Что такое жизнь и смерть: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: В ЧЕМ СМЫСЛ НАШЕГО ПРИХОДА НА ЗЕМЛЮ

Жизнь и смерть — Блог Наталии Костиной

Эта лекция еще раз обращает ваше внимание на вопросы о вечности души и бренности всего материального. Что же такое наша жизнь и что такое смерть? Это самые главные вопросы нашей жизни и нам очень важно иметь на них для себя правильные ответы.

В Ведах говорится, что то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.

В этом стихе из Вед дается объяснение, что такое  истинная природа души, что эта природа распространяет свое влияние на все тело. Каждый из нас чувствует или всем телом, или его одной частью различные ощущения, может испытывать боль или ощущения могут быть приятными. Это говорит о том, что у нашего тела есть сознание. Область действия нашего сознания всегда ограничена границами нашего тела.

Мы не можем знать, что думает или чувствует другой человек. Наши ощущения боли, наслаждения неизвестны другому человеку. Так как каждое тело имеет свою индивидуальную душу со своим индивидуальным сознанием. Веды нам говорят, что известен размер этой индивидуальной души и составляет он одну десятитысячную кончика волоса. Количеству таких живых индивидуальных частиц в мироздании нет числа, их бесчисленное множество.

Такая душа – это духовный атом. Он меньше материального атома и является основой материального тела. Влияние этой духовная искры распространяется по всему телу. Подобие можно увидеть в том, как человек принимает лекарство  и оно распространяется по всему организму.

Слова тело и душа мы постоянно используем в своей речи. Тело мы видим и ощущаем, душу мы не видим, не можем осязать, она скрыта внутри тела. Но между тем, именно душа  связывает нас с божественным и она есть основа того, что представляем собой мы. Тело включает в себя материальные стороны жизни, а душа  —  духовные. Забота тела,  в основном, это удовлетворение своих физических потребностей. Тело создано с большим потенциалом для совершения добрых дел. Душа же является связующим  звеном с духовным миром, дает направление телу на добрые дела.

Мы все знаем, что центром нашего существа является сердце. Говорим – любить всем сердцем, желать от всего сердца, легко на сердце. Потому что именно в сердце находится искра жизни, индивидуальное живое существо  и энергия этого существа приводит в движение все тело, заставляет двигаться кровь по сосудам, насыщать кровяные тельца кислородом в легких. Когда человек умирает и душа покидает тело, его кровообращение останавливается, кровь свертывается. Современная медицина признает, что  источником энергии в теле  является сердце, что роль движущихся кровяных телец очень важна в организме. Но что же является источником этой энергии, медицине неизвестно,  

Природа тела осязаема, природа души трансцендентна. Трансценде́нтность (выходящий за пределы) – философский термин, означающий то, что выходит за пределы опытного познания, что не основано на опыте.

Пламя свечи приближенно можно соотнести с нашей душой. Как пламя направляется вверх, так фитиль стремится к земле. Наподобие этого наша душа всегда стремится вверх, между тем как  тело тянется в другую сторону, к земле, чтобы удовлетворять свои потребности удовлетворять желания, добывать средства к существованию, получать удовольствия. Наш выбор и вопрос состоит в том, что мы выбираем, пламя — тянуться вверх или фитиль – быть внизу.

Как только человек родился, его путь начинает идти к смерти, к умиранию. Включается счетчик минут, дней, лет. Остановить счетчик не может никто, никому еще не удалось победить смерть тела. И если мы со спокойной душой принимаем то, что мы в конце концов умрем, то возникает интересный вопрос, а что произойдет, с чем мы можем столкнуться в момент смерти, что будет потом? Что будет чувствовать душа при этом? Можем ли мы это знать, а может быть, и подготовиться к этому заранее?

Мы уже знаем, что смертью считается момент отделения души от материального тела. В теле не остается ума, разума, нашего эго, все это душа уносит с собой. Смерть может быть обусловлена большим количеством причин, но когда она наступает, по рассказам очевидцев этого явления, человек ощущает в течение нескольких мгновений полную тьму. Но вскоре где-то в конце темноты  появляется свет. Из Вед известно, что рядом с живым существом в теле всегда находится Сверхдуша, которую еще называют совестью. Так вот она и освещает одно из отверстий тела. На самом деле, та тьма, которую видит душа при смерти, является ее темным мертвым материальным телом, лишенным сознания и впервые оно видно изнутри. Живое существо может покинуть тело по различным существующим каналам, но у нее есть возможность, в соответствии со своей кармой, использовать только один выход… Такие каналы  выхода души называются каналами сознания и рассматриваются как основные нервные пути, по которым энергия движется внутри тела. При виде света, душа естественно двигается к нему, чувствуя облегчение после освобождения от грубой материальной оболочки. Дальше душа берет направление  к своему новому телу.

И самое интересное, что восприятие мира для освобожденной от тела души становится очень отчетливым по сравнению с ее жизнью в физическом теле. Поэтому, наверное, описания впечатлений во время клинической смерти у людей очень яркие.

Через какое-то время живое существо снова воплощается, попадая вместе с мужским семенем к будущей матери. Дальнейший процесс мы можем наблюдать уже визуально. Ребенок развивается в теле матери до тех пор, пока его новое тело не будет готово существовать осознанно и самостоятельно. Считается, что в  семь месяцев тело малыша в утробе матери уже достаточно развито, чтобы появиться на свет.

Все мы, обитатели этой планеты, по сути живые существа, пребывающие в разных телах. Одни из нас способны перемещаться, другие – нет. Среди грубых материальных тел есть и неподвижные, например камни. Каждый появляется на свет, живет какое-то время, потом его тело уничтожается и обращается в землю. В любом случае, материальное тело — это всего лишь земля в форме стоп, лодыжек, икр, колен, бедер, туловища, шеи и головы. Все эти тела, наделенные разнообразными качествами и способностями, возникают в результате различных преобразований земли, а затем, разрушаясь, вновь смешиваются с ней. Поэтому можно сказать, что существуют не сами тела, а лишь их названия. Иными словами, все мы – прах и в прах возвратимся.

Эти тела движутся только потому, что в них присутствует жизненная сила, то есть живое существо. Именно благодаря присутствию жизненной энергии все в этом мире приходит в движение и совершаются действия, влекущие за собой последствия. Все, что существует в проявленном мире, есть порождение всемогущей Божественной энергии.

В основе проявленного мира лежит не проявленное бытие, и точно так же все сущее покоится на энергии Верховного Господа — просто мы из-за своего невежества порой не видим, что Бог присутствует во всем.

Веды говорят, да и сами мы знаем, что наш мир материи не является совершенным, в нем есть страдания и болезни, рождение, смерть. Всего этого нет в мире духовном, Духовный мир наполнен вечностью, знанием и блаженством. И находится в материальном мире около 10% всех живых существ, а остальные 90% находятся в духовном мире.

Все, что существует в материальном мире, принадлежит Богу, создано из материальной энергии Бога. Живое существо может быть независимым, имеет свободу выбора, как ему жить, во что верить и от чего получать удовольствие. Материальный мир и создан в результате желания живого существа наслаждаться отдельно от Бога. В итоге живые существа не признают Бога, при этом наслаждаются его материальной энергией. Так все мы и оказались в этом материальном мире и называемся иногда “падшими душами”. А материальный мир оказывается для таких душ своеобразной тюрьмой.

В любом государстве необходимы тюрьмы для обеспечения порядка и там сидят те, кто не подчиняется общепринятым законам.

Так и Господь создал это временное творение в виде материального мира, в котором очень много страданий и скорби, для тех, кто забыл о Нем и хочет быть господином этого мира. Но у всех душ есть возможности вернуться домой к Богу, для этого даются авторитетные священные писания, появляются святые и мудрецы и даже сам Бог приходит в этот мир в своих воплощениях.

Сейчас мы живем в век называемый Кали-юга, который характеризуется деградацией и лицемерием, творящимся кругом. В этот век продолжительность жизни человека очень мала и нам надо торопиться, чтобы успеть повернуться к духовному, обрести свободу духа. Об этом говорят ведические писания, духовные учителя, что надо прислушаться к их  рекомендациям и следовать по возможному в нашу эпоху пути освобождения, пути преданного служения, Этот путь очень простой и возвышенный, и преданное служение благотворно для всех. Нужно просто внимательно слушать повествования о Господе, молиться и служить  Ему.

ТвитнутьНравится Mail.ru

Тайна жизни и смерти, или Почему жизнь бывает такой короткой?

«Покровские встречи» в Москве завершались разговором о жизни, смерти и счастье. Comfort care — особая отрасль медицины, занимающаяся проблемой качества жизни у неизлечимого больного. Забота о детях — одна из самых сложных частей этой работы.

Встречу с американским врачом-неонатологом Эльвирой Параваччини проводила врач паллиативной медицины Анна Сонькина.

Обещанное счастье короткой жизни

Доктор Параваччини начала свой рассказ с наблюдения:

— Я тридцать лет работала в родильном зале, и всякий раз, входя туда, я обнаруживала, что жизнь — это обещание счастья.

Нам с вами, чтобы вызвать симпатию, нужно быть умными, начитанными, красивыми. Новый ребенок вызывает множество чувств одним только своим появлением на свет. Очевидно, что рождение ребенка — не просто какое-то биологическое событие, но начало большого обещания счастья.

Когда я начала учиться, мне очень хотелось применить свои врачебные знания, чтобы помочь этим родившимся детям выполнить это обещание. Иногда дети рождались больными, и тогда мне хотелось помочь им.

 

Начало работы с младенцами дало Эльвире еще одно наблюдение, трагическое: некоторые жизни будут очень короткими. Но доктор Параваччини хотела спасать жизни, а не облегчать уход из нее — поэтому ее специальностью стала не паллиативная медицина, а неонаталогия.

— Как неонатолог, я часто встречаюсь для беседы с родителями, ожидающими ребенка и знающими, что ребенок родится с проблемами, и вместе мы разрабатываем план действий после родов. В ожидании этих не совсем здоровых детей мы проводим совещания с другими докторами, чтобы вместе выстроить план заботы об этой семье после родов.

Меня озаботило, что очень часто по итогам этих совещаний выносилась рекомендация матери прервать беременность. Но я — неонатолог, я спасаю жизни детям. Поэтому пока ребенок не родился, я всегда ищу план, чтобы помочь ему родиться. Поэтому я перестала посещать эти врачебные собрания и просто сконцентрировалась на своей работе — на заботе о детях.

Служить жизни, данной Другим

Однажды в коридоре больницы я встретила руководителя этой группы, и он спросил, почему я не хожу на такие интересные и важные собрания. В этом вопросе я услышала призыв на помощь со стороны кого то, кто во мне нуждается, и сказала — да, эти родители и дети страдают, я приду обратно, и буду страдать тоже. Мне не близко то, что там происходит, но видимо, мне нужно быть рядом.

Как только я вернулась, на обсуждение были представлены два случая беременности, в результате которых должны были родиться дети с ограничивающими жизнь состояниями, было доподлинно известно, что жизнь этих детей будет очень короткая, и в обоих случаях матери отказывались прерывать беременность. Я сказала коллегам: «Не беспокойтесь. Пусть дети рождаются, я буду здесь, я помогу, я предоставлю им comfort care, помощь и заботу, направленную на поддержку пациента».

Я не имела ни малейшего представления о паллиативной медицине, просто понимала, что родится ребенок, я буду помогать, чтобы ему и его семье было максимально комфортно. Так и произошло.

Элеонора рассказала историю, научившую ее самому понятию — comfort care, лечение, направленное на поддержку пациента.

— Симона была дочкой моих близких друзей в Нью-Йорке. Она родилась глубоко недоношенной, очень маленькой, очень больной. После того, как она родилась, я провела шесть часов возле нее, используя всё, что было у меня под рукой и в больнице, чтобы поддержать ее жизнь, вернуть ее к жизни, спасти её. Находясь у постели этой больной девочки, я почувствовала, что что бы я ни делала в плане лекарств, технологий, методов и моих медицинских знаний, будет эта девочка жить или не будет, зависит от того, какова воля Того, Кто даёт жизнь. Роль врачей в том, чтобы служить жизни, данной Другим.

В конце концов, я спасла ее жизнь или не я, но она сейчас жива, ей шесть лет. А ее рождение в таком болезненном состоянии научило меня тому, как я должна предстоять перед очень больными детьми, как служить им независимо от того, продлится их жизнь семь часов или много лет.

Именно из этой находки, этого опыта и родилась у меня концепция comfort care — заботы, направленной на поддержку пациента.

Согреть, подержать, накормить, утешить

Что подразумевается под словосочетанием comfort care?

— На практике оно очень часто означает просто установку: «Ладно, ты можешь умереть, я тебя не буду трогать, умирай спокойно, ничего не будем делать», — рассказывает доктор Параваччини. — На самом деле поддержка пациентов — это по-настоящему медицинская работа, которая выходит за рамки рекомендаций и стандартов. Нужно быть очень изобретательным, чтобы все-таки несмотря ни на что найти то, что поможет пациенту, причем главной целью является поддержка, а не излечение и не продление жизни, если это невозможно. Но поддержка важна для всех пациентов. Те, кто хотят выздороветь, тоже хотят, чтобы им было комфортно.

Определить концепцию заботы можно через описание основных потребностей, которые есть у ребенка.

— Я недавно была в школе, у старшеклассниц. Мне не хотелось читать лекцию о comfort care, поэтому я просто спросила у них: «Что вы будете делать, если у вас в руках окажется маленький ребенок, и перед вами будет стоять задача, сделать так, чтобы ему было комфортно?» Они ответили, что его надо согреть, подержать, накормить, утешить, дать попить, если ребенок плачет — найти, почему плачет, если ему больно — сделать так, чтобы не было больно. Они сами выдали мне список comfort care.

Этот подход начинается просто с наблюдения за каждым ребенком. Важнейшая потребность детей — быть в тепле. Одна из очень простых техник, которые мы очень часто используем — забота по типу кенгуру, означающая просто непосредственный контакт кожа к коже ребенка с матерью.

Кожа к коже: несколько часов радости

На протяжении последних шести-семи лет я заботилась о пятидесяти-шестидесяти новорожденных умерших детях. Хочу рассказать несколько красивых историй, которые научили меня тому, что правда преобладает и побеждает над обманом и смертью. Основное чувство в них — радость. Радость встречи ребенка с родителями, с семьей, даже когда жизнь его была очень короткой.

Одна из историй — фотография новорожденной девочки, прожившей всего четыре часа. Мать ею гордилась, братья были восхищены, а старший даже спел ей песенку.

— В этом году я пригласила эту семью выступить на конференции, посвященной нашему подходу. Пришли эти мальчики, уже подросшие, и рассказывали о том, насколько были важны эти четыре часа жизни их сестренки для их становления как мужчин.

Часто родители хотят оградить рождение очень тяжело больного ребенка от других членов семьи, особенно от детей. Я считаю, что это неправильно. Этот ребенок, даже если он прожил несколько часов, навсегда останется памятью и достоянием этой семьи, и рождение его нужно отпраздновать вместе.

Другая очень красивая история. Родители — американцы, но они много лет провели в Бразилии с миссией. Двое старших детей родились в Бразилии, но во время третьей беременности на ультразвуке были обнаружены множественные пороки развития у ребенка, и они решили переехать к моменту рождения в США на случай, если ребенку понадобится срочная операция. Они приехали в нашу больницу, и, к сожалению, мы установили, что у ребенка диагноз, перед которым современная медицина бессильна. Мы знали, что его невозможно вылечить и что он проживет всего несколько часов. Родители попросили меня: «Пожалуйста, просто помогите нам провести как можно больше времени вместе». Я сказала: «Конечно», всё было нацелено на это, но развилось осложнение.

Девочка родилась преждевременно, весила всего лишь шестьсот граммов. Когда рождаются такие маленькие дети, их нужно поместить в специальное устройство, чтобы сохранялось тепло, дети очень быстро теряют тепло. Мне просто не хотелось этого делать, потому что понятно было, что есть несколько часов, которые мать просила провести вместе.

Мы решили применить технику кенгуру. Она жила двенадцать часов и провела их кожа к коже с матерью.

Любить — потребность сердца

Общаясь с родителями, до всяких медицинских подробностей и диагноза Эльвира Параваччини спрашивает о личном: ждут ли они девочку или мальчика, есть ли у малыша имя. Так врач демонстрирует заботу о ребенке и мотивирует родителей тоже заботиться о нем.

— Сердце у нас у всех одинаковое. У родителей есть потребность сердца в том, чтобы любить ребенка, так же как у меня, как врача, есть потребность сердца помогать тем, кто обращается ко мне за помощью. Поэтому для меня прерывание беременности — не вариант: это не удовлетворяет потребности родительского сердца в любви к ребенку и потребности моего врачебного сердца в помощи нуждающимся.

Я начинала эту работу одна, но постепенно медсестры, врачи, люди перебегали на мою сторону и отзывались на правду и красоту в нашем подходе. Сейчас у нас команда. В какой-то момент появилось финансирование на отдельную комнату, в которой близкие могут провести время наедине с ребенком.

Я верю, что все чувства, вся привязанность к ребенку может быть и должна быть сконцентрирована в короткие минуты и часы, отведенные на его жизнь.

У нас есть специальная должность — child life specialists. Это своеобразные педагоги, задача которых — заботиться о братьях и сестрах больного ребенка, чтобы родители могли себя полностью ему посвятить. Задача не столько развлечь братьев и сестер, сколько действительно помочь им по-настоящему прожить этот очень драматичный, но очень важный момент. Например, с помощью этих людей создают открытку: отпечаток руки старшей сестры и рядом два отпечатка ручек их родившегося и скоро умирающего братика.

Жизнь как тайна

Врачи comfort care не ставят задачу ни продлевать, ни тем более сокращать жизнь ребенка. «Жизнь дается как дар, и никто не может взять на себя решение о том, сколько она будет длиться», — говорит Эльвира. В связи с этим она рассказывает историю Алехандры.

— Она родилась также очень рано, тоже весила шестьсот граммов, с врожденной инфекцией. Ее взяли на операцию, но из операционной вернули со словами, что ничего не получается, она скоро умрет. Мы были готовы отключить оборудование, поддерживающее в ребенке жизнь (Комментарий Анны Сонькиной: В США, в отличие от России, это происходит легально и практически рутинно), но родители попросили подождать. Я им это позволила, потому что понимала: они хотели еще побыть с ней. В какой-то момент я почувствовала, что я действую против девочки — она страдает из-за моего искусственного поддержания в ней жизни, я вмешиваюсь во что-то, что должно было произойти иначе. Но мне захотелось дать дополнительное время родителям, потому что их рвущаяся из души просьба меня просто поразила. Мы решили, что лечение будет продолжаться, а параллельно будем создавать девочке условия для того, чтобы она себя чувствовала спокойно.

Постепенно ей становилось лучше, и наступил день, когда мы отключили оборудование, поддерживающее в ней жизнь, потому что она не нуждалась уже в нем и дышала самостоятельно. У нее была короткая кишка, питание нужно было получать внутривенно, но она была жива.

Ее первый день рождения отмечали у меня дома — настолько я внедрилась в эту семью. Сейчас Алехандре пять лет, она все еще нуждается во внутривенном питании ночью, но в остальном она умная девочка, ходит в школу.

Этот случай, как и многие другие, научил меня: мы работаем с тайной и не можем иметь никаких предубеждений, никаких твердых установок. Если воспринимать работу врача как непременное излечение, работа с каждым пациентом будет трагична — как с этой девочкой, которую, казалось бы, невозможно вылечить. Но если мы будем следовать такой установке, что нас ведет пациент и семья, то никогда не будет правильного или неправильного выбора — мы просто идем туда, куда ведет нас жизнь, которая есть тайна.

Тот, Кто дарует смысл

«Почему жизнь бывает короткой? — задается вопросом доктор Параваччини. — Это кажется большой несправедливостью!» Полного ответа не существует, но некоторые дети к нему приближают.

— Я познакомилась с молодой парой. Им было всего пятнадцать или шестнадцать лет, они еще учились в школе. Девушка узнала, что она беременна и у нее сиамские близнецы. Врачи говорили ей, что беременность обязательно надо прервать. Она обсудила это с отцом ребенка, и они решили, что это их дети, и они хотят, чтобы они родились и жили.

Когда я встретилась с этой парой, я была взволнована: на вид это были типичные подростки с пирсингом и прочим. Но меня поразило их решение полюбить своих детей.

Дети были сращены грудными клетками, у них было общее сердце. Я разговаривала со всеми кардиохирургами, спрашивая, можно ли что-то сделать. Но несмотря на то, что в нашей больнице очень квалифицированная высококлассная кардиохирургия, не было никакой возможности спасти даже одного из этих детей. Я предложила родителям comfort care.

Из-за размера сращенных близнецов пришлось делать кесарево сечение. В день, когда я вошла в родильный зал, было грустно. С одной стороны стояла команда медиков, которая возмущалась, какая глупая девочка — давно нужно было сделать аборт, теперь у нее кесарево, и неизвестно, будут ли у нее еще дети. А с другой стороны были студенты и ординаторы, которые думали о том, как будут фотографировать такое редкое явление — сращенных близнецов. Их интересовала только медицинская сторона.

Мне было очень грустно, что не было никого, кто был бы взволнован, возбужден и находится в ожидании того, что сейчас родятся дети. Когда они появились на свет, их отец спросил, может ли он взять их, подержать на руках. Было страшно трогательно наблюдать, как этот, по сути, подросток берет этих сращенных детей, одевает (он обязательно хотел их одеть). Их жизнь действительно должна была быть очень короткой, у них уже начинала нарастать сердечная и дыхательная недостаточность, они начинали судорожно глотать воздух. Он держал их и говорил очень ласковые утешительные слова.

Я подумала, что этот парень, может, не так хорошо учится, не очень хороший сын, но очевидно, очень хороший отец. И в этот момент я посмотрела вокруг и поразилась тому, что происходило в комнате. Настроение переменилось. Все камеры были убраны, все присутствующие плакали, обнимали и поддерживали этого папу.

Произошла очень простая вещь. Возникли эти дети — чудо жизни, какой бы короткой она не была. Она Кем-то призвана из небытия.

Мне кажется, в этом и кроется начало ответа на вопрос, почему эти жизни такие короткие. Его так и нет, но красота момента, в котором я тогда присутствовала, показала, что если вызвана эта жизнь из небытия, значит Тот, Кто ее вызвал, наделяет ее смыслом. И эта красота побеждает обман, сомнение и смерть. А моя задача в том, чтобы принять каждого ребенка не по числу хромосом или внешности. Эти дети есть, что само по себе означает, что они созданы Тем, Кто наделяет их жизнь смыслом. Речь о том, чтобы это увидеть и понять.

Жизнь должна быть!

После рассказа доктора Параваччини Анна Сонькина передала слово зрителям и слушателям. Некоторые из них участвовали во встрече онлайн. Отец тяжело больной девочки, дышащей при помощи аппарата искусственной вентиляции легких, поделился опытом своей семьи.

— К сожалению, мы не смогли подняться сюда — очень большая лестница. Екатерина управляет собственным электрокреслом, посещает первый класс обычной школы.

Когда мы поняли, что у нас такой ребенок, у нас была масса мыслей. Мы в какой-то период сомневались, стоит ли ему жить. Но Екатерина каждый день в нас вдыхала жизнь. Она нам не давала сомневаться, что мы сделали правильный выбор, что она живет.

Мы очень долго думали о пренатальной диагностике для будущих детей. Мы думали, что может, стоило бы следующую беременность в случае угроз прервать. Вот теперь у нас есть младший ребенок. Мы приняли решение, что если у нас будут еще дети, мы даже не будем искушать себя диагностиками. Жизнь обязательно должна быть! Это самое главное. У нас много трудностей, но каждый день наш ребенок радует нас и дает жизненные силы.

Катя и сама поучаствовала в разговоре — она довольна жизнью, семьей, ей нравится в школе.

Анна Сонькина знает девочку уже несколько лет.

— Я видела Катю несколько лет назад, когда она была в больнице, и честно говоря, не сразу узнала ее сегодня. Хочу подтвердить слова, сказанные только что: мы, специалисты, часто пытаемся делать заключения о качестве жизни, о том, кто страдает, кто не страдает, кому жить, кому не жить — и каждый день пациенты и родители больных детей учат тому, что действительно каждая конкретная жизнь сама являет, быть ей или не быть. Катя для меня один из поучительных эпизодов профессиональной жизни.

Пережившие утрату

«Есть ли исследования, какой опыт получили родители?» — был задан вопрос из зала. По словам Эльвиры, опросник для такого исследования был недавно создан.

— Нам важно, было ли ребенку комфортно, и не только с нашей точки зрения, но и как это оценивали родители тогда, как это потом осталось в их памяти.

Другой аспект этого исследования — терапевтический для родителей, чтобы помочь им лучше понять, как они переживают утрату.

Пока что могу по своим наблюдениям сказать, что очень многие впоследствии нам звонят и самое частое, что говорят — это слова благодарности: «Спасибо, что помогли нам быть родителями».

Наши наблюдения подтверждают нашу установку на то, что естественно прожить даже такой трагичный опыт, став родителями, более спокойно и здорово, чем попытка бегства, которая происходит при прерывании беременности.

Это не только наши данные. Есть другие данные американских исследователей о том, что возможность даже просто подержать на руках умирающего или умершего ребенка создает больший комфорт, чем в случаях, когда этой возможности не было.

Comfort care в России: системы нет

Анна Сонькина сказала несколько слов и об опыте comfort care в России.

— Это перекликается с тем, что во многих странах мира называется пренатальной паллиативной помощью — раздел детской паллиативной медицины, касающийся новорожденных и планирования родов в случае, если доподлинно известно, что ребенок не проживет долго. Я не дерзну сказать, что в России такого опыта нет. Дело в том, что помощь происходит там, где есть люди, нуждающиеся в помощи, и есть люди, способные ее оказать.

Что происходит в роддомах и пренатальных центрах, когда рождаются конкретные очень больные дети? Как о них заботится персонал? Я не могу сказать категорично. У каждого свой опыт. Можно было бы начать ругаться, говорить, как всё плохо, но я не знаю. Я думаю, что наверняка есть много конкретных случаев, когда в людях проснулась эта потребность сердца профессионала любить, о которой говорила Эльвира.

Мне жалко переходить на уровень систем, организации здравоохранения, но раз уж спросили… Если говорить о системе, то системы оказания такой помощи в России нет. Система помощи, которая есть у нас, не предполагает такого подхода ни в каком моменте, не предполагает планирования заранее. Планирование возможно в терминах «прервать», либо «родить» — и дальше лечить и реанимировать без возможности как-то это ограничить. Невозможно ничего планировать в плане совместного пребывания, присутствия всей семьи, я уж не говорю о заботе о сиблингах (братьях и сестрах).

Жизнь с матерью, смерть без матери

Расскажу историю рождения одного моего пациента. Это был долгожданный ребенок, не первый в семье. Не очень молодая мама во время беременности узнала, что у ребенка достаточно серьезные пороки развития — большая спинномозговая грыжа, а кроме этого аномалия развития головного мозга, и невозможно заранее предсказать, насколько она повлияет на его способность жить. С такой аномалией иногда рождаются жизнеспособные дети и потом страдают от разной степени выраженности судорог, умственной отсталости. А бывают, что рождаются нежизнеспособные вообще, потому что аномалия затрагивает дыхательный центр.

Женщина очень активная, ездила еще беременная к нейрохирургам, ко всем врачам, кого могла найти, и спрашивала, какая будет судьба ее ребенка. «Может родиться и задышать, а может родиться и не дышать — заранее сказать не можем», — «А если он родится и не сможет дышать — что?» — «Будем реанимировать. В родзале происходит интубация, искусственная вентиляция легких». — «А если аномалия такая, что пришлось интубировать, какой шанс после этого, что он задышит сам?» — «Честно говоря, почти никакой. Если эта аномалия приведет к тому, что он будет неспособен дышать, это будет значить, что, скорее всего, он так и не сможет дышать никогда», — «А зачем тогда интубировать? Можно, я откажусь?» Ей ответили: «Нет, конечно. Мы же не убийцы. В России эвтаназия запрещена».

Тогда эта женщина решила рожать дома, без сопровождения медиков, чтобы избежать риска подвергнуть ребенка неприемлемому с ее точки зрения лечению. Она мне потом рассказывала эту историю: «Я хотела, чтобы он родился дома, чтобы его взяли на руки, крестили, сфотографировали, чтобы старшие дети увидели, поцеловали — а дальше как будет, так будет».

Семья отпраздновала его рождение, и ребенок задышал. Он прожил прекрасный год. Ребенок был тяжелым инвалидом, питался через зонд, у него были судороги и боли, но мама как могла помогала, чтобы было тепло и не больно, пока у него не началась пневмония за пневмонией.

Несколько месяцев он был на искусственной вентиляции легких. Врачи сказали, что шансов, что он задышит сам, практически нет. Несмотря на то, что год она боролась за жизнь ребенка, настал момент, когда она почувствовала, что делается что-то, что не соответствует тому, что нужно ее ребенку. Она стала просить: «Пожалуйста, выключите аппарат, дайте мне ребенка в руки, вы же видите, что он всё равно умирает». К счастью или к сожалению, в России официально отключить от аппарата жизнеобеспечения нельзя, помимо случаев смерти мозга, поэтому ей не позволили это сделать, и ребенок умер на фоне попыток спасти ему жизнь, один, потому что мать не пустили в реанимацию.

Преображение смертью

Другой пример встречи со смертью, перевернувшей жизнь, привела одна из слушательниц, мама четырех детей.

— Наш единственный сын родился здоровым, но спустя короткое время случилась трагедия, перелом основания черепа, и он оказался в коме. Врачи стали за него бороться, хотя было известно, что жить он не будет. За три дня в реанимации он умирал восемь раз. Каждый раз нас выгоняли, хотя благодаря тому, что мой муж — врач, в реанимацию нас пускали.

В конечном итоге наш сын умер, но случилось чудо с нами, с родителями. Я и мой муж выросли в СССР, были комсомольцами, отчаянными атеистами. Мы полагали, что все в жизни в наших руках, мы можем перевернуть землю, остановить смерть и так далее. И вот в эти три дня я из карьеристки, из абсолютно неверующего, самоуверенного человека, почувствовала присутствие того, о чем говорила Эльвира. Я превратилась в глубоко верующего человека.

После смерти старшего я очень надеялась на рождение сына. Наконец, он родился. Восемь часов я не спала. В палату заходили сестры, а я смотрела на лицо своего сына и была счастлива. Мне казалось, что я просто растворилась в мире, стала частью Вселенной.

Через восемь часов с ним стало что-то происходить. Пришел детский доктор, посмотрел, послушал и сказал: «Знаете, у вашего ребенка скорее всего порок сердца, несовместимый с жизнью, его надо срочно забирать в детское отделение, пытаться его спасать».

Я была в отчаянии — я не могла ни с кем связаться, оказалась перед выбором, отдавать ли ребенка? Если ребенка забирают, ты остаешься в неведении, ты кормишься только информацией, которую тебе поставляют специалисты. Я решила не отдавать ребенка, оставить его рядом с собой, буквально вцепившись в него. На меня началась систематическая информационная атака: заходили знакомые доктора и говорили: «Если ты не отдашь ребенка, он умрет». В итоге я согласилась, чтобы его госпитализировали в реанимацию.

Я была госпитализирована с ним и попросила, чтобы супруга тоже пускали, чтобы он видел ребенка.

Всё это продолжалось неделю. Состояние все время ухудшалось, и мы с супругом приняли решение забрать ребенка, что бы ни происходило, поскольку все равно надежд нет. Забрали с боем. Нам сказали, что даже если он у вас выживет, он будет глубоко умственно отсталым, не будет ходить и говорить.

Сегодня Сергею пять лет. Он ходит, но не говорит. Этот ребенок поднял нас на новую ступень нашей жизни. Ребенок-солнце. Он всегда улыбается. Каждый его день начинается с деятельности, и тем самым он заставляет нас тоже действовать. Поскольку он не говорит и плохо понимает обращенную речь, мы ушли от тиранической воспитательной системы, и вынуждены понимать его сами, разговаривать на его языке и так далее.

Всё, что произошло со мной как с матерью, научило меня жить. Каждый день мы учимся любить. Я благодарна Богу за то, что так сложилась моя жизнь, хотя казалось, что всё будет по-другому.

В последней реплике из зала был поставлен вопрос о мученичестве как свидетельстве врача comfort care. «Это какое-то совершенно новое мученичество, новое свидетельство в жизни, в спасении в жизни, в утверждении жизни и в принятии себя. Мученик может умереть за веру один раз, хоть это и долго может продолжаться. У вас мученичество совершенно уникальное, уникальное свидетельство вновь и вновь с непредсказуемыми историями, которые заканчиваются победой жизни или быстрым наступлением смерти».

Доктор Эльвира Параваччини ответила, что настоящие свидетели — это дети и их семьи.

Подготовила Мария Сеньчукова

Фото Анны Гальпериной

Словарь Правмира — Жизнь

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Жизнь и смерть Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Тест
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Идиомы и фразы

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[ lahyf-uhn-deth ]

/ ˈlaɪf ənˈdɛθ /

Сохрани это слово!

См. синонимы слова «жизнь и смерть» на сайте Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


прилагательное

заканчивающееся смертью или возможной смертью одного из участников; крайне важно: кобра была вовлечена в борьбу не на жизнь, а на смерть с мангустом.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Тоже не на жизнь, а на смерть.

Происхождение жизни и смерти

Впервые записано в 1680–1690

Слова рядом с жизнью и смертью

Lièvre, лежать с, ЛИФ, Лифарь, жизнь, жизнь и смерть, пожизненная рента, стрела жизни , страхование жизни, спасательный пояс, жизненная сила

Dictionary. com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, связанные с жизнью и смертью

всеважный, последовательный, критический, критический, определяющий, потрясающий, существенный, императив, важный, незаменимый , жизненно важный, значимый, первостепенный, поворотный, серьезный, существенный, срочный, жизненно важный

Как использовать фразу «жизнь и смерть» в приговоре

  • История фтора может быть примером хорошей научной и общественной политики.

    Противники фтора — антипрививочники|Майкл Шульсон|27 июля 2016|DAILY BEAST

  • Я не одобряю то, что вы говорите, но готов умереть за ваше право говорить это.

    Полицейский-мусульманин убит террористами|Майкл Дейли|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Асия Биби, как она известна, была арестована и приговорена к смертной казни.

    В защиту богохульства|Майкл Томаски|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Как видно из этого списка, наказания обычно заканчиваются коротким тюремным заключением и/или умеренно большим штрафом.

    В защиту богохульства|Майкл Томаски|9 января 2015|DAILY BEAST

  • Самые печально известные государства — это Саудовская Аравия и Пакистан, где смерть является приемлемым средством правовой защиты.

    В защиту богохульства|Майкл Томаски|9 января 2015|DAILY BEAST

  • Это место, куда ссылают московских преступников, если их не казнят.

    Жизнь и самые удивительные приключения Робинзона Крузо из Йорка, моряка (1801)|Даниэль Дефо

  • Теперь Дэви сразу же пришло в голову, что он никогда за всю свою жизнь не ел столько слив, сколько хотел, ни в одном месте. время.

    Дэви и Гоблин|Чарльз Э. Кэррил

  • Теоретически Дин Свифт действительно был мизантропом, однако, возможно, он делал исключение для частной жизни.

    Путешествия Гулливера|Джонатан Свифт

  • Мы снова частично или полностью восстановим стойкость и достоинство старой религиозной жизни.

    Спасение цивилизации|H. Г. (Герберт Джордж) Уэллс

  • Это драматический порыв детства, пытающийся оживить скуку серьезных часов.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

Другие идиомы и фразы о жизни и смерти

жизнь и смерть


см. вопрос жизни и смерти.

Словарь идиом американского наследия® Авторские права © 2002, 2001, 1995, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company.

Притчи 18:21 Жизнь и смерть во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Новая международная версия
Язык обладает силой жизни и смерти, и те, кто любит его, вкусят его плоды.

New Living Translation
Язык может принести смерть или жизнь; те, кто любит говорить, пожинают плоды.

English Standard Version

Смерть и жизнь во власти языка, и те, кто любит его, вкусят его плоды.

Верийская стандартная Библия
Жизнь и смерть во власти языка, и те, кто любит его, вкусят от его плодов.

Библия короля Иакова
Смерть и жизнь находятся во власти языка: и любящие его вкусят от плода его.

New King James Version
Смерть и жизнь находятся во власти языка, И те, кто любит его, вкусят его плоды.

Новая американская стандартная Библия
Смерть и жизнь во власти языка, И те, кто любит его, вкусят его плоды.

NASB 1995
Смерть и жизнь во власти языка, И любящие его вкусят от его плодов.

NASB 1977
Смерть и жизнь во власти языка, И любящие его вкусят от его плодов.

Стандартная Библия Наследия
Смерть и жизнь во власти языка, И те, кто любит его, вкусят его плоды.

Расширенный перевод Библии
Смерть и жизнь во власти языка, И те, кто любит его и потворствуют ему, вкусят его плоды и понесут последствия своих слов.

Христианская стандартная Библия
Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от его плодов.

Holman Christian Standard Bible
Жизнь и смерть во власти языка, и те, кто любит его, вкусят от его плодов.

Версия американского стандарта
Смерть и жизнь во власти языка; И те, кто любит его, будут есть его плоды.

Арамейская Библия на простом английском
Смерть и жизнь во власти языка, и кто любит его, тот вкусит от его плодов.

Брентон Перевод Септуагинты
Жизнь и смерть во власти языка; и те, кто правит им, будут вкушать плоды его.

Современная английская версия
Слова могут принести смерть или жизнь! Говорите слишком много, и вы съедите все, что скажете.

Библия Дуэ-Реймса
Смерть и жизнь во власти языка: любящие его вкусят от плодов его.

English Revised Version
Смерть и жизнь во власти языка; и любящие его будут вкушать плоды его.

GOD’S WORD® Перевод
Язык имеет власть над жизнью и смертью, и тем, кто любит говорить, придется есть свои собственные слова.

Перевод хороших новостей
То, что вы говорите, может сохранить жизнь или разрушить ее; так что вы должны принять последствия ваших слов.

Версия международного стандарта
Сила языка — это жизнь и смерть — те, кто любит болтать, будут есть то, что он производит.

JPS Tanakh 1917
Смерть и жизнь во власти языка; И те, кто предаются этому, будут есть плоды его.

Буквенная стандартная версия

Смерть и жизнь [находятся] во власти языка, | И те, кто любит его, едят его плоды.

Стандартная Библия большинства
Жизнь и смерть во власти языка, и те, кто любит его, вкусят от его плодов.

Новая американская Библия
Смерть и жизнь во власти языка; те, кто выберет одно, вкусят его плоды.

NET Bible
Смерть и жизнь во власти языка, и те, кто любит его употребление, вкусят его плоды.

Новая пересмотренная стандартная версия
Смерть и жизнь во власти языка, и те, кто любит его, вкусят его плоды.

New Heart English Bible
Смерть и жизнь во власти языка; те, кто любит его, будут есть его плоды.

Перевод Библии Вебстера
Смерть и жизнь во власти языка: и любящие его вкусят от плода его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *