А.В. Петровский. Быть личностью | Мир Психологии
в раздел Оглавление
Часть I
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ
А.В. Петровский. Быть личностью
Проблема социогенных потребностей человека в последнее время все больше привлекает внимание психологов. Перечень этих потребностей весьма велика. К ним относят такие фундаментальные потребности, как потребность в общении, познании, творчестве, труде, подражании, эстетическом наслаждении, самоопределении и многие другие.
Исходя из всего вышеизложенного, не следует ли выделить еще одну социогенную потребность индивида, а именно потребность быть личностью, потребность в персонализации. У нас нет, очевидно, оснований опасаться упреков в банальности постановки вопроса. Если видеть в личности не просто индивида как носителя той или иной социальной роли или держателя «пакета» своих индивидуально-психологических особенностей, а некое «сверхчувственное» качество человека, которое полагается в других людей, в межличностные отношения и в него самого «как другого» посредством социально детерминированной деятельности, то мы вправе задуматься над источником и условиями процесса такого полагания. Обратимся для этого к основному источнику активности человека — к его потребностям: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей…»1.
Можно предположить наличие у индивида некой социогенной потребности быть личностью во всей полноте ее общественных определений. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее, оставаться индивидом в значительной степени совпадает с потребностью самосохранения, со всем ансамблем витальных потребностей человека.
Личностью человек становится в труде и общении. «Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся»2. Совместный труд невозможен без взаимного обмена представлениями, намерениями, мыслями. Но он предполагает также необходимость знания о том, что представляют собой участники труда. Это знание получают главным образом опосредствованно через деятельность, которая осуществляется совместно. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. Так не следует ли предположить, что в единстве с потребностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общую удачу, быть наилучшим образом понятым и оцененным окружающими.
1 Маркс К, Энгельс Ф. Лейпцигский собор, Соч., т.3, с.245.
2 Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность, с.176.
Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует в группе содержание своей потребности в персонализации, которая субъективно может выступать как желание внимания, славы, дружбы, уважения, лидерства, может быть или не быть отрефлектирована, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференцированной оценки себя как личности, человек в деятельности полагает себя в общность как необходимое условие ее существования. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, ибо индивид впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего знания.
Прибегая к метафоре, можно сказать, что в обществе изначально складывается своеобразная система «социального страхования индивида». Осуществляя посредством деятельности позитивные «вклады» в других людей, щедро делясь с ними своим бытием, индивид обеспечивает себе внимание, заботу, любовь на случай старости, болезни, потери трудоспособности и т.д. Не следует понимать это слишком прагматически. Полагая свое бытие в других людей, человек вовсе не обязательно предвкушает будущие дивиденды, а действует, имея в виду конкретные цели деятельности, ее предметное содержание (хотя не исключена и намеренная, осознанная потребность персонализации). Если рассматривать, к примеру, любовь и заботу деда о внуке объективно, без сентиментальности, то это отношение как момент персонализации продолжается в будущем любовью внука к деду, т. е. возвращает ему его собственным бытием, обогащенным бытием молодого поколения.
Здесь можно отчетливо увидеть собственно человеческое начало, заложенное в процессе персонализации. Советский психолог К.К. Платонов как-то шутливо сказал во время разговора по поводу романа Веркора «Люди или животные?», где в остро гротескной форме поставлен вопрос об отличии человека от животных: «А я укажу вам на одно заведомое отличие — животные не знают дедушек и бабушек!» В самом деле, только человек способен продолжить себя не только в следующем поколении, но и через поколения, создавая свою идеальную представленность во внуках.
Потребность человека быть личностью, осуществлять свои деяния с пользой для общности, которой он принадлежит, и потому для себя как ее члена в самой себе уже содержала возможность расщепления поступка «для себя» и «для других», в свою пользу или в пользу общности, группы, коллектива. При этом деяние легко могло обернуться злодеянием.
Социогенная потребность быть личностью существует всегда в конкретно-исторической форме, имеет классовое содержание. В антагонистических общественно-экономических формациях эта потребность могла быть полностью реализована только представителями господствующего класса и всеми способами подавлялась у порабощенных.
Отчуждение результатов труда, характерное для антагонистических формаций, порождало извращенные формы личностной атрибуции индивида. Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому этот предмет предназначен. Этот парадокс деперсонализации творца в обществе эксплуатации человека человеком превосходно схвачен в гротескной форме Э. Т.А. Гофманом в новелле «Крошка Цахес, называемый Циннобером», где маленькому уродцу Цахесу силой волшебства приписываются все заслуги окружающих, а все его собственные недостатки и промахи относят кому-нибудь другому.
В социалистическом обществе отсутствует подавление личности в угоду чьим-либо экономическим расчетам и интересам.
Свободное и всестороннее развитие способностей позволяет человеку посредством общественно полезной деятельности осуществлять позитивный вклад в других людей, в жизнь общества в целом.
Итак, гипотетическая социогенная потребность быть личностью реализуется в стремлении быть идеально представленным в другом человеке, жить в нем, изменить его в желательном направлении. Подобно тому как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически (продолжить род, произвести потомство), личность индивида стремится продолжить себя, заложив идеальную представленность, свое «инобытие» в других людях. Еще раз спросим: не в этом ли сущность общения, которое не сводится только к обмену информацией, к актам коммуникации, а выступает как процесс, в котором человек делится своим бытием с другими людьми, запечатлевает, продолжает себя в них и предстает перед ними как личность.
Реализация потребности быть личностью, очевидно, лежит в основе художественного творчества, где транслятором, с помощью которого достигается полагание себя в других, выступают произведения искусства. Конечно, отнюдь не предполагается, что потребность персонализироваться через другого человека ясно осознается как теми, кто эту потребность переживает, так и теми, посредством которых осуществляются акты персонализации. Скульптор, высекающий статую, удовлетворяет свою творческую потребность воплотить в мраморе свой замысел и осознает прежде всего само данное стремление. Именно этот момент схватывают и на нем застревают различные теории «самовыражения» и «самоактуализации» личности типа концепции А. Маслоу. Зачем художник стремится продемонстрировать свое творение максимально большому кругу людей, в особенности тем, кого он считает «ценителями», т.е. своей референтной группе? Казалось бы, осуществил акт «самоактуализации», выразил себя, реализовал в предмете, деньги, в конце концов, получил — и переходи к текущим делам! Так, может быть, все дело в том, что «субъект-объектным» актом (художник — скульптура) творческая деятельность не кончается и потребность остается неудовлетворенной, пока не удастся достроить следующее звено субъект-объект-субъектной связи (художник — скульптура — зритель), которое позволит осуществить необходимую персонализацию художника в значимых для него других.
Можно возразить: ну, разумеется, художник имеет в виду будущего ценителя, когда создает свое произведение. Но это не столько возражение, сколько поддержка — просто третье звено существует пока в идеальной форме в голове художника, но существует. В повести Владимира Орлова «Альтист Данилов» в образе скрипача, создателя «тишизма», особого направления в музыке (беззвучных музыкальных произведений), представлена субъект-объектная связь (скрипач — инструмент), устраняющая вместе с последним звеном и саму музыку, — образец «самореализации» и ссамоактуализации» в чистом виде.
Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с тем оказывается обусловленной этими социальными связями, складывающимися в конечном счете объективно, вне зависимости от воли индивида. Стремясь включить свое Я в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек удовлетворяет тем самым потребность в персонализации. Однако удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка, и процесс продолжается либо путем расширения предмета персонализации, появления новых индивидов, в которых запечатлевается данный индивид, либо путем углубления самого процесса.
Преобразование предмета деятельности изменяет и самого преобразующего субъекта. Применительно к психологии личности эта психологическая закономерность выступает в двоякой форме. Совершив благородный или недостойный поступок, личность самим фактом этого поступка изменяет самою себя. Здесь «вклад» через акт деятельности вносится в самого индивида, «как в другого». Индивид может интерпретировать благородный поступок как не имеющий значения, «пустой», «нормальный», а подлый — как «вынужденный», «безобидный» и даже вообще как деяние, продиктованное более чем благородными побуждениями (механизм психологической защиты). В то же время совершенное деяние перестраивает аффектнопотребностную и интеллектуальную сферу другого индивида, по отношению к которому благородно или подло повел себя первый. Человек вырастает или падает в глазах других людей, и это выступает как характеристика его, именно его личности.
Индивид переносит себя в другого отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, осуществляемой в конкретных социальных общностях. Из основных положений стратометрической концепции следует, что, например, альтруистические побуждения (Альтруизм — это чистейший случай полагания себя в другом) в зависимости от того, опосредствуются ли они социально ценным содержанием совместной деятельности или нет, в одном случае могут выступать в форме коллективистической идентификации, а в другом — как всепрощение, попустительство. В одном случае тот, кому адресован альтруистический поступок (или сторонний его наблюдатель), характеризуя личность первого, говорит «добрый человек», в другом — «добренький». Человек, продолжающий свое бытие в другом, удовлетворяет свою потребность в позитивной персонализации, если его деяние в наибольшей степени соответствует содержанию и ценностям деятельности, объединяющей его с другими людьми и конечном счете с общественными интересами, отраженными в ней.
Потребность в персонализации может не осознаваться ни испытывающим эту потребность человеком, ни объектами его деяний. Она может быть осознана, вербализована в обостренной, иногда в болезненно гипертрофированной форме. Жажда прославиться (а следовательно, запечатлеть себя в людях) приводит к курьезам, многократно описанным писателями-сатириками. Помещик Бобчинский имел, как помним, только одну бесхитростную просьбу к «ревизору». «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский»1.
1 Гоголь Н.В. Собр. соч. В 7-ми т. М., 1977, т.4, с.62
Социально оправданный и ценный способ выражения потребности и персонализации лежит в трудовой деятельности.
Можно спорить об этических аспектах честолюбия — имеет ли человек право обнаруживать для других в явной и осознанной форме свое стремление, если таковое в наличии, выступить в качестве примера и тем самым продолжить себя в себе подобных. Но, по-видимому, если это стремление опосредствуется общественно ценной трудовой, творческой деятельностью, то вряд ли будет справедливо брать под сомнение уместность подобной мотивации.
Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в многочисленных и хорошо изученных в психологии феноменах притязаний, склонности к риску, альтруизма и т.п.
Зависимость личности от общества проявляется в мотивах ее действий, но сами они выступают как формы кажущейся спонтанности индивида. Если в потребности деятельность человека зависит от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому система мотивов поведения личности, мотивации достижений, дружбы, альтруизма, «надситуативного» риска богаче признаками, эластичнее, подвижнее, чем потребность, в данном случае потребность в персонализации, составляющая их сущность.
Потребность быть личностью предполагает способность быть ею. Эта способность, как можно предположить, есть не что иное, как индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют осуществлять деяния, обеспечивающие его адекватную персонализацию в других людях. Итак, в единстве с потребностью в персонализации, являющейся источником активности субъекта, как ее предпосылка и результат выступает социально обусловленная способность быть личностью, как собственно человеческая способность.
Подобно всякой способности она индивидуальна, выделяет данного человека среди других людей н в известном смысле противопоставляет его им. Очевиден драматизм судьбы человека, который в силу внешних условий и обстоятельств лишен возможности реализовать свою потребность в персонализации. Однако бывает и так, что способность быть личностью остается у человека неразвитой или приобретает уродливые формы. Человек, который чисто формально выполняет свои обязанности, уклоняется от общественно полезной деятельности, проявляя равнодушие к судьбам людей и дела, которому они служат, утрачивает способность быть идеально представленным в делах и мыслях, в жизни других людей. Человек, кичащийся своей индивидуальностью, отгораживающийся от других, также в конечном счете деперсонализируется, перестает быть личностью. Парадокс! Человек подчеркивает свою «самость», но тем самым лишается какой-либо индивидуальности, теряет «свое лицо», стирается в сознании окружающих. «Пустое место» — так говорят о человеке, утратившем способность персонализироваться, а пустота, как известно, своей индивидуальности не имеет.
Но, помимо индивидуального, в способности персонализации заключено и общее. Оно проявляется в трансляции субъектом элементов социального целого, образцов поведения, норм и вместе с тем в его собственной активности, носящей надындивидуальный характер, столь же принадлежащий ему, как и другим представителям данной социальной общности.
Таковы в общих чертах психологические характеристики потребности и способности быть личностью, выступающих в неразрывном единстве.
Не следует забывать, что в основе формирования личности, помимо потребности индивида быть личностью, безусловно, лежат и другие потребности, как материальные, так н духовные. К последним должна быть отнесена фундаментальная социогенная потребность в познании и ее многочисленные производные (например, потребность в эстетическом наслаждении). Нет ни оснований, ни возможности свести потребность в персонализации к познавательной потребности человека, н наоборот. Личность индивида конструируется в процессе реализации всех ее возможностей и потребностей в социально детерминированной деятельности. Однако выделение среди них еще одного класса потребностей и способностей человека — быть личностью, а также осуществление экспериментальной проверки их реальной созидательной роли, как можно надеяться, будет способствовать дальнейшей разработке марксистско-ленинской теории личности в коллективе.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982, с.235-252
Потребность «быть личностью»[68] . А. В. Петровский. Психология личности в трудах отечественных психологов
Потребность «быть личностью»[68]. А. В. Петровский
Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивает свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера и может быть или не быть рефлектирована, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.
Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего.
Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Однако удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс не является конечным. Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, в появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении самого процесса, то есть в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей.
Реализуя потребность «быть личностью» и перенося себя в другого, индивид осуществляет эту «транспортировку» отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, производимой в конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в группе высшего уровня развития, где персонализация каждого выступает в качестве условия персонализации всех. В группах корпоративного типа, напротив, каждый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации других. Этот психологический факт фиксирует концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. ‹…›
Менталитет личности
Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества. Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта– от итал. «мщение») – это, бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданиям окружающих. Если бы сознание каждого отдельного человека автоматически управлялось менталитетом общности, то, вероятно, эта общность через некоторое время подверглась бы полному самоуничтожению. Очевидно, общечеловеческое начало пересиливает косность традиций, закрепленных в менталитете, следовательно, менталитет общности и сознание индивида, члена этого общества, образуют единство, но не тождество.
Итак, менталитет – это совокупность принятых и в основном одобряемых определенным обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей.
Есть основания считать, что здесь действует механизм установки. Причем человек не осознает свою зависимость от установки, сложившейся помимо его воли и действующей на бессознательном уровне. Именно потому менталитет не дает возможности субъекту осуществить рефлексию. Носитель его пребывает в убеждении, что он сам сформировал свои убеждения и взгляды.
В этом обстоятельстве заключаются огромные трудности перестройки сознания человека в изменившемся мире.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Личностью не рождаются, а становятся
Личностью не рождаются, а становятся Человеческие существа имеют большую способность к размножению и выживаемость. Многие виды животных и растений не смогли выжить в изменяющихся условиях жизни на Земле или смогли выжить только в определенных местах, где существуют
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в
ЧТО ЗНАЧИТ «СТАНОВИТЬСЯ ЛИЧНОСТЬЮ»
ЧТО ЗНАЧИТ «СТАНОВИТЬСЯ ЛИЧНОСТЬЮ» Эта глава впервые была представлена в виде конспекта выступления на встрече в Оберлинском колледже в 1954 году. Я пытался объединить в более законченной и четкой форме некоторые вызревавшие во мне понятия психотерапии. Позже материал был
Теория личности с позиций категориального анализа психологии[19] . А. В. Петровский
Теория личности с позиций категориального анализа психологии[19]. А. В. Петровский При анализе категориального строя психологической науки, как следует из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмета
Идея свободной причинности в психологии личности[86] . В. А. Петровский
Идея свободной причинности в психологии личности[86]. В. А. Петровский Идея «свободной причинности» (т. е. возможности самопроизвольно начинать причинно-следственный ряд) по своему историческому «возрасту» ровесница самой философии, в которой она с такой настойчивостью и
Глава 8.
Как стать преуспевающей личностьюГлава 8. Как стать преуспевающей личностью Подобно болезни, которую врач устанавливает на основании известных симптомов, успех и неудачу можно также предопределить при наличии известных условий. Дело в том, что в действительности успех не просто приходит и человек вовсе
3. ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ИСПЫТЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ ВСЕГДА БЫТЬ ПРАВЫМИ?
3. ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ИСПЫТЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ ВСЕГДА БЫТЬ ПРАВЫМИ? Чтобы понять это свойство современного мужчины, мы должны проследить его воспитание с детства. От мальчиков ожидают, что они будут храбрыми, никогда не будут плакать и все будут делать правильно. Такой ролевой
Упражнение «Быть цельной личностью»
Упражнение «Быть цельной личностью» Читая истории моих героев, прислушайтесь к себе. Что они вызвали в вас? Если зависть и раздражение, это… очень хорошо ?. Если восхищение – ничем не хуже.Все это – отличный материал для работы над собой. В теории Юнга есть понятие Тени –
4. Потребность быть нужной
4. Потребность быть нужной Добросердечная женщина Влюбилась в вовремя подвернувшегося мужчину; Она любит его, несмотря на его пороки, Которых она не понимает. «Добросердечная женщина» «Не знаю, как она все это терпит. Я сошла бы с ума, если бы мне пришлось справляться с
«Как ты стала личностью?»
«Как ты стала личностью?» Я. Да, это действительно интересно. Теперь бы я хотел вернуться к другому вопросу. Как ты сама сказала, до того как у тебя развилось психическое расстройство, ты была человеком, созданным другими людьми. Ты упомянула, что прошла психотерапию.
Игровое взаимодействие с личностью
Игровое взаимодействие с личностью Личность представляет собой сложное психологическое образование. Как совокупность общественных, социальных отношений она находится между человеком и обществом, а значит, принадлежит, как минимум, в равной степени человеку и обществу.
Закон 11 Стань яркой личностью!
Почему опасно быть творческой личностью
Почему опасно быть творческой личностью [26]Я имею в виду «опасно» для вашей личной жизни, для близких отношений.Проанализируйте биографии великих творцов из любой области искусства. Многие неоднократно разводились. Кто-то так никогда и не женился. Кто-то не стал
Потребность быть признанным
Потребность быть признанным Трое дошкольников играли вместе. Некоторое время они занимались с большим интересом, но потом двое отошли, игнорируя третьего, и продолжали играть без него. Прошло немного времени, и ребенок, оставшийся один, начал кричать: „Я здесь! Я здесь!
Потребность любить и быть любимым
Потребность любить и быть любимым Когда Бог хочет сделать что-то величественное или думает исправить глубокую несправедливость, он избирает очень необычные пути. Он не вызывает землетрясения и не посылает грозу.Вместо этого с Божьего благословения в обычном доме у
Что значит быть «человеком»? В разных культурах разные ответы
Противники и сторонники права на аборт часто формулируют свою позицию с точки зрения двух фундаментальных ценностей: «жизни» или «выбора».
Однако многие защитники «жизни» спокойно лишают человека жизни в таких ситуациях, как война или смертная казнь. Многие на стороне «выбора» выступают за государственное регулирование оружия или обязательное ношение масок и вакцин.
Насколько я понимаю, «жизнь» и «выбор» сами по себе не являются проблемой. Центральный вопрос заключается в том, что или кто составляет личность.
Этот вопрос давно занимает антропологов, особенно таких, как я, которые специализируются на изучении неевропейских религий. Некоторые представления о том, что значит быть человеком, обычно принимаемые как должное в Соединенных Штатах и Европе, просто не разделяются последователями других религиозных традиций и культур.
Представления о личности в культуре США во многом являются продуктом христианства, в котором личность неразрывно связана с понятием души. Только существо, обладающее душой, является личностью, а личность трактуется как черно-белая материя: либо у существа есть душа, либо ее нет.
Фрагмент фасада церкви в Конке, Франция, иллюстрирует христианское учение о спасении. Фото JARRY/TRIPELON/Gamma-Rapho через Getty ImagesКак специалист по религии в Африке, я узнал о религиозных традициях, которые рассматривают личность совершенно по-другому и более тонко. Большинство людей в Африке идентифицируют себя как мусульмане или христиане, но местные религии остаются широко распространенными, и многие рассматривают личность как процесс, а не раз и навсегда явление.
Постепенное становление личности
Это хорошо иллюстрируется представлениями о детях в культуре бенг в Кот-д’Ивуаре, которые антрополог Альма Готтлиб подробно описывает в своей замечательной этнографии 2004 года «Загробная жизнь — это то, откуда мы пришли».
Для Бенга все младенцы — реинкарнации недавно умерших людей. Они появляются из места, называемого «wrugbe», которое одновременно является загробной жизнью и своего рода преджизнью.
Представление о том, что дети являются реинкарнациями, особенно предков, едва ли характерно для бенгов или африканских религий, если уж на то пошло. Действительно, новорожденный действительно не вышел из «wrugbe», пока его перерезанная пуповина не высохнет и не отпадет. Только тогда младенец считается в каком-либо смысле личностью. Если она умрет заранее, она не получает никаких похорон. Даже после этого, пока детям не исполнится несколько лет, люди верят, что они остаются балансировать между «вругбе» и миром обычных людей.
Для бенгов и многих других народов ритуалы отмечают развитие личности. В некоторых культурах считается, что дети не имеют полного пола, пока они не прошли инициацию. Сам процесс инициации представляет собой символическую смерть и возрождение, как будто посвященный становится новым человеком. В некоторых обществах — например, талленси в северной Гане — если человек когда-либо и достигает полноценной личности, то только после смерти, когда он становится предком, полностью вовлеченным в жизнь своих потомков.
Посвященных встречают из школы инициации их друзья и семьи на ферме Ориндж, Южная Африка. Lucky Maibi/Daily Sun/Gallo Images через Getty ImagesНе только люди
«Люди» даже не обязательно являются людьми. В культурах манде в Западной Африке, таких как общины дьюла, где я проводил исследования, каждый клан связан с «нтаной», крупным и опасным видом диких животных: например, со львами, леопардами, слонами, крокодилами или питонами. Члены вида считаются личностями, но только для особей ассоциированного клана.
У каждого есть история о происхождении их отношений с их нтаной – как правило, о том, как предок вида спас предка клана, например, вытащив его из ямы, в которую он упал. Члены клана не должны убивать или есть свою нтану, а контакт или даже вид останков мертвого животного считается опасным.
Два аспекта личности особенно выделяются, когда мы сравниваем, как парадигмы варьируются от культуры к культуре.
Во-первых, личность иногда рассматривается как процесс, а не как устойчивое состояние, и не является чем-то, что автоматически присуще каждому человеку. Во-вторых, личность — это не чисто индивидуальное явление, а внутренне связанная с социальными отношениями — особенно между родителями, братьями, сестрами и детьми; между супругами и родственниками; и между живыми и мертвыми. Христианство, с другой стороны, придает особое значение душе и индивидуальному спасению: существо либо имеет душу, либо нет, и ответственность за спасение или проклятие этой души лежит на человеке.
В обществах с христианским большинством может быть не всегда очевидно, в какой степени наши само собой разумеющиеся представления о личности проистекают из христианской основы, пока их не сравнивают с другими религиозными традициями. С моей точки зрения, закрепить эти идеи в законе — в частности, запретив аборты или даже разрешив их запрещение, — значит внедрить теологию в юридический принцип.
Что значит быть простым человеком?
Я всегда говорил, что я не общительный человек. Я говорю это, потому что мне не нравятся большие группы людей в таких ситуациях, как коктейльные вечеринки, где разговор требует вынужденной светской беседы. Я также нахожу встречи с новыми людьми стрессовыми, гораздо предпочитая ужин с друзьями ужину с новыми знакомыми. Теперь, даже со всеми этими традиционно красноречивыми признаками, что я не общительный человек, я переосмысливаю это самоопределение.
Я знаю поверхностное определение слова «человек из народа», но возможно ли, что существует более глубокое значение слова «человек из народа»? Может быть, это не тот человек, который любит бродить по офису или вечеринке, встречаться и здороваться, стучать кулаками, хлопать по спине и расспрашивать о детях. Или, может быть, этих вещей недостаточно, чтобы заслужить титул «общественный человек».
Я нашел статью Карен Ниммо «10 черт (настоящего) человека: есть ли они у вас?» В статье отмечается, что именно ловкость в межличностных отношениях, а не легкость вечеринки с коктейлем, делает «общественным человеком». Например, Ниммо пишет, что простой человек заботится о других, с ним легко общаться, он задает хорошие вопросы (что, как я думаю, означает, что он также должен быть хорошим слушателем), не раздражает других людей и хорошо запоминает «маленькие моменты». вещи.»
Нужно ли компаниям переосмыслить, какие сотрудники действительно хорошо ладят с другими? Для менеджера или отдела нет ничего необычного в том, чтобы пометить шлепающего по спине, который может не иметь ни одного из вышеперечисленных качеств, как «общественного человека». Затем этот человек классифицируется как тот, кого следует перевести на более высокие должности, потому что он предположительно хорошо умеет общаться с людьми. Я на собственном опыте убедился, что это не всегда так.
В течение моей карьеры я встречал менеджера, который отлично заводил разговоры с незнакомыми людьми и деловыми контактами. Ему больше всего нравилось ходить по торговым киоскам или сидеть в баре, потягивая коктейль за коктейлем, трахаясь с человеком, с которым он пытался заключить сделку. И все же в межличностном общении с сотрудниками он оставлял желать лучшего.
Например, он избегал планирования карьеры, ни разу не заглянул, чтобы узнать, в каком направлении я хочу развиваться, практически предложил вакансию выше меня другому человеку, даже не сообщив мне, что эта вакансия будет открыта, и никогда не спрашивая, могу ли я был заинтересован. Зная, каким бесчувственным и неотзывчивым он был, я отправил электронное письмо другому руководителю и его боссу, дав им понять, что я уйду, если меня не повысят до этой должности. Этот обходной путь сработал, и я получил повышение. Но мне приходилось ориентироваться вокруг своего менеджера, а не искать у него поддержки, поощрения и справедливого обращения.
В повседневных операциях по умолчанию он заключал деловые сделки, в которых обещал луну — луну, которую мы, работавшие на него, должны были доставить. Проблема была в том, что он не удосужился спросить нас, осуществимо ли то, что он обещал. И он часто не говорил нам о том, что обещал, даже после того, как сделка была заключена. Или он говорил одному сотруднику, на кого повлияет новая сделка, но не говорил другим. Он был известен тем, что не отвечал на электронные письма, а иногда даже на текстовые и голосовые сообщения.
Он был мелочным, когда однажды попросил нас отложить доставку материалов, которые были обещаны рекламодателю, потому что рекламодатель ответил на одно из его электронных писем таким образом, что это оскорбило его. Он также играл в фавориты и был двуличным. Под давлением он дал мне повышение, но выхолостил должность, предоставив ресурсы, возможности для продвижения и, возможно, зарплату человеку, которого он изначально хотел получить на эту должность. Он поместил этого человека в меньшее, гораздо менее прибыльное сестринское издание, которое выходило реже и имело гораздо меньше рекламодателей. Тем не менее, он назначил младшего сотрудника для этого человека и изо всех сил старался отпраздновать небольшие успехи этого издания, игнорируя при этом большие достижения и гораздо большую прибыльность того издания, над которым я работал.
Я мог бы продолжать, но вы поняли. С ним было приятно и легко общаться в обществе и на деловых встречах, но когда вы становились его сотрудником (если только вы не были фаворитом), он не был таким очаровательным.
Настоящим испытанием для порядочного человека является то, как он ведет себя после заключения сделки — после того, как получил от вас то, что хотел. Что за сотрудник этот человек? Общаются ли они часто, четко и деликатно с коллегами и непосредственными подчиненными? Это человек, который знает дни рождения своих сотрудников, знает, что нравится каждому сотруднику, и получает удовольствие от празднования вместе с ними? Возможно, всем нам пора переосмыслить, что значит быть человеком, и перестать продвигать тех, кто представляет собой не более чем шоуменов на коктейльных вечеринках и деловых встречах, способных отлично петь и танцевать, но неспособных на значимые и заботливые отношения с людьми.