство: «Безмозглая курица!» Она ненавидит, когда он так ее называет.
Его цель сейчас, несомненно направлена в сторону разрушения.
Слыша это, Сюзанна говорит в трубку: «Элис, я тебе перезвоню позже. А сейчас мне нужно решить одну маленькую проблему!» Она вскакивает на ноги и поворачивается к Питеру, чтобы разобраться с ним, но Питер к этому времени сполз из тона злости в тон страха и улизнул с поля брани!
Сейчас Сюзанну не интересует восстановление справедливости. Ее задача — окончательно заставить этого мальчишку замолчать. Она запрет его в его комнате, и он будет сидеть там, пока не поумнеет!
Выиграв время у этой «чертовой няни» и чувствуя себя от этого в большой безопасности, Питер оказывается в тоне «скрытой враждебности» и остается в нем, пока случайно не задевает вазу в столовой и не роняет ее на пол. Она разлетается на мелкие кусочки.
На какой-то момент его охватывает чувство радостного возбуждения от того, что он отомстил этой злодейке, но это чувство быстро сменяется страхом, когда он слышит ее приближающиеся вопли. Вдруг до него доходит, что ваза, которую он разбил, принадлежала совсем не Сюзанне. Это была любимая мамина ваза! Он бежит в свою комнату, крича: «Сюзанна, извини! Я не хотел!»
Его воображение рисует картину того, что должно сейчас произойти (он делает это по аналогии с тем, что уже бывало в таких случаях, -и.е. с прошлым опытом — обратите внимание, с прошлым, а не с будущим), и эта воображаемая картина накладывается в его сознании на жуткую реальность — на то, что происходит с ним сейчас. Он вбегает в свою комнату, захлопывает за собой дверь и запирает ее на ключ.
Между тем, Сюзанна уже тут, у его двери, и он слышит се вопль: «Питер, сейчас же открой дверь!»
Питер понимает, что его загнали в угол. Он ничего не может сделать! Он опускается еще ниже до тона умилостивления (жертвоприношения). («Умилостивление» означает: «дать что-то кому-то, чтобы избежать наказания». Эта эмоция проявляется тогда, когда человек пытается откупиться от неприятностей.)
К этому времени он находится в состоянии сильнейшего эмоционального стресса. Сюзанна пытается ворваться в дверь его комнаты, а звук ее голоса становится непереносим для него. Он через дверь начинает молить ее о пощаде: «Сюзан, прости меня. Ты не безмозглая курица. Честное слово, я больше никогда не буду тебя так называть, и я буду сидеть здесь, в комнате, до вечера, и никуда не выйду, и вообще я сделаю все, что ты захочешь.»
Сюзанну настолько раздражает непереносимая для нее скорость движения, порожденная данной ситуацией, и кроме того, ей еще столько всего предстоит сделать, что ей и в голову не приходит беспокоится по поводу эмоционального состояния маленького мальчика, трясущегося от страха по ту сторону двери.
Она слышит, как он через дверь извиняется перед ней, и понимает, что она «победила». Но это не радует се. Она так же расстроена, как и он.
И она кричит через дверь: «Вы правильно сделаете, молодой человек, что останетесь здесь». И перед тем, как уйти: «Вот подожди, придут твои родители!..»
Этот прощальный залп, выпущенный по нему хоть и неумышленно, тем не менее ставит под угрозу его будущее.
www.syntone-spb.ru
Экспозиция и тональный диапазон
В сегодняшней статье мы постараемся вникнуть в некоторые теоретические аспекты, касающиеся динамического и тонального диапазона, понять, что означают эти понятия, и как мы можем применить их в нашей работе. Эта схватка станет действительно важным этапом в понимании принципов работы вашей камеры и того, как максимально эффектно представить определенную сцену.
Что такое тональный диапазон?
Широкий диапазон тонов, как цветного, так и черно-белого изображения, чрезвычайно важен. В цифровой фотографии он ограничен динамическим диапазоном сенсора и его способностью фиксировать достаточно широкий разброс оттенков, который будет считаться подходящим для целей определенной фотографии.
Факторы, которые влияют на тональный диапазон, включают отражательную способность объекта и освещение. Объект с высокой отражательной способностью вкупе с сильным освещением приводит к большому разбросу тонов изображения, что порой выходит за рамки возможностей сенсора.
Количество и качество света, жесткость или мягкость, также отвечают за тональный диапазон сцены. Также специальные эффектные фильтры типа поляризационных усиливают насыщенность цветов и расширяют тональный диапазон. Рассеиватели и схожее оборудование, контролирующее освещение, снижают контраст и сужают тональный диапазон.
Глубина бита, используемая при кодировании изображения, оказывает эффект на тональный диапазон изображения. 8 бит дают 256 дискретных уровней информации, что является минимальным числом для воспроизведения визуально непрерывных тонов, в то время как 16 бит дают 65,536 дискретных уровней информации (больше об этом здесь).
Как обсуждалось в предыдущем посте, знаменитый американский пейзажный фотограф Энсел Адамс разработал так называемую зонную систему. Зонная система может применяться для получения корректной экспозиции в разных обстоятельствах вне зависимости от их сложности.
Хорошее знание зонной системы, как и значительный опыт в ее применении, позволят вам точно подстраивать ваши результаты вверх и вниз по тональной шкале, а также успешно сокращать или расширять занимаемый на этой шкале диапазон в зависимости от ваших технических или творческих целей.
Пре-визуализация как первый шаг
В фотографии мы часто сталкиваемся со сценами, которые кажутся нам совершенно прекрасными. Мы спешим достать оборудование и начать снимать только для того, чтобы вернуться домой и просмотреть снимки, которые мы получили. И результат зачастую разочаровывает.
Правда состоит в том, что человеческое зрение имеет потрясающую способность сканировать сцену и фокусироваться на интересных частях, игнорируя обыденное. Камера и объектив не могут сделать то же самое интуитивно, а должны быть направлены так, чтобы, в конце концов, зафиксировать то изображение, которое мы хотим получить.
Зрительная система человека также очень сложно реагирует на свет, на то, как он падает на разные участки сцены и как он изменяется со временем. Например, человек по-прежнему будет распознавать чистый лист бумаги как белый, вне зависимости от того, будет ли он освещен надлежащим образом или лежать в тени.
Человеческий глаз также быстро адаптируется к разнице между областями с очень контрастным освещением, такими как чрезвычайно яркие светлые участки и глубочайшие тени, или когда свет постепенно меняет свои свойства, интенсивность или положение, как во время восхода и заката. Это то, чего камера просто не может сделать.
Для того чтобы получить удовлетворительное воспроизведение текущей сцены, вам нужно визуализировать ее еще до экспонирования или принятия технических решений. Вам нужно держать изображение в голове, чтобы понимать, как будет в итоге выглядеть вид перед вами.
Вам также нужно научиться игнорировать то, что вам говорят ваши глаза, и мыслить понятиями сенсора вашей камеры и учитывать его возможности. Вам необходимо думать о том, как свет падает на сцену, как его свойства изменятся с течением времени, позволят ли эти изменения лучшим образом достичь вашей цели, если вы подождете немного или вернетесь позже, и можете ли вы перекомпоновать ваш кадр так, чтобы лучшим образом подчеркнуть ваши намерения.
Это откроет дверь бесконечным творческим возможностям. Когда вы определите, чего вы хотите и как вы можете этого добиться, остальное – лишь дело техники.
Например, давайте представим, что вы снимаете белокурую модель, одетую в черное платье. Сначала вы начинаете рассматривать два экстремума сценария: самую темную часть вашей сцены, и самую яркую часть.
На первый взгляд, черное платье модели может выглядеть как самая темная область, так что вы поспешите расположить ее в зоне III (что означает -2 шага экспозиции). Но если вы присмотритесь повнимательнее, вы можете найти область глубоких теней, которая составляет тон, более темный, чем черное платье.
В данном случае, платье будет представлено как темный оттенок серого, но не настолько темный, как зона в тенях вашей сцены. Если бы вы этого не заметили, вы бы, вероятно, получили урезанную детализацию в тенях вашего финального изображения.
Таким же образом, вы можете принять очевидно белый цвет за самую яркую часть сцены, но после внимательного рассмотрения вы, возможно, обнаружите, что существуют более яркие области, где-нибудь на металлических, сильно отражающих поверхностях. Таким образом, белый будет очень светлым оттенком серого, но не таким светлым, как металлическая поверхность.
Цифровая фотография действительно облегчает процесс визуализации, по сравнению с пленочной. Раньше фотографы, такие как Энсел Адамс, носили с собой камеру Polaroid, чтобы получить некоторое представление о том, как будет выглядеть сцена в кадре с определенными настройками.
Конечно, Polaroid мог дать лишь примерную оценку, не идентичную итоговому отпечатку на бумаге, но он все же упрощал задачу. Таким же образом LCD дисплеи на задней стороне камер могут помочь вам оценить, к какому результату приведут предполагаемые настройки.
Изображение, которое вы видите на LCD дисплее, это лишь интерпретация камерой кадра (которая может очень сильно отличаться от того, что вы получите в итоге), но это вам поможет.
Большинство камер также предупреждает вас о потенциальных пересветах, так что вы можете использовать эту информацию для выбора лучшей экспозиции. Или, как альтернатива, вы можете изучить гистограмму, которая показывает, как распределяются тона, и диапазон, занимаемый ими на шкале.
Тональный диапазон
В фотографии понятие тонального диапазона относится к разбросу значений средних тонов по шкале между самой светлой и самой темной точками изображения. Чем шире диапазон, тем выше контраст и тем больше средних тонов будет присутствовать в изображении. Изображение с узким тональным диапазоном покрывает ограниченную область между самым светлым и самым темным значением, следовательно, в основном состоит из полутонов и, соответственно, имеет меньший контраст.
Гистограмма дает нам действительно хорошее представление о тональном диапазоне изображения по шкале от 0 до 255. Белая точка (крайняя справа по шкале) имеет значение 255, и она совершенно белая, а черная точка (крайняя слева по шкале) имеет значение 0, она абсолютно черная, в то время как точки между абсолютно черной и абсолютно белой составляют средние тона.
Если тональная градация между соседними средними тонами мягкая, без отсутствующих промежуточных значений, сортировка тонов будет непрерывной, и вы получите изображение с плавными переходами, где яркость увеличивается последовательно и непрерывно от одного значения к следующему.
Однако если на гистограмме между последовательными значениями средних тонов есть пустые места, это приведет к видимым скачкам оттенков, в цветном градиенте цвета будут разбиты на блоки одного цвета, и мягкий вид правильной градации будет нарушен.
Динамический диапазон
Динамический диапазон – это разница в свете между самым ярким и самым темным значением, которое может зафиксировать камера. Человеческий глаз может различать 24 шага в разнице освещения, с учетом расширения и сужения зрачка в результате изменения уровней освещенности от светов к теням.
Камеры, однако, производят лишь мгновенное экспонирование, пленка и дорогие среднеформатные цифровые камеры способны зафиксировать 12 разных шагов изменения света, в то время как большинство других цифровых камер способны улавливать лишь около 5 шагов световых вариаций, или даже меньше (подробнее об этом здесь).
Важно отметить, что размер сенсора влияет на динамический диапазон цифровой камеры. Поэтому иногда лучше иметь больший сенсор с меньшим разрешением, чем маленький сенсор с высоким разрешением.
Это связано с размером пикселей на сенсоре, функция которых состоит в сборе света. Пикселы на сенсоре образованы ячейками, называемыми фотосайтами, которые измеряют фотоны (являющиеся небольшими сгустками энергии, в которых перемещается свет), чтобы определить, насколько яркая или темная та или иная область (прим.переводчика: пикселом на сенсоре называют светочувствительный элемент). Так что чем больше фотосайт, тем больше фотонов он может воспринять (подробнее об этом здесь).
Теперь, если сцена слишком яркая, тогда количество фотонов, которое фотосайты должны будут уловить в темных областях, маленькое, так что они будут способны собрать их все. Однако в светлых областях будет больше фотонов, чем фотосайтам нужно будет воспринять. Чем меньше фотосайт по размеру, тем быстрее он насыщается.
То есть это бьет по светлым точкам, и пересветы вы получите гораздо быстрее, чем это произошло бы с фотосайтом большего размера, который обеспечивает вашей камере более широкий динамический диапазон. Другое решение состоит в замере по светлым участкам – мы получим великолепные детали в светах, но тогда в тенях деталей не будет вообще, и они получатся слишком темными.
Сужение и расширение динамического диапазона
Если вы не собираетесь заниматься HDR-фотографией, иной путь работы с неудовлетворительным и неподходящим доступным динамическим диапазоном состоит в ручном изменении реального динамического диапазона сцены для соответствия вашим потребностям.
Один из способов сужения доступного динамического диапазона сцены – использование заполняющего света. Вместо того, чтобы снимать на более длинных выдержках и в результате получать пересветы в самых ярких областях сцены, вы можете использовать заполняющее освещение (строб или рефлектор) для снижения контраста между темными и светлыми зонами, а, следовательно, динамический диапазон сузится так, что ваш сенсор сможет его воспринять.
С другой стороны, пример расширения доступного динамического диапазона – использование специальных эффектных фильтров, таких как, например, поляризационные фильтры, которые, как мы упоминали ранее, обогащают цвета и расширяют тональный диапазон, следовательно, в результате вы получаете версию вашей сцены с большим динамическим диапазоном.
Заключение
Самый значительный фактор при съемке любого кадра – подобрать экспозицию, которая лучшим образом подойдет к той или иной ситуации и подчеркнет ваши намерения и тот эффект, к которому вы стремитесь.
С этим связан ряд технических вопросов, таких как динамический диапазон сцены и сенсора, ключевые части и приоритеты вашей сцены, замеры и т.д. Но истинная суть любого кадра находится за пределами всего этого. Вы не сможете уловить ее, пока не освоите полностью технические моменты, но настоящий фотограф использует весь этот технический жаргон и перерабатывает посредством своего видения и творчества.
Вероятно, правильно будет сказать, что для каждой ситуации есть одно исполнение, которое большинство людей воспримет как корректное. Но, правда в том, что ограничение себя тем, что корректно, а что нет, рискованно, поскольку это будет тормозить вас на пути к тому, к чему вы, как истинный фотограф и личность, действительно стремитесь – к самовыражению и творчеству.
Автор статьи: Diana Eftaiha.
photo-monster.ru