Что такое возраст в психологии: 📖 4.2. Понятие возраста. Возрастная психология: конспект лекций. Хилько М. Е. Страница 7. Читать онлайн

Возраст в психологии | это… Что такое Возраст в психологии?

Толкование

Возраст в психологии
— категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.). С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др.
Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций В. рассматривается как «суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях» (Б.Г. Ананьев). В современной психологии подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека.
Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.
П. Блонский и др.). В 70-е годы Д.Б. Элькониным была предложена периодизация развития психики, основанная на смене фиксированных для каждого возраста ведущих видов деятельности: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Г.В.Бурменская, А.В.Петровский

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужно сделать НИР?

  • Возраст анатомический
  • Возраст гестационный

Полезное


Понятие возраста в психологии: определение, периоды, особенности

Понятия психологического возраста и психологии развития тесно взаимосвязаны между собой. Каждая возрастная категория имеет свои особенности, а люди могут по-разному выглядеть и вести себя в зависимости от множества разнообразных факторов.

Понятие

Понятие возраста в психологии (кратко если говорить) существенно отличается от хронологического порядка, который берет начало со дня нашего появления на свет. Рассмотрим само понятие возраста.

Возраст – это ступень роста и индивидуального развития человека. Можно выделить два его типа – хронологический и психологический. Они выражаются временными единицами, отделяющими момент появления объекта на свет до его психологической зрелости.

Понятие возраста в возрастной психологии определяется на основании ступени онтогенетического развития, которая базируется на закономерностях формирования организма, условиях жизни, воспитании и обучении.

Изначально психологический возраст рассматривался как умственный благодаря работам ученых Франции. Определялся данный показатель на основании специального исследования, которое включало тестовые задания. Позднее было предложено рассматривать соотношение умственного к хронологическому возрасту.

Отечественная психология базируется на трудах Л.С. Выготского, который ставит вопрос о проблемах культурного возраста. То есть два человека, у которых одинаковый возраст согласно паспортным данным и приблизительно одна категория интеллектуального развития, могут различаться культурным возрастом.

Периоды

Итак, продолжаем обсуждать понятие возраста в психологии. Возраст и развитие требуют градации на жизненные этапы. Рассмотрим данное понятие на основании четырех подходов, применяемых к оценке прожитых лет.

  1. Биологический возраст. Базируется на основании формирования человеческого организма.
  2. Психологический. Основан на культурном поведении.
  3. Социальный возраст. Отображает степень принятия общественных ролей и задач, а также их функций.
  4. Физический. Оценивается исключительно по количеству прожитого времени.

Согласно показателям биологического возраста, жизненный путь подразделяется на следующие этапы:

  1. Дети до 16 лет.
  2. Юность – люди в возрасте от 16 до 21 года.
  3. Зрелость – до 60 лет.
  4. Пожилой возраст берет начало с 60 лет.

Вот мы рассмотрели периоды и понятие возраста в психологии. Какие факторы оказывают влияние на психологический возраст?

Основные структурные компоненты возраста

Биологический возраст включает в себя изменения, которые происходят снаружи: седина, пигментация, морщины, которые отлично видны в зеркале (состояние внутренних органов мы увидеть не можем). И также о биологическом возрасте можно судить по таким факторам, как усталость, слабость и постоянные болезни. Биологическое старение свойственно не только пожилым людям, но и молодым.

Итак, понятие возраста в психологии и основные структурные компоненты возраста:

  1. Образ жизни (физическая активность, уход за собой, наличие вредных привычек, стрессы и прочее) составляют 50%.
  2. Экологическая обстановка вокруг вас — около 20%.
  3. Генетические особенности — около 20%.
  4. Качество и уровень жизни составляет порядка 10%.

Можно заметить, что люди, которые живут в благоприятных условиях, в зрелом возрасте выглядят гораздо лучше своих сверстников. Также важно отметить, что решающую роль в замедлении биологических часов играет психологический настрой человека. Должно присутствовать четкое убеждение в том, что на борьбу со старением необходимо тратить деньги и время.

По мнению доктора психологических наук С. Краусса, в организме не происходит особых изменений в тридцатилетнем или сорокалетнем возрасте. Но человеку свойственно расстраиваться, осознавая такую непривлекательную для себя цифру. На основании этого люди часто считают себя старыми, а вместе с этим меняют отношение к жизни. Большинство начинает ограничивать себя во многом, ссылаясь на возраст. После чего запускается и сам процесс психологического старения, люди бросают заниматься спортом и начинают уделять меньше времени своему внешнему виду. Женщины в погоне за сохранением красоты прибегают к процедурам, которые не соответствуют их возрасту. По этой причине процесс биологического старения ускоряется.

По словам большинства ученых, биологический возраст человека зависит от 200 показателей. Человек, который не ищет у себя признаков преждевременного старения, полон сил и энергии, а его внешность практически не затрагивают серьезные изменения.

Методы возрастной психологии

Понятие возраста в психологии развития кратко и обобщенно мы рассмотрели. Что касается методов, то основными из них являются:

  1. Метод поперечных срезов. Базируется на изучении большого количества людей разного возраста. Целью исследования служит получение сравнительных данных о психологических нюансах и особенностях каждой возрастной категории.
  2. Метод продольного изучения. Данное исследование заключается в длительном изучении одних и тех же испытуемых людей. Целью исследования является отслеживание возрастных изменений и психики.

Качественное выявление своеобразных ступеней психического развития и определение возрастных границ представляет собой очень непростую задачу, так как психологический возраст существенно отличается от фактического количества прожитых лет.

Особенности психологии детского возраста

Понятие психологического возраста в современной возрастной психологии подтверждает тот факт, что модель поведения в дальнейшей жизни закладывается чуть ли не от самого периода зачатия.

Какова роль детства в психическом развитии? Понятие возраста в психологии детей рассмотрим более подробно.

Возрастная детская психология делает максимальный упор на позитивные моменты. Исследователи нашей современности считают, что малыш начинает знакомиться с миром еще до своего рождения. Поэтому обязанности распределены так, что воспитатели в детском саду заняты завершением начального обучения детей. А за все остальное, и в особенности за основы данного процесса, отвечают только родители ребенка.

Бытует мнение о том, что детям до трех лет свойственно только впитывать полученную информацию. А по достижении этого возрастного периода они способны делать первые попытки, чтобы повлиять на окружающий мир. Именно этот период считается началом формирования правил поведения, которые приобретают большую глубину. Дети способны осмысливать поступающие сигналы. Именно в пятилетнем возрасте у детей начинает зарождаться чувства страха. И они осознанно начинают интересоваться причинами разнообразных событий, которые происходят вокруг них или в мире.

После того как ребенок становится школьником, он сталкивается еще с одной непростой переменой – новые ориентиры. Наивное восприятие окружающего мира продолжает сохраняться, но уже отлично развито понимание происходящих взаимодействий. Именно в этот период детям свойственно осознавать то, что они становятся индивидуальностью. Вместе с этим появляется непреодолимое желание выражать свое «Я». Родителям в такой период становления личности очень важно поддерживать своего ребенка, но в то же время направлять на него и некоторое воздействие.

Юность

Каково понятие возраста в психологии развития в период юношеских лет? Развитие личности достигает своего пика именно в этот период. Людям данной возрастной категории свойственно доказывать свою правоту и самостоятельность, поэтому нередко возникают конфликты. Самый сложный момент данного периода заключается в том, что люди уже могут принимать самостоятельные и взвешенные решения, но им, как никогда, требуется забота родных и близких, а также их верное направляющее влияние.

Стремление получать максимум от своей жизни именно сейчас, провоцирует фаталистические настроения. Психологи советуют в данный период времени выстраивать особую линию поведения таким образом, чтобы человек не чувствовал или не осознавал запретов и ограничений личной свободы, но и спокойно воспринимал советы.

Особенности подросткового возраста

Понятие возраста в современной психологии в отношении подростков не устанавливает четких границ, так как они обозначаются, исходя из индивидуальных особенностей человека. Наряду с понятием подросткового возраста нередко используется понятие так называемого переходного периода. В данный период человек проходит величайший путь развития личности, который сопряжен с внутренними конфликтами. И через внешние срывы, чувство раздражения, подросток обретает чувство личности.

В подростковом возрасте происходит закладка основ сознательного поведения, формируется общая направленность в нравственных представлениях и социальных установках.

Именно особенности развития познавательных способностей напрямую влияют на успеваемость и поведение в обучении. А успешность образовательного процесса зависит от мотивации. Но в реальной жизни можно заметить, что школьники не тянутся к новым знаниям, а напротив, стараются изо всех сил противодействовать обучающему процессу.

Ведущие позиции в интересах молодых людей занимают общественная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в этот период свойственно осознание обучения, так как появляются мотивы, связанные с идеальными профессиональными намерениями. Поэтому обучение скорее приобретает личностный смысл.

Активно развиваются такие операции, как анализ, обобщение и классификация. Приобретается взрослая логика мышления.

Активизируется память в интеллектуальной составляющей. Но используется не смысл, а только механическое запоминание. Подростку свойственно улавливать ошибки в речи педагогов, родителей и людей старшего возраста. На этом этапе становится очень важен авторитет носителя языка. А персональное обучение и правильное восприятие языка и его смыслов индивидуализирует самопознание человека в подростковом возрасте.

Для подростков очень важно общаться со сверстниками. Психология в понятии возраста (виды возраста мы рассмотрели выше) делает особый акцент на этом вопросе. Именно в общении подросток стремится найти свое место, а отсутствие такой возможности может привести к социальной неадаптированности и возможным правонарушениям. В этот период оценка со стороны друзей ценится намного выше, чем от родителей или учителей. Подросток попадает под влияние группы и ее ценностей. Ему свойственно беспокоиться, когда его популярность среди сверстников находится в опасности.

Людям молодого возраста свойственно опираться на мнение других, а не принимать решения самостоятельно. Стремление жить по своим правилам и следовать своей идеальной картине мира нередко провоцирует конфликты между подростком и его родителями. Поэтому важно понимать, что негатив, агрессия и обиды являются эмоциональной реакцией подростка на собственную неуверенность.

Подростковый период является очень важным, так как именно в этот период закладываются основы дальнейшей жизни человека. Утверждение собственной независимости, формирование личности и разработка планов на будущее – все это формируется в данной возрастной категории.

Зрелый возраст

Понятие возраста в современной психологии выделяет зрелость как лучший из периодов. Именно в это время происходит расцвет жизненных сил. Но не лишено время и нескольких кризисов.

Во время зрелого возраста у человека существует огромное количество возможностей. Ему свойственно оказывать влияние на окружающих его людей и в то же время не останавливаться в своем развитии.

Этот период характеризуется наличием сил, которые могут быть использованы в духовной, творческой и интеллектуальной областях. И помимо этого, человеку свойственно понимать значимость происходящего, поэтому и возникает реальная заинтересованность в собственном совершенствовании.

Самыми положительными моментами, которые входят в понятие возраста в возрастной психологии являются возможности, основанные на передаче личного опыта и знаний молодому поколению. За счет этого процесса человек в полной мере осознает свою значимость и полезность в огромном мире.

Если жизнь в данном возрастном периоде складывается не лучшим образом, то наступает кризисное время, наполненное застоями, чувством опустошения и постоянным погружением в размышления о проблемах.

Помимо всего перечисленного, зрелости свойственно чувство постоянности и стабильности. Находясь длительное время в таком состоянии, человек начинает обдумывать правильность сделанного выбора в том или ином вопросе или ситуации, а также полноценность реализации собственного потенциала.

Пожилой возраст

Определение понятия возраста и возрастной психологии включает старость. К сожалению, старость приносит с собой ухудшение здоровья, уменьшение круга лиц для общения и выход на пенсию. А самое неприятное, что вместе с этим всем может прийти развитие ощущения ненужности и бесполезности. Связано такое состояние с тем, что у человека появляется много свободного времени, после чего следует апатия, которая сопровождается нежеланием узнавать что-то новое и развиваться дальше.

Людям данной возрастной категории необходима помощь родных и близких. Необходимо дать шанс пожилому человеку почувствовать себя нужным.

После шестидесяти лет меняется отношение к своему внешнему виду. Люди пожилого возраста больше сосредоточены на внутренней гармонии и состоянии здоровья. Именно в этот период свойственно осознавать всю ценность жизни, вместе с этим появляется спокойствие и рассудительность. Нередко близкие могут заметить, что характер пожилого родственника изменился в худшую сторону, связано это с ослабеванием контроля над чертами характера, которые ранее человек скрывал.

Кризисы в возрастной психологии

На каждом этапе развития человеку приходится преодолевать внутренние конфликты и возрастные кризисы. С такими трудностями сталкиваются все, но некоторые люди особенно сложно переживают данные периоды. Возрастная психология выделяет 3, 7, 13, 17, 30 и 40 лет.

Детям в возрасте около 3 лет свойственно проходить этап «Я сам». Все чаще малыш отказывается от помощи взрослых, аргументируя это тем, что данное действие он может выполнить самостоятельно. Дети в этот период становятся очень капризными и упрямыми, могут не реагировать на просьбы родителей. Связано это с тем, что сейчас активно проходит процесс увеличения познавательного интереса и поиска возможностей для влияния на окружающих. Часто дети в таком возрасте стараются показать свою значимость и не отпускают родителей из дома, запрещают им трогать их игрушки и т. д.

Возраст 7 лет приходится на поступление в школу. Ребенок начинает понимать социальные роли и часть из них старается примерить на себя. Активно проявляется интерес ко всему новому и иногда ребенку может казаться, что от него скрывается какая-то очень важная информация. Дети в таком возрасте начинают учиться самоконтролю для правильного выражения собственного мнения и сдерживания бурных эмоций.

В 13 лет подростку недостаточно одних слов и он начинает требовать доказательств. Появляется интерес к искусству, в основном предпочтение отдается музыке. Можно заметить желание подростка находиться в одиночестве, часто это связано с недовольством или беспокойством.

17-летний возраст обусловлен серьезным переходом во взрослую жизнь. Этот этап связан с окончательным выбором сферы дальнейшей деятельности. Некоторые волнения подросткового возраста еще остаются. Но в целом человек готов попробовать свои силы и найти доказательства того, что он уже состоявшаяся личность.

Кризис 30 лет связан с осознанием пройденной дороги. Появляются сомнения в правильности выбора. Возникают мысли об упущенных возможностях. Часто происходит смена приоритетов. А если присутствует невозможность улучшить свое положение, то человек впадает в депрессию.

Кризис 40 лет является переломным моментом в жизни каждого. Особенно остро период протекает, если проблемы в 30 лет не были решены. Нередко в этот период карьерные и семейные проблемы переплетаются, что только обостряет ситуацию.

4 типа возраста – Каков ваш настоящий возраст?

ЗДОРОВЬЕ 01.02.2022

«Как вы думаете, сколько вам лет, если вы не знаете свой день рождения?»

Удивительно, но ваш ответ может не совпадать с вашим реальным возрастом, так как вы можете чувствовать себя моложе или даже старше. Почему? Понятие возраста тесно связано, и ключом к долголетию является четкое представление о старении. Даже для людей, которые осознают свой возраст, старение обычно у всех разное.

Возраст человека можно разделить на четыре типа: Хронологический возраст, Возраст внешнего вида, Биологический возраст и Умственный возраст.

4 типа возраста

  1. Хронологический возраст: Что указано в вашем удостоверении личности?
  2. Хронологический возраст — это возраст, рассчитанный на основе года нашего рождения, но не являющийся хорошим показателем того, насколько здоровым человек стареет.

  3. Внешность Возраст: На сколько лет ты выглядишь?
  4. Вы когда-нибудь были на встрече выпускников и были удивлены тем, что некоторые из ваших одноклассников выглядят на десять лет моложе, а другие — на десять лет старше? Это возраст внешности.

  5. Биологический возраст: Вы в хорошей форме?
  6. Биологический возраст — это измерение вашего возраста на основе биомаркеров , которые являются функцией жизненно важных органов тела на клеточном и молекулярном уровне. Люди вступают в период полового созревания и начинают седеть или терять волосы в разное время. Биологический возраст определяется гормонами, миелинизацией мозга и другими факторами образа жизни, такими как диета, физические упражнения, стресс, сон и т. д.

  7. Психологический возраст: 9 лет0014 Насколько молодым вы себя чувствуете и действуете?
  8. Разные возрастные группы имеют разное поведение и мыслительные процессы. Некоторые люди могут «вести себя молодыми» или «вести себя старыми» независимо от возраста. Вот тут-то и появляется понятие психологического возраста. Вы оптимистично смотрите на жизнь? Вы эмоционально зрелы? Вы мыслите логически? Различные факторы влияют на наш психологический возраст. Считается, что большинство людей чувствуют себя примерно на восемь лет моложе своего возраста.

  

📌Психологический возраст Vs. Биологический возраст: что важнее для здоровья?

Некоторые исследования показали, что люди, чей «умственный возраст» на 8–13 лет старше их «физического возраста», имеют на 18–25 % более высокий риск смерти. Молодой ум — отличное лекарство для хорошего здоровья. Когда люди становятся старше, они становятся менее общительными и менее открытыми для нового опыта. Однако люди с более молодым «умственным возрастом» более оптимистично смотрят в будущее.

Большинство людей чувствовали себя примерно на восемь лет моложе своего фактического хронологического возраста. Однако некоторые чувствовали, что постарели, и последствия были серьезными. Чувство, что вы на 8–13 лет старше своего реального возраста, привело к 9-балльной шкале.0013 Увеличение риска смерти на 18-25% за периоды исследования и увеличение бремени болезни — даже если вы контролируете другие демографические факторы, такие как образование, раса или семейное положение.

С другой стороны, биологический возраст помогает нам понять, как поживает наш организм, и напоминает нам, поддерживаем ли мы общее состояние здоровья.

Чтобы наслаждаться здоровой и долгой жизнью, важно сбалансировать два типа старения и оптимизировать оба.

Что делать, если мой биологический возраст выше фактического?

Не волнуйтесь! Нам нужно изменить свой образ жизни, изменив несколько привычек, чтобы повернуть биологические часы вспять. Таким образом, важно оставаться активным и придерживаться нового сбалансированного питания.

 

«Продолжительность здоровой жизни» в Японии достигла рекордного уровня.

Хорошо уметь жить долго. Однако качество жизни тоже имеет значение.

«Ожидаемая продолжительность здоровой жизни» — это количество лет, в течение которых человек может вести здоровый образ жизни, не нуждаясь в уходе. Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии объявило, что «ожидаемая продолжительность здоровой жизни» пожилого населения Японии в 2019 г.достигла рекордного уровня за оба года.

Мужчины: 72,68 года Женщины: 75,38 года.

Есть много причин, по которым люди в Японии живут дольше и здоровее, но их диета является одним из наиболее важных факторов.

Umi No Shizuku использует свежие высококачественные ингредиенты с Окинавы, Япония, и обеспечивает необходимую защиту для вашего здоровья и тела. Вы можете наслаждаться активным старением, крепким здоровьем и благополучным будущим с Umi No Shizuku.

 
 

Ссылки :
https://www.bbc.com/future/article/20180712-the-age-you-feel-means-more-than-your-actual-date-birth
https://onlinelibrary. wiley.com/doi /abs/10.1111/jopy.12090
https://www.aging-us.com/article/202344/text