Цели и задачи арт терапии: Цели арт-терапии — Арт-терапия в психологии

Цели арт-терапии — Арт-терапия в психологии

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация  — выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно «направить в другое русло» и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

С помощью методов арт-терапии  успешно  разрешаются  внутри — и межличностные  конфликты, кризисные состояния,  проводится  работа  с  травмами, потерями,  тревогами,  а также  развивается  креативность,  повышается  целостность  личности.  Арт-терапия  помогает обнаружению  личностных  смыслов  через  творчество.  

 Другие цели арт-терапии — самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

 Преимущества метода арт-терапии

в том, что он:
1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально — приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
7) развивает и усиливает внимание к чувствам;
8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

 Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии

(то, что оказывает исцеляющий эффект):
1) фактор художественной экспрессии — воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;
2) фактор психотерапевтических отношений — динамика взаимоотношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;
3) фактор интерпретаций и вербальной обратной связи — трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.

Арт-терапия, ее цели и направления

Понятие арт-терапии

Определение 1

Арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на занятиях пациентов творчеством (в первую очередь, изобразительным).

У арт-терапии нет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна и может быть использована практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек может выражать себя и свои чувства через мелодию, звуки, движения и рисунки. Иногда это является единственным доступным человеку способом заявить о себе, как о творческой личности.

Сегодня существует два основных подхода понимания арт-терапии и практической работы по этому направлению:

  • арт-терапия в качестве направления психотерапии, связанного с использованием в отношениях между специалистом и клиентом разных видов искусства;
  • арт-терапия в качестве одного из направлений психотерапии, связанного с использованием в отношения специалиста и клиента визуальных и пластических средств самовыражения.

Направления арт-терапии

Известно два основных направления арт-терапии, выделенных на основании использования произведений искусства и творческих продуктов.

  • Использование готовых произведений, принадлежащих мастерам изобразительного искусства и музыкального творчества, отражающие сложность и динамичность переживаний. Их использование помогает снизить беспокойство клиента, связанное с отсутствием умения рисовать, писать музыку или сочинять стихи.
  • Использование плодов самостоятельного творчества – в творческом процессе индивиды самостоятельно создают уникальные и оригинальные работы – коллажи, мелодии, рисунки, песни и пр.

На основании используемых видов искусства и средств творческого самовыражения, принято различать изотерапию, глинотерапию, куклотерапию, библиотерапию, музыкотерапию и пр. Создание рисунков, например, относят к изотерапии, изготовление кукол и работу с ними — к куклотерапии и пр.

Уровни применения арт-терапии

На сегодняшний день арт-терапию используют многие психологи и педагоги.

Здесь необходимо понимать и уметь распознать уровень осуществления работы:

  • Арт-терапия в качестве профессии – в таком случае специалист будет называться арт-терапевтом. Чтобы иметь возможность работать на данном уровне, специалист должен пройти курсы повышения квалификации на основании уже имеющегося у него педагогического, психологического, медицинского образования, которые по продолжительности займут не менее двух лет.
  • Использование методов арт-терапии – оно не предполагает, что специалист является арт-терапевтом. Он имеет специальное психологическое образование и работает в рамках других направлений, например, юнгианского анализа или гештальт-терапии, и при этом использует отдельные методы арт-терапии, например, проективный рисунок.
  • Использование техник арт-терапии – в таком случае специалист имеет четкое представление о том, какие конкретные приемы и техники арт-терапии он может использовать в своей работе, например, «Мой герб».

Цель, задачи и особенности арт-терапии

Цель арт-терапии – восстановить и гармонизировать психическое состояние человека, сформировать у него способность находить оптимальные для него способы поведения.

Задачи арт-терапии:

  • фокусировать внимание клиента на его собственных ощущениях и чувствах;
  • создавать наилучшие для него условия, помогающие осознать, проговорить те представления, мысли и чувства, которые он привык подавлять;
  • помочь найти социально приемлемые способы выражения положительные и отрицательных эмоций.

Процессу арт-терапии характерны некоторые особенности, которые отличаются его от других психотерапевтических направлений и связаны с тем, что отношения клиента, участников группы и арт-терапевта опосредованы продуктом творческой деятельности клиента.

Основными особенностями являются:

  • триадичность – наличие триады клиент – продукт творческой деятельности – терапевт. Клиентом создается продукт творчества, он рассказывает о нем и получает обратную связь;
  • экспрессивность – творческая работа и ее результат помогают выразить чувства через визуальные, аудиальные и пластические средства;
  • метафоричность – собственное мировоззрение индивид выражается в художественном образе;
  • креативность – предполагает создание уникального творческого произведения;
  • научение – человек, создавая творческий продукт, приобретает опыт самоощущения, самопознания и самовыражения в творческой деятельности, а воспринимая произведения искусства получает представления о мировосприятии, ценностях, переживаниях и жизненном опыте автора;
  • ресурсность – процесс создания рисунка или скульптуры, сочинение сказки или музыки актуализируют и развивают спонтанность, эксперименты, позволяя осознать и выразить свою неповторимость;
  • материализация – в результате творческой деятельности выражены представления и переживания автора, которые могут быть рассмотрены, изучены и даже изменены.

Основные механизмы процесса арт-терапии

Творческое самовыражение предполагает, что клиент создаст уникальную, неповторимую работу – рисунок, скульптуру, аппликацию, коллаж, сочинение, песню и пр.

Проекция проявляет себя в том, что индивид переносит на изобразительный продукт неосознаваемые или скрытые потребности, переживания и представления.

Сублимация предполагает выражение в социально-приемлемой форме потребностей и эмоций.

Объективация – индивид свои переживания изображает и проговаривает вслух после того как выполнит каждое упражнение.

Рефлексия представлена осознанием индивидом собственных потребностей и переживаний, представлений о самом себе и людях, мире и там, как он воспринимается окружающими, включая участников группы.

Цели, решения и обязательства – Творчество в терапии

Недавно я прочитал книгу Гретхен Рубин « Проект счастья », в которой она в течение года пытается повысить свой общий уровень счастья. Хотя Рубин подчеркивает, что ее книга о том, как быть счастливым в повседневной жизни, а не о лечении чего-то серьезного, такого как клиническая депрессия, как терапевт, читающий книгу, я не мог не провести параллели между ее опытом и вмешательствами, подходами или проблемами, которые часто приходить в терапию.

Цели и решения

Один интересный момент, который возникает у Рубина, — это идея целей и решений. Каждый месяц в ходе проекта она занимается определенным аспектом жизни (например, работой или дружбой) и устанавливает цели на месяц, которые призваны помочь ей стать более счастливой. В течение года «Рубин» продолжает жить в соответствии с решениями всех предыдущих месяцев, добавляя новые. И чтобы считать себя ответственной — и отдать себе должное — она ведет таблицу этих решений и каждый вечер оценивает себя, выполнила ли она свои решения в тот день.

Рубин обсуждает, что для нее цель — это то, чего вы пытаетесь достичь и достичь — как только вы достигли цели, с ней покончено. Однако решение — это то, чего вы никогда не достигаете, потому что постоянно работаете над ним.

Мне кажется, что цели и решения часто могут идти рука об руку. Чтобы жить в соответствии с нашими решениями, может быть полезно установить конкретные цели. Например, мне как арт-терапевту важно уделять время творчеству, но я часто позволяю другим обязанностям или отвлекающим факторам мешать. Чтобы изменить это, я могу решить больше заниматься искусством, но также может быть полезно поставить себе цель , например, заниматься искусством по крайней мере три раза в неделю.

Обсуждение Рубином целей и решений напомнило мне о важности постановки и контроля целей в терапии. Определение целей с клиентом в начале терапии — это не просто необходимый шаг в планировании лечения, это также может быть мощным фактором в процессе изменений. Определение целей может помочь клиенту начать понимать, что в его жизни все может быть по-другому, и начать визуализировать, как может выглядеть эта разница. Цели также могут помочь клиентам не сбиться с пути и мотивировать их в процессе терапии. Прогресс в достижении этих целей может быть очень приятным и помочь вселить в клиентов надежду и чувство выполненного долга. Рубин обнаружила, что ведение ежедневной таблицы своих решений было очень полезным и одним из самых важных факторов успеха ее проекта.

Из своего клинического опыта я также понял, что постановка конкретных целей имеет реальную ценность. Многие терапевты знакомы с идеей S.M.A.R.T. Цели — создание целей клиента, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени. Несмотря на то, что этот формат часто используется вне требований политики управляемого медицинского обслуживания или агентства, цели SMART имеют реальную клиническую пользу.

Например, общая цель детей, проходящих терапию, — «уменьшить гнев». Если это предел нашей цели, клиент и родитель могут возвращаться каждую неделю и сообщать о незначительном прогрессе, если гнев вообще проявляется. Однако, если цель конкретна и измерима, ребенок может почувствовать реальное чувство успеха и мотивации, когда он сможет сообщить, что стал меньше кричать с 5 раз в день до одного раза в день. И, не забывая спрашивать клиента на каждом сеансе об их прогрессе, терапевт может обеспечить подкрепление прогресса, помочь клиенту определить, что работает для достижения его целей, и где все еще остаются проблемы.

Концепция решений может быть полезна в терапии, чтобы напомнить клиентам, что жизнь, которую они хотят, требует постоянных усилий. Нельзя просто достичь цели в терапии, а затем перестать работать над ней; нужно решить жить определенным образом каждый день. И важно напомнить клиентам, что никто не идеален в выполнении своих решений.

Ценность решений заключается в том, что даже если вы однажды потерпели неудачу, вы продолжаете пытаться снова на следующий день, чтобы воплотить в жизнь свое решение. И решения не исчезают просто так, когда терапия заканчивается. В примере с ребенком, который работает над гневом, он может достичь своей конкретной цели — сократить количество криков до одного раза в день, а затем прекратить терапию. Однако, чтобы продолжать быть успешными, им нужно продолжать принимать некоторые решения, чтобы справляться со своим гневом, такие как «делать перерыв, когда расстроен» или «прощать других». Это может быть важная беседа с клиентом, помогающая ему определить решения, которые они будут продолжать соблюдать после достижения своих целей.

Обязательства

Другой ценной и связанной концепцией терапии и изменений может быть идея обязательств. В модели лечения «В поисках безопасности» клиентов просят каждую неделю брать на себя обязательство, которое они будут выполнять до следующего сеанса. Этим обязательством может быть любое действие, которое приведет их к цели.

Мне нравится эта идея, потому что она дает силу клиенту. Терапевт не дает «домашней работы», о которой клиент может забыть или сопротивляться. Вместо этого, поощрение клиента к принятию на себя обязательств не только требует, чтобы клиент взял на себя определенную ответственность за внесение изменений, но также позволяет клиенту быть экспертом в отношении себя и того, что ему нужно. И обязательство — это не то, что должно быть достигнуто, как цель; обязательство — это просто то, что клиент попробует.

Я понимаю, что многие люди придут к этим словам — цель, решение, приверженность — со своими предпочтениями, опытом и пониманием. (И мне было бы интересно услышать, как другие видят различия). Однако самое главное – это обсудить это с нашими клиентами. Видят ли они разницу между решениями, целями и обязательствами? Если да, то какая для них разница в том, как они вносят изменения и замечают прогресс? Если они установили решение, которое кажется расплывчатым или недостижимым, можем ли мы помочь им разбить его на маленькие, достижимые цели или обязательства?

Арт-терапия для целей и решений:

Коллаж может быть отличным средством для изучения решений и целей. В начале терапии создание коллажа о будущем или своих целях может помочь клиентам начать обдумывать изменения, которые они хотят произвести, и начать видеть некоторую надежду. Ближе к концу лечения коллаж о целях может помочь клиенту обдумать будущие цели после завершения терапии. Коллаж о решениях может помочь клиенту сосредоточиться на важных вещах, которые он узнал в терапии, и на том, что нужно продолжать после терапии, чтобы он мог жить полной и удовлетворенной жизнью. Клиент может забрать домой свой коллаж из решений, чтобы иметь осязаемое напоминание о том, как он пытается жить.

Коллаж «Цели и обязательства»

Кстати, в рамках моего личного и постоянного решения выделить время для творчества я начну свой следующий семинар «Шесть степеней творчества» — «Внимательная студийная практика» Ханны Клаус Хантер — и надеюсь поделиться своим опытом. {Читать здесь}


Никогда не пропустите сообщение! Подпишитесь на рассылку по электронной почте.


Кэролин Меломакулу — лицензированный брачный и семейный терапевт и зарегистрированный арт-терапевт в Остине, штат Техас, которая работает с детьми, подростками и семьями. Для получения дополнительной информации об индивидуальной терапии, консультировании детей и подростков, семейной терапии, групповой терапии подростков и услугах арт-терапии посетите: www.therapywithcarolyn.com .

Этот блог не предназначен для диагностики или лечения психических заболеваний. Все директивы, вмешательства и идеи должны использоваться квалифицированными лицами в рамках их образования, подготовки и практики. Информация, представленная в этом блоге, не заменяет профессиональную подготовку в области психического здоровья, психотерапии, консультирования, арт-терапии или игровой терапии. Хотя любой человек может получить исцеляющий опыт с помощью искусства, арт-терапия требует руководства обученного арт-терапевта.

Этот блог содержит партнерские ссылки (полное описание см. здесь ). Если вы хотите помочь поддержать блог без каких-либо дополнительных затрат, пожалуйста, перейдите по ссылкам Amazon и совершайте покупки, как обычно. Ваша поддержка очень ценится!

Арт-терапия: определение, аудитория и преимущества

Свяжитесь с нами | Справочник специалистов

ФР RU

Главная > ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УХОДОМ > Вся наша забота Пример > Арт-терапия

Что такое арт-терапия и для кого она нужна?

  • Арт-терапия — Определение

  • Арт-терапия — Принципы и цель

  • Кому подходит арт-терапия?

Арт-терапия.

Определение

Арт-терапия — это сопровождение, которое использует потенциал пациента для художественного самовыражения и творчества в целях психотерапии или личностного развития.
Практикуется через различные формы художественного выражения: раскрашивание (ведущая дисциплина арт-терапии), театр, музыка или пластические искусства.

Арт-терапия. Принципы и цель

Арт-терапия не направлена ​​на сам художественный процесс: этот способ сопровождения i s не касается качества или эстетического вида продукции пациента.
Этот терапевтический подход заключается в постепенном появлении внутренних образов субъекта (прошлый опыт, мечты, стремления…). Арт-терапия обращается к телу, разуму и творчеству пациента, чтобы дать ему доступ к новой части себя, а также способствовать его физическому и психическому исцелению.
Проходит сеанс арт-терапии индивидуально или в группе и проходит в форме художественной мастерской. Перед началом творческой работы, в начале сеанса, терапевт определяет причины и цели , которые побуждают пациента следовать этой терапии. Затем терапевт дает технические советы по выбранной художественной деятельности и побуждает пациента выражать себя, визуально представляя то, во что он или она решили инвестировать.
Продолжительность терапии варьируется. Для выявления проблемы может потребоваться небольшое количество сеансов. Однако терапия может охватывать большее количество встреч между пациентом и терапевтом.

Кому подходит арт-терапия?

Арт-терапия предназначена для нескольких категорий населения и позволяет сопровождать пациентов с различными проблемами: на нескольких уровнях развития болезни. Эти пациенты также показали снижение уровня тревоги и депрессии и улучшение качества жизни.


  • Уменьшение стресса и беспокойства : Сеанс арт-терапии, включающий рисование, рисование, письмо и коллаж, может быть полезен для уменьшения стресса и беспокойства и повышения положительных эмоций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *