Что такое внимание в психологии: внимание | это… Что такое внимание?

13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания.

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. 6. Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т. д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Внимание. Большая российская энциклопедия

Внима́ние, психический процесс, выполняющий функции отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике, и сосредоточения на этой информации. Можно определить внимание как «направленность и сосредоточенность … психической деятельности» (Добрынин. 1938. С. 118). В отличие от других познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления, воображения и памяти), внимание никогда не выступает как отдельный процесс и не имеет своего собственного продукта, но только сопровождает другие процессы и улучшает их продукты (Гальперин. 1958).

Поэтому в психологии ставят проблему существования внимания: можно ли говорить о внимании как отдельном процессе или только как о стороне других познавательных процессов либо видов деятельности. Теории и модели внимания разделяются на теории эффекта, где внимание рассматривается как побочный продукт каких-либо иных процессов, который можно исчерпывающе объяснить через их функционирование, и теории причины, где вниманию придаётся статус самостоятельного психического процесса, и тем самым оно выступает в качестве объяснительного понятия (Джеймс. 1911; Fernandez-Duque. 2002).

Внимание тесно связано с сознанием и рассматривается разными исследователями как механизм доступа в сознание (своего рода «фильтр» или «заслонка»), как часть сознания («фокус») или как свойство содержаний сознания (степень их субъективной ясности и отчётливости).

Эффекты и критерии внимания

Различают положительные и отрицательные эффекты внимания (Дормашев. 1995). С одной стороны, внимание приводит к улучшению условий познания (субъективному усилению отдельных ощущений, более ясному и детальному восприятию, более эффективному решению мыслительной задачи, уменьшению количества ошибок при выполнении двигательной задачи), а с другой стороны, может вызвать и разрушение хорошо освоенной, автоматизированной деятельности, если внимание привлекается к её отдельным компонентам.

Среди критериев внимания, позволяющих установить его вовлечение в решение той или иной познавательной либо практической задачи, выделяют субъективные (ясность и отчётливость того, что находится в фокусе внимания, и расплывчатость находящегося на периферии сознания; переживание умственного усилия), внешне-двигательные (поза, мимика, движения глаз, задержки дыхания и т. п.) и, наконец, продуктивные (лучшее решение познавательных задач, меньшее количество допускаемых ошибок, лучшее запоминание того, на что внимание было обращено, и т. п.).

Свойства внимания

Внимание может быть охарактеризовано рядом свойств, которые используются в диагностической и коррекционной практике (Методики … 1988). Первичные свойства характеризуют внимание как состояние: это направленность внимания, его объём (количество объектов, которые могут восприниматься ясно и отчётливо: обычно объём внимания составляет 4–6 не связанных друг с другом единиц, в качестве которых могут выступать и простые объекты наподобие букв, и сложные – наподобие слов) и степень (интенсивность), которую можно оценить по силе отвлекающих воздействий, не замечаемых человеком. Свойства объёма и степени иногда объединяют в свойство концентрации внимания как степени внимания к отдельным единицам, составляющим его актуальный объём. В последние годы объём внимания нередко отождествляется с объёмом удержания информации в модально-специфических подсистемах рабочей памяти, измерения которого дают сходные оценки (Luck. 1997). Вторичные свойства характеризуют внимание как процесс, т. е. описывают динамику его первичных свойств во времени. Это переключаемость внимания (возможность произвольного изменения его направленности), устойчивость внимания (поддержание и сохранение определённой степени внимания к некоторому объекту или виду деятельности в течение заданного времени) и распределяемость внимания (распределение внимания между несколькими объектами или решаемыми задачами). Проблема распределения внимания становится особенно острой в условиях развития цифровых технологий, вынужденно ставящих человека в условия т. н. медиамногозадачности (Uncapher. 2018).

В качестве основы анализа внимания часто выступают явления невнимания (Дормашев. 1995): различные виды рассеянности (истинная, или рассеяние внимания, связана с усталостью или переживанием скуки; профессорская, или поэтическая, связанная с чрезмерной концентрацией на собственных мыслях и невниманием ко всему окружающему; ученическая, за которой стоит повышенная отвлекаемость и переключаемость внимания; наконец, старческая, связанная с низкой концентрацией и слабой переключаемостью внимания), ошибки, связанные с распределением внимания (например, слепота по невниманию), феномены избирательного невнимания (например, привычное невнимание к стуку собственного сердца или часов в комнате), нарушения внимания при локальных поражениях головного мозга (одностороннее пространственное игнорирование, синдром Балинта).

Виды внимания

Существует ряд классификаций видов внимания. По направленности различают внимание перцептивное (направленное вовне) и интеллектуальное (направленное на собственные мысли или представления) (Джеймс. 1911). Перцептивное внимание, в свою очередь, классифицируют по модальностям (наиболее изучены в психологии зрительное и слуховое внимание, кроме того, выделяют тактильное внимание, а также ставшие объектом интереса психологов и нейробиологов в 21 в. обонятельное и вкусовое внимание).

По степени активности субъекта различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание (Титченер. 2014; Добрынин. 1938).

Непроизвольное внимание направляется на тот или иной объект помимо целей и намерений человека и поддерживается без специальных усилий (этот вид внимания исследуют также у животных). Оно может быть вынужденным (привлекаемым эволюционно значимыми стимулами: движущимися, яркими, резкими, неожиданными или, напротив, повторяющимися), невольным (объекты такого внимания связаны обычно с актуальным потребностным состоянием человека или же привлекают его случайно, по причине отсутствия в окружении иных интересных объектов) и привычным (связанным с прошлым опытом человека, его профессиональными навыками и т.  п.: например, врач замечает на лице собеседника симптомы заболевания, которых другой человек не заметил бы).

Произвольное внимание связано с постановкой цели или возникновением намерения не отвлекаться от какого-либо предмета или содержания и сопровождается переживанием усилия. Оно может наблюдаться в ситуации конфликта между двумя представлениями или видами деятельности, из которых один более привлекателен, но другой более необходим, а также в условиях недостаточной интенсивности или интересности потенциального объекта внимания. Особым подвидом произвольного внимания считают выжидательное внимание, когда объект внимания отсутствует как таковой, однако субъект осуществляет мониторинг окружения в ожидании появления этого объекта.

Т. н. послепроизвольное внимание связано с отсутствием усилия, но предполагает, что субъект произвольно приступает к решению задачи, требующей внимания, и наблюдается после некоторого периода приложения усилия, иными словами, после прохождения этапа произвольного внимания. Данный вид внимания лежит в основе переживания «потока» (Csikszentmihalyi. 1990), или поглощённости деятельностью, когда её средства уже хорошо освоены, а сама деятельность продолжает оставаться интересной. Считается, что послепроизвольное внимание способствует наибольшей продуктивности деятельности.

В современной нейробиологии по выполняемым функциям выделяют три сети внимания, соответствующие трём группам задач, обеспечиваемым разными функциональными системами головного мозга: бдительность, пространственная ориентировка, контроль и разрешение конфликтов (Posner. 1990).

Основные метафоры в исследованиях внимания

Исследования внимания, включая проводимые в современной когнитивной психологии и нейронауке, во многом направляются метафорами, подчёркивающими ту или иную его функцию либо свойство (Fernandez-Duque. 1999).

В классической психологии сознания были предложены три основные метафоры сознания, каждая из которых подчеркнула определённые особенности и свойства внимания. Так, В. Вундт (1912) сравнил сознание с полем зрения, в котором внимание выступает как центральная часть – область ясного и отчётливого восприятия. Соответственно, в качестве исследовательских задач Вундт поставил, с одной стороны, изучение объёма внимания как ограниченной области сознания, а с другой стороны – процесса попадания отдельных элементов сознания в эту область, или апперцепции. Э. Титченер (1914), развивая взгляды Вундта, предложил структурную метафору волны внимания как «сечения через душевный поток», в которой подчеркнул свойство степени внимания как большей интенсивности элементов, находящихся на гребне волны, а также предложил исследовать процессы аккомодации и инерции внимания как особенностей попадания впечатления на гребень волны и удержания на гребне. Наконец, функционалист У. Джеймс (1911) ввёл метафору потока сознания, которая особо подчеркнула свойство направленности, или избирательности, внимания, и в качестве основной исследовательской проблемы выделил изучение механизмов этой избирательности, которое стало центральным направлением исследований на начальных этапах развития когнитивной психологии (сам Джеймс рассматривал в качестве такого механизма, наряду с физиологическими условиями, предвосхищение, или преперцепцию).

В первых моделях переработки информации, которые отталкивались от теории связи К. Шеннона (1948) и подчёркивали функцию внимания как отбора (селекции) части информации с целью защиты системы переработки информации, содержащей блок или канал с ограниченной пропускной способностью, от перегрузок внимание сравнивается с фильтром в системе переработки информации (Broadbent. 1958). При этом в исследовании внимание рассматривается как отбор некоторой части подаваемой информации, а психологов интересует вопрос о том, насколько рано прекращается обработка той информации, которая не подлежит отчёту: перерабатываются ли только её физические характеристики (в случае зрительного воздействия – цвет, яркость и т. п., в случае слухового – пространственная локализация источника, высота звука, его громкость) или она анализируется также и по смыслу, но не осознаётся. Первая позиция представлена моделями ранней селекции (Broadbent. 1958; Treisman. 1964), вторая – моделями поздней селекции (Deutsch. 1963; Norman. 1968). Кроме того, предложен ряд гибридных моделей гибкой и множественной селекции, в которых этап отбора зависит от конкретной задачи, решаемой человеком (Johnston. 1978), или от степени перцептивной загрузки системы переработки информации (Lavie. 1995). Ещё один важный вопрос – принцип работы внимания как фильтра: отсекает ли оно ненужную информацию полностью, или только ослабляет её, или, напротив, усиливает нужную часть информации.

Но метафора фильтра выделяет только селективный аспект внимания, оставляя за пределами рассмотрения его энергетический аспект (сосредоточение, удержание информации в фокусе внимания). В качестве альтернативы было предложено рассмотрение внимания как «распределения ограниченных ресурсов», которое отражает метафора электросети, распределяющей доступные мощности между разными устройствами или задачами, или резервуара ресурсов. Эта метафора выводит на передний план вопросы о том, каковы принципы распределения мощностей или «ресурсов» системы переработки информации, являются ли эти «ресурсы» едиными или есть разные их виды и источники. Ответы на эти вопросы психологи получают с помощью методик двойной задачи: одна из задач выступает как основная, а успешность решения второй позволяет показать, сколько «ресурсов внимания» остаётся от решения первой в каждый момент времени. Так же, как и с моделями селекции, предложен ряд моделей единых неспецифических ресурсов (например, модель внимания как умственного усилия Канемана; Kahneman. 1973) и множественных ресурсов системы переработки информации (например, кубическая модель множественных ресурсов).

Оба аспекта внимания объединяет метафора прожектора, освещающего определённые части пространства или находящиеся в нём объекты. Эта метафора появляется в связи с развитием технологического оснащения исследований и повышения интереса к зрительному вниманию. В исследованиях, направляемых метафорой прожектора, ставятся вопросы о том, какого размера может быть «освещённый» участок, «освещается» ли он равномерно или освещение более интенсивно в центре и ослабевает по краям (в этой связи говорят о градиенте внимания), расщепляется или растягивается «луч» при распределении внимания на несколько объектов, как именно и с какой скоростью внимание перемещается в поле зрения, и т.  д. Постепенно одним из центральных становится вопрос о функциях и механизмах работы «прожектора внимания». Это ключевой вопрос в исследованиях зрительного поиска – изучении закономерностей отыскания целевого объекта, обладающего определёнными признаками, среди множества присутствующих в поле зрения (Wolfe. 2018). Данная задача имеет важное практическое приложение в ряде профессиональных областей, таких как скрининговая диагностика в радиологии и досмотр багажа в аэропортах или на железнодорожных вокзалах. Метафора прожектора нашла отражение в одной из ведущих теорий зрительного внимания – теории интеграции признаков, предложенной Э. Трейсман (Treisman. 1980), и в её модификациях. Наиболее разработана и подкреплена эмпирическими доказательствами в настоящее время модель управляемого поиска, предложенная Дж. Вольфом (Wolfe. 1989). Она обращается и к одному из центральных исследовательских вопросов 1990-х гг.: что именно подлежит отбору посредством зрительного внимания – места в пространстве, к которым привязана совокупность зрительных признаков, принадлежащих определённому объекту, или объекты, обладающие определёнными признаками (Vecera. 1994). В настоящее время описаны механизмы как пространственно-ориентированного, так и объектно-ориентированного внимания.

Пространственное зрительное внимание тесно связано с движениями глаз. Возможно перенаправление внимания без движений глаз, при сохранении фиксации взора на одном из объектов в поле зрения (скрытое внимание), однако при обследовании сложных зрительных сцен перенаправление внимания обычно сопровождается переводом взора (явное внимание). Согласно премоторным теориям внимания (Reorienting attention … 1987), подкрепляемым нейрофизиологическими данными (Human frontal … 2003), даже в перенаправлении внимания, которое не сопровождается движениями глаз, участвуют зоны мозга, обеспечивающие глазодвигательную активность.

Развитие технического оснащения экспериментальных исследований позволило обратиться к изучению как закономерностей внимания в условиях одновременного присутствия в поле зрения множества потенциальных объектов внимания, так и динамики внимания к быстро сменяющим друг друга зрительным объектам в микроинтервалах времени, для чего используется методика быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов (Potter. 1976). Был описан ряд новых феноменов т. н. функциональной слепоты – ошибок в обнаружении и опознании отчётливо различимых зрительных объектов, за которыми стоят те или иные ограничения в работе внимания: например, слепота по невниманию (Mack. 1998), слепота к изменению (Simons. 1997), слепота к повторению (Kanwisher. 1987), мигание внимания (Raymond. 1992).

Допущение об ограниченности «ресурсов внимания», общее для всех метафор, предложенных в когнитивной психологии, было подвергнуто критике в рамках направления «внимание для действия» (Allport. 1987; Neumann. 1987). Согласно этому направлению, представленному как в западной, так и в отечественной психологии, внимание определяется структурой и требованиями осуществляемых человеком целенаправленных действий и выступает как процесс, обеспечивающий приспособление человека к окружающему миру и решение им той или иной задачи. «Ограничения внимания» – следствие организации деятельности человека, а следовательно, их можно избежать, реорганизуя процесс решения задачи. Сходная позиция предложена в теории перцептивного цикла (Neisser. 1976), где внимание рассматривается как избирательность активного процесса восприятия, а его ограничения связываются с тем, как организован и насколько освоен процесс решения и совмещения перцептивных задач.

Одним из важных является вопрос о том, какая информация может обрабатываться без участия внимания (такая обработка называется предвнимательной), а для обработки какой информации участие внимания необходимо. Этот вопрос напрямую связан с проблемой автоматической и контролируемой обработки информации. В частности, одним из важных направлений исследований является изучение автоматического извлечения информации о средних значениях того или иного признака всех объектов, присутствующих в поле зрения, или зрительных статистик (Ariely. 2001), позволяющих построить более полное представление об окружающем мире, несмотря на подчёркиваемую большинством исследователей ограниченность механизмов внимания.

В настоящее время центральным для изучения внимания в когнитивной психологии и нейрофизиологии является представление о восходящих (определяемых характеристиками входящей информации) и нисходящих (определяемых целями человека и его прошлым опытом) процессах в познании. Различные виды и свойства внимания рассматриваются через призму взаимодействия этих процессов (Connor. 2004). В развитии моделей внимания, основанных на этом различении, ключевую роль сыграла нейрофизиологическая модель предвзятого соревнования Р. Десимоуна и Дж. Дункана, согласно которой направление внимания на объект, присутствующий в поле зрения, происходит как следствие соревнования, за которым стоит взаимодействие восходящих и нисходящих процессов обработки зрительной информации, причём за счёт нисходящих влияний приоритет отдаётся тем объектам, которые имеют отношение к решаемой наблюдателем задаче (Desimone. 1995). В современных моделях предсказывающего кодирования, описывающих процесс восприятия как проверку гипотез, т. е. сопоставление сенсорного входа с высокоуровневой внутренней моделью воздействия и обработки только информации об их расхождении, или «ошибки предсказания», внимание трактуется как увеличение веса данной ошибки, иными словами, как нисходящее уточнение сигнала о соответствующем воздействии или некотором его параметре (Parr. 2017).

Развитие внимания

Развитие внимания, начиная с младенческого возраста и вплоть до взрослости, тесно связано с созреванием мозговых механизмов внимания, обеспечивающих как непроизвольное, так и произвольное внимание, играющее центральную роль в учебной и последующей трудовой деятельности человека. С психологической точки зрения развитие произвольного внимания у ребенка связывают, с одной стороны, с воспитанием волевых качеств личности (Добрынин. 1938) или «привычки к труду» (французский психолог и психиатр Т. Рибо). С другой стороны, развитие внимания можно представить как процесс его формирования в качестве функции умственного контроля за содержанием психической деятельности (Гальперин. 1958) или высшей психической функции, социальной, произвольно управляемой и оснащённой психологическими орудиями или средствами (Выготский. 1956). Среди нарушений развития внимания выделяют прежде всего синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (Automatic and effortful processing . .. 1988). При расстройствах аутистического спектра (Loveland. 1986) наблюдаются нарушения т. н. совместного внимания – способности обратить внимание на то же, на что его обращает другой человек (например, близкий взрослый), которая в норме складывается к 1 году (Scaife. 1975). Исследования социальных механизмов и функций совместного внимания играет также большую роль в связи с изучением роли внимания в командной работе, в том числе с использованием современных цифровых технологий, мобильных роботов и технологий виртуальной реальности.

Фаликман Мария Вячеславовна

Дата публикации:  1 июня 2022 г. в 14:53 (GMT+3)

Что такое… Внимание — Психическое здоровье на дому

4 октября 2022 г. 7 октября 2022 г.

В этой серии я немного углублюсь в значение терминов, связанных с психологией. Термин этой недели — внимание.

Нас постоянно бомбардируют непрерывным потоком раздражителей, как внутренних, так и внешних. Внимание — это процесс, с помощью которого мы сужаем наше внимание до определенных фрагментов информации.

Это необходимо, потому что наша способность обрабатывать информацию ограничена.

Избирательное внимание

Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, игнорируя другие отвлекающие факторы.

Эффект коктейльной вечеринки является примером избирательного внимания к слуховым данным. Если вы разговариваете с небольшой группой других людей, вы, вероятно, сосредоточены на том, что говорят другие в этой небольшой группе, и в основном игнорируете всю остальную болтовню на заднем плане. Однако, если кто-то в одном из тех фоновых разговоров, которые вы игнорируете, произносит ваше имя, это, скорее всего, пройдет через ваш избирательный фильтр.

В исследованиях избирательного внимания, в которых люди воспринимают разные слуховые потоки в каждое ухо и просят повторить то, что они слышат, например, левым ухом, они очень мало замечают того, что слышат правым ухо. Они, вероятно, заметят, мужской это голос или женский, но они, вероятно, не заметят, если этот голос переключится на другой язык на полпути.

Посмотрите это короткое видео:

Избирательное внимание мешало вам заметить необычный стимул?

Модели избирательного внимания

Кайл. Фарр, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Психолог Дональд Бродбент предложил модель фильтра, которая включала фильтрацию сенсорного ввода на основе физических характеристик. Информация, прошедшая через этот фильтр, будет подвергаться обработке более высокого уровня, прежде чем попадет в рабочую память. Переход к обработке более высокого уровня служит узким местом, ограничивающим пропускную способность.

Поскольку отфильтрованная информация никогда не попадает в оперативную память, у вас нет возможности запомнить эту информацию, даже если вы с ней столкнулись. Это основная часть частотной иллюзии, заключающаяся в том, что вы замечаете что-то, а затем внезапно видите это повсюду. Дело не в том, что вы не видели этого раньше; оно просто не проходило через фильтр в вашу память, поэтому просто невозможно это запомнить.

Kyle.Farr, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Согласно модели затухания Энн Трейсман, первоначальный фильтр не полностью блокирует стимулы. Вместо этого он ослабляет (ослабляет) их, но эта информация по-прежнему подлежит дальнейшей обработке через иерархию анализаторов. Этими анализаторами являются слоги, слова, грамматика и семантика. Эта модель объясняет нашу способность замечать, как кто-то произносит наше имя, даже если до этого мы не обращали внимания на то, что он говорил.

Распределенное внимание и переключение между задачами

Как бы людям ни хотелось думать, что они могут работать в режиме многозадачности, наш мозг не умеет разделять внимание. Попытка работать в режиме многозадачности при выполнении сложных задач снижает нашу производительность. Переключение задач, то есть переключение внимания между разными задачами, также требует когнитивных усилий.

На самом деле требуется больше умственной энергии, чтобы переключить внимание в рамках сенсорной модальности, чем для переключения с одного чувства на другое. Это означает, что переключение внимания с прослушивания одного разговора на прослушивание другого разговора требует больше когнитивных усилий, чем переключение внимания со слухового ввода этого разговора на визуальный источник ввода.

Вещи, которых мы не замечаем

Слепота к изменениям относится к нашей склонности не замечать изменений в чем-то, если мы переключаем внимание на что-то другое, а затем возвращаемся к нему. Мы можем даже не заметить, что разговариваем с другим человеком! В одном исследовании экспериментатор А остановил кого-то, чтобы спросить у него дорогу, затем экспериментаторы Б и С прошли между экспериментатором А и испытуемым. При этом экспериментаторы А и Б поменялись местами. Это заметила только половина испытуемых, даже когда им сказали, что они больше не разговаривают с экспериментатором А.

Слепота к повторению — это склонность не замечать повторяющиеся стимулы, предъявляемые в быстрой последовательности. Если мы видим объект во второй раз, наш мозг может просто зациклиться на первом объекте и не обработать второй. Я часто повторяю такие слова (или даже вот так вот так), когда делаю паузу, чтобы подумать в середине предложения, и, возможно, слепота к повторению является причиной того, что я редко обнаруживаю подобные ошибки самостоятельно, когда пытаюсь вычитывать.

Зрительное внимание

Обращая внимание на визуальные стимулы, наш мозг выбирает определенные модели, которые кажутся релевантными на основе таких факторов, как ориентированные края, цветовой контраст, интенсивность и движение. Когда наше внимание смещается, мы сначала медленно замечаем, что что-то происходит в той области, от которой мы только что отвлеклись; это называется торможением возврата.

Помимо того, что мы обращаем внимание на зрительную область, на которой мы сфокусированы, мы также можем поддерживать некоторый уровень скрытого пространственного внимания, замечая предметы на периферии нашего поля зрения.

Внимание к объекту относится к нашей склонности отдавать приоритет всем аспектам дискретного объекта для обработки. Если я разговариваю с вами, я с большей вероятностью замечу вашу обувь, чем обувь человека, сидящего рядом с вами, потому что, хотя ваша обувь не имеет отношения к нашему разговору, она является частью объекта, который это ты.

Внимание и усилие

Внимание без усилий сосредоточено на поглощающих действиях, и не кажется, что оно требует больших (если вообще) усилий. Это, как правило, происходит с приятными занятиями, где есть баланс проблем и навыков. Он включает в себя сочетание возбуждения, контроля и расслабления, а также ощущение потока.

Для задач на внимание, требующих усилий, существуют определенные факторы, влияющие на количество усилий, которые мы прилагаем. Людям, которые лишены сна, трудно выполнять задачи, требующие постоянного внимания, но внимание можно улучшить, увеличив потенциальное вознаграждение за выполнение задач, добавив новизну или нерегулярность или усилив стресс.

Переход на личности

Я нахожу удивительным, как наш мозг способен выбирать нужные биты из огромного количества сенсорной информации, которую мы получаем. Особенно интересно, что мы можем различать свое имя в разговоре, который на самом деле не слушаем.

Мне трудно выполнять задачи, требующие сознательного внимания, когда много слуховой стимуляции, которую мне нужно отфильтровать. Я слушаю музыку только тогда, когда делаю такие вещи, как раскрашивание, которые не требуют особых размышлений, или вещи, которые можно выполнять на автопилоте. Попытки читать или писать под музыку совершенно не работают для меня. Я думаю, что раньше я был достаточно хорош в переключении задач, но теперь требуется слишком много умственных способностей, чтобы делать это легко.

Зрительно, я склонен не обращать внимания на вещи, на которые не обращаю внимания, и по-прежнему почти не обращаю внимания даже на вещи, на которые обращаю некоторое внимание. В первый раз, когда я смотрел видео с гориллой, я не видел гориллу. В том исследовании, где экспериментатор спрашивал дорогу, а половина участников не понимала, что они разговаривают с другим человеком, я абсолютно точно был в группе, которая не заметила нового человека.

Как у вас обстоят дела с многозадачностью и переключением задач? Считаете ли вы, что легче удерживать внимание одним органом чувств, чем другим?

Ссылки

  • Психологический словарь APA: внимание без усилий
  • Фридрих Ф. (2019). Внимание. В Дж.А. Каммингс и Л. Сандерс (редакторы), Введение в психологию . Открытая пресса Университета Саскачевана.
  • Линдси, Г. В. (2020). Внимание в области психологии, неврологии и машинного обучения. Frontiers in Computational Neuroscience , 14 , 29.
  • Smith, E., & Kosslyn, S. (2006). Когнитивная психология: Разум и мозг. Пирсон.

В разделе «Психология» есть обзор терминов из серии «Что такое…», а также подборка научно обоснованных психологических тестов.

Эшли Л. Петерсон

BScPharm BSN MPN

Эшли — бывшая медсестра в области психического здоровья и фармацевт, а также автор четырех книг.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Внимание – Культура и психология

Внимание — это поведенческий и когнитивный процесс выборочной концентрации на одном предмете в нашем окружении с игнорированием других отвлекающих факторов. Внимание — ограниченный ресурс. Это означает, что ваш мозг может уделять внимание только ограниченному количеству стимулов (предметов в окружающей среде). Во что бы вы ни верили, мы ужасно многозадачны. Исследования показывают, что при многозадачности люди делают больше ошибок или выполняют свои задачи медленнее. Каждая задача увеличивает когнитивную нагрузку (количество информации, которую наш мозг должен обработать), и наше внимание должно быть распределено между всеми задачами для их выполнения. Вот почему требуется больше времени, чтобы что-то закончить, когда мы работаем в режиме многозадачности.

Многие аспекты внимания изучались в области психологии. В некотором отношении мы определяем различные типы внимания по характеру задачи, используемой для его изучения. Например, решающим вопросом во время Второй мировой войны было то, как долго человек может сохранять высокую бдительность и точность, наблюдая за экраном радара в поисках вражеских самолетов, и эта проблема побудила психологов изучить, как работает внимание в таких условиях. Результаты исследований показали, что при наблюдении за редким событием легко допустить отставание концентрации. Сегодня это по-прежнему является проблемой для агентов TSA, которым поручено просматривать изображения содержимого вашей ручной клади в поисках ножей, пистолетов или бутылок с шампунем больше 3 унций.

Культура также может влиять и формировать наше внимание к окружающему миру. Масуда и Нисбетт (2001) попросили американских и японских студентов описать, что они видели на изображениях, подобных приведенному ниже. Они обнаружили, что в то время как обе группы говорили о наиболее заметных объектах (ярко окрашенных и плавающих вокруг рыбах), японские студенты также были склонны больше говорить и запоминать изображения на заднем плане (они помнили лягушку и растения как как и рыба).

 

Это изображение использовалось для выявления культурных различий в восприятии и того, как разные культуры целостно, а не аналитически относятся к окружающей среде и окружению.

Североамериканцы и западноевропейцы в подобных исследованиях чаще обращали внимание на выступающие и центральные части изображений, тогда как японцы, китайцы и южнокорейцы чаще рассматривали контекст в целом. Исследователи описали это как целостное восприятие и аналитическое восприятие.

Целостное восприятие: Паттерн или восприятие, характеризующееся обработкой информации в целом. Этот шаблон позволяет с большей вероятностью обратить внимание на отношения между всеми элементами. Целостное восприятие способствует целостному познанию: тенденции понимать суть, большую идею или общий смысл. Восточная медицина традиционно холистична; он подчеркивает здоровье в общих чертах как результат связи и баланса между разумом, телом и духом.

Аналитическое восприятие: Модель восприятия, характеризующаяся обработкой информации как суммы частей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *