Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство. Понятие совести Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый, никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе. Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний — страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека. Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Что это значит? Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум — большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает, молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия, для исправления ситуации, если это, конечно, возможно. Совесть — чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться. Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежности окружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл от властей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самих установок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации. Чистая совесть Поделитесь с Вашими друзьями: |
genew.ru
Совесть — реальное «шестое чувство»
Все мы знаем о наличии у человека пяти основных органов чувств:
- Глаза (зрение)
- Уши (слух)
- Язык (вкус)
- Нос (обоняние)
- Кожа (осязание)
Именно благодаря этим чувствам мы можем реально и объективно познавать окружающий нас материальный мир. Фраза «шестое чувство» — это идиома, которая используется для обозначения дополнительного чувства отличного от пяти основных. Кто-то говорит, что это вестибулярный аппарат, который даёт чувство равновесия и положения в пространстве, что же, вполне может быть, правильно говорит. Но я сейчас не хочу говорить о вестибулярном аппарате, оставим этот спор учёным. «Шестое чувство» это просто крылатая фраза, для выражения дополнительного чувства и именно в таком смысле я её использую. Может быть, на самом деле я говорю о седьмом чувстве, что же, мне так даже больше нравиться ибо семь – это число Библейской полноты, завершенности. Но что такое совесть?
Пять основных органов чувств предназначены для познания материального мира. Совесть же есть нравственным, духовным чувством. Она предназначенная для познания нематериального мира. Для познания законов добра и зла. Что делает совесть? Она просто даёт оценку нашим мыслям, желаниям и поступкам на основе объективных моральных законов. Именно благодаря совести каждый человек знает хорошо или плохо он думает или поступает. Именно благодаря нравственному чувству (духовный «орган» совесть) мы знаем, что законы добра и зла, есть объективными. Точно так же, как благодаря зрению, мы объективно различаем свет и тьму и можем говорить об объективности законов преломления световых лучей.
Важно уточнить, что когда я говорю: «духовный орган», я использую скорее аналогию из материального мира, аналогию биологического организма, чем говорю о некоем реальном органе, который можно отделить и разобрать на части, только лишь с той разницей, что он принадлежит нашему духу(душе). Ибо наша душа это и есть наша личность, а личность неделима, ввиду свойства свободы воли. Поэтому, я считаю, что совесть есть неотъемлемой частью нашей личности и отделить её невозможно.
Вывод: кроме пяти основных чувств познания материального мира, мы имеем вполне реальное и конкретное «шестое» нравственное чувство, которое мы получаем благодаря «духовному органу» совести. Наличие у человека совести позволяет ставить нравственные эксперименты для познания нравственных, моральных законов, аналогично экспериментам для познания законов материального мира. При этом объективность результатов этих экспериментов будет не меньше, чем любых материальных, ибо совесть есть у всех людей, а сила нравственного чувства достаточно сильна, так, что его ни с чем не спутаешь.
apologet.net
О совести и чувстве вины
Однажды я озадачился вопросом, что такое совесть. Поводом для этого послужила ситуация на моей наёмной работе. Один из моих коллег обратил внимание, что я регулярно занимаюсь совсем не тем, чем, по его мнению, следует заниматься на рабочем месте, и у нас произошёл конфликт на этой почве.
Я всегда любил учиться, и использовал любую свободную минуту, чтобы получить новые знания, умения и навыки в наиболее важных для себя областях. К сожалению (или к счастью, уж не знаю), на тот момент это никак не относилось к вещам, с которыми были связаны мои должностные обязанности. Вместо того, чтобы заниматься изучением технической документации по обслуживанию и администрированию серверов, меня больше тянуло освоить новый иностранный язык или послушать запись вебинара о самомотивации и достижении целей. Когда в течение рабочего дня не было никаких срочных дел, я спокойно использовал это время для саморазвития. Я прекрасно осознавал, что не приношу этим никакой пользы своей организации. Более того, я осознавал, что мне в любой момент может «прилететь» за это от вышестоящего начальства, со всеми вытекающими последствиями вплоть до увольнения, но был морально готов к такому повороту событий, и считал, что это было бы вполне справедливо со стороны работодателя.
С точки зрения своего коллеги, я поступал плохо, бессовестным образом. Так как работодателем оплачивается время, проведённое на работе (8-часовой рабочий день), то порядочный человек должен посвящать все эти 8 часов исключительно той деятельности, которая перечислена в его должностных обязанностях. Иными словами, раз я получаю за это деньги, то должен их полностью отрабатывать, иначе я становлюсь бездельником и лентяем. А уж если я «бездельничаю» осознанно, то совесть у меня отсутствует.
И я задумался, что вообще за штука такая — совесть. Например, когда кто-то говорит, что его «мучает совесть» — что имеется в виду? Для меня это означает, что нет внутренней гармонии с собой; это конфликт между разными частями себя. Совесть начинает мучить, когда человек действует вразрез с собственными убеждениями, когда сопротивляется и не может что-то в себе принять как есть. Сделал что-то, поддавшись минутному порыву — и тут же срабатывает убеждение, что это плохо, аморально, неприлично, некрасиво, недопустимо… И начинает грызть внутри червячок, называемый совестью. Вместо того, чтобы задаться вопросом «А почему, собственно, это плохо?? КОМУ ИМЕННО от этого плохо? КТО ИМЕННО и КАК ИМЕННО пострадает от этого?», человек клеймит САМОГО СЕБЯ ПЛОХИМ, НЕПРАВИЛЬНЫМ, и мучается от осознания себя таким.
Или, наоборот, совесть мучает за то, что НЕ сделал чего-то, что (согласно убеждениям) ДОЛЖЕН был сделать. Например, не подал милостыню бабушке на улице, или не дал приятелю денег в долг, а тот ещё и обиделся…
А ещё говорят: «совесть не позволяет». Это когда в душе хочется чего-то — но по каким-то внутренним убеждениям это считается недопустимым, человек не позволяет себе этого хотеть,
Совесть тесно связана с чувством вины и стыда. Испытывающий муки совести человек всегда ощущает себя виноватым, и ему стыдно за совершённое действие. Чувство вины — самое разрушающее чувство, оно способно уничтожить личность, и не приносит пользы никому. То же самое и со стыдом. Но если что-то УЖЕ сделано, какой смысл стыдиться этого или обвинять себя? Можно либо принять сделанное с достоинством, либо спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы в данных обстоятельствах чувствовать себя более комфортно?».
Мы цепляемся за наши убеждения, как за спасительную соломинку, как будто они — это что-то основополагающее, как будто, отбросив их, мы перестанем быть собой. Но в действительности, эти убеждения не имеют ничего общего с нашей истинной сущностью. Они сформировались в процессе нашего взаимодействия с внешним миром, основываются только на частных случаях, и никак не характеризуют реальность. Поддаваясь их влиянию, мы предаём самих себя.
Так что же с совестью? В данном случае моя совесть спокойна, поскольку я не нарушил никаких своих внутренних убеждений и следовал своим ценностям. Я делал и делаю то, что выбираю делать осознанно, принимаю ответственность за свои действия и готов к любым негативным последствиям. Я свободен в выборе, как и каждый из вас, мои читатели!
Буду рад узнать, что вы обо всём этом думаете! Оставляйте свои комментарии ниже!
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
www.mylifecoach.ru
Православный взгляд на современный мир
Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла, естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни.
Св. Игнатий Брянчанинов:
«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Позднее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатлённое святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил её грех. Возвращённое нам, правильное действие совести поддерживается, возвышается последованием учению Христову».
Св. Феофан Затворник:
«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сём совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нём и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».
Совесть есть общечеловеческое явление. Голос её слышится во всяком человеческом сердце. Но, говоря о врождённости совести, нужно иметь в виду, что она даётся нам не в готовом виде, а в виде естественного нравственного чувства; из этого чувства, при участии разума и воли, путём развития, постепенно образуется естественный нравственный закон.
Таким образом, совесть находится в зависимости от всего в совокупности умственного и особенно нравственного состояния человека. А так как в умственном – и, особенно, в нравственном, отношении состояние как отдельного человека, так и целых народов, бывает извращённое, то по этой причине голос совести у людей слышится весьма различный, даже противоречивый.
Воля Божия становится известной человеку двояким способом: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа (внутренний или естественный нравственный закон) и, во-вторых, посредством Откровения или положительных заповедей, сообщённых Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанных пророками и апостолами (положительный и откровенный нравственный закон).
Носительницей и выразительницей естественного нравственного закона является совесть (от глагола «ведать», «знать», «соведать», отсюда – «сознание»). Самое название «совесть» указывает, что совесть есть прежде всего сознание, но сознание особое, сознание нравственное.
Руководствуясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определённые обычаи и нравы, которые есть не что иное, как неписаные законы, переходившие по преданию из поколения в поколение и становившиеся источником всех писаных законов. Эти законы служили руководством в общественной жизни и как бы несовершенны они ни были, всё-таки сдерживали в человеческих обществах грубый произвол, насилие и распущенность.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.
Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть — произвольные согрешения.
Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.
Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.
Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.
Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.
От безделицы, от ничтожных, по-видимому, согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям.
Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно — утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести (Лествица, Слово 18).
При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховные навыки называются страстями. Человек не замечает того, — а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.
Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха, тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.
Возлюбленнейший брат! Со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.
Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому не видимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения к ближним! Ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будут поставлены в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.
Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься — творения Божии, дары Божии человеку.
Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ, в чистоте и святости, Самому Богу.
Горе, горе! Если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор: Не вем вас (Мф.25:12). Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.
Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев Господь, признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей.
Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения — совесть».
xn--80aqflrb6f.xn--p1ai