Что включает реакция понимания – 4.1. Понимание реакции. Как контролировать себя и других

4.1. Понимание реакции. Как контролировать себя и других

4.1. Понимание реакции

Первый метод диктует нам то, что стоит сделать, как только вы почувствовали прилив эмоции. В такие моменты очень эффективным будет сказать себе мысленно или вслух имя этого чувства. Узнать ее – эту эмоцию. Произнести: «Страх», или «Зависть», или «Обида». Этот шаг будет очень сложным в первое время, ведь он подразумевает абсолютную искренность с собой, умения и различать чувства, и держаться в первые секунды реакции, и назвать и описать эмоцию. Но ведь невозможно пытаться управлять эмоциями и в то же время быть нечестным с собой, обманывать себя. Поэтому давайте раз и навсегда закроем вопрос самообмана, и будем хотя бы самому себе признаваться в истоках чувств. Никто не говорит, что это просто, но если вы сможете это сделать раз, второй, третий, вы совершите революцию в собственном мироощущении и познаете себя, наметите путь к совершенствованию.

Итак, что делать после того, как вы узнали и идентифицировали, обозначили эмоцию? Работать с нею! Задайте себе несколько вопросов:

Что вызвало это чувство? Какое событие или стечение обстоятельств повлекло ее появление?

Какое значение вы придаете этому событию или обстоятельству? Почему?

Что вы чувствуете? Опишите телесные и душевные ощущения, например: прилив сил или апатия, учащенное сердцебиение или «вата» в ногах.

Что вы сделали, когда ощутили эмоцию? Какие движения и поступки он у вас вызвали?

Как чувство отразилось на вашей жизни, повлекло ли оно какие-то изменения, насколько эти изменения кардинальны и значимы?

Так вы научитесь анализировать свое эмоциональное состояние, сможете раскладывать по полочкам свои чувства, исключая реакцию по привычке и искореняя вредные и чужие микросхемы, которые были вложены в вас и проросли причудливым образом. Вы сможете отделять ложные переживания и надуманные от реальных, вы научитесь понимать себя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Понимание — реакция — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Понимание — реакция

Cтраница 1

Понимание реакций

, протекающих в неводных средах, важно не только потому, что имеет большое теоретическое значение, дает более глубокое знание теории растворов и позволяет исследовать системы, которые не существуют или не могут быть изучены в водных растворах. Оно важно из-за практической применимости неводных растворов в промышленном масштабе. Именно этим, главным образом, объясняется тот огромный интерес, который исследователи всего мира уделяют изучению неводных сред.  [1]

Для понимания реакций кетонов, которые протекают через ено-лы или еноляты [42], необходимо проводить четкое различие между процессами, которые контролируются кинетически и термодинамически. В условиях кинетического контроля два возможные изомерные енола или енолята образуются относительно медленно, но затем быстро и необратимо взаимодействуют с реагентом, давая продукты реакции. Если эта реакция происходит достаточно быстро, то скорость образования продукта равна скорости образования енола или енолята, а соотношение продуктов, образующихся за счет а — и а — атаки, равно соотношению скоростей енолизации в сторону а — и а — углеродных атомов. В условиях термодинамического контроля реакция енола или енолята является обратимой, так что с течением времени устанавливается равновесие между продуктами а — и а — атаки.  [2]

Углубление понимания реакций, происходящих на поверхности раздела жидкость — твердое тело во время адсорбции, должно привести к разработке методов приготовления высокодисперсных никеля, кобальта, железа, меди, серебра, золота и рутения.  [3]

Несомненно, понимание реакции нитрования играет большую роль в углублении представлений учащихся об ориентирующем влиянии заместителей в бензоле.  [4]

При таком понимании реакции можно удовлетворительно объяснить не только типичные примеры замены сульфогруппы на гидроксил, но и обычно считающиеся ненормальными случаи образования оксигруппы в свободном от сульфогруппы месте.  [5]

Рассмотренные механизмы существенно облегчают понимание реакции карбонилирования. Последующие работы должны дать недостающие экспериментальные доказательства в пользу этих механизмов или показать их несостоятельность.  [6]

Путаница, которая возникла в понимании реакций пирролов, связана с предположением, что вступающая группа занимает место уходящей группы. В пирролах и пирроленинах структурные особенности, определяющие результат, заключаются не в положении замещаемого атома водорода, а в положении неподеленной пары электронов, которая может связать вступающую группу, в данном случае метильную группу.  [7]

Путаница, которая возникла в

понимании реакций пирролов, связана с предположением, что вступающая группа занимает место уходящей группы. В пирролах и пирроленинах структурные особенности, определяющие результат, заключаются не в положении замещаемого атома водорода, а в положении неподеленной пары электронов, которая может связать вступающую группу, в данном случае метильную группу.  [8]

Теория Вагнера является наиболее важным вкладом в развитие понимания реакций между газами и металлами. В настоящее время, так же, как и в 1933 г., когда она была предложена, эта теория представляется наиболее точно обосновывающей механизм реакций между газами и металлами, и она наилучшим образом объясняет процессы окисления этого типа. При помощи теории Вагнера, которая объясняет механизм изменения скоростей реакции, оказалась возможной разработка материалов с более высоким сопротивлением окислению. В связи с этим исследованиям дефектных структур и диффузии в окислах в последние годы уделяется все больше внимания.  [9]

Хотя не существует сомнений относительно важности теории Вагнера для понимания реакций между газами и металлами, остается еще не совсем выясненной ее применимость для случая высоких температур. Сирей [ 74 определяет высокую температуру как любую температуру, при которой разность энтропии играет значительную роль в определении равновесия исследуемой реакции.  [10]

Знание ионизационных потенциалов и закономерностей их изменения очень важно для понимания реакций карбониевых ионов в растворах.  [11]

Несостоятельность всей этой схемы была установлена в результате новых исследований, что очень важно для понимания реакций замещения ароматического ядра. Превращение анилинсульфата в сульфаминовую кислоту практически не осуществимо. Превращение о-анилинсульфокислоты в сульфаниловую кислоту в присутствии серной кислоты является не перегруппировкой, а основывается на обратимости реакции сульфирования ароматического ядра. В этих условиях устанавливается ряд равновесий между анилином, серной кислотой и обеими сульфокислотами, которые приводят к термодинамически наиболее устойчивому компоненту; в данном случае этим компонентом является сульфаниловая кислота. Таким образом, образование сульфокислот анилина из анилина и серной кислоты происходит по механизму реакции непосредственного замещения.  [12]

Несостоятельность всей этой схемы была установлена в результате новых исследований, что очень важно для понимания реакций замещения ароматического ядра. Превращение анилинсульфата в сульфаминовую кислоту практически не осуществимо. Превращение о-анилинсульфокислоты в сульфапиловую кислоту в присутствии серной кислоты является не перегруппировкой, а основывается на обратимости реакции сульфирования ароматического ядра. В этих условиях устанавливается ряд равновесий между анилином, серной кислотой и обеими сульфокислотами, которые приводят к термодинамически наиболее устойчивому компоненту; в данном случае этим компонентом является сульфаниловая кислота. Таким образом, образование сульфокислот анилина из анилина и серной кислоты происходит по механизму реакции непосредственного замещения.  [13]

В нашем руководстве нет необходимости придерживаться этой точки зрения по следующим причинам: 1) она не дает для понимания реакций в водных растворах чего-либо большего, по сравнению с общепринятой ионной теориек; 2) она создает сбивчивую номенклатуру, потому что в большей части современной литературы и во всей литературе за последнее пятидесятилетне авторы исходили из других положений.  [14]

Как и в самой теории карбоний-ионов, корректность этой новой концепции может быть оценена только ее полезностью, а это зависит от того, в какой степени исследователи могут ее использовать и насколько более глубоким становится

понимание реакций, интерпретация которых возможна при помощи теории карбоний-ионов. Некоторые приложения этих взглядов рассматриваются ниже.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Понимание — реакция — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Понимание — реакция

Cтраница 2

Хотя в течение последних лет термином реакция Фриделя-Крафтса охватываются всякие процессы конденсации или присоединения, в которых применяется в качестве катализатора безводный хлористый алюминий или иной галоидный металл, но первоначально этим термином пользовались для обозначения только тех реакций, которые сопровождаются выделением галоидного водорода. Если не придерживаться этого

старого понимания реакции, то трудно установить соотношения между различными органическими реакциями, в которых хлористый алюминий применяется в качестве катализатора. Но все подобные реакции не подчиняются одним и тем же ограничениям; например, операции, при которых выделяется вода, по необходимости проводятся при условиях, которые являются совершенно отличными от тех, при которых образуется галоидный водород.  [16]

Несмотря на краткость настоящего изложения, оно все же показывает обширность наших сведений в этой области. Можно надеяться, что наше понимание реакций неактивированных арилгалоидов достигнет скоро столь же высокого уровня.  [17]

Вместе с тем все же среди прочих изомеров диастереомеры ( эпимеры) в нефтях более близки к состоянию равновесия. Процессы эпимеризации весьма важны для понимания реакций механизма нефтеобразования и для разведки нефтяных месторождений. Особенно важны процессы стереохимического созревания для оценки степени катагенетической преобразованности биоорганических молекул до нефтяного уровня. Вопросы эти подробно будут обсуждены далее. Здесь же отметим, что необходимо всегда точно определять механизм образования равновесных соотношений пространственных изомеров.  [19]

В предыдущих главах уже неоднократно упоминалось о применении эпоксидных смол. Но это делалось лишь постольку, поскольку было необходимо для понимания реакций эпоксидных смол, значения введения добавок и модификации другими соединениями.  [20]

Итак, величины, которые остаются неизменными, не могут сами по себе дать сведения о превращении или направлении превращения. Но их перераспределение может быть ( и часто бывает) очень важным для понимания реакции.  [21]

Спрашивается, какое различие мы должны полагать между тремя видами реакций. Было бы слишком долго цитировать все воззрения по этой части; мы прямо перейдем к единственному способу различения реакций и только заметим, что по обыкновенному пониманию реакции объясняются таким образом: если из двух тел происходит одно, то это — соединение; из двух два — замещение или обменное разложение; из одного два — разложение.  [22]

Основную массу органических веществ составляют белки ( протеины), углеводы и липиды. Изучение этих веществ, входящих в состав клеток и тканей организма часто в ничтожно малых количествах, наряду с изучением белков, углеводов и липидов, имеет важное значение для понимания реакций обмена веществ в организме.  [23]

В табл. 19 приведены максимумы поглощения для некоторых производных бензола и сдвиги этих максимумов по отношению к бензолу. Величина таких сдвигов позволяет делать качественные заключения о поляризуемости ( способности к электромерному эффекту) соответствующих заместителей. Эти значения впоследствии облегчат нам понимание реакций.  [24]

Реакции полимеров, протекающие с сохранением степени полимеризации, называют полимераналогичными; полимерная цепь в этом случае служит носителем реакционных центров, взаимодействующих с низкомолекулярными соединениями. Полимеранало-гичные превращения всегда являются первой ступенью реакций сшивания и деструкции. Поэтому широкое изучение полимеранало-гичных реакций необходимо для понимания реакций на полимерах вообще.  [25]

Большая часть обсуждаемых в настоящей главе соединений 20 лет назад не была известна. В последние несколько лет, однако, в этой области наблюдался громадный рост числа публикаций. Мощным стимулом оказалось также осознание того факта, что правильное понимание стабильности и химических свойств фосфоранов чрезвычайно важно для понимания реакций замещения в соединениях тетракоординированного фосфора.  [26]

Попытка привести в соответствие факты, известные относительно этих веществ, и сведения о предполагаемом механизме реакции привели к тому, что пришлось отказаться от механизмов реакции, требующих наличия идентифицируемого промежуточного продукта, как-то: кона, свободного радикала или молекулярного комплекса. Благодаря этому прежние теории реакций подобного типа приемлемы лишь с натяжкой. Изучение механизма этой реакции привело к теории одновременного действия как кислых, так и: основных молекул или, как его обозначают; к эффекту амфотерной среды. Проведенные исследования открывают перспективы понимания реакций алкили-рования и родственных реакций. Указанная выше реакция представляет особые преимущества для подобных исследований, так как ее ход дает возможность провести точные измерения; Реакция проходит в гомогенной среде, протекает с удобной для измерений скоростью при обычной температуре термостата, позволяет проводить измерения скорости путем определения давления и, кроме того, доходит до конца, давая лишь один органический продукт.  [27]

В настоящем обзоре рассмотрено взаимодействие бензоксазолинона и его замещенных в ядре производных с электрофиль-ными и нуклеофильными реагентами. В обзор не включены реакции функциональных групп при атоме азота или реакции заместителей в ароматическом ядре. Поскольку способы получения бензоксазолинонов подробно освещены в обзорных работах [1, 2, 188], в этом разделе приводятся главным образом данные последних лет. В обзоре рассмотрены также физико-химические свойства и строение бензоксазолинона и его производных, что необходимо для понимания реакций бензоксазолинона с различными реагентами, а также для объяснения строения образующихся продуктов.  [28]

Наши представления о механизме и кинетике реакции углерода с газами далеко отстали от их практического использования. Это вызвано отсутствием должной экспериментальной техники для определения свойств одного из реагентов — углерода. Сравнительно недавно стало возможным определять количественно такие характеристики твердого тела, как поверхность, распределение пор, кристаллографические параметры, средние размеры кристаллитов, хемосорбцию газов, следы примесей, скорости переноса газа внутрь твердого тела и электронные свойства. Конечно, исследователи, работающие в области катализа и широко использующие эту экспериментальную технику для описания катализаторов, сделали в последние годы много для понимания реакций, происходящих на поверхности твердого тела. Поэтому многие из концепций, развитые в области катализа, были широко использованы авторами и другими исследователями, занимающимися реакциями углерода с газами. Даже более широкое использование этих взаимосвязанных концепций обещает быть более плодотворным.  [29]

Связь, образующаяся в результате показанных двух реакций, аналогична любой другой ст-связи. Во втором случае ( Nh4 / BF3) образование ст-связи сопровождается возникновением противоположных по знаку зарядов на соседних атомах. Результирующая комбинация а-связи и электростатического притяжения известна как ссмиполярная ( координационно-ковалент-ная) связь. В соответствии с этим определением связь N — Н, образующаяся при протонировании аммиака, не является семиполярной связью. Выявление семиполярной связи ( называемой также донорно-акцепторной связью) не требует особого понимания реакции, в результате которой она образуется. Все, что необходимо, это наличие противоположных зарядов на концах о-связи.  [30]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Порядок реакции: понятие, виды

В химической кинетике одной из важных задач является нахождение порядка реакции. Хоть эта величина и формальная, но позволяет наилучшим образом отразить экспериментальную зависимость скорости какой-либо реакции от концентрации. Как правило, для нахождения скорости реакции используют концентрации исходных соединений, взятых в степенях, соответствующих их стехиометрическим коэффициентам. Но это справедливо лишь для очень простых реакций.

Порядком химической реакции по веществу является значение степени n, в которой концентрация этого соединения входит в формулу для нахождения скорости реакции, полученную опытным путем. А вот общий порядок составляет сумму всех порядков по веществам: n = n1 + n2. Значения n1 и n2 соответствуют стехиометрическим коэффициентам в уравнениях одностадийных реакций. Фактически, они могут иметь положительные или отрицательные значения, быть целыми или дробными числами.

Например, для уравнения взаимодействия H2+ Ι2 ― > 2HΙ, которому соответствует формула для определения скорости v=kCHCI, порядки по веществам равны nH=1 и nI=1, общий порядок реакции n=nH+nI=1+1=2.

Нулевой порядок

Некоторые реакции имеют нулевой порядок реакции. Как правило, на них не влияют концентрации исходных соединений. Происходит это в следующих случаях:

  • если какое-либо исходное вещество взято в существенном избытке;
  • если скорость регулируется энергией активации молекул, участвующих в реакции, например, в фотосинтезе.

В качестве примера рассмотрим реакцию взаимодействия этилуксусного эфира с водой, т.е. его омыления.

СΗ3СООС2Η5 + Η2О ―> СΗ3СООΗ + С2Η5ОΗ

Поскольку взаимная растворимость исходных веществ крайне мала, то основная их масса находится в разных фазах. При расходовании эфира в химической реакции из эфирного слоя своевременно поступает новая его порция, то есть концентрация его в растворе не уменьшается.

Реакции первого порядка

Такое взаимодействие веществ можно условно записать уравнением: А―>В. Примером может послужить разложение диметилового эфира:

СΗ3ОСΗ3―>СΗ42+СО

Для которого скорость реакции определяется как v=kCС2Н6О. В данном случае порядок по веществу и общий порядок совпадают и равны единице.

Практическое значение для реакций первого порядка имеет время (τ) определения некой заданной концентрации С, если известна начальная концентрация Со, а также период полураспада τ1/2, это время, в течение которого успевает прореагировать половина исходного вещества.

Реакции второго порядка

К таким взаимодействиям можно отнести реакции типа А + В ―> продукты. Примером может послужить уже приводимая выше реакция получения йодоводорода или щелочное омыление этилацетата:

СΗ3СООС2H5 + ОΗ- ―> СН3СОО- + С2H5ОΗ, v=kCС4Н8О2СОН-.

Также (к) второй порядок имеют отдельные реакции разложения типа: 2А ―> продукты. В качестве примеров можно привести следующие:

  • 2NOCl ―> 2NO + Cl2, v=kC2NOCl.
  • 3 ―> 3O2, v=kC2О3.
  • 2NO2 ―> 2NO + O2, v=kC2NO2.

Последующие реакции

Реакции третьего и последующего порядков встречаются реже, чем предыдущие варианты. Это объясняется низкой вероятностью одновременной встречи в пространстве трех и более частиц. Тем не менее, примером таких взаимодействий может послужить образование диоксидов азота и углерода из их монооксидов:

  • 2NΟ+Ο2→ 2NΟ2, v=kC2NOСО2.
  • 2СО+О2→ 2СО2, v=kC2СОСО2.

Для таких реакций также существует своя зависимость концентраций реагентов от времени ее протекания. Формулы для нахождения периода полупревращения и констант скоростей реакций унифицированы за счет введения индекса n, равного порядку этих самых реакций.

Молекулярность реакции

Не нужно путать порядок реакции с ее молекулярностью, которая определяется именно числом молекул, которые совершают акт химического превращения. В отличие от порядка, который определяется экспериментально, молекулярность химической реакции имеет теоретическую основу. Для ее определения нужно понимать суть процесса, как именно взаимодействуют молекулы между собой, через какие стадии превращения они проходят.

Сравнительная характеристика
ПорядокМолекулярность
Формальная величинаЕсть физический смысл, показывает число реагирующих молекул
Может принимать различные числовые значенияПринимает только одно из трех значений: 1,2,3
Применяется к реакциям любой сложности и многостадийностиПрименяется только к элементарным одностадийным реакциям

Существует несколько причин, по которым не совпадает для одной и той же реакции порядок и молекулярность:

  • если один из реагентов взят в большом избытке, о чем уже говорилось выше;
  • для многих гетерогенных реакций порядок может изменяться в ходе их осуществления, особенно если при этом меняются условия их протекания;
  • каталитические реакции имеют многостадийный механизм, суть которого не всегда отражается стехиометрическим уравнением;
  • в сложных многостадийных реакциях на суммарное значение скорости может повлиять только одна из промежуточных, которая в результате и будет определять порядок всего превращения.

К мономолекулярным относят реакции распада молекул:

I2 ―> 2I

В бимолекулярных реакциях сталкиваются две молекулы. Причем это могут быть молекулы как разных веществ, так и одного и того же:

H2+ Ι2 ―> 2HΙ

Тримолекулярными называют такие реакции, для осуществления которых нужны три молекулы исходных веществ:

2NΟ + H2 ―> N2Ο + H2О

H2 + О2 ―> 2H2О

fb.ru

ориентировочная реакция — это… Что такое ориентировочная реакция?


ориентировочная реакция

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ
(англ. orienting response) — многокомпонентная рефлекторная (непроизвольная) реакция организма человека и животных, вызываемая новизной раздражителя. Син. ориентировочный рефлекс, исследовательский рефлекс, рефлекс «Что такое?», реакция активации и т. д. В комплекс компонентов О. р. входят: 1) движения головы, глаз и (у многих млекопитающих — еще и ушей) в направлении источника раздражения (двигательный компонент), 2) расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического тонуса мышц (вегетативный компонент), а также 3) повышение физиологической активности коры головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения амплитуды альфа-ритма, т. н. депрессии электроэнцефалограммы (нейрофизиологический компонент), 4) повышение абсолютной и/или дифференциальной сенсорной чувствительности, в т. ч. возрастание критической частоты слияния мельканий и пространственной остроты зрения (сенсорный компонент). (См. Внимание, Внимания физиологические механизмы.) О. р. имеет выраженную динамику во времени. Вначале при предъявлении нового раздражителя проявляются все компоненты О. р., образуя т. н. генерализованную О. р. При этом депрессия альфа-ритма регистрируется во многих участках коры. Через 15-20 предъявлений того же раздражителя часть компонентов О. р. угасает. Депрессия альфа-ритма регистрируется только в корковой проекции соответствующего анализатора. Это явление называется локальной О. р. При дальнейшем предъявлении назойливого раздражителя происходит угасание даже локальной О. р.; раздражитель, давно перестав быть новым для организма, продолжает вызывать лишь т. н. вызванные потенциалы коры головного мозга: это говорит о том, что нервные импульсы, вызванные внешним стимулом, достигают коры и после полного угасания О. р.

Отличительная особенность угасания О. р. — селективность по отношению к раздражителю. Изменение характеристики стимула после достигнутого угасания приводит к появлению О. р. как ответа на новизну. Изменяя разные параметры стимула, можно показать, что избирательность угасания О. р. проявляется в интенсивности, качестве, продолжительности действия раздражителя и используемых интервалов. В каждом случае О. р. является результатом сигналов рассогласованности, возникающих при несовпадении стимула и его нервной модели, которая сформировалась в ходе многократных повторений раздражителя, используемого при угасании. После предъявления нового раздражителя временно восстанавливается О. р. на привычный раздражитель: происходит растормаживание О. р. Сходство угасания О. р. с угасанием условного рефлекса дало основание И. П. Павлову считать, что оба процесса связаны с развитием внутреннего торможения. Рассматривая угасание О. р. как выработку тормозных условно-рефлекторных связей, можно заключить, что оно является негативным научением.

Изучение нейронных механизмов О. р. показало, что с ним связаны нейроны, расположенные вне основных сенсорных путей в ретикулярной формации и гиппокампе. В отличие от специфических афферентных нейронов, характеризующихся устойчивыми реакциями даже на протяжении многочасовой стимуляции, нейроны, связанные с О. р., являются своеобразными детекторами новизны. Это мультисенсорные нейроны, отвечающие только на новые раздражители. Угасание реакций детекторов новизны повторяет на нейронном уровне основные закономерности О. р. и характеризуется высокой степенью избирательности. См. Информационные потребности.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ориентировочная основа действия
  • ориентировочный рефлекс

Смотреть что такое «ориентировочная реакция» в других словарях:

  • Ориентировочная реакция — (лат. oriens) 1. общее значение – любой поворот тела относительно положения определённого стимула; 2. в теории И.П.Павлова – любая реакция переключения внимания на стимул (поворот глаз, головы и т.п.). Синоним: Ориентировочный рефлекс; 3. любая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ — 1. Наиболее общее значение любой поворот тела относительно положения определенного стимула. В этом смысле термин по существу синонимичен понятию тропизма. 2. В терминах Павлова – любая реакция обращения внимания, совершенная в ответ на стимул,… …   Толковый словарь по психологии

  • ориентировочная реакция — совокупность сенсорных и двигательных реакций организма, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней среды …   Большой медицинский словарь

  • Ориентировочная реакция — (рефлекс «Что такое?», по И. П. Павлову)         комплекс сдвигов в разных системах организма животного или человека, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. Изменения в… …   Большая советская энциклопедия

  • Ориентировочная реакция — – совокупность сенсорных и двигательных реакций организма, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней среды …   Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

  • ориентировочная реакция (рефлекс) — вид условного рефлекса, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации, новизной стимула и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. И.П.Павлов о.р. называл рефлексом что такое? …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • реакция ориентировочная — см. рефлекс ориентировочный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС — (ориентировочная реакция) сложная реакция организма на новый раздражитель, направленная на мобилизацию систем организма для выработки соответствующего действия в новой ситуации. О. р. лежит в основе ориентировочной деятельности человека, т. е.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГАЛЬВАНОТРОПИЗМ — Ориентировочная реакция на электрический ток. Также называется гальванотаксисом. См. таксис и тропизм о различии в терминологии …   Толковый словарь по психологии

  • Поиск ощущений (sensation seeking) — П. о. это черта личности, выражаемая на поведенческом уровне в форме генерализованной тенденции к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физ. риску ради такого чувственно эмоционального… …   Психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru

Понимание — механизм — реакция

Понимание — механизм — реакция

Cтраница 1

Понимание механизма реакции возникло в результате изучения поведения аллиловых эфиров, содержащих различные заместители в аллильной группе, как, например, в эфире I, который имеет у — у-угле-родного атома алкильный заместитель.  [1]

Для понимания механизма реакции очень важно знать, как меняется энергия реагирующей системы во времени. Соответствующая зависимость может быть изображена в виде графика, который обычно называют диаграммой реакции.  [3]

Для понимания механизма реакций, включающих возбужденные электронные состояния, необходимо знать корреляции между различными потенциальными поверхностями исходных веществ и продуктов реакции.  [4]

Для понимания механизма реакций в плазме необходимо иметь сведения о составе плазмы. Современная информация о химических свойствах соединений в плазме очень неполная. Необходимы фундаментальные исследования для того, чтобы разобраться в одновременном взаимодействии присутствующих в электрических нолях электронов и ионов с атомами, нейтральными молекулами и свободными радикалами различного химического состава.  [5]

Для понимания механизма реакций, включающих возбужденные электронные состояния, необходимо знать корреляции между различными потенциальными поверхностями исходных веществ и продуктов реакции.  [6]

Для понимания механизма реакции разложения необходимы точные сведения о структуре кристаллической решетки, которые, несмотря на значительные успехи в изучении расположения атомов и молекул в твердых органических веществах, еще далеко не полны. Термическое разрушение кристаллической структуры органических веществ представляет собой сложный процесс, состоящий из физических и химических превращений, который обычно приводит к образованию весьма разнообразных конечных продуктов, твердых, жидких и газообразных. В отношении исследования механизма этого процесса, путем расчленения его на ряд кинетически простых химических превращений, пока сделано еще очень мало по сравнению с исследованиями реакций органических веществ в газовой фазе и в растворах.  [7]

Для понимания механизма реакции расширения цикла особенное значение имеет возникновение заряда у а-углеродных атомов боковой цепи. В некоторых случаях, например среди алифатических углеводородов, этот сдвиг протекает на довольно далекие расстояния от третичного атома углерода — места первоначальной атаки катализатора.  [8]

Существенным для понимания механизма кооперативных реакций между полиэлектролитами является вопрос о составе микрореакторов и изменении этого состава в ходе реакции.  [9]

Весьма существенным для понимания механизма реакций фотосенсибилизации оказался тот факт, что скорости образования спиртовых или углеводородных радикалов и молекулярного водорода примерно пропорциональны квадрату интенсивности света. Предположение о возможности протекания двухквантовых процессов было высказано еще Льюисом и Лип-киным более 20 лет назад; однако экспериментальное доказательство существования таких процессов было получено совсем недавно. При поглощении света с энергией hvi молекула ароматического соединения, которая до возбуждения находилась на нижнем синглетном уровне So, переходит на возбужденный синглет-ный уровень S. Время жизни в ( возбужденном синглетном состоянии очень невелико ( порядка 10 8 — 10 9 сек.  [11]

Важное значение для понимания механизма реакции алкилирования фенола метанолом имеет сравнение цеолитных катализаторов с различным отношением SiCb: А12Оз и разной степенью декатионирования цеолитов. Полученные данные показывают, что увеличение содержания кремния на катализаторе заметно ускоряет его дезактивацию, а двухкратное уменьшение отношения SiO2: А12Оз снижает его активность при 320 С примерно в восемь раз.  [13]

Дальнейший ключ к пониманию механизма реакции дает разложение диазокетона в отсутствие воды с образованием кетена типа R-СН С О. Сам кетен присоединяет воду, образуя уксусную кислоту.  [14]

Намечен путь к пониманию механизма реакции Кадэ.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Модель понимания реакций на несправедливость — Мегаобучалка

Выше мы рассматривали вопрос о том, какую роль в восприятии несправедливо­сти играют культурные различия. В этом разделе мы рассмотрим, как представи­тели разных культур реагируют на несправедливость. Ощущение несправедливо­сти и те реакции, которые оно вызывает, важны по многим причинам. Например, при исследованиях организационных структур было обнаружено, что ощущение несправедливости влечет за собой низкую производительность труда, воровство, неподчинение установленным в учреждении нормам, протесты, прогулы, уход с ра­боты и судебные тяжбы (обзор см. у Lind, Kray & Thompson, 1998; Rutte & Messick, 1995). При межкультурных контактах это ощущение, очевидно, может быть при-

чиной конфликтов, подозрений, неудовлетворенности, гнева и других отрицатель-лых эмоций, ухудшения межличностных отношений, стресса и прочих разруши­тельных для поведения и психики последствий.

Несколько исследовательских коллективов пытались обобщить реакции на не­справедливость. Мы разработали концептуальную схему, позволяющую структу­рировать понимание этих реакций (Leung & Stephan, 1998,2000). Мы провели два основных разграничения. Первое связано с различием между психологическими и поведенческими реакциями (Rutte & Messick, 1995). Психологические реакции носят преимущественно внутренний характер и могут включать как когнитивные реакции, например оценку себя и окружающих, так и эмоциональные реакции, например гнев, зависть, негодование или разочарование. Поведенческие реакции представляют собой действия явного характера, которые могут быть направлены как на виновника несправедливости, так и на окружающих.

Второе разграничение касается источника несправедливости, а именно, явля­ются ли источником несправедливости действия индивида или группы. Это раз­граничение подобно разграничению, которое делалось в литературе по относитель­ной депривации, где различались эгоистическая относительная депривация и брат­ская относительная депривация (Runciman, 1966; Vanneman & Pettigrew, 1972). Речь идет о том, что индивид может по-разному реагировать на проявления неспра­ведливости по отношению лично к нему и по отношению к его группе. Если неспра­ведливость имеет личностную направленность, индивид, по отношению к которо­му совершена несправедливость, может отомстить обидчику, если же несправед­ливость была проявлена по отношению к группе, к которой принадлежит индивид, сражаясь с несправедливостью, он может объединиться с другими членами мы-группы.



Линд и соавторы (Lind et al., 1998) провели исследование, которое свидетель­ствует о важности такого разграничения. Они обнаружили, что студенты в США более остро реагируют на несправедливость, когда объектом несправедливого об­ращения являются лично они, а не другие члены их группы. Следует отметить, что результаты, подобные данным, полученным Линдом и соавторами (Lind et al., 1998), по-видимому, более характерны для индивидуалистической, чем для кол­лективистской культуры, в которой привязанность к мы-группе и меньшее внима­ние к потребностям и желаниям отдельной личности вызывает у человека более острую реакцию на несправедливое обращение с представителями мы-группы, нежели на несправедливость в отношении самого себя.

Райт и Тэйлор (Wright & Taylor, 1998) предложили концептуальную схему, которая подобна нашей, но отличается от нее несколькими ключевыми моментами. Они считают, что существует пять основных типов реакции на несправедливость. Во-первых, они различают действие и бездействие. Одной из самых распространен­ных реакций на несправедливость, отмечают они, является отсутствие каких бы то ни было действий. Кроме того, авторы различают действия, направленные на улуч­шение собственного состояния, и действия, направленные на улучшение состоя­ния мы-группы. Третье разграничение касается действий, которые в данном обще­стве являются нормативными, и теми, которые представляют собой отклонение от

существующей нормы. В итоге получается пять типов реакции, а именно: бездей­ствие, нормативные действия индивида, ненормативные действия индивида, кол­лективные нормативные действия и коллективные ненормативные действия.

Разграничения Райта и Тэйлора в отношении индивида и группы отличаются от наших (Leung & Stephan, 1998, 2000). Мы обращаемся к различиям, связанным с характером несправедливости (совершена она в отношении индивида или груп­пы), они же рассматривают различия, касающиеся характера реакции на неспра­ведливость (индивидуальная или групповая). Категория бездействия, выделенная Райтом и Тэйлором, эквивалентна нашей категории психологической реакции, однако в данную категорию мы включаем более широкий круг реакций, чем Райт и Тэйлор. Выделение Райтом и Тэйлором категорий нормативных и ненорматив­ных реакций представляется не очень удачным, поскольку то, что отклоняется от нормы в одной культуре, может считаться нормой в другой.

Как наша концептуальная схема (Leung & Stephan, 1998, 2000), так и модель Райта и Тэйлора (Wright & Taylor, 1998) не учитывают ряда других различий, которые, судя по всему, важны для понимания реакций на несправедливость. На­пример, люди могут по-разному реагировать на несправедливость распределения, несправедливость процессуального характера и несправедливое возмездие. Иссле­дование воровства служащих в крупной корпорации иллюстрирует это предполо­жение (Shapiro, Trevino & Victor, 1995). В ходе этого исследования было обнару­жено, что ощущение процессуальной несправедливости является более надежным прогностическим фактором воровства, чем ощущение несправедливости распре­деления или несправедливости взаимоотношений. Если служащий считает, что в компании соблюдается процессуальная справедливость, вероятность того, что он будет воровать, снижается. В ходе другого исследования, которое иллюстрирует важность разграничения между разными типами несправедливости, в большой телекоммуникационной компании, которая находилась в стадии сокращения, было обнаружено, что ощущение служащими процессуальной несправедливости было тесно связано с поведенческими реакциями, тогда как ощущения, касающиеся справедливости распределения, были тесно связаны с негативными эмоциональ­ными реакциями (Armstrong-Stassen, 1998).

В целом, типы поведенческих реакций, направленных на восстановление спра­ведливости, вероятно, изменяются как функция от типа несправедливости. Подоб­ным образом, как функция от типа несправедливости, могут меняться и психоло­гические реакции. Судя по всему, существуют культурные различия в понимании того типа несправедливости, который вызывает наиболее острые реакции. Возмож­но, по сравнению с представителями коллективистских культур представители индивидуалистических культур более восприимчивы к справедливости распреде­ления, что связано с их четкими представлениями о справедливости по отношению к отдельной личности. Более пристальное внимание, уделяемое в коллективист­ских культурах подобающему поведению, может привести к более острой реакции такой культуры на процессуальную несправедливость по сравнению с индивидуа­листическими культурами, поскольку коллективистская культура делает акцент на взаимозависимости. Исследование Брокнера и его коллег (Brockner et al., 2000),

о котором говорилось выше, подтверждает большую восприимчивость коллекти­вистской культуры к процессуальной справедливости и справедливости взаимо­отношений по сравнению с индивидуалистической культурой.

Исследование, которое провели Микула, Петри и Танцер (Mikula, Petri & Tanzer,

1990) в индивидуалистических европейских странах (Германии, Австрии, Фин­ляндии и Болгарии), говорит об общности этих стран в восприятии несправедли­вости. В ходе этого исследования было обнаружено, что, рассказывая о своем опыте столкновений с несправедливостью, люди чаще вспоминают случаи, связанные с несправедливостью взаимоотношений, чем с несправедливым распределением или процессуальной несправедливостью.^ ходе исследования было установлено, что случаи несправедливости взаимоотношений распространены в индивидуалистиче­ских культурах, однако остается непонятным, имеют ли они большее распростране­ние в коллективистских культурах и придается ли им там большее значение.

Существует еще одна характеристика несправедливых действий, которая может определять реакцию на несправедливость. Несправедливые действия могут вести к разным последствиям. Например, Кропанзаио и Бэрон (Cropanzano & Baron,

1991) утверждают, что несправедливые действия могут касаться либо материаль­ного благосостояния индивида, либо его социального статуса. Особое внимание, которое уделяется в индивидуалистических культурах личным достижениям, может привести к тому, что ущербу экономическому благосостоянию в таких куль­турах будет придаваться большее значение, в то время как значимость межличност­ных отношений и социального статуса в коллективистских культурах, вероятно, повысит восприимчивость к ущербу, который наносится взаимоотношениям и положению в обществе. В первую очередь это будет относиться к коллективист­ским культурам с большой дистанцией по отношению к власти.

Наконец, есть еще один аспект реакций на несправедливость, полезный для их классификации. Реакция на несправедливость может носить деструктивный или конструктивный характер, направленный на ее преодоление или устранение. Месть, возмездие, вспышки гнева, оскорбления и депрессия носят деструктивный характер, потому что не способствуют восстановлению справедливости. В отличие от них переговоры, подача жалоб, гражданское неповиновение и другие формы протеста, не связанные с насилием, могут способствовать успешному восстановле­нию справедливости. Это разграничение подобно выделенным Кросби (Crosby, 1976) разновидностям реакций на эгоистическую относительную депривацию. Она считает двумя основными типами реакций на относительную депривацию насилие, направленное против общества, и стремление к конструктивному изменению общества. Проблема при выделении категорий конструктивных и деструктивных реакций состоит в том, что определить, насколько та или иная реакция на неспра­ведливость конструктивна или деструктивна, можно только по ее последствиям. Внешне деструктивная реакция, например протест с применением насилия, может привести к восстановлению справедливости, то есть к конструктивному резуль­тату.

Вообще представители коллективистских культур, вероятно, в меньшей степе­ни склонны реагировать на несправедливость деструктивным поведением (возмез­дие, протест, конфликт), чем представители индивидуалистических культур,

поскольку в большинстве коллективистских культур, особенно в Азии, культиви­руется стремление к гармонии (Leung, 1997) и избеганию конфликтов. Но когда в коллективистской культуре большое значение придается чести и уважению, то это может означать, что, если представители этих культур будут реагировать на неспра­ведливость деструктивным поведением, данная реакция будет носить более острый характер, чем реакция представителей индивидуалистической культуры. Кроме того, негативная поведенческая реакция на несправедливость в коллективистской культуре может быть не менее выраженной, чем в индивидуалистической культуре, если нарушитель является членом они-группы. С другой стороны, возможно пред­ставители коллективистских культур будут в большей степени, чем представители индивидуалистических культур, склонны реагировать на несправедливость кон­структивным образом (посредничество, примирение, переговоры, сохранение лица), стремясь сохранить или восстановить гармонию.

Сравнительные кросс-культурные исследования реакций на несправедливость находятся сейчас в стадии становления. Большинство проведенных исследований касаются реакций на несправедливость лишь в одной культуре. Большая часть из них проводилась в западных странах. Лишь несколько исследований было прове­дено не на Западе, но общее количество кросс-культурных исследований невели­ко. Исследования, проведенные в западных странах, позволяют получить опреде­ленное представление о том, как представители индивидуалистических культур реагируют на несправедливость, и эти данные могут служить базой для сравнитель­ной оценки реакций представителей коллективистских культур.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *