Что такое выученная беспомощность – Выученная беспомощность — Википедия

Содержание

Синдром выученной беспомощности: причины, как бороться

Не все люди решаются на изменения неудовлетворяющих условий жизни. Кому-то лень, кто-то боится покидать зону комфорта, а кому-то мешает синдром выученной беспомощности. О последнем и поговорим подробнее.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.

Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.

Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.

Причины

Как показывает эксперимент Куля, синдром может сформироваться в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Подобный эффект может оказать:

  • продолжительная болезнь;
  • паралич;
  • тюрьма;
  • рабство;
  • плен;
  • безработица и неудачи при приеме на работу, отказы без объяснения причины;
  • начальник или муж, который непостоянен в реакциях и руководствуется своим настроением;
  • любая травмирующая ситуация может сковать человеку руки, но стресс воспринимается субъективно, а потому нельзя выделить общие факторы возникновения синдрома.

Общая для всех людей предпосылка возникновения синдрома – отсутствие выбора. Каждому человеку важно чувствовать контроль над ситуацией, жизнью, собой. Для этого и нужен выбор. Он дарит уверенность в себе, выступает профилактикой развития беспомощности.

Если же синдром выученной беспомощности сформировался в детстве, является частью мышления жертвы, то причины следующие:

  1. Авторитарный или гиперопекающий стиль семейного воспитания, подавление самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка.
  2. Пример родителей. Выученная беспомощность передается «по наследству». Если родители боятся жизненных перемен, плывут по течению, привыкли страдать и терпеть, вероятно, и ребенок усвоит этот сценарий.
  3. Критика, порицание, наказания, акцентирование внимания на недостатках ребенка, частое повторение фраз типа «ты не умеешь», «у тебя не получится».
  4. Утешительная похвала, ложь во благо. Дети понимают, когда родители искренне хвалят их, а когда утешают. Результат при утешении тот же: установка «я бестолковый». Конструктивная критика и помощь в работе над ошибками полезнее жалости.
  5. Сравнение ребенка с другими детьми, родителями в этом возрасте. Завышенные требования и ожидания родителей, вымышленный образ идеального ребенка.
  6. Воспитание, основанное на гендерных стереотипах. Девочки вырастают убежденными в своей слабости, а мальчики не умеют обслуживать себя в быту. Гендерные стереотипы лишают человека психологической гибкости. Это дополнительный фактор развития синдрома беспомощности.
  7. Хаос, противоречивые воспитательные позиции родителей, частая смена условий развития, непостоянство и нестабильность требований родителей.

При таком воспитании ребенок уже в 8 лет будет убежден в собственной никчемности, беспомощности. Эта установка сохранится на всю жизнь. Избавиться от нее поможет только психотерапевт.

Признаки

Заподозрить наличие синдрома можно по речи человека. На это укажут фразы, которые индивид употребляет чаще других:

  • «Это семейное».
  • «Я родился неудачником, под несчастливой звездой».
  • «Не могу…» или «не хочу…» (последнее – попытка убедить себя и других в том, что недостижимое на самом деле не было желанным).
  • «У меня никогда не получается».
  • «Я всегда проигрываю».
  • «Со мной всегда что-то случается».
  • «У меня все равно ничего не получится», «да, как всегда, облажаюсь».

Люди с синдромом выученной беспомощности верят в злой рок, несчастливую судьбу, плохой гороскоп, проклятие и прочие внешние факторы, на которые человек не может повлиять. А если им что-то удается, то они видят в этом заслугу других людей, случайность, удачу. Мышление таких людей запрограммировано на неудачи. Они становятся жертвами зависимых отношений, мошенников.

Что делать

Как Селингман учил собак новому поведению, так и люди должны скорректировать свое. Метод научения характерен для когнитивно-поведенческой психотерапии.

Если человек видит мир в черных тонах, ждет очередного удара и череды страданий, то это и находит. Это дополнительно укрепляет его веру в злой рок. Но на самом деле мы просто ищем подтверждение тому, во что верим.

Это и должно стать основой психотерапии. Что входит в нее:

  1. Смена негативного мышления на позитивное.
  2. Коррекция самооценки, повышение уверенности в себе.
  3. Знакомство с собой, самопринятие, формирование адекватного образа «Я», осознание собственного потенциала.
  4. Возвращение контроля над жизнью за счет использования способностей личности, разграничения того, что поддается контролю человека, а что нет. Обучение практическому использованию личностного потенциала.

Для избавления от выученной беспомощности нужно реанимировать волю человека, устранить апатию, в особо тяжелых случаях – ПТСР. Синдрому всегда предшествует психологическая травма. Необходимо найти, что воздействует на человека изнутри, и устранить это.

Можно попробовать сделать это самостоятельно, переосмыслив беспокоящую ситуацию и нынешние условия, свои возможности:

  • Делайте то, что можете делать. Что угодно, главное, дайте себе хоть какой-то выбор, ощущение контроля. Прогуляйтесь, прочитайте книгу, отожмитесь, почистите зубы, решите, что приготовите на ужин, сделайте перестановку в комнате. Этот метод используют в тюрьмах: делай хоть что-нибудь. Но не используйте этот метод изолированно, на его основе может развиться обсессивно-компульсивное расстройство.
  • Меняйте самовосприятие с помощью положительных воспоминаний. Наш мозг концентрируется на негативе, но каждый человек может вспомнить хотя бы пару ситуаций, в которых он был победителем. Не забывайте создавать ситуации успеха в настоящем времени и собирать еще больше таких воспоминаний. Вам давно нужно позвонить кому-то или прибраться в шкафу? Самое время. Это и станет еще одним напоминанием о том, что многое в жизни зависит от вас. Составьте план, ведите дневник целей и достижений. Заглядывайте туда, отмечайте успехи, вознаграждайте себя и формируйте новое убеждение: «я сам строю жизнь», «мои действия важны».

Для переосмысления ситуации используйте метод рефрейминга, предложенный Селингманом:

  1. Выберите негативную ситуацию из прошлого, которая заставляет чувствовать беспомощность.
  2. Запишите свое видение ситуации: что случилось, как вы это восприняли.
  3. Теперь запишите свои ответные реакции в той ситуации, ваше поведение и то, что вы при этом чувствовали.
  4. Далее с точки зрения нынешнего опыта и восприятия найдите факты, которые ставят под сомнение восприятие сложившейся ситуации как негативной, исключают вашу вину в случившемся.
  5. Представьте альтернативную реакцию на события. Какие эмоции и чувства вы теперь испытываете?

Подобным образом анализируйте каждую стрессовую ситуацию. Со временем вы заметите, что они повторяются. Меняются люди, обстоятельства, но у вас возникают одни и те же переживания, да и ответные реакции похожи. Меняйте отношение к ситуации, продумывайте новые модели поведения. Со временем вы освоите новые копинг-стратегии.

Если в процессе работы над собой ощущение беспомощности усилилось, негативное самовосприятие укрепилось или вы не можете встать с постели и начать работу над собой, руки в прямом смысле опускаются, а травмирующее переживание вы оцениваете выше чем на 7 баллов по 10-бальной школе, то немедленно обратитесь к психотерапевту.

psychologist.tips

 Я постараюсь объяснить, что такое выученная беспомощность

Ощущение беспомощности или понимание того, что вы не можете контролировать сложившуюся в вашей жизни ситуацию и происходящие вокруг вас события, может вызывать стресс, депрессию и тревогу. Если такие чувства продолжают возникать как реакция в ответ на любые неблагоприятные условия или травмирующие события, то у людей часто развивается состояние, известное как “выученная беспомощность”. В этой статье я постараюсь объяснить, что такое выученная беспомощность, и предложить возможные пути по её преодолению, для того, чтобы вы могли жить более счастливой и продуктивной жизнью.

Как распознать и что делать

Есть люди, у которых состояние выученной беспомощности является способом реагирования на ситуации, в которых они испытывают стрессы, психологический дискомфорт или сложности с преодолением. Выученная беспомощность — это такое восприятие ситуации, при котором человек уверен в отсутствии у него какого-либо контроля над ней и возможности найти решение, которое может изменить его положение. Подобное чувство беспомощности часто ведет к формированию роли жертвы, является катализатором для чувства тревоги и считается существенным фактором, способствующим возникновению депрессии.

Вместо того чтобы смотреть на возникающие жизненные трудности и препятствия как на новые возможности или уроки, призванные помочь им расти и совершенствоваться, эти люди научились верить, что их ограничения создают ощущение безопасности от боли и неудач. Однако, сводя к минимуму собственные усилия, они, в конечном итоге, утрачивают уверенность в своих физических, психологических и интеллектуальных способностях.

Люди теряют способность к поиску различных методов решения своих проблем, они постепенно привыкают к тому, что все их попытки приводят лишь к новым неудачам и несчастьям. Такая катастрофическая потеря самоуважения и снижение самооценки приводит к нарастанию ощущения собственного бессилия и, в свою очередь, провоцирует возникновения новых проблем.

Выученная беспомощность — это опасное психологическое состояние, так как оно подразумевает потерю человеком контроля над собственной личностью. Однако, что ещё хуже, человек наряду со всем остальным, так же теряет и интерес к избавлению от этого состояния. В некоторых случаях чувство беспомощности может привести к ощущению полной безнадежности во всех аспектах жизни, что, в свою очередь, может спровоцировать суицидальные мысли или даже попытки.

Как развивается выученная беспомощность

Выученная беспомощность может сформироваться у человека в результате неудачных попыток решить проблему из-за отсутствия конкретных навыков или информации, представленной в понятном и доступном для него формате, вследствие чего развивается недостаток в уверенности в собственных силах, необходимых для преодоления препятствия. Она также может развиваться, когда кто-то постоянно вмешиваться и пытается “помочь”, а на самом деле просто решает чужую проблему, не позволяя человеку научиться делать определенные вещи самостоятельно, развивать необходимые для этого навыки и совершенствовать поисковое поведение. В такой ситуации, кроме непосредственно выученной беспомощности, может сформироваться и зависимость от других людей, когда человек начинает систематически прибегать к посторонней помощи и нуждаться в ней, для решения собственных проблем.

Стратегии преодоления выученной беспомощности

Всегда необходимо помнить, что если можно чему-то научиться, то этому можно и разучиться. Вы изменили прежние схемы решения проблем, неэффективные поведенческие модели, схемы мышления и привычки. Итак, какие же шаги может предпринять человек на пути к преодолению выученной беспомощности и обретению уверенности в себе и своих возможностях? Я поделюсь некоторыми методами, которые я узнал и использовал, чтобы помочь самому себе подняться над чувством бессилия.

Если вы чувствуете, что застряли в ситуации, или вам кажется, что вы не в состоянии решить какую-то проблему, то приготовьтесь быть открытыми для новых идей. У каждой проблемы есть несколько возможных решений. Если предпринятая попытка решения не принесла желаемых результатов, то это значит, что нужно искать дополнительную информацию по данной тематике. Спросить совета, получить консультацию специалиста в этой области, одним словом, не останавливаться, а продолжать поиски решения. Будьте уверенны, ничто не ново в этом мире. Если с этим столкнулись вы, то до вас с аналогичной ситуацией уже кто-то обязательно сталкивался. Обратитесь к чужому опыту. Но ищите на его основе то, что подойдёт именно вам и именно вашей ситуации, не пытайтесь в точности повторять чужие шаги.

Сосредоточьтесь на том, что вы делаете хорошо.

На своих способностях, а не сетуйте на трудности или неудачи. Никто не силён абсолютно во всём, но каждый непременно в чём-то мастер. Поэтому у нас всегда есть что-то, что принесет пользу как нам самим, так и другим. А у других есть то, что в свою очередь, может принести пользу нам. Сосредоточьтесь на своих положительных чертах и доверяйте умениям и способностям, которые однозначно ваши. Умение опираться на свои положительные качества может дать вам уверенность в своих силах и помочь в творческом поиске способов справиться с ситуацией. Проявите твёрдость духа и верьте в свои сильные стороны, работая над их развитием и совершенствованием.

Выбирайте для себя лучшее

Выбирайте то, что считаете лучшим для себя вместо того, чтобы стараться следовать чужому мнению и советам. Живя по чужим рекомендациям, советам и указаниям, вы будете постоянно чувствовать себя беспомощными, недовольными собой, своими действиями и своей жизнью. То, что другие считают лучшим для вас, совершенно не обязательно может таковым являться в действительности. Кроме того, имейте в виду, что посторонние люди далеко не всегда могут давать советы и рекомендации “от чистого сердца”. Это могут быть попытки манипулировать вами, с целью получить от вас нужный для них исход ситуации.

Но даже если другие люди и захотят искренне поделиться с вами тем, что они чувствуют, это всё равно будет их личный опыт. И совершенно необязательно, что их  собственные желания, убеждения и переживания будут совпадать с вашими. Никто кроме вас не в состоянии понять, что для вас лучше. Ведь никто не знает вас так, как вы знаете себя. Научитесь внимательно изучать советы и рекомендации от других. Извлекайте из них рациональное зерно и полезную информацию, но будьте готовы принять решение, основываясь на том, что вы чувствуете, что работает лучше для вас в долгосрочной перспективе. И не бойтесь пробовать новые, нестандартные и неожиданные ходы.

Если мы пытаемся жить так, как от нас ожидают другие, постоянно стремясь оправдать чьи-то надежды, то это может привести нас к чувству собственной беспомощности. Ведь когда мы не получаем от человека заслуженную, как нам казалось, похвалу за стремление ему угодить, то мы чувствуем себя несчастными, подавленными и никчёмными.

Контролируйте то, что можете

Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать. Когда вы сосредоточены на вещах, которые вы не контролируете, либо на том, что от вас никак не зависит, например, на выборе или поведении других людей, то это может вызвать у вас в чувство безнадежности и невозможности изменить вашу ситуацию. Сосредоточьте внимание на подконтрольных вам вещах. Например, на своём собственном выборе, поведении, своих решениях, эмоциях и чувствах. Так вы сможете не только понять, как оказались в этой затруднительной ситуации, но и извлечь из неё важные уроки на будущее, прибрести важнейший жизненный опыт.

Сосредоточивая внимание на улучшении собственного поведения в сложной ситуации. Таким образом вы запускаете процесс улучшения в остальных сферах жизни, и того, что происходит вокруг вас. Начните действовать с упором на варианты, которыми, как вам кажется, вы можете управлять. Затем предпримите маленькие шаги по достижению того результата, который вы желаете получить. Может быть, вы не сможете изменить целиком всю ситуацию на данный момент, но вы сможете улучшать её пошагово, небольшими порциями.

Перестаньте стремиться всегда быть правыми или всё доводить до совершенства. Иногда страх ошибиться или сделать что-то недостаточно хорошо не позволяет предпринять конкретные шаги для изменения ситуации, попробовать что-то новое. Это может вызывать всё то же ощущение беспомощности, неспособности повлиять на ситуацию и изменить обстоятельства. Опять же, всегда есть больше чем один способ решить вашу проблему. Иногда мы застреваем в каких-то обстоятельствах из-за нашего стремления использовать привычные и знакомые методы решения. Однако всем знакомо утверждение о том, что невозможно получить новое, действуя по-старому.

Не стойте на месте, двигайтесь

Всегда есть возможности для личностного роста и обучения. Ни у кого нет ответов на все вопросы. Никто не бывает всегда прав и не делает всегда всё правильно, и в этом, честно говоря, нет ничего плохого. Когда вы сталкиваетесь со сложной ситуацией, то вполне возможно, что в этот момент вы понятия не имеете, как её решить. Но ведь это совершенно не означает, что всё пропало и нужно немедленно сдаться и опустить руки. Будьте открыты для новых возможностей, перспектив, советов и рекомендаций, помощи от друзей. Таким образом, для вас станут доступны больше возможностей. Вы сможете найти информацию и методы решения проблемы, которые дают наилучшие в данный момент результаты.

Установите безопасные и здоровые личные границы, и выберитесь из ловушки “человека, приятного во всех отношениях”. Люди гораздо больше склонны становиться жертвами, когда они тратят слишком много времени, беспокоясь о том, что другие думают по поводу их поведения, образа мыслей, чувств. Или когда слишком увлечены решением чужих проблем и удовлетворением не своих потребностей. Когда вы таким образом действуете, то теряете из виду свои собственные нужды. Вы тратите силы и энергию на то, что вам лично не приносит никакой пользы, кроме морального удовлетворения, и лишь отвлекает от достижения того, что нужно именно вам для улучшения собственной жизни.

Когда вы слишком сосредотачиваетесь на управлении чужой жизнью, вы теряете способность преодолевать свои собственные препятствия и достигать собственных целей. Вам попросту некогда этим заниматься. Кроме того, это, с одной стороны, создаёт ощущение собственной  важности и значимости, а с другой всегда можно оправдать бездействие по отношению к решению своих проблем чрезмерной занятостью. По принципу “сапожник всегда без сапог”. Если вы склонны всегда ставить интересы других людей выше собственных и не устанавливаете приоритеты, то становитесь лёгкой добычей для манипуляторов, которые будут беззастенчиво использовать вас для решения своих проблем. При этом ваши цели будут отодвинуты на второй план.

Примите на себя ответственность за происходящее с вами

Возьмите на себя ответственность за свое собственное положение в сложившейся ситуации. Неважно, какую роль другие люди сыграли в создании текущей ситуации. Всегда помните, что вы тоже приложили руку к тому, что имеете в данный момент. Даже если вы решили не принимать никаких решений, самоустранились и позволили другим направлять ваши обстоятельства, даже в этом случае это был ваш собственный выбор, который сделали именно вы. Если вам не нравится, как обстоят дела в вашей жизни, то перестаньте обвинять других в вашей ситуации. Примите на себя ответственность за изменения и улучшения.

Когда вы решите отпустить обиды и перестанете обвинять других, вы освободитесь из эмоциональной тюрьмы, в которой вас держали эти привычки, и это позволит использовать высвободившуюся энергию более продуктивно, для достижения положительных результатов. Научитесь доверять себе, чтобы делать правильный выбор. Используйте и постоянно расширяйте свои навыки и способности, больше доверяйте своей интуиции и получайте новые знания. Обратитесь за советом или консультацией. Тогда вы можете взять бразды вашей жизни и достижения будущих результатов в собственные руки. Когда вы начинаете брать на себя больше ответственности за свой собственный выбор, то и в случае успеха, и в случае неудачи, вы будете открывать для себя дополнительные возможности, получать неоценимый опыт и уроки, непрерывно приближаясь к поставленной цели.

Неважно, какая у вас сложилась ситуация в данный момент. Всегда есть что-то, что вы можете изменить, чтобы улучшить своё положение и свою позицию. Даже самые маленькие изменения могут привести к большим результатам

[Всего голосов: 2    Средний: 3.5/5]

Просмотры 3 081

www.allforeasylife.ru

Выученная беспомощность — Википедия. Что такое Выученная беспомощность

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти

[1]. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

История

Предпосылки

В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории Пенсильванского университета[2].

Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.

После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно. Результат никак не согласовался с господствующим в то время в психологии бихевиоризмом.

Наблюдая неожиданные результаты эксперимента, Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».

Эксперимент

Селигман решил самостоятельно проверить своё предположение[3] и в 1967 году вновь использовал схему Павлова для экспериментального изучения природы беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал похожую схему эксперимента с ударом током, но уже с участием трёх групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение. У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами[2].

В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.

Продолжение исследований

Контроль и его влияние на здоровье престарелых

Изучение беспомощности, контроля и их влияния на психику человека продолжили в 1976 году психологи Эллен Джейн Лангер (англ.)русск. и Джудит Роден (англ.)русск.[4], проведя ставшее впоследствии знаменитым[5][6] исследование в доме престарелых Арден-Хауз в штате Коннектикут.

Для проведения исследования Лангер и Родин случайно выбрали два этажа дома престарелых, обитатели которых стали участниками эксперимента. Таким образом в экспериментальную группу вошло 8 мужчин и 39 женщин (четвертый этаж), в контрольную — 9 мужчин и 35 женщин (второй этаж), всего 91 человек.

Ход эксперимента

Экспериментаторы договорились с администрацией заведения о двух типах экспериментальных условий. Вкратце их можно описать так: жителям четвертого этажа предоставлялась увеличенная ответственность за себя и свой образ жизни, жителям второго этажа оставляли возможность вести обычный для пациентов дома образ жизни, в окружении внимания и заботы персонала.

Жителям второго этажа на первом собрании дали стандартную инструкцию:

Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению) теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Жителям четвертого этажа было сказано следующее:

Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм.

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Таким образом группе четвертого этажа (экспериментальной) была предоставлена возможность делать выбор и контролировать ситуацию по различным жизненным вопросам. Обитателям же второго этажа (контрольной группе) было сказано как будто то же самое, однако из сообщения было понятно, что большинство решений, касающихся их жизни будут принимать не они, а руководство. Эксперимент длился 3 недели, в течение которых администрация и персонал четко придерживались заявленной политики на обоих этажах. По истечении трех недель среди пациентов были проведены опросы, измеряющие удовлетворенность собственной жизнью, кроме того медперсонал получил опросники по активности, общительности, общему тонусу, питанию и привычкам пациентов. Также замерялось, сколько испытуемых из каждой группы решили посмотреть фильм, и сколько из них решили поучаствовать в несложном соревновании (угадать количество конфет в большой банке).

Результаты

Различия между двумя группами оказались экспериментально значимыми. Так, отрицательный средний уровень счастья −0,12 у «группы второго этажа» противопоставлялся средней оценке +0,28 у «группы четвертого этажа» (по личным сообщениям пациентов). Изменение состояния пациентов по оценкам медсестер у экспериментальной группы показало +3,97 (улучшение) против −2,39 (ухудшение) у контрольной. Значительно различалось также время, потраченное на общение с другими пациентами, беседы с персоналом, а также пассивное наблюдение за персоналом (последний критерий показал −2,14 у экспериментальной группы против +4,64 у контрольной).

Оценки фактического поведения жильцов также подтвердили предположение о позитивном воздействии контроля и возможности влиять на свою жизнь. Большее число участников экспериментальной группы посмотрели кинофильм и поучаствовали в игре на отгадывание (10 против 1). Сделанный исследователями вывод гласил, что некоторые негативные явления, сопутствующие старению (потеря памяти, снижение тонуса), вероятно, связаны с утратой возможности контролировать собственную жизнь, а значит, их можно предотвратить, вернув пожилым людям право принимать решения и чувствовать свою компетентность.

Продолжение наблюдений

Через полгода после исследования Лангер и Родин вернулись в Арден-Хауз, чтобы произвести еще один замер и выяснить, продолжается ли экспериментальное действие[7]. Оценки медсестер показали, что испытуемые из группы с увеличенной ответственностью продолжают находиться в лучшем состоянии: общая средняя оценка для них составляла 352,33 против 262,00 у контрольной. Также были отмечены небольшие улучшения здоровья у экспериментальной группы и ухудшения у контрольной. И наконец, за интервал времени, прошедшего с момента первого исследования, 30 % участников контрольной группы умерло, тогда как из числа участников экспериментальной ушло из жизни 15 %. На основании полученных результатов администрация Арден-Хауза приняла решения и дальше поощрять стремление пациентов к контролю за собственной жизнью.

Последующие исследования престарелых другими психологами позволили также предположить, что в жестких условиях невозможности выбирать, пожилые пациенты могут проявлять саморазрушительное поведение (отказываться от еды и лекарств), так как это единственное, что они еще могут выбирать[8].

Влияние контроля на тревожность

В других экспериментах было выявлено влияние контроля (и его отсутствия) и на другие аспекты психического состояния человека. К примеру, переполненный лифт субъективно воспринимается как более свободный и вызывает меньшую тревогу у тех пассажиров, которые стоят ближе к контрольной панели[9]. В другом исследовании две группы испытуемых должны были решать задачи при сильном шуме. Одна из них никак не могла влиять на шум, другой же было сказано, что они смогут отключить звук в любой момент, но их просят не выключать, если они еще могут терпеть его. Вторая группа справилась с заданиями значительно успешнее.[6]

Примечания

  1. Селигман, Мартин. Helplessness: On Depression, Development, and Death. — San Francisco: W. H. Freeman, 1975. — ISBN 0-7167-2328-X.
  2. 1 2 J. B. Overmier, M. E. P. Seligman (1967). «Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding». Journal of comparative and Physiological Psychology (63).
  3. S. F. Maier, M. E. P. Seligman (1967). «Failure to escape traumatic shock». Journal of Experimental Psychology.
  4. Langer E. J. (англ.)русск. & Rodin J. (англ.)русск. (1976). «The effects of choice and enhanced social responsibility for the aged: A field experiment in an institutional setting». Journal of Personality and Social Psychology: 191-198.
  5. Майерс, Дэвид. Социальная психология. — 7. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — С. 70-71. — ISBN 0-07-112143-9.
  6. 1 2 Хок, Роджер Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. — 4. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. — С. 244-257. — ISBN 0-13-032263-6.
  7. Rodin J. (англ.)русск., Эллен Джейн Лангер (англ.)русск. (1977). «Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged». Journal of Personality and Social Psychology (35): 897-902.
  8. Conwell, Y., Pearson, J., Derenzo, E. (1996). «Indirect self-destructive behavior among elderly patients in nursing homes». American Journal of Geriatric Psychiatry (4(2)): 152-163.
  9. Rodin J. (англ.)русск., Solomon S., Metcalf, J. (1979). «Role of control in mediating perceptions of density». Journal of Personal and Social Psychology (36): 988-999.

Источники

Ссылки

См. также

wiki.sc

Синдром выученной беспомощности — понятие, симптомы, причины возникновения и способы лечения

Неприятные обстоятельства действительно могут оказаться сильнее вас, но это не повод сдаваться, даже если очень хочется. Существует специальный термин для ситуации, когда вы ничего не делаете с трудностями, хотя могли бы попробовать. Этот термин – выученная беспомощность, уникальный феномен, открытый Мартином Селигманом в 1967 году.

Давайте рассмотрим подробнее, что из себя представляет это явление и как с ним можно справиться. Ведь игнорировать его нельзя: согласно статистике, от выученной беспомощности страдают даже школьники.


Мартин Селигман и выученная беспомощность

Выученная беспомощность была открыта Мартином Селигманом в 1967 году, когда он ставил эксперименты над собаками в одной из лабораторий Пенсильванского университета. Серия опытов должна была продолжить теорию обусловливания Павлова, в качестве раздражителя подавался высокий тон звука.

Чтобы проверить, появился ли у собак страх, клетки открыли. Но животные даже не думали бежать. Они оставались на местах, скулили, но не предпринимали никаких действий.

Селигман предположил, что собаки ожидали опасной ситуации после того, как она несколько раз повторилась, поэтому не делали ничего, чтобы избежать её. Эксперимент повторился в скором времени.

На этот раз ученые исследовали поведение сразу троих групп собак. Та группа, животные в которой имели не просто опыт неприятности, а опыт неконтролируемой неприятности, вновь не сделали ничего, чтобы избежать её в очередной раз. Собаки стойко переносили удары током, обессилено лежа на полу клетки.

Селигман вместе со своим коллегой Майером сделал вывод, что выученная беспомощность вызывается именно опытом отсутствия контроля над неприятностью. Если от активных попыток что-либо изменить ничего в итоге не меняется, животное перестает их производить.

Синдром выученной беспомощности: что это такое в психологии?

Эксперимент был повторен на людях, в качестве раздражителя тоже использовался громкий звук. Ситуация повторилась, гипотеза была подтверждена. Но иногда даже не стоит обращаться к научным справочникам, чтобы подробнее почитать об этой проблеме. Просто взгляните на людей вокруг.

Примеры можно найти буквально в каждой социальной группе:

  • «Мне слишком сложно выучить этот предмет, поэтому я даже не буду за него браться, вдруг так пронесет», жалуются студенты;
  • «Работодатель всё равно меня ненавидит, скоро уволит, не буду пытаться сдать отчет раньше», твердят офисные работники;
  • «Жена изменяет мне, но я больше никому не нужен, поэтому останусь с ней», говорит обманутый муж.

В сознании твердо закрепляется установка: успех – случайность, неудача – стабильность, которую не побороть. Любые возможности рассматриваются под соусом недоверия, человек воспринимает всё в штыки, считает, что никогда не сможет ничего добиться.

Таких людей часто называют вечными жертвами, заложниками ситуаций. Проблема в том, что в этом положении может оказаться каждый из нас.

Причины и симптомы выученной беспомощности

Выученная беспомощность не появляется самостоятельно. На её возникновение в течение жизни влияют некоторые факторы.

Воспитание

Конечно же, одним из основных факторов выступает воспитание. Родители нередко прививают состояние беспомощности неосознанно: к примеру, ребенок может не видеть связи между событиями, не замечать, на что влияют его действия. К тому же, иногда «кнут» может быть значительно сильнее «пряника».

Например, ребенок часто считает, что его неуспех в каком-то школьном предмете – признак низкого интеллекта. Нередко это подкрепляется язвительными «наставлениями» от родителей, забывающими, что они сами когда-то сталкивались с такими проблемами. Необходимо поддерживать школьника, а не угнетать его ещё больше, иначе он начинает думать, что успеха ему не видать никогда.

Менталитет

Граждане, права которых ущемляются, нередко бросают любые попытки как-либо воздействовать на свою социальную жизнь в рамках государства. Они упускают возможность обращаться в суд и полицию, не выходят на акции протеста, предпочитают молчать, ведь всё останется по-прежнему.

Это особенно проявляется в период выборов. Молодежь не ходит голосовать: слишком велико убеждение, что это ничего не изменит.

Постоянные неудачи

Достаточно хорошо прослеживается связь между недавней чередой неудач и последующими сильными переживаниями, которые нередко приводят к тому, что человек начинает слишком зацикливаться на произошедшем.

К примеру, если абитуриент не поступит в ВУЗ сразу после школы, это может отнять у него желание в принципе пробовать второй раз, ведь впервые уже не получилось. Ситуацию усугубляют родители и близкие, для которых это зачастую является величайшей трагедией. На этом фоне прочие персональные достижения исчезают, а неприятность возрастает в сознании окружающих до гигантского уровня.


Как лечить выученную беспомощность?

Психологи говорят, что первоначально стоит установить причину, по которой у вас появилась выученная беспомощность. Так будет легче работать над её устранением. Например, если корень проблемы скрывается в отношениях с родителями, вам будет легче проработать семейные отношения у себя в подсознании и установить причинно-следственную связь, которая крайне важна для лечения.

Бездействие – яркая черта такого психоэмоционального состояния, поэтому важно всегда отслеживать, какой вклад в развитие той или иной ситуации вы сделали. Неважно, была она позитивной или негативной: вы должны знать, на сколько процентов вы выложились. Участие важнее результата.

Стоит поменять отношение к неудачам. Считайте их стартовой площадкой, новым опытом, на основе которого вы совершите великие дела. Посмотрите статистику: многие успешные люди ошибались тысячи раз, а тысяча первый стал для них выигрышным.

Постарайтесь больше обращать внимание на внешние, а не на внутренние факторы неудач. В первое время это поможет сгладить напряженность.

Например, вы плохо выполнили работу не из-за того, что вам не хватает ума, а из-за того, что это было новым опытом. В следующий раз вы обязательно учтете все ошибки.

Если самостоятельно вы справиться не можете, обязательно обратитесь к психологу. Специалист сможет качественно разобрать проблему, указав метод, который подойдет именно вам.

psihologia.biz

Что такое синдром выученной беспомощности и почему им обычно страдают мужчины

Нет, все это не значит, что человеку вообще лучше жить в хлопотах и проблемах. Синдром выученной беспомощности требует очень важного условия: объект должен страдать. Или, по крайней мере, оценивать свое состояние в целом очень негативно. Здоровый и довольный жизнью человек может вполне безмятежно существовать в максимально комфортной среде практически неограниченное время. Поэтому и сели в лужу детские психологи, которые тоже стали связывать этот синдром с разными детскими проблемами.

Если ребенок боится нового, не уверен в своих силах, готов сдаться еще до начала любого состязания, это часто объясняют синдромом вы­ученной беспомощности. Дескать, мамы лишают детей самостоятельности, да еще и ругают за любые ее попытки, а ребенок потом всю жизнь лежит на полу, закрыв уши лапами.

Поэтому продвинутые родители сейчас хвалят детей вообще за все. Им дают медали за почищенные зубы и грамоты за сухие штанишки, им запрещено ставить оценки, их нужно бесконечно подбадривать, вдохновлять и всегда уточнять, что они хотят на завтрак — апельсин или грейпфрут.

В реальности же дети крайне редко являются жертвой этого синдрома, кроме редких случаев, когда ребенок тяжело болен или растет в условиях жестокого насилия.

Ведь обычный ребенок — это здоровое, отлично чувствующее себя существо, довольное собой и миром, оптимистичное и веселое. У него не болят кости, не трясется голова, и он не забыл, как звали его первую любовь, которая, как и почти все дорогие ему люди, уже умерла. Он не встречает каждый день мыслью «возможно, это последний».

Причин, почему ребенок вцепляется в мамину юбку и отчаянно ревет, не желая идти на сцену и танцевать там па-де-де из «Щелкунчика», может быть множество, но с синдромом вы­ученной беспомощности они почти наверняка не связаны, во всяком случае — в научном его понимании. Если ты читал этот текст внимательно, то уже понял, что ребенок с синдромом вышел бы и станцевал все, что велено, мысленно закрыв уши лапами. Наоборот, дети и подростки обычно похожи на собак из группы «счастливчиков»: они легко готовы бунтовать, рыдать, выбивать барьерчики и переламывать неприятную им ситуацию. До поры до времени.

Синдром у людей среднего возраста

С конца девяностых годов стали появляться исследования, в которых отмечался рост частоты диагностирования синдрома у людей среднего возраста (35—40 лет и старше). У мужчин он встречался чаще, чем у женщин. Выражался он в апатии, алкоголизме, депрессии и так далее, вплоть до суицидальных настроений без видимых причин.

Часто синдром был причиной стремительной десоциализации личности. Это когда внешне вполне успешный гражданин постепенно прекращает общаться с другими людьми, запирается дома, перестает мыться, бриться и платить по счетам и в конечном счете обнаруживает себя в картонной коробке у помойки.

Во время терапии пациент обычно стоит на том, что все ужасно, он ни на что не годится, он уже старый хлам и сбитый летчик, что все болит, в мире происходит полная задница — ну и гори оно все синим пламенем! Он боится, что его уволят, что он потеряет бизнес, что никому нельзя верить, что сил нет ни на что. От обычной депрессии синдром выученной беспомощности отличается наличием жалоб на физическое самочувствие, готовностью обвинять самого себя во всех грехах и сомнением в своих способностях. Если депрессия — это в основном «я мог бы, но не хочу», то синдром — это всегда «я устал, я не могу».

Психологи слабенькой квалификации обычно начинают лезть в детство пациента и, к всеобщему удовольствию, находят там властную маму, сурового папу или злобную тетушку, многочисленные травмы и страшные испытания типа стояния в углу, после чего назначают терапию в виде сеансов дальнейшего стриптиза подсознания и каких-нибудь не самых мощных таблеток.

А вот психологи поопытнее обычно рекомендуют тщательно проверить физическое здоровье, пройдя полную диспансеризацию, и изменить образ жизни.

Потому что самой популярной первопричиной этого синдрома является довольно серьезное, часто системное заболевание, пока еще, возможно, незамеченное и находящееся на самой ранней стадии: диабет, артрит, остео­пороз, проблемы с щитовидной железой… Кроме того, толчком к развитию синдрома могут стать даже не болезни, а просто набирающие в это время ход процессы деградации, которые когда-нибудь приведут к старости.

Иначе говоря, имеется тот самый разряд тока, который и является основой нашего негативного видения ситуации: постоянное ощущение боли и неудобства, слабости и различных ухудшений, пусть пока и очень легких, даже, может быть, не воспринимаемых сознанием.

И мы, понимая, что бессильны избавить свое тело от этих испытаний, в конце концов оцениваем себя как старый, никчемный хлам, который вообще ни на что не способен повлиять. Даже убрать свой собственный хвост с рельсов.

Человек с синдромом выученной беспомощности ощущает, как падает производительность его труда, и боится оказаться без денег на улице. Он боится разрыва с постоянным партнером, потому что понимает: у него не хватит сил на обзаведение новым. Он остро реагирует на неприятные политические новости, так как чувствует себя уже не участником, а потенциальной жертвой любых событий. И так далее и тому подобное.

Почему этим синдромом реже страдают женщины? А потому, что они чаще ходят по врачам, раньше обнаруживают у себя проблемы со здоровьем и раньше начинают лечиться, в том числе принимая обезболивающее. Кроме того, женщины хотя и острее нас реагируют на то, что теряется внешняя привлекательность, но меньше замечают ослабление физической силы. И самое главное: на женщинах до сих пор традиционно лежат обязанности хозяек дома. Даже если на работе она занимает скромное место человека, которым все командуют, то дома она царь и бог. Она решает, что будет на обед, какого цвета купить занавески и кто не пойдет на день рождения к Мише, если немедленно не сделает уроки. Шопинг как идеальный тренажер выбора, контроль над повседневной жизнью не только своей, но и всей семьи, меньшая склонность оценивать себя по карьерным достижениям и обычно наличие рядом мужчин, источников финансовой и физической поддержки, — вот те педали, благодаря которым у женщин есть иллюзия, что в конечном счете она сможет решить любые проблемы.

Ну а нам остается только не забывать, что, как бы традиционно гнусно все ни обстояло, никогда нельзя терять надежду на то, что в один прекрасный день вместо стальной двери перед нами окажется только хлипкий барьерчик.

Как бороться с синдромом

www.maximonline.ru

Выученная беспомощность. Помощь  от выученной беспомощности

Выученная беспомощность. На первый взгляд бессмыслица. Но иногда в жизни происходят странные вещи. Парадоксальность самой жизни порой поражает. К таким неожиданным явлениям можно отнести синдром выученной беспомощности.

Наша психика полна сюрпризов и запутанных головоломок. Рассматривая континуум, воля – безволие, важно сохранить объективность взгляда и не быть перетянутым на одну из сторон этих полярностей.

Попробуем вместе трезво оценить эти психологические категории.

Полвека назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.

Казалось бы, все ясно. Тот, кто обладает силой воли, бесстрашен перед врагом. Да, это так, когда враг не замаскирован. Но в жизни все гораздо запутанней, и все, что зримо, лишь поверхность. Суть всегда глубже и не видима поверхностным взглядом. И правда состоит в том, что и сильного человека можно выучить бояться, встроить этот механизм в его психику.

Как можно выучить бояться и стать беспомощным? И можно ли помочь избавиться от таких уроков судьбы?

Американский ученый Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Целью этого эксперимента было сформировать условный рефлекс страха на звук сигнала. У Павлова собаки по звонку получали положительное подкрепление — мясо, а у Селигмана отрицательное — удар током. Чтобы животные не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

По логике вещей должно бы происходить следующее: когда собак переведут в вольер с низкой перегородкой, они должны сбежать, как только услышат сигнал. Ведь все живое двигается либо к положительному стимулу, либо от отрицательного.  Но в клетке, где была возможность легко перепрыгнуть перегородку и убежать, собаки сидели на полу и скулили. Никто даже не попытался преодолеть слабое препятствие. Когда в этот же вольер поместили собаку, не участвовавшую в эксперименте, она тут же абсолютно легко сбежала.

Можно сделать вывод, такой же, какой сделал и Селигман после этого эксперимента: если складывается ситуация, когда на протяжении длительного отрезка времени невозможно влиять на постоянный поток негативных событий, развивается тяжелое чувство беспомощности. Таким образом, Селигман открыл психологический феномен выученной беспомощности.

Эксперименты с животными открывают возможность правильнее взглянуть на происхождение условных рефлексов у людей, что может объяснить различные особенности реакций психики на внешние воздействия.

Теория Селигмана показывает, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию,

у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается.

Выученная беспомощность и теория о ней подтверждается самой жизнью. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Это могут быть, например:

— неудачные попытки устроиться на работу;

— частые отказы без объяснения причин;

— агрессия в ваш адрес без видимого повода;

— критика без каких-то логичных предпосылок;

— затянувшаяся болезнь с чередой безуспешных походов к врачам;

— родительские установки и прочее…

Как видите, не все уроки полезны, не любой опыт нужно применять. Бывает, что опыт необходимо забыть, а уроки переучивать на каких-то этапах своего развития.

Помощь  при выученной беспомощности

Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. Следуйте правилам!

Правило 1: Делайте что-нибудь.

Да, что угодно. Главное делайте не останавливаясь. В режиме концлагеря люди быстро теряли волю и ломались. Но некоторые знали противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать, ложись. Не потому, что хочешь спать, а потому, что так возвращается субъективный контроль. У человека появляется выбор сделать то или иное. Важно, что это собственное решение, включается личность. Так человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Бывает так, что проблемой является не ситуация, а потеря веры в себя, в свою значимость, что сильно ослабевает волю к жизни.

Правило 2: Маленькими шагами идите прочь от беспомощности.

Нужно ставить небольшие, но реальные цели и обязательно отмечать их достижение. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Обязательно хвалите и награждайте себя за каждый шаг, каким бы маленьким он не казался. Это поможет набрать ресурс для дальнейших действий, уже более серьезных и крупных.

Правило 3. Новая самооценка.

Расскажите себе новую историю о себе. О том, что мои действия могут влиять на обстоятельства, что я важен людям, миру и себе.

Перепишите представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» на новые «я могу», «каждая новая попытка приближает к успеху», «я делаю и получаю результат».

Все успешные попытки складываются из многократного повторения ошибок. Нас просто научили думать, что успех это блиц-криг. Но на самом деле это вовсе не так. Успех это не избегание неудачи, а наоборот, встреча лицом к лицу с огромным количеством препятствий и их игнорирование. Просто не замечайте их. И они растворятся в пространстве. Но этому надо научиться. Приобрести новый взгляд на себя, как на человека, влияющего на события. Важно находить такие случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Энергия там, где находится наше внимание. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой истории о себе и своей жизни.

Правило 4: Формирование другого взгляда на вещи.

Селигман, проведя множество исследований, пришел к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохое случается по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. Те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и ситуацию можно изменить», легче справляются с неблагоприятными обстоятельствами.

Надо опровергнуть пессимистичные убеждения. Попробуйте это сделать письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме “моя вина – не виновен”. Перечитывайте свои записи.  Стрессовые ситуации будут возникать в жизни. Но можно научиться более эффективно справляться с тревожностью, не поддаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии поведения. Энергия, которую вы тратили на негативные убеждения, высвободится, и ее можно будет вложить в дела и личную жизнь.

Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

Пусть вчерашний опыт не диктует вам завтрашнюю реальность. Иногда надо выбрасывать мусор. Мусором в контексте вышеизложенного является полученный и невольно выученный урок тяжелого травматического опыта, который не надо брать с собой в дальнейшую жизнь.

Выученная беспомощность. Помощь  от беспомощности. Выучили плохое – переучитесь, получите новый опыт позитивного мышления, оптимистичного взгляда на себя и реальность. Включите радость!

 

Выученная беспомощность этого щенка равна нулю…

 

Автор: Ольга Толмачева

mercabadom.ru

Что такое синдром выученной беспомощности, и как он портит вашу жизнь

Узнайте, что психологи называют выученной (приобретенной) беспомощностью, и чем такое поведение опасно для любого человека. Определите, присуще ли оно вам, и узнайте, как избавиться от этого синдрома, чтобы не пострадать от его разрушительных последствий.

Что такое выученная беспомощность

В психологии этот термин впервые употребил профессор Мартин Селигман в 1964 году. Он дал ему такое определение:

Выученная беспомощность – это приобретенное качество человека, или модель поведения животного, при которой они даже не предпринимают попытки к улучшению ситуации, хоть и имеют для этого возможности

Наверняка, в жизни вам встречались такие люди, которые обладают массой вариантов для улучшения качества своего существования (или решения конкретной проблемы), но не пользуются ими. А возможно, такая модель поведения в определенных ситуациях присуща и вам? Так чем же опасно это состояние, и как из него самостоятельно выйти.

История исследований

Чтобы до конца понять, что такое синдром выученной беспомощности, узнайте как проводились исследования для его изучения.

В рамках эксперимента М. Селигман поместил несколько собак в клетки, где они периодически подвергались неопасным для жизни, но ощутимым ударам тока. Первое время животные нервничали и старались избегать наказания, а потом перестали обращать на него внимание. После этого клетки открыли, но продолжали совершать удары. Оказалось, что подопытные даже не пытались выйти. Они покорно принимали наказание и продолжали жить, как и раньше. Это явление и получило в дальнейшем название «Приобретенная беспомощность».

Через 12 лет после начала исследований Селигман получит не только признание коллег, но и премию за свое открытие

Далее изучением этого вопроса занимались ученые Роден и Лангер. Они доказали влияние синдрома не только на качество жизни человека, но и на ее продолжительность. В ходе наблюдений за пожилыми мужчинами и женщинами в доме престарелых они заметили, что те люди, опеку над которыми полностью взял на себя персонал, жили меньше, чем те, которые самостоятельно принимали решения и выполняли ряд обязанностей.

Виды приобретенной беспомощности

Все состояния можно разделить на ситуативные и личные.
1. Ситуативные. Они возникают у человека время от времени, когда он попадает в новое для себя окружение, или сталкивается с ситуацией, в которой совершенно не имеет опыта. Также они проявляются в определенных сферах жизни, в которых человек заучил эту разрушительную модель поведения. Например, успешный политик или бизнесмен может оказаться совершенно неприспособленным к жизни в вопросах приготовления пищи, уборки дома или других хозяйственных делах, с которыми он не сталкивался ранее.
2. Личные. Такая беспомощность проявляется одновременно в нескольких жизненных сферах, и формируется при наличии возможности переложить всю ответственность на близких. В детстве это родители, а во взрослом возрасте супруг.

Такое разделение на 2 вида является условным.

В чем проявляется синдром

Его выдают такие качества, как:
• замкнутость;
• пессимистичность;
• робость;
• неуверенность в себе и низкая самооценка;
• отсутствие внутренней мотивации;
• неверие в свои силы.
На этом фоне появляется раздражительность, апатия, а иногда и состояние депрессии. Нерешенные проблемы и нереализованность в жизни угнетают все больше и больше. Человек впадает в ступор и проявляет агрессию по отношению к себе или окружающим.

Выученная беспомощность отражается дефицитом в 3 направлениях: когнитивном, эмоциональном, мотивационном

Человек может демонстрировать суету и активность, которая не приносит пользы. Например, при острой нехватке денег, вместо поиска новой работы с достойной оплатой, он затевает генеральную уборку. Выполнение действительно важных задач откладывает на потом, и не приступает к нему годами.

Выученная беспомощность у детей

Зачастую, такую модель поведения человек осваивает в детстве. Ее формируют родители с непоследовательными требованиями, или проецируя свои комплексы и нереализованные желания.

Чаще всего, отец не интересуется делами и чувствами ребенка, мало и некачественно общается с ним. А мать напротив, проявляет чрезмерную опеку. Она не дает возможность проявить самостоятельность и развить эти навыки.

Вырастая, такие дети оказываются не приспособленными к взрослой жизни. Они не могут найти свое призвание, реализоваться, справиться с простейшими бытовыми задачами

В браке такой человек ищет покровителя и часто воспринимает своего партнера как родителя, полностью перекладывая на него ответственность за свою жизнь. Поручает решение всех важных (и не очень) вопросов. Или напротив, долгое время не может создать отношения из-за сильной привязанности к матери.

Как преодолеть выученную беспомощность

В первую очередь нужно рассмотреть и признать наличие синдрома выученной беспомощности. Многим удается это сделать только с помощью психолога или наставника. А далее необходимо вести работу в следующих направлениях:
• повышать самооценку. Как поднять самооценку можно почитать здесь;
• прорабатывать детские комплексы;
• выстраивать жизненные планы и искать свои истинные (а не навязанные) цели;
• проработать последствия пережитых потрясений, если именно они стали причиной ситуативной беспомощности;
• повышать уровень личной ответственности за свою жизнь и ее качество.

Если вы понимаете, что вам проще ничего не предпринимать, а быть сторонним наблюдателя даже в тех вопросах, которые вас напрямую касаются, поздравляем! Вы стали жертвой синдрома выученной беспомощности.

comments powered by HyperComments

kreativlife.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *