Что такое жизненная позиция человека: Жизненная позиция — Психологос

виды, характеристика и примеры :: SYL.ru

Одно уравновесить, к другому привлечь внимание: как выбрать платье по фигуре

Стразы официально вернулись в макияж: как их носить, чтобы выглядеть стильно

С жилетом или укороченной курткой: как стилизовать макси-платье этим летом

Маска и ополаскиватели. Готовим пользу для волос

Шелк, цветы и массивные цепи: чем украсить классический V-образный вырез

Лук, капуста или бархатцы: что посадить на одну грядку с огурцами

Они подходят всем: как подобрать макси-платье на лето по стилю и фигуре

С рубашкой в полоску: с чем сочетать джинсы с широкими штанинами женщинам 50+

Пикантная начинка с мятой. Готовим индийские пирожки для семьи

Стрижки на волосы средней длины — хит лета: самые модные прически

Автор

Почему одни люди богаты и удачливы, а другие бедны и недовольны? Мы часто задаемся таким вопросом. Мол, повезло, нашел свою стезю, или же наследник богатых родителей, или вор, что угодно скажет пессимист. Но сам при этом ничего не делает, чтобы хоть на маленькую ступеньку приблизиться к их успеху. Об этом и многом другом будем говорить в статье.

В чем секрет счастья?

Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.

Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:

  1. Пассивную жизненную позицию.
  2. И активную.

Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.

Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.

Особенности активной жизненной позиции

Может быть:

  • Негативной.
  • И позитивной.

В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.

Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.

Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает. Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться.

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Поговорим о морали

Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством.

Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Для их формирования нужно выработать несколько качеств:

  • Необходимо научиться жить в гармонии с собой.
  • Выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственные позиции человека формируют модель поведения, направляющую к достижению успеха и благополучия.

Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.

Как это сделать?

Итак, разберемся, с чего начать, чтобы развить в себе активную жизненную позицию:

  1. Как говорилось выше, научитесь ставить цели. Не ставьте невыполнимых задач, цель должна быть конкретной, реально достижимой и в короткие сроки.
    Лучше маленькими шажками двигаться к большой мечте.
  2. Нужно избавиться от вредных привычек. Это не только курение и алкоголь, сюда можно отнести бесцельное времяпрепровождение. Не просиживайте часами за компьютерными играми, в социальных сетях и так далее. С пользой проводите выходные, посещайте музеи и выставки.
  3. Больше читайте полезной информации.
  4. Обучайтесь тайм-менеджменту. Технология поможет вам правильно организовать время и повысить эффективность его использования.
  5. Не закрывайтесь от внешнего мира. Познавайте его, открывайтесь для нового. Смените имидж, путешествуйте. Проявляйте интерес к неизвестным видам искусств, к примеру.
  6. Не бойтесь рисковать. Никогда не сомневайтесь в реализации идей. Не останавливайтесь на полпути.
  7. Оставляйте негативные воспоминания позади, извлекайте опыт и не оглядывайтесь в прошлое.
  8. Окружайте себя только позитивными людьми, перенимайте их знания.

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо действовать. Вы скажите, мол, легко говорить. Но опять же, сидеть сложа руки, рассуждать над ненужными вещами, попросту бездействовать – невыход, ничего не произойдет. Начните с малого, научитесь мыслить позитивно, и, потихоньку преодолевая небольшие препятствия, вы будет двигаться к своей цели, мечте.


Похожие статьи

  • Стрелец: совместимость с другими знаками. Кто подходит для Стрельца?
  • Тема «Природа и человек»: аргументы. Проблема отношения к природе
  • Гипертимный тип личности: психология и психоанализ характера
  • Уныние — это состояние апатии и подавленности. Как победить уныние
  • Деградация личности: симптомы, признаки. Как проявляется деградация личности при алкоголизме?
  • Гражданская позиция — это что такое?
  • Политолог, писатель Андрей Девятов: биография, книги

Также читайте

Проблема активной жизненной позиции в психологии

В данной статье нами рассматривается активная жизненная позиция с точки зрения психологии. Этот феномен изучался и освещался в работах  В.П. Кипень, М.Е. Елютиной, А. Павиленис, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой и др. Исходя из их исследований под понятием активной жизненной позиции понимается небезразличное отношение к окружающему миру, которое проявляется в действиях и мыслях самого человека, а также в деятельности человека, вызванной определенной социальной ситуацией. Причем такие действия обязательно должны иметь устойчивую форму проявления. Механизм их действия основан на таких характеристиках, как идеологические и моральные установки, знания и навыки в сочетании с принципами и наклонностями [5].

Активная жизненная позиция выступает необходимым элементом успешной социализации человека. Каждый индивид способен влиять на окружающую действительность. Сам по себе мир не статичен, он постоянно изменяется под воздействием людей. Личность с активной жизненной позицией заинтересована в улучшении в лучшую сторону своей жизни [1].

Можно говорить о том, что наиболее важными структурными компонентами активной жизненной позиции выступают: нормативно-оценочный, включающий в себе устойчивые и всесторонне развитые убеждения, знания и личные отношения; мотивирующий и мотивационный, содержащий в себе склонности, потребности, идеалы, отношения и т. д. индивидуально-личностные характеристики; практически эффективный, отражающий постоянную волю человека действовать на благо общества, постоянные добровольные усилия и высокую эмоциональную устойчивость [3].

Формирование активной жизненной позиции происходит с самого рождения человека. Основа её происхождения — общение с другими людьми, влияние на личностное развитие каждого из нас. В этой инициативе и заключается настоящий секрет выработки активной жизненной позиции. Но его рост, как и все остальное во Вселенной, нуждается в своеобразной батарейке, которая даст энергию для этого улучшения. Тоже можно сказать и про вашу жизнь, которая состоит из энергии и эмоций. Ведь только энергия может бороться с трудностями и помочь достичь желаемых целей [4].

Ряд отечественных и зарубежных ученых определили термин «активная жизненная позиция» в своей работе следующим образом: А. Павиленис — как способ включения человека в общественную жизнь, при котором человек всеми своими действиями способствует увеличению уровень развития общества, а его деятельность является выражением содержания и направленности его внутреннего мира, В. П. Кулинария — как высший уровень социальной активности человека [3].

 Елютина М.Е. назвала активную жизненную позицию сложной инвариантной системой персонифицированных социальных ценностей, которая представляет собой способ самореализации личности.

В понятии жизненная позиция обобщающую роль играет термин «жизнь», интегрируя позицию человека во все сферы его жизни. Наличие жизненной позиции говорит о формировании определенных взглядов на человека [5].

Важно учитывать, какую качественную специфику слово активная придает такому понятию как активная жизненная позиция. Термин «деятельность» по существу является нейтральным. Он часто используется для обозначения всех форм человеческой жизнедеятельности. В этом смысле деятельность рассматривается как сама жизнь, универсальная характеристика живых существ. Следовательно, чтобы исследовать понятие «активная жизненная позиция», необходимо рассмотреть понятие «активность личности» [2].

Деятельность человека априори рассматривается авторами как однозначно творческий волевой акт, направленный на созидание. Один из выдающихся российских психологов В.М. Бехтерев в своей научной работе «Психологическое определение личности» пишет о том, что с объективной точки зрения человек — это психическая личность со всеми его отличительными чертами. «Ментальные взгляды людей с разным образованием кажутся неодинаковыми, но ни один из них не теряет права на признание личности», — написал ученый. Исследование В.М. Бехтерева позволяет сделать вывод, что направленность активности личности будет зависеть от уровня ее развития, т.е. деятельность может быть конструктивной, эгоистической  и антисоциальной [3].

Проявление человеческой активности зависит от внутренних и интерсубъективных факторов: жизненных установок, отношений в системе «субъект — общество — семья — работа», оценочных, когнитивно-аффективных, экзистенциальных и других переменных, жизненного опыта, а также внешних условий, которые способствуют или не способствуют его оптимизации и качественному развитию. Активность личности как субъекта проявляется в созидании себя, своего внутреннего мира, своей душевной жизни [2].

С точки зрения экзистенциальной психологии активная жизненная позиция рассматривается как вера в положительную сущность мироздания, которая приобретается человеком в процессе своего самотворения и является результатом его собственного выбора, то есть результат определенной субъективно-личностной деятельности. Большинство явлений внутреннего мира, психические состояния и процессы зависят от свойств системы личных отношений. Оптимизм как система отношений — это активная жизненная позиция личности, влияющая на выбор моделей поведения [5].

В связи с этим можно говорить о том, что не каждому человеку свойственна активная жизненная позиция. Стремление изменить этот мир требует множества индивидуальных и личных качеств. В частности, это касается принципов, мировоззрения, верования, моральные нормы. То есть человек, которому просто не нравится существующая действительность, назвать человеком с активной жизненной позицией нельзя. Стоит помнить, что прежде чем что-либо критиковать и ломать, нужно иметь представление о том, как будет выглядеть новое, более изощренное существо [2].

Секретом самореализации и успеха выступает именно активная жизненная позиция. Это находит своё проявление в смелости, инициативности и готовности действовать. Чтобы сформировать его, нам нужен двигатель, который будет двигать нас вперед. Наши желания действуют как такой двигатель, который преодолеет все трудности и поможет достичь наших целей. Человек с активной жизненной позицией может быть лидером и в конечном итоге следовать за ним, но у него всегда есть своя точка зрения и свои силы, чтобы отстоять ее [1].

 Такая жизненная позиция позволяет или не позволяет каждому человеку преодолевать трудности. Иногда это причина наших успехов или неудач. Более того, можно говорить о том, что во многом именно жизненная позиция определяет человека. К жизненному статусу относятся: политические предпочтения, мировоззрение человека, принципы. Люди, ведущие активный образ жизни, — лидеры. Эти люди способны руководить обществом. Позитивно настроенные люди борются между добром и злом [4].

Активная жизненная позиция, прежде всего, предполагает активность. Недостаточно теоретически реконструировать реальность, нужно идти в этом же направлении. Каждый человек сталкивается с этой задачей по-своему. Один посвящает все свои силы решению глобальных проблем, другой заботится о благополучии собственной страны, третий стремится помочь окружающим людям.

Очень важно, чтобы активная жизненная позиция гармонично сочеталась с интеллектом, стремлением помогать другим и чувством меры. В противном случае от желания измениться могут возникнуть только негативные последствия. Например, у человека есть определенные идеалы, которые он хочет реализовать, но его эгоцентризм затрудняет понимание того, что большинство людей придерживаются совершенно другого мировоззрения. Отсюда можно сделать простой вывод. Человек должен направлять свою деятельность на благо общества, а не на удовлетворение собственных интересов [5].

Стремление изменить мир может привести к негативным последствиям. Активная жизненная позиция в некоторых случаях выражается в игнорировании социальных норм, в поисках себя вне общества, например, в преступных бандах, среди хиппи.

 Это может быть желание построить свою собственную реальность. Например, человек не принимает социальные нормы, имеет собственное представление о том, каким должен быть мир, и активно вовлекает других людей в улучшение своей жизни. Например, среди таких людей могут быть революционеры [1].

Говоря о направленности активной  жизненной позиции в сторону преобразовании окружающей действительности,  необходимо отметить изменение норм, правил и образа жизни. Следовательно, можно выделить следующие моменты:

а) Положение личности становится независимым по отношению к окружающим людям, но присутствует повиновение главному основному лидеру;

б) Принятие и соблюдение принятых норм и правил в обществе, но при этом сохраняется стремление к лидерству в коллективе;

в) Игнорирование морально-этических норм принятых в обществе, активное стремление занять свою жизненную позицию: банда, преступное сообщество, другие асоциальные группы;

г) Неприятие норм общества, сопровождающиеся  постоянным самостоятельным стремлением изменить окружающую действительность, часто с помощью других людей: революционеры, оппозиция. Это состояние счастливого результативного индивидуума [4].

Таким образом, активная жизненная позиция — это заботливое и активное отношение человека к себе, людям, окружающему миру, выполняемой работе. Он формируется на основе мировоззрения, ориентированного на позитивное преобразование, созидание и осуществляется в поведении и действиях. Заботливое и активное отношение к себе понимается как постоянный поиск человеком самопознания, саморазвития [3].

Желание расти и развиваться присуще человеку, умеющему критически анализировать свои действия. Только такой человек способен вносить позитивные изменения в жизнь других людей, несет ответственность и творческий подход в своей жизни [2].

Активная жизненная позиция является полной противоположностью безразличию и отстраненности. Человек с таким качеством интересуется всем, что происходит в стране и в мире, активно участвует в любом бизнесе, хочет внести определенный вклад в окружающую действительность [5].

Соответственно, можно сделать следующие выводы, что человек вырабатывает свою позицию на протяжении всей жизни. Сначала он её формирует, а затем усиливает или изменяет. Жизненная позиция не может оставаться неизменной на протяжении всей жизни. Не каждый человек сможет кардинально изменить свои нынешние убеждения и выработать новую активную жизненную позицию, но она, безусловно, поддержит или укрепит существующие, положительные или отрицательные. Основой активной жизненной позиции выступает его нравственное мировоззрение человека, направленное на саморазвитие и созидание. Одним из главных условий проявления активной жизненной позиции должно быть чувство ответственности за свои действия [4].

Отношение | Психология, когнитивные процессы и поведение

Похожие темы:
верность терпимость концепция оптимизм пропозициональное отношение

См. весь соответствующий контент →

отношение , в социальной психологии, познание, часто с некоторой степенью отвращения или влечения (эмоциональная валентность), которое отражает классификацию и оценку объектов и событий.

Хотя с логической точки зрения установки представляют собой гипотетические конструкции (т. е. они предполагаются, но не поддаются объективному наблюдению), они проявляются в сознательном опыте, словесных отчетах, явном поведении и физиологических показателях.

Понятие установки возникает из попыток объяснить наблюдаемые закономерности в поведении отдельных лиц. Например, кто-то склонен группировать других в общие классы (т. е. все люди в этой комнате одеты в баскетбольную форму). Также классифицируются такие объекты, как картины или события, такие как битвы.

Еще из Britannica

общественное мнение: компоненты общественного мнения: установки и ценности

О качестве отношения человека судят по наблюдаемым оценочным реакциям. Хотя можно обращаться к своим внутренним переживаниям как к свидетельству собственных установок, только публичное поведение может быть подвергнуто объективному изучению. По этой причине исследователи в значительной степени полагаются на поведенческие показатели отношения — например, на то, что люди говорят, как они отвечают на вопросы анкеты или на такие физиологические признаки, как изменения частоты сердечных сокращений.

Другие исследователи считают, что отношение человека к любой категории будет коррелировать с тем, насколько хорошо эта категория служит его собственным ценностям. Например, человека могут попросить ранжировать определенные ценности, такие как здоровье, безопасность, независимость или справедливость. Затем человека просят оценить, в какой степени конкретный класс (например, политики, врачи или полиция) склонен способствовать или препятствовать каждой ценности. Сумма произведений этих двух оценок дает меру отношения человека к группе. Таким образом, если правосудие высоко ценится, но человек классифицирует политиков как вмешивающихся в правосудие, то отношение человека к этому классу людей принимается как негативное.

Отношения иногда рассматриваются как лежащие в основе предрасположенности, тогда как мнения рассматриваются как их явные проявления. Более редкое различие приравнивает установки к бессознательным и иррациональным тенденциям, но приравнивает мнения к сознательным и рациональным действиям. Другие считают установки значимыми и центральными, но считают мнения более второстепенными и несущественными. Еще более популярное разграничение уподобляет отношение к вопросам вкуса (например, предпочтение определенной кухни или жанра музыки), а мнения — к вопросам фактов (например, следует ли субсидировать общественный транспорт). ( См. также вкус, критика и суждения в эстетике.)

Некоторые авторитеты проводят важное различие между отношением и рядом других родственных терминов. Их можно расположить в иерархии в зависимости от степени их специфичности или исключительности. Говорят, что «ценности» представляют очень широкие тенденции этого типа, «интересы» чуть менее всеобъемлющие, а «чувства» еще более узкие; «отношения» рассматриваются как еще более узкие предрасположенности, а «убеждения» и «мнения» постепенно становятся наиболее конкретными членами этой иерархии. Согласно этой терминологии, разница скорее в степени, чем в характере.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Некоторые применяют термин «знание» к тому, что считается достоверностью, и «отношение» к тому, что является неопределенным, даже используя их для обозначения «истинных» и «ложных» убеждений соответственно. Другое предположение состоит в том, что установки относятся к убеждениям, побуждающим к действию, в то время как знание является более интеллектуальным и пассивным.

Изучение изменения установок, т. е. процессов, посредством которых люди приобретают новые установки, находится в центре внимания социально-психологических исследований с середины 20-го века, и работа в этой области привела к теоретическим разработкам (например, когнитивной диссонанс) и практическое применение (например, в политике и рекламе).

Отношения

Социальные психологи изучают мысли, чувства и действия людей в социальных ситуациях или, наоборот, влияние других на эти мысли, чувства и действия. Социальная психология имеет дело с групповым поведением, а также с поведением отдельных лиц внутри групп.

Отношения — это устойчивые модели убеждений и мнений, которые предрасполагают к реакциям на объекты, события и людей. Отношения могут также служить краткими составными частями убеждений. (Например, посредством обобщения те, кто боится своего отца, могут сначала испытать страх при встрече с любым пожилым мужчиной.) Отношения можно количественно оценить, используя

меры самооценки или шкалы отношения , такие как популярная шкала Лайкерта (названная в честь Роберта Лайкерта), в которой испытуемых спрашивают, насколько они согласны или не согласны по каждой теме. Общий балл отношения получается путем суммирования показателей. Другой подход к измерению использует скрытых измерений , наблюдения за поведением, таким как выражение лица, тон голоса и язык тела. (Последние показатели могут быть недостаточно достоверными, поскольку в некоторых ситуациях люди отслеживают такое скрытое поведение.) Стратегии оценки также включают меры физиологическое возбуждение , например, с помощью лицевого электромиографа (ЭМГ)
(для регистрации активности лицевых мышц) или электроэнцефалографа (ЭЭГ) (для измерения мозговой активности). Такие меры, которые могут обнаружить ответы, которые человек может пытаться скрыть, получают, когда субъект слышит вербальный материал, предназначенный для возбуждения и с которым он может согласиться или не согласиться.

Компоненты отношения. Отношения состоят из когнитивных, поведенческих и аффективных компонентов.

  • Когнитивный компонент состоит из убеждений индивидуума об объекте установки, например убеждения, что все пожилые люди старческие.

  • Поведенческий компонент состоит из предрасположенности определенным образом реагировать на объект установки, например, разговаривать со стариком, как если бы разговаривал с ребенком.

  • Аффективный компонент относится к эмоциям, вызываемым объектом отношения, например, постоянное чувство жалости к пожилому человеку.

Формирование отношения. Формирование отношения происходит посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и моделирования (обучения через наблюдение). Реклама в значительной степени опирается на моделирование, когда она показывает известного человека, который пользуется продуктом и любит его. Далее следуют некоторые теории, описывающие формирование установок.

  • Теория баланса , предложенная Фрицем Хайдером, основана на предпосылке, что люди стараются сохранять постоянство в своих установках. Если возникает несоответствие отношения, например, когда он считает, что все пожилые люди стареют, но встречает пожилого человека, который является умным и умственно активным, человек, который придерживается такого отношения, пытается восстановить последовательность, либо изменяя отношение, либо изменяя восприятие пожилого человека. как умный.

  • Сторонники 9Теория реактивного сопротивления 0011 утверждает, что на установки влияют ограничения поведения, на которые люди реагируют. Степень реакции связана с восприятием человеком относительной важности поведения. Если поведение, хотя и ограниченное, не считается важным, реакция будет незначительной. Если же деятельность считается важной, а ограничение несправедливым, то само ограничение делает деятельность еще более привлекательной. Например, если подросток хочет встречаться с человеком, которого родители не одобряют и запрещают ей видеться, он может в результате найти этого человека еще более желанным и тайком встречаться с ним.

  • Теория когнитивного диссонанса (разработанная Леоном Фестингером) утверждает, что неприятное физиологическое состояние часто возникает, когда два когниции несовместимы друг с другом. Несовместимость создает напряжение, которое человек пытается снять. Например, студент, выступающий за честность, но списывающий на экзамене, должен либо изменить свою самооценку, либо рационализировать списывание, чтобы уменьшить напряжение.

  • Теория самовосприятия (представленная Дэрилом Бемом) предполагает, что люди делают выводы о своем отношении на основе наблюдения за собственным поведением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *