Чувство совести – Совесть — Википедия

Чувство вины — голос нашей совести 🚩 Эмоции

Совесть – основа существования человека в обществе. Но чем же объясняется тот отрицательный смысл, который придают чувству вины многие люди? По-видимому, в расхожих представлениях путаются два понятия: чувство вины как голос совести и вина невротическая, мнимая, искупление которой невозможно, но которая, тем не менее, терзает человека и заставляет его совершать действия, выходящие за пределы нормы. Как и многие сферы человеческой психики: любовь, патриотизм, творчество, – совесть и, соответственно, чувство вины может существовать как в гармоничной, полноценной, так и в извращенной, патологической форме. И в последнем случае вина, как правило, оказывается не вытекающей из нарушения человеком собственных нравственных норм, а навязанной извне – неправильным воспитанием, исторически сложившимся общественным мнением, ошибочной идеологией.

К невротической форме чувства вины следует отнести «греховность» любого человека, проповедуемую, практически, всеми религиями. Несмотря на разработанные ритуалы и нравственное самосовершенствование, у многих религиозных людей, по разным причинам, стремление к личному спасению становится гипертрофированным – и вот для искупления грехов применяются длительные посты, ношение вериг, самобичевание и даже самосожжение. Чувство вины, приобретенное ребенком, к которому применялись физические наказания («если меня бьют – значит, я плохой»), в дальнейшем может найти выражение в агрессии, в антисоциальном поведении. Жертвы сексуального насилия во многих обществах, вместо того, чтобы вызывать сочувствие, часто навлекают на себя обвинения в произошедшем («сама виновата»), и общественный бойкот, «позор» может довести жертву до самоубийства.

Все случаи, когда чувство вины носит невротический характер, требуют работы психотерапевта. Если же вина за совершенные деяния воспитывает в человеке ответственность, стимулирует его к тому, чтобы не совершать подобных действий впредь, то можно говорить о здоровой, зрелой личности, обладающей подлинной нравственностью и способной эффективно функционировать на благо общества.

www.kakprosto.ru

Чувство вины, стыд и совесть — Психология PRO

Чувство вины, стыд и совесть идут рядом, иногда сливаясь так, что одно переживание неотличимо от другого. Как правило, принято считать эти переживания однозначно негативными. Однако здесь все не так однозначно. На определенном этапе чувство вины – это благо, способствующее развитию сущности.

Как я это вижу, чувство вины и стыд различаются. Чувство вины – это осознание, что безосновательно предал нечто светлое. Возможно, в чувстве вины парадоксальным образом смешаны страх потери и любовь – как некий созидательный настрой это потерянное воскресить. В этом отношении вина может стать мостом от разрушения к созиданию.

Стыд похож на вину, но механизм у него совсем другой. Стыд – это что-то вроде разоблачения, когда мы выглядим совсем не так, как себя позиционировали в глазах других. То есть, стыд переживается, когда разрушается наш красивый, зачастую искусственный образ.

Часто стыд и вину смешивают, называя это совестью. Здесь, условно говоря, есть ложная, невротическая совесть, построенная на желании выставить себя в лучшем свете, и есть истинная совесть, оберегающая внутренний свет.

Безответственный человек может обернуть чувство вины в сторону саморазрушения; вместо того, чтобы как-то поправить ситуацию ему проще себя немного помучить. Это действительно совершенно бесполезный расход энергии. Казалось бы, чувство вины не является продуктивным переживанием, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но с этим переживанием не все так однозначно.

Под влиянием чувства вины человек зачастую не способен сделать выбор в сторону желаемой жизни. Нечто на бессознательном уровне диктует ему выбор таких условий, при которых он будет страдать, чтобы искупить свою «вину». Чувство вины, ограниченное самокопаниями чревато снижением самооценки и потерей уверенности в своих силах. Когда появляется возможность что-то в своей жизни наладить, чувство вины может диктовать: «ты не достоин этого, это – не для тебя».

Иногда люди годами застревают в определенном слое энергетики. Перемены им кажутся чем-то недоступным, невозможным, они просто не верят, что достойны лучшего образа жизни. Вокруг – одни и те же лица и события, сплошной порочный круг, колея, выскочить из которой, не представляется возможным. Такой вариант событий прочно закрепляется апатией, депрессией, пассивностью и страхом за будущее. Чем дольше человек плавает в болоте застоявшихся событий и переживаний, тем больше он боится сделать шаг в сторону неизвестного. Как быть?

В статье «лечение депрессии», я уже упоминал один из самых эффективных способов выхода из пассивного уныния. Это – активный образ жизни. Регулярные усилия, движение и преодоление себя пережигают дурные эмоции.

Если человек, например переживает чувство вины, когда питается нездоровой пищей, и набирает лишний вес, очевидно, лучшей направленностью этого переживания будет спорт и здоровое питание. В таком ключе чувство вины является мощным мотиватором перемен.

Если человек переживает чувство вины за какой-то проступок в прошлом, который он не способен исправить сейчас, это значит, что в настоящем просто необходимо привнести тепло, понимание и гармонию в то, что есть здесь и сейчас. Например, если в прошлом вы несправедливо обидели человека, и ощущаете чувство вины, не стоит себя терзать. Достаточно относиться с теплом, пониманием и дружелюбием к людям рядом с вами в настоящий период жизни.

В таком ключе благодаря мудрой активной позиции и ответственности за свои действия, чувство вины становится эмоциональным мостом от эгоизма, жадности и раздражительности к мудрости, любви и пониманию. Чувство вины – переходное переживание от нижних центров сознания к высшим.

Наглядный пример, демонстрирующий подобное действие чувства вины отображен в образе главного героя – отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим, и спустя годы стал святым целителем.

Иногда важно уметь искренне просить прощения. При этом стыд может навязывать различные обходные протоколы и компромиссы на пути от эгоизма к совести. Еще лучше любых слов – та энергетика, тот настрой, в который вы облекаете свои действия. Человек может не понимать, что руководит его отношением к вам, однако почти каждый чувствует на подсознательном уровне то, какими переживаниями вы руководствуетесь в своем отношении к миру.

Однако само переживание вины, также, как и любые другие переживания является проекцией. Если вы находитесь на пути самопознания, необходимо учиться отделять переживания от событий. Речь о том, что у чувства вины, как и у других переживаний нет реального объекта. Чувство вины существует в субъекте, а не во внешнем мире. Можно назвать это кармой текущего момента. Мы оцениваем жизнь теми переживаниями, которые проходят через нас, поэтому на одно и то же событие разные люди реагируют по разному. Можно сказать, что на данном конкретном этапе человек имеет своеобразный набор переживаний, которые ему так и так суждено прожить. События лишь активируют эти переживания, но не являются их истинной причиной.

А запускается этот механизм в раннем детстве, когда в психике возникают идеальные образы правильного поведения. Следуя этим образам, мы ощущаем блаженное одобрение. Отклоняясь от них, маятник начинает шкалить на чувстве вины и презрении к себе. На progressman.ru этому явлению посвящена отдельная статья. Этот механизм – словно внутренний полицейский, координирующий поведение. Чтобы избавиться от него, важно понять, что с вами – уже все в порядке, вы – уже хороши как есть. Иными словами, важно принять себя как есть.

Никто не может иначе. Просто захотеть и стать лучше – невозможно. В нашей голове нет таких волшебных рычажков, которые волшебством могли бы сделать нас кем-то другим – кем-то более сильным и светлым. Невротичный вариант вины возникает, когда мы удерживаем в сознании некий идеальный образ себя – мечту о том, какой наша персона должна быть. Жизнь с такими идеалами заполнена страданиями – унижение и чувство вины на таком пути следуют по пятам. Мы не только не можем иначе, мы и не должны жить иначе. Каждый может и должен быть только собой.

Для окружающих, особенно в рабочей официальной обстановке наше чувство вины само по себе не несет никакой пользы. Взрослая жизнь требует от нас исправления ошибок, а не самобичевания. Ответственность и чувство вины – разные вещи. Нет такой обязанности – стыдиться и переживать вину. Самое лучшее, что можно сделать – поправить ситуацию на уровне событий. Если исправляться уже поздно, тогда терзать себя – тем более бесполезно. Достаточно сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.

Да, чувство вины – эмоция со знаком «минус». Однако в жизни может случиться такой период, когда в эмоциональной сфере происходит нечто вроде локальной революции. Если человек страдает от эгоизма, гордыни и жадности, признание своих заблуждений почти неизбежно сопровождается виной. И в такой момент прятаться от чувства вины и стыда – себе дороже. Проще спокойно принять происходящее, позволить этому томительному переживанию сделать свою работу – если суждено, раскрыть сердце и ослабить чувство собственной важности.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

progressman.ru

СОВЕСТЬ — это… Что такое СОВЕСТЬ?

– высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов.
С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.


* * *
(калька с греч. symboulion) — 1. в религиозном контексте – нравственное ядро личности человека, данное ему от природы, свыше, абсолютный нравственный императив, некий внутренний голос или голос Бога в человеческой душе; 2. в психоанализе – система моральных ценностей человека или та часть личности человека, которую он ощущает как голос моральных ценностей. Термин, строго говоря, относится только к сознательным ценностям и к сознательным «тихим голосам», и его не рекомендуют смешивать с супер-Эго, отличающимся от совести тем, что оно частично бессознательное и содержит повеления, под которыми индивид сознательно едва ли «подпишется». В любом случае эти два понятия относятся к различным системам отношений; 3. система усвоенных индивидом нравственных запретов и побуждений, то есть внешних ограничений и стимулов, которые присваиваются личностью обычно в детско-подростковом возрасте и тем самым становятся её внутренним достоянием, обычно весьма устойчивым к более поздним искушениям или непоколебимым даже в экстремальных ситуациях. Нравственный дефицит (то, что ранее считалось главным признаком психопатии) является, предположительно, результатом как нарушения психического развития (неспособностью усваивать, персонализировать нормативные ограничения), так и уродующего влияния бездушной социальной среды или сочетания обоих упомянутых факторов развития личности. Повидимому, психическое расстройство, если оно приводит к размыванию консолидидованного нравственного ядра личности, должно быть достаточно серьёзным, а при органической патологии мозга диффузным, весьма тяжёлым или повреждающим высшие психофизиологические структуры головного мозга; 4. чувство моральной ответственности за своё поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения. См. Моральное развитие.


* * *
(соотносится с ведать «знать», весть, буквально «сознание», «совместное знание») – нравственное сознание, нравственное чутье, внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру и отвращающее от лжи и зла.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста (А. Пушкин, Борис Годунов).

Совесть изображали как строгую женщину, внимательно глядящую на сердце, которое помещено под ее рукой (ср. выражение положа руку на сердце), ее белое одеяние стянуто золотым поясом, на котором написано «Крик совести»; путь, который она держит, усеян терниями и устлан цветами (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).


* * *
высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания Включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, Желание изменить, исправить случившееся. Совесть — один из признаков высокого уровня личностного развития человека. Утрата совести ведет к психологической деградации человека.


* * *
– способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

   Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

   Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

   Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

   По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

   Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

   Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

   Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

   Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

   Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

   В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

   Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.

   

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Чувство вины. Совесть. Эго

Чувство вины, угрызений совести, сожаления о содеянном, время от времени возникают в каждой душе. Например, только после смерти нашей матери мы начинаем осознавать, что могли бы относиться к ней с большей терпимостью, лучше о ней заботиться, проявлять по отношению к ней больше уважения, любви, благодарности…

Чувство вины — очень вредная, отрицательная эмоция. Хотя люди говорят: «Человек должен иметь чувство вины, чтобы осознать свою ошибку. Пока у человека не появится чувство вины, он не сможет изменить своё поведение к лучшему».

Чтобы заставить человека изменить своё поведение, мы изобретали различные способы тонкого наказания, чтобы вызвать у человека чувство вины: изображали на своём лице недовольство, обиду, начинали плакать…
Потому что мы ошибочно полагали, что чувство вины приведёт к преобразованию поведения человека. Однако на самом деле это не так. Точно так же, как гнев является очень вредной отрицательной эмоцией в любых количествах — от раздражения и недовольства до крика и побоев — точно то же самое относится и к чувству вины. Энергия чувства вины и энергия гнева — резко негативны.

Что такое чувство вины? Это не что иное как гнев по отношению к самому себе.
Например, вы начинаете плакать, чтобы вызвать у человека чувство вины. Вы хотите, чтобы он изменил своё поведение и полагаете, что ваши слёзы и возникшее в результате них чувство вины у того человека заставят его изменить своё поведение. Однако для преобразования нужна позитивная энергия. Вместо того чтобы наполнить человека позитивной энергией своей любви, терпимости, приятия, удовлетворённости, вы наполняете его негативной энергией своего отчаяния, недовольства, тревоги, беспокойства… Таким образом вы не только не помогаете ему преобразовать своё поведение, но напротив, лишаете его этой возможности, отобрав у него душевные силы, необходимые для своего преобразования.

Наша совесть на каждом шагу подсказывает нам, что правильно и что неправильно. Однако мы не всегда прислушиваемся к внутреннему голосу совести, поскольку бываем слишком заняты внешними вещами. Поэтому в то время, хотя мы знаем, что правильно, мы всё-таки выбираем неправильное.
С самого детства родители учили нас: «Правильное — хорошо, неправильное — плохо».
Когда впоследствии мы осознаём, что поступали неправильно, у нас в уме естественным образом возникает мысль: «Я плохой человек…» Тогда начинается этот процесс самобичевания: «Я плохой человек…»
Когда что-то неправильно, это можно исправить. Ладно, я поступил неправильно, поработаю над собой, исправлю, в будущем больше так поступать не буду.

Но что такое чувство вины? Это считать себя плохим, недостойным человеком. При этом моё чувство собственного достоинства резко понижается, и тогда становится очень трудно повысить свой уровень мышления, изменить своё поведение и поступать правильно. Почему? Потому что вместе с чувством собственного достоинства резко понижается уровень душевных сил. Человек начинает ненавидеть, презирать самого себя. Он постоянно говорит себе: «Я — плохой, Я — плохой». Вот что делает с собой человек, находящийся под влиянием состояния чувства вины. Если я постоянно наношу себе эти удары: «Я — плохой, Я — плохой», — разве может быть какое-то позитивное преобразование?
А люди говорят: «Чувство вины заставит его осознать и измениться»…

Одну вещь нам надо очень хорошо понять раз и навсегда: «Для позитивного преобразования себя или других людей необходима позитивная энергия».

Поэтому, если вы хотите добиться позитивного преобразование себя, вы должны наполнить себя позитивной энергией.
Если вы хотите, чтобы другие люди изменили своё поведение, свои привычки, санскары, вы их должны наполнить позитивной энергией своих вибраций уважения, любви, приятия, терпимости, удовлетворённости.

Пока есть чувство вины, преобразование невозможно. Душевное состояние такого человека будет продолжать опускаться всё больше и больше. Для позитивного преобразования нужно прежде всего избавиться от чувства вины.
Каким образом?
Создавая в своём уме такие мысли: «Да, я допустил ошибку, поступил неправильно, но я не плохой человек. Сейчас я поработаю над собой, наполню себя позитивной энергией, исправлю ошибку и не буду больше допускать её в будущем. Изначально кто Я? Теперь я понимаю, что изначально я — чистая душа. Прекрасная, совершенная душа, исполненная спокойствия, счастья, блаженства. Я, душа, забыла свою изначальную истинную сущность и поэтому совершила много неправильных действий. Теперь, когда я осознала свою истинную сущность, у меня появилась сила измениться и исправиться».

«Я — плохой человек», — это самосознание не является истинным. Истинное сомосознание: «Я — чистая душа».
Причиной неправильных, ошибочных действий является неправильное, неистинное самосознание. Когда душа меняет самосознание с ложного (телесного) на истинное (духовное), она перестаёт совершать неправильные действия. Тогда каждое её действие становится правильным.

Духовность учит нас: «Вот это то, кем я был (человеком в телесном сознании), теперь я пришёл в своё истинное самосознание (я — душа). В телесном сознании я, душа, совершила много неправильных действий. Прошлое — прошло. Что было — то было и прошло. Точка. Теперь я понимаю «я — чистая душа», и поэтому у меня есть сила делать всё правильно. Имея эту силу, я способна излечить себя».

Если мы регулярно практикуем медитацию, мы способны услышать голос нашей совести и имеем достаточно силы, чтобы следовать советам нашей совести. Если же силы недостаточно, мы скорее будем следовать советам нашего эго, чем советам нашей совести.

Если мы поняли, что уделяли недостаточно внимания нашей маме, пока она была жива, мы можем также понять, что хотя физически у нас нет возможности исправить эту ошибку, но ведь душа нашей мамы где-то есть. Она продолжает свою роль в каком-то другом человеческом теле на этой Земле. Всё, что я о ней думаю, излучается из моего ума и достигает той души. Если я продолжаю испытывать чувство вины, вспоминая свою мать, она продолжает получать от меня негативную энергию чувства моей вины по отношению к ней. Вместо того чтобы исправить свою ошибку, допущенную в прошлом, когда она была жива, я усугубляю свою вину, посылая в её адрес негативную энергию чувства вины, сам того не подозревая.

Нам нужно понять это раз и навсегда: когда душа оставляет тело, это не значит, что она исчезла. Когда люди вспоминают ушедшую душу с чувством вины или другими отрицательными эмоциями, они продолжают посылать в адрес той души негативную энергию.

ОСОЗНАТЬ — значит положить конец негативному мышлению в любой форме.

Вместо негативного мышления на основе чувства вины я сижу в медитации и мысленно посылаю много любви в адрес той души. Я вспоминаю ту душу, проявляя в своём сознании её образ и создаю в своём уме мысли любви в отношении той души. Я приношу ей свои извинения. У меня не было возможности извиниться, пока она была в теле, но сейчас у меня есть возможность посредством медитации послать в адрес той души мои искренние извинения. Мои вибрации непременно достигнут той души.

Что значит принести свои искренние извинения? Это значит изменить своё поведение и не повторять ошибок прошлого. «Искренние» извинения предполагают позитивные мысли и чувства. Они предполагают решимость измениться и не повторять ошибок прошлого.
Иногда люди говорят: «Я десять раз попросила у неё прощения, она всё равно не может меня простить!» Почему это происходит?
Спросите себя: «Какого характера энергия сопровождала мои извинения?» Были ли мои извинения искренними? Искренние извинения предполагают: «Отныне ни одного импульса негативной энергии в твой адрес!» Не рассчитывайте, что ваши извинения будут приняты мгновенно. Это потребует какого-то времени. Результат будет зависеть от устойчивости моего состояния. Чем более устойчивым будет моё состояние, тем меньше времени потребуется на налаживание взаимоотношений.
Если я сказала «извини», она не приняла, я обиделась — это просто бесполезно. Это не называется искренними извинениями.

Предположим, я допустил ошибку, в результате которой человек создал в своём уме мысли обиды и получил душевную травму.
Что делать в этом случае?
У меня нет возможности излечить его. У меня только есть возможность дать ему силу, чтобы он сам излечил себя.
Каким образом? Каким образом дать ему силу?
Посредством медитации. Я могу в медитации, проявив мысленно перед собой образ той души, создавать в своём уме мысли и чувства покоя, счастья, любви, удовлетворённости, добрых пожеланий. Душа будет улавливать мои мощные вибрации любви и добрых пожеланий. Это будет давать ей силу для излечения её душевной раны.
Однако это будет работать лишь при условии, что к этому не будет примешиваться ни одного импульса негативной энергии. Не должно быть так, что я создаю в отношении той души мысли любви и добрых пожеланий, а через полчаса думаю: «…но вообще-то ей не следовало бы так поступать…» Тогда мои добрые пожелания работать не будут. Необходимы только мысли высокого качества, несущие заряд позитивной энергии.

по материалам из книги: Б.К. Шивани — «Взаимоотношения».

//rodoswet.ru/karta-sajta/ — карта сайта.

rodoswet.ru

Понятие совести

Содержание

Введение

1. Понятие совести

1.1 Совесть и стыд

1.2 Виды совести по Фромму

2. Совесть как категория нравственного сознания

2.1 Задача совести

2.2 Функции совести

3. Императивность морали

4. Значение совести в педагогике

5. Функционирование совести

Заключение

Список литературы

В ведение

Совестьпредставляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть – это внутренний контролер человека.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг.

Если человек спокоен при невыполнении долга, безнравственен, его называют «бессовестным» — им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляет свою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрения совести.

Психологи выявили: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая всеми моральными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.

1. Понятие совести

Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Совесть предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Когда говорят о свободе совести, имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Совесть — черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Слабое развитие совести у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело.

Совесть предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.

Совесть – это наш внутренний голос, который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Известный отечественный филолог Д.Н. Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

По В. Далю: совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Итак, мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

1.1 Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть — нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания — стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд – это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

mirznanii.com

Больше, чем чувство, или что значит следовать совести

Для некоторых из нас первой встречей с совестью, возможно, стали слова мудрого сверчка Джимини Крикета из «Пиноккио», который призывает героя следовать его совести. У других, быть может, эта встреча произошла в первом классе катехизации, где мы узнали, что совесть – это «тихий голос» внутри нас, который позволяет отличить правильное от неправильного. Вне зависимости оттого, откуда – из диснеевского мультика, или от сверхъестественной благодати, или того и другого вместе – мы довольно рано узнали, что это хорошо и даже необходимо – следовать за нашей совестью.

Достигнув более зрелого понимания христианской морали, мы по-прежнему признаём своей основополагающей обязанностью следование нашей совести. Церковь учит, что совесть – это особое место внутри нас, где Господь говорит с нами. Совесть дает нам основу для принятия правильных, добрых решений и избегания злых импульсов и искушений. Даже на уровне естества мы сталкиваемся с действием совести: язычники, как и христиане, испытывали чувство «глубоко в душе», что одно делать правильно, а другое – нет.

Для христиан, конечно, совесть выходит за рамки элементарного естественного права, которое доступно для каждого человеческого сердца: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2: 14-15). Чем больше нашу совесть формируют Христос и Его Церковь, тем тоньше она становится настроена на правду, добро и красоту.

Совесть – это не просто окно в естественное право, но место, где мы, в самом деле, встречаем Бога живого и истинного. Евангелие предостерегает нас от исповедования веры в Бога до тех пор, пока мы не в состоянии воплощать в своей жизни то, о чем Он говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лука 6:46). Например, что хорошего будет в том, что наша совесть скажет нам «нехорошо обманывать своих кредиторов», если у нас нет намерения действовать в соответствии с этим руководством? Это походило бы на вождение в ночи, не включая фар. Такой преступно безрассудный подход неизбежно приведет к катастрофе.

Таким образом, становится ясно, что у нас есть серьезная обязанность делать то, что мы считаем правильным в глазах Бога, и это влечет за собой следование нашей совести. Как учит Церковь, наше достоинство и даже наша вечная жизнь лежат в нашем послушании голосу Бога внутри нас (см. II Ватиканский Собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире, 16).

Где я ошибся?

Всё это хорошо в теории, но сама идея, что значит «следовать совести», была массово недопонята и даже искажена в последние десятилетия. Вместо того, чтобы служить светом божественной истины, для современного человека совесть зачастую служит оправданием отклонения этой истины. Этот современный феномен отделяет нас от фонтана милосердия, которое Господь предлагает нам через Церковь. В конце концов, если мы не понимаем, что больны, мы и не будем искать духовного лекарства.

Всякий раз, молясь в акте раскаяния, мы уповаем на Божью помощь, но мы также говорим Господу, что твердо намерены избегать этого греха в дальнейшем. Иными словами, мы стремимся делать все от нас зависящее, чтобы прервать цикл греха в нашей жизни, чтобы уничтожить нашу духовную болезнь на корню.

В таком случае, было бы крайне полезно иметь представление о первопричинах наших грехов. Мы все спрашиваем себя: «Где я ошибся?» Конечно, мы все склонны ко греху из-за нашей падшей природы, но так же верно и то, что грех – это не что-то инновационное. Наши грехи не так уж оригинальны. Спросите любого духовника! На самом деле, вполне можно проследить связь между большинством наших грехов и базовыми моральными ошибками, некоторые из которых тесно связаны с нашим пониманием совести.

В связи с этим, я считаю одной из самых поучительных записей в Катехизисе пункт 1792. В нем перечислены основные причины, почему мы входим в заблуждение. Вот что он говорит: «Незнание Христа и Его Евангелия, дурные примеры, подаваемые окружающими, рабство страстям, претензия на дурно понятую независимость совести, отказ признать авторитет Церкви и ее учения, отсутствие обращения и любви могут быть источниками ошибочности суждения в нравственном поведении».

Доктринальное инакомыслие имеет реальные последствия в нравственной жизни. Мой плохой пример может привести других ко греху. Невежество не блаженство, когда дело доходит до Евангелия. Но давайте конкретно рассмотрим эти «ошибочные суждения в нравственном поведении», которые  непосредственно проистекают из неадекватного понимания совести.

Кто принимает решения?

Одна из самых больших проблем сегодня – то, что «совесть» путают с чувствами и страстями. Многие люди ссылаются на мантру «если чувствуешь, что это тебе на пользу, сделайте это». Конечно, если бы это действительно было моральным императивом, то закон Божий по существу будет: «Ты должен делать все, что чувствуешь полезным для себя». К сожалению гедонистов, этот стих не из Библии. Зато вот что говорит нам евангелист Матфей: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»(Мф. 7:13-14).

Правильно сформированная совесть учит делать то, чего хочет Бог, а не то, чего я хочу. Есть множество внутренних (наши предпочтения, воспоминания, мотивации, неупорядоченные желания) и внешних голосов (семья, друзья, СМИ), конкурирующих за наше внимание. Нам нужно определенное внутреннее устройство, чтобы иметь возможность слышать голос Пастыря, различать закон Божий, который уже в наших сердцах. В противном случае, мы делаем все, что целесообразно и приятно, и небрежно предполагаем, что следуем нашей совести.

Вот почему Катехизис приводит «рабство страстям» в качестве источника моральных ошибок. Даже тогда, когда мы достаточно хорошо осознаем наш внутренний мир, наши страсти постоянно пытаются вырваться на свободу и отвлекают нас от слушания Святого Духа, ищут щель в нашей броне. Если наш ум и воля не прочно опираются на нравственный закон, наши страсти возьмут на себя роль совести.

Внутренний мир предполагает определенное количество спокойствия и тишины, но страсти очень громкие и требовательные. Совесть проливает свет Христов на ситуации в нашей жизни, но, когда мы попадаем в тиски, позволяя страстям направлять нас в принятии решений, нашу совесть ослепляет привычка ко греху. Нам нужна добродетель благоразумия, чтобы разобраться в конкурирующих «голосах» в нашей жизни таким образом, чтобы сделать благочестивый выбор.

Процесс утверждения

Другим источником ошибочных суждений в нравственном поведении является «претензия на дурно понятую независимость совести». Это правда, что никто не может быть принужден действовать против своей совести. Но это совсем не означает, что католик с чувствительной совестью может подвергнуть учение Церкви в области веры и нравственности процедуре личного утверждения.

Некоторые католические комментаторы утверждают, что хорошо сформированная совесть и официальное католическое учение могут прийти к противоположным выводам в нравственных вопросах. Это мнение прямо противоречит Катехизису, пункт 2039: «Не следует противопоставлять личную совесть и разум нравственному закону или Учительству Церкви». Католик просто не может утверждать, что у него правильно сформированная и хорошо информированная совесть, если он не знает, неправильно понимает, или отклоняет божественный закон и таким образом совершает действия, которые Церковь считает глубоко неупорядоченными.

Верно также и то, что человек должен следовать велениям «определенных решений его совести» (ККЦ1790). Давайте посмотрим на это на практике, однако. Представьте католика, который читает следующий отрывок из энциклики Папы Иоанна Павла II «Евангелие жизни»:

«Поэтому силою власти, данной Христом Петру и его преемникам, в общении с епископами, которые многократно осуждали прерывание беременности, а в рамках вышеупомянутой консультации единодушно — хоть и были рассеяны по всему миру — выразили одобрение этой доктрине, я заявляю, что прямое прерывание беременности, то есть задуманное как цель или как средство, — всегда серьезное прегрешение против нравственности, ибо является добровольным убийством невинного человеческого существа. Эта доктрина основана на естественном праве и на писаном слове Божием, передана церковным преданием и преподана в обычном и вселенском Учительстве». (Evangelium Vitae, 62)

Может ли католик, читающий этот отрывок, быть уверенным, что он или она правы в этом вопросе, а Церковь – нет? Является ли католиком тот, кто продолжает поддерживать аборты, становясь, таким образом, своим собственным Папой Римским?

Если мы действительно верим, что Иисус есть Господь, и что Он говорит авторитетно через Свою Церковь, то мы не просто советуемся с Ним – мы следуем за Ним! Когда я говорю своим детям, что я хочу, чтобы они сделали (потому что я хочу для них добра), я ожидаю послушания. Я не считаю это послушанием, когда они просто принимают то, что я говорю, как «предложение» и делают вместо этого совершенно другое.

Конечно, следование закону Божьему является вопросом послушания, но еще более речь идет о любви. Как говорит наш Господь: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин. 14:15). Я знаю, что один из величайших актов любви мои дети являют мне, делая то, что я прошу их сделать. Когда дело доходит до следования Божьему закону, акт реального послушания из любви, безусловно, более приятен для Него, чем просто на словах и «по соображениям совести». Как Он говорит в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф. 7:21)

Мой персональный Иисус

Другим источником ошибок, тесно связанным с первыми двумя, является «отказ признать авторитет Церкви и ее учения». Это ведет к кризису объективной истины, отсутствию уверенности в объективных нравственных нормах и, в конечном итоге, к широкому неприятию Бога и Его действия в нашей жизни, которое известно как «секуляризм». Как красноречиво отметил Папа Иоанн Павел II в энциклике «Евангелие жизни», когда мы теряем чувство Бога, мы теряем чувство человеческого достоинства, за чем обязательно следуют серьезные, систематические преступления нравственного закона.

Но даже для католиков, которые не в полной мере поддались секуляризму и стремятся следовать за Христом на каком-то уровне, Церковь по-прежнему становится камнем преткновения в некоторых вопросах. В лучшем случае, это проявляется как крипто-протестантизм, в худшем – может свидетельствовать о ранних стадиях полной потери веры. Когда данная Богом власть Церкви урезается, создается значительный вакуум. Где истина? Некоторые довольствуются демократическим или утилитарным подходом: дайте людям то, что они хотят! Вместо того чтобы доверить учение Церкви кучке непросвещенных стариков (преемникам апостолов, то есть), они скорее вынесут эти вопросы на голосование. Если большинство людей используют контрацетивы или поддерживают однополые браки, например, Церковь должна смягчить свою позицию в этих вопросах. В конце концов, единственный смертный грех – нетерпимость.

Другие находят истину в совершенно приватизированной вере в «себя и Иисуса», без сложностей и требований Церкви. И это удивительно удобно, когда каждый субъективный «Иисус» одобряет его или ее моральные отклонения. Зачем стремиться быть более похожими на Христа, если можно создать свою собственную копию Христа, более похожую на нас?

В своем обращении к Папской Академии «В защиту жизни» от 24 февраля 2007 Папа на покое Бенедикт XVI решительно напоминает нам, что формирование правильной (т.е. основанной на истине) и честной (т.е. без противоречий и компромиссов) совести абсолютно необходимо для христианской жизни.

Когда такая совесть является нашим руководителем, мы можем вести жизнь, достойную Евангелия, делая правильный выбор в соответствии с достоинством христианина. Так или иначе, мне нравится думать, что Джимини Крикет это одобрил бы.

Leon J. Suprenant

Источник: Catholic Answers Magazine

Перевод: Анастасия Орлова

Больше интересного:

xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai

Что такое совесть?

«У вас нет совести!», «Совесть бы поимел!», «Совесть – самый лучший контролер». «Угрызения совести». Эти и многие другие высказывания про совесть нам не раз и не два приходилось слышать в жизни. Так что такое совесть? Для чего она нам нужна? Как узнать, есть она у нас или нет, и как ее не потерять?

Совесть представляет собой эдакий регулятор наших отношений с окружающими людьми. При этом регулятор этот у каждого свой. Совесть человека – есть понятие сугубо индивидуальное, нет в ней эталонности, нельзя ее измерить и сказать: «Моя совесть больше твоей». Все зависит от того, насколько способен человек регулировать свое морально-этическое поведение, нормы которого у каждого разные и зависят воспитания, социальной среды обитания, личностных качеств, жизненного опыта. На уровне чувств совесть помогает нам оценить ошибочность или верность действий или поступков.

Что такое совесть: совесть в жизненных примерах

Совесть оказывает сильное влияние на нашу жизнь и может повлечь за собой нешуточные моральные страдания (особенно у эмоциональных и чувствительных личностей) вследствие совершения плохого или даже просто неправильного поступка по отношению к кому-либо. К примеру, мы можем нахамить пассажиру в транспорте ввиду своего раздражения или недостатка воспитания. Так называемый «совестливый» человек извинится за свое неподобающее поведение сразу или будет испытывать «муки совести» еще длительное время, а для «бессовестного» хамство – это норма, с этим ничего не поделаешь. Мы можем нагрубить родителям, которые не устают нас учить жизни, но потом понимаем, что были не правы, ведь с детства нас учили, что грубить старшим – это плохо. Во многих ситуациях, участниками которых мы становимся каждодневно, совесть ограждает, предостерегает нас от совершения действий, о которых мы потом будем жалеть, как бы подавая тревожный сигнал об ошибочности, неправильности или нецелесообразности того или иного поступка.

Что такое совесть: источники совести

Основы совести закладываются родителями в нас еще в раннем возрасте (в 3-5 лет), а процесс ее формирования и называется воспитанием. При этом наиважнейшую роль тут играют отнюдь не словесные истории о том, что такое плохо и что такое хорошо, а наглядное поведение родителей и их реакция на действия и поступки малыша. Чтобы воспитать в ребенке совесть, нужно сильно потрудиться. Так, если вы говорите, что врать – это плохо, а потом сами же говорите неправду, что ожидать от ребенка, который считает, что все поступки родителей – норма поведения и для него? Если вы учите ребенка уважительному отношению к взрослому поколению, а потом срываетесь друг на друге или на окружающих, то дадут ли зачатки совести хорошие плоды? Если малыш сделал что-то неправильно, не нужно сразу кричать: «Нельзя так делать!» и наказывать его за проступок. Объясните доступно, почему именно нельзя, какими это может обернуться негативными последствиями («Если ты будешь трогать горячую поверхность утюга, то обожжешь пальчики, будет очень больно, ты не сможешь играть в игрушки, рисовать», «Если ты не поднимешь с пола игрушки и не положишь на место, кто-нибудь наступит на них и они сломаются» и т.д.).

Позор, стыд и совесть

Когда мы кого-то осуждаем, можно сказать, мы стыдим человека, пытаемся пробудить в нем совесть. Чувство стыда является индикатором морального поведения. Считается, что у него существует такой синоним, как позор. Это не совсем верно. Стыд на самом деле – это определенное состояние нашей души, самоосуждение. Позор же – это навязанное нам состояние души, можно сказать, провокация. Нас кто-то оскорбил, рассказал о нас нелицеприятную историю, а мы приняли это на себя, мы ощущаем себя опозоренными (и не важно, правду сказали или выдумали). И тут уже нам становится стыдно. Стыд гложет человека более глубже, чем совесть.

Что такое совесть: разновидности и формы совести

Науку о морали, в частности совести, называют этикой. Этика классифицирует совесть по:

1. Содержанию (подлинная, формальная).

2. Форме проявления (индивидуальная, коллективная).

3. Интенсивности проявления (страдальческая, приглушенная, активная).

Формы совести также представлены достаточно широким диапазоном проявления: это и сомнение, и муки совести, и болезненные колебания, и упрек, и исповедь, и стыд, и самоирония, и др.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *