Чувство верность: Верность — это не чувство, это решение

Содержание

Тема по ВПП № 12 для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту и призыву, а также для прапорщиков и мичманов Журнал Министерства обороны Российской Федерации

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №05 2022 Г

 

Д. САМОСВАТ,

подполковник запаса

 

 

Патриотизм — уставная и нравственная обязанность военнослужащего

Патриотизм — неотъемлемый компонент боевой мощи, постоянной боевой готовности Российской армии и флота, фундамент морально-психологического облика и высоких боевых качеств личного состава. Он необходим для успешного выполнения военнослужащими обязанностей в мирное и в военное время, играет роль одного из решающих факторов победы в войне.

 

Теоретические основы, истоки,

традиции патриотизма

 

Патриотизм как уставная обязанность военнослужащих закреплена в п.

18 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Она гласит: «Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов». Однако патриотизм как одна из основных составляющих Русской идеи одновременно — часть отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как олицетворение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Н.А. Некрасов писал: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе человека в военной форме.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовно-нравственного выражения и реально-действенного проявления.

Определение патриотизма довольно часто встречается в словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой этого явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т. д.

Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от сформировавшихся у них взглядов и личной гражданской позиции, в т. ч. по отношению к своему Отечеству.

Патриотизм — тот фактор, который определяет социально-нравственную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.

В разные времена под патриотизмом в целом понималось служение народу и своему государству. Как чувство преданности определенной державе и ее институтам он существовал в Древней Греции, Риме и Средневековье. Во времена Киевской Руси смерть за родную землю считали почетной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре I Отчизна начала отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью людей. Но, несмотря на давность происхождения, это понятие до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

В литературе «патриотизм» (греч. patriotes —­­ соотечественник, от patris — «родина», «отечество») определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, своему Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

Например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов». Все эти определения объединяет одно чувство — любовь.

Более свежее, современное определение понятия «патриотизм» приведено в работах профессора В.И. Лутовинова. Оно сформулировано так: «Пат­риотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Оте­честву, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине».

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объект патриотизм

— Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества. Будучи субъектом патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности — патриотизма.

Где же начало русского патриотизма, его истоки? Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство здорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемом жизненном пространстве. Мы всегда болеем за близких, за людей своего круга, за свой мир, территорию. Вытеснение же, ущемление естественной жизни этноса вызывало своеобразную защитную реакцию — патриотизм.

Суровые природно-климатические условия нашей страны, ее воинственное окружение исторически вынуждали ее народы постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Отсюда особое отношение к воинской службе. Недаром в народном эпосе, в сказках, песнях, былинах воспевались героизм, мужество и отвага защитников Отечества. Еще древнегреческий историк Маврикий Стратег писал: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе».

Своими истоками формирование патриотической идеи в нашей стране уходит в далекую древность и совпадет с возникновением Русского государства. На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX–XII веков. Это был период зарождения российской государственности. Поэтому патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине.

Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

С принятием православия (988–989 гг.) патриотизм выражался в верности святой православной Руси.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты своей земли, а не захвата чужих. «Да не посрамим земли русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим — «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, важным слагаемым российского менталитета.

Петровская эпоха — эпоха державного (государственного) патриотизма. В этот период служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, непременным условием получения чинов, наград, званий. Кроме того, в годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь и Оте­чество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Вспомним в связи с этим обращение Петра I к российскому войску перед Полтавской битвой 1709 года. В нем чрезвычайно просто и емко сформулирована эта патриотическая идея: «Воины, — говорилось в обращении, — вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за родное Оте­чество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Объединение граждан страны на патриотической основе в период Петровской эпохи резко повысило могущество Российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило ее с государственностью.

«Государственный патриотизм» был закреплен законодательно в Уставе ратных и пушечных дел. Служба Отечеству, усердие в делах государственных объявлены главной добродетелью и законодательно закреплены в Табели о рангах, Учреждении к бою, Артикуле воинском и в Уставе морском как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С середины XVIII в. начали создаваться педагогические основы патриотического воспитания воинов. Так, Инструкция пехотного полка полковнику требовала от командиров проводить патриотическое воспитание воинов посредством регулярного разъяснения и чтения им уставов, артикулов и приказов; личным примером офицеров; пропагандой славы и могущества народов России, ее великодержавных символов.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

История нашего государства — это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому неудивительно, что стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других незаурядных личностей.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи, на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых — «служение Отечеству и своим ближним». «Быть русским» означало быть слугой Отечества.

В конце XIX — начале XX в. в стране начинает утверждаться гражданский либерально-государственный патриотизм. Ему присущи следующие черты:

свободолюбие и отрицание всех форм социального угнетения;

гражданственность;

духовно-нравственная возвышенность, интеллектуализм и военно-практическая направленность;

неразрывная связь патриотизма с православием, существующей государственностью и народностью;

историческая преемственность;

любовь к Родине и нетерпимость к социальному эгоизму и национальной исключительности.

В то же время официальная пропаганда отождествляла Родину с образом царя-самодержца, призывая народ и армию верно служить и сражаться за него.

Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За веру, царя и Отечество».

Патриотическая идея сохранила себя и после революции 1917 года. Народ нашей страны остался патриотом своего Отечества, но в стране утверждается советский патриотизм. Его особенности состоят в следующем:

преданность социалистическому Отечеству, его общественному строю;

сохранение лучших патриотических традиций прошлого;

неразрывная связь с интернационализмом;

общенародность;

сознательный характер, ясность понятий людей о гражданском долге;

классовый характер.

С той поры Отечеством считалось только социалистическое Отечество, а патриотом — только тот, кто защищает его, о чем свидетельствуют лозунги того времени: «За Советскую власть!», «За социалистическое Отечество!», «За победу коммунизма!», «За Родину!».

Сторонники общенародного, внеклассового общества относились к социально чуждым элементам, врагам народа. Преувеличивалась и роль интернационального характера социалистического патриотизма, что привело к переподчинению отечественных интересов задаче международной пролетарской солидарности. Такой курс выражался, например, в государственной символике и государственной идеологической парадигме с идеей мировой пролетарской революции.

Однако само понятие патриотизма, содержание патриотического воспитания наиболее отчетливо проявилось в идеологизации патриотических идей. В смертельно опасной для новой власти обстановке выдвигается лозунг: «Социалистическое Отечество в опасности!».

Необходимо отметить, что россияне во все времена с глубоким сознанием шли на лишения и даже на самопожертвование во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. Образ воина-патриота всегда уважительно воспринимался в обществе, а ратный труд считался престижным.

Так, например, мощь патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества. Народ и армия Советского Союза проявили небывалый по силе патриотизм, который стал залогом духовно-­нравственного превосходства СССР над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.

В наше время понятие «патриотизм» сводится к национально-государственному патриотизму как проявлению чувства гордости за свою страну при активном участии граждан в укреплении государственности. Современный отечественный патриотизм содержит в себе идеи:

державности;

гражданственности;

целостности;

уверенности в защите территории Российского государства;

ответственности перед Отечеством;

неприязни к национализму;

гордости за принадлежность к России.

В начале XXI века в Российской Федерации были заложены теоретические основы патриотизма как неотъемлемой части патриотического воспитания. Так, например, в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятой в 2003 году, определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Оте­честву.

В реалиях XXI века патриотизм стал и духовно-нравственным плацдармом для борьбы общества с терроризмом.

Президент Российской Федерации В.В. Путин не раз определял патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями: «Патриотизм — это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее… Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряли себя как народ, способный на великие свершения».

Таким образом, патриотизм воплощает не только нравственное чувство гражданина, но и гражданско-правовую обязанность этого гражданина, который своими патриотическими действиями стремится приумножать значение Российской Федерации, защитить интересы России и ее народа как внутри страны, так и на международной арене.

 

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны

 

Патриотизм представляет собой один из составных элементов структуры общественного сознания, в котором отражено отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. На протяжении многих веков эти отношения проявлялись только на уровне психологии, становясь в переходные и трагические моменты развития отчизны мощнейшим стимулом ее защиты.

Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития служат духовно-нравственный и историко-культурный компоненты.

Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма ни одна страна не могла добиться успеха в своих начинаниях. Во все времена, во всех армиях мира полководцами значительная роль в достижении победы над врагом отводилась патриотизму.

Каковы же роль и значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности нашей страны на современном этапе ее развития?

Во-первых, это воспитательная роль. Патриотизм позволяет воспитывать у военнослужащего, прежде всего, любовь к Родине и преданность Отечеству, что в конечном итоге помогает ее защитникам лучше осознать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Не случайно легендарный генерал А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».

Неподдельный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего — в верности своему конституционному, воинскому долгу и образцовом его выполнении.

Военно-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Его цель — формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Во-вторых, патриотизм оказывает дисциплинирующую и мобилизирующую роль, это та основа, на которой во все времена зиждилась боевая мощь наших Вооруженных Сил.

Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, мобилизует их на более ответственное отношение к служебным обязанностям, помогает справляться с напряженным ритмом военной службы, «заряжает» на успешное преодоление многочисленных трудностей в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке.

В-третьих, патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил России, прежде всего, его духовной составляющей. Патриотизм упрочивает духовные силы военнослужащих, сплачивает многонациональные воинские коллективы, повышает их ответственность за выполнение учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности войск, организованности и дисциплины.

То, что патриотизм служит питательным источником морального духа воинов, проверено многовековой историей войн и сражений. Уже в глубокой древности было замечено, что на ход и исход сражений и войн серьезное, а часто и решающее влияние оказывает состояние духа войск, что при определенных условиях храбрость и патриотизм солдат может компенсировать численный перевес противника.

Так, например, Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется патриотическим духом и лишь на одну четверть — численным соотношением противоборствующих сторон».

В-четвертых, патриотизм — важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил России. Патриотизм военнослужащих поднимает их на борьбу со всем негативным, что имеется в армейской жизни. Патриотические идеи снижают воздействие отрицательных факторов в мирных и боевых условиях (материально-бытовая неустроенность, сложные климатические условия, плохое настроение, паника и т. д.), которые негативно влияют на морально-психологическое состояние войск, их стойкость в бою.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:

беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за него жизнь;

непререкаемый авторитет Военной присяги, исполнение ее в любых условиях;

стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

личный пример командиров и начальников своим подчиненным и другие.

Анализируя положения Основного закона нашего государства, необходимо отметить, что в Конституции РФ идея патриотизма прямо не закреплена, но в преамбуле посредством таких понятий, как любовь и уважение к Отечеству, можно проследить косвенное закрепление данного института. Не случайно ежегодно Президент России, обращаясь с посланием к Федеральному собранию РФ, так или иначе затрагивает тему патриотизма.

Таким образом, говоря вкратце, быть воином-патриотом означает, что военнослужащий должен четко знать и выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои морально-боевые качества, строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

 

Методические рекомендации

 

Во вступительном слове следует подчеркнуть актуальность темы, так как она обусловлена сложностью решаемых Вооруженными Силами России задач, выделить значение патриотизма как фундаментальной, базовой составляющей в системе традиционных для России духовных ценностей в достижении военных побед.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо подчеркнуть роль и значение патриотизма как уставной, так и нравственной обязанности военнослужащего. Вся многовековая история России подтверждает необходимость обращения к ресурсу патриотизма во время кризисных, напряженных периодов развития страны. Сегодня под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм — частица целенаправленной деятельности по прогрессивному развитию и процветанию нашей страны.

Эффект от занятия удастся повысить, если изложение материала дополнить рассказом о конкретных проявлениях патриотизма в русской, Советской, Российской армиях, сопроводить лекцию просмотром и прослушиванием фрагментов музыкальных, фото- и кинопроизведений патриотической направленности.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Патриотизм как фактор развития российской государственности / Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей [под общ. ред. И.В. Бочарникова]. — М.: Московский дом национальностей, 2015. — 368 с.
  2. Ильин Ю.Д., Урюпин В.Н. Патриотизм — духовная основа национальной безопасности России // Военная мысль. — № 1. — 2022. — С. 47-64.
  3. Волков С.С., Пузевич Н.Л., Васильченков В.Ф. Критерии патриотизма в России // Военная мысль. — № 2. — 2019. — С. 146-157.
  4. Формирование патриотизма на традициях прошлого и современного опыта. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2021.
  5. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999.
  6. Приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Не обманное чувство. Восемь воронежских семей наградили медалями «За любовь и верность»

Восемь воронежских семей наградили медалями «За любовь и верность» в отделе ЗАГС Железнодорожного района в четверг, 7 июля. Праздничную церемонию приурочили ко Дню семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Именно в этот день традиционно чествуют образцовые семейные пары, которые прожили вместе в браке более 25 лет.

Среди супругов-юбиляров – Владимир и Светлана Момот, Владимир и Ольга Лесниковы, Владимир и Валентина Кривоносовы, Роман и Любовь Павловы, Николай и Валентина Чуйковы, Александр и Татьяна Сибиркины, Михаил и Ольга Николаенко, Юрий и Елизавета Ефановы.

Медали «За любовь и верность» вместе с поздравительными адресами губернатора Александра Гусева супругам вручила руководитель областного управления ЗАГС Марина Севергина.

– Многие говорят, что День семьи, любви и верности – это наш ответ Дню святого Валентина. На мой взгляд, Валентинов день – несколько детский праздник: в школах мальчики и девочки дарят друг другу валентинки, а парни приглашают девушек в кино. День любви, семьи и верности – это праздник состоявшейся семьи, с теплыми воспоминаниями, с семейными альбомами и традициями, – рассказала Марина Севергина.

Юбиляров поздравил и руководитель управы Железнодорожного района Леонид Беляев.

– Я желаю, чтобы в паруса вашего семейного корабля дул легкий ветер и чтобы вы обходили мели и камни на своем пути, – отметил он.

Депутат Воронежской облдумы, зампредседателя Комитета по бюджетной политике, налогам и финансам Елена Губина подарила юбилярам чайные сервизы и зонтики – для хорошей погоды в доме.

– Вы доказали, что любовь, верность и преданность способны преодолеть любые жизненные преграды. А семья – это самое дорогое в жизни каждого из нас, – обратилась к семейным парам Елена Губина.

Семьи поздравил и настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иерей Александр Шишкин, который возглавляет в Воронежской епархии отдел по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он подарил юбилярам иконы святых Петра и Февронии – покровителей брака и семьи – и вручил им благодарственные письма Воронежской митрополии.

Ко Дню семьи, любви и верности в Воронеже подготовили около 60 мероприятий

– Я хочу сказать вам слова поздравления и благодарности. Поздравления – потому что вы прожили много лет рука об руку. А благодарности – потому что вас можно без всяких пафосных слов назвать героями. Образ вашей семейной жизни дает ответы молодым брачующимся, которые задают вопрос: возможно ли любить друг друга спустя десятилетия после свадьбы? Возможно ли найти в супруге не просто некоего партнера по квартире, но близкого надежного друга? Хочу пожелать, чтобы Господь и дальше хранил и оберегал вас и чтобы ваши дети и внуки радовали вас, – отметил Александр Шишкин.

Среди награжденных медалью «За любовь и верность» – эффектная пара, супруги Ольга и Владимир Лесниковы, которые вместе уже 27 лет. Владимир в прошлом – военный летчик-инструктор. А Ольга возглавляет отдел опеки и попечительства управы Коминтерновского района. День, когда она познакомилась с мужем, Ольга в деталях помнит до сих пор.

– Мы с друзьями отдыхали на речке. Там меня и заметил Володя. Когда мы сели в машину и поехали по Северному мосту, Володя догнал нас на своей машине и попросил остановиться – он захотел познакомиться со мной. Мы влюбились друг друга с первого взгляда, для меня это было как вспышка, – вспоминает Ольга Лесникова.

Ольга уверена, что секрет семейного счастья один – это любовь.

– Это чувство не обманное, оно проходит через душу. Это как буря, как ураган, как шторм. Если любовь есть, брак будет счастливым и долгим, – добавила Ольга.

Супруги Владимир и Светлана Момот вместе уже 53 года. Владимир Ильич – кадровый военный, служил в ракетных войсках космодрома «Плесецк». Сейчас руководит областной организацией ветеранов ракетных войск стратегического назначения. Будущие супруги познакомились в 1965 году в Бакинском аэроклубе, где Светлана Степановна занималась парашютным спортом.

– В 1966 году я поступил в Харьковское командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. Три года я переписывался со Светланой. А в 1969 году мы поженились. Аэроклуб, в котором мы познакомились, мы вспоминаем до сих пор. Там зародились многие семьи. Наших друзей-парашютистов разбросало по всему бывшему СССР, но мы до сих пор держим связь, – вспоминает Владимир Ильич.

За долгую совместную жизнь супруги сменили девять гарнизонов. Это не помешало семейному счастью. У Владимира Ильича и Светланы Степановны трое взрослых детей – два сына и дочка. Сыновья пошли по стопам отца – стали военными.

Юрий и Елизавета Ефановы буквально на днях отметили золотой юбилей семейной жизни. Познакомились они еще в школе. Елизавета пела в школьном ансамбле и покорила сердце Юрия. Ради нее он освоил нотную грамоту и научился играть на баяне. Супруги вместе окончили музыкальное училище и воронежский институт искусств. Всю жизнь были преподавателями музыки. Сейчас Елизавета Николаевна продолжает работать в хореографическом училище.

– Очень хорошо, что в России возобновились традиции празднования дня памяти святых Петра и Февронии. Мы верующие люди и очень почитаем этих святых. Стараемся придерживаться христианских ценностей. Женились мы по большой любви. За всю семейную жизнь мы никогда по-серьезному не ссорились. Мелкие передряги бывают в каждой семье. Но мы всегда находили взаимопонимание, уступали друг другу, – поделился Юрий Ефанов.

Супруги Николай и Валентина Чуйковы вместе 43 года. Оба выросли в многодетных семьях с семью детьми. Познакомились в 1979 году на улице: Валентина прогуливалась вместе со своей подругой, тоже Валентиной. Впоследствии подруги вышли замуж в один день – сыграли двойную свадьбу.

– Нет особенного секрета семейного счастья. Брак – это терпение, уважение и преданность друг другу, – уверена Валентина Николаевна.

В конце праздничной церемонии управа Железнодорожного района совместно с управлением ЗАГС по Воронежской области подготовили для юбиляров сюрприз: на Аллее любви, которая находится в Январском парке за Железнодорожным отделом ЗАГС, для них высадили именные деревья – восемь молодых рябин. Каждую рябину «молодожены» украсили бумажными сердечками со своими именами.

Справка

Медаль «За любовь и верность» была учреждена еще в 2011 году. Ей награждают супругов, проживших в законном браке более 25 лет и заслуживших уважение сограждан крепостью семейных устоев. Ежегодно в Воронежской области медалями награждаются около 70 супружеских пар. В этом году награда вручена 61 семейной паре.

Лояльность сотрудников — ваш самый важный ресурс

Ситуационное лидерство ®

Создать курс Коучинг Дистанционное обучение Аккредитованные программы Онлайн обучение

← Вернуться к статьям

Лояльность сотрудников — это общий термин для обозначения набора эмоций, которые заставляют сотрудников чувствовать привязанность к своему нынешнему работодателю и с меньшей вероятностью увидеть более зеленую траву в другом месте.

Сотрудники — ваш самый ценный актив. У них должно быть ощущение, что ваша организация хочет для них самого лучшего, и в результате они будут продолжать делать все возможное и не искать другую работу. Это люди, которые работают изо дня в день, чтобы развивать ваш бизнес и помогать вам в достижении ваших целей, а преданные сотрудники могут творить чудеса для будущего вашего бренда.

Организации очень зависят от лояльности сотрудников; это важно для организационного успеха. В прошлом все еще существовала концепция «пожизненного найма», когда работодатели предлагали гарантированную работу в обмен на приверженность и лояльность. Сегодня работодатели находятся под давлением со стороны акционеров, чтобы они работали хорошо, и в результате не всегда могут гарантировать гарантии занятости. Поэтому неудивительно, что некоторые компании ежегодно теряют около трети своей базы сотрудников. С такими цифрами лояльность сотрудников может казаться делом прошлого.

Многие бизнес-лидеры обеспокоены чрезмерной текучестью кадров, особенно среди молодых сотрудников. В качестве причины они видят отсутствие лояльности у миллениалов. Молодые люди выросли, получая информацию по запросу, и подключенные к таким приложениям, как Twitter и Facebook, они постоянно получают информацию о новых возможностях трудоустройства через свои сети. Всем предприятиям в конечном итоге придется нанимать миллениалов, чтобы поддерживать их работу, и когда они это сделают, крайне важно, чтобы они делали все возможное, чтобы вызвать лояльность, необходимую для их удержания.

Кроме того, помимо мучений с наймом замены, замена этого сотрудника стоит около 20% от средней зарплаты сотрудника. Нет ничего хуже, чем нанять новичка, обучить его преуспевать в том, что он делает, только для того, чтобы он ушел и использовал свои хорошие навыки для конкурирующего бизнеса. Если бы это происходило слишком часто, ваша компания могла бы фактически стать тренировочной площадкой для ваших конкурентов, то есть им не нужно было бы проводить процедуры обучения, что поставило бы вас в невыгодное положение.

Очевидно, что прививать лояльность своим сотрудникам стоит.

«Обучай людей достаточно хорошо, чтобы они могли уйти, обращайся с ними достаточно хорошо, чтобы они не захотели». Ричард Брэнсон.

Лояльные сотрудники — это те, кого нанимают для выполнения конкретной работы, и они сделают все возможное, чтобы выполнить ее наилучшим образом. Лояльные сотрудники не только усердно работают за свою зарплату, но и привержены успеху вашей компании. Чаще всего они ставят интересы компании выше своих собственных, но всегда стремятся улучшить себя и свою роль.

Когда вы воспитываете лояльность людей, которые работают на вас, вы начинаете видеть невероятные преимущества для всех участников. Когда сотрудники лояльны к своему рабочему месту, они с большей готовностью вкладывают средства в свою работу, внедряя новые идеи и делая все возможное. В конце концов, лояльные сотрудники — это счастливые сотрудники, а, как сообщает Forbes, счастливые сотрудники означают «большую прибыль».

Связь между удовлетворенностью сотрудников и производительностью давно установлена. Pret a Manger объяснила значительный рост продаж более счастливыми сотрудниками. Некоторые пытались измерить эту связь, и одно исследование показало, что счастливые работники на 12 % более продуктивны, чем их менее удовлетворенные коллеги.

Успешная компания нуждается в сотрудниках, которые лояльны и привержены тому, что она представляет и чего она пытается достичь. Поэтому компаниям следует продолжать уделять внимание лояльности сотрудников и пытаться ее повысить.

Хорошее управление имеет решающее значение для формирования лояльности сотрудников

Согласно исследованию Gallup, на 70% мотивации сотрудников влияет их руководитель. Это связано с тем, что сотрудники, которым не хватает мотивации, не полностью посвящают себя должности и теряют продуктивность. Что в некоторых случаях может стоить компании миллионы и привести к плохому обслуживанию клиентов.

«Люди уходят от менеджеров, а не от компаний». Marcus Buckingham

Согласно опросу Gallup Poll, более половины (53%) работников считают себя «незанятыми», а еще 13% считают себя «активно невовлеченными». Это означает, что они на самом деле не вкладывают душу в свою работу — они приходят, выполняют работу и идут домой. Если они получат лучшее предложение о работе, они, вероятно, уйдут.

Сотрудники не будут чувствовать себя преданными своей организации, если они не видят смысла в своем участии в ней. Они будут в равной степени обескуражены, если не верят, что участвуют в реализации какого-то убедительного видения будущего. То же самое верно, когда их лидеры не «настоящие» — когда их поведение противоречит тому, что они говорят.

Самым влиятельным фактором, влияющим на вовлеченность и производительность сотрудников, являются отношения между работником и руководителем. Инвестиции в ваших менеджеров для развития динамичных лидеров обеспечат наибольший эффект. Нанимайте и обучайте менеджеров хорошо общаться, помогайте сотрудникам работать на подходящих для них должностях, давайте адекватную обратную связь и многое другое.

Единственное, что может остановить высокую текучесть кадров, — это поощрение большей лояльности сотрудников к компании. Дайте сотрудникам причину остаться или, что еще лучше, несколько причин. С экономической точки зрения гораздо проще сейчас потратить немного времени или денег на удовлетворение потребностей нынешних сотрудников, чем искать и нанимать новых.

Есть несколько простых шагов, которые вы можете предпринять как лидер и менеджер, чтобы развивать и повышать лояльность своих сотрудников.

10 советов, которые помогут вам воспитать лояльных сотрудников

1. Сильное руководство вдохновляет на сильную лояльность

Если вы продемонстрируете высокую степень лояльности к своей команде, вы обнаружите, что такая же лояльность возвращается к вам. В эти трудные времена вдохновляющая лояльность поможет вам получить максимальную отдачу от вашей команды и заложить основу для прочного успеха.

2. Общайтесь со своими сотрудниками

Конечно, часто не хватает времени, чтобы общаться с каждым сотрудником на социальном уровне каждый день, может быть даже трудно поддерживать это один раз в неделю в зависимости от размера вашего бизнеса. Тем не менее, важно, чтобы этот принцип выполнялся и мог восстановить любые сомнения в отношении ценности сотрудников для вашего бизнеса, поскольку вы предпринимаете шаги для регулярного общения со своими сотрудниками.

3. Покажите, что вы доверяете своим сотрудникам

Когда люди чувствуют, что им доверяют и их ценят, они, как правило, отвечают на эти чувства взаимностью. Когда это возможно, дайте своим сотрудникам право принимать решения, касающиеся их работы. Возникающее в результате чувство свободы и ответственности может вдохновить их на то, чтобы сделать все возможное, улучшая рабочую среду в целом.

Ваши сотрудники ликвидируют разрыв между вашим бизнесом и вашими клиентами, поскольку они люди, которые будут взаимодействовать с ними больше всего. Лояльные сотрудники с радостью расскажут о вашем бизнесе на своих условиях, что, в свою очередь, укрепит доверие и ваших клиентов. Поощряйте и доверяйте своим сотрудникам делиться своим опытом работы в социальных сетях и дайте им возможность говорить о вашем бизнесе, если они этого хотят.

4. Обеспечьте честную обратную связь и двустороннюю связь

Обратная связь жизненно важна для роста в любом качестве — будь то на рабочем месте или в личной жизни. Один из основных принципов любого бизнеса должен состоять в том, чтобы действовать честно и добросовестно, будь то по отношению к клиентам, покупателям или сотрудникам. Честное отношение к сотрудникам может не только помочь в общении, но и оптимизировать процессы вашей компании.

Предоставление обратной связи и помощь вашим сотрудникам в постановке и достижении индивидуальных и корпоративных целей невероятно эффективны. Предлагая что-то действенное, но честное, вы можете построить доверие и определенный уровень открытости со своими сотрудниками и, таким образом, устранить любую негативную иерархию на рабочем месте, которая медленно развивалась с течением времени. Кроме того, принимая критику и отзывы о собственном руководстве, сотрудникам будет намного проще учитывать ваши опасения/отзывы в долгосрочной перспективе в знак взаимного уважения.

5. Развивайте образ мышления миллениалов

Выпускники, скорее всего, хотят от своих работодателей идеального баланса между работой и личной жизнью так же сильно, как и хороших карьерных перспектив. Опрос, проведенный Accenture, показал, что 59 % выпускников предпочли бы позитивную социальную атмосферу на рабочем месте более высокой зарплате. Это всего лишь два примера того, как компаниям необходимо по-новому взглянуть на то, как предлагать стимулы для сотрудников. Простого повышения зарплаты может быть недостаточно, чтобы удержать выпускника в команде.

Еще один способ повысить вовлеченность сотрудников — дать им возможность самим устанавливать часы работы и решать, стоит ли и когда работать удаленно. Разделение работы, работа по совместительству и предоставление учебного отпуска могут повысить лояльность персонала и повысить эффективность организации.

6. Вознаграждайте своих сотрудников должным образом

Признание — один из ключевых факторов уважения и лояльности. Неспособность признать усилия или достижения вашего сотрудника, будь то на личном или профессиональном уровне, может привести к тому, что сотрудник не почувствует себя ценным или оцененным. Это часто приводит к тому, что сотрудники ищут возможности трудоустройства в другом месте. Дайте каждому возможность внести значимый вклад в организацию и убедитесь, что организация признает людей за вклад, который они вносят как личности и как команды

Сотрудники ожидают, что им будут платить столько, сколько они могли бы заработать, выполняя ту же работу в другом месте, и они чувствуют себя «обесцененными», когда им платят меньше. Сотрудники также ожидают, что им будут платить столько же, сколько их коллегам, выполняющим ту же работу, независимо от того, лучше ли эти коллеги договариваются о зарплате.

7. Устраните ненужную неопределенность

Нет никаких сомнений в том, что сегодняшнее рабочее место содержит больше неопределенностей, чем в прошлом. Экономика быстро меняется, и инновации постоянно подрывают ранее стабильные рынки. Согласно исследованию, проведенному в Университетском колледже Лондона, эта всепроникающая неопределенность создает атмосферу стресса, которая может сделать сотрудников несчастными.

В то время как ни одна компания не может исправить нестабильность экономики, компания может сделать работу более предсказуемой, просто информируя своих сотрудников и заранее предупреждая о неизбежных изменениях.

8. Будьте честны и нейтральны

Сотрудникам трудно чувствовать себя лояльными к компании, которая терпит людей, которые делают рабочее место несчастным для всех остальных. Жестокое начальство и коллеги значительно увеличивают стресс (и, следовательно, текучесть кадров). Убедитесь, что вы относитесь ко всем справедливо и прославитесь как честный менеджер.

9. Оказывайте поддержку и проявляйте искреннюю заботу

Предлагая благоприятную среду, сотрудники могут работать более комфортно, не опасаясь совершить ошибку. Это поощряет эксперименты и позволяет персоналу проявить себя. Уверенность в том, что их менеджеры помогут сотрудникам учиться на их ошибках, поможет развить и укрепить уважение между менеджером и сотрудником.

Вовлекайте сотрудников в процессы принятия решений. У сотрудников часто есть ценная точка зрения, которая не очевидна для членов управленческой команды. Такая поддержка вдохновляет ваших сотрудников и поощряет инновации, позволяя вам поддерживать актуальность вашей практики. В результате сотрудники будут еще больше вовлечены и лояльны к вашей компании.

10. Предложение обучения и развития

Обучение является важной частью ведения бизнеса. Вы хотите, чтобы ваши сотрудники работали как можно лучше, и для этого вам необходимо предоставить им ресурсы и инструменты, необходимые для достижения этой цели. Обучение может быть одним из самых мощных способов повысить ваш бизнес. Когда ваши сотрудники будут располагать правильной информацией и знаниями, необходимыми для выполнения их работы наилучшим образом, это окажет положительное влияние на ваш бизнес.

Кроме того, понимание того, чего сотрудник хочет добиться от своей карьеры, поможет вам принимать более обоснованные решения. Не у каждого сотрудника есть четкая карьерная траектория, а у некоторых есть большие ожидания, но нет четкой дорожной карты. Если вы сядете и поймете, чего ожидает от вас сотрудник, у вас будет возможность стать вторым пилотом на пути к обучению и развитию.

Предоставление признанной профессиональной квалификации в рамках программы обучения вашей компании значительно повышает ее профиль и статус не только на уровне сотрудников, но и для вашей организации в целом. Это само по себе может помочь повысить лояльность сотрудников.

Нужна помощь в развитии управленческих навыков для повышения лояльности сотрудников?

GBS Корпоративное обучение превратилось в одну из ведущих обучающих организаций Великобритании, предлагающую широкий спектр учебных решений. Мы не продвигаем и не верим в какое-либо «однозначное решение» проблем, стоящих перед сегодняшней чрезвычайно сложной и конкурентной коммерческой и культурной средой. Мы считаем, что не бывает двух одинаковых организаций и что одна и та же очевидная проблема в двух разных организациях не может быть решена с помощью одного и того же решения.

GBS разработает индивидуальное решение для обучения, которое идеально подходит для вашей организации, чтобы помочь вашим менеджерам и руководителям развивать навыки, способствующие развитию и укреплению лояльности и приверженности сотрудников. Мы исследуем, разрабатываем и применяем точно настроенные мероприятия по развитию, основанные на принципах 70:20:10, чтобы помочь справиться с проблемами сегодняшнего дня и подготовить ваших сотрудников к более сложным задачам завтрашнего дня.

Наши внутренние программы обучения также могут предложить вашим сотрудникам признанную квалификацию после успешного завершения, показывая им, что вы верите в их способности и готовы инвестировать в их будущее вместе с вами. Это также дает им больше доверия к тому, что они знают, что они могут сделать, и поможет обеспечить их лояльность к вашей компании.

Свяжитесь с нами сегодня, чтобы поговорить с нами о том, как мы можем помочь вашей организации с вашими потребностями в обучении лидерству и менеджменту.

5 способов повысить лояльность сотрудников (и почему это необходимо)

Вы когда-нибудь считали лояльность сотрудников важным компонентом своего бизнеса? Правда в том, что это жизненно необходимо. Сотрудники, которые привержены компании, с большей вероятностью будут хорошо выполнять свою работу и оставаться в компании в течение длительного времени, что делает их чрезвычайно ценными для успеха компании.

Удержание сотрудников и лояльность идут рука об руку. Отношения между работником и работодателем должны быть взаимовыгодными. Harvard Business Review, однако, утверждает, что баланс между ними ослабевает. Такой дисбаланс может быть даже причиной тихого увольнения, поскольку все больше сотрудников решают перестать делать все возможное для компании, которая, похоже, не отвечает взаимностью.

…несмотря на то, что выход за рамки возможного может дорого стоить сотрудникам, в здоровой организации эти затраты обычно уравновешиваются такими преимуществами, как увеличение социального капитала, благополучие и карьерный успех. Тенденция к тихому увольнению предполагает, что сотрудники все чаще чувствуют, что этот обмен стал несбалансированным: работодатели требуют от работников дополнительных усилий, не вкладывая в них достаточно средств взамен.

 Энтони С. Клотц и Марк С. Болино, Harvard Business Review

Лояльность сотрудников трудно измерить, но легко увидеть ее влияние на ваш бизнес и организацию. Крайне важно знать, насколько лояльны ваши сотрудники, чтобы вы могли предпринять шаги, чтобы гарантировать, что она не упадет и не ослабеет с течением времени, поскольку это негативно повлияет на ваши бизнес-операции, нанося ущерб его способности расти и процветать. Более того, это вредит вашим людям, которые вкладывают свое время и таланты в успех вашей организации.

Вот некоторые из наиболее эффективных способов измерения лояльности сотрудников, а также некоторые стратегии для создания и улучшения этого важного фактора успеха вашей организации.

Что такое лояльность сотрудников в компании?

В личных отношениях лояльность — более простая концепция — или, по крайней мере, ее легче визуализировать. Мы думаем о друзьях, семье и близких как о верных, когда они защищают наши интересы. Мы знаем, что эти люди не будут злословить нас, воровать у нас или пытаться причинить нам вред каким-либо образом.

Как выглядит это поведение применительно к отношениям между работником и работодателем? Означает ли это, что сотрудники не будут говорить плохо о компании? Что вы считаете «вредом» для организации?

Что такое лояльность сотрудников в компании?

Лояльность сотрудников — это степень приверженности и вовлеченности сотрудников в свою организацию. Лояльные сотрудники реже увольняются, ищут другую работу или негативно отзываются о своем работодателе. Они больше работают и с большим энтузиазмом относятся к своим ролям.

Лояльные сотрудники помогают компании создавать лучшие условия для себя и своих коллег. Они чаще, чем другие сотрудники, остаются в организации или возвращаются после отпуска. Лояльные сотрудники работают усерднее, у них меньше прогулов, они, как правило, реже меняют работу, более продуктивны на работе и лучше обслуживают клиентов, пока они на работе.

Проблема в том, что на самом деле нет быстрого пути к повышению лояльности сотрудников. Это происходит из последовательно сбалансированных отношений и доверия. Хотя такие стимулы, как более высокая заработная плата или продвижение по службе, могут использоваться в качестве поощрения для лояльных сотрудников, они не заменяют прочно установившиеся отношения.

Какие факторы способствуют лояльности сотрудников?

Три основных фактора, влияющих на лояльность сотрудников, это лояльность компании , удовлетворенность сотрудников и вовлеченность сотрудников .

Лояльность компании — это степень положительного отношения сотрудников к своему работодателю. Как правило, лояльность высока, когда сотрудники чувствуют себя хорошо оплачиваемыми и имеют адекватные льготы. Работодатели могут повысить лояльность сотрудников с помощью оздоровительных льгот, инвестиций в личное развитие и участия в значимых делах. Когда члены команды чувствуют, что их компания разделяет их личные ценности, они с большей вероятностью останутся.

BetterUp измеряет это отношение к компаниям с помощью показателя, известного как eNPS, или чистая оценка промоутера работодателя. Во время пандемии компании, которые проявляли заботу о благополучии своих сотрудников, продемонстрировали резкий рост eNPS.

Было показано, что удовлетворенность сотрудников коррелирует с высоким уровнем производительности труда. Когда сотрудники удовлетворены своими ролями, они чувствуют достаточное удовлетворение от работы, которую они выполняют, и вознаграждения, которое они получают. Им нравится работать со своими командами, и они чувствуют поддержку своих лидеров.

Наконец, вовлеченность сотрудников — это степень вовлеченности сотрудников в свою повседневную работу. Когда сотрудники очень увлечены своей работой, они проводят больше времени в состоянии потока. Они, как правило, выполняют более творческую, инновационную работу и сообщают о более высоком уровне удовлетворенности работой.

Сочетание этих трех факторов приводит к увеличению удержания сотрудников. Это означает не только более счастливых сотрудников, но и меньше времени и денег, затрачиваемых на поиск новых сотрудников, а также более низкую текучесть кадров. Лояльность формируется с течением времени, поэтому каждый сотрудник, остающийся в вашей компании, оказывает положительное влияние на организацию.

Как проверить лояльность сотрудников 

Вы не узнаете, как ваша команда относится к вашему лидерству, если не спросите. Лучший способ измерить лояльность сотрудников — периодически предоставлять им возможность поделиться отзывами. В идеале обратная связь (по всем направлениям) является важной частью корпоративной культуры.

Как уже упоминалось, компании могут объединять отзывы сотрудников в показатель, известный как eNPS (показатель чистого промоутера работодателя). Однако в исследовании BetterUp мы обнаружили, что несколько других характеристик, как правило, коррелируют с eNPS. Например, компании, в которых культура тесно связана, также, как правило, имеют более высокий показатель eNPS. А компании, которые инвестируют в развитие и благополучие своих сотрудников, также сообщают о высоких показателях eNPS.

Рекомендуется создать четкие каналы для сотрудников, чтобы они могли сообщать свои отзывы и проблемы своим руководителям. Когда организации искренне желают расти и прозрачны в отношении изменений, которые они вносят, это оказывает положительное влияние на лояльность сотрудников.

Роль руководства в развитии лояльности сотрудников

Менеджер является самым непосредственным связующим звеном сотрудника с организацией. И хотя люди интеллектуально знают, что между менеджером и компанией есть разница, границы зачастую очень размыты. Менеджер отвечает за реализацию политики организации и достижение ее целей. Когда менеджер демонстрирует токсичное поведение, компания, которая не вмешивается, может рассматриваться как молчаливо поддерживающая такое обращение.

В любом случае, нет никаких сомнений в том, что на наш рабочий опыт влияют наши менеджеры. И хотя хороший менеджер может не «спасти» плохо управляемую компанию, великая компания почти наверняка будет сдерживаться плохим управлением.

Менеджеры могут развивать лояльность сотрудников разными способами. Вот некоторые конкретные шаги, которые могут предпринять менеджеры, чтобы помочь:

  1. Поощряйте членов вашей команды, поддерживая их, хваля их работу и предоставляя им возможности для роста.
  2. Ищите возможности для реализации программ поощрения сотрудников, даже если они в небольшом масштабе. Людям нравится, когда их работу видят и ценят.
  3. Будьте честны и откровенны с сотрудниками в отношении целей компании, графиков работы или любых изменений, которые могут повлиять на их работу.
  4. Дайте сотрудникам возможность высказать свое мнение о том, как идут дела на работе. Поощряйте их брать на себя инициативу в ваших встречах один на один.
  5. Время от времени делитесь с сотрудниками своими мыслями, включая идеи о будущем компании или о том, что, по вашему мнению, хорошо работает сейчас.

5 способов создать и поощрить лояльность сотрудников

Чтобы повысить лояльность сотрудников, важно создать культуру компании, которая ценит людей. Сотрудники должны чувствовать, что их ценят, уважают и понимают. Им должны быть предложены возможности для роста — как внутри компании, так и на личном уровне.

Для этого важно понимать, что привлекает ваших сотрудников. Некоторые компании делают себя привлекательными, предоставляя большие преимущества или чувство общности, которое заставляет людей чувствовать себя счастливыми, когда они приходят на работу каждый день. Другие компании могут сосредоточиться на возможностях профессионального развития или предоставить сотрудникам больше самостоятельности в том, как они выполняют свою работу. Ясно одно: универсального подхода к повышению лояльности сотрудников не существует. Каждая компания добьется успеха, если будет действовать по-своему.

Вот несколько рекомендаций по формированию и поощрению лояльности сотрудников: 

1. Оцените свою организационную структуру

Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники могли эффективно общаться с руководством, полезно иметь организационную структуру, которая правильно соответствует вашему этапу роста.

На начальных этапах более плоская структура может помочь услышать голос каждого сотрудника. По мере роста может быть лучше функциональная или матричная структура, чтобы каждый человек чувствовал себя частью команды. Если у вас есть сотрудники с пунктирной структурой отчетности, обратите пристальное внимание на уровни вовлеченности и удовлетворенности. Что бы это ни было, получите мнение вашей команды о том, насколько хорошо оно работает и что нужно изменить.

2. Проведение оставшихся интервью

Многие организации проводят выходные интервью, в ходе которых они расспрашивают сотрудников об их опыте, когда они увольняются. Вместо этого подумайте о том, чтобы остаться на интервью. Узнайте, что членам вашей команды нравится и не нравится в их работе. Подумайте о том, чтобы спросить, что они будут искать на новой работе (если они уйдут).

3. Покажите им деньги 

Одной из основных причин, по которой сотрудники уходят с работы, является компенсация. Если ваши лучшие таланты довольны своей оплатой (и на уровне рынка для этой роли), у них будет меньше причин видеть, что трава зеленее в другом месте. Зарплата не перевесит токсичную рабочую среду. Но если все остальное идет хорошо, это является важным фактором для большинства людей в процессе принятия решений.

5. Инвестируйте в своих сотрудников

Еще одна ключевая область, которую ищут сотрудники? Возможность профессионального развития и роста внутри организации. Когда есть достаточно возможностей для роста, сотрудники с большей вероятностью сделают все возможное. Они захотят сделать больше, потому что увидят, какую пользу это принесет им самим и компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *